Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "струнно-смычковые инструменты" музыкальное исполнительство - ансамбль
рабочая программа на тему
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "струнно-смычковые инструменты" музыкальное исполнительство - ансамбль
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«СТРУННО-СМЫЧКОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Программа по учебному предмету
ПО.01.УП.02. АНСАМБЛЬ
Нижневартовск 2012 год
«Одобрено» «Утверждаю»
Методическим советом Директор МАОУДОД
«ДШИ №2» – Горина Н.В.
МАОУДОД «ДШИ №2»
______________________
дата рассмотрения (подпись)
дата утверждения
Разработчик – преподаватель по классу скрипки высшей квалификационной категории МАОУДОД «ДШИ №2» г.Нижневартовска, солист камерного ансамля МУ «ДИ»
Ребреш Ольга Анатольевна
Рецензент – преподаватель по классу скрипки высшей квалификационной категории Сургутского музыкального колледжа, заслуженный деятель культуры ХМАО-Югры
Галяга Елена Дмитриевна
Рецензент – преподаватель по классу виолончели высшей квалификационной категории МАОУДОД «ДШИ №2» г.Нижневартовска, солист камерного ансамля МУ «ДИ»
Дубовская Лариса Владимировна
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- срок реализации учебного предмета;
- объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- форма проведения учебных аудиторных занятий;
- цель и задачи учебного предмета;
- обоснование структуры программы учебного предмета;
- методы обучения;
- описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- сведения о затратах учебного времени;
- годовые требования по классам;
- Требования к уровню подготовки обучающихся
- Формы и методы контроля, система оценок
- аттестация: цели, виды, форма, содержание; - критерии оценки; - контрольные требования на разных этапах обучения;
- Методическое обеспечение учебного процесса - методические рекомендации педагогическим работникам; - рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
- Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Ансамбль» по виду инструмента «скрипка», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Струнно-смычковые инструменты» - ансамбль.
Учебный предмет «Ансамбль» направлен на приобретение и совершенствование детьми знаний, умений и навыков совместного исполнения, музыкально-художественному развитию музыканта - инструменталиста, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие обучающегося. В классе ансамбля ребята знакомятся с лучшими образцами классической и современной музыки, расширяют свой кругозор, повышают качество своей профессиональной подготовки. И независимо от музыкальной подготовки, каждый обучающийся 2 – 8(9) классов может участвовать в ансамбле благодаря методически верному подбору репертуара: более сильные обучающиеся могут исполнять сложные партии в ансамбле, менее подготовленные - простые партии.
В общей системе профессионального музыкального образования значительное место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю скрипачей, камерному ансамблю, смешенному составу ансамблей, квартеты, трио, дуэты и тд., оркестру. В последние годы увеличилось число различных по составу ансамблей: как учебных, так и профессиональных. И очень важно сохранить исполнительские традиции, необходимо способствовать дальнейшему развитию самодеятельного и профессионального коллективного творчества в ансамблях.
Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по специальности.
Успешный опыт ансамблей должен основываться на творческих контактах руководителя коллектива с преподавателями по специальности.
Данная программа разработана для ансамбля скрипачей.
2. Срок реализации учебного предмета «Ансамбль»
Срок реализации данной программы составляет шесть лет для обучающихся со 2 по 8 классы. Для обучающихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на 1 год (9 класс).
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:
Срок обучения | 8 - летнее | 9-ый год |
Максимальная учебная нагрузка ( в том числе часы вариативной части ) | 412,5+66 | 132 |
Аудиторные занятия (в том числе часы вариативной части ) | 165+ 66 | 66 |
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную работу),в том числе часы вариативной части | 247,5+165 | 66 |
Недельная аудиторная нагрузка (всего в часах) | 1 | 2 |
Консультации (всего в часах) | 8 (по 2 в год) | 4 |
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения.
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий : мелкогрупповая
(от 2 до 15 человек). Рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.
5. Цель и задачи учебного предмета
Цель: развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе
приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого
исполнительства.
Задачи:
• стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления,
воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
• формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков,
необходимых для ансамблевого музицирования;
• расширение кругозора учащегося путем ознакомления с мировым ансамблевым репертуаром, а также с выдающимися исполнениями;
• решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся
разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться
в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
• развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле),
артистизма и музыкальности;
• обучение навыкам самостоятельной работы, самоконтроля, а также навыкам чтения нот с листа в ансамбле;
• приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и
публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
• формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального
исполнительского мастерства инструменталиста-скрипача ансамблиста.
Учебный предмет «Ансамбль» неразрывно связан с учебным предметом
«Специальность», а также со всеми предметами дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Струнно-смычковые инструменты".
Занятия в ансамбле это накопление опыта коллективного музицирования, ступень для подготовки игры в оркестре.
