Урок литературного чтения в 4-м классе «Волшебник и великий музыкант»
план-конспект урока на тему

Шишкина Ирина Петровна

Урок литературного чтения в 4-м классе

«Волшебник и великий музыкант»

(по рассказу К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)

Цель: познакомить с творчеством знаменитых людей; воспитывать внимательное отношение к авторскому слову; учиться высказывать свои мысли, обосновывать свою точку зрения; развивать художественный вкус; прививать любовь и интерес к чтению, классической музыке; 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _konspekt_korzina_s_elovymi_shishkami.doc1007 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4-м классе

«Волшебник и великий музыкант» 

(по рассказу К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)

Цель: познакомить с творчеством знаменитых людей; воспитывать внимательное отношение к авторскому слову; учиться высказывать свои мысли, обосновывать свою точку зрения; развивать художественный вкус; прививать любовь и интерес к чтению, классической музыке;

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Постановка учебной задачи

"Волшебник и великий музыкант" (К.Г. Паустовский)

(эпиграф написан на доске)

Учитель:

Не жалейте сердца, не таите

Доброты и нежности своей,

И своих прозрений и открытий

Не держите в тайне от людей...

Торопитесь все отдать при жизни,

Чтоб, уйдя к небытию во власть,

Теплым ливнем, снегом ли пушистым

Снова к милой родине припасть.

        То, что прозвучало в этих строках, касается всех нас. Автор этих стихов дает совет всем людям, как правильно пройти свой жизненный путь. Он говорит о том, что каждый человек должен оставить свой добрый след на земле. Именно так прожили свою жизнь люди, которым будет посвящен этот урок литературного чтения. Это Константин Георгиевич Паустовский и Эдвард Григ.

- Ребята, сегодня мы продолжим работу над рассказом К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и попробуем в конце урока ответить на вопрос: «Чем же должен жить человек?».

- Посмотрите, на доске эпиграф. Кому посвящены эти слова? (Э. Григу)

- Что вы знаете об этом человеке?

- Природу какой страны описал в своем рассказе К. Паустовский и воспел в музыке Э. Григ?

- Для того, чтобы лучше представить себе природу далекой Норвегии, давайте посмотрим на экран и послушаем музыку Э. Грига.

(Учитель на фоне музыки и слайдов читает)

Сурова и прекрасна природа Норвегии. Высокие скалы, горные ущелья, сумрачное величие хвойных лесов и причудливые извилистые фьорды.

 Музыка Э. Грига помогает представить неброские краски норвежской природы, плеск волн моря, горное эхо и все неуловимые движения души человеческой, так светло и трепетно описанные в рассказе К. Паустов-ского.

III. Анализ произведения.

«Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена» - так начинается повествование.

- Что делал в лесу композитор? Зачем он приходил сюда не однажды?

        (Гулял, любовался природой, черпал вдохновение в увиденной красоте).  

- Как выглядел осенний лес? Давайте найдем его описание в тексте.

- Какие приёмы использует автор, чтобы так поэтично, так образно и ярко описать красоту осеннего леса?

 - Олицетворение: «эхо живет, ждет, швыряет»

     (Паустовский большой мастер олицетворений)

 - Сравнения: «листва сравнивается с медью и золотом, эхо с птицей пересмешником»

 - Эпитеты:  «весёлое эхо, грибной воздух, осенний наряд»

               

- Посмотрите на рисунок. Какой эпизод изображен?

- О чем разговаривают Дагни и Григ? Давайте найдем этот диалог и прочитаем его по ролям.

(чтение отрывка по ролям)

- Смогли вы по этому небольшому отрывку понять, каков же Григ по характеру? Подтвердите свои ответы рассуждениями.

Добрый - ищет подарок для незнакомой девочки; ребенок его не испугался. По тексту: «Испугаться она не могла, потому что глаза у него смеялись; помог (предложил сам) донести корзину.

Характер мягкий – вкрадчивый голос, застенчивый, терпеливый. «Она совсем запутала меня»,- и сказал так, как говорят взрослые, когда попадают в неловкое положение перед детьми

Общительный, простой – находит общий язык с простой девочкой (Дагни – дочь лесника, а он -  уже знаменитый композитор)

Наблюдательный – заметил цвет глаз Дагни и как в них поблескивали огоньки листвы.

- Какой предстала перед нами и перед композитором дочь лесника?

Она мала, но трудолюбива, тащит домой тяжёлую корзину с шишками.  Доверчива: сразу рассказала незнакомцу о доме, игрушках.

