Программа по направлению работы с родителями «Семья и школа» Возраст детей 7-16 лет Срок реализации программы - 3 года
рабочая программа по теме
Программа «Семья и школа» разработана для родителей (законных представителей), прародителей, опекунов и приемных родителей подготовительных и начальных классов и реализуется на базе МКОУ «Корюковская ООШ».
Программа предусматривает формирование ответственных семей, тем самым, обеспечивая предпосылки для нормального воспитания и образования ребенка в семье.
Сроки реализации программы - 3 года. Также программа была реализована в Корюковской основной школе, а сейчас планирую ее реализовать в Екатеринбурге, в школе № 63.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma.docx | 64.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Корюковская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрена: педагогическим советом МКОУ «Корюковская ООШ»протокол № ___ от «___» _______20 __ г. | Согласовано: советом учреждения протокол № ___ от «____» ______ 20__ г. | Утверждаю: директор МКОУ «Корюковская ООШ» _______ М.А. Кульбердинов приказ № _____ от «___» _______20 __ г. |
Программа
по направлению работы с родителями
«Семья и школа»
Возраст детей 7-16 лет
Срок реализации программы - 3 года
Автор-составитель: | Деликатная А.А., учитель начальных классов МКОУ «Корюковская ООШ» |
Катайск 2013
Паспорт программы
1. Наименование программы | Программа «Семья и школа» |
2. Заказчик программы | МКОУ «Корюковская основная общеобразовательная школа» |
3. Разработчики программы | Деликатная А.А. учитель начальных классов |
4. Участники программы | Педагогический коллектив, родители (законные представители) обучающихся, прародители, опекуны, приемные родители, обучающиеся образовательного учреждения, специалисты органов государственной власти, местного самоуправления, социум |
5. Основания для разработки программы | - Конституция Р.Ф. - Закон Российской Федерации «Об образовании». - Семейный кодекс. - Концепцией демографической политики РФ на период до 2025 года. - ФГОС НОО. - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - Закон Курганской области «О государственной семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства Курганской области». - Устав ОУ. -Программа развития школы. - Программа воспитания «………….» |
6. Цель программы | Создание условий, обеспечивающих формирование ответственного отношения родителей к воспитанию детей и повышение социальной активности семей. |
7. Задачи программы |
|
8. Направления реализации программы | - Диагностика семейного социума. - Информированность и повышение педагогической культуры родителей. - Привлечение родителей к управлению ОУ. - Медико-психолого-педагогическое и социальное сопровождение семей обучающихся. - Организация совместной деятельности родителей, обучающихся, педагогов и социума. - Пропаганда положительного опыта семейного воспитания. |
9. Сроки реализации программы | 2013 – 2016 годы |
10. Решение об утверждении программы | Утверждаю: директор МКОУ «Корюковская ООШ» _______ М.А. Кульбердинов приказ № _____ от «___» _______20 __ г. |
Пояснительная записка
"Именно семейное воспитание во многом определяет, каким станет человек.
Ни государство, ни даже лучшие педагоги ребенку заменить семью не могут".
В.В.Путин
Актуальность.
Проблема организации взаимодействия семьи, школы и других социальных институтов чрезвычайно важная, актуальная и тревожная. И не случайно проблемы воспитания подрастающего поколения рассматриваются на государственном уровне. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина – СЕМЬЯ обозначена, как одна из базовых национальных ценностей, а введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.
Семья была и в обозримом будущем будет основой воспитания подрастающего поколения. Полноценная семья на основе родственных взаимосвязей аккумулирует и развивает в себе опыт прошлого и настоящего, а также служит своеобразным мостиком в будущее. Правда полноценных семей становится всё меньше, но полноценность семьи определяется не только составом, но и нравственно-психологическим климатом, для которого характерны забота и стремление прийти на помощь друг другу, честно и до конца при любых обстоятельствах выполнить свою миссию Матери, Отца, Сына, Дочери, Бабушки, и Дедушки.
В существующих социально-экономических условиях семья переживает кризис, выражающийся в резком снижении её основных функций, в том числе воспитательной.
Проблемы современной семьи обусловлены рядом причин:
- Разрушены нравственные представления о браке и семье:
- утрачено представление о необходимости и нерасторжимости брака;
- супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.
- Повреждены устои семьи:
- разрушается иерархия семейных взаимоотношений;
- утрачен традиционный уклад семейной жизни;
- нарушены родовые и семейные связи между поколениями;
- традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов.
