статья
статья на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Зарайский педагогический колледж имени В.В. Виноградова
Московской области
Статья
Тема: « Если званье твое - Учитель!»
(о роли профессионального клуба «Собеседник»
в профессиональном становлении будущего педагога)
Руководитель клуба -
преподаватель психолого-педагогических дисциплин
Беляева Татьяна Сергеевна
Октябрь 2012 год
Если званье твое – учитель!
Беляева Т.С.
Руководитель профессионального
клуба «Собеседник»
Важной задачей модернизации современного профессионального образования является совершенствование качества подготовки молодого специалиста: компетентного, социально востребованного, интеллектуально информированного, культурного, социально активного…,способного на высоком профессиональном уровне самостоятельно, творчески и ответственно решать проблемы образования.
Профессиональный клуб «Собеседник», как творческое содружество студентов и преподавателей, является важной составляющей профессионального становления личности будущего педагога, успешно адаптирующегося в условиях современной школы и всего общества.
Клуб создан с целью расширения социально-образовательной среды профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа. Своей деятельностью он призван оказывать помощь в более глубоком осмыслении социально-гуманистической сущности педагогической профессии, ее уникальности и своеобразия; создавать условия для самовыражения и личностного развития студентов, повышения их творческого потенциала. Кроме этого, деятельность клуба направлена на то, чтобы содействовать духовно-нравственному становлению личности будущего педагога, совершенствовать его общую и профессиональную культуру, знакомить с педагогическим династиями, лучшими педагогами родного края, историческим развитием педагогического образования города и района.
Содержательный аспект деятельности клуба «Собеседник» затрагивает психолого-педагогические проблемы современного учителя: его личностных качеств, морального облика, общения, профессионализма и компетентности, творческой активности, жизненной позиции. Поэтому и темы заседаний клуба звучат так: «Учитель! Как много в этом слове…», «Мое призвание - быть педагогом» ( об учителях города, победителях национального проекта Образование), «Образ учителя в художественной литературе», «Учителя будущих учителей», «Педагогическая культура учителя», «Учительские династии Зарайска» (о педагогических династиях семьи Вуколовых, Раскиных, Игониных и т.п.), «Заслуженные учителя города Зарайска», «Если званье твое – учитель», «Всегда рядом, всегда вместе», «Встреча с профессией» и т.п. И хотя темы звучат по-разному, они объединены единой идеей, еще и еще раз утверждающей, что «Учитель! Это больше, чем профессия». Эта фраза является своеобразным девизом профессионального клуба «Собеседник».
Организаторы мероприятий клуба, преподаватели Беляева Т.С. и Лифатова Л.В., а также студенты 3-4 курсов специальности «Преподавание в начальных классах», творчески подходят к их организации. Поэтому заседания клуба чаще всего проводятся в нетрадиционной форме: педагогическая мозаика, «живая» газета, педагогический серпантин, пресс-конференция, встреча с интересным человеком, пресс-конференция и т.п. Использование диалога и интервью, театрализации и музыкальных вставок, видеосюжетов и презентаций, подиумов, игровых и конкурсных состязаний… позволяют сделать эти заседания увлекательными и запоминающимися, а, главное, профессионально воспитывающими. Такие мероприятия клуба для будущих учителей являются образцом творческого подхода к педагогической деятельности, способствуют самовыражению студентов и преподавателей, раскрытию и развитию их профессиональных и креативных способностей; формируют их профессионально - педагогическое сознание, совершенствуют сущностные сферы их личности.
В начале своей деятельности (1997 год) совет клуба под руководством своих наставников Беляевой Т.С. и Лифатовой Л.В., разработал Устав клуба, определил его эмблему и девиз. В процессе эксперементально- опытной работы были составлены Паспорт участника эксперементальной площадки и Положение о профессиональном клубе «Собеседник», которые и определили содержательно- организационный аспект его деятельности.
Отсюда, основными направлениями его деятельности являются следующие:
- пропаганда современных подходов к модернизации общего и педагогического образования;
- проведение тематических мероприятий профессионально-педагогической направленности;
- поиск новых форм совместной творческой деятельности студентов и преподавателей;
- организация поисковой деятельности в области изучения педагогического образования родного края;
- создание компьютерных инсталляций, посвященных педагогической профессии и педагогам.
При подготовке и проведении разнообразных заседаний клуба создаются благоприятные условия для самореализации и личностно - профессионального становления студентов. Например, на заседании клуба по теме: «Образ учителя в художественной литературе» четверокурсники под руководством Лифатовой Л.В. провели теоретическое исследование литературных произведений об учителе и его роли в обществе, и в форме педагогических чтений представили свои изыскания студентам младших курсов.
