Статья на тему: "ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА, ЕГО БЛАГОПОЛУЧИЕ"
статья

Свеженцева Надежда Ивановна
Семья является одним из главных институтов воспитания. Это объясняется тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьей. В семье закладываются основы личности ребенка. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc43 КБ
Microsoft Office document icon statya_na_znamenskie_chteniya.doc44.5 КБ
Microsoft Office document icon testy_po_pedagogicheskim_tehnologiyam.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чекарев В.А.;

Свеженцева Н.И.

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА, ЕГО БЛАГОПОЛУЧИЕ

Семья является одним из главных институтов воспитания. Это объясняется тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьей. В семье закладываются основы личности ребенка. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Семья для всех ее членов является определенным жизненным пространством, в котором протекает большая часть жизни каждого из них. Это не просто маленькая группа людей, но такая, в которой каждый стремится удовлетворить свои потребности, реализовать себя и в тоже время находится в теснейшей связи со всеми членами семьи.

Мир семьи разнообразен, многолик. Он даёт родителям возможность почувствовать полноту и прелести человеческой жизни, осмыслить ее, продлить свое бытие в детях. Однако семейная жизнь-это не развлекательная прогулка, не бывает семей без трудностей, проблем. Это и хорошо: преодолевая их, человек меняется, совершенствует свою личность, улучшает свои отношения с близкими людьми.

Семейное воспитание детей - это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса. Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д. У детей, которые воспитываются в семье, coxpаняются добрые отношения в семье, и именно пример членов семьи, в которой они живут, оказывает на них существенное влияние. Семья оказывает то влияние на ребенка, которое не заменит никто, никакие педагоги, никакие специальные или искусственно создаваемые условия [2,32-33].

Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья — главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.

Большое значение для воспитательного потенциала семьи имеют такие ее составляющие, как образовательный уровень родителей, общая культура, педагогическая активность, умение устанавливать добрые отношения со всеми окружающими, структурный тип семьи, возраст отца и матери.

В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу. Игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности. Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности, отходит на второй план. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей – поддержание престижа (дома задаются вопросы: «А кто еще получил пятерку?») , послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д. В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни («В классе из окон не дует?» , «Что вам давали на завтрак?») , или вообще мало что волнует – школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: «Что было сегодня в школе?» рано или поздно приведет к соответствующему ответу: «Ничего особенного», «Все нормально» [3, 15].

Формирование личности ребенка в семье - это обоюдный процесс, в котором родители, воспитывая своих детей, и сами воспитываются, а дети - они скромней - не воспитывают родителей.

Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с взаимоотношениями самих родителей, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, ее счастьем. Благополучию ребенка способствует доброжелательная атмосфера, и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие.

Опыт семейных взаимоотношений играет для ребенка важную роль не только в формировании его личности, определенных схем поведения и отношений с окружающими. Он также является важнейшим фундаментом, на котором ребенок формирует и строит свое восприятие мира, а также семейный опыт формирует психическое развитие ребенка.

В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности.

Ребенок - не просто объект воспитания, но и человек- мыслящий, чувствующий, своеобразно обобщающий свой жизненный опыт, выбирающий, как вести себя, каким быть.

Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. Личность ребенка, степень ее гармоничности - дисгармоничности выступает своеобразным зеркалом, отражающим скрытое и явное влияние семьи. Иногда, семья — благополучная, без проблемная, а ребенок сложный, имеет массу психологических и психосоматических отклонений в поведении. Откуда все это?

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

Семья помогает ребенку учиться общаться. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи, а также коммуникативные навыки: стиль общения, способность к компромиссам. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье, а также от четкости и ясности общения. Семья формирует эмоциональные качества личности ребенка. Стили общения в семье влияют на формирование эмоциональной сферы ребенка.

Семья имеет огромное значение для развития личности. Доказательством могут служить следующие примеры:

  • Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, многое теряют. Особенно это заметно у маленьких детей, живущих вне семьи — в детдомах и других учреждениях этого типа. Развитие личности этих детей нередко протекает иным путем, чем у детей, воспитывающихся в семье. Умственное и социальное развитие этих детей порой запаздывает, а эмоциональное — затормаживается.
  • Многочисленные данные, полученные исследователями за последние полвека, свидетельствуют о том, что воспитание ребенка в неполной семье оказывает негативное влияние на становление его личности. Среди них можно выделить гнев на родителей, опасения и фобии, повышенную тревожность, нарушения идентификации (привычный мир пошатнулся, а знакомые ориентиры исчезли), одиночество, обострение или возникновение психосоматических нарушений, ухудшение успеваемости. Причем у половины из обследованных детей при повторном исследовании через год закрепились модели неблагополучного и противоречивого поведения, в которых важную часть составляли низкая самооценка, депрессия и нарушенные отношения со сверстниками.

Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье индивида. Процесс семейного взаимодействия избирательно контролирует проявление эмоций, поддерживая одни каналы разрядки эмоций и подавляя другие. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствует другим, удовлетворяет или пресекает личностные потребности. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у индивида образа своего “Я”. Семья определяет опасности, с которыми индивиду предстоит столкнуться в жизни.

Таким образом, семья — основа жизни ребенка, и ничем ее заменить нельзя. Базовым моментом, формирующим личность ребенка, выступает безусловная родительская любовь. Только такой тип любви может обеспечить развитие всех потенциальных возможностей ребенка и раскрыть его духовное, уникальное Я. Безусловная любовь к ребенку — та «почва», на которой вырастает как прекрасный цветок целостная личность.

Библиографический список

  1. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи [Текст]/М.И.Буянов. - М..: Просвещение,1988.
  2. Разумихина, Г.П. Мир семьи [Текст]/ Г.П.Разумихина. –М.: Просвещение, 1986.
  3. Хомениаускас,  Г.Т. Семья глазами ребенка[Текст]/Г.Т.Хомениаускас.-  М.: Педагогика, 1989.



Предварительный просмотр:

Н.И.Свеженцева,

преподаватель, социальный педагог

Советского социально-аграрного техникума

имени В.М.Клыкова

РАБОТА СО СТУДЕНТАМИ «ГРУППЫ РИСКА» В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ДУХОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Краткая аннотация работы: представленная научная статья является анализом социально-педагогического сопровождения студентов «группы риска». Автор статьи Свеженцева Н.И. актуализирует основные направления профессиональной деятельности социального педагога в рамках работы социальной службы в системе среднего профессионального образования.  Приводятся факты практического направления в работе с трудными подростками

Ключевые слова: духовно-нравственное, обучающиеся «группы риска», социальная работа, профилактика противоправного поведения

Кризисные явления, охватившие политическую, социально-экономическую и духовно-нравственную сферы жизни общества, изменили жизненные приоритеты граждан России. Утрата молодежью традиционных нравственных ценностей, нарушение моральных норм и правил, проявление форм асоциального поведения актуализируют важнейшую задачу - воспитание духовно-нравственной культуры молодого поколения.

       Спасением в преодолении кризиса для России может стать восстановление и распространение традиционной духовно-нравственной культуры.

               Для становления и развития инновационной экономики необходима подготовка не только квалифицированных профессиональных кадров для высокотехнологичных и наукоемких производств, но и ответственных специалистов, способных к активности, самостоятельности, инициативе, социализации, обладающих высокой нравственностью, духовной культурой, проявляющих терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, умеющих творчески решать различные вопросы и адаптироваться в быстро меняющихся условиях производства.

Духовно-нравственное воспитание студентов учреждений среднего профессионального образования будет более эффективным, если:

  • создать инновационную среду воспитания студентов на основе использования системного, компетентностного, личностно-ориентированного, коммуникативного, культурологического подходов;
  • разработать и апробировать инновационное содержание и технологию духовно-нравственного воспитания студентов, построенную на принципах преемственности, альтруизма, демократизма, толерантности, сотрудничества и индивидуализации;
  • реализовать педагогические условия духовно-нравственного воспитания студентов (создание инновационной среды; стимулирование устойчивых проявлений эмоционально-нравственных чувств, духовного поведения, творческо-познавательной активности и гуманного стиля поведения студентов; использование активных средств, форм, методов воспитания; разработка критериев эффективности духовно-нравственного воспитания студентов; референтность носителей духовно-нравственных ценностей - участников педагогического процесса).

В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые мероприятия профилактики правонарушений. В их организации участвуют сотрудники ГИБДД, ППС,  представители общественных организаций в лице членов комиссии по делам несовершеннолетних, педагог-психолог, заместитель директора по воспитательной работе техникума.

В рамках проводимых мероприятий профилактики правонарушений проводятся беседы для обучающихся по ПДД,  о здоровом образе жизни, о правах и обязанностях, пропаганда правовых знаний».

