Рабочая программа детского творческого объединения "Лоскутная мозаика" на 2014-2015 учебный год
рабочая программа по теме
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр развития творчества детей и юношества
«Советский» г.Липецка
Согласовано на заседании Утверждаю
научно-методического совета: Директор ЦРТДиЮ «Советский»
МАОУДОД ЦРТДиЮ «Советский» ______________Скопинцева Л.С. протокол №1 от «__»________2014г. «___»__________________2014г.
Рабочая программа
Детского творческого объединения
«Лоскутная мозаика»
на 2014-2015 учебный год
Педагог : Рамакаева Ирина Николаевна
Липецк 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Приобщение к искусству— немаловажный этап обучения, закладывающий основы художественного мышления у ребенка. Дети входят в увлекательный мир искусства, осваивая его целостность и взаимосвязь с окружающей жизнью. Декоративно-прикладное искусство, по своему языку, ближе всего детскому мышлению. Изготовление своими руками предметов интерьера, одежды и модных аксессуаров увлекает ребенка и в дальнейшем складывается в творческую, мыслящую личность. Личность, которая сможет творить «красивое». В таком человеке рождаются творческие идеи, он обогащен духовно, в нем развита любовь к людям и к природе.
Творчество – это выход из монотонности жизни, открытие в себе возможностей, о которых даже не подозревал. Может быть, не всем суждено достигнуть его высот, но творческий процесс возвышает и совершенствует человека.
В настоящее время, когда изобилие рынка позволяет приобрести что угодно, необходимо прививать желание и стремление самостоятельно создавать изделия, отучать от лености, от неумения, потому как, рукотворное мастерство никогда не утратит своей привлекательности.
На современном этапе главная задача художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения – раскрыть творческие способности учащихся, воспитать художественный вкус, обогатить духовный мир каждого ребёнка,
Лоскутное мастерство - один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства, который существует тысячелетия. Издавна, стараясь украсить свой быт, люди стремились использовать самые простые материалы для сочетания несложных форм и средств с неприхотливыми узорами, достигнув при этом высокого мастерства. Таким образом, выполнение изделия в технике «Лоскутная мозаика» - это еще одна возможность развить у ребенка творческие способности.
Объединение «Лоскутная мозаика» рассчитано для детей младшего и среднего школьного возраста. И данная программа рассчитана на первый год обучения. Занятия с детьми разовьют эстетические, трудовые и умственные знания кружковцев, сформируют необходимые навыки культуры труда и конечно же пробудят интерес к самостоятельному творчеству.
Предлагаемая рабочая программа первого года обучения представляет собой целостную систему дополнительною образования школьников в области декоративно-прикладного искусства. Она включает в себя умение разбираться в видах и обработке ткани, цветоведении, и конструировании. Возраст обучающихся от 7-15 лет. Занятия в группе проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа, недельная нагрузка - 4 учебных часа / 144 учебных часа в год. Из которых 5,7 часа отводится на теорию и 112,9 часа отводится на практические занятия.
Последовательность изучения тем представлена в логическом развитии, соответствует возрасту учащихся на момент обучения, способствует формированию практических умений и навыков, открывает большие возможности для творчества детей и положительного отношения к труду. Занятия объединения включают в себя теоретическую и практическую части, проводимые в различных формах. Основное количество времени отводится практической работе учащихся, что способствует формированию практических навыков и универсальных способностей школьников. В учебно-воспитательный процесс включены игровые моменты обучения, разгадывание кроссвордов, загадок по теме, проведение конкурсов, викторин, вечеров, диспутов. При завершении изучения каждой темы, предусмотренной программой, проводятся выставки или ярмарки работ учеников, конкурсы на лучшую поделку.
Существенная роль в эстетическом воспитании учащихся отводится экскурсиям в музеи, на выставки, где учащиеся знакомятся с творчеством народных мастеров и профессиональных художников, а так же с творчеством ребят, занимающихся в кружках декоративно-прикладного искусства и технического творчества.
