Художественный мир стихотворения А. Пушкин «Зимняя дорога». Особенности рифмовки.
план-конспект урока на тему

Герасимова Ольга Анатольевна

 

Методическая разработка урока литературного чтения

4Д класс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока литературного чтения

4Д класс

                                                                                                    Учитель: Герасимова О.А.., 

                                                                                                 учитель начальных классов

                                                                                                    МОУ «СОШ №1» г. Валуйки

                                                                                          Белгородской области

Тема урока

Цели урока

Тип урока

Методы обучения

Виды учебной деятельности

Оборудование

УМК

Планируемый результат

Художественный мир стихотворения А. Пушкин «Зимняя дорога». Особенности рифмовки.

- осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер    

- участвовать в диалоге при обсуждении произведения

- анализировать стихотворение: сюжет, средства выразительности,  поэтические образы  

- обнаруживать связь настроения стихотворения и способа рифмовки.

- рассматривать разные виды рифм, характеризовать их;

- понимать эстетические ценности  текста, высказывать собственное суждение.

урок (открытого) нового знания

Частично – поисковый,  рефлексия

планирование учебного сотрудничества; сравнение; нахождение сходств и отличий; построение речевого высказывания в устной форме; контроль; коррекция;

Рабочая программа, конспект урока, учебные пособия, мультимедийная презентация для обучающихся

Н.А Чуракова «Литературное чтение» учебник  для 4 класса: – Издательский дом «Федоров», издательство «Учебная литература» 2013

Личностные УУД

У обучающихся будут сформированы:

– заинтересованное отношение к литературному чтению, внутренняя мотивация обращения к книге, в том числе с учебными  мотивами;

– интерес к различным видам художественной деятельности

– эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений;

– понимание моральных норм при оценке поступков героев произведений;

– основы моральной самооценки, ориентация на моральные нормы и их выполнение;

– основы для принятия культурных традиций своей страны

Обучающийся получит возможность для формирования:

–осознания нравственно эстетической проблематики литературного произведения;

–умения прослеживать судьбу литературного героя и ориентироваться в системе его личностных смыслов;

–способности осмысливать свою принадлежность к определенной эпохе, культуре.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;

– осознавать этапы организации учебной работы;

– принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию и способы выполнения;

– осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности;

– вносить необходимые коррективы в деятельность в зависимости от ее результатов

Обучающийся получит возможность  научиться:

–самостоятельно работать с книгой

–осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей, намечать новые цели;

–проявлять инициативу при ответе на вопросы и выполнении заданий, поддерживать инициативу других;

–осуществлять контроль своих действий, корректировать их с учетом поставленных задач;

–осуществлять рефлексию и самооценку, адекватно оценивать свои действия и действия окружающих.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

– полно и адекватно воспринимать художественный и научно-познавательный текст;

– обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнение на различном текстовом материале;

– отбирать, систематизировать и фиксировать информацию;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной  форме.

Обучающийся получит возможность  научиться:

–устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусства;

–строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

–соотносить учебную информацию с собственным опытом и опытом других людей.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

– использовать различные речевые средства,

– учитывать позицию собеседника, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений литературы и других видов искусства;

– сотрудничать с учителем и сверстниками;

– грамотно формулировать вопросы;

– принимать участие в коллективных проектах.

Обучающийся получит возможность  научиться:

–осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; творчески выражать свое мнение о явлениях

жизни, отраженных в литературе;

–открыто выражать свое отношение к художественному произведению и явлениям жизни, аргументировать свою позицию;

–проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе;

–адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности;

–использовать опыт творческого взаимодействия в организации содержательного досуга.

Ход урока

Этапы урока

Характеристика деятельности

УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

            Цель: обеспечить готовность обучающихся к активному восприятию нового учебного материала.

Психологическая гимнастика.

- Какое за окном время года? (Зима.)

 Покажите, что вам холодно, и вы замёрзли. А теперь отогрелись и расслабились.

 Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите недовольство.

 Покажите, как вы лепите снеговика: ставите снежные комы друг на друга и делаете снеговика из своего товарища.

 Молодцы! Какие красивые снеговики из вас получились.

 Какое у Вас настроение?

 - Вы пришли довольные и весёлые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем сегодня на нашем  уроке

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; понимают личную

ответственность за будущий результат.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и пробное учебное действие.

     Цель: вызвать интерес к учебному материалу, актуализировать опорные знания.

У каждого человека есть свой маленький уголок  – деревня, улица, дом,   где он родился. Это его маленькая родина, а из множества таких   маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

 Учитель читает  на доске отрывок из стихотворения С.Д.Дрожжина

 Кругом поля раздольные

 Широкие поля

 Где Волга многоводная

 Там Родина моя…

- Каждый человек свою любовь к Родине, к России выражает по-своему. Композиторы сочиняют музыку, поэты пишут стихи, писатели рассказы, а художники рисуют картины. И каждый из них стремится   донести до нас те переживания, то настроение, которые побудили  их к созданию данного произведения. Стихотворения, каких русских  поэтов вы знаете? (Дети называют).

Учитель. Кому удалось найти и принести сегодня на урок эти книги?

Дети вместе с учителем оформляют выставку книг на полках у доски.

Учитель. Так чем же мы будем заниматься сегодня на уроке? (Цели урока ставят  дети, учитель может дополнить).  

Учитель. О нашей Родине русскими поэтами написано так много стихов, что мы не сможем собрать их все. Но это замечательно, что вам захотелось прочитать стихотворения и в других книгах. Предлагаю вам  после уроков обменяться   книгами с выставки и продолжить знакомство со стихами русских поэтов. А с каким стихотворением мы познакомились  на прошлом уроке?

Дети. Со стихотворением  Владимира Маяковского «Тучкины штучки».

Учитель. Сейчас несколько учеников выразительно прочитают это стихотворение. А вы, ребята, постарайтесь определить, удалось ли им передать при чтении чувства и задумки автора.

Стихотворение читают 2-3 ученика.  (Ученики оценивают)

Учитель. А кто приготовил к уроку другие стихи о природе, о зиме, о Родине?

У доски 1-2 ученика зачитывают из книг с выставки или рассказывают  наизусть другие стихотворения поэта.

Физминутка.

Познавательные: 

общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Учебно-познавательная деятельность

Цель: привлечь внимание детей к новым сведениям, учить находить нужную информацию и пользоваться ею для решения новой задачи.

Учитель.  Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством русских поэтов и их стихами. Наше стихотворение называется  «Зимняя дорога». Как вы  думаете, о чём пойдёт речь в этом стихотворении?  

Ответы детей).

Поиск решения проблемы.

Учитель. А кто автор этого стихотворения, я вам предлагается отгадать с помощью игры «Кто быстрее?» Нужно вычеркнуть повторяющиеся буквы, и вы получите фамилию поэта.  

 Дети выполняют задание и говорят. /А.С.Пушкин/.

Решение проблемы.

 Сегодня мы будем работать над стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

 - Но мы знаем, прочитать художественное произведение выразительно трудно. Для этого мало выучить его наизусть. Как вы думаете, что ещё нужно?

 (Понять картину из жизни, рисуемую автором, понять точку зрения автора.)

 - Если это стихотворение, то, что ещё мы еще должны почувствовать?

 (Определить главное настроение стихотворения,  ритм, рассмотреть рифму.)

 Работая над логическим ударением,  закон «конца строки» помогает чтецу понять, где делать паузы; рифмы подчёркивают эти паузы — их тоже нужно немного выделять голосом. Мы сегодня попробуем открыть для себя новые «секреты», которые помогут нам выразительно прочитать стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий.

1. Подготовка учащихся к восприятию лирического стихотворения.

 Ребята, давайте, совершим небольшое путешествие в далёкое прошлое, в то время, когда жил А.С. Пушкин...

