Воздействие музыкального исполнительства на психофизические особенности обучающихся
методическая разработка на тему
Чтобы не утратилась радость общения с инструментом, нужно активизировать обучающегося творчеством. их индивидуальным вкладом. В таком случае. приняв на себя ответственность за исполнение и ощутив реальную самостоятельность, обучающийся начинает проявлять исключительную добросовестность. ум в решении многих вопросов исполнительства. Научиться играть осмысленно, овладеть культурой звука, развить музыкальный вкус может каждый обучающийся, если приложит максимум трудолюбия. терпения, душевных переживаний. Исполнительская деятельность требует волевых и душевных усилий. Воспитывая в себе волю, требовательность к себе, эмоциональный отклик на исполняемую музыку, обучающийся игре на инструменте становится гармонически развитым человеком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozdeystvie_muzykalno-_ispolnitelskoy_deyatelnosti.docx | 10.8 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Выполнила: преподаватель Огнева Н.Н.
ГБОУ Самарский социально-педагогический колледж
Воздействие музыкального исполнительства на психофизические особенности обучающихся
Музыка является неотъемлемой частью духовной жизни человека. Обладает способностью доставлять эстетическое наслаждение, увлекать и покорять своей красотой. Музыкальное искусство как литература и живопись расширяет знакомство с окружающим миром, помогает лучше понять историю, проникнуться духом той или иной эпохи, понять творчество того или иного писателя. Оно воспитывает, так как композитор, сочиняя произведение, стремится насытить его возвышенными чувствами, справедливыми мыслями, которые его волнуют. Наслаждение музыкой- это путь к внутреннему совершенствованию, во имя жизни, во имя ее улучшения. Занятия музыкой оказывают существенное влияние на психофизические процессы, протекающие в организме как слушателя, так и исполнителя.
Главной задачей преподавателей- инструменталистов является развитие личности обучающегося, его эмоциональной сферы. становление нравственной позиции, познание законов нравственной морали, развитие личности через развитие эмоциональной и интеллектуальной сферы молодых людей средствами музыкального искусства. Через воспитание общего мировоззрения пробуждать интерес к музыкальному исполнительству. Девиз работы в музыкально- инструментальном классе- радость общения с музыкой:
1) для этого на музыкальное отделение принимаются абитуриенты увлеченные музыкой и желающие научиться играть на инструменте;
2) используется индивидуальная методика преподавания;
3) в классе царит спокойная, доброжелательная обстановка;
4) обязательное установление контакта с обучающимися( вызвать у него чувство доверия, симпатии, показать, как интересно то, чем он будет заниматься, выяснить его отношение к музыке, дать возможность поверить в свои силы).
Каждого обучающегося следует прежде всего научить слушать музыку, слушать заинтересованно, глубоко воспринимая услышанное с тем, чтобы у него появилась потребность выразить свои чувства в собственном исполнении. Чтобы воспитать в обучающемся способность к художественному восприятию, необходимо научить его ощущать все окружающее- живым, одухотворенным, имеющим свой неповторимый внутренний мир и внутренний голос. Развитие эстетического отношения к миру- есть задача музыкальной педагогики. Восприятие музыки так же является творческим процессом. Преподаватель стремится "расшевелить" обучающегося, у которого не развито восприятие музыки, увлечь эмоциональной стороной. помочь раскрыть замысел композитора. Воспитание направлено на развитие восприимчивости к музыкальному языку. способности к эмоциональному отклику. ассоциации художественно- образных представлений. а так же на активизацию музыкально- слуховых способностей. Работа над художественным произведением- это стержень, с помощью которого воспитывается душа обучающегося. Создание музыкального образа- трудная и самая прекрасная, самая главная часть работы по воспитанию духовности, воспитанию психики.