6. Обоснование структуры учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Выбор методов обучения по предмету «Ансамбль» зависит от:
• возраста обучающихся;
• их индивидуальных способностей;
• от состава ансамбля (инструментов);
• от количества участников ансамбля.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального
материала всех партий);
- наглядно - слуховой (показ, наблюдение, демонстрация приемов);
- практический (проработка отдельных частей произведения для последующей организации исполнительских приёмов целого произведения);
- прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение
концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных
особенностей, работоспособности и уровня подготовки;
- частично – поисковый (ученики участвуют в поисках решения поставленной задачи);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественных впечатления).
Предложенные методы работы с ансамблем в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета.
8. Материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету "Ансамбль"
должны иметь площадь помещения не менее 12 кв.м., звукоизоляцию, наличие фортепиано или рояля, пюпитров. Нотную литературу с достаточно обширным репертуаром, наличие скрипок и смычков различных размеров: 2/4; 3/4; 4/4.
В образовательном учреждении должны быть созданы условия, для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного, на освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную самостоятельную нагрузку обучающихся, консультации и аудиторные занятия:
Распределение по годам | |||||||||
классы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Продолжительность учебных занятий (в неделях) | - | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 |
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 |
Консультации (часов в неделю) | - | - | - | - | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к зачётам, экзаменам, творческим конкурсам, и различным концертным мероприятиям. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счёт резерва учебного времени.
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности, но не менее 1- 1,5 часов в неделю.
Виды внеаудиторной (самостоятельной) работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к концертным выступлениям;
- посещение учреждений культуры: филармоний, театров, концертных
залов и др.;
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно- просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения и имеет свои дидактические задачи, и объем времени, предусмотренный, для освоения учебного материала.
2. Требования по годам обучения
В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, необходимо сформировать определенные музыкально-технические знания, умения владения инструментом, навыки совместной игры, такие как:
• комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения;
• научиться слушать музыку, исполняемую ансамблем в целом и отдельные голоса партий, умение быстро реагировать на малейшие изменения темпа, ритма, динамики и тембра, аппликатуры, а также на управляющие процессом исполнения жесты концертмейстера, дирижёра, руководителя; уметь аккомпанировать солистам;
• развивать музыкальный вкус, коллективную творческую и исполнительскую дисциплину; навыки культуры сценического поведения; быть активным пропагандистом музыкального искусства в обществе, используя форму публичных выступлений.
Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую
направленность и индивидуальный подход к каждому ученику. Содержание
учебного предмета направлено на обеспечение художественно-эстетического
развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний,
умений и навыков.
1 год обучения
Формировать навык слухового контроля отдельных исполняемых партий, а также восприятия всей музыкальной ткани звучания ансамбля и аккомпанемента в целом. Развивать музыкальную память, звуковысотную интонацию, метроритм, качество исполнения основных штрихов. Закреплять и применять на практике навыки и знания, полученные в инструментальных классах. Формировать навык чтения нот с листа, подбора по слуху, выразительного исполнения, эмоциональности. Развивать музыкальный вкус, коллективную творческую и исполнительскую дисциплину. Формировать навыки культуры сценического поведения.
В основе репертуара – несложные произведения, доступные для успешной реализации начального этапа обучения: популярные детские произведения, народные песни и танцы, произведения несложного классического репертуара.
Партии подбираются по уровню подготовки обучающихся.
За год ученики должны пройти 2-4 произведения для ансамбля (приложение №1). В конце учебного года обучающиеся сдают зачет из 1-2 произведений. Зачетом может считаться публичное выступление на классном вечере, концерте или участие в конкурсе.
2 год обучения
Продолжение работы над закреплением навыков ансамблевой игры. Усложнение репертуара. Работа над качеством интонирования, метроритмом. Закреплять и применять на практике навыки и знания, полученные в инструментальных классах, развивать музыкальный вкус, художественное инструментальное мышление. Воспитание внимания к точному прочитыванию авторского текста, умение слушать мелодическую линию произведения, выразительно её фразировать; грамотно и чутко исполнять свою партию и слушать партнеров; совместно работать над динамикой произведения, фразировкой, интонацией, ритмической стороной, штрихами, выразительностью звукоизвлечения; анализировать содержание и стиль музыкального произведения.
Формировать навыки чтения нот с листа, подбора по слуху, выразительного исполнения, развивать музыкальный вкус, эмоциональность, коллективную творческую и исполнительскую дисциплину. Приобретать навыки культуры сценического поведения. В течение учебного года следует пройти 2-4 произведения разного жанра, стиля и характера (приложение №1).
