Познавательный интерес в процессе воспитания.
презентация к уроку на тему
«Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить». К.Д. Ушинский.
Организация работы по формированию познавательных интересов воспитанников при организации воспитательной работы.
Проблема интереса и творческого отношения к обучению в истории русской педагогической мысли выкристаллизовывалась постепенно под влиянием требований жизни. К перестройке просвещения в России были привлечены образованнейшие для того времени люди, воспринявшие передовые идеи европейской педагогики, — И.И. Бецкой и Ф.И. Янкович. Идеи И.И. Бецкого создать сословные учебные заведения и вырастить в них “новую породу людей” выражали новое отношение к природе человека. Природу ребёнка нельзя разбудить, пока учение будет горестным, нужно приохотить детей к занятиям, вызвать у них любовь к учению. Дальнейший поиск системы образования и обучения осуществлялся Ф.И. Янковичем. Янкович выступал за использование в обучении и воспитании элементов занимательности, игры, оживляющих занятия. Обстоятельно, в контексте своей педагогической теории проблему интереса рассмотрел К.Д. Ушинский. В своей теории он психологически обосновал интерес в обучении. Но только во второй половине ХХ века была разработана целостная теория познавательного интереса. Огромный вклад в её разработку внесла ленинградский педагог-ученый Г.И. Щукина. Проблема познавательного интереса впервые была рассмотрена с точки зрения педагогической науки, тогда как раньше считалось, что интерес – это в первую очередь проблема психологии. Действительно, выдающиеся психологи ХХ века (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев и др.) исследовали этот научный феномен, раскрыв его психологическую сущность. Но именно Г.И. Щукина, а позднее и ее ученики, разработали теорию познавательного интереса в педагогическом плане. Они изучили познавательный интерес с позиций дидактики, психологии и методики обучения. Проблема познавательного интереса – центральное звено в системе идей Г.И. Щукиной. Она долгое время работала над проблемой познавательного интереса, создала научную школу, исследовала многие вопросы теории и практики обучения и воспитания. Как сегодня можно по-новому осмыслить эти идеи? Современные технологии позволяют включить нахимовца в разнообразные виды деятельности: игровую, исследовательскую, проектную, коммуникативную и др. Это создаёт огромные возможности в формировании положительной мотивации учения и познавательного интереса. На основе этих технологий можно проектировать различные виды заданий, отражающих и уровень развития нахимовца, и его личностные интересы и особенности, и склонности к различным видам деятельности. Это также способствует становлению познавательного интереса как одного из самых бескорыстных и ценных мотивов учения. В связи с профориентацией современной школы проблема познавательного интереса становится всё более и более актуальной. Очень важно с самых первых лет обучения в НВМУ развивать интересы нахимовца, чтобы обеспечить для него в старших классах условия для осознанного выбора профиля обучения (в нашем случае военной специальности), для реализации жизненных планов. В сегодняшних условиях необходимо по-новому рассмотреть многие вопросы теории обучения и воспитания, учитывая тот богатейший пласт идей, разработанных педагогами-учеными XX века, и адаптировать их к современным педагогическим условиям. Ценность познавательного интереса как мотива учения для развития личности состоит в том, что познавательная деятельность в данной предметной области под влиянием интереса активизирует все психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействует возникновению положительных эмоциональных состояний личности. Именно этого хотим и мы – вызвать у нахимовца интерес к учению, к познанию нового, воспитать у него стремление к преодолению трудностей, к обретению в учении личностного смысла, благодаря чему возможно достижение максимальных вершин в той или иной области познания. Всё это позволяет повысить самооценку нахимовца, углубляет желание открывать для себя новые горизонты знаний, не боясь трудностей, веря в собственные силы. По состоянию нахимовцев мы можем определить свои плюсы и минусы на классном часе, осуществить рефлексию, оценивая все стадии урока, выделяя для себя проблемные ситуации, оценивая их с точки зрения подъёма или угасания интереса, проектируя возможные варианты решения возникших проблем и применяя их на следующих классных часах. Таким образом, мы можем достигнуть нового уровня мастерства, двигаясь по профессиональной лестнице вверх. Проблема познавательного интереса не нова, и на нее нужно смотреть под разными углами зрения. Попробуем, исследуя данный вопрос поэтапно, прийти к некоторым решениям. Для этого используем некоторые рефлексивные вопросы. Что хочет учитель на уроке? О чем думают учитель и ученики? От чего же зависит возникновение интереса на уроке, как его пробудить у учащихся? Что учитель и ученики делают на уроке? Ведь именно от того, что учитель запланировал в процессе подготовки урока, какие методы и средства обучения привлек, как реализовал свои планы, учитывая состояние и поведение учеников, возникающие проблемные ситуации, зависит проведение интересного урока. Как же возникает интерес? Ответ на эти вопросы мы можем найти в трудах Г.