Обучение детей по данной программе углубляет эстетические и трудовые знания учеников, способствует осознанию ценностей народной культуры своего Отечества, их сохранению. Сформирует такие качества личности, которые потребуются выпускникам школы в дальнейшей жизни, каким бы видом деятельности они не занимались.
Цели:
содействие становлению творческой личности ребенка через формирование устойчивого интереса к декоративно-прикладному искусству
ЗАДАЧИ
Обучающие:
- Умение создавать рисунок и изготавливать схемы.
- Знакомство с различными видами и свойствами ткани.
- Формирование навыков пользования иголкой, ножницами, утюгом и т.д.
- Формирование умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.
- Формирование умения экономичного использования материалов, аккуратности и точности при выполнении работ.
Развивающие:
- Развитие творческой индивидуальности учащегося.
- Развитие воображения, пространственного мышления, мелкой моторики рук.
- Развитие эстетического чувства формы, цвета, композиции.
- Развитие усидчивости, терпения, аккуратности.
Воспитательные:
- Адаптация учащихся к объединению и деятельности.
- Воспитание трудолюбия и самостоятельности в работе.
- Воспитание интереса к декоративно-прикладному искусству, различным видам художественного ручного труда.
- Воспитание коммуникабельности, отзывчивости.
- Становление и сплочение коллектива.
формы занятий
- традиционное занятие;
- практическое занятие;
- мастерская;
- ролевая игра;
- праздник;
- конкурс;
- выставка;
- ярмарка;
- экскурсия;
- творческая встреча с мастерами народного творчества;
- коллективное творческое дело;
- благотворительная акция
Работа с родителями
- День открытых дверей – традиционная форма работы с родителями, цель которой – знакомство с детским коллективом, его традициями, правилами, особенностями учебно-воспитательной работы. (Традиционно проводится в сентябре для привлечения школьников в объединение)
- Индивидуальные беседы и консультации - проводятся с целью разрешения проблемных вопросов, знакомства с программой работы объединения «Лоскутная мозаика», решения индивидуальных проблем психолого-педагогического характера; с целью привлечения родителей к участию в проведении учебно-воспитательных дел в объединении. Такие беседы проводятся в период обучения, по мере возникновения сложных вопросов.
- Родительские собрания, цель которых – знакомство с правилами техники безопасности и охраны труда в объединении; привлечение родителей к участию в массовых учебно-воспитательных делах, знакомство родителей с программой работы объединения. (1собрание - «Ознакомление с выбранной деятельностью», проводится в сентябре, 2 собрание - «Итоги за полугодье» проводятся в декабре, 3 родительское собрание - «Итоговое», в мае.)
- Открытые занятия для родителей, цель которых – наглядное знакомство родителей с реализацией образовательной программы; привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу; обучение их формам и методам работы с детьми во время организации домашней работы по предметам. (Дата проведения – декабрь, тема занятия: «Встречаем Новый год»)
- Совместное творчество в рамках образовательной программы.
- Цель – совершенствование воспитательного процесса в семьях учащихся. Родители принимают участие в проектировании и оказывают помощь в изготовлении творческих работ.
- Выставки и ярмарки детских работ;
- Праздники и досуговая деятельность;
- Привлечение родителей к организации и проведению праздников и учебно-воспитательных дел.
Личный творческий план педагога:
- открытое занятие (дата проведения – декабрь), по теме: «Празднуем Новый год».
- Открытое занятие для детей и их мам, тема: «Поздравляю свою маму»;
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Учебные достижения:
- умение самостоятельно составлять эскизы;
- умение работать с тканью, с острыми предметами: иголкой, булавками, ножницами;
- умение пользоваться выкройками и создавать их;
- воспитание усидчивости и терпения в работе;
- приобретение знаний о творчестве художников, работающих в области ДПИ;
- приобретение знаний о народных промыслах Липецкого края.
