Заготовка для урока производственного обучения
материал на тему

Приготовление блюд из рубленого мяса и котлетной массы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Профессия: повар, кондитер

ТЕМА: Приготовление блюд из рубленого мяса и котлетной массы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В программе на тему «Приготовление мясных горячих блюд» отводится 102 часа.

На тему урока: «Приготовление блюд из рубленого мяса и котлетной массы» отводится 6 часов. На уроке будут приготовлены вторые блюда из мяса: котлеты рубленые, зразы рубленые, бифштекс натуральный рубленый.

Цель данного урока: сформировать практические умения и навыки по приготовлению и оформлению вторых блюд из рубленого мяса и котлетной массы.

Тип урока: урокизучения трудовых приемов и комплексов операций.

Формы работы: фронтальная - применяется на вводном инструктаже при актуализации знаний. При проведении текущего и заключительного инструктажа используется коллективная форма деятельности учащихся (работа в микро группах). Учащиеся, работая в микрогруппах, планируют и выполняют учебно-производственную работу.

Роль учителя на уроке: консультант с задачей правильно организовать работу учащихся на каждом этапе, помочь выполнить задание в группах и индивидуально, проверить, сделать выводы, подвести итоги и перейти в следующий этап.

Источником информации для учащихся на данном уроке служат:

  • мультимедийная презентация, созданная с помощью программы MicrosoftOfficePowerPoint
  • текстовый материал:
  • инструкционная карта с последовательными технологическими операциями;
  • инструктажи по технике безопасности;
  • лист оценки качества выполненного производственного задания.

Основные методы на уроке:

  • словесные (беседа, объяснение);
  • исследовательский метод;
  • наглядно-демонстрационные (презентация, показ трудовых приемов и операций);
  • практические (упражнения в выполнении трудовых приемов и операций, учебно-производственные работы);
  • методы развития самостоятельности и активности учащихся (планирование производственной работы, решение производственных задач).

Все они формируют умения выделять главное, обобщать и систематизировать материал, формируют навыки саморазвития личности.

Для реализации данных методов использована презентация, созданная в программе PowerPoint, которая позволяет сделать урок наглядным и эмоционально насыщенным; материально-техническое оснащение: оборудование, инвентарь, инструменты, посуда, сырье и полуфабрикаты; экран критериев оценки. В результате ученик становится активным участником образовательного процесса.

На уроке учащиеся приобретают навыки:

  • работы с различными источниками информации;
  • приобретают навыки исследовательской деятельности;
  • решения производственных задач в ходе практической деятельности;
  • проявлять и развивать свои творческие способности;
  • групповой работы;
  • умения слушать и слышать собеседника.

Результатом данного урока и будет формирование коммуникативных, информационных, учебно-познавательных, практических компетенций, а также компетенции личностного самосовершенствования.

Исходя из планируемого результата, урок достигнет поставленных целей.

План УРОКА

1.  3 курс

2.  Урок производственного обучения, профессия «повар, кондитер»

3.  Тема урока:Приготовление блюд из рубленого мяса и котлетной массы».

4.  Цель урока: сформировать практические умения и навыки по приготовлению и оформлению вторых блюд из рубленого мяса и котлетной массы.

5.  Задачи урока:

Образовательные: - научить приготовлению бифштекса натурального рубленого, зраз рубленых, котлет рубленых;

- создать условия для отработки навыков по оформлению вторых горячих блюд из мяса в банкетном исполнении;

- дать возможность применению полученных умений в решении производственных задач.

Развивающие: создать условия для развития воображения и творческого мышления; развивать навыки групповой работы.

Воспитательная: воспитывать в себе ответственность и уверенность при выполнении производственных работ.

6.  Тип урока: урок изучения трудовых приемов и комплексов операций.

7.  Формы организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная, коллективная.

8.   Методы обучения: словесные, исследовательские, наглядно-демонстрационные, практические, методы развития самостоятельности и активности учащихся.

9.  Организация деятельности учащихся на уроке:

- отвечают на поставленные вопросы мастера;

- слушают и обсуждают новый материал;

- исследование сырья (качества мяса) и готового продукта;

- наблюдают за выполнением трудовых приемов;

- упражняются в выполнении трудовых приемов и операций;

- аргументируют свою точку зрения;

- планируют предстоящую работу;

- в ходе практической работы решают производственную задачу;

- рефлексируют.

10.  Материально – техническое оснащение урока:

- презентация, созданная в программе PowerPoint;

- инструкционная документация;

- оборудование;

- инвентарь;

- инструменты;

- посуда;

- сырье;

- экран критериев оценки.