Специалистами службы социального и психолого-педагогического сопровождения техникума используются различные методы и формы индивидуально-профилактической работы с обучающимися, состоящими на разных формах учета:

  • посещение уроков с целью выявления уровня подготовки обучающихся к занятиям;
  • психолого-педагогическое консультирование родителей, педагогов-предметников с целью выработки подходов к воспитанию и обучению студентов;
  • изучение педагогом-психологом и социальными педагогами особенностей развития формирования личности студента, коррекция поведения, обучение  навыкам общения;
  • патронаж семьи с целью обследования социально-бытовых условий проживания семьи, контроля семейного воспитания, организации  свободного времени в неурочное и каникулярное время;
  • психолого-педагогическое диагностирование  («Адаптация», «Выявление уровня тревожности у подростков»);
  • индивидуальные и коллективные профилактические беседы со студентами;
  • тренинговые занятия;
  • вовлечение студентов в общественно-значимую деятельность через реализацию целевых  воспитательно - образовательных программ и социально значимых проектов.

Планирование и проведение комплекса мероприятий  по профилактике правонарушений позволяет привлечь к работе по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних всех участников воспитательного процесса, что, в свою очередь, оказывает положительное воздействие на оперативную обстановку и способствует качественному улучшению профилактической работы в подростковой среде.

Педагогический коллектив техникума  прилагает максимум усилий для организации свободного времени обучающихся. В техникуме работают бесплатные кружки. Успешно работают спортивные секции по настольному теннису, футболу. В них в свободное от уроков время охотно занимаются обучающиеся «группы риска».

Ведущую роль в организации сотрудничества техникума и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую техникумом по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в ее реализации. Классными руководителями ведется большая работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводятся лекции по воспитанию обучающихся согласно их возрастных особенностей, консультации, родительские собрания. Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и техникума, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.

Целенаправленная работа по формированию духовно – нравственной личности студента «группы риска» осуществляется различными методами воспитания. Выбор методов воспитания зависит от многих факторов - цели, содержания воспитания, от степени воспитанности обучающихся, уровня межличностных отношений, авторитета и опыта педагога, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Для повышения результативности воспитательного процесса, как показывает изучение опыта, целесообразно применять комплекс методов, усиливая их воспитательный потенциал. В своей работе мы используем:

1. Методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива, повседневного общения, взаимодействия, самодеятельности и педагогического воздействия (коллективная игра, коллективное самоуправление, коллективное самообслуживание, единые требования).

2. Методы повседневного систематического целенаправленного общения, товарищеского, доверительного взаимодействия в обыденных и экстремальных ситуациях (социальная защита, уважение, педагогическое требование, убеждение, предупреждение, осуждение, доверие, сочувствие, принятие решения, проблемные ситуации).

3. Методы личностной самодеятельности: самоорганизацию как самоанализ и самосознание, самоорганизацию чувств и разума (самовоспитание), самоорганизацию воли и поведения (самостимулирование).

4. Методы педагогического и психологического прикосновения воспитателя к личности воспитанника в целях коррекции его сознания и поведения, стимулирования или торможения его деятельности, обращения к личности в жизненных ситуациях (разъяснение, создание ситуации успеха, актуализация мечты, упражнение, поощрение, наказание).

Следует подчеркнуть, что студенческий возраст относится по критериям многих возрастных периодизаций к старшему подростковому или юношескому возрасту. Благодаря ведущей деятельности - профессиональной учебе, - усваиваются нормы отношений между людьми, а также нормы профессионально-трудовых умений. Этот возраст характеризуется как «устойчиво-концептуальная социализация», когда вырабатываются устойчивые черты личности, стабилизируются все психические процессы, личность приобретает устойчивый характер. В этом возрасте человек наиболее способен к творчеству, к научной деятельности, максимально работоспособен. Усвоенные знания, навыки, умения не только реализуются, но и получают свое дальнейшее развитие и творческое совершенствование в духовном и эстетическом направлениях.

Brief summary of the work: the presented scientific article is an analysis of the socio-pedagogical support of students of the "risk group". The author of the article Svezhentseva N. I. updates the main directions of professional activity of a social teacher in the framework of the social service in the system of secondary professional education.  The facts of the practical direction in work with difficult teenagers are given

Keywords: spiritual and moral, learning "risk groups", social work, prevention of illegal behavior



Предварительный просмотр:

Тесты по «Педагогическим технологиям»

 

Из приведённых вариантов ответов найдите правильное определение понятию «педагогическая технология».

1. Система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, принципов, целей, содержания, форм, методов и средств обучения.
2. *Строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.
3. Комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний.
4. Последовательная система действий педагога, связанная с решением педагогических задач, как планомерное решение и воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Кому впервые пришла идея «технологизации» обучения? Из приведённых примеров выберите правильный.

1. К.Д.Ушинский.
2. А.С.Макаренко.
3. *Я.А.Коменский.
4. И.Песталоцци.