- Утрачено традиционное восприятие родительства и детства:
- круг жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привёл к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства;
- продолжает снижаться рождаемость: родители всё чаще видят в детях ненужную обузу, препятствие к достижению жизненных успехов;
- увеличивается количество детей, оставшихся без попечения родителей.
- Деформация коснулась сферы семейного воспитания:
- утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного несения родительского креста, жертвенной любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми;
- не имея навыков совместного проживания с ребёнком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребёнком дорогими подарками, лишая детей живого участия, поддержки.
- прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, незнание закономерностей становления духовно-нравственного мира ребёнка;
- утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать детей от порока, часто провоцируя к нему;
- представители старшего поколения не готовы к выполнению социальной роли бабушек и дедушек, избегают активного участия в воспитании внуков.
- Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства:
- велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений;
- нарушены процессы формирования нравственной сферы: дети не владеют навыками согласования своего поведения с определённой системой нравственных правил и ориентиров, в молодёжной среде царит культ жестокой силы, безграничного господства материальных ценностей над духовными;
- духовно-нравственная неразвитость, отсутствие чётких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала;
- у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьёй, обществом, нацией, государством;
- в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью компанией сверстников.
- Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии:
- в социокультурном пространстве СМИ темы семейного воспитания поднимаются редко, бессистемно, тонут в потоке второстепенной информации, пошлости и порока;
- массовая культура и СМИ пропагандируют насилие, цинизм, всевозможные искажения в сфере семейных отношений
И одной из главных причин такого положения является не достаточно ответственное или безответственное отношение родителей к созданию семьи и воспитанию детей.
Проблемы семьи и семейного воспитания рассматривались в трудах многих видных отечественных и зарубежных педагогов. Воспитание, начатое в семье, продолжается в школе. П.Ф. Лесгафт считал, что упущенное семейное воспитание должно быть исправлено в школе. «Без личного мировоззрения человек является только единицей человеческого стада, не обладает истинным достоинством человека и не может творчески проявляться, что именно составляет главное человеческое достоинство и достижению чего должна содействовать школа». Названные положения сохраняют значимость по сей день. «Нельзя воспитывать ребёнка, не воспитывая его родителей»,- считал другой отечественный педагог и психолог П.П.Блонский. Всё зависит от силы влияния на мировоззрение школьников таких факторов, как семья, школа, окружение, средства массовой информации. В процессе воспитания важно учитывать всё многообразие объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на развитие личности. При этом следует иметь в виду, что грани между ними подвижны и, как говорил А.С.Макаренко, «человек не воспитывается по частям». Необходимо повышать действенность образовательной и воспитательной функций семьи, снижая тем самым уровень стихийного процесса семейного воспитания. Учителя и воспитатели призваны постоянно изучать взаимоотношения родителей и детей и направлять их в нужное русло. Положительный «внутрисемейный контакт» двух поколений является предпосылкой успешного формирования подрастающего поколения. Необходимо помнить, что в воспитании детей не бывает каникул.
При различных подходах к решению проблем семьи все педагоги приходят к единому мнению о том, что основой совершенствования семейного воспитания является работа с родителями по формированию ответственного отношения к своим обязанностям.
Ответственная семья – это система отношений в семье, основанная на принципах взаимного уважения, обеспечивающая условия для безопасной жизнедеятельности ребенка, способствующая его гармоничному развитию.
Ответственными родителями можно назвать тех, кто придерживается принципов реализации в полной мере законных прав и интересов детей при этом разумно взвешенно учитывающие свои родительские ожидания и возможности ребенка.
Программа «Семья и школа» разработана для родителей (законных представителей), прародителей, опекунов и приемных родителей подготовительных и начальных классов и реализуется на базе МКОУ «Корюковская ООШ».
Программа предусматривает формирование ответственных семей, тем самым, обеспечивая предпосылки для нормального воспитания и образования ребенка в семье.
Сроки реализации программы - 3 года.
Цели и задачи программы
Цель: Создание условий, обеспечивающих формирование ответственного отношения родителей к воспитанию детей и повышение социальной активности семей.
Задачи:
- Изучить условия семьи и ее воспитательный потенциал.
- Организовать социально-психолого-педагогическое и информационное просвещение, повысить уровень общей культуры родителей.
- Обеспечить медико-психолого-педагогическую и социальную помощь различным категориям семей.
- Содействовать формированию активной жизненной позиции семей через организацию продуктивного взаимодействия детей, родителей, педагогов и социума.
- Распространить позитивный опыт семейного воспитания на уровне ОУ.