Начальный период освоения инструмента обычно строится на основе любительского музицирования с использованием народных или современных популярных песен. танцев, подбирания мелодий и аккомпанементов к ним. Для эффективного руководства процессом обучения на инструменте преподаватель тщательно изучает психические особенности обучающегося. Музыкально- инструментальной подготовкой в колледже молодые люди начинают заниматься в возрасте 15-16 лет. когда повышенная эндокринная активность опережает выработку новой двигательной координации. Это у некоторых проявляется в угловатости. мышечной зажатости. неумении координировать движение рук и пальцев, отстает эмоциональное развитие. У отдельных обучающихся проявляются агрессивность. резкие перепады настроений, тревожность и рефлексия. (В семьях. где молодые люди рано втягиваются в трудовую деятельность, эти проявления практически отсутствуют). Среди обучающихся имеются группы с заниженным и, наоборот. завышенным уровнем притязаний. Взяв на себя роль наставников, воспитателей, старших товарищей, преподаватели отвечают психологическим особенностям молодых людей. ищущих свой идеал и опору в содружестве со взрослыми, помогают развитию их нравственности, духовности. влияя деликатно и тактично. Одновременные занятия музыкальными и общеобразовательными предметами на музыкальном отделении колледжа почти вдвое увеличивают физическую и психическую нагрузку. И поэтому преподаватели. наблюдая за поведением обучающегося, на его реакцию. в музыкально- исполнительском классе используют индивидуальные методы работы и подбор репертуара согласно уровню подготовки, способностям и желанию учиться.
Основная проблема уроков музыкально-инструментальной подготовки- это искусство исполнить произведение цельно, ярко и образно. Музыкальная игра состоит из цепи постоянно меняющихся и сопоставляемых между собой образов. для вживание в которые требуется воображение. способность к перевоплощению, чуткая реакция к изменению эмоциональной деятельности. Погружение в какую- нибудь идею. в определенный эмоциональный строй вызывает определенную духовную энергию. возвышает чувства. Процесс постижения содержания, идеи произведения воздействует на психику обучающегося. воспитывает устойчивое внимание, сосредоточенность. Не все обучающиеся быстро "схватывают" в силу индивидуально- психологических особенностей. Тем не менее преподаватели пытаются уловить даже в несовершенном исполнении рациональное зерно и развить его, или подсказать, в чем неверность их исполнения, часто пользуясь образными сравнениями.
Рассматривая восприятие и исполнение музыки как сотворчество, следует отметить обратный процесс: обучающиеся,которые преобрели фортепианные навыки, лучше воспринимают музыку. На начальном аналитическом этапе работы над произведением рассматривая направление движения мелодии, ее повторение( если оно имеется), ее ритм, обучающемуся предлагается мысленно представить себе звучание данного музыкального материала, а затем, сверяя свои слуховые представления с реальным звучанием, подобрать ее на инструменте. Таким образом, активизируя внимание и мышление, преподаватель развивает его музыкально- слуховые представления, обращая внимание на регистр, лад и другие выразительные средства. Важно, чтобы при организации пианистических движений налаживалась взаимосвязь музыкально- слуховых представлений с двигательными ощущениями, чтобы каждый прием был обусловлен определенной художественной задачей. Так, плавная протяжная, грусная "Осенняя песенка Д.Васильева- Буглая требует певучего, выразительного связного звучания и мягкого, но глубокого погружения руки в клавиатуру. А такую пьесу, как "Воробей" Л. Руббаха необходимо сыграть отрывисто- приемом, наиболее подходящим для имитации движений беззаботно прыгающего и клюющего зернышки воробья. Отрывистому, острому звучанию должно соответствовать быстое и активное движение руки. Физические действия- это опора на реальное звучание и переживание, связанное со слуховым контролем. Анализируя проблему психофизического единства исполнительского искусства, следует отметить зависимость художественного от технического. Обучающийся должен стремиться исполнительски пережить музыку, а обучающийся фортепианному исполнительству находится в более сложном положении по сравнению с представителями других исполнительских специальностей, т.к. ему приходится выполнять функцию оркестра. Поэтому он должен владеть большим арсеналом технических средств. Развивая беглость,ловкость,силу и выносливость (основные понятия фортепианной техники), а так же пластичность обучающийся становится физически более совершенным. Начиная с различных способов звукоизвлечения и кончая крупными движениями рук от плеча, обучающийся учится управлять различными группами мышц, в том числе мышцами спины и живота. Отдельно следует отметить роль дыхания при игре на инструменте. Широкое ровное дыхание, способствует цельному, неторопливому движению мелких длительностей и охвату их в большие группы. Ровная осанка, прямой позвоночный столб, пластичные, разнообразные движения, жесты- все это способствует физическому совершенствованию молодого организма обучающегося. Работу за инструментом следует сочетать с упражнениями- свободными движениями рук вверх- вниз, в стороны, наклоны корпуса. Массаж подушечек пальцев, рисование каждым пальцем в воздухе букв, или цифр, энергичное растирание ладоней, грамотный массаж рук от кончиков пальцев вверх до плеча- все это способствует расслаблению разных групп мышц. усилению кровообращения и, как следствие этого, легкости в игре на инструменте. Использование так называемого "пластического интонирования" (прием исполнения музыки движением, жестом) помогает обучающемуся ощутить протяженность или несимметричность фразы, почувствовать в пульсации характер произведения, показать особенности развития, развертывания музыки. Дирижерский жест дает почувствовать интонационно- образный смысл произведения.
