Сценарий мероприятия "В гости к зимующим птицам"
методическая разработка по теме

Дешевова Екатерина Семёновна

Организация помощи птицам зимой. Задачи: 1. Расширить и пополнить знания етей о зимующих в наших краях птицах; 2. Развивать навыки самостоятельной и групповой работы с различными источниками информации; 3. Развивать творческие способности, трудовые навыки; 4. Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам, сочувствие к тем, кому зимой трудно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл В гости к зимующим птицам351.87 КБ

Предварительный просмотр:

Краснооктябрьское территориальное управление департамента по образованию города Волгограда

Краснооктябрьский отдел муниципального казенного учреждения «Волгоградский методический центр»

Методическое объединение классных руководителей Краснооктябрьского района города Волгограда

Методическая разработка внеклассного мероприятия

«В гости к зимующим птицам"»

(8 лет)

Автор классный руководитель

2 "Б"      класса,

МОУ СОШ № 92

Волгоград, 2013

Название мероприятия: " В гости к зимующим птицам"

Форма проведения:  групповая

Цель:    Организация помощи птицам зимой.

Задачи: 1. Расширить и пополнить знания етей о зимующих в наших краях птицах;

             2. Развивать навыки самостоятельной и групповой работы с различными источниками информации;

             3. Развивать творческие способности, трудовые навыки;

             4. Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам, сочувствие к тем, кому зимой трудно.

Участники:  обучающиеся 2 "Б" класса

Время:   35 мин

Наглядность: фото зимующих птиц, выставка детских книг, образцы кормушек.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Педагогические возможности:

- работа в группах помогает лучше усвоить материал, снижает школьную тревожность, способствует познавательной и творческой активности

- способствует воспитанию экологической ответственности.

- Обобщение и систематизация знаний.

Ход мероприятия (сценарный план)

1. Организационное начало мероприятия.

 Ребята, сегодня на нашем мероприятии присутствует много гостей и, как гостеприимные хозяева, в начале окажем им внимание.

Мы рады приветствовать Вас в классе нашем,

Возможно,есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе Вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам Вас сегодня встречать,

Начнём же! Не будем зря время терять!

2.Постановка цели и задач мероприятия.

2.Постановка цели и задач мероприятия.

Учитель:  Сегодня у нас необычное событие в классе — Куда мы  с вами отправимся, ребята?

(Д: в гости к зимующим птицам.)

-Ребята, а почему именно эту тему мы выбрали для нашего мероприятия?

Дети: После экскурсии на станцию юнатов у нас возникло много вопросов о жизни птиц. Какие птицы живут в нашей области? - А как же живут птицы зимой?Как они переживают голод и холод? -Мы не знали нужно ли им помогать в зимние морозы?

У: И, чтоб найти ответы на них, Вам пришлось изрядно потрудиться. Для этого вы, разделившись на группы,  отправлялись в экологическую экспедицию, за ответами на ваши вопросы.

У: Ребята, а  Какую цель на этом мероприятии мы поставим для себя?

Д: Поделиться информацией с другими ребятами. Пополнить свои знания о зимующих птицах. Организовать помощь зимующим птицам нашего района.

У: Ребята, 11 лет назад, в 2002году, Союз охраны птиц России предложил проводить ежегодную Всероссийскую эколого-культурную акцию «Покормите птиц!», а день 15 января решено было отмечать как День зимующих птиц России.

3.Отчёт по группам.

Учитель: Интересно, а какую  же работу провела, каждая группа?! Вы готовы с ней поделиться?

Итак, пожалуйста, ребята из группы "Знатоки".

Дети: 1ученик: Наша группа искала ответы на такие вопросы: Какие бывают птицы? Какие зимующие птицы обитают в нашем крае? Есть ли в нашей области птицы,которых нужно охранять.

      2 ученик: Наша работа началась с обращения к энциклопедиям. Мы узнали, что есть птицы перелётные, которые с  наступлением холодов, собираются в стаи и  улетают в теплые края, т.к им трудно раздобыть себе корм, трудно выжить в новых для них климатических условиях.

                        Но есть птицы, которые постоянно живут рядом с нами, не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. Таких птиц называют зимующими.

     3 ученик: Мы узнали,чио в нашей области есть зимующие птицы,такие как:  синица, воробей, голубь сизый, горлица кольчатая, ворона, сорока, сойка, дятел, грач, трясогузка, снегири.