Ожидаемые результаты:
- Повышение статуса семьи и родительства (материнства и отцовства), социальной активности семей в ОУ.
- Расширение направлений взаимодействия семьи, образовательного учреждения и социума.
- Повышение уровня родительской компетентности (осведомленности родителей о мерах социальной поддержки, о формах и методах воспитания детей, способах решения семейных проблем, сохранения взаимопонимания в семье).
- Принятие родителями традиций образовательного учреждения.
- Раннее предупреждение неблагоприятных воздействий со стороны семьи на развитие ребенка.
- Формирование позитивного образа современной семьи, материнства и отцовства, осознанной родительской позиции.
- Удовлетворенность родителей ОУ.
- Распространение позитивного опыта семейного воспитания в ОУ.
Критерии оценки ожидаемых результатов
Ожидаемые образовательные продукты программы:
- Пакет нормативных документов по проекту.
- Диагностический инструментарий.
- Сборник методических материалов по организации работы с родителями и обучающимися по формированию семейных ценностей и повышению родительской компетентности.
Формы представления результатов программы:
- Ежегодные отчеты на Родительской конференции, Педагогическом совете и Совете учреждения, сайте ОУ, на районной педагогической конференции, в СМИ.
- Систематическое обсуждение с профессиональным педагогическим сообществом, в том числе с использованием Интернет-сайта образовательного учреждения, компьютерных презентаций, хода и результатов реализации программы.
- Разработка и внедрение механизмов материального и морального стимулирования работников за активное участие в реализации программы.
- Подготовка издание материалов из опыта работы с родителями; методических пособий и рекомендаций, памяток; проспектов и буклетов.
5.Публичный отчет о реализации программы «Семья и школа».
Содержание программы:
направление | содержание | сроки | ответственный | формы достижения результатов |
1. Диагностика семейного социума | Анкетирование: Анкета «Изучение родительского коллектива»; Тест «рисунок семьи»; Анкета «Отец семейства»; Тест «Ваше общение с ребенком». | Сентябрь, в течении года | Классный руководитель, администрация ОУ | Социальный паспорт класса, ОУ, анкета ОУ «Паспорт условий семейного воспитания
|
Операция «Контакт» (посещение семей обучающихся, знакомство с семьей) | сентябрь-октябрь, в течении года | Классный руководитель, специалисты Отдела опеки и попечительства | Акт ЖБУ семей обучающихся | |
Анкетирование Анкета «Способности вашего ребенка»; Анкета «Карта одаренности» (А.И.Савенков) | Сентябрь, в течении года | Классный руководитель, администрация ОУ | Карта интересов обучающихся и потребностей родителей «Организация внеурочной деятельностью». | |
Выявление целевых групп профилактической деятельности несовершеннолетних и их семей | Сентябрь | Классный руководитель, администрация школы | Банк данных ОУ целевых групп несовершеннолетних и их семей – объектах профилактики и реабилитации, план работы | |
Анкетирование «Удовлетворенность родителей ОУ» | Апрель-май | Классный руководитель, администрация ОУ | Аналитическая справка |
2.Информирован ность и повышение педагогической культуры родителей | Размещение и обновление информации на информационном стенде «Для вас, родители» | в течении года | Администрация ОУ | Информация, памятки-рекомендации, шпаргалки для родителей. |
Размещение и обновление информации на сайте ОУ: -история ОУ; - последние события; - награды; - ФГОС; - публичный отчет ОУ; - актуальные темы. | в течении года | Ответственный за сайт ОУ | Информация, памятки-рекомендации, шпаргалки для родителей. | |
Проведение Дня открытых дверей для родителей. | в течении года | Администрация и педагоги ОУ | Отзывы родителей | |
Организация педагогического просвещения родителей
| в течении года | Администрация и педагоги ОУ, специалисты социума | Программа педагогического просвещения родителей «Школа успешного родителя» | |
Общешкольные родительские собрания: «Традиции и обычаи ОУ, где учится ваш ребенок»; -«Успешность ОУ – это успешность детей, родителей и педагогов» | Сентябрь Апрель | Администрация и педагоги ОУ Директор ОУ, председатель Совета школы | Презентации, рекомендации Подведение итогов года, награждение лучших | |
Классные родительские собрания (по плану работы классного руководителя) | в течении года | Классный руководитель, спец.ОУ, района | Рекомендации для родителей | |
Публичный отчет директора ОУ. | Апрель | Директор ОУ | Презентация | |
3. Привлечение родителей к управлению ОУ
