Методология и методы исследования
презентация к уроку на тему
Данная презентация может быть использована на уроках по учебной дисциплине "Психология" в качестве наглядного средства обучения и контроля качества обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_psikhologicheskogo_issledovaniya.ppt | 1.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методологические характеристики исследования Тема Объект Предмет Гипотеза Цель Задачи исследования
Объект и предмет исследования Объект исследования – это педагогическое пространство, область. В рамках которой проводится исследование Предмет исследования- это конкретная часть объекта или процесс, в нем происходящий, или аспект проблемы, который исследуется
Гипотеза исследования Гипотеза- предположение о путях преобразования предмета исследования, по созданию условий для его развития и совершенствования
Цель исследования- это представление о результате. Задачи исследования- это пути достижения цели. (определяется длительностью исследования, сложностью самих задач и т.д.)
Развитие эмпатии у младших школьников например: ОБЪЕКТ??? ПРЕДМЕТ???
ОБЪЕКТ- эмпатия младших школьников ПРЕДМЕТ- РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Коррекционно-педагогические возможности процесса занятий танцем с детьми классов компенсирующего обучения общеобразовательных школ и специальных коррекционных школ ОБЪЕКТ?????? ПРЕДМЕТ??????
ОБЪЕКТ- процесс обучения детей группы риска на уроках ритмики в специальных школах и школах компенсирующего типа ПРЕДМЕТ – наиболее эффективные коррекционно-развивающие методы и приемы развития на уроках ритмики
Правила выбора методов исследования П рименение нескольких методов О владе ние методом до начала исследования При повторном исследовании создавать идентичные условия применения метода
Понятие «метод»: путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки. (С.Л.Рубинштейн )
Этапы психологического исследования Подготовительный Сбор фактических данных Количественная обработка данных исследования Интерпретация данных и формулирование выводов
Требования к организации исследования Планирование исследования Место проведения исследования Техническое оснащение Подбор испытуемых Инструкция Протокол исследования Обработка результатов исследования
Требования к методам психологического исследования Объективность Валидность Надежность
Классификация методов психологии Организационные методы Эмпирические методы Методы обработки данных Интерпретационные методы ( по Ананьеву Б.Г.)
1 группа Организационные методы Сравнительный метод Лонгитюдный метод Комплексный метод
2 группа - эмпирические методы Наблюдение Эксперимент Психодиагностические методы(тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа) Анализ продуктов деятельности Биографические методы
наблюдение Научно-целенаправленное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта .
Достоинства Естественность Независимость от умений испытуемых оценивать свои действия Возможность оценивать отдаленные последствия воспитательных воздействий
Недостатки Пассивность Наличие элементов субъективизма Недоступность данному методу некоторых скрытых проявлений психики
применение наблюдения Получение сведений о психическом явлении в « чистом виде»,о педагогическом процессе. Сбор первичной информации Оценка фактов , полученных с помощью других методов Разведывательное исследование с целью уточнения гипотезы и методики исследования Проверка эффективности рекомендаций
Процедура наблюдения Определение цели и задач наблюдения Выбор объекта, предмета и ситуации Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на объект Выбор способов регистрации наблюдаемого Обработка и интерпретация информации
типичные ошибки наблюдения Хало-эффект Эффект снисхождения Ошибка центральной тенденции Логическая ошибка Ошибка контраста Ошибка первого впечатления Ошибка этнических, профессиональных стереотипов Подмена факта мнением о нем и т.д.
В КАЧЕСТВЕ ОБОБЩЕНИЯ…
Э ксперимент Лабораторный Естественный Констатирующий Формирующий Обучающий Воспитывающий
Лабораторный эксперимент осуществляется в специально оборудованном помещении с помощью различных приборов, приспособлений .
Естественный эксперимент Испытуемому предлагается выполнять обычные для него действия со знакомыми картинками, числами, словами, предметами и пр. Исследователь до начала своей работы знакомиться с детьми, принимает активное участие в их жизни. В связи с этим занятия, проводимые экспериментатором, не вызывают настороженности.
Опрос Беседа Анкетирование Интервью
Опрос - метод, предполагающий сбор информации о явлении (объекте) в вопросно-ответной форме
Типы информации Факты Знания Мнения Отношения
БЕСЕДА
Беседа – метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе Метод беседы применяется: При изучении личности , его прошлой жизни, домашней обстановки, родителей, товарищей, его интересов и т.д. При применении других методов исследования для получения дополнительных данных (подтверждение, уточнение того, что было выявлено). При первоначальном знакомстве, когда начинается какое-либо исследование.
Беседа Стандартизированная (точно сформулированные вопросы, которые задаются всем опрашиваемым) Нестандартизированная (вопросы ставятся в свободной форме)
АНКЕТИРОВАНИЕ
Анкетирование – метод получения информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты. По содержанию вопросы могут быть о фактах и о мотивах. Вопросы о фактах отражают действия людей в настоящем и прошлом, а также результаты этих действий. Вопросы о мотивах отражают причины тех или иных действий, мнения о действиях, их оценку. По форме изложения различают вопросы открытые, закрытые, полузакрытые, прямые и косвенные.