3 год обучения
Продолжение работы над закреплением навыков ансамблевой игры. Усложнение репертуара. Работа над качеством интонирования, метроритмом. Закреплять и применять на практике навыки и знания, полученные в инструментальных классах, развивать музыкальный вкус, художественное инструментальное мышление. Воспитание внимания к точному прочитыванию авторского текста, умение слушать мелодическую линию произведения, выразительно её фразировать; грамотно и чутко исполнять свою партию и слушать партнеров; совместно работать над динамикой произведения, фразировкой, интонацией, ритмической стороной, штрихами, выразительностью звукоизвлечения; анализировать содержание и стиль музыкального произведения. Закреплять навыки чтения нот с листа, подбора по слуху.
В основе репертуара – произведения классического репертуара, популярные произведения, народные песенные и танцевальные мелодии, произведения русских и зарубежных композиторов, лёгкие джазовые обработки.
В течение учебного года следует пройти 3-6 произведений разного жанра, стиля и характера (приложение №1).
4 год обучения
Продолжение работы над закреплением навыков ансамблевой игры. Усложнение репертуара. Работа над качеством интонирования, звукоизвлечения, метроритма, качественное исполнение различных штрихов, динамических указаний, аппликатуры. Умение слушать музыку, исполняемую ансамблем в целом и отдельные голоса партий произведения в мелодическом и гармоническом соотношениях. Ориентироваться в звучании темы, сопровождения, подголосков и т.д. Уверенно знать свою партию и грамотно исполнять нотный текст в соответствии с художественной трактовкой произведения в целом.
В основе репертуара – произведения классического репертуара современной музыки, популярные эстрадные произведения, народные песенные и танцевальные мелодии, произведения русских и зарубежных композиторов, лёгкие джазовые инструментальные обработки.
В течение учебного года следует пройти 4-6 произведений разного жанра, стиля и характера (приложение №1).
5 год обучения
Развитие образного мышления, эмоционального восприятия, развитие музыкальной памяти, мелодического и гармонического слуха, творческих навыков; самостоятельности в работе и расширению системы знаний. Умение слушать музыку, исполняемую ансамблем в целом и отдельные голоса партий произведения в мелодическом и гармоническом соотношениях. Ориентироваться в звучании темы, сопровождения, подголосков и т.д.
Уверенно знать свою партию и грамотно исполнять нотный текст в соответствии с художественной трактовкой произведения в целом. Закреплять навыки чтения нот с листа, подбора по слуху.
В основе репертуара – произведения классического репертуара, современной музыки, популярные эстрадные произведения, народные песенные и танцевальные мелодии, произведения русских и зарубежных композиторов, лёгкие джазовые инструментальные обработки.
В течение учебного года следует пройти 4-6 произведений разного жанра, стиля и характера (приложение №1).
6 год обучения
Усложнение репертуара. Работа над качеством интонирования, звукоизвлечения, метроритма, качественное исполнение различных штрихов. Умение слушать музыку, исполняемую ансамблем в целом и отдельные голоса партий произведения в мелодическом и гармоническом соотношениях. Ориентироваться в звучании темы, сопровождения, подголосков и т.д. Уверенно знать свою партию и грамотно исполнять нотный текст в соответствии с художественной трактовкой произведения в целом.
В основе репертуара – произведения классического репертуара, композиторов романтизма, русской музыки 19 века, современной музыки, популярные эстрадные произведения, народные песенные и танцевальные мелодии, лёгкие джазовые инструментальные обработки.
В течение учебного года следует пройти 4-6 произведений разного жанра, стиля и характера (приложение №1).
7 год обучения
Усложнение репертуара. Работа над качеством интонирования, звукоизвлечения, метроритма, качественное исполнение различных штрихов. Умение слушать музыку, исполняемую ансамблем в целом и отдельные голоса партий произведения в мелодическом и гармоническом соотношениях. Ориентироваться в звучании темы, сопровождения, подголосков и т.д. Уверенно знать свою партию и грамотно исполнять нотный текст в соответствии с художественной трактовкой произведения в целом.
В основе репертуара – произведения классического репертуара, эпохи барокко, композиторов венской классики, романтизма, русской музыки 19 века, современной музыки, популярные эстрадные произведения, народные песенные и танцевальные мелодии, произведения русских и зарубежных композиторов, лёгкие джазовые инструментальные обработки.
В течение учебного года следует пройти 4-6 произведений разного жанра, стиля и характера (приложение №1).
8 год обучения
Уверенно знать свою партию и грамотно исполнять нотный текст в соответствии с художественной трактовкой произведения в целом. Самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно, технически свободно исполнять на инструменте произведения; иметь навыки чтения нот с листа, подбора по слуху. Сформировать высокие эстетические представления и вкусы, любовь к музыкальному творчеству, воспитать исполнительскую волю и дисциплину, умение выступать на публике.
В основе репертуара – произведения классического репертуара эпохи барокко, сочинения композиторов венской классики, романтизма, русской музыки 19 века, современной музыки, популярные эстрадные произведения, народные песенные и танцевальные мелодии, произведения русских и зарубежных композиторов, лёгкие джазовые инструментальные обработки.