Какое понятие вы отнесёте к педагогическому мастерству?
1. *Совершенное владение педагогической техникой.
2. Совершенное знание своего предмета.
3. Совершенное владение педагогическими методами.
4. Все ответы верны.
Что означает термин «технология?
1. «технос» - прогресс.
2. «техне» - искусство, «логос» - учение.
3. «техникос» - высокая техника.
4. «технология» - образование.

Из предложенных вариантов ответов найдите определение педагогической техники.
1. *Комплекс знаний, умений и навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия, как на отдельных воспитанников, так и на коллектив в целом.
2. Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействий, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования.
3. Выработка эталонов для оценки результатов обучения и на этой основе концентрацию усилий педагога и учащихся на целях, атмосферу открытости, объективности.
4. Разновидность методики, обеспечивающий гарантированный результат, структура, стоящая над, под или рядом с методикой, использование технических средств обучения.

Что такое технологическая карта?
1. Единый процесс разработки определённой продукции.
2. *Технический документ, отображающий последовательность технологических операций производства определённой продукции.
3. Показатель процесса выполнения работы производителя.
4. Порядок реализации технологических операций.

Что такое тестирование?
1. *Целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять характеристики педагогического процесса.
2. Метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников.
3. Научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях.
4. Расположение собранных данных в определенной последовательности, определения места в этом ряду изучаемых объектов.

Что такое педагогические инновации?
1. Это все изменения, направленные на изменения педагогической системы.
2. Это нововведения в учебно-воспитательном процессе с целью повышения его эффективности.
3. Это новшества, мобилизирующие внутренние ресурсы педагогической системы и приводящие к повышению результата.
4. *Все ответы верны.

Педагогические инновации охватывают следующие главные направления:
1. Оптимизацию учебно-воспитательного процесса.
2. Гуманистическую педагогику, организацию и управление.
3. Новые педагогические технологии.
4. *Все ответы верны.

Для запуска инновационного процесса оптимизации требуются:
1. Значительные инвестиции.
2. Полная перестройка педагогической системы.
3. *Желание, инициатива, понимание «узких мест» педагогической системы, видение перспектив улучшения.
4. Согласие учителей и родителей.

Что такое стимулирование учения?
1. Требование хорошо учиться.
2. *«Подталкивание» школьников к успешному учению.
3. Преодоление лени.
4. Борьба с плохими привычками, мешающими учиться.

Определите виды обучения.
1. *Объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное, компьютерное.
2. Урок, внеклассное занятие, экскурсия, лабораторное занятие.
3. Начальное, общее, средне-специальное, высшее.
4. Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый.

Из приведённых примеров найдите правильный ответ: инновации – это…
1. Внесение новшеств на урок.
2. *Нововведение, изменение внутри системы.
3. Проведение урока нетрадиционным методом.
4. Все ответы верны.

Основой обучения критическому мышлению являются три фазы:
1. Обучение, воспитание, развитие.
2. Преподавание, учение, деятельность.
3.*Вызова, осмысления, размышления.
4. Определение, активизация, закрепление.

Как считает И.Г.Агапов, «критическое мышление» – это…
1. *педагогическая технология, ориентированная на развитие у учащихся навыков работы с текстом, на овладение всеми видами звучащей и письменной речи, на взаимодействие со сверстниками по поводу данного текста.
2. сложный процесс творческого интегрирования идей и возможностей, переосмысления и перестройки концепций и информации.
3. умственная деятельность, при которой особое внимание уделяется анализу, сравнению, толкованию, применению, инновациям, решению проблемы или оценке хода мысли.
4. Критическое суждение человека относительно условий и результатов опыта способно направить желание и интересы личности по правильному пути.

Что означает «Синквейн»?
1. Концептуальная таблица.
2. *Пятистрочный стих.
3. Пучок, связка.
4. Мозговой штурм.

Дайте определение методу критического мышления «Кластер».
1. *Пучок, связка.
2. Свёртывание информации.
3. Двучастный дневник.
4. Обучение сообща.

Из приведённых вариантов укажите методы обучения критическому мышлению.
1. Словесные, наглядные, практические, лабораторные, проблемно-поисковые, компьютерные.
2. *Продвинутая лекция, инсерт, синквейн, кластер, мозговой штурм, концептуальная таблица, Т-схема, обучение сообща.
3. Лекция, демонстрация кино, лабораторный метод, компьютерный, репродуктивный, мозговой штурм, обучение сообща.
4. Убеждение, внушение, метод примера, создание проблемной ситуации, дискуссия, дебаты.