При проведении заседания клуба на тему: «Мое призвание – быть педагогом» активисты клуба вместе с преподавателем Беляевой Т.С. подготовили информационный бюллетень о приоритетном Национальном проекте Образование и его реализации в Московской области; узнали об учителях-победителях данного проекта нашего родного города; подготовили и провели пресс-конференцию с ними. О его значимости для будущего специалиста начального образования студенты 4 курса писали: «…считаю, что встреча с высококвалифицированными специалистами помогла глубже осознать, что учитель-это призвание…(Родчева Е. 4б); «…было очень интересно узнать от учителей, с какими трудностями можно столкнуться, как их преодолеть, но главное, то, что эти учителя показали всю важность того, чему мы учимся в педагогическом колледже…»(Буркова Е.4б); « Для нас, будущих педагогов, это мероприятие имело огромное значение, так как мы многое узнали о профессии, о жизни педагогов в школе и за ее пределами, об участии в конкурсах…»(Хрястова Е. 4б); «…Учителя содержательно отвечали на вопросы и давали полезные советы…я понял, что для того, чтобы быть учителем нужно призвание, терпение и любовь к детям…»(Воронов В. 4б).
Ярким и запоминающимся было заседание клуба на тему: «Учителя будущих учителей», на котором студенты по-новому встретились с хорошо знакомыми им преподавателями колледжа Хорошевой И.А., Шамловой М.Ю., Агуреевой О,А., Лифатовой Л.В. Присутствующих поразили разносторонние дарования и таланты педагогов колледжа, их увлеченность любимым делом, творческие достижения, успехи их учеников. « Я горжусь нашими учителями»,- писала в отзыве второкурсница,-…надеюсь, что студенты будут не только подражать им, но и добиваться такого успеха в своей педагогической деятельности…»( Бокова Т.2Б). Это заседание раскрыло перед студентами секреты профессионализма, творческих достижений преподавателей, расширило их представления о возможностях педагогической профессии, воспитывало уважительное отношение к учителям, формировало профессиональную направленность их личности. Педагогически утверждающим, оригинальным был финал этой встречи. Лифатова Л.В. прочитала экспромтом сочиненное ею стихотворение, которое емко и, в то же время, лаконично отражало профессиональную идейность этого заседания клуба: «Учитель учителей- названье этой встречи,
Видео-, фото есть, стихи звучат, песни, речи.
«Учитель учителей»- звучит как почетное званье.
Это не просто слова, а трудной работы призванье.
И как пожелание будущим педагогам:
А вы сидите средь нас, юные и несмелые.
Пусть каждый продолжит из вас,
Дело, что мы сейчас делаем.
Успехов хочу пожелать, традиции наши храните,
Чтоб каждый потом мог сказать
С гордостью: «Я – учитель».
Традиционными на заседаниях клуба стали встречи с педагогами – представителями учительских династий города Зарайска, краеведческая направленность которых расширяла и углубляла профессиональные познания студентов о педагогической деятельности и людях нашего города, которые из поколения в поколении, на протяжении многих лет отдавали свое сердце и любовь детям и любимой профессии. Так, студенты 3курса, Леонова В. и Шестова М., представили будущим педагогам учительскую династию Вуколовых. Представитель этой династии, преподаватель колледжа Виктор Анатольевич Вуколов, рассказал о родственниках - учителях, их педагогической деятельности в разных регионах области и района, о собственной увлеченности преподаванием информатики, достижениями в преподаваемой науке, продемонстрировал образец учительского долга, призвания и профессиональной компетентности. Студентка педагогического колледжа, Марковская Алена, подготовила и продемонстрировала презентацию об учительской династии своей семьи - семьи Марковских. Филиппова Н. и Рыжова Е. пригласили на заседание клуба заместителя директора МОУ Начальная школа – сад №14 Раскину Татьяну Сергеевну, представителя учительской династии Раскиных. Более 300 лет в общей сложности насчитывается педагогический стаж этой династии. Фотографии, газетные вырезки, рисунки… наглядно позволили увидеть студентам преданность педагогов своему делу, наследственную увлеченность профессией, высокие достижения в обучении и воспитании молодого поколения. Большой интерес вызвало занятие, на котором Быкова М. и Гаврилина Е. показали презентацию о династии семьи Игониных. В журнале « Открытый урок» Образование Подмосковья напечатана статья «В зарайском раю» о педагогической династии Кротковых- Кащеевых – Плешаковых, общий педагогический стаж которой насчитывает без малого 600 лет и 26 учителей. Об учителях этой династии с интересом узнали участники заседания клуба «Собеседник» в рубрике «Учительские династии города Зарайска».
