Программа профессиональной подготовки "Технология швейных изделий" 9 класс.
рабочая программа на тему

ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

9 класс

Педагог дополнительного

образования Г.Н.Киселёва

п. Горноправдинск, ХМАО – Югра

 

Пояснительная записка

Главная задача профессиональной подготовки в учреждениях дополнительного образования – обеспечение социальной защищённости обучающихся за счёт получения ими профессиональных знаний и умений, облегчающих процесс социальной адаптации.

В условиях демократизации образования привлекательность и значимость профессиональной подготовки для учащихся может быть повышена за счёт правильного выбора профессий, а также качественного обучения. Профориентация детей , это система оказания помощи детям в выборе профиля обучения и планировании дальнейшей профессиональной карьеры.

Целью профессионального обучения учащихся 9 классов по данной программе является формирование знаний, умений и навыков по профессии «швея».

Программа включает пояснительную записку, квалификационную характеристику, тематический план, перечень знаний и умений, формируемых у учащихся, содержание теоретического и практического обучения, связующим звеном которого являются лабораторно-практические работы, а также список рекомендуемой литературы, учебно-наглядных  пособий (динамическое пособие по моделированию, образцы различных тканей, образцы отделочных деталей в изделиях такие как, жабо, кокилье, ручные, машинные буфы, съёмные воротники, воланы) и технических средств обучения.

Для создания положительной мотивации на занятиях используются разнообразные источники учебной информации, богатый иллюстративный материал (видеофильмы, альбомы, буклеты о модной индустрии).

Для того, чтобы научить детей активно, творчески мыслить педагог ведёт систематическую работу по воспитанию положительной мотивации учения, организации самостоятельной работы, развитии творческой и экспериментальной деятельности учащихся.

Содержание программы разработано на основе системного анализа швейного производства и трудовых функций швеи с учётом обеспечения приемственной  связи с профессиональным обучением  учащихся 7,8,9 классов и изучением основ наук в школе.

Основной задачей практического обучения является формирование профессиональных умений и навыков при выполнении упражнений и дальнейшее их закрепление в процессе производительного труда по заказам базового предприятия.

На практических занятиях учащиеся изучают приёмы выполнения операций по обработке деталей и узлов швейных изделий из различных материалов на швейной машине.

Основным методом изложения теоретических сведений на практических занятиях является инструктаж, на учебных занятиях и в ходе производительного труда следует обращать особое внимание учащихся на соблюдение правил безопасности труда, противопожарных мероприятий, санитарии и личной гигиены труда.

С целью повышения эффективности занятий, воспитания у детей интереса к профессиональной деятельности  следует привлекать их к выполнению расчётно-графических задач и участию в творческих разработках. Для усиления профориентационной направленности обучения, ознакомления учащихся со структурой предприятия, основными этапами производственного процесса, оборудованием, условиями труда и отдыха рабочих их рационализаторской и изобретательской деятельностью в программу включена экскурсия на швейное предприятие и учебное заведение по данному профилю.

В процессе профессионального обучения необходимо широко использовать бригадные формы организации труда, ученическое самоуправление, конкурсы профессионального мастерства, методы морального и материального поощрения, планирование, нормирование и оплату труда учащихся.

Кроме активных форм и методов обучения воспитанию положительной мотивации способствует также общая атмосфера в группе, отношения сотрудничества педагога и ученика, привлечение детей к оценочной деятельности и формирование у них правильной самооценки.

Учащиеся, успешно освоившие программу, должны в установленном порядке  сдать экзамен в соответствии с квалификационной характеристикой на профессию и получить разряд. Учащимся, успешно сдавшим экзамены, выдаётся свидетельство государственного образца.

 

Квалификационная характеристика.

Профессия – швея

Квалификация – II разряд

 

Швея II разряда должна знать:

ü Методы и приёмы выполнения простых операций.

ü Назначение и правила эксплуатации швейного оборудования

ü Правила закрепления нитей, номера игл.

ü Правила смены шпуль.

ü Правила регулирования натяжения нитей и частоты строчки.

ü Технологическую последовательность поузловой обработки изделий.

 

Швея II разряда должна уметь:

ü Выполнять на швейной  машине и вручную простые операции изготовления изделий из различных материалов.

ü Ликвидировать обрыв нитей.

ü Менять шпульки.

ü Регулировать натяжение верхней и нижней нитей и частоту строчки.

