Классный час "Дружба - это бесценный дар!"
классный час на тему
Классный час о дружбе для учащихся 5-7 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
druzhba_-_eto_bestsennyy_dar.docx | 24.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час "Дружба - это бесценный дар!"
Цель :
Способствовать расширению нравственного опыта подростков, предостережению их от возможных ошибок во взаимоотношениях со сверстниками.
Формирование позитивных коммуникативных навыков как одного из важнейших условий в развитии дружеских отношений подростков.
Задачи :
Раскрыть понятие «дружба» как одно из составляющих человеческого общения.
Учить детей строить отношения со сверстниками;
Учить анализировать свои поступки и поступки своих товарищей.
Развивать умения объяснять свою точку зрения;
Воспитывать доброжелательность;
Создавать благоприятную атмосферу в коллективе.
Создать условия для развития умения принимать правильные решения.
Показать учащимся необходимость принятия индивидуальности другого человека.
Создать возможности для самооценки поведенческих реакций учащихся в ходе дружеских взаимодействий.
Форма проведения занятия: Разговор на заданную тему.
Оборудование: высказывания о дружбе (написать на доске), карточки с заданиями
Ребята, сегодня мы с вами по беседуем на тему "Дружба", ведь мы так часто слышим это слово, что же каждый из нас вкладывает в это понятие?
Дружба — неотъемлемая часть нашей жизни. Учиться дружить человек начинает с самого детства, получая опыт общения, умение понимать другого человека, находить общие жизненные ценности, преодолевая непонимание, находя точки соприкосновения для продолжения дружбы в дальнейшем.
Давайте послушаем одну притчу о дружбе.
Притчи о дружбе содержат в себе те зёрна истины, которые каждый получает в своей жизни, но не каждый замечает. Привлекая наше внимание к истинным ценностям, притчи о дружбе дают возможность увидеть те моменты, которые являются основополагающими в настоящих дружеских взаимоотношениях.
Притча о настоящей дружбе. (Выступление ученика)
По длинной, дикой, утомительной дороге шел человек с собакой. Шел он себе шел, устал, собака тоже устала. Вдруг перед ним — оазис! Прекрасные ворота, за оградой — музыка, цветы, журчание ручья, словом, отдых. - Что это такое? — спросил путешественник у привратника. - Это рай, ты уже умер, и теперь можешь войти и отдохнуть по-настоящему. - А есть там вода? - Сколько угодно: чистые фонтаны, прохладные бассейны… - А поесть дадут? - Все, что захочешь. - Но со мной собака. - Сожалею, сэр, с собаками нельзя. Ее придется оставить здесь. И путешественник пошел мимо.. Через некоторое время дорога привела его на ферму. У ворот тоже сидел привратник. - Я хочу пить, — попросил путешественник. - Заходи, во дворе есть колодец. - А моя собака? - Возле колодца увидишь поилку. - А поесть? - Могу угостить тебя ужином. - А собаке? - Найдется косточка. - А что это за место? - Это рай. - Как так? Привратник у дворца неподалеку сказал мне, что рай — там. - Врет он все. Там ад. - Как же вы, в раю, это терпите? - Это нам очень полезно. До рая доходят только те, кто не бросает своих друзей.
Ребята, почему человек не бросил свою собаку? (Ответы учащихся)
А все ли так поступают?
Как вы считаете, у вас есть настоящие друзья? (Ответы)
Давайте сейчас проведем небольшое тестирование, чтобы оценить ваши взаимоотношения с друзьями.
I этап (самотестирование) - 10 минут
Отсутствие или наличие симпатий проявляется, прежде всего, в понимании людьми друг друга. Оцените свое взаимопонимание с вашим другом с помощью простых вопросов.
1. Есть ли у вас чувство, что необходимо серьезное выяснение отношений:
да - 1 очко;
нет, такой необходимости в выяснении отношений нет - 0;
такое выяснение отношений бесполезно - 2.
2. Когда вы хотите задать какой-то деликатный вопрос, можете ли вы сделать это прямо, без обид:
да - 0 очков;
да, но мне потребуется для этого благоприятная обстановка- 1;
об этом не может идти речи - 2.
3. Считаете ли вы, что ваш партнер многое умалчивает из того, что его тяготит:
да - 1 очко;
не имею представления - 2;
я в курсе всех его проблем - 0.
4. Можете ли вы разговаривать со своим партнером о серьезных вещах в любое время:
да - 0 очков;
не всегда, нужно выждать подходящий момент - 1;
в большинстве случаев нет, потому что он не имеет времени - 2.
5. Когда вы разговариваете друг с другом, то следите за тем, чтобы ваши формулировки были точными:
да, я обдумываю, взвешиваю свои слова - 1 очко;
нет, мы говорим прямо то, что думаем - 2;
высказываю свое мнение, но прислушиваюсь и к чужому - 0.
6. Когда вы делитесь с партнером своими проблемами, нет ли у вас такого чувства, что вы тем самым обременяете его:
да, так часто бывает - 2 очка;
он просто не вникает в мои проблемы - 1;
он всегда проявляет участие - 0.