| - совет школы - (осуществляет стратегическое руководство (принимает программу развития), утверждает локальные акты ОУ в рамках своей компетенции; - классные родительские комитеты – участвуют в тактическом руководстве ОУ, содействуют реализации запланированных мероприятий; - совет профилактики – осуществляет единый подход к решению проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты прав и интересов несовершеннолетних. | в течении года | Администрация ОУ, родительская общественность, представители социума | План работы органов управления ОУ, мониторинг участия родителей в управлении ОУ, протоколы заседаний советов |
- Участие в работе районного Родительского совета | в течении года | Администрация ОУ, администрация Катайского района | Протоколы заседаний Родительского совета | |
4. Псиохолого-медико-педагогическое и социальное сопровождение родителей и семей обучающихся | - Работа с «группой особого внимания» - с целевыми группами несовершеннолетних и их семьями:
| в течении года | Классный руководитель, заместитель директора, фельдшер, учителя предметники. Отдел опеки и попечительства Администрации Катайского района, | Банк данных ОУ целевых групп несовершеннолетних и их семей – объектах профилактики и реабилитации. Индивидуальный план работы с обучающимися и их семьями. Отчеты по работе - с целевыми группами несовершеннолетних и их семьями
|
- Организация социально-педагогической помощи семье:
| в течении года | Администрация и педагоги ОУ, Администрация Катайского района | Список учащихся из малоимущих семей МКОУ «Корюковская ООШ» на получение частичной компенсации стоимости питания. Участие обучающихся и родителей в социально-значимой деятельности. Мониторинг оздоровления обучающихся. | |
- Индивидуальные консультации для родителей и семей обучающихся по вопросам обучения и воспитания (по запросам), проблемам и затруднениям «Лаборатория нерешенных проблем» | в течении года | Администрация и педагоги ОУ, Отдел опеки и попечительства Администрации Катайского района | Журнал индивидуальных консультаций для родителей и семей обучающихся. | |
5. Организация совместной деятельности детей, родителей и педагогов ОУ
| Туристические походы: - «Выходной день в моей семье». КТД: - «Мир увлечений нашей семьи»; - «Моя родословная»; - «Семейные традиции и праздники». - «Семейные посиделки» Спортивные соревнования: -«Папа, мама, я – спортивная семья»; - «Лыжи папе, маме, мне – спорт и здоровье в каждой семье»; - «Всей семьей на старт». - «Я и папа - друзья». Акции: - «Протяни руку помощи»; -«Счастливое детство». Фотоконкурсы: - «Из семейного архива», - «Мой папа военный», -«Мой дедушка, моя бабушка- герой!». - Социально-значимые проекты: -«Живая память поколений» -« Биография семьи в биографии страны» -«Помощь ветеранам». Праздники: -День семьи; -День защитников Отечества; -День матери; -День пожилых людей; -День защиты детей и т.д. Организация кружков и секций родителями, прародителями: - «Волшебный клубочек»; - «Город мастеров». День открытых дверей: - «Будущий первоклассник»; - «Дошкольники»; -«Выпускники»; -«Первый раз в 5 класс». Участие в конкурсах и мероприятиях различного уровня: - «Социально-активная семья»; - «Мое Зауралье»; - «Теплый дом»; и т.д. | в течении года | Администрация и педагоги ОУ, родители, социум | План работы ОУ. Удовлетворенность родителей, обучающихся, педагогов ОУ. Отзывы. Публикации. |
6. Пропаганда положительного опыта семейного воспитания. | - Круглый стол «Мой дом – моя крепость»; - Презентация семей «Семья вместе - душа на месте»; - Тематические конференции по обмену опытом: - «Телевизор и компьютер в жизни ребенка»; - «Семейные праздники» и т.д. - Вечера вопросов и ответов. - Эстафеты семейных традиций. | в течении года | Классные руководители, Администрация ОУ | Создание банка нормативно-правовых документов и методических материалов по работе с родителями. Обобщение опыта в СМИ. Публикации. |
Ресурсное обеспечение программы:
- Нормативно-правовая база институционального уровня (положения, должностные инструкции).
- Система информационного обеспечения (доступ в Интернет, печатные издания, мониторинг реализации программы).
- Актовый зал для проведения мероприятий оборудованный мультимедиа, звуковой аппаратурой
Список нормативно-правовых документов
и инструктивно-методических писем:
1. Конституция Р.Ф.
2. Декларация прав ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН
20.11.1959 г.
3. Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН
20.11.1989 г.
