«Индивидуальные учебные траектории: как обеспечить системность знаний обучающихся»
опыты и эксперименты на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
«ЛЕСНАЯ СКАЗКА»
Московская область, Щелковский район, д.Орлово
т. 8-496-253-14-15 , 253-14-24, факс 8-496-253-14-15
Выступление на методическом объединении педагогов Центра
по теме:
«Индивидуальные учебные траектории:
как обеспечить системность знаний обучающихся»
Подготовила:
Ахмерова О.Е.,
педагог дополнительного
образования
Щёлково
2014 г.
Понятие индивидуальных учебных траекторий относится к категории применения в образовательном процессе технологий личностно-ориентированного развивающего обучения.
По определению Д.П.Н. Г.К.Селевко «Технология личностно ориентированного обучения представляет сочетание обучения, понимаемого как нормативно-сообразная деятельность общества, и ученья, как индивидуально значащей деятельности отдельного ребёнка. Её содержание, методы, приёмы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ребёнка, помочь становлению личностно значимых способов познания путём организации целостной учебной (познавательной) деятельности» [2].
В дополнительном образовании индивидуальная учебная траектория (или индивидуально-образовательный маршрут) рассматривается как вариант дополнительной общеобразовательной программы. С одной стороны, Программа предполагает наличие организационно-управленческих знаний, позволяющих реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих освоению этой программы обучающимися с разными образовательными потребностями и возможностями; с другой стороны, образовательная программа определяется как индивидуальный образовательный маршрут обучающегося, проектируемый с учетом его индивидуальных особенностей. Позиция педагога при этом состоит в инициировании субъектного опыта учащегося, развитии его индивидуальности, признании самобытности.
Проектируя индивидуально-образовательный маршрут важно соотнести его с обобщенным образовательным маршрутом, представляющим собой совокупность общих для обучающихся этапов, периодов, линий, характеризующих их продвижение при получении образования, что и обеспечивает системность знаний у обучающихся при освоении той или иной программы.
Технология личностно-ориентированного развивающего обучения может успешно применяться и при обучении хореографии, при этом к условиям формирования системности знаний относится полноценный учёт различий в обучении (т.е. индивидуальные траектории) и завершённость каждого этапа освоения образовательной программы (т.е. вхождение индивидуальных траекторий в обобщённый образовательный маршрут).
Индивидуальные траектории можно строить при помощи:
1) разных темпов обучения. Ведь усвоение и обобщение содержания обучающимися совершаются не сразу, а постепенно, «причём у разных обучающихся процесс усвоения происходит с разной скоростью и часто растягивается на очень длительный срок»[1]. Например, при изучении объёмной темы «Фигурный вальс» c обучающимися, которые не так быстро усваивают материал, ведётся следующая индивидуальная работа: с кем-то последовательно отрабатываются различные элементы (сначала комплекс предварительных упражнений, затем поэтапное выполнение упражнения, многократное его повторение) и просматриваются видеоматериалы; для кого-то достаточно просто посмотреть видеоматериал в замедленном темпе или многократно повторить фрагмент танца;
2) использования коррекции знаний при возникновении индивидуальных проблем или необходимости актуализировать знания для изучения новых. В данном случае можно применять:
- работу в парах: обучающийся – «учитель» готовится самостоятельно к исполнению своей роли (повторяет изученный материал), а затем помогает обучающемуся – «ученику» ликвидировать пробелы знаний;
- групповую работу, когда обучающиеся, стоящие во втором ряду, совершенствуют свои умения, глядя на исполнение различных элементов обучающимися первого ряда. Благодаря разным формам кооперации и сотрудничества участников образовательного процесса становится возможным проектировать и реализовывать не столько одну программу для целой группы, а для каждого обучающегося - в рамках учебной траектории - «свою».
При этом средствами формирования системности знаний могут быть:
- обобщённые планы деятельности, совместные планы изучения различных тем и организации деятельности обучающихся. Например, учащиеся разными маршрутами изучали танцевальный этюд, а затем на занятии- концерте все показывают свой результат;
- ситуации регулярного повторения изученного материала. При этом особый случай - возвращение к пройденному материалу после приобретения обучающимися новых знаний. Например, исполнение фигур вальса в разной последовательности и под разные музыкальные произведения («Венский вальс», «Севастопольский вальс» и др.);
- включение полученных знаний в другое содержание, неоднократный возврат к изначально освоенному, но более высокому уровню. Например, изучение танца в более быстром музыкальном темпе. Возвращение к пройденному материалу в этом случае направленно на целое, чтобы отдельные его элементы постоянно связывались между собой;
- периодическое обобщение полученных знаний. Организовать обобщение можно по-разному, с помощью:
1) просмотров видео - роликов (исполнение танца как в профессиональном исполнении, так и в исполнении самими обучающимися);
2) конструирования рисунка танца по определённым схемам;
3) др.
И в заключении можно сказать, что возможность обучающихся учиться совместно в одном коллективе, но каждого по своей индивидуальной программе появляется в такой системе обучения, которая с одной стороны строится на многообразии траектории освоения образовательной области, а с другой – обеспечивает сотрудничество обучающихся, распределив между ними разные учебные темы или задания.
Использованная литература:
1. Ж. Народное образование 2014, № 3.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
3. http://ipk.68edu
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания для выполнения программы по английскому языку на 5 семестр 2014-15 г. по индивидуальной образовательной траектории
Методические указания для выполнения программы по английском у языку на 5 семестр 2014-15 г. по индивидуальной образовательной траектории...
Самостоятельная работа в индивидуальной образовательной траектории студентов колледжа.
Самостоятельная работа студентов – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская, проектная работа, выполняемая во внеаудиторное время . Виды, способы выполнения ...
Приказ о подготовке к инструктивно - методическому семинару по теме "Персональный сайт как инструмент саморазвития педагога и формирования индивидуальной образовательной траектории студента колледжа"
Инструктиво - методический семинар по теме "Персональный сайт как инструмент саморазвития педагога и формирования индивидуальной образовательной траектории студента колледжа"...
Проектирование индивидуальной образовательной траектории для детей с ослабленным здоровьем с использованием ДО.
Проектирование индивидуальной образовательной траектории ...
Методы фронтальной и индивидуальной проверки знаний обучающихся на занятиях по МДК.01.02. Эксплуатация подвижного состава (тепловозы и дизель-поезда) и обеспечение безопасности движения поездов
Методы фронтальной и индивидуальной проверки знаний обучающихся на занятиях по МДК.01.02. Эксплуатация подвижного состава (тепловозы и дизель-поезда) и обеспечение безопасности движения пое...
План работы по иностранному языку на основе индивидуальных образовательных траекторий
Реализация технологий индивидуальных образовательных траекторий на уроках английского языка с целью индивидуализации обучения...
Использование онлайн-платформ в организации профессионального обучения студентов СПО и реализации индивидуальной образовательной траектории обучающихся
использование дистанционных форм контроля и коррекции знаний (Мой Тест)...