В течение учебного года следует пройти 4-6 произведений разного жанра, стиля и характера (приложение №1).
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Ансамбль», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:
• наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, ансамблевому музыкальному исполнительству, совместному музицированию;
• сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,
позволяющий использовать многообразные возможности инструмента для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать ансамблевый репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
• знание ансамблевого репертуара, исполнителей;
• знание художественно-исполнительских возможностей инструмента;
•знание других инструментов (если ансамбль состоит из разных инструментов: струнных, духовых, народных), их особенностей и возможностей; знание различных ансамблевых составов;
• знание профессиональной терминологии;
• наличие умений по чтению нот с листа и подбору по слуху музыкальных произведений;
• навыки по воспитанию совместного чувства ритма;
• навыки по воспитанию слухового контроля при ансамблевом
музицировании;
• наличие творческой инициативы, сформированных представлений о
методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над
исполнительскими трудностями;
• наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве
ансамблиста.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Основными видами контроля успеваемости являются:
- текущий контроль успеваемости учащихся;
- промежуточная аттестация;
- итоговая аттестация.
Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник обучающегося. При оценивании учитывается:
- отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;
- качество выполнения предложенных заданий;
- инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во
- время домашней работы;
- темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся оценки в первом и втором полугодии.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и степень освоения им учебных задач на определенном этапе. Формами промежуточной аттестации является зачет. Участие в конкурсах может приравниваться к выступлению на зачетах.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет «Ансамбль».
Итоговая аттестация - зачет в выпускном классе 8(9).
В целях комплексной проверки развития выпускников по предмету «Ансамбль» проводится зачет, на котором ученик должен:
- прочитать с листа партию предложенного произведения (пьесы из средних классов обучения);
- исполнить 2 – 3 разнохарактерных произведения в разных составах, например, в дуэте с преподавателем, трио или квартет и т.д.
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
По итогам исполнения программы на зачете, академическом
прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибальной шкале:
Оценка | Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») | Оценка отражает грамотное исполнение с технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения |
4 («хорошо») | Оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле) |
3(«удовлетворительно») | Оценка отражает исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, мало художественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата ит.д. |
2(«неудовлетворительно») | Оценка отражает комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий |
«зачет» (без отметки) | Оценка отражает уровень подготовки и исполнения на определённом этапе обучения |
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является
основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного
заведенияисучетомцелесообразностиоценкакачестваисполненияможетбыть
дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно
оценить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень
готовности учащихся к возможному продолжению профессионального
образования в области музыкального искусства.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1.Методические рекомендации педагогическим работникам
В классе ансамбля обучающиеся знакомятся с лучшими образцами классической и современной музыки, расширяют свой кругозор, приобретают навыки совместного исполнения, необходимые им впоследствии для участия в профессиональных и любительских музыкальных коллективах, а также для дальнейших занятий в классах ансамбля и оркестра музыкальных училищ и других специальных учебных заведений.
Ансамбль является одним из важнейших видов коллективного музицирования. Для некоторых обучающихся, средних способностей – это нередко единственная возможность для концертного публичного выступления. Учитывая разновозрастные особенности состава ансамбля обучающихся, формируются различные формы обучения, нацеливающие на выполнение определённых задач, повышающих интерес к учёбе. На первом этапе проводится диагностика на выявление музыкальных способностей обучающихся, определяется исполняемая партия для игры в ансамбле. В начале каждого полугодия педагог составляет план работы класса ансамбля с тщательным отбором и учётом конкретных условий (контингента учащихся, их умений и навыков).
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам постепенности, последовательности, доступности и наглядности в освоении
материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к
сложному, опирается на индивидуальные особенности каждого ученика.
Приступая к работе над музыкальным произведением, педагог должен прежде всего дать общее представление о характере его музыкального содержания. С этой целью следует проиграть произведение целиком, или прослушать запись. Затем рассказать о значении и функции каждой из партий в общей партитуре. На занятиях особое внимание уделять работе над чистой интонацией, ровностью и характером звучания, динамическим соотношением голосов, над ритмической дисциплиной, единством штрихов и аппликатуры и подчиняя работу над техникой целям выразительной передачи музыкального произведения. Знакомить обучающихся с автором, эпохой, содержанием, формой и стилем изучаемого произведения.
Репертуар в классе ансамбля должен включать в себя разнохарактерные произведения: виртуозные и кантилену, для младших классов - знакомые им детские песенки, мелодии; обработки народных мелодий, песен; произведения русских и зарубежных авторов; наилучшие образцы классического музыкального наследия и наиболее известные и популярные современные произведения, джазовые обработки. Для чтения нот с листа могут быть предложены те же произведения, которые будут изучаться на уроке ансамбля, или более лёгкие партии из других групп.