12. Прогнозируемый результат (формируемые компетентности):

- Профессиональная компетентность: готовить изделия из рубленого мяса и котлетной массы а также оформлять блюда в банкетном исполнении.

- Коммуникативная компетентность: умение сотрудничать, использовать личный опыт, обсуждать проблему, обосновывать свое решение, обмениваться информацией.

- Информационная компетентность: умение самостоятельно искать, исследовать, отбирать и преобразовывать нужную информацию, анализировать, делать выводы, развивать воображение, видеть причинно-следственные связи.

- Учебно-познавательная компетентность: умение определять тему, осуществлять самоконтроль.

- Компетенция личностного самосовершенствования: умение анализировать свои ошибки, критически оценивать результаты своей деятельности, развивать свои способности.

 


СТРУКТУРА УРОКА

Типовые элементы Урока, этапы урока

Дидактическая цель этапа

Содержание этапа

Результаты работы учащихся на данном этапе

1.Вводный инструктаж

1.1.Организационный момент

Цель – создание ориентировочной основы деятельности учащихся.

Подготовить учащихся к работе на уроке:

- обеспечить благоприятную обстановку для работы;

- психологически настроить учащихся на предстоящее занятие.

- Взаимные приветствия учителя и учащихся.

- Готовность группы к уроку.

- Организация работы в группах

- Группа готова к началу урока и настроена на плодотворную работу.

1.2. Мотивация

Целевая установка на урок

Введение в тему с использованием презентации

Учащиеся мотивированы на

предстоящую работу.

1.3.Актуализация знаний

- Подготовить учащихся к восприятию нового материала.

- Вывести тему урока.

- Сообщить цель и задачи данного урока.

Беседа с учащимися по технологии приготовления рубленого мяса и котлетной массы.

- Мастер в процессе беседы подводит учащихся к теме урока.

- Сообщение темы урока.

- Сообщение цели урока мастером.

Актуализированы опорные знания.

Учащиеся знают цель своей деятельности на уроке.

1.4. Инструктирование учащихся по теме урока

- Провести исследование определения качества сырья (мяса)

Сформировать ориентировочные основы действий.

Ознакомить учащихся с содержанием предстоящей работы.

- Исследование доброкачественности мяса органолептическим методом.

- Объяснить приемы и способы технологической последовательности предстоящих на уроке работ:

- показать способы выполнения отдельных трудовых приемов с использованием оборудования, инструментов, приспособлений, сырья (порционирование и формовка бифштекса натурального рубленого, зраз рубленых, котлет рубленых).

- Оформление готовых кулинарных изделий в банкетном исполнении (с использованием овощей).

- Объяснение способов тепловой обработки приготовленных полуфабрикатов и оформление блюд.

- Провести инструктаж по технике безопасности.

- Комментировать критерии оценки качества предстоящей работы

- Учащиеся убеждаются в доброкачественности мяса.

- Воспринимают информацию.

-Упражняются в выполнении изучаемых трудовых приемов.

Ведут дискуссию в процессе показа

- Воспринимают информацию, работают с технологической документацией.

- Повторяют технику безопасности.

- Осмысливают критерии оценки.

2. Текущий инструктаж

Цель - контроль над ходом выполнения учебно-производственного задания.

Отработка способов действий

Обходы рабочих мест учащихся с целью проверки или дифференцированного наблюдения:

- за подготовкой рабочих мест к началу работы;

- соблюдением правильности выполнения трудовых приемов и операций (приготовления рубленого мяса и котлетной массы; порционирование и формовка зраз, котлет, бифштекса; тепловая обработка и оформление блюд в банкетном исполнении ).

- за соблюдением правил безопасности труда;

- за качеством выполнения работ;

Индивидуальное или коллективное инструктирование учащихся по выполнению отдельных приемов и операций.

Цель – отработка приемов и комплексов операций

- Учащиеся планируют организацию рабочих мест (подбирают необходимое оборудование, посуду, инвентарь).

- Учащиеся упражняются в выполнении отдельных приемов и операций по изготовлению котлет рубленых, зраз рубленых, бифштекса натурального рубленого.

- Соблюдают правила эксплуатации оборудования (мясорубка, весы, электроплиты), использования инструментов и приспособлений, кухонного инвентаря.

- Приобретают уверенность в своих действиях

Накопление производственного опыта учащимися, развитие их самостоятельности и творческих способностей.

Обходы рабочих мест учащихся с целью:

- корректировки действий учащихся;

- уяснения степени овладения учащимися полученных знаний и умений;

- создания психологического фона для уверенности учеников в своих действиях, знаниях и способностях.