4. Закон РФ «Об образовании» (в действующей редакции).
5. Семейный кодекс Р.Ф.
6. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. №124.
7. ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. №120.
8. ФЗ «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 г. №48.
9. Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. (Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373)
11.Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования.- № 17. - сентябрь 2009. Официальное справочно- информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации - www.vestnik.edu.ru/proect.html
12. Приложение к письму Минобразования России от 15.10.2003 г. №24-51-212/13-28-51-793/16 «Методические рекомендации по аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и направленности».
13. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 22.07.2002 г. №30-51-547/16 «Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях».
14. Письмо Минобразования России от 02.07.2002 г. №13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса общеобразовательном учреждении».
15. Приложение к письму Минобразования России от 15.12.2002 г. №30-51-914/16 «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования».
15. Закон Курганской области «О государственной семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства Курганской области».
16. Распоряжение Администрации (Правительства) Курганской области от 25.12.2006 г. №544-р «О Концепции государственной семейной политики в Курганской области на период до 2015 года».
17. Решение коллегии Главного управления образования Курганской областиот 18.12.2000 г. № 20 "О Региональных подходах к организации взаимодействия семьи и образовательных учреждений в интересах развития личности ребенка».
19. Письмо Главного управления образования Курганской области от 31.10.2006 г. №2012/10 «О дополнительных мерах по реализации ПНПО в части усиления воспитательной функции ОУ».
20. Приказ Главного управления Курганской области №679/16 от 03.05.2007 г. «О ведении банка данных о детях и семьях различных целевых групп – объектах профилактики и реабилитации».
21. Законом Курганской области от 08.12.2010 г. №81 «О поддержке граждан, усыновивших (удочеривших) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Курганской области».
Список использованной литература:
1. Байкова, Л.А. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе./ М.: Центр «Педагогический поиск», 2002 - 160 с.
2.Беспалова, Г.М. Диагностика компетентностей учащихся / Г.М. Беспалова. - Справочник классного руководителя. - №1, 2009.
3. Бурункин, Д.А. Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов по организации работы классных руководителей / сост. Д.А.Бурункин – Курган: МУ «Курганский городской инновационно-методический центр», 2007. - 111 с.
4. Вариативные технологии, способствующие профессиональному самоопределению воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / под общей ред. Семья Г.В., Боровик В.Г. - М. : СЛОВО, 2003. – 176 с.
5. Воробьева, Т.П. Сетевой инновационный проект «Школа ответственного родительства» / ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий», Курган, 2012 г.
6. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / под ред. И.С.Артюховой. – М.: ВАКО, 2007. – 272 с.
7. Дереклеева, Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2006. 336
8..Яценко, И.Ф. Родительские собрания: 1 класс / И.Ф.Яценко, С.И.Чупина. – М: ВАКО, 2008. – 256 с.
9.Яценко, И.Ф. Родительские собрания: 2 класс / И.Ф.Яценко, С.И.Чупина. – М: ВАКО, 2008. – 256 с.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Минобрнауки России.
2. http://www.edu.ru - федеральный портал "Российское образование".
3. http://www.kurganobl.ru – официальный сайт Правительства Курганской области.
4. http://www.hde.kurganobl.ru – официальный сайт Главного управления образования Курганской области.
5. http://irost45.ru - официальный сайт ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий»
9. http://sociology2015.ru - Семья, как социальный институт.
10.http://www.smolsoc.ru – Семья и семейное воспитание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Форма работы с родителями в начальной школе
Форма работы с родителями в начальной школе...
«Основные направления работы с родителями »
Совместная работа учебного заведения и родителей обусловлена многофакторным характером процесса формирования личности обучающихся. Социальная среда имеет большое влияние на молодых людей и подро...
Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и лично...
«Лес и человек»(дополнительная образовательная программа рассчитана на детей среднего школьного возраста срок реализации 5 лет срок обучения 5 лет)
1.1 Актуальность программыВоспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века. В условия...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Дополнительная общеразвивающая программа Секция «Баскетбол» для обучающихся 16 – 20 лет срок реализации: 1 год
Направленность программы дополнительного образования (далее – программа) – спортивная. Секция «Баскетбол» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический ко...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерс...
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Основы финансовой грамотности» (Направленность: социально-педагогическая) Возраст обучающихся: 7-16 лет. Срок реализации: 1 год.
Адаптированная общеразвивающая программа по финансовой грамотности рассчитана на 39 занятий, из расчета 1 занятие в неделю. В программе учитываются индивидуальные особенности воспи...