Социально-педагогические результаты:
- адекватность поведения, выбора детьми позиций в отношениях и решений в различных ситуациях;
- отсутствие негативных изменений в состоянии здоровья, формирование здорового образа жизни;
- общение с родителями, вовлечение родителей в творческую деятельность детей;
ФОРМЫ ДИАГНОСТИКИ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
- наблюдение;
- опрос;
- практическая работа
- самостоятельная работа;
- коллективный анализ работ;
- творческая тест-игра на развитие ассоциативной памяти («Пиктограммы»);
- творческая тест-игра на развитие творческого воображения и мышления;
- творческая тест-игра на определение уровня творческой натуры, особенностей личности
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- выставки лучших работ учащихся;
- выставки-распродажи;
- персональные выставки работ одарённых детей;
- персональные выставки работ детей с ограниченными возможностями здоровья;
- конкурсы декоративно-прикладного и технического творчества;
- оформление портфолио лучших учащихся;
- размещение на сайте УДОД информации о победах учащихся в конкурсах
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
сентябрь
| № | ТЕМА
| Теоретическая часть | Время (ч.) | Практическая часть | Время (ч.) | Другие формы работы | Время (ч.) | Общее Время (ч.) | ||||||||||||
|
1 | Вводное занятие | План работы на год. Правила поведения в мастерской и в ЦРТД и Ю. права и обязанности учащихся. Инструктаж по охране труда Режим работы. Организационные вопросы | 0,5 | Анкетирование и тестирование | 1 | Игровая программа «Давайте познакомимся!» | 0,5 | 2 | ||||||||||||
|
2 | Основные сведения о видах пэчворка, (лоскутная техника)
| Материалы, используемые для работы. | 0,2 | Подбор ткани по фактуре, структуре, по цветовой гамме , способы обработки материалов | 1,7 | Беседа о безопасности дорожного движения. Разгадывание ребуса | 0,1 | 2 | ||||||||||||
|
3 | Инстру- менты, используе мые в работе | Виды инструментов применяемых в работе. | 0,2 | Выбор материала для изготовления изделия
| 1,7 | Обзор газеты «Золотой ключик» | 0,1 | 2 | ||||||||||||
|
4-5 | Подготовка и конструирование схемы. Работа с тканью | Разработка эскизов в цвете. Работа с тканью | 0,2 | Выкраивание схемы на бумаге и разбивка схемы на отдельные элементы. | 3,7 | Отгадывание загадок по пройденным темам. Кроссворд «Юный мастеровой» | 0,1 | 4 | ||||||||||||
| 6 |
| Работа по эскизам к изделию В технике «Пэчворк» | 0,1 | Изготовление деталей из ткани по заготовленным схемам | 1,8 | Беседа о Художниках
| 0,1 | 2 | ||||||||||||
| 7-8 |
Работа в технике «Пэчворк»
|
Работа с материалом (овечка)
| 0,1 | Сшивание заготовок в целое изделие | 3,8 | Беседа о бережном отношении к мебели и оборудованию объединения | 0,1 | 4 | ||||||||||||
|
|
|
|
|
октябрь |
|
|
|
| ||||||||||||
| 9 | Декоративное изделие в технике «пэчворк» «Конвертик» |
«Конвертик» | 0,1 | Работа над эскизом
| 3,8 | Беседа «Милосердие» | 0,1 | 4 | ||||||||||||
| 10 | ||||||||||||||||||||
| 11 |
«Конвертик » |
| Работа над заготовками
| 3,8 | «Расскажи о своей маме» | 0,2 | 4 | |||||||||||||
| 12 | ||||||||||||||||||||
13
14
15-
16 17
18
19
20 | Изделие«Конвертик»
|