 Она мила, красива: у неё большие, как у куклы зелёные глаза, тихий от смущения голос.

Она чуткая: нежно думает о старом дедушке и сочувствует ему.

 А главное у неё доброе сердце, умеет думать и печалиться о других.

Гостеприимная – пригласила Грига в гости.

- Как вы думаете, почему Григ захотел сделать Дагни подарок?

(Она очаровала его. Гуляя по осеннему лесу, любуясь его красотой, Григ вдруг видит ее удивительные глаза, отражающие зеленую листву. Она сможет понять и оценить ту музыку, которую композитор  для нее напишет.)

- Почему Григ решил отсрочить подарок?

(Григ задумал духовный подарок - музыку. Не всегда маленькие дети понимают музыку, поэтому композитор обещает её через 10 лет. Дагни тогда исполнится 18 лет)

- Дома вы составляли план рассказа. Как вы озаглавили 1 часть?

  1. Встреча в осеннем лесу.

- О чем говорит внимательному читателю описание дома композитора?

- С чем сравнивает автор это жилище?

-  Что было украшением дома Грига? Почему?

- Музыку не передать словами. Но  мастерство К. Паустовского и использованный им приём олицетворения позволяют услышать, как рояль великого композитора может петь о порыве человеческого духа и о любви, а клавиши могут тосковать, смеяться, греметь бурей и гневом.

- Каких слушателей Григ ценил больше?

        (Синиц на дереве, загулявших матросов из порта, прачку из соседнего дома, сверчка, снег и Золушку в заштопанном платье.)

 - Прочитайте, какие чувства пробуждала музыка Грига у тех, кто ее слушал?

- Давайте и мы попробуем услышать, как композитор рисует природу, как меняется музыка.

 (Звучит "Утро" Э. Грига)

- Как вы думаете, был ли Эдвард Григ счастливым человеком? Найдите в тексте слова, подтверждающие это.

"Я старик, но я отдал молодёжи жизнь, работу, талант. Отдал всё без возврата. Поэтому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни."

- Как эти слова характеризуют Грига?

        (Жил для других, бескорыстно отдавая себя людям без остатка.)

- Как можно озаглавить 2 часть?

2. В доме композитора Грига

Физкультминутка

- Как вы озаглавили 3 и 4 части рассказа?

3. Дагни у тётушки Магды

4. Подарок для Дагни        

- Прошло время. В 18 лет Дагни закончила школу и отец отправил ее в город.

 Куда любила ходить Дагни в городе?

- Почему она плакала после спектакля? Как ее это характеризует?

        (Чуткая, впечатлительная, ранимая, с трепетной душой)

 Вот она собирается на концерт с дядей и тётей. Опишите, какой стала Дагни.

(Стройная девушка с тяжёлыми русыми длинными косами цвета старого золота, красивая, с сияющими большими глазами, одетое в длинное театральное чёрное платье из таинственного бархата)

- Итак, девушка необычайно красива, концерт проходит в парке, стоят белые ночи. Всё так чудесно и таинственно, что ждёшь: вот-вот произойдёт чудо. И чудо происходит. Какое?

- Прочитайте, что услышала Дагни в посвященной ей музыке?

- А теперь послушаем музыкальное произведение. Попробуем и мы услышать и почувствовать  в музыке то, что хотел много лет назад сказать девочке старый композитор.

- Почему Дагни плакала, слушая музыку Грига?

(Это слёзы благодарности. Люди плачут не только от горя, но и от больших светлых чувств, кроме того, Дагни жаль, что композитор умер, и она не скажет ему спасибо.)

- Сейчас я хочу предложить вам поработать в парах. Выполните тестовые задания по этому произведению, а номера правильных, на ваш взгляд, ответов впишите в окошки с соответствующим номером.

Задания для I ряда

Впишите букву правильного ответа в клетку, соответствующую номеру вопроса. Прочитайте получившееся слово.

1. Как Григ объяснил Дагни, почему он сможет подарить ей свой подарок только через 10 лет?

Д) он делает подарки для взрослых;

А) он будет делать его 10 лет;

Л) он поедет за ним в далекую страну;

2. Что Григ помог девочке донести до дома?

П) корзину с грибами;

Г) ведро с водой;

У) корзину с шишками;

3. Почему Дагни не испугалась Грига?