 

 

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся 9-х классов

Учащиеся должны знать:

ü Сведения о гигиене труда, производственной санитарии и профилактике травматизма.

ü О швейном оборудовании, инструментах и приспособлениях.

ü Устройство основных узлов и механизмов швейной машины.

ü Свойства различных тканей и приёмы их обработки.

ü Технологический процесс производства швейных изделий.

ü Виды неполадок в работе швейных машин и способы их устранения.

ü Показатели качества готовой продукции.

ü Структуру и содержание творческих задач.

 

Учащиеся должны уметь:

ü Соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности.

ü Обрабатывать отдельные детали одежды.

ü Определять различными способами свойства текстильных волокон.

ü Определять виды неполадок  в работе швейных машин и устранять их.

ü Соблюдать требования трудовой, производственной дисциплины и внутреннего распорядка.

ü Контролировать качество выполненных работ, выявлять и устранять брак.

ü Ориентироваться в будущих  профессиях художественно-эстетического направления.

 

 

 

 

 

Тематический план

Разделы и темы

Практика

кол-во час.

Теория

кол-во час

общее

количество

часов

1

Теоретическое обучение (24ч)

 

 

 

 

Основы экономики и организации производства.

 

2

2

 

Оборудование швейных предприятий.

 

2

2

 

Классификация швейных машин (8ч)

 

 

 

 

Рабочие органы швейных машин.

 

2

2

 

Челночный стежок, процесс его образования, заправка и регулировка натяжения нити, замена игл.

 

2

 

2

 

4

 

Неполадки в работе швейных машин. Лабораторная работа.

2

 

2

 

Материаловедение швейного производства (8ч)

 

 

 

 

Текстильные волокна, их строение и свойства.

 

4

4

 

Технология получения тканей. Лабораторная работа.

4

 

4

 

Технология изготовления лёгкой одежды. Технология обработки деталей лёгкой одежды. (8ч)

 

 

 

 

 

 

 

Обработка вытачек. Виды и формы вытачек, растворы вытачек

 

2

2

 

Обработка  кокеток. Виды кокеток.

 

2

2

 

Обработка карманов. Виды карманов. Накладные и прорезные карманы, их разновидности.

 

 

2

 

2

 

Обработка петель.   Разновидности петель. Форма и размер петель

 

2

2

 

Основы технического творчества, изобретательства и рационализаторства. (2ч)

 

 

 

 

 

2

 

Применение ИКТ в решении творческих задач.

 

2

 

2

Практическое обучение (62ч)

 

 

 

 

Основные сведения об организации рабочего места, безопасности труда и пожарной безопасности на рабочем месте.

 

 

 

2

 

2

 

Практическая работа по обработке отдельных деталей лёгкой одежды.

 

54

 

2

 

56

 

Экскурсия на швейное предприятие.

2

 

2

3

Летняя производственная практика (90ч)

90

 

90

 

ИТОГО:

156ч

24ч

180ч

 

 

 

 

 

Программа

«Технология швейных изделий»

9 класс

Теоретическое обучение (24час)

Основы экономики и организации производства (2час)

Организация швеи – мотористки.

Качество продукции. Нормирование труда и заработная плата в швейной промышленности.

Трудовой коллектив – его права и обязанности.

Оборудование швейных предприятий (2час)

Классификация швейных машин.(8час)

Современное состояние швейного производства. Рабочие органы швейных машин (2час)

Детали для соединения частей швейных машин. Основные материалы для изготовления деталей швейных машин. Назначение и траектория движения основных органов швейной машины: иглы, челнока, нитепритягивателя, рейки, лапки.

Челночный стежок, процесс его образования.(4час)

Заправка и регулировка натяжения нитей. Замена игл.

Челночный стежок, его назначение, строение и свойства.

Шпульный колпачок, его устройство. Способы установки сменных лапок различного назначения.

Лабораторно – практические работы:

Изучение устройства и работы механизма иглы, нитепритягивателя, челнока, двигателя ткани.

 

Неполадки в работе швейных машин (2час)

Виды неполадок: петление сверху и снизу ткани, стягивающая строчка, пропуск стежков, плохое продвижение ткани, поломка игл. Причины их возникновения и способы устранения.

Лабораторно – практические работы:

Выявление и устранение неполадок, возникающих при работе стачивающих машин.

 

Материаловедение швейного производства (8час)

Текстильные волокна, их строение и свойства (4час)

Значение текстильной промышленности и перспективы её развития.

Группировка материалов для изготовления одежды, требования к одежде.