| 0,1 | Завершение работы | 1,8 | Беседа о безопасности дорожного движения. | 0,1 | 2 |
| ||||||||||||
|
|
|
|
| Интеллектуально- познавательная викторина «Семь цветов радуги» | 2 | 2 |
| |||||||||||||
Декоративная подушка
| Работа с эскизами «Подушка» | 0,1 | Выполнение композиции для подушки | 1,8 | Беседа по технике безопасности в работе с иголкой, ножницами и утюгом | 0,1 | 2 |
| |||||||||||||
| Выкройка на бумаге | 0,2 | Выполнение бумажной выкройки. | 1,8 |
|
| 2 |
| |||||||||||||
| «Подушка» в ткани |
| Выполнение в ткани, сшиваем детали |
|
|
| 2 |
| |||||||||||||
|
|
| ноябрь |
|
|
|
|
| |||||||||||||
тема | Теоретическая часть | Время(ч) | Практическая часть | Время (ч) | Другие формы работы | время | Общее время |
| |||||||||||||
Декоративный чехол для телефона | Декоративная | 0,1 | Составление эскиза декоративного чехла для телефона | 1,8 | «Из истории Липецкого края» | 0,1 | 2 |
| |||||||||||||
композиция в технике «пэчворк»
|
| ||||||||||||||||||||
Декоративный чехол для телефона в технике «пэчворк»
|
Чехол для телефона
| 0,1 | Выкройки на бумаге. Разработка эскизов
| 1,8 | Беседа по технике безопасности в работе с иголкой, ножницами и утюгом | 0,1 | 2 |
| |||||||||||||
| Выполнение выкройки на ткани | 1,9 |
| 0,1 | 2 |
| |||||||||||||||
21 |
| Мозаичное панно в технике «Пэчворк» |
| Подготовка к работе | 2 |
|
| 2 |
| ||||||||
22 |
| 0,1 | Работа в выкройках | 1,8 |
| 0,1 | 2 |
| |||||||||
23 | Мозаичное панно | Мозаичное панно в технике «Пэчворк» | 0,1 | Сшивание деталей | 1,8 | Беседа о безопасности дорожного движения | 0,1 | 2 |
| ||||||||
24 | «Прадеды, деды – солдаты Победы» Беседа, посвященная Великой Отечественной Войне | «Прадеды, деды – солдаты Победы» |
| Рассказы о войне – герои в каждой семье |
|
|
| 2 |
| ||||||||
|
|
|
| декабрь |
|
|
|
|
| ||||||||
25 | Подготовка к встрече Нового года
| Правила составления новогодних букетов, история елки, украшение игрушками |
| Украшение кабинета к Новому году | 1,8 | Беседа об истории празднования Нового года в России. | 0,1 | 2 |
| ||||||||
26 | Елочка глазами детей, украшение игрушками | 0,1 | Новогодняя елочка. Современное видение | 1,8 |
| 0,1 | 2 |
| |||||||||
27 | Новогодняя елочка. Стиль пэчворк. | 0,1 | Выкройка на бумаге | 1,9 |
|
| 2 |
| |||||||||
28 |
|
| Доведение до готовности новогодней елочки | 2 |
|
| 2 |
| |||||||||
29 | Зимняя карусель,
| Выставка работ учащихся | 0,1 | Выставка | 1,8 | Новогоднее шоу для учащихся | 0,1 | 2 |
| ||||||||
30 |
|
|
|
| Новогодние «Посиделки у праздничного пирога» |
| 2 |
| |||||||||
31 | Работа с журналами и схемами. Изучение условных обозначений | 0,1 |
| 1,8 | Интеллектуаль- ный турнир («Турнир эрудитов» 3 тур - «Конкурс капитанов») | 0,1 | 2 |
| |||||||||
32 | Инструктаж по охране труда | 0,1 |
| 1,8 | Загадки на тему «Растения и животные» (викторина «Счастливый случай»)
| 0,1 | 2 |
| |||||||||
|
|
|
| январь |
|
|
|
|
| ||||||||
№ | тема | Теоретическая часть | время | Практическая часть | время | Другие формы работы | время | общее время | |||||||||
33 | Рождественская тематика |
| 0,1 | Изготовление сувениров | 3,8 | Беседы на тему «Рождество Христово» знакомство с христианством | 0,1 | 4 | |||||||||
34 | |||||||||||||||||
35 | Сувениры к Рождеству (6 часов) |