Технология программированного обучения начала активно внедрятся в образовательную практику. Из приведённых вариантов укажите, когда это произошло?
1. С середины 70-х годов ХХ столетия.
2. С середины 90-х годов ХХ столетия.
3. *С середины 60-х годов ХХ столетия.
4. С середины 80-х годов ХХ столетия.
Продвинутая лекция, синквейн, кластер, мозговой штурм, концептуальная таблица, Т-схема, обучение сообща – это…
1. *Методы критического мышления.
2. Методы обучения.
3. Методы воспитания.
4. Все ответы верны.
К какому обучению относятся три фазы: вызов, осмысление, размышление?
1. К обучению на уроке.
2. *К обучению критическому мышлению.
3. К обучению самостоятельности.
4. К обучению ведения дискуссии.
Дайте другое название понятию «Пятистрочный стих».
1. Кластер.
2. Мозговой штурм.
3. *Синквейн.
4. Инсерт.

Что означает «Пучок, связка»?
1. *Кластер.
2. Мозговой штурм.
3. Синквейн.
4. Инсерт. 

В каких годах, и в каких странах начали заниматься проблемами педагогических технологий специализированные учреждения?
1. К началу 60-х годов в США и Японии.
2. *К началу 70-х годов в США и Японии.
3. К началу 90-х годов в Японии и Германии.
4. К началу 80-х годов в США и Германии.

Назовите основные типы уроков.
1. Заучивание наизусть, комбинированный урок, экскурсия на природу, урок формирования умений, индивидуальная работа.
2. Вводные, уроки первичного ознакомления с материалом, комбинированные, заключительные, формирования навыков.
3. *Комбинированные, изучение новых знаний, формирование новых умений, обобщения и систематизации изученного, контроля и коррекции знаний, умений, практического применения знаний, умений.
4. Индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися, иллюстрации учебного материала, компьютерные уроки, контроля и коррекции.

Дайте определение понятию «нестандартный урок».
1. *Импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.
2. Организация обучения, при которой учитель ведёт занятия по твёрдому расписанию с применением современных методик.
3. Нововведение.
4. Инновации.

Специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и возможностей обучаемых – это…
1. Преподавание.
2. Учение.
3. Образование.
4. *Обучение.

По какому признаку можно определить тип и структуру урока?
1. По дидактическим целям.
2. По расположению элементов урока.
3. *По количеству времени, отводимого на достижение главной цели.
4. По количеству структурных частей.

Что такое учение?
1. Упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.
2. *Процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.
3. Система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.
4. Система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимися необходимо овладеть в процессе обучения.

Предметная поддержка учебного процесса – это…
1. *Средство обучения.
2. Форма обучения.
3. Метод обучения.
4. Приём обучения.

Выберите методы стимулирования и мотивации поведения и деятельности.
1. Педагогическое требование, общественное мнение, приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций.
2. Беседа, лекции, диспуты, метод примера.
3. *Соревнование, поощрение, наказание.
4. Познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха, учебные требования, поощрение и порицание.

Система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления – это…
1. *Образование.
2. Учение.
3. Преподавание.
4. Формирование.

Предметная поддержка учебного процесса – это…
1. *Средство обучения.
2. Форма обучения.
3. Метод обучения.
4. Приём обучения.

Что означает с латинского слово «стандарт»?
1. Основа, первоначало.
2. *Образец, норма, мерило.
3. Путь, способ.
4. Оболочка, содержание.

По характеру познавательной деятельности учащихся выделяют следующие методы. Из приведённых ответов найдите правильный.
1. Традиционный, продуктивный, репродуктивный, дедуктивный, программированный, компьютерный.
2. Объяснения нового материала, повторения, закрепления, комбинированный, контроля.
3. *Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковые, исследовательские.
4. Словесные, наглядные, практические, логические.

К какому понятию относится это определение? Коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш.
1. *Дидактическая игра.
2. Мозговая атака.
3. Обучение сообща.
4. Дискуссия.

Найдите правильное определение понятию «мозговая атака».
1. Коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш.
2. *Активизация мыслительных процессов путём совместного поиска решения трудной проблемы.
3. Создание в аудитории атмосферы принятия решения по конкретной проблемной ситуации.
4. Все ответы верны. 

Из приведённых вариантов ответов определите принципы педагогических технологий.
1. *Научность, проектируемость, системность, целенаправленность, деятельностный подход, управляемость, корректируемость, результативность, воспроизводимость, экономичность.
2. Сознательность и активность, наглядность, систематичность и последовательность, прочность, научность, доступность, связь теории с практикой.
3. Сознательность, оптимизация, планомерность, учет возрастных особенностей, связь теории с практикой, научность, доступность.
4. Образование, обучение, развитие, формирование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства и результаты обучения.