Читка с листа подразумевает под собой: исполнение отрывка, музыкального периода или небольшой части пьески. Верно исполненными: метроритмом, чисто интонационно (в звуковысотном соотношении), штрихами, аппликатурой, и в какой-то мере характером произведения.
Целесообразно продуманный подбор музыкальных произведений для разновозрастного состава ансамбля является одним из решающих факторов успешного музыкально — эстетического развития обучающихся.
Преемственность репертуара от младших ансамблей к старшим даёт возможность творческому общению всех учеников класса, стимулирует интерес младших к исполнению более сложной программы старшего состава. Также единый репертуар даёт возможность всем ученикам класса играть вместе в любом составе: дуэтами, трио, небольшими группами и, наконец, объединяться в большой ансамбль.
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Обучающийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, аппликатуру, ритм, динамику, штрихи, но и на все авторские указания и замечания преподавателя, после чего следует переходить к репетициям с партнёрами по ансамблю. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения грамотного, выразительного исполнения. Работать над точностью интонации, аппликатуры, метроритмической организацией, исполнительским мастерством штрихов, динамики, характером и выразительными средствами.
- Списки рекомендуемой методической и нотной литературы:
Список методической литературы:
1. Гинзбург Л., Григорьев В. История скрипичного искусства М. 1990.
2. Берлянчик М. Основы воспитания начинающего музыканта С-П. 2000.
3. Меламед П.,Мурзина Е. Воспитание и обучение в ДМШ: скрипка, виолончель.М. 1989.
4. Раабен Л., Шульпяков О. Михаил Вайман – исполнитель и педагог Л.1984.
5. Натансон Б., Рощина Л. Вопросы музыкальной педагогики М. вып.5. 1984.
6. Руденко В. Вопросы музыкальной педагогики М. вып.7 1986.
7. Сборник научно-методических работ преподавателей ДШИ и ДМШ Ханты- Мансийск 2002.
8. Гинзбург М.И., Кац ЗГ. Токарева Л.М., Кифер М. Программа по классу скрипки и альта М. 1989.
9.В.Б. Григорьев Методика обучения игре на скрипке М. 2006. Классика- XXI
10. Как учить игре на скрипке в музыкальной школе. М. 2006. Классика- XXI
Приложение № 1
Рекомендуемый список сборников произведений:
В каждом разделе под рубрикой “а” приводится перечень сборников, в которых содержатся пьесы, рекомендованные в списке произведений и обозначенном рубрикой “б”.
Перечень сборников каждого из разделов программы (рубрика “а”) составлен в хронологическом порядке их выхода в свет и, как правило, содержит издания, опубликованные начиная с 1941 года.
Для удобства работы с программой все сборники снабжены порядковыми номерами, на которые даются ссылки в списках рекомендованных произведений (рубрика “б”).
В списках рекомендованных произведений дается перечень произведений русских, советских и западных композиторов, причем каждая из них характеризуется определенной степенью трудности.
В разделе I художественный материал разделен на три, а в разделах II и III – на две степени трудности.
В рубрике “б” каждого из четырёх разделов римской цифрой обозначена степень трудности пьесы, а арабской – порядковый номер сборника, из которого данная пьеса рекомендована в перечне сборников (рубрика “а”).
а) Список изданий
- Плейель И. Соч. 8. Дуэты для скрипок без фортепиано. М., 1933
- Мазас Ф. Соч. 38. Маленькие дуэты для двух скрипок. 1 тетр. Шесть дуэтов. М., 1941
- Комаровский А. Дуэты для двух скрипок, 1 тетр. 10 дуэтов М., 1952
- Глиер Р. 12 дуэтов для 2-х скрипок М., 1962
- Нолинский Н. 20 легких дуэтов для 2-х скрипок. М., 1952
- Сборник легких дуэтов для 2-х скрипок. М., 1955
- Комаровский А. Струнные ансамбли. М., 1955
- Фуги русских композиторов. М., 1956
- Сборник пьес для 2-х скрипок и фортепиано, вып. II. М., 1958
- Библиотека юного скрипача. ДМШ V-VII Кл. Скрипичные ансамбли, вып. II, Н. Раков. Пять пьес. М., 1960
- Луиджини П. Египетский танец для 2-х скрипок с фортепиано. М., 1960