Решающее влияние на физиологическое и психическое( эмоциональное) состояние в процессе музыкального переживания оказывает ритм. Социальными исследованиями доказано, что ритмическое переживание музыки связано с двигательными реакциями, мышечным чувством. Как и любое физическое действие, как уже было выше сказано, для обучающегося необходимо музыкальное движение, т.к. оно развивает и укрепляет весь организм- укрепляет мышцы, улучшает кровообращение, дыхательные процессы, развивает мускулатуру, что является основным фактором здоровьесбережения.
Приобщая обучающегося к миру прекрасного, развивая творческие задатки. и увлечения, раскрывая и развивая его психофизические особенности, преподаватели- пианисты занимаются воспитанием высокой культуры поведения, общения, честности и принципиальности, учат доводить начатое дело до конца, формируют музыкально- эстетический вкус. Формирование музыкального вкуса- процесс сложный, требующий предварительного исследования психологической установки обучающегося. Развитие художественного вкуса происходит в тактичном убеждении обучающегося в тесной связи формы и выразительных средств с содержанием музыкального произведения, постоянном поиске гармонии между темпом и звучностью. Серьезное, трепетное сугубо личностное отношение преподавателя к музыке и конкретно к определенному произведению передается и обучающемуся, пусть не сразу и не всем. Главный внутренний ориентир в пестром музыкальном калейдоскопе- воспитанный на основе классики музыкальный вкус. Музыкальный вкус формируется на лучших образцах музыки различных стилей и направлений. Исполнение произведений различных стилей расширяет круг музыкальных представлений. Серьезная музыка утверждает высокие идеи, заставляет задуматься о значительном. Например, музыка Чайковского воспевает жизнь, все прекрасное, доброе, человечное. Она учит мужественному восприятию мира,вызывает поток волнующих, сильных чувств. Шостакович- художник мыслитель. В музыке Кабалевского- бурное кипение жизни, волевой напор, целеустремленность и т.д. Исполнение серьезной классической музыки требует сосредоточенности, внимания к качеству звучания, глубокого знания и понимания содержания творчества композиторов. Знание живописи, литературы, истории также помогает обучающемуся понимать и исполнять то или иное произведение. Чем больше он читает, тем вернее сумеет разобраться в характере героев, тем легче постичь ему разнообразие музыкальных образов. Молодые люди живут среди звуковых раздражителей, и это часто убивает в них потребность по- настоящему вслушаться, пережить музыку. Увлечение легкой музыкой приводит к пассивности, которая переносится на мышление и модусы их поведения. Это очень серьезная проблема. Чувствовать, слушать другого- едва ли не более важно, чем выучиться читать, писать и считать, а это качество воспитывается на классической музыке.
Замечательным свойством музыкального исполнительства является то, что в процессе игры переосмысливаются самые разные конкретные ощущения и впечатления. Во многом это зависит от репертуара, который подбирается преподавателем индивидуально каждому обучающемуся. От подбора репертуара зависит успешное развитие психофизических особенностей обучающихся, их совершенствование. Учитываются характер их способностей, склонностей и потребностей на данном этапе развития. Так например, для преодоления заторможенности, флегматичности в характере обучающегося очень важны пьесы, содержание которых связано с активностью движения. Обучающемуся с повышенной импульсивностью весьма полезны пьесы созерцательного характера. Для обострения внимания к развитию музыкальных образов полезны пьесы, отмеченные определенной фабулой; умению "входить в роль" особенно помогают пьесы- портреты, включающие моменты игры, действия. Вместе с тем преподаватели включают в репертур произведения, противоположные темпераменту обучающегося, тем самым развивая разные грани психофизических особенностей обучаемого. Знакомясь с бытовой музыкой различных эпох, обучающийся воспринимает эти сочинения как бы на фоне окружающей действительности, в тесной связи с нею. В связи с этим, произведения современных композиторов являются составной частью репертуара.