Этапы проведения анкетирования Теоретический анализ Разработка содержания анкеты Макет анкеты Тестирование анкеты Тиражирование анкеты Обработка результатов Составление итогового документа
Выборка – любая подгруппа изучаемой совокупности Репрезентативная выборка Объем выборки Гомогенность выборки Количество исследуемых Ошибки выборки
2% 2500 Допустимый процент Ошибки выборки Объем выборки при 95%степени уверенности 1% 10000 3% 1111 4% 625 5% 400 10% 100
Структура анкеты Обращение Преамбула Рабочее поле Объективка ( паспортичка)
Классификация вопросов По содержанию О фактах сознания О фактах поведения О личности По функциям Основные Не основные По форме Открытые Закрытые Прямые Косвенные О фактах сознания О фактах поведения О личности По функциям Основные Не основные По форме Открытые Закрытые Прямые Косвенные
Варианты закрытых вопросов Альтернативный вопрос Многовариантный вопрос Вопрос по шкале Лайкерта Вопрос по семантической шкале Вопрос по шкале значимости Вопрос по оценочной шкале
Шкалированные вопросы- отвечающий выбирает один из представленных четко сформулированных ответов. « Какие мотивационные средства в руководстве сотрудниками Вы считаете эффективными?» (шкала Лайкерта)
. № Мотивационные средства Очень эффективно Дост. эффективно Мало эффективно 1 Поручение ответственных заданий 2 Требование самостоятельности в выполнении заданий 3 Популяризация успехов 4 Знакомство с работой других 5 Другие средства( какие?)
группировка
Трудно ли Вам заговаривать с незнакомцами? - ДА - ОЧЕНЬ ТРУДНО ДА - НЕТ _ДОСТАТОЧНО ТРУДНО СКОРЕЕ ДА, ЧЕМ НЕТ -НЕ ОЧЕНЬ ТРУДНО СКОРЕЕ НЕТ, ЧЕМ ДА НЕ ОЧЕНЬ ЛЕГКО - НЕТ ДОСТАТОЧНО ЛЕГКО _ НЕ МОГУ СКАЗАТЬ ОЧЕНЬ ЛЕГКО
Метод полярных профилей (семантическая шкала)
« Оцените качества характера Вашего сотрудника» 1 настойчивый 5 4 3 2 1 ненастойчивый 2 самостоятельный 5 4 3 2 1 несамостоятельный 3 Аккуратный 5 4 3 2 1 небрежный 4 организованный 5 4 3 2 1 неорганизованный 5 трудолюбивый 5 4 3 2 1 ленивый 6 ответственный 5 4 3 2 1 безответственный 7 принципиальный 5 4 3 2 1 беспринципный 8 правдивый 5 4 3 2 1 лицемерный
Варианты открытых вопросов Деструктурированный вопрос Словесные ассоциации Завершенные высказывания Тематический апперцептивный тест ТАТ
В качестве обобщения - Включать вопросы и формулировки, которые успешно использовались в предыдущих исследованиях Краткость формулировки вопроса- от 10 до 25 слов Полезнее чем вопросы могут оказаться утверждения о предмете Использование нескольких вопросов на одну и туже тему Использование вопросов-фильтров
Интервью – метод получения информации путем устных ответов респондентов на систему вопросов, устно задаваемых исследователем. Формализованное интервью предназначено для получения однотипной информации от каждого респондента. Ответы всех респондентов должны быть сравнимы и поддаваться классификации. Это означает, что различия и сходство в ответах должны отражать действительные различия и сходство между респондентами, а не различия, вызванные задаваемыми вопросами или тем, как эти вопросы были поняты. Неформализованные интервью включают в себя широкий круг видов опроса, не отвечающих требованию сопоставимости вопросов и ответов. При использовании неформализованного интервью не делается попытки получения одних и тех же видов информации от каждого респондента, и индивид не является в них учетной статистической единицей.
Индивидуальное интервьюирование (личное или по телефону)-получение информации с помощью устного опроса.
Групповое интервьюирование- проведение фокус - группы.
Метод фокус - группы Определение количества и состава группы. Приглашение для участия в работе фокус- группы. Организация работы фокус – группы. Обработка результатов работы фокус- группы.
Тест – кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем уровня развития некоторых психических функций и которое позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т.д.
Требования к тестам: Валидность Надежность (устойчивость) Стандартизация Одинаковые возможности для всех испытуемых Интерпретация теста
Виды тестов: Тесты интеллекта для выявления умственного потенциала индивида Тесты специальных способностей для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, умениями, навыками Тесты достижений для оценки уровня овладения учебными знаниями, навыками Тесты личности для измерения установки, ценности, эмоциональных и межличностных свойств, типичных форм поведения Тесты проективные для целостного изучения личности, а не выявления отдельных ее черт
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Декорирование одежды - один из методов исследования творческого потенциала и профессионально важных качеств обучающихся"
Результатом развития творческих способностей и профессионально важных качеств, является воспитание у обучающихся: воображения, фантазии, творческого мышления, трудолюбия, стремление к проф...
Методы исследования конфликтов
методы исследования конфликтов...
ЭЛЕКТРОКАРДИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ Учебно – методическое пособие для студентов
ЭЛЕКТРОКАРДИОГРАФИЧЕСКИЙМЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ Учебно – методическое пособие для студентов...
Лабораторные методы исследования. Роль среднего медицинского персонала в проведении лабораторных исследований
Тема, раскрываемая в пособии, актуальна, так как обучение пациента правильному сбору биологического материала является одной из главных обязанностей деятельности среднего медицинского работника в любо...
Методическое пособие по теме "Инструментальные методы исследования. Эндоскопические методы исследования" для проведения практического занятия по ПМ.04 специальность Сестринское дело
Инструментальные методы исследования – это одни из самых распространенных в настоящее время дополнительных методов обследования, применяемые при патологии практически всех систем организма. Диаг...
Методы исследования в индивидуальном проекте обучающегося колледжа и типичные ошибки при формулировке методов исследования.
Методическая разработка предназначена для преподавателей, осваивающих проектную деятельность в урочной и внеурочной практике, при подготовке студентов к выполнению индивидуальных проектов и их успешно...
Рентгенологические, эндоскопические методы исследования. Методы УЗИ, КТ, МРТ
Учебный материал по МДК.02.03. Технология оказания медицинских услуг....