- Струнные ансамбли. – Дуэты, трио, квартеты советских композиторов (под редакцией К. Фортунатова), вып. II. М., 1960
- Захарьина Т. Легкие переложения для 2-х скрипок с фортепиано. М., 1960
- Библиотека юного скрипача. ДМШ III-V Кл. Серия пьес советских композиторов ( под ред. К. Фортунарова), вып. I. М., 1960
- Педагогический репертуар. Пьесы для 2-х скрипок с фортепиано (перелож. А. Готсдинера). М., 1960
- Педагогический репертуар ДМШ. П. Чайковский. Избранные пьесы (младшие классы), вып. I. М., 1961
- Педагогический репертуар ДМШ П. Чайковский. Избранные пьесы (старшие классы), вып. I. М., 1961
- Библиотека юного скрипача. ДМШ V-VII Кл. Серия пьес советских композиторов (под ред. К. Фортунатова). Скрипичные ансамбли для 2-х скрипок с фортепиано, вып. V. М., 1962
- Библиотека юного скрипача. II-IV кл. ДМШ. Дуэты для 2-х скрипок с фортепиано (ред. К. Фортунатова). М., 1962
- Педагогический репертуар. А. Маневич. Ансамбли для струнных инструментов (скрипки и виолончели). М., 1962
- Ансамбли для 2-х скрипок. III-IV кл. ДМШ (ред.-состав. А. Готсдинер), вып. I. Л., 1963
- Пьесы для ансамбля скрипок и фортепиано (сост. и ред. Т. Захарьиной). Л., 1964
- Педагогический репертуар. Ансамбли для 2-х скрипок, вып. II (ред.-сост. А. Готсдинер). Л., 1964
- Раков Н. Пьесы для 2-х скрипок с фортепиано. М., 1962
- Педагогический репертуар. Шер. Дуэты для 2-х скрипок. Л., 1965
- Пьесы для 2-х скрипок с фортепиано для ДМШ (перелож.Т.Захарьиной), тетр. II.Л.
- Педагогический репертуар. Л. Обер. Тамбурин и Ж.Б. Люли. Менуэт (обр. для 3-х скрипок с фортепиано Т. Захарьиной). Л., 1965
- Педагогический репертуар. Пьесы для 2-х скрипок средних и старших классов ДМШ (ред.-сост. А. Готсдинер), вып. III. Л., 1965
- Пьесы советских композиторов для скрипичного ансамбля с фортепиано, (перелож. Д. Лепилова). М., 1966
- Гнесина Е. Дуэты для маленьких скрипачей (I позиция). М., 1966
- Педагогический репертуар. Скрипичные дуэты для VI-VII кл. ДМШ (ред.-сост. С.Н. Иванов). М., 1967
б) Список рекомендованных произведений
I. Скрипичные ансамбли (дуэты для 2-х скрипок, для 2-х скрипок в сопровождении фортепиано, скрипичные ансамбли).
Композитор | Наименование пьесы | Степень трудности | Номера сборников | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Аренский А. | Итальянская песенка Романс | II III | 26 9 | |
Гедике А. | Заинька | I | 6 | |
Глазунов А. | Гавот из балета “Барышня-служанка” Романеска Антракт из балета “Раймонда” | III II III | 18 9 15 | |
Глинка М. | Фуги русских композиторов Фуга Ля-бемоль мажор Фуга Ре-мажор Фуга | II-III III III II-III | 8 28 28 23 | |
Гречанинов А. | “Моя лошадка” Колыбельная | II I | 6 26 | |
Даргомыжский А. | “На зеленой лужайке” Полька | II I | 13 26 | |
Лядов А. | Колыбельная Канон Шуточная | III II-III III | 6 8 6 | |
Ребиков В. | Вальс | III | 9 | |
Римский- Корсаков Н. | Хороводная из оперы “Снегурочка” | II | 19 | |
Рубинштейн А. | Каприс | II | 26 | |
Хандошкин И. | Две вариации на народные мотивы | III | 28 | |
Чайковский П. | Танец маленьких лебедей из балета “Лебединое озеро” Куплеты Трике из оперы “Евгений Онегин” Пастораль из оперы “Пиковая дама” Танец пастушков из балета “Щелкунчик” | III II II III | 9-17 16 16 17 | |
Бакланова Н. | Менуэт Гавот | II II | 21 21 | |
Белов Г. | Торжественный день | III | 22 | |
Блок В. | Хороводная | III | 14 | |
Власов В. | Узбекская пляска Русская протяжная I | II-III I | 21 6-12 | |
Власов В.- Фере В. | Турумтай (казахский народный танец) Вариации на русскую тему Танец | III III II | 6 6 6-12 | |
Вольфензон С. | Хоровод | III | 22 | |
Глиэр Р. | 12 дуэтов для 2-х скрипок Дуэт Фа мажор Танец на площади их балета “Медный всадник” Вальс из балета “Медный всадник” | III III III III | 4 28 18 14 | |
Гнесина Е. | Восемь дуэтов и девять пьес в полифоническом стиле | I | 30 | |
Голубев Е. | Колыбельная | I | 6 | |
Грачев М. | Канон | I | 12 | |
Дварионас Б. | Прелюдия | II | 6 | |