| 0,1 |
| 1,8 | Знакомство с историей создания народного мастерства | 0,1 | 2
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
36 |
| Подготовка выставочных работ |
|
| 2 |
|
|
2 | |||||||||
37-38
|
| Просмотр и обсуждение готовых изделий | 0,1 | Оформление работ
Февраль | 3,8 | Мини-выставка готовых сувениров «Наши первые шаги» | 0,1 | 4 | ||||||
№ |
тема |
теория |
Время (ч) |
практика
|
Время(ч)
|
Другие формы работы |
Время (ч) |
Общее время | ||||||
39 |
Изготов- ление сувениров ко Дню Защитника Отечества
|
|
|
Разработка эскизов и изготовление сувениров для пап «С Днём Защитника Отечества» |
5,8 |
Конкурсная программа «Эрудиты, вперёд!» (викторина «Счастливый случай») |
0,2 |
6 | ||||||
40 | ||||||||||||||
41 | ||||||||||||||
42 |
Изготовление сувениров | Просмотр образцов и вариантов для выполнения подарочных панно | 0,1 | Мини-панно в подарок папам Составление эскиза | 1,8 | Беседа об истории создания праздника «День Защитника Отечества» | 0,1 | 2 | ||||||
43 |
|
| Подготовка ткани и рамки.
| 1,9 | Беседа «Международный Женский день 8 Марта» | 0,1 | 2 | |||||||
44 |
|
| Работа в цвете Панно в подарок папам | 1,7 | Предпраздничная ярмарка - распродажа сувенирных изделий | 0,3 | 2 | |||||||
45 | Подарочные сувениры для мам | 0,1 | Составление эскизов
март | 3,8 |
| 0,1 | 4 | |||||||
46 | ||||||||||||||
№ | тема | Теоретич. часть | Время (ч) | Практическая часть | Время (ч) | Другие формы работы | Время (ч) | Общее время | ||||||
47 |
| Подарочный сувенир «мамонтенок для мамы»
| 0,1 | Работа с выкройками и тканью |
1,8 | Мини-выставка готовых изделий | 0,1 | 2 | ||||||
48
|
|
| Работа с тканью, | 2 |
|
| 2 | |||||||
49 | Подарочный сувенир «мамонтенок для мамы»
|
|
3,8 | Мини-выставка готовых изделий | 0,2 | 4 | ||||||||
50 | ||||||||||||||
51 | «Вязанный пэчворк» шарфик | Декоративная композиция для работы в смешанной технике
|
|
| 1,7 | Беседа об истории создания праздника 8 марта | 0,3 | 2 | ||||||
52 |
|
|
|
|
| «Посиделки у праздничного пирога» | 2 | 2 | ||||||
53-54 | «Вязанный пэчворк» шарфик | Декоративная композиция для работы в смешанной технике
|
|
|
| Беседа по технике безопасности в работе с иголкой, ножницами и утюгом
| 2 | 4 | ||||||
55 | «Вязанный пэчворк» шарфик | Декоративная композиция для работы в смешанной технике «Вязанный пэчворк» | 0,2 | Разработка эскизов
| 1,8 |
|
| 2 | ||||||
56 |
|
|
| Связывание вязанных деталей | 1,9 | Беседа о безопасности дорожного движения | 0,1 | 2 | ||||||
57 | «Вязанный пэчворк» шарфик |
Декоративная композиция для работы в смешанной технике «Вязанный пэчворк» |
0,1 | Вывязывание отдельных узоров |
1,8 |
Конкурс анекдотов «1 апреля - никому не верю» |
0,1 |
2 |
58 |
| Декоративная композиция для работы в смешанной технике «Вязанный пэчворк» |
| Вывязывание отдельных узоров |
|
|
| 2 |
59 | «Вязанный пэчворк» шарфик | Декоративная композиция для работы в смешанной технике «Вязанный пэчворк» |
| Вывязывание отдельных узоров | 2 |
|
| 2 |
60 | Акция «Память» изготовле- ние сувениров для ветеранов ВОВ
| Изготовление сувениров ветеранам |
| Изготовление сувениров ветеранам (пилотка) | 0,9 | Обзор газеты «Золотой ключик» | 0,1 | 2 |
61 | Акция «Память» изготовле- ние сувениров для ветеранов ВОВ