Что такое объяснительно-иллюстративный подход к обучению?
1. *Это метод, при котором учащиеся получают знания на занятиях, из учебной и методической литературы, на основе иллюстративных средств в «готовом» виде.
2. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
3. Словесные методы, наглядные методы, практические методы.
4. Методы формирования сознания и опыта общественного поведения, методы стимулирования и мотивации поведения и деятельности, методы контроля и самоконтроля за поведением и деятельностью учащихся.

К какому понятию относится поисковый (исследовательский) подход к обучению?
1. Это метод, при котором учащиеся получают знания на занятиях, из учебной и методической литературы, на основе иллюстративных средств в «готовом» виде.
2.Словесные методы, наглядные методы, практические методы.
3. *Метод организации активного поиска решения выдвинутых в обучении задач под руководством педагога.
4. Современная система организации учебного процесса, обеспечивающая необходимое качество обучения в условиях массового образования, отвечающим требованиям интенсивного научно-технического прогресса.

Найдите правильное определение понятию педагогическая технология.
1. Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействий, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования.
2. Выработка эталонов для оценки результатов обучения и на этой основе концентрацию усилий педагога и учащихся на целях, атмосферу открытости, объективности.
3. Разновидность методики, обеспечивающий гарантированный результат, структура, стоящая над, под или рядом с методикой, использование технических средств обучения.
4. *Современная система организации учебного процесса, обеспечивающая необходимое качество обучения в условиях массового образования, отвечающим требованиям интенсивного научно-технического прогресса.

Педагогическая таксономия позволяет:
1. *Классифицировать учебные цели по категориям.
2. Выделить опорные понятия темы.
3. Формировать содержание учебной цели.
4. Гарантировать достижения учебной цели

Преимущества педагогической технологии:
1. Выработка учебных целей.
2. *Гарантированное достижение запланированных результатов обучения.
3. Описание учебного процесса.
4. Использование эффективных методов обучения.

Личностно-ориентированным технологиям обучения присущи следующие основные принципы:
1. *Гуманизм, сотрудничество, свободное воспитание.
2. Образование, обучение, развитие, формирование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства и результаты обучения.
3. Сознательность и активность, наглядность, систематичность и последовательность, прочность, научность, доступность, связь теории с практикой.
4. Сознательность, оптимизация, планомерность, учет возрастных особенностей, связь теории с практикой, научность, доступность.

К специфическим принципам дистанционного обучения можно отнести:
1. Образование, обучение, развитие, формирование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства и результаты обучения.
2. Объяснительно-иллюстративное, программированное, проблемное, репродуктивное, компьютерное обучение.
3. Сознательность и активность, наглядность, систематичность и последовательность, прочность, научность, доступность, связь теории с практикой.
4. *Интерактивности, стартовых знаний, индивидуализации, идентификации, регламентности обучения, педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий, обеспечения открытости и гибкости обучения.

Что отражает принцип интерактивности дистанционного обучения?
1. *Закономерность дистанционных контактов не только слушателей с преподавателями, но и слушателей между собой.
2. Необходимость предварительной подготовки слушателя и наличие аппаратно-технических средств, иметь компьютер с выходом в Интернет, навыками работы в данной сети.
3. Составление индивидуальных планов обучения, в том числе и выполнения недостающих начальных знаний и умений.
4. Необходимость контроля самостоятельности учения, что достигается очной формой контакта, использованием различных технических средств.

Что означает принцип стартовых знаний дистанционного обучения?
1. Необходимость контроля самостоятельности учения, что достигается очной формой контакта, видеоконференцсвязью, использованием различных технических средств.
2. Характеризуется разработкой и использованиям жесткого графика планирования и контроля учебного графика.
3. *Дистанционного обучения необходима предварительная подготовка слушателя и наличие аппаратно-технических средств, иметь компьютер с выходом в Интернет, навыками работы в данной сети.
4. Создание и организация системы дистанционного обучения, необходимость оценить целесообразность применения существующих информационных технологий.

Чем характеризуется принцип индивидуализации дистанционного обучения?
1. *В реальном учебном процессе проводится входной и текущий контроль. На основании их результатов составляются индивидуальные планы обучения, в том числе и выполнения недостающих начальных знаний и умений.
2. Необходимость контроля самостоятельности учения, что достигается очной формой контакта, видеоконференцсвязью, использованием различных технических средств.
3. Целесообразности применения существующих информационных технологий, чтобы не сделать ошибку преимущественного ориентирования на какое-то средство обучения.
4. Характеризуется разработкой и использованиям жесткого графика планирования и контроля учебного графика.