Евлахов О. | Пионерская пляска | III | 22 | |
Жилинский А. | Латышская народная песня | II-III | 21 | |
Кабалевский Д. | Старинный танец Хор из оперы “Мастер из Кламси” Клоуны | II III III | 6-22 14 6 | |
Квитко К. | Украинская “Жниварська” | II | 21 | |
Комаровский А. | Протяжная Лук (чешская народная песня) “Как по морю” (русская народная песня) Маки (русская народная песня) | I I-II II II | 3 3-12 12 3-12 | |
Комаровский А. | Вариации на тему русской народной песни “У ворот гусли вдарили” Песня дружбы Зайчик Напев У торжественного костра “Со вьюном я хожу” Победная песня Этюд “Почему бы мне не петь” (белорусская народная песня) “Во дворе дубок” (моравская народная песня) “Яничек” (чешская народная песня) Шутка | II II II II II II II I I I I I | 12 7 7 7 7 7 7 3 3 3 3 3 | |
Компанеец Г. | Украинский танец Колыбельная Веселая прогулка | II-III II III | 21 6-21 21 | |
Комитас | Армянская песня | II | 6-12 | |
Косенко В. | Пионерская песня | III | 6 | |
Крейн Ю. | Вариации на словацкую тему | III | 14 | |
Кривоносов В. | “Старший брат” (чувашская народная песня) “У старой липы” (чувашская народная песня) “Наша улица” (чувашская народная песня) | II II II | 12 12 12 | |
Котляровский Р. | Сказочка | I-II | 22 | |
Литинский Г. | Колыбельная | II-III | 21 | |
Магиденко М. | Грустная песня Украинская песня Волынка Кукушка Камаринская Игра в догонялки | I I I I II II | 6 6 6-12 6-12 6 6 | |
Мострас К. | Хоровод | II | 21 | |
Мясковский Н. | Две фуги | II-III | 8-28 | |
Нагдян С. | Пионерская сюита | III | 19 | |
Нолинский Н. | 20 легких дуэтов Дуэт | II II | 5 21 | |
Оганян А. | Фугетта | III | 23 | |
Прокофьев С. | Марш Лебедь (песня из к/ф “Иван Грозный”) Вальс из оперы “Война и мир” | II III III | 22 14 29 | |
Пятс Р. | “Дом я строю на пригорке” (эстонская народная песня) Грустная песенка Скерцино | II II II | 12 12 12 | |
Раков Н. | Новелла Арабеска Марш Баркарола Серенада | III III III III III | 10-24 10-24 10-24 10-24 10-24 | |
Соловьев-Седой В. | Грустная песенка | II | 22 | |
Успенский В. | Две пьесы | III | 28 | |
Хачатурян А. | Андантино Танец девушек из балета “Гаянэ” Колыбельная из балета “Гаянэ” Танец египетской танцовщицы из балета “Спартак” | II III III III | 21 18 29 29 | |
Хренников Т. | Песня девушек из оперы “В бурю” Вальс | II III | 19 29 | |
Шебалин В. | Ориенталь (из танцевальной сюиты) | III | 14 | |
Шер В. | Утренняя прогулка Дуэты для скрипки | II III | 22 25 | |
Шостакович Д. | Вальс Гавот Романс “Заря встает” Марш | III II III II I-II | 14 22 29 22 22 | |
Русские народные песни: | “Ходила младёшенька по борочку” “Соловьем залетным” | I II | 13 22 | |
Украинские народные песни: | Журавель Плясовая | I I | 6-12 6-12 | |
Белорусские народные песни и танцы: | “Как родник ключевой” Тульяк Танец | I I II | 13 13 21 | |
Барток Б. | Танец на венгерские народные мотивы | III | 21 | |
Бах И.С. | Сарабанда из сюиты си минор Канон Менуэт Песня | III II I I | 28 23 26 6 | |
Бах И.С.(Крейслер) | Гавот Бурре Сарабанда Маэстозо | III III | 31 6 6 21 | |
Бах В.Ф. | Жалоба Менуэт | II II | 18 21 | |
Бетховен Л. | Менуэт Деревенские танцы | II I | 26 13 | |
Бизе Ж. | Деревянные лошадки | II-III | 18 | |
Блоу Д-Ж. | Менуэт | I | 6 | |
Боккерини Л. | Ларгетто Менуэт Колыбельная Полифоническая пьеса Хор охотников | III II-III II III I-II | 28 6-28 9 28 6 | |
Гайдн Й | Соч.99,№1. Рондо Романс Соч. 102. Адажио Соч. 99. Менуэт Шутка | III III III II I | 28 31 28 23 13 | |
Гендель Г. | Песня победы Менуэт Гавот Буре | I-II II I II | 19 9 26 9 | |
Глюк Х. | Отрывок из оперы «Орфей» Ария | II II | 6 6 | |
Гретри А. | Балетные сцены | II-III | 26 | |
Григ Э. | Веселая крестьяночка | II | 13 | |
Давид Ф. | Этюд ми минор | III | 23 | |
Джеминиани Ф. | Аллегретто Адажио | III III | 28 23 | |
Корелли А. | Сарабанда | II | 15 | |
Моцарт В. | Отрывок из оперы «Волшебная флейта» Турецкий марш Колокольчик Менуэт ре мажор Соч. 70 Менуэт Аллегретто Детская пьеса Менуэт Андантино | I II-III II II III II II II II | 6 28 19 6 23 6 6 6-21 21 | |