7. Принимает ли кто-то из вас важное решение, которое касается вас самого, не советуясь с другими:
случается и так - 2 очка;
мы вместе обсуждаем это, но последнее слово каждый оставляет за собой - 1;
мы решаем и обсуждаем все вместе - 0.
8. Не задумывались ли вы над тем, что предпочитаете чаще поделиться с чужими людьми, чем со своим партнером:
иногда это случается - 1 очко;
нет, свои проблемы я обсуждаю со своим партнером - 0;
посторонние меня лучше понимают - 2.
9. Не бывает ли так, что, когда партнер разговаривает с вами, вы думаете о чем-то другом:
бывает и так - 2 очка;
нет, я слушаю внимательно - 0;
если чувствую, что рассеян(на), то стремлюсь сосредоточить свое внимание - 1.
10. В разговоре вы пытаетесь прежде всего высказаться сами:
непременно - 2 очка;
обычно даю возможность партнеру высказать все, что его волнует - 0;
считаю, что мы оба должны делиться своими проблемами - 1.
А теперь оба партнера должны подсчитать и сложить вместе те очки, которые у них набраны. Итак...
От 0 до 10 очков. У вас принято рассказывать о своих проблемах. Каждый из вас делится тем, что его тяготит, и партнер его внимательно выслушивает. У вас нет потребности делиться с кем-то другим: друзьями, родственниками, потому что партнер вас понимает лучше.
От 11 до 29. Нельзя сказать, что вы совершенно не делитесь друг с другом своими проблемами. Но есть ряд вещей, о которых вам нужно и можно было бы говорить, однако этого не происходит.
Подводим итоги.
Почему дружба между подростками в 13-14 лет выходит на первое место? С чем это связано? (Ответы)
Учитель: Дружба оказывает большое влияние на жизнь человека, на его поступки, самосознание. Очень часто «за компанию» совершаются поступки, не соответствующие социальным нормам общества и уровню воспитания большинства членов дружеской группы. Не всегда человек осознает ответственность за другого в дружеской паре или компании, а значит, не всегда может оказать помощь в трудной ситуации. Поэтому рассмотрение данной проблемы будет актуально значимым для подростковой группы, где согласно возрастным изменениям происходит переоценка ценностей и, может, даже изменение дружеских симпатий.
Словарь.
Согласно словарю Даля, « дружба - взаимная привязанность двух и более людей, тесная их связь. В добром смысле - бескорыстная стойкая приязнь, основанная на любви и уважении; в дурном - тесная связь, основанная на взаимных выгодах».
Народная мудрость гласит: "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты". Как вы понимаете это выражение? (Ответы)
Почему Цицерон отметил, что «дружба возможна только между честными людьми...»?
Серьезные нарушения кодекса дружбы ведут либо к прекращению, либо к сведению дружбы к поверхностным приятельским отношениям. Либо даже к превращению в свою противоположность - вражду.
Дружба бывает разная. Кто-то стремиться подчинить себе друга, кто-то находит радость посвятить свою жизнь кому-то. Дружба бывает и разной глубины.
Самая великая, настоящая дружба - это когда два или несколько человек живут жизнью друг друга, находят радость в помощи друг другу, в сочувствии друг другу, в единомыслии друг с другом, в самоотверженности друг ради друга. Не бывает и быть не может истинной дружбы только тогда, когда «друзья» стремятся использовать друг друга в своих корыстных целях, когда, по поговорке, каждый тянет одеяло на себя. Тогда дружба, если родится, быстро чахнет и умирает.
Отрочество и юность всегда считались привилегированным «возрастом дружбы» Юношеская дружба действительно качественно отличается и от детской, и от дружбы взрослых людей. Ранняя юность означает рост самостоятельности, отход от родителей и переориентацию на сверстников. Подростки стремятся лучше узнать себя, самораскрыться, и друг выступает здесь в качестве зеркала, отражающего ваши сильные и слабые стороны. Это «зеркало» достаточно беспристрастно и хрупко, и попытки слишком близко приблизиться к нему могут разбить его, разрушить систему отношений, причинить боль.
Неблагополучные отношения подростка с друзьями могут вызвать у него глубокие и серьезные переживания, он отказывается от пищи и от гуляния, у него все валится из рук, он становится неразговорчивым, а порой и просто грубым. Ребята ищут то, что соответствует их интересам и потребностям. В этих поисках возникают увлечения и разочарования, загораются и рушатся надежды, в значительной степени складываются, испытываются и оттачиваются идеалы и ценности.
Дружба делает жизнь человека эмоциональнее, насыщеннее, богаче, интереснее. Ища задушевного друга, мы пристально всматриваемся в поступки и отношения людей. Мы приобретаем собственный опыт взаимодействия с людьми, вырабатываем у себя определенные нормы поведения в группе, формируем общественно ценные качества: уважение к человеку, чуткость, внимание, доброжелательность, готовность помочь в беде.
Ценность дружбы заключается не только в полном самораскрытии, но и в безоговорочном принятии другого».
