Размышления о проекте "Моя высота и путь к ней"
статья по теме

Шаронова Елена Владимировна

В статье содержится опсание проекта сотворчества преподавателей и студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_vysota_proekt.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

        

Размышления о проекте «Моя высота и путь к ней»

В образовании сегодня происходят существенные изменения: ставятся новые цели, обновляются содержание и технологии, идет компьютеризация учебного процесса, становятся более разнообразными формы его организации. Однако характер новых тенденций вряд ли позволит однозначно ответить на вопросы о том, что являет собой образование сегодня и каким оно будет завтра, какова его роль в обществе, каковы его приоритеты, ценности?

        Миссию колледжа как центра культуры образования мы видим в воспитании человека культуры. Его отличают стремление и способности учиться на протяжении всей жизни, причем учиться тому, что востребовано в данный момент жизнедеятельности; ориентироваться в быстро меняющемся мире и такой разноликой культуре. Человек культуры – это субъект деятельности, воплощающий в ней собственные сущностные силы и достигающий высшего для себя уровня развития и реализации личностного потенциала.

        Концептуально наш проект мы определили как психолого-педагогический и название его «Моя высота и путь к ней».

        Цель проекта состоит в том, чтобы показать возможности и значение  совместной деятельности студентов и преподавателей для личностного роста молодого человека,

- как побуждать человека пробовать свои силы,

 -делать ответственный выбор,

- моделировать собственный мир,

- проектировать свою жизнедеятельность (как инструмент, помогающий отыскивать свой путь),

- строить связи с другими людьми,

- развивать адаптивные способности.

        Когда произносишь слово «высота» - первое, что приходит на ум, это далекое звездное небо. Именно поэтому эпиграфом нашего проекта стали слова Аркадия и Бориса Стругацких: «Каждый человек – это бесконечность, и нельзя утверждать, что одна бесконечность хуже, а другая лучше…»

        «Высота» в нашем понимании – символ стремления к идеалу. Достичь его невозможно, но сам путь к нему равнозначен поиску человеком смысла собственной жизни. Но у каждого, у юных и взрослых, студентов и преподавателей Высота – своя и Путь к Высоте свой. А измеряется он самым человеческим в человеке – его Верой, Надеждой и Любовью, его ценностями и притязаниями, устремлениями и потребностями.

 В юности особенно ярко актуализируются вопросы «Кто Я?», «Кем я стану?», «Чего я хочу и могу добиться?», «Какова цель моей жизни?» В этот период начинаешь не только задумываться, но и самостоятельно выстраивать свою перспективу, формулировать собственные планы, определять жизненные цели.

        Способность человека ставить перед собой цели, адекватные его внутренней сущности, и строить на их основе жизненные планы – условие сохранения психического здоровья личности и ее успешной социализации. Цель необходима для жизни, так как, двигаясь к цели и достигая ее, человек может испытывать удовлетворение и ощущение счастья. Жизнь человека, имеющего цель, более упорядочена, эффективна и результативна.

        Каждый человек – автор своей собственной жизни. В колледже мы учим студентов составлять так называемые маршруты развития личности, которые позволяют осмыслить важнейшие вещи и ответить на вопросы, определяющие жизнь человека…

Какой ты сейчас? Ответ на этот вопрос позволяет познать себя.

Каким ты хочешь стать? Рассуждения над этим вопросом помогают в осознании цели.

Ты готов сделать свой выбор в жизни? Отвечая на данный вопрос, рассуждаем о жизненных планах, пути к успеху.

Ты умеешь добиваться своей цели? Это один из важнейших вопросов. Ведь именно в работе над собой, в совершенствовании личностных качеств и характера во многом заложен путь к успеху и своей Высоте.

Что ты хочешь научиться делать хорошо? Вопрос не менее важный. Для достижения успеха следует делать реальные шаги, расширять репертуар своих умений и навыков.

И наконец вопрос – каким  ты стал? Помогает оценить личностные достижения и результаты.