Обер Л. | Тамбурин | II | 27 | |
Огинский М. | Полонез | III | 23 | |
Плейель И. | Соч. 8. Дуэты для двух скрипок | III II | 1 13-21 | |
Рамо Ж. | Тамбурин | II | 19 | |
Сметана Б. | Хор из оперы «Проданная невеста» Полька | III I | 9 6 | |
Телеман Г. | Менуэт | III | 9 | |
Шуберт Ф. | Музыкальный момент | II | 2 | |
Мазас Ф. | Соч. 38. Маленькие дуэты | II | 21 | |
Люлли Ж.. | Менуэт | II | 9 | |
II. Трио | ||||
Глинка М. | Жаворонок Элегия | II III | 2 5 | |
Чайковский П. | Грустная песня Осенняя песня Ноктюрн | II III III | 5 2 2 | |
Глиэр Р. | Вальс из балета «Медный всадник» | III | 4 | |
Караев К. | Танец из балета «Семь красавиц» | III | 4 | |
Комаровский А. | «Соловьём залетным» (РНП) «На зелёном лугу» (РНП) | II II | 1 1 | |
Римский-Корсаков Н. | Каватина Берендея из оперы «Снегурочка» | III | 2 | |
Бетховен Л. | Скерцо из трио, ми-бемоль мажор | III | 3 | |
Гайдн Й. | Трио №19 Менуэт, финал | III | 3 | |
III. Квартеты | ||||
Аренский А. | Колыбельная | III | 2 | |
Глазунов А. | Пять пьес для струнного квартета Пиццикато из балета «Раймонда» | II-III III | 3 5 | |
Глинка М. | Менуэт из квартета ре мажор Колыбельная Плясовая Протяжная Шуточная | III III III III III | Отд.из 5 5 5 5 | |
Римский-Корсаков Н. | Интермеццо из оперы «Царская невеста» | II | 5 | |
Чайковский П. | Нянина сказка Сладкая грёза Мазурка Старинная французская песня Русская песня Зимнее утро Марш деревянных солдатиков Шарманщик поёт Неаполитанская песня Песенка без слов | II II II-III II III II II II II III III | 2 2 2 2-12 9 12 12 5 5 5 5 | |
Прокофьев С. | Гавот Прогулка Сказочка | III II II | 2 12 12 | |
Фейгин Л. | Баркарола | II-III | 11 | |
Чеканов П. | Канон РНП «Эх, ухнем» БНП «Янко» | II II II | 11 2 2 | |
Бах И. | Фуга Бурре Гавот (из третьей сюиты) Фуга | II-III II-III II-III III | 2 7 7 2 | |
Гайдн Й. | Менуэт из квартета №1, №4 | II-III | ||
Гендель Г. | Фугетта Менуэт Буре Сарабанда | II II II II | ||
Григ Э. | Вальс | III | 7 7 7 2 | |
Моцарт В. | Маленькая серенада, часть 1 Менуэт Анданте Венгерский марш | III III II III | 2 | |
Шуберт Ф. | Анданте Лесной царь | III III | 2 2 2 2 | |
Шуман Р. | Игра в горелки | III | 2 2 | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа учебного предмета ПО.01УП.01 (домра) по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты»
Программа учебного предмета "Трехструнная домра" является частью дополнительной предпрофессиональной программы в облпсти музыкального искусства "Народные инструменты"....
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО Программа учебного предмета УП.02. ФОРТЕПИАНО
Данная программа учебного предмета Фортепиано разработана на основе федеральных государственных требоний к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального иск...
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» (балалайка)
Программа учебного предмета Специальность (балалайка) – далее «программа», является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусств...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО Примерная программа по учебному предмету ПО.01.УП.02.АНСАМБЛЬ
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ (ГИТАРА)»
Структура программы учебного предмета1. Пояснительная записка· Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;·...
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «струнно-смычковые инструменты» музыкальное исполнительство-специальность Скрипка
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «струнно-смычковые инструменты» музыкальное исполнительство-Специальность Скрипка...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «Музыкальный фольклор» Предмет «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» ФОРТЕПИАНО
Программа предмета «Музыкальный инструмент» на фольклорном отделении ДШИ разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к содержанию, структуре и условиям реализац...