З) она хорошо его знала;

Х) глаза у него смеялись;

И) она вообще никого не боялась;

С) у него был очень ласковый голос;

4. Как долго писал композитор музыку для Дагни?

А) больше года;

О) больше месяца;

З) десять лет;

5. Где проводил осень композитор Э. Григ?

Ю) на берегу Женевского озера;

В) в лесах около Бергена;

Щ) на окраине Стокгольма;

6. Кто слушал композитора, когда он сочинял музыку?

Ц) эльфы и гномы;

Н) синицы, матросы, прачка, сверчок, снег, Золушка;

А) Солнце, Луна и звезды;

7. В каком возрасте Дагни окончила школу?

Ф) в шестнадцать лет;

Ж) в семнадцать лет;

О) в восемнадцать лет;

8. Где жили тетушка Магда и дядюшка Нильс?

К) в комнатушке в подвале театра;

Р) в комнатушке за сценой;

С) в комнатушке под крышей театра;

9. Какое платье надела Дагни на концерт?

А) сиреневое шелковое;

Д) белое ситцевое;

М) лиловое атласное;

Т) черное бархатное;

10. После чего начался концерт?

И) после праздничного салюта;

Ь) после выстрела пушки в порту;

Н) после ружейного залпа королевских гвардейцев;

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

(Если дети без ошибок выполнили тест, то у них должно получиться слово «духовность». Подобные тесты выполняют и учащиеся II, III рядов. При правильном выполнении у них должны получиться слова «щедрость» и «доброта»)

 - За что Дагни была благодарна Григу?

 (За то, что он не забыл ее. За щедрость, за то, что он открыл перед ней то прекрасное, чем должен жить человек.)

- Давайте проверим тесты и послушаем, какие слова у вас получились.

        (доброта, щедрость, духовность)

- Можно ли эти качества отнести к людям, о которых мы говорили на уроке?        

- А теперь мы вернемся к вопросу, который мы задали в начале урока и попытаемся сделать вывод: чем же должен жить человек, каким он должен быть, чтобы оставить свой добрый след на земле?        

(Жизнь должна быть наполнена любовью и духовностью, нужно уметь видеть прекрасное и романтическое в самом обыденном, не скупиться на добрые дела и поступки, уметь дарить людям счастье и «сказку жизни».)

IV Рефлексия

- Ребята, подводя итог нашему уроку, я предлагаю вам  высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я научился…

У меня получилось …

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

V. Домашнее задание

- Дома я предлагаю вам поразмышлять на одну из предложенных тем.

Темы сочинений-рассуждений:

1. Чем же должен жить человек?

2. Трудно ли быть щедрым человеком?        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок. Типология уроков литературного чтения. 3 курс. Гаврилова В.Ю.

Методическая разработка открытого урокапреподавателя методики русского языка КГБОУ СПО «Камчатский педагогический колледж» Гавриловой Валерии Юрьевны. Пояснительная записка.  С 2009 год...

Повышение интереса чтению у младших школьников на уроках литературного чтения

Способы повышения интереса к чтению литературных произведений у младших школьников на уроках литературы в начальных классах. В статье представлены формы и виды организации работы с детьми. Из опы...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: «А.С.Пушкин – великий русский писатель»

Задачи:- познакомить с понятиями «поэма»;- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина- дать первоначальное представление о сказочной поэме;- познакомить...

"Музыкант" В. Бианки. Презентация к уроку "Литературное чтение" 2 класс УМК "Школа России"

Презентация предназначена для урока "Литературное чтение" 2 класс УМК "Школа России"....

Тезисы по ВКР "Сборник заданий по разделу "И в шутку и всерьёз", направленных на развитие навыков выразительного чтения обучающихся на уроках литературного чтения во 2 классе".

Тезисы по выпускной квалификационной работе "Сборник заданий по разделу "И в шутку и всерьёз", направленных на развитие навыков выразительного чтения обучающихся на уроках литерату...

Теоретический материал по одной из форм работы на уроках литературного чтения. «Литературная игра как форма работы».

Одним из средств воспитания на уроках чтения являются литературные игры.  В методическом аспекте литературные игры – это словесные, ролевые, драматические игры, построенные на литературном ...

Сборник упражнений по выразительному чтению при изучении поэзии первой половины 20 века на уроках литературного чтения в начальной школе «Мир красивой речи»

В настоящее время в современном обществе заметно снижение количества читающих и любящих читательскую деятельность людей. Особенно это касается детей, которые практически всё свободное время проводят в...