Хлопок.  Понятие о хлопке-сырце и хлопке-волокне.

Лён.  Строение, химический состав и физико-химические свойства льноволокна. Его классификация.

Шерсть.  Виды шерсти: тонкая, полутонкая, грубая, полугрубая.

Технологические свойства шерсти и их влияние на качественные показатели и пошивочные свойства тканей.

Натуральный шёлк. Общие сведения о получении хлопка-сырца. Строение и химический состав волокна. Виды натурального шёлка и его применение.

Химические волокна.  Деление химических волокон на искусственные и синтетические.

 

Лабораторно – практические работы:

Определение свойств натуральных волокон органолептическим и лабораторным способами.

Технология получения тканей (4час)

Прядение. Общее понятие о пряже и процессе прядения.

Общие сведения о прядильных машинах.

Ткачество. Краткая характеристика процесса образования ткани на ткацком станке.

Отделка хлопчатобумажных тканей. Виды рисунков на ткани, их различия. Аппретирование тканей, его назначение.

Технология  изготовления лёгкой одежды. Технология обработки  деталей лёгкой одежды. (8час)

Обработка вытачек. Виды и формы вытачек, растворы вытачек, вытачки переходящие в складки и защипы. Правила обработки различных вытачек с учётом расположения их на деталях изделия, вида, свойств, рисунка ткани. Обработка сборок и буф.

Обработка  кокеток. Виды кокеток. Правила обработки овальной и фигурной кокеток с глухим и отлетным краями. Правила обработки кокетки с кантом. Виды строчек для отделки кокеток. Правила расположения отделочных строчек.

Обработка карманов.  Виды карманов. Накладные и прорезные карманы, их разновидности. Правила обработки накладных карманов с оборкой, рюшем и кантом. Правила обработки прорезных карманов с клапаном и листочкой.

Обработка петель.   Разновидности петель. Форма и размер петель в зависимости от размера пуговиц. Правила расположения петель. Способы выполнения петель в рамку. Изготовление петель на специальной машине. Причины дефектов при обработке петель, меры их предупреждения и устранения.

Основы технического творчества, изобретательства и рационализаторства (2час).

Понятие об изобретении, рационализаторском предложении. Применение ИКТ в решении творческих задач.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ (62часа)

Основные сведения об организации рабочего места, безопасности труда и пожарной безопасности на рабочем месте  (2час).    

Правила внутреннего распорядка. Правила пользования швейными инструментами и приспособлениями. Причины производственного травматизма и их предупреждение.

Практическая работа по обработке отдельных деталей лёгкой одежды (56час).

Последовательность выполнения обработки. Самоконтроль качества. Критерии трудовой и технологической дисциплины. Виды дефектов, меры их предупреждения и устранения.

Обработка вытачек различных видов и форм. Обработка сборок и буф. Обработка кокеток различными способами. Обработка карманов ( накладных, прорезных в рамку, с листочкой, с клапаном, в швах соединения деталей изделия и с различной отделкой).

Обработка петель (обтачных, в рамку, из прямой полоски ткани), при помощи специальной лапки.

Экскурсия на предприятие (2час).

Ознакомление со структурой предприятия. Продукция, выпускаемая предприятием. Система контроля качества продукции.

Планирование работы в бригадах. Организация труда.

 

Необходимые знания для практики по направлению:  «Технология швейных  изделий»

 

1.     Понятие методов обработки. Классификация методов обработки.

2.     Экономическая оценка методов обработки.

3.     Технологическая последовательность сборки изделий платьевой группы.

4.     Обработка выточек, рельефов, подрезов, кокеток для одежды     

5.     Обработка шлиц юбок.

6.     Разновидности карманов. Обработка прорезных карманов с клапаном, листочкой.

7.     Обработка непрорезных карманов.        

8.     Обработка накладных карманов.

9.     Обработка внутренних карманов. 

10. Обработка края борта.

11. Обработка мелких деталей.

12. Обработка боковых срезов в изделиях

13. Обработка плечевых срезов в изделиях

14. Обработка и соединение воротников с изделием.

15. Стадии обработки рукавов.

16. Обработка верха втачных рукавов.

17. Обработка низа рукавов.     

18. Соединение втачных рукавов в проймами.

19. Обработка пройм в изделиях с втачными рукавами.

20. Особенности обработки и соединения с изделием рукавов покроя реглан.

21. Особенности обработки цельновыкроенных рукавов.