И. Щукиной, которая выделила следующие последовательные стадии развития познавательного интереса. 1. Любопытство – элементарная стадия, обусловленная внешними, подчас неожиданными и необычными обстоятельствами, привлекающими внимание ребенка. Занимательность может служить начальным толчком выявления интереса, средством привлечения интереса к предмету, способствующим переходу интереса со стадии простой ориентировки на стадию более устойчивого познавательного отношения. 2. Любознательность – ценное состояние личности, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии развития интереса достаточно сильно выражены эмоции удивления, радости познания. 3. Познавательный интерес характеризуется познавательной активностью, ценностной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. 4. Теоретический интерес: познанные теоретические вопросы, в свою очередь, используются как инструменты познания. Эта ступень характеризует человека как деятеля, субъекта, творческую личность. Все эти ступени взаимосвязаны и представляют собой сложнейшие сочетания. Познавательный интерес обогащает и активизирует процесс не только познавательной, но и любой другой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. Поэтому наша задача как педагогов – формировать познавательный интерес и развивать познавательную, творческую активность учащихся, ведя и направляя их на сложном пути формирования личности, мировоззрения и миропонимания. И у каждого из нас есть свои, уже апробированные способы активизации познавательного интереса, которые мы иногда сознательно, а иногда интуитивно используем в образовательном процессе. Как отмечала Г.И. Щукина, познавательный интерес выступает как важнейший побудитель активности личности, ее познавательной деятельности. В современных условиях задача воспитания активной, деятельной, творческой личности остаётся в высшей степени важной. Ведь возможность самостоятельно решать познавательные задачи, постоянно находиться в поиске решений, жажда новых видов деятельности позволит утвердиться нашим ученикам во взрослой, подчас очень суровой жизни. «Познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями». (Г.И. Щукина).Сегодня идеи Г.И. Щукиной требуют нового осмысления в связи с изменением социокультурных условий, изменением информационной культуры общества. Идеи Г.И. Щукиной могут стать базовыми для решения конкретных, обусловленных временем педагогических задач. И это относится не только к теории обучения, но и к теории воспитания, поскольку система идей, над которыми работала Г.И. Щукина, многопланова. Мы сегодня много говорим о качестве знаний наших учащимися, но нельзя оставлять в стороне общую культуру личности, её нравственную воспитанность. Мы – не только учителя, передающие знания, мы – воспитатели душ, о чем так часто забывают начинающие педагоги. Влияние учителя на воспитанника невозможно переоценить. Именно от воспитателя зависит, замкнется ли ученик в себе, закроется от всего мира своей агрессивностью или безразличностью, или откроется навстречу нашему влиянию, общению, тем ценностям, которые мы воплощаем в учебном процессе. Воспитательный процесс сложнее учебного, его сложно оценить, измерить, его влияние и результативность, скорее всего, можно только почувствовать, наблюдая и изучая детей, направляя их поступки, поведение, корректируя или нейтрализуя отрицательные воздействия среды. Обращаясь к идеям Г.И. Щукиной, мы можем заметить, что основную сложность воспитательного процесса она видела в том, что у каждой личности, на которую направлено воспитательное влияние, есть свой сложившийся жизненный опыт, отражающий переплетение множества влияний – широкой социальной среды и микросреды, средств массовых коммуникаций, стихийных и целенаправленных воздействий окружающего мира. Особенно надо выделить семью с ее укладом, отношениями к ребенку в семье и отношения самого ребенка к окружающим его близким людям. Г.