В чем выражается принцип идентификации дистанционного обучения?
1. Для дистанционного обучения необходима предварительная подготовка слушателя и наличие аппаратно-технических средств, иметь компьютер с выходом в Интернет, навыками работы в данной сети.
2. *В необходимости контроля самостоятельности учения, что достигается очной формой контакта, видеоконференцсвязью, использованием различных технических средств.
3. Характеризуется разработкой и использованиям жесткого графика планирования и контроля учебного графика.
4. Этот принцип выражается в «мягкости» ограничений по возрасту, уровню начального образования, вступительных контрольных испытаний в виде собеседования, тестирования, экзаменов и т.д.

Чем характеризуется принцип регламентности дистанционного обучения?
1. Для дистанционного обучения необходима предварительная подготовка слушателя и наличие аппаратно-технических средств, иметь компьютер с выходом в Интернет, навыками работы в данной сети.
2. В необходимости контроля самостоятельности учения, что достигается очной формой контакта, видеоконференцсвязью, использованием различных технических средств.
3. *Характеризуется разработкой и использованиям жесткого графика планирования и контроля учебного графика.
4. Этот принцип выражается в «мягкости» ограничений по возрасту, уровню начального образования, вступительных контрольных испытаний в виде собеседования, тестирования, экзаменов и т.д.

Что означает принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий?
1. *При проектировании, создании и организации системы дистанционного обучения необходимо оценить целесообразность применения существующих информационных технологий, чтобы не сделать ошибку преимущественного ориентирования на какое-то средство обучения.
2. Необходимость контроля самостоятельности учения, что достигается очной формой контакта, видеоконференцсвязью, использованием различных технических средств.
3. Целесообразности применения существующих информационных технологий, чтобы не сделать ошибку преимущественного ориентирования на какое-то средство обучения.
4. Характеризуется разработкой и использованиям жесткого графика планирования и контроля учебного графика.

В чём выражается принцип обеспечения открытости и гибкости дистанционного обучения?
1. Для дистанционного обучения необходима предварительная подготовка слушателя и наличие аппаратно-технических средств, иметь компьютер с выходом в Интернет, навыками работы в данной сети.
2. В необходимости контроля самостоятельности учения, что достигается очной формой контакта, видеоконференцсвязью, использованием различных технических средств.
3. Характеризуется разработкой и использованиям жесткого графика планирования и контроля учебного графика.
4. *Этот принцип выражается в «мягкости» ограничений по возрасту, уровню начального образования, вступительных контрольных испытаний в виде собеседования, тестирования, экзаменов и т.д.

Что является самым элементарным в проектировании дидактики?
1. Учебник.
2. Учебная программа.
3. Государственный образовательный стандарт.
4. *Конспект урока.

Что называется обучением?
1. *Специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и возможностей обучаемых.
2. Отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки.
3. Объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
4. Направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний.

Что называется педагогическим процессом?
1. *Развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых.
2. Внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека.
3. Это система, объединяющая в себе процессы обучения, воспитания, развития, формирования, преподавания и учения.
4. Процесс активной деятельности личности.

Необходимо ли планировать проведение специальных «мотивационных» моментов на уроке?
1. Не обязательно.
2. Нет.
3. *Да.
4. Смотря по обстоятельствам.

Что такое цель (учебная, образовательная)?
1. Это то, к чему стремится обучаемый, будущее, на которое направлены его усилия.
2. *То, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.
3. Это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.
4. Способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания.

Назовите основные типы уроков.
1. Заучивание наизусть, комбинированный урок, экскурсия на природу, урок формирования умений, индивидуальная работа.
2. Вводные, уроки первичного ознакомления с материалом, комбинированные, заключительные, формирования навыков.
3. *Комбинированные, изучение новых знаний, формирование новых умений, обобщения и систематизации изученного, контроля и коррекции знаний, умений, практического применения знаний, умений.
4. Индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися, иллюстрации учебного материала, компьютерные уроки, контроля и коррекции.

Определите основные признаки урока.
1. *Уроком называется форма организации обучения, при которой учитель ведет занятия с постоянным составом учащихся, имеющий примерно одинаковый уровень развития, по твердому расписанию и установленному регламенту.
2. Урок характеризуется такими признаками: постоянный состав учащихся, наличие классной комнаты, учебных пособий и оборудования, соединение обучения с воспитанием.
3. Для урока характерно постоянное время работы – 45 минут.
4. Урок определяется следующими чертами: руководящая роль учителя, наличие расписания, связь обучения с практикой, индивидуальный подход к учащимся, проведение проверки знаний.