22. ВТО изделий

23. Последовательность обработки плечевых изделий.

24. Последовательность обработки брюк.

25. Начальная обработка передних и задних половинок брюк.

26. Обработка подкладки и соединение ее с брюками.

27. Соединение боковых и шаговых срезов, средних срезов брюк.

28. Особенности обработки прорезных карманов.

29. Обработка карманов в боковых швах.

30. Обработка карманов в швах передних половинок брюк.

31. Обработка верхнего края брюк отрезным поясом.

32. Обработка верхних краев брюк поясом, цельновыкроенным с половинками    брюк.

33. Обметывание петель в одежде различных видов.

34. Чистка изделий.

35. Окончательная ВТО.

36. Самоконтроль качества изделия.

37. Пришивание пуговиц.

38. Обработка воротников платьев.

39. Соединение основных деталей платьев

40. Пошивочные свойства меха.

41. Обработка основных узлов изделия из меха.

42. Пошивочные свойства различных материалов.        

43. Особенности обработки отдельных узлов одежды из различных материалов.

44. Разработка и внедрение новой технологии изготовления отдельных деталей.

 

Летняя производственная практика (90час).

 

Приём заказов и их выполнение. Выполнение машинных, ручных работ по сборке и отделке швейных изделий. Контроль качества под наблюдением педагога.

 

 

 

                       

Литература

 

1.     Орлова Л. Азбука моды Просвещение  Москва 1989

2.     Брун В. и Тильке М.  «История костюма» Энциклопедия Москва «ЭСМО» 2002

3.     Труханова  А.Т.Конструирование  мужской и женской одежды  Москва 1999 «ИРПО»

4.     Труханова А.Т. Пособие по технологии лёгкой одежды «Высшая школа» 2000

5.     Прогрессивная технология изготовления одежды в Домах Моды, ателье разрядов «люкс» и высшего по индивидуальным заказам.  Москва «ЦБНТИ»

6.     Современная энциклопедия  Мода и стиль  «АВАНТА+» Москва 2002

7.     Журавлёва И. Ткани.  «ЭСМО» Москва  2003

8.     Труханова А.Т. Технология женской и детской лёгкой одежды.  Москва 2000

9.     Реут Т.А. Технология изготовления швейных изделий по индивидуальным заказам  Легпромбытиздат 1989

10. Учебные заведения Тюмени и Тюменской области «Слово» 2007

11. Бердник Т.О. Моделирование и художественное оформление одежды. Ростов-на-Дону, 2001

12. Горина И. Основы композиции. Самара 2000

13. Гусейнов Г.М. Композиция костюма. Издательский центр «Академия», 2002

14. Черникова Т.В. Профориентация старшеклассников. -  Волгоград 2005

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа профессионального модуля по профессии "Оператор швейного оборудования. Швея"

Рабочая ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯПМ.02 Выполнение работ по обработке текстильных изделий из различных материалов ...

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ» по программе профессиональной подготовки по профессии 19601 Швея

Тестовые задания разработаны для проведения всех видов контроля по предмету "Основы конструирования швейных изделий" для обучающихсяпо программам провессиональной подготовки по профессии 19601 Швея...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Основы конструирования швейных изделий» по программе профессиональной подготовки по профессии 19601 Швея

В программе раскрываются общие сведения об одежде, краткие сведения о строении тела человека, о системах и методах конструирования одежды, правила расчетов и построения чертежей одежды, основные принц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ СД.01 «ПОШИВ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ЗАКАЗАМ» основной профессиональной образовательной адаптированной программы подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Адаптированная рабочая программа учебной дисциплины предназначена для профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью из числа выпускников специальных (коррекцион...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ СД. 02 «ДЕФЕКТАЦИЯ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ» основной профессиональной образовательной адаптированной программы подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Адаптированная рабочая программа учебной дисциплины предназначена для профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью из числа выпускников специальных (коррекцион...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ СД. 03 « РЕМОНТ И ОБНОВЛЕНИЕ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ» основной профессиональной образовательной адаптированной программы подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Адаптированная рабочая программа учебной дисциплины предназначена для профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью из числа выпускников специальных (коррекцион...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета ОП.03 «Материаловедение швейного производства» по программе профессиональной подготовки по профессии 19601 «Швея» курс: 1 (первый) форма обучения: очная.

Адаптированная рабочая программа профессионального обучения по предмету ОП. 03 «Материаловедение швейного производства», по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, до...