      4 ученик: Ещё мы узнали,что в Средне-Ахтубинском районе нашей области есть природный парк,в котором более 50 видов растений и животных занесены в Красную книгу.

__________Через Волго-Ахтубинскую пойму проходит один из основных маршрутов редких и счезающих видов птиц ( савка, белоглазый нырок, каравайка, колпица). Наша группа решила продолжить работу и узнать побольше об этих  малоизвестных птицах. В интернет источнике мы нашли фото этих птиц.

У: Молодцы, ребята, что научились обращаться к разным источникам информации.

У: Спасибо,1-ой группе за работу,вы нам дали нтересную информацию о зимующих птицах.  Предоставляем слово 2-ой группе

"Книголюбы".

Дети: 1 ученик: Наша группа искала информацию о зимующих  птицах не из научных источников,а из произведений художественной литературы.

2 ученик: Мы подготовили выставку книг, в которых рассказывается о жизни птиц .

3 ученик: Например,сказка Г.Х.Андерсена "Гадкий утёнок"

- «Зима настала холодная-прехолодная. Утенок должен был плавать по воде без отдыха, чтобы не дать ей замерзнуть совсем, но с каждой ночью полынья, в которой он плавал, становилась все меньше и меньше. Морозило так, что даже лед потрескивал. Утенок без устали работал лапками, но под конец совсем выбился из сил, растянулся и примерз ко льду».

4 ученик: -  Всем известна замечательная сказка Г. Х. Андерсена «Дюймовочка».

- «Крылышки мертвой птички были крепко прижаты к телу, ножки и голова спрятаны в перышки. Бедная ласточка, наверно, умерла от холода».

5 ученик: А вот отрывок из сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка».

- «Да, чудно, хорошо было кругом; а бедная Серая Шейка знала только одно, что эта красота не для нее, и трепетала при одной мысли, что ее полынья вот-вот замерзнет и ей некуда будет деться».

6 ученик: - А мне очень жалко ворону из стихотворения Н. Рубцова.

Вот ворона сидит на заборе,
Все амбары давно на запоре,
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе,
Горе ей. Настоящее горе.
Ведь ни зернышка нет у вороны
И от холода нет обороны.

Ещё наша группа хотела бы рассказать  стихотворение  К. Д. Ушинского  «Пойманная  птичка»

Птицеловы накрывают птичку сеткой.

           Первый птицелов.

           Ах, попалась, птичка, стой!

           Не уйдешь из сети.

           Не расстанемся с тобой

           Ни за что на свете.

           Птичка.

           Ах, зачем, зачем я вам,

           Миленькие дети?

           Отпустите полетать,

           Развяжите сети.

           Второй птицелов.

           Нет, не пустим, птичка, нет

           Оставайся с нами:

           Мы дадим тебе конфет,

           Чаю с сухарями.

Птичка.

           Ах, конфет я не клюю,

           Не люблю я чаю.

           В поле мошек я ловлю,

       Зернышки сбираю:

    Первый птицелов.

         Там замерзнешь ты зимой

         Где-нибудь на ветке,

         А у нас-то в золотой

         Будешь жить ты клетке!

         Птичка.

         О! Не бойтесь, в теплый край

         Улечу зимою,

         А в неволе — светлый рай

         Будет мне тюрьмою.

    Второй птицелов.

         Птичка, птичка, как любить

         Мы тебя бы стали!

         Не позволили б грустить,

         Все б тебя ласкали.

    Птичка.

          Верю, детки, но для нас

         Вредны ваши ласки:

         С них закрыла бы как раз

         Я навеки глазки.

         Птицеловы (вместе).

         Правда, правда, птичка! Ты

         Не снесешь неволи.

         Ну, так Бог с тобой — лети

         И живи на воле!

         Птицеловы  убирают  сети  и  отпускают  птичку,  которая   радостно

    улетает.

У: Спасибо, ребята , я вижу , что вы много  прочитали произведений. Мы прослушали, только малую часть прочитанного, а Вы ребята, можете воспользоваться нашей выставкой и выбрать книгу для себя.

–        У: Предоставляем слово 3-ой группе "Следопыты".

–        Дети: 1 ученик: Наша группа искала занимательные факты о птицах. Их мы сейчас представим вашему вниманию.

1.  Перья птицы весят больше чем ее скелет;

2.  Самый длинный язык из птиц - у дятла;

3.  За сутки синица кормит своих птенцов тысячу раз, а съедает столько насекомых, сколько весит сама.