 Будьте внимательны. Старайтесь представить себе то, о чём я буду рассказывать, т. к. это поможет вам понять точку зрения автора.

 Пушкину случалось очень много ездить по России в своей скитальческой жизни. Был он и на Кавказе в 1820 году. Очень любил бродить по горам, любовался окружающей его природой и писал стихи.

 Железных дорог еще не  существовало в его время, и приходилось целые дни;  а то и недели трястись по ужасным  тогдашним дорогам. Но было и хорошее в такой долгой езде. Можно   было  спокойно    думать    свои   думы, вдоволь наглядеться на пейзаж родных лесов и полей, досыта наговориться с попутчиками, со встречным народом, увидеть своими глазами в деревнях и селах, как живет простой крестьянский люд, узнать свою родину так, как никогда не узнаешь ее из книг или чужих рассказов. И Пушкин любил быть в дороге. Она была для него настоящей школой жизни.

 Но особенно милы были его душе зимние пути. Холмистые снежные просторы, гладко укатанная дорога, по которой бойко бегут продрогшие лошади, мерное поскрипыванье полозьев, однообразное позвякивание колокольчика, даже сама дорожная скука, располагающая к мирной дремоте, — все это навевало на поэта особое настроение.

2). Чтение стихотворения.

Проверка первичного восприятия.

Учитель.

 - Понравилось ли вам стихотворение?

 - Определите вид стихотворного жанра, (пейзажная зарисовка)

 - Удалось ли вам определить лейтмотив данного стихотворения?

 - А что такое лейтмотив?

 Лейтмотив – это главное настроение. В этом стихотворении оно грустное, скучное.

Познавательные: 

общеучебные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя.

Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя.

Личностные: проявляют интерес к новым знаниям, выражают удивление, внимание

 Включение в систему знаний и повторение.

Цель: учить обучающихся использовать новое содержание совместно с ранее изученными при выполнении упражнений, самоорганизации при решении новой задачи.

Учитель.

 - Прочитайте стихотворение самостоятельно и определите, чем создаётся такое грустное настроение. (Дети читают самостоятельно).

 - Прочитайте стихотворение вслух и ответьте на поставленный вопрос.

Дети. Грустное настроение создаётся любованием родной природой.

 Какое слово указывает на то, что мы правильно определили его настроение? (По дороге зимней, скучной).

Учитель. Каждый поэт по-своему, по-особому вводит нас в мир природы, в мир своих переживаний. Давайте докажем, что  наши  суждения о восприятии близки авторским.

2). Работа в парах.

 Сколько строф в этом стихотворении? (4)

Учитель. Какую форму записи использует поэт? (четверостишия).

 1) Как вы определите ту рифму, к которой обратился поэт? (Перекрёстная).

 2).Почему же он использовал именно такую рифму, а не парную, например? Перекрёстная – более спокойная и размеренная, обладающая рисунком «тик – так,  так – так»,  обладающая воздухом: рифмующиеся слова находятся через строку.

 3) Подойдёт ли парная рифма для того, чтобы передать монотонный бег лошадки, звяканье колокольчика?

 Давайте, сравним где стоят ударения в словах (можно прохлопать) Короткая строка Маяковского меньше подходит для передачи монотонного бега лошадки, чем длинная строка Пушкина. Более того, слова, начинающие строчки в стихотворении Маяковского, имеют ярко выраженные ударения на первом слоге. Это также придаёт стиху энергичный характер, - мало подходящий для передачи монотонного бега лошадки. В стихотворении Пушкина первые слоги в словах, конечно, выделяются голосом (мы показали это, подчеркнув их), но настоящее ударение стоит в них каждый раз на третьем слоге. Это побуждает читающего эти длинные многосложные слова произносить их как бы невольно нараспев, чуть-чуть по слогам. Это, безусловно, больше подходит для того, чтобы передать монотонный бег лошадки. Не случайно, 4-х стопный хорей – это песенный размер и излюбленный размер устного народного творчества. /И Маяковский, и Пушкин используют такой  метр, как хорей (двусложный стих с ударением на первом слоге), но Маяковский использует короткую строку (3-х стопный хорей, а Пушкин – длинную строку –4–х стопный хорей. Размер стиха определяется метром.

