Театральная игра- дело коллективное!
статья по теме

Эпова Светлана Александровна

Статья посвящена делу сплочения группы в процессе театральной постановки, театральной деятельности в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_teatr-_delo_kollektivnoe.docx29.97 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                Эпова С.А. педагог дополнительного образования

                                                                 МАУ ДОД  ДДТ «Маленький принц» г. Хабаровск

                               

                            Театральная игра  -   дело коллективное.

     Театр - это игра! Игра актеров, игра образов, игра режиссерской мысли и литературного материала. Кто в детстве не представлял себя на сцене, робко один на один с зеркалом, или на сцене детского театрального коллектива. Воображение, интуиция, а также потребности в самоактуализации, в раскрытии и расширении   своих созидательных возможностей присуще каждой личности. Коллективная творческая деятельность неизбежно побуждает к самовоспитанию и самосознанию индивида как уникальной, неповторимой личности.

    Театральная деятельность тесно связана с понятием общение. Театральный коллектив- это в первую очередь, коллектив единомышленников, поэтому так важно сформировать из детской театральной группы настоящую, дружную  команду. Общение - важнейшая часть человеческой жизни, столь же необходимая как воздух, вода. В ходе общения люди обмениваются результатами своей деятельности: информацией, чувствами. И счастлив тот человек, кому дан этот дар-умение общаться.  Понимать  другого, понимать себя и быть понятым- такова логика человеческого взаимопонимания.

Театральное творчество – творчество коллективное. В нем деятельность актеров, сценографа, композитора, хореографа, художников по костюму и свету  подчинено одному режиссерскому замыслу, служит воплощению целого. Театральное творчество сосредотачивает свое внимание на исследовании личности, раскрытии ее внутреннего мира. У людей , включенных в процесс театральной деятельности ( прямо или косвенно ) ,  начинает определяться представление об идеале личности, который служит ориентиром в развитии их самосознания и самооценки.

Творчество – высший вид деятельности и самореализации человека, движимый идеалом. Проблема в том, как сохранить  в подрастающей личности эту универсальную способность, данную ей от рождения, и развить ее до стадии духовной потребности. Многие школьники мечтают стать актерами- это не секрет. Чаще такие желания возникают в подростковом возрасте. Для одних  мечта остается недосягаемой, но другие решают проблему подросткового возраста- конфликт самовосприятия подростка и его оценки окружающими людьми, как взрослыми, так и сверстниками. В процессе этого внутреннего самоосмысления появляется потребность в утверждении себя в глазах окружающих. Личность подростка стремится публично заявить о себе, любым способом проявить свою неповторимую индивидуальность. И вот такие «горящие сосуды» приходят в театральный коллектив. Как важна деятельность педагога-режиссера в раскрытии потенциала подростка, в нахождении себя среди подобных, в создании этого монолита-коллектива, который будет играть в театр!

   В театральной деятельности особое место занимает воображение. Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образа, процесса переживания и сопереживания, что отражается на субъективном переживании человека, включенного в процесс творческой деятельности. Коллективное театральное творчество влияет на формирование отдельных проявлений личности и параметров поведения и, в конечном итоге, на формирование самооценки, адекватной данной личности.

  Основы приёмов театральной деятельности помогают овладеть человеку (в том числе и ребенку) тактикой и стратегией перехода в творческое состояние. Театральная деятельность зиждется на системе К.С. Станиславского и включает в себя упражнения по овладению техникой речи, мимикой, жестами, а также внутренней свободой к саморазвитию.                К.С.Станиславский отмечал, что душа изображаемого на сцене образа    комбинируется и складывается артистом из живых человеческих элементов собственной души, из своих собственных эмоциональных переживаний. Театральное наследие Станиславского, раскрывающее основные законы творческого процесса режиссера и актера, приемлемо не только в профессиональных театрах, но и в творческой деятельности самодеятельных творческих коллективов.

Театр - это не пустая забава, а служение средствами искусства обществу. Театральный коллектив и творческая деятельность позволяет раскрыть человека, помочь ему найти свое место в жизни. Кто-то станет актером, кто-то будет писать, другой увлечется танцами, многих пленит музыка, а кто-то будет строить театры и самое главное, что многие станут хорошими людьми, которые составляют наше общество.

   Включение в театральную деятельность позволяет сделать процесс саморазвития и самооценки личности целенаправленным. В процессе работы над пьесой и другими сценическими материалами происходит объединение участников в сплоченный коллектив, а общение и взаимопонимание обогащают.

Театр воспитывает, учит жить, позволяет найти себя. Воспитанный театром человек становится душевно более тонким к переживаниям других людей. Театр заставляет задуматься и иначе взглянуть на окружающий мир. И пусть после ухода из театрального коллектива подросток пойдет своей дорогой, важно то, что театр оставил в его душе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий коллективного творческого дела "Посиделки хороши, от души и для души"

Сценарий КТД можно использовать  при проведении классных, общешкольных воспитательных дел....

Курсовая работа «Театральная игра как способ изучения английского языка детьми младшего школьного возраста в условиях школьной площадки»

 Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но...

Методическая разработка коллективного творческого дела посвящения в студенты «Гордись, первокурсник! Теперь ты студент АМК!»

Цели данной методической разработки:1. Сохранять и укреплять лучшие традиции колледжа, направленные на привитие любви, уважения к избранной профессии, гордости за свое учебное заведение.2. Помочь студ...

«Коллективные игры как средство развития исследовательского поведения учащихся начальных классов».

Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных н...

Разнообразие ансамблевой коллективной игры.

В рамках обучения музыкальной школы невозможно охватить широкий спектр многообразия видов ансамблевой игры, однако можно создать небольшие и даже  стабильные коллективы участников. Это могут быть...

Статья "Игра -дело серьезное!"

  Игра-  это передача не только опыта, но и философии: внешняя привлекательность  вызывает желание заглянуть внутрь, тем более, когда тебе предлагается стать непосредственно глав...