4.  Зерноядные птицы могут голодать дольше, чем насекомоядные,так как зерна и семена перевариваются дольше, чем животные корма.

5. А это -Сведения из журнала «Юный натуралист».

-    Самыми морозостойкими считаются утки и гуси. Опыты, проводившиеся учеными, показали, что они выносят температуру до минус 110 градусов, в то время, как белые медведи и тюлени выдерживают только до 80 градусов. Температура тела птиц -40-42 градуса.

6.   Голуби умеют сигнализировать: «Человек за бортом». Ученые доказали, что голуби быстрее и точнее ,чем люди замечают плавающие предметы на поверхности моря.   Это привело к идее использовать пернатых помощников для спасания утопающих в море;

7.  Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков, улиток.

8.  Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредителей.

9.  Сова способна съесть за день 10 полевых мышей, а  в год съедает около 1200 грызунов.

10.        А кукушка за лето съедает до 270 тысяч крупных гусениц.

11.     Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает.

 Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две.

Дети: Мы много ещё знаем интересных фактов. Для вас мы их разместим в нашем классном уголке.

У: Молодцы, спасибо,ребята.Действительно очень интересные факты Вы нам привели.

-Ребята, вы только вдумайтесь, из 10 птичек после суровой зимы останется только две !!!! Что же делать?!

-За ответом на этот вопрос, мы обратимся к группе "Спасатели".

Дети: 1 ученик: Наша группа искала ответ на вопрос - Нужно ли охранять птиц? и Как это делать?

2 ученик: Мы узнали,что зимой птицам не так страшен холод, как голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Поэтому им необходимо помочь.

3 ученик:

Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от нас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!

4 ученик:

Если начал птиц кормить,
Ты уж не бросай!
И пустой кормушку ты
Им не оставляй!

Так доверчивы они,
Верят нам, как дети.
Помни – ты их приручил,
Ты за них в ответе!

У: А что же можно сделать для зимующих птиц?

5 ученик: Это кормушки. Подойдут для кормушки и пакеты из-под молока или сока. Нужно только прорезать 2-3 отверстия, насыпать корм и подвесить пакет к дереву.

6 ученик: Можно использовать пластмассовые бутылки. Бутылку можно облепить корой, сухими листьями.

7 ученик: Мало сделать кормушку, надо ещё знать, что в неё можно положить. Арбузные и дынные семечки любят синицы и дятлы. Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало не должно быть солёным. Овёс охотно съедят синицы, воробьи. Подсолнечник – особенно мелкий, но не жареный, - лучший корм для синиц и воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить. Можно давать пшено, хлебные крошки (только пшеничные!)

Даже несколько соленых семечек или кусочек соленого сала могут привести к смерти птицы, так как ее организм не способен выводить соль.

8 ученик:  Воробьев можно угостить крошками хлеба, крупой, различными семенами. Щеглы любят семена репейника, подсолнечника. Снегири и свиристели не прочь полакомиться плодами рябины, калины, бузины, шиповника.

У: Спасибо, Всем группам за работу!!!! Мы многое узнали о зимующих птицах. Узнали как их кормить, как помогать.

Физкультурная пауза.

Встал воробушек на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно,
Клювиком почистил пух.
И скорей за парту плюх.

4. Практическая работа.

У: Ребята.помните,что важно не только самим помогать зимующим птицам, но не менее важно, научить этому своих товарищей.

-Давайте,мы вместе с вами подготовим страницы для книги " В гостях у зимующих птиц".

Ваши группы готовы выполнить эту работу?  

Дети: Готовы ?

У: Тогда приглашаю по 1 представителю от группы вытянуть карточку с заданиями.

–        Ваша группа получает задание, в котором нужно к  каждой птице найти именно её описание и приклеить его.

–        Вашей группе нужно составить Меню для пернатых. И приклеить в табличку, чем птичек можно подкармливать, а чем нельзя.

–        Сложность вашего задания заключается в том,что вам нужно прочитать ситуации, которые

произошли с ребятами и приклеить совет, как в следует им поступить.

–        Ну, а у Вас, самое ответственное задание  - создать птичью столовую из подручных материалов (удобную кормушку для птиц)

–        Итак , приступайте.

5.  Итог практической работы. Каждая группа демонстрирует результат своей работы.

У: Молодцы, Ребята.  У нас готовы страницы для нашей книги. Осталось её только собрать. Эту книгу мы передадим в нашу школьную библиотеку, чтоб все ребята нашей школы могли познакомиться с ней.