| Изготовление сувениров ветеранам |
|
| 1,9 | Беседа о бережном отношении к используемому материалу
| 0,1 | 2 |
62 | Акция «Память» | «Это нужно не павшим – это нужно живым» Музыка и стихи военных лет. |
2 |
|
|
|
| 2 |
май
№ | ТЕМА
| Теоретическая часть | Время (мин.) | Практическая часть | Время (мин.) | Другие формы работы | Время (мин.) | Общее Время (мин.) |
63-64-65 | Акция «Память» изготовле- ние сувениров для ветеранов ВОВ
| Изготовление сувениров ветеранам
| 0,1 | Изготовление сувениров ветеранам Вывязывание отдельных узоров |
5,8 |
Обзор газеты «Золотой ключик» |
0,1 |
6 |
|
|
|
| май |
|
|
|
|
66 | Поготовка к отчётной выставке и презента- ции объединения
|
|
|
| 1,9 | Игра | 0,1 | 2
|
67 |
|
|
|
1,8 |
Беседа «День Победы!» |
0,2 |
2 | |
68 | Повторение пройденного материала. Самостоятельная итоговая работа «Лоскутная мозаика моими руками» |
| Составление эскизов Работа с выкройкой |
|
|
|
2 | |
69 | Закрепле- ние знаний, получен- ных за год
| Повторение пройденного материала. Самостоятельная итоговая работа «Лоскутная мозаика моими руками» |
| Составление эскизов Работа с тканью, |
1,8 | игра |
0,2 |
2 |
70 | Закрепление знаний,полученных за год | Самостоятельная итоговая работа «Лоскутная мозаика моими руками» |
| Работа с тканью |
1,9 |
|
0,1 |
2 |
71 | Итоговое занятие | Просмотр, обсуждение итоговых работ «Лоскутная мозаика моими руками» |
|
|
| Просмотр, обсуждение итоговых работ «Лоскутная мозаика моими руками» |
2
|
2 |
72 |
| Подведение итогов. Планы на будущий учебный год. Рекомендации на каникулы |
|
|
| Заключительный праздник для учащихся «Ура! Каникулы!» Награждение. Сладкий стол.
|
|
2 |
| Всего: |
| 5,7 |
| 112,9 |
| 25,4 | 144 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа детского творческого объединения "Бумажная пластика" на 2014-2015 учебный год
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества«Советский» г.Липецка Согласовано на заседании...
Рабочая программа детского творческого объединения "Бумажная пластика" для дете с ОВЗ на 2014-2015 учебный год
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества«Советский» г. Липецка Согласовано на заседании...
Рабочая Программа. "Развитие творческих и познавательных способностей учащихся"
Рабочая программа...
Рабочая программа поисково-творческой школы для студентов "Правила безопасности дорожного движения"
Программа предназначена для углубленного изучения автомобиля...
Рабочие программы ПМ.01 Изготовление шаблонов и приспособлений, учебной и производственной практик
Рабочая программа профессионального модуля является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.30 Мастер столярного и мебельного производства , базового у...
Рабочие программы ПМ.03 Отделка изделий из древесины, учебная и производственная практики
Рабочая программа профессионального модуля является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.29 Мастер столярного и мебельного производства б...
Рабочие программы ПМ.04 Сборка изделий из древесины, учебная и производственная практики
Рабочая программа профессионального модуля является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.29 Мастер столярного и мебельного производства б...