        Мы выбираем для себя жизненный девиз, который помогал бы нам в достижении цели.

        « Я строю личность» - это жизненное кредо большинства студентов.

        Построение личности требует планирования будущего, умения анализировать свои достижения и неудачи, познания себя,  умения ставить цели и добиваться их, формирования характера, развития в себе лидерских качеств, толерантности.

        Годы учебы в колледже – это сложный и ответственный период в  жизни. Начинается поиск самостоятельности, независимости, познания себя. Человек взрослеет, меняется его внешность и  индивидуальные особенности. Вместе с тем меняются желания, потребности и интересы. Эти перемены естественны – они присущи каждому человеку и происходят независимо от нашего желания.

        Однако человек может сознательно изменить себя: пересмотреть свое отношение к учебе, к людям, черты характера, которые не нравятся.

        Если представить, что человек – айсберг, то окружающие видят лишь его малую, надводную часть (поведение, манеры). Что же представляет собой невидимая, подводная часть айсберга-человека? Именно там скрыты чувства, потребности, желания. Это и есть внутренний мир каждого: то, как человек о себе думает и оценивает себя.

        Чтобы познать себя, следует задать себе два вопроса:

1.Каким человеком я хочу стать и чего достичь в жизни?

2.Что я должен сделать для достижения цели?

        В достижении поставленных целей  студентам помогут  жизненно необходимые умения, которые приобретаются в результате постоянной работы над собой. Это учебные умения: добывать информацию, организовывать свои учебные дела, писать рефераты, разрабатывать проекты, пользоваться интернетом.

        Коммуникативные навыки: строить межличностные отношения, конструктивно разрешать конфликты, эффективно сотрудничать в команде, тренировать навыки выступления, слушать и понимать собеседника.

        Прикладные навыки: играть на музыкальном инструменте, рисовать, починить, настроить, отремонтировать, водить машину, вязать, шить, готовить.

        На уроках психолого-педагогического цикла  проводятся занятия на темы: «Я и моя семья», «Я и мои друзья», «Мое тело», «Мои эмоции», «Каким ты выглядишь в глазах других». Студенты составляют гистограммы «Моя жизнь», участвуют в психологических играх «Вокзал мечты», «Презентация индивидуальности», пишут эссе «Это сладкое слово успех». И все это позволяет лучше разбираться в себе и ставить очередную планку на пути к Высоте.

         Путь к Высоте включает:

- самоопределение (поиск смысла собственного бытия),

- самопознание (умение оценивать свои возможности и быть готовым к открытиям в себе и в своих отношениях к другим),

- самоорганизацию (способность к усилию и воле),

- самореализацию (стремление к воплощению себя).

        Чем ближе к вершине, тем более широкие перспективы открываются перед человеком. А то, что достигнуто, можно рассматривать как «точку опоры», необходимую для дальнейшего восхождения. А как много значат встречи в пути! Они дают  шанс обрести попутчиков – тех, с кем преодолевается часть Пути, состоящего из череды событий. Такие Встречи «во времени и пространстве» проектируют особую сферу взаимодействия студентов и преподавателей, их совместного бытия, которую Д.В.Григорьев называет «со = бытием». В процессе со=бытия осуществляется поиск истины, разрешаются жизненные проблемы, обретается опыт осмысленного выбора ценностей. И как результат, между субъектами совместной деятельности – педагогами и студентами складываются новые отношения. На наш взгляд, это – отношения партнеров, которые согласовывают свои интересы и представления по поводу развития колледжа и проектирования его жизнедеятельности.

        Сегодня мы осмысливаем идею «совместной педагогики». Вводимое нами определение дает возможность обозначить конкретный аспект педагогики как целостной системы. Ведущими принципами такой педагогики мы считаем принципы совместности и событийности.