6.        Итог  мероприятия.

        У: Ребята, давайте, вспомним какая была цель нашего мероприятия?

        Д: ответы детей.

У: Как ,вы, думаете мы достигли её на нашем мероприятии?

Д: ответы детей.

Ребята, ну на этом, наша с Вами работа не заканчивается, теперь на уроке технологии мы с вами отправимся на школьный двор и подвесим наши кормушки. Составим график дежурных за наполняемостью кормушек. Ну и конечно, будем с радостью наблюдать - какие же пернатые гости прилетят к нашим птичьим столовым.

 У: В заключении, послушайте, пожалуйста, замечательное стихотворение Александра Яшина "ПОКОРМИТЕ ПТИЦ"

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

7. Рефлексия.

Советы организаторам мероприятия : данное мероприятие лишь первый шаг к знакомству с жизнью зимующих птиц. Овладение знаниями и умениями составляет для ребёнка специальную задачу. На одном занятии она не решается. Для закрепления полученного результата нужно воплотить помощь птицам в реальность.Организованно повесить кормушки на школьном дворе и вести наблюдения за птицами, которые туда прилетают, регулярно пополнять кормушки кормом.

Литература для классного руководителя

1. Я иду на урок биологии: Зоология: Птицы: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001.
2. Внеклассная работа по биологии. Под редакцией Р.М.Евдокимова. – Саратов: Лицей, 2005.
3. Внеклассная работа по биологии. 3-8 класс. Составитель Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2004.
4. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
5. Журнал «Биология в школе», 1990-2003. Раздел «Внеклассная работа»
6. Загадки от А до Я.Ред. Н.Б. Петрова. С.-Пб: издательство Дидактика Плюс, 1997.

Художественная литература для обучающихся

Д.Мамина-Сибиряка "Серая Шейка".

М.М.Пришвин  "Птицы под снегом".

М.М.Пришвин "Разговор птиц и зверей".

В.Бианки «Лесные домишки».

В.Бианки «Чей нос лучше» .

В.Бианки «Мастера без топора».

В.Бианки «Первая охота» .

Л.Н.Толстой "Воробей на часах".

Л.Н.Толстой "Лебеди" .                                  

А.И.Куприн "Скворцы".

И.Соколов-Микитов "Рассказы".

Г.Скребицкий «Смышленные птицы».

И.Тургенв "Воробей".

М.Садовский "Кормушка".

С.Чёрный "Воробей".

С.Т.Аксаков "Лебедь".

Е.И.Чарушин "Яша".

Е.И.Чарушин "Воробей".

К.Ушинский "Курица и утята"

Источники для обучающихся

1. Беме Л. В. Певчие птицы. М., Советская наука, 1956
2. Беме Л. Б. Жизнь птиц у нас дома. М., Лесная промышленность, 1968.

3. Благосклонов К. Н. Охрана и привлечение птиц. М:, Просвещение, 1972.

4. Гладков Н. А. Тише, птицы на гнездах. М., Лесная промышленность, 1967.

5. Голованова Э. Н., Пукинский Ю, Б. Путешествие в мир птиц. Лениздат, 1971

6. Строков В. В. Пернатые друзья лесов. М., Просвещение, 1975.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе Перелетные и зимующие птицы

Конспект  занятия по экологии в подготовительной группе Перелетные и зимующие птицы...

Конспект занятия в средней группе Перелетные и зимующие птицы

Конспект  занятия в средней группеПерелетные и зимующие птицы...

сценарий мероприятия "проводы зимы"

мероприятие проводится в рамках программы приобщения к традициям родного края, знакомство с народными праздниками....

ФГОС ДО Проект образовательной деятельности «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»

Образовательное путешествие разработано с наличием ситуаций развития, проблемных ситуаций, которые позволяют ребенку использовать ресурсы среды, ее материалов и компонентов, а также выстраивать свою д...

ФГОС ДО: проект "Зимующие птицы нашего края"

Данное образовательное путешествие может быть адресовано детям от 4 до 7 лет.  Воспитатель может доработать конспект, добавив вопросы поискового характера,  схемы, модели, привлечь пед...

Зимующие птицы

Формирование знаний и представлений о зимующих птицах, их образе жизни, повадках....

Сценарий мероприятия "День Птиц"

Данный сценарий пригодится всем классным руководителям, особенно в рамках проведения недели естественных наук....