И. Щукина подчёркивала необходимость воспитания у ребенка положительного опыта жизни, деятельности, общения. Хорошо организованный и умело направленный воспитательный процесс, с ее точки зрения, способствует приобретению детьми положительного жизненного опыта. Этот опыт, активно используемый и постоянно пополняемый новыми ценными приобретениями, и становится основой воспитанности личности. Чем богаче положительный опыт, который накапливает ребенок, тем выше уровень его воспитанности. Все эти идеи стали еще более актуальны, когда мы все чаще задумываемся о влиянии окружающей среды, средств массовой информации на психологию, поведение ребенка, на его мировоззрение. Сегодня от педагогов требуется высокая педагогическая культура, компетентность, чтобы учесть и преодолеть отрицательные воздействия социальной среды. Возвращаясь не раз к идеям педагогов-ученых прошлого, внесших большой вклад в развитие педагогики как науки, и, в частности, к идеям Г.И. Щукиной, мы обогащаемся новыми для нас, но уже разработанными в науке и апробированными методами и приемами решения образовательных и воспитательных задач. Это позволяет нам идти в ногу со временем, сообразуясь с постоянно изменяющимися условиями социокультурной среды. Нам досталось огромное и ценное педагогическое наследие – труды педагогов прошлого. Надо умело им воспользоваться, оценивая не только их научные труды, но и труд души наших великих педагогов. К идеям Г.И. Щукиной необходимо вновь и вновь возвращаться, размышляя о личностном смысле учения, создавая новые диагностические методики интереса и проектируя методы и приёмы обучения, способствующие развитию познавательных интересов наших нахимовцев. «Наука развивается очень быстро, - пишет сотрудник Парижской обсерватории Поль Кудер, которому присвоена премия ЮНЕСКО за заслуги в области популяризации науки, - она стала сейчас настолько сложной и многогранной, что человек, чтобы жить жизнью своего времени, не может уже обойтись без научных знаний, популярно изложенных». «Мы рано перестаем удивляться, - сетовал Я.И. Перельман, - рано утрачиваем драгоценную способность, которая побуждает интересоваться вещами, не затрагивающими непосредственно нашего существования». (Перельман Я.И. «Что такое занимательная наука?»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
evropeyskaya_pedagogika.pptx | 189.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Идеи европейской педагогики И. И. Бецкой и Ф.И Янкович
Психологически обосновал интерес в обучении К. Д. Ушинский
Психологическая сущность познавательного интереса. Б. Г. Ананьев Л. С. Выготский В.Н. Мясищев
Разработала теорию познавательного интереса в педагогическом плане . Г.И. Щукина
Познавательный интерес как один из самых бескорыстных и ценных мотивов обучения. Современные технологии по формированию познавательного интереса
1. Любопытство 2. Любознательность. 3. Познавательный интерес. 4. Теоретический интерес. Стадии развития познавательного интереса
Цикл классных часов в воспитательной работе. От теории к практике
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательного интереса студентов через внеаудиторную работу.
исследоватнльская статья....
"Исследование на уроках естественнонаучного цикла - как основа развития познавательного интереса"
Из опыта работы по проектной деятельности студентов во внеурочное время....
презентация: САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
презентация к статье о формах и методах организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов...
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
Самостоятельная работа является средством формирования активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей, на формирование у них познавательных способностей. В этой ...
"Методы и приёмы развития познавательных интересов обучающихся на уроках теоретического обучения по различным профессиям в ГАПОУ СО "СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ"
В данном докладе рассмотрены различные методы и приёмы, применяемые педагогами комплекса-интерната при профессиональном обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья....
Игровая технология как средство активизации познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания на уроках истории.
В настоящее время большое внимание уделяется вопросу о обучении детей имеющих заболевания в общеобразовательных школах.Как строить обучение так, чтобы всем было интересно и расширялись познавательные ...
Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения в начальной школе
Современное общество нуждается в высокообразованных, способных к непрерывному творческому саморазвитию гражданах. В связи с этим возрастает значение фундаментального образования, которое невозможно по...