- Учащиеся упражняются в выполнении трудовых процессов:

·  готовят кулинарные изделия: котлеты рубленые, зразы рубленые, бифштекс натуральный рубленый.

·  оформляют готовые кулинарные изделия в банкетном исполнении с использованием овощей.

3. Заключительный инструктаж

Цель – подведение итогов урока

Подведение итогов занятия с указанием успехов и недостатков; оценка работы.

Демонстрация лучших работ.

Ответы на вопросы учащихся.

Рефлексия

Цель – самоанализ деятельности

Сравнение своей работы с работами других.

Анализ успехов и недостатков.

Осознание происходящей во время урока деятельности и ее результатов.

Рефлексия

настроения и эмоционального состояния.


Ход урока

Деятельность мастера

Деятельность учеников

1.  Вводный инструктаж

1.1.Организационный момент

Здравствуйте! Рада вас видеть здоровых счастливых и, конечно, успешных. А свои успехи вы покажете сегодня на уроке.

1.2.  Мотивация

«О, царство кухни! Кто не восхвалял твой синий чад над жарящимся мясом.

Действительно, блюда из мяса с древности являются практически основными на любом столе и в будни, и в праздники. Сегодня важно не только вкусно приготовить котлеты, зразы, биточки, бифштексы, но важно и красиво их оформить. И тогда поданное блюдо, правильно приготовленное и красиво оформленное, не только будет возбуждать аппетит, но и поднимать настроение.

1.3.  Актуализация знаний

а) Беседа

Давайте вспомним:

  • - какие части мяса говяжьей туши используют для приготовления рубленой массы?
  • - назовите виды рубленой массы.
  • - что используют в качестве наполнителей в котлетной массе?

б) Составление технологических схем:

- на доске дан набор сырья для приготовления рубленого мяса. Составьте последовательные технологические операции.

в) Беседа:

  • - назовите полуфабрикаты из рубленого мяса.
  • - назовите полуфабрикаты из котлетной массы.

г) Сообщение темы и целей урока.

Ассортимент из рубленой мясной массы довольно широк и многообразен.

Тема нашего урока:

Сегодня на уроке мы приготовим бифштекс рубленый натуральный, зразы рубленые, котлеты рубленые, а также оформим эти блюда в банкетном исполнении, используя овощи.

1.4.  Инструктирование учащихся по теме урока

Исследование доброкачественности мяса органолептическим методом.

По качеству мясо убойных животных может быть свежим, сомнительной свежести и несвежим. Мы проведем исследование доброкачественности мяса органолептическим методом. В него входит исследование: - поверхности, - цвета, - консистенции, - запаха, - состояния жира.

Исследуем вместе с учащимися доброкачественность мяса.

- показатели качества свежего мяса: сухая корочка, цвет от светло-розового до темно-красного, консистенция плотная, запах свежего мяса, жир плотный,

- нагреваем поварскую иглу, прокалываем кусок мяса и определяем качество по запаху (запах жареного мяса);.

Показ трудовых приемов

В приготовлении этих блюд есть две операции, которые вам еще не знакомы. Это порционирование и формовка . Операции требуют определенных навыков и сноровки. Приемы выполнения этих операций я покажу вам за рабочим столом.

- итак, порционирование:

В левую руку берут готовую мясную массу, правой рукой отделяют небольшое количество, взвешивают в соответствии с нормой раскладки.

формовка: порционированную мясную массу панируем и придаем форму в соответствии с ГОСТом

Показ способов оформления кулинарных изделий в банкетном исполнении с помощью овощей.

Ознакомление учащихся с содержанием предстоящей работы.

  • приготовление мясной массы;
  • приготовление полуфабрикатов;
  • тепловая обработка;
  • оформление готовых кулинарных изделий.

Инструктирование по технике безопасности.

  • правила безопасной работы с оборудованием;
  • правила безопасной работы с инвентарем и приспособлениями;

Ознакомление с листом оценки качества предстоящей работы.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на плодотворную работу.

Воспринимают информацию.

Смотивированы на предстоящую деятельность.

Предполагаемые ответы учащихся:

- шея, покромка, пашина, тонкий край;

- натуральная и котлетная;

- хлеб, яйцо, рис, лук.

Учащиеся составляют последовательность технологических операций, один учащийся работает с интерактивной доской.

Предполагаемый ответ записи учащимися на доске:

- нарезать, нарезать, смешать, измельчить, добавить, перемешать.

Предполагаемый ответ записи учащимися на доске:

- нарезать, замочить, измельчить, смешать, измельчить, добавить, выбить.