Тема «Заслуженные учителя города Зарайска» в клубе была представлена встречей с учителем начальных классов МОУ Начальная школа сад №14, Заслуженным учителем школы РФ Хреновой Татьяной Николаевной. Это педагог по призванию. Личность неординарная, творческая, находящаяся в постоянном педагогическом поиске, отдающая детям свое доброе сердце и чуткую понимающую душу… Именно такой видела свою первую учительницу, ХреновуТ.Н., студентка колледжа Фетисова О. В своем минисочинении: «Мой любимый учитель» она писала: «…Наша учительница воспитывала нас, как вторая мама. Учила нас читать, писать, размышлять, делать правильные выводы. В сложных ситуациях она помогала, подсказывала… Татьяна Николаевна вложила в нас много хорошего, вырастила нас добрыми и умными. Я очень благодарна ей за это…». Для студентов колледжа этот педагог является не только примером, образцом Учителя с большой буквы, который воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру…, но и наставником будущих учителей начального образования.
На заседаниях клуба много внимания уделялось нравственному облику педагога, педагогической культуре учителя, искусству общения и взаимопонимания учителя и учащихся, культуре речи и поведения. Например, под руководством Лифатовой Л.В. интересно, с использованием современных технологий проводились заседания на темы: «Мудрость в повседневном общении», «Мы живем среди людей: кодекс поведения учителя», «Профессиональная речь педагога» и п.д.
Многие заседания клуба были посвящены педагогическому колледжу, его педагогическому коллективу. . Например, о заседании клуба на тему: «Зарайский педагогический колледж глазами студентов»(по материалам творческих работ студентов о педагогическом колледже) четверокурсники в своих отзывах писали: «…Мне очень понравилось заседание, так как оно вызывает большое желание учиться в нашем педагогическом колледже, где нас учат всему: быть честными, порядочными, уважать других людей, учителей, обрести себя, быть активными и жизнерадостными…»( Родчева Е. 3б), «Мы больше узнали друг друге, учились вместе работать и это сплачивало нас» (Миронова С. 3б), «На протяжении всего заседания чувствовалась атмосфера любви к своему родному, любимому колледжу. Можно на основе этого материала составить газету «Приходите к нам учиться» ( Николаева Ю. 3б) и т п.
Таким образом, профессионально – педагогическая деятельность клуба «Собеседник» способствует духовно-нравственному становлению личности будущего педагога, его профессиональному самоопределению, позитивной социализации, личностному росту и повышению творческого потенциала. Краеведческая направленность проводимых мероприятий способствует расширению социально-образовательной среды профессиональной подготовки студентов, совершенствованию их педагогической направленности. Именно на заседаниях клуба «Собеседник» студенты колледжа еще и еще раз убеждаются, что учитель дает не только знания – он передает ребенку человеческую культуру, нравственность и духовность. Учитель работает сердцем и душой. Крылатая фраза «Учитель – не только профессия, суть которой трансформировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке» (А.М.Щербаков) олицетворяет высокую моральную значимость педагога в человеческом социуме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Формирование эстетической культуры студентов педагогического колледжа
Долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры, что привело к снижению общего культурного уровня населения, разрушению культурной среды,...
Статья: "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ
Одним из важных направлений деятельности педагога-психолога образовательного учреждения в условиях внедрения стандартов нового поколения является психо...
Статья: «Культура диалоговых отношений учителя и учащихся как критерий эффективности качества образования»
Воспитание тогда успешно, когда оно качественно решает свою главную задачу - пробуждает в подростке устремленность к сознательному личностному позитивному самоизменению....
статья о роли музея в формировании гражданственности и патриотизма
статья напечатана в сборнике...
Деловая игра "Кто хочет стать бухгалтером"
Интеллектуальная игра "Кто хочет стать бухгалтером?" может быть использована как рубежный контроль знаний по дисциплинам «Теория бухгалтерского учета» и «Основы бухгалтерского учета», определить и пос...
Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание подростков». (Статью подготовила мастер производственного обучения Михейчик Елена Михайловна, КПК им. Л.Б. Васильева).
Что бы раскрыть такой важный и сложный вопрос «Духовно-нравственное воспитание подростков», надо понять, что такое духовно-нравственное воспитание....
Статья «ХОТИТЕ СТАТЬ ПОБЕДИТЕЛЕМ — ПРИХОДИТЕ К НАМ!»
Учащийся «Колледжа судостроения и прикладных технологий» Юрий Зайцев занял I место на Региональном Чемпионате по стандартам WorldSkills в компетенции «Фрезерные работы на станках с ЧПУ»....