3). Групповая работа

 Деление детей на подгруппы по уровню восприятия:

«Слушатели» - читают стихотворении выразительно

«Зрители» -  описывают картину посетив Третьяковскую галерею (в учебнике).

«Деятели» - рисуют представленные картины и объясняют незнакомые  слова.

/Работа со словарём - Версты - ВЕРСТА, русская мера длины, равная 500 саженям (1,0668 км). До 20 в. существовала межевая верста (1000 саженей; 2,1336 км), употреблявшаяся для межевания и определения расстояний между населенными пунктами. Одне – одни/.

1. Выразительное чтение стихотворения.

2. Высказывания критиков-слушателей.

 - Смог  ли  представитель от «Деятелей» в своем чтении передать слушателям чувства и настроение рассказчика? (Ответы детей).

 - Комфортно ли вы себя чувствовали на уроке? Самооценка.

 Покажите мне с каким настроением вы уйдёте сегодня с урока?

Познавательные:

Общеучебные: умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умеют на основе полученной информации принимать несложные практические решения;

Логические: осуществляют поиск необходимой информации о вариантах выполнения работы, установление причинно-следственных связей, доказательство

Личностные: имеют желание работать,  знают правила поведения на уроке

Коммуникативные: владение монологической речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Цель: подвести итог совместной деятельности.

Удалось ли понять и почувствовать, что побудило автора к созданию  этого  стихотворения? (Ответы детей).    

 -Вы сегодня хорошо работали и, наверное, немного устали. Давайте сейчас  снимем с себя усталость и выполним (Слайд 19 по щелчку) - Мудру (сплетение пальцев) - «Черепашка».

 /Пальцы правой руки смыкаются произвольно с пальцами левой руки в замок. Большие пальцы обеих рук соединены по всей длине боковыми поверхностями, образуя голову черепахи. Руки держать произвольно, без напряжения. Упражнение можно выполнять под спокойную музыку/.

 Урок окончен.

 Выставление оценок.

Личностные: 

обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.

Регулятивные: оценивают свою работу; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный

характер отзыва о готовом изделии.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, формулировать ответы на вопросы 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенность антитезы по рассказу В. М. Шукшина «Далекие зимние вечера»

Особенность антитезы по рассказу В. М. Шукшина «Далекие зимние вечера»...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Особенности зимней уборки улиц города Балаково при снегопадах»

Цель: исследовать статистику по осадкам в зимний период по городу Балаково и  подобрать технологию и оборудование для утилизации снегоуборки.Согласно цели исследования были сформулированы следующ...

А.С. Пушкин. «Зимнее утро». Картины зимней природы. Настроение стихотворения

данный урок разработан для того, что бы учащийся смог в дальнейшем проявлять интерес к чтению и изучению творчества А.С.Пушкина.Данный урок подойдет для учащихся 3-х классов....

Презентация к уроку А.С. Пушкин. «Зимнее утро». Картины зимней природы. Настроение стихотворения

Цель:продолжить знакомство с жизнью и творчеством А.С.Пушкина;развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать...

Методические указания по выполнению работ на практических занятиях по МДК 01. 01. Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства Раздел Художественно-стилистические особенности в декоративно-прикладном искусстве

Пособие для обучающихся по выполнению работ на практических занятиях  МДК 01. 01. Раздел Художественно-стилистические особенности в декоративно-прикладном искусстве разработано в соответствии с Ф...

Презентация "Особенности работы тормозного оборудования грузовых вагонов в зимних условиях".

Презентация "Особенности работы  тормозного оборудования грузовых  вагонов в зимних  условиях"....