        Совместность в своей основе содержит признание продуктивной студенческо-преподавательской деятельности по проектированию и практическому воплощению содержания образования, его технологического обеспечения и психолого-педагогического сопровождения в пространстве жизнедеятельности колледжа. Событийность отражает ориентацию на события, значимые для страны, а также на проживание событий, имеющих социальную значимость и индивидуальную ценность, как Со-бытия.

        Пространство жизнедеятельности колледжа обогащается культурными практиками, панорама которых представляется на различного рода конференциях.

        Мы убедились, что лишь между теми, кто умеет и хочет вступать в равноправные отношения, возникает сопричастность к открытию нового («другого»). И только в этом случае происходят настоящие Встречи. Такие встречи продуктивны, так как в процессе их рождаются не только новые авторские продукты в виде сочинений, проектов, компьютерных презентаций, но и новые интересны, идеи и смыслы.

        Совместность и событийность ведут к взаимному обогащению и развитию преподавателя и студента. Происходит становление образования, существенной характеристикой которого является ценностное, этическое отношение к происходящему, и прежде всего – к другому человеку. Это уже личный выбор, возможность попробовать себя в новом деле, которое вчера было еще недоступно.

        Каждый шаг восхождения к Высоте делает человека другим. И остановить это движение (и самодвижение) невозможно, ибо с позиции акмеологического подхода процесс деятельности – это решение бесчисленного ряда задач, а высший уровень их продуктивности – достигнутая вершина.

  Достигнутая вершина – успех. А успех – это ряд преодоленных неудач и важно поверить в то, что мы сможем подняться к вершине. При этом выявить возможные препятствия, определить ресурсы необходимые для достижения цели, оценить отношение цели к нашим способностям, сделать прогноз успешности и неуспешности достижения цели и, конечно, увидеть идеальный образ «Я» студенты могут пока только с помощью педагогов и психологов.

                Составляющих успеха много, это:  талант, личностные качества, образование, удача, деньги,  трудолюбие, поддержка со стороны, здоровье. А вот в каком порядке будут расположены эти ценности зависит уже от конкретного человека.

        Стремление покорять Вершины, Восхождение к своей Высоте на основе преобразования действительности (бытия) и самого себя – то, что посильно каждому человеку, если он сумел определиться с системой собственных ценностей и научился согласовывать их с общественными ценностями. Понятно, что здесь необходимо взаимодействие человека юного и человека зрелого. В их сотрудничестве созидаются важнейшие умения: самостоятельно добывать и обрабатывать информацию; использовать продуктивные ситуации, модели и приемы, и, конечно, взаимодействовать с другими. Эти качества всегда будут востребованы в жизни.

        Есть вершины, которые нельзя покорить, есть высота, путь к которой бесконечен, и значит у человека есть смысл  жизни, бытия – это беспрестанное движение вверх, высоко…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прыжки в высоту с шестом

Прыжок с шестомПрыжок с шестом — дисциплина, относящаяся к вертикальным прыжкам технических видов легкоатлетической программы. Требует от спортсменов прыгучести, спринтерских качеств, координации движ...

Техника прыхка в высоту способом "перешагиванием"

- «Ножницы» (или «перешагивание») наиболее долгое время был самым распространенным способом преодоления планки, который и сегодня используется в тренировках как вспомогате...

Тематический план.Предмет "Безопасные методы работ на высоте"

Тематический план для курсов целевого назначения "Безопасные методы работ на высоте" для работников на 2-ю группу допуска. 32 часа....

Тест. Курс "Безопасные методы работы на высоте" В-1

Тест для курса "Безопасные методы работы на высоте" вариант 1...

Тест. Курс "Безопасные методы работы на высоте" В-2

Тест для курс "Безопасные методы работы на высоте" Вариант 2...

Тест. Курс "Безопасные методы работы на высоте" В-3

Тест для курса "Безопасные методы работы на высоте" Вариант 3...

Тест. Курс "Безопасные методы работы на высоте" В-4

Тест для курс "Безопасные методы работы на высоте" Вариант 4...