Конечно, в дружбе человек учится, с одной стороны, умению самораскрыться, с другой стороны - понять другого человека. В связи с этим особой популярностью пользуются те, кто сам по-доброму и внимательно относится к людям. Обычно в общении с окружающими такие люди отзывчивы, сдержанны, жизнерадостны, добродушны, уступчивы, обладают хорошим чувством юмора.
Ребята, обладающие противоположными качествами, - неуверенные, замкнутые, скованные, непредсказуемые в сложных ситуациях, любящие только себя - нередко вызывают к себе отрицательное отношение. Однако эти и другие подобные недостатки не должны быть помехой для дружбы. Она как раз должна помочь человеку избавиться от них. Несовместимы с дружбой эгоизм, лицемерие, лживость, себялюбие, предательство. Не принесет радости в дружеском общении и человек чванливый, малокультурный, равнодушный.
В завершение теоретического обзора хотелось бы резюмировать сказанное выше. Итак, дружба - это не только понимание. В ней человек удовлетворяет такие важнейшие потребности, как потребность в эмоциональном тепле и привязанности, в человеческих связях, в самоутверждении и самовыражении, в самопознании и познании других.
III этап (формирование и развитие навыка) - 10 минут
В начале этапа создаются группы кооперативного обучения с помощью упражнения «Четыре стихии».
Каждой группе раздается по одной проблемной ситуации.
Ситуация 1.
Две девочки – одноклассницы. Алла – отличница, Тамара – троечница. Каждый день на переменах Тамара переписывала у Аллы все домашние задания и выдавала их за свои. Однажды была контрольная работа по химии. Получив «4», Алла расстроилась и думала над ошибками, в то время как Тамара буквально набросилась на Аллу с претензиями по поводу оценки. И здесь Алла не выдержала.… Продолжите историю. Ответьте на вопрос: «Была ли между девочками настоящая дружба?».
Ситуация 2.
Станиславу предложили подзаработать, сказав, что именно такой человек им нужен, но вакантное место только одно. Деньги для него не лишние. Хотя его семья материально благополучная, Станиславу хочется иметь «карманные» деньги. У него есть лучший друг Витя - мальчик из очень малообеспеченной, многодетной семьи, где денег не хватает, и Витя ищет работу, чтобы помочь семье. Как поступит Станислав?
Ситуация 3.
Лена и Маша - давние подруги. Они встречаются с мальчиками, которые тоже между собой друзья. Мама Лены знает об отношениях дочери с молодым человеком, мама Маши - догадывается и с осуждением относится к привязанности дочери. Накануне девочки пришли поздно домой после дискотеки, за что родители им запретили на какое-то время прогулки. Сегодня Лена пришла к Маше домой и настойчиво предлагала Маше под каким-нибудь предлогом выйти из дома, т.к. ее мама только в том случае отпустит ее на прогулку, если с ней будет Маша. Маша не хочет ослушаться родителей, но ей хочется помочь подруге, хотя она понимает, что подруга действует в своих личных интересах. Как поступит Маша?
Ситуация 4.
В одном классе учатся два мальчика, они – друзья, как говорят «не разлей вода». Однако оба они по природе лидеры. Окружающие отмечают за ними агрессивность, как физическую, так и словесную. Один из них – Олег был очень завистлив и не смог вытерпеть, когда его другу - Вите родители купили мотоцикл. После этого в классе началась неразбериха, в итоге которой он «раскололся» на две группы. Лидерские способности этих ребят проявились в том, что каждый из них возглавил свою группу. Ребята из одной группы не общались с ребятами из другой группы, в классе постоянные драки, был сорван даже праздник «Нового года», поскольку ребята не смогли договориться друг с другом. Можно ли предположить, что до ссоры ребята действительно были настоящими друзьями? Ответ поясните. Кто виновен в ссоре?
В конце занятия ребята должны дать самостоятельно определение понятию "дружба"
В конце можно посмотреть Ералаш "Дружба дороже" или социальный ролик про дружбу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к семинару классных руководителей " Особенности психологического общения классного руководителя с родителями студентов учебной группы"
В презентации представлены: система работы с родителями, стили семейного воспитания, правила эффективного взаимодействия и формы взаимодействия классного руководителя с семьей ...
Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов
Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной систем...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы раздела ПМ 2. Взаимодействие классного руководителя с родителями /МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя/
заданий Методические рекомендации содержат задания различного уровня сложности: обязательные и дополнительные, а также пояснения к их выполнению....
Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся)
Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводят классному руководителю.Раб...
Визитка к конкурсу профессионального мастерства «Самый классный классный»
Визитка педагога к конкурсу классных руководителей «Самый классный классный», самопрезентация конкурсанта -преподавателя русского языка и литературы...
Система работы классного руководителя по формированию классного коллектива. (ФГОС)
Наверное, никто из вас до прихода в школу и не представлял, какая это трудная профессия – быть классным руководителем!Хотя многие скажут, что быть классным руководителем – сплошная р...
"Классные" классные!
Статья о классном руководителе...