Укажите виды образования.
1. *Дошкольное, начальное, общее среднее, средне специальное и профессиональное, высшее, послевузовское, повышение квалификации, внешкольное.
2. Начальное, общее среднее, средне специальное и профессиональное, высшее, послевузовское.
3. Дошкольные учреждения, начальная школа, средне образовательная школа, средне специальные лицеи и профессиональные колледжи, высшие учебные заведения.

Что такое организация процесса обучения?
1. Упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования, воспитания, осознания, и практического применения знаний.
2. *Упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.
3. Дидактический процесс по определенным критериям, в ходе которого реализуются поставленные цели.
4. Процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.

Кому из великих педагогов относиться это высказывание? «Наше педагогическое производства никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди».
1. А. Дистервег.
2. К.Д.Ушинский.
3. *А.С.Макаренко
4. Я.А.Коменский.

Технология модульного обучения разрабатывается на основе принятых принципов:
1. *Деятельности, паритетности, технологичности, системного квантования, мотивации, модульности, проблемности, когнитивной визуальности.
2. Образование, обучение, развитие, формирование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства и результаты обучения.
3. Объяснительно-иллюстративное, программированное, проблемное, репродуктивное, компьютерное обучение.
4. Сознательность, оптимизация, планомерность, учет возрастных особенностей, связь теории с практикой, научность, доступность.

В чём заключается принцип деятельности модульного обучения?
1. *Формирование модулей в соответствии с содержанием деятельности специалиста.
2. Стимулирование учебно-познавательной деятельности студента.
3. Повышение эффективности усвоения материала, вследствие введения проблемных ситуаций и практической направленности занятий.
4. Осуществление системного модульного подхода к созданию и реализации всего процесса преподавания и усвоения знаний, обеспечивающих возобновляемость гарантирующий достижение учащимся запланированных результатов обучения.

В чём заключается принцип мотивации модульного обучения?
1. Формирование модулей в соответствии с содержанием деятельности специалиста.
2. *Стимулирование учебно-познавательной деятельности студента.
3. Повышение эффективности усвоения материала, вследствие введения проблемных ситуаций и практической направленности занятий.
4. Осуществление системного модульного подхода к созданию и реализации всего процесса преподавания и усвоения знаний, обеспечивающих возобновляемость гарантирующий достижение учащимся запланированных результатов обучения.

Дайте определение принципу проблемности модульного обучения.
1. Формирование модулей в соответствии с содержанием деятельности специалиста.
2. Стимулирование учебно-познавательной деятельности студента.
3. *Повышение эффективности усвоения материала, вследствие введения проблемных ситуаций и практической направленности занятий.
4. Осуществление системного модульного подхода к созданию и реализации всего процесса преподавания и усвоения знаний, обеспечивающих возобновляемость гарантирующий достижение учащимся запланированных результатов обучения.

Из приведённых вариантов найдите принцип технологичности модульного обучения.
1. Формирование модулей в соответствии с содержанием деятельности специалиста.
2. Стимулирование учебно-познавательной деятельности студента.
3. Повышение эффективности усвоения материала, вследствие введения проблемных ситуаций и практической направленности занятий.
4. *Осуществление системного модульного подхода к созданию и реализации всего процесса преподавания и усвоения знаний, обеспечивающих возобновляемость гарантирующий достижение учащимся запланированных результатов обучения.

Дайте определение понятию технология воспитания.
1. *Направление педагогики, занимающееся проектированием управляемых воспроизводимых воспитательных процессов.
2. Отрасль педагогики, занимающаяся изучением конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.
3. Направление педагогики, изучающая закономерности обучения и воспитания детей.
4. Наука, изучающая особенности воспитательной работы с детьми. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Игра и возможности её использования в развитии личности ребёнка".

Игра и её возможности в развитии личности ребёнка. Классификация игр. Функции игры. Роль игры в развитии личности ребёнка....

Статья на тему "Роль семьи в развитии личности"

Данная статья будет полезна преподавателям, классным руководителям и родителям обучающихся....

Статья на тему "Влияние личностного подхода на формирование профессиональных качеств обучающихся"

«Влияние личностного подхода на формирование профессиональных качеств обучающихся»Прежде чем начать свою трудовую деятельность в сфере образования, у меня был опыт работы на предприятиях города Балако...

Статья обучающегося на тему: Влияние этилового спирта на развитие и жизнедеятельность живых организмов

Алкоголизм сегодня - острейшая социальная и медицинская проблема международного масштаба. В настоящее время во многих странах мира потребление алкоголя становится серьезным препятствием для их социаль...

Статья на тему "РОЛЬ СЕМЬИ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА"

Семья – главный институт воспитания. Всё, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи в том, что в ней человек проводит большую часть своей жиз...