Предполагаемые ответы:

- бифштекс рубленый, котлеты натуральные рубленые, котлеты полтавские, шницель натуральный рубленый, фрикадельки, люля-кебаб.

……Предполагаемые ответы:

- котлеты рубленые, биточки рубленые, шницель рубленый, зразы рубленые, тефтели, рулет.

Воспринимают тему и цели урока.

Учащиеся наблюдают и исследуют сырье, определяют его качество.

Смотрят, наблюдают, упражняются в выполнении трудовых приемов (котлеты, зразы, биточки).

Смотрят, наблюдают, упражняются в выполнении трудовых приемов (огурцами, помидорами, картофель)

Воспринимают информацию, работают с технологической документацией.

Повторяют технику безопасности.

- Осмысливают критерии оценки.

2.  Текущий инструктаж

Обходы рабочих мест учащихся с целью проверки или дифференцированного наблюдения:

  • - за подготовкой рабочих мест к началу работы;
  • - соблюдением правильности выполнения трудовых приемов и операций (приготовления рубленого мяса и котлетной массы; порционирование и формовка зраз, котлет, бифштекса; тепловая обработка и оформление блюд в банкетном исполнении ).
  • - за соблюдением правил безопасности труда;
  • - за качеством выполнения работ;

Индивидуальное или коллективное инструктирование учащихся по выполнению отдельных приемов и операций.

Обходы рабочих мест учащихся с целью:

  • - корректировки действий учащихся;
  • - уяснения степени овладения учащимися полученных знаний и умений;
  • - создания психологического фона для уверенности учеников в своих действиях, знаниях и способностях

Выполняют учебно-производственное задание:

- планируют организацию рабочих мест (подбирают необходимое оборудование, посуду, инвентарь).

- упражняются в выполнении отдельных приемов и операций по изготовлению котлет рубленых, зраз рубленых, бифштекса натурального рубленого.

- соблюдают правила эксплуатации оборудования (мясорубка, весы, электроплиты), использования инструментов и приспособлений, кухонного инвентаря.

- приобретают уверенность в своих действиях

консультируются с мастером по выполнению отдельных операций работы

- Учащиеся упражняются в выполнении трудовых процессов:

·  готовят кулинарные изделия: котлеты рубленые, зразы рубленые, бифштекс натуральный рубленый.

·  оформляют готовые кулинарные изделия в банкетном исполнении с использованием овощей.

3.  Заключительный инструктаж

Подведение итогов занятия с указанием успехов и недостатков.

Демонстрация работ.
Работа закончена. Итоги подведены.

Рефлексия

А сейчас рефлексируем.
Проанализируйте свою деятельность на уроке, результаты и эмоциональное состояние.

Закончите предложение:
Вы справились с производственной задачей. Желаю вам здоровья. А ведь вы здоровы потому, что вы умеете готовить здоровую и полезную пищу, вы счастливы потому, что радуете этой пищей окружающих, и вы успешны потому, что здоровый и счастливый человек всегда успешен.

Спасибо за урок!

Каждая микрогруппа представляет свои работы

- Сравнение своей работы с работами других.

- Анализ своих успехов и недостатков.

Осознание происходящей во время урока деятельности и ее результатов.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского метода обучения. Педагогический мастер-класс

В методической разработке мастер-класса по теме: «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского м...

Методическое пособие разработка урока производственного обучения Комплексная разработка урока-конкурса по производственному обучению Гордиенко Елена Григорьевна - мастер производственного обучения СПБ ГБПОУ «Техникум «Автосервис» (МЦПК)»

Данный урок производственного обучения является заключительным в профессии «повар» и поскольку учащиеся уже получили определённый профессиональный опыт, на уроке организуется осмысление, формулировани...

План – конспект открытого урока производственного обучения По профессии «Повар, кондитер» - 1 курс Урок производственного обучения.

План – конспект открытого урока производственного обученияПо профессии «Повар, кондитер» - 1 курсУрок производственного обучения....

Применение интерактивных технологий обучения на уроках производственного обучения в СПО

План  занятия на тему: «Классификация и общее устройство автомобилей. Общее устройство автомобиля».с использованием педагогической  технологии интерактивного обучения....

Технологическая карта урока производственного обучения «Выполнение производственных работ 2-3 разряда. Изготовление детали «Ключ для трехкулачкового патрона»

Цель урока:1) закрепить  знания обучающихся по разработке технологического процесса изготовления детали «Ключ для трехкулачкового патрона»; овладеть рациональными приемами труда при в...