Основа основ исполнительской деятельности, как уже было отмечено,- это внутренние музыкально- слуховые представления, которые должны стать надежной опорой памяти и мышления. Аналитическая работа за инструментом способствует развитию всех видов памяти , особенно двигательной. Двигательная память связана с работой мышц, поэтому аппликатура, артикуляция, приемы звукоизвлечения усваиваются уже при разборе нового музыкального материала.
Умению слышать себя, игру в целом и свою партию в общем звучании, достигать общей и особенно физической согласованности своих действий с партнером, воспитывать в себе солиста и аккомпаниатора, умению быстро и полностью переключаться с выполнения одной функции на другую способствует ансамблевая игра.
Психофизическое состояние обучающегося стимулирует публичное выступление (экзамен, контрольный урок, зачет и т.д.). В процессе исполнительской деятельности, как бы исполнительски переживая музыку, каждый прихотип ведет себя по- разному. Такого рода мероприятия дают возможность преобрести устойчивость слабой психике, собранность- неуравновешенной и т.д. Преподаватель определяет сроки выступления- этот момент является психологическим началом формирования сознания исполнителя. Первое звено- это мотивация, ее формирование. Существует группа положительных моментов, влияющих на формирование состояния психической готовности к публичному выступлению:
1) мотивы, связанные с отношением к исполняемому произведению;
2) мотивы. связанные с отношением к публике;
3) мотивы, связанные с отношением к самой исполнительской деятельности.
Проведенная заранее "психотерапия" (внушение уверенности в свои силы, эмоциональный подъем (кураж) придают публичному выступлению обучающегося убедительность и яркость. Чрезвычайно важно учитывать эмоциональный мир способных к музыке: они более ранимы и беззащитны. Их нужно всячески поддерживать и беречь, формировать индивидуальность.
Развитие культуры исполнительства происходит в результате использования современных технологий- ИКТ. Благодаря компъютерным технологиям становится доступным восприятие культуры исполнительства, формы произведения, манеры воплощения. Обучающемуся становится понятен общий план интерпретации, выполнение художественных деталей, отделка штрихов, характер звучания. Вслушиваясь в детали интерпретации, сравнивая свое исполнение с исполнением мастера, обучающийся постепенно приучается слушать и слышать себя "со стороны" и отбирать убедительные варианты исполнения. Прослушивание выполняет информационную и прогнозирующую функции, может создать яркое, предварительное впечатление о произведении. А это очень важно- полюбить его, захотеть играть. Запись собственного исполнения обостряет внимание обучающегося, повышает чувство ответственности, общий тонус игры, в поведении появляется собранность, в работе- стремление исправить недостатки.
Чтобы не утратилась радость общения с инструментом, нужно активизировать обучающегося творчеством. их индивидуальным вкладом. В таком случае. приняв на себя ответственность за исполнение и ощутив реальную самостоятельность, обучающийся начинает проявлять исключительную добросовестность. ум в решении многих вопросов исполнительства. Научиться играть осмысленно, овладеть культурой звука, развить музыкальный вкус может каждый обучающийся, если приложит максимум трудолюбия. терпения, душевных переживаний. Исполнительская деятельность требует волевых и душевных усилий. Воспитывая в себе волю, требовательность к себе, эмоциональный отклик на исполняемую музыку, обучающийся игре на инструменте становится гармонически развитым человеком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету « Оркестровый инструмент » (ознакомление с инструментами домра, балалайка) для специальности Музыкальное исполнительство (Народные инструменты)
Рабочая программа предмета «Оркестровый инструмент» (ознакомление с инструментами народного оркестра) составлена с учётом требований современности к дополнительному образова...
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО Программа учебного предмета УП.02. ФОРТЕПИАНО
Данная программа учебного предмета Фортепиано разработана на основе федеральных государственных требоний к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального иск...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО Примерная программа по учебному предмету ПО.01.УП.02.АНСАМБЛЬ
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований...
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "струнно-смычковые инструменты" музыкальное исполнительство - ансамбль
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "струнно-смычковые инструменты" музыкальное исполнительство - ансамбль ...
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «струнно-смычковые инструменты» музыкальное исполнительство-специальность Скрипка
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «струнно-смычковые инструменты» музыкальное исполнительство-Специальность Скрипка...
Психофизические особенности развития детей младшего школьного возраста в хореографической работе
Психофизические особенности развития детей младшего школьного возраста в хореографической работе. Методические рекомендации по проведению уроков...
Музыкальное исполнительство. Музыкально-ритмические движения.
Музыкальное исполнительство. Музыкально-ритмические движения....