тренинги
учебно-методический материал по теме

Брюханова Тамара Павловна

Предварительный просмотр:

E:\эмблема техникум.JPG

Приглашаю в хорошее самочувствие

(Профилактика эмоционального выгорания-семинар тренинг)

                                                                                           Выполнил: педагог-психолог

                                                                                                                  Т.П. Брюханова

ТАЙШЕТ 2014

Тема: Профилактика эмоционального выгорания

 

Цели:

  1. Формирование положительного эмоционального состояния, с помощью позитивного проговаривания.
  2. Выявление ресурсов профессиональной деятельности.
  3. Снятие напряжения, получение психологической поддержки.

Ход занятия: СЛАЙД 1,2  ТЕМА Эмоциональное выгорание СЛАЙД 3 — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.   В настоящее время одной из серьезных проблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. У учителей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость. Известно, что по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть других профессионалов, непосредственно работающих с людьми. По данным НИИ медицины труда, к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны около 60% учителей.

Деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций.( СЛАЙД 4 ПРИЧИНЫ НАПРЯЖЕННОСТИ)

       В ходе обучения дети нередко нарушают дисциплину, между ними возникают непредвиденные конфликты, они могут не понимать объяснений учителя и пр. Профессиональное общение с коллегами и руководством также часто связано с конфликтами по поводу нагрузки, с чрезмерным контролем со стороны администрации, перегруженностью различными поручениями. Не всегда удается найти общий язык и с родителями по поводу учебы детей, их поведения. Многие педагоги, сталкиваясь с подобными ситуациями, постоянно испытывают сильный стресс, связанный с необходимостью быстро принять ответственное решение. Хорошо известно, как разрушительно действует на человека длительный стресс...

Необходимость все время сдерживать вспышки гнева, раздражения, тревоги, отчаяния повышает внутреннее эмоциональное напряжение, пагубно сказывается на здоровье. Такие заболевания, как гипертония, астма, язва желудка, становятся профессиональными заболеваниями учителей. Не случайно в последние годы все чаще говорят о синдроме эмоционального выгорания педагога.

Самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения. СЛАЙД 5.6.7

       Для того чтобы наше общение было эффективным, предлагаю придерживаться следующих правил:

- быть активным;

- придерживаться временных рамок;

- не критиковать соседа;

- все идеи хороши

- правило обратной связи.

1.  Упражнение «Знакомство». 

 Каждый по очереди называет свое имя и положительную черту, начинающуюся на букву, с которой начинается имя. Например: меня зовут Татьяна – тактичная

 После того как мы познакомились, приступим к обсуждению основных правил групповой работы. Я буду предлагать правила, вы можете их дополнить или изменить.

2. Игра на снятие эмоционального напряжения, сплоченность коллектива.

Игра «Ветер дует на того, кто…» (родился осенью, у кого карие глаза, кто вкусно позавтракал, кто родился летом, кто любит кошек, кто родился весной, кто родился зимой, кто любит сладкое, кто проснулся с хорошим настроением, кто вкусно позавтракал и т.д.)

3. Упражнение «Пожелание»

Цель:  создание благоприятной атмосферы в группе, акцент на положительных

качествах, которые способствуют преодолению профессионального выгорания.

Материалы: мяч или мягкая игрушка по выбору участников группы.

Время: 5 минут

Инструкция: «Вам предлагается высказать пожелание в круг, другим

участникам группы, о том качестве, которое, по вашему мнению, помогает

преодолевать эмоциональное выгорание»

Участники передают мяч по кругу и высказывают свое пожелание.

4. Упражнение «Дерево моего «Я»  

Цель: осознание себя в стрессовой ситуации, в системе профессионального и

личностного общения;

Материалы: бумага, маркеры, релаксационная музыка.

Время: 10 минут.

Содержание: «Давайте совершим экскурсию в глубину собственного «Я». Это

«Я» можно изобразить в виде дерева с разными веточками и корнями. Одна из

веточек - «качества, которые мешают», другая - «помогают» в вашей

профессии». ». РАСКАСЬТЕ ИХ , ПОМОГИТЕ  ИМ  ЕЩЕ БОЛЬШЕ РАСЦВЕСТИ, В НИХ ЖЕ ВАША СИЛА

 Какие еще веточки есть на вашем дереве? Нарисуйте корни вашего

дерева. Корни - это ваши стержневые качества, которые помогают вам

постоянно расти и изменятся

После того, как участники группы выполнят задание, они садятся в круг и по

желанию рассказывают о своем дереве.

Уважаемые коллеги!  Я  хочу отметить, что выгорание возникает поэтапно и  включает в себя 3 стадии развития стресса:

1. напряжение – его создают повышенная ответственность, трудный контингент, дестабилизирующая рабочая обстановка.

2. сопротивление –  когда человек пытается  как-то оградить себя от неприятных  впечатлений;

3. истощение.

   Я хочу  СКАЗАТЬ,  что -ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ   связано с особенностями возраста, а именно с частично совпадающим с этим возрастом кризисом середины жизни. Примерно в этом возрасте наступает момент, когда человек в первый раз оглядывается назад, оценивает прошлое, он задумывается о том, чего достиг, оценивает свои профессиональные достижения, в виде повышения заработной платы, статуса, должности. Если этого не происходит, осознанно или нет, человек начинает испытывать эмоциональный дискомфорт, психическое напряжение, неудовлетворенность трудом, переутомление. И, возможно, это может быть одним из факторов формирования СЭВ.  Т. Е ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЗЕРВУАР

Возможной причиной выгорания педагогов со стажем 0-5 лет может стать несоответствие ожиданий связанных с профессией и реальной действительностью. Например, мы ожидаем, что, как только профессионал закончил обучение, он автоматически становится компетентным. И, конечно, молодые педагоги сами ожидают от себя компетентности. Они чувствуют себя неадекватными и неуверенными, когда сталкиваются с ситуациями, к которым не были подготовлены.

    У педагогов со стажем работы более 20 лет все фазы выгорания также имеют тенденцию к росту. Можно предположить, что данный подъем также связан с возрастными особенностями. Перед человеком встает вопрос: А зачем все это? Зачем я работаю? … Если человек успешно решает жизненные задачи, то в возрасте 50-55 лет он переживает новый подъем творческих сил.

   Наиболее устойчивой к синдрому оказалась группа педагогов со стажем 15-20 лет. Для этого возрастного периода характерно освоение родительской дистанции с детьми, появляется возможность больше времени и внимания уделять своей собственной жизни. Это приводит к обновлению переживаний, появляется чувство полноты жизни, причастности ко всем ее проявлениям. Таким образом, можно предположить, что достижение определенной душевной гармонии, стабильности этого возрастного периода являются положительными факторами формирования устойчивости к синдрому.

Таким образом, выгорание развивается не в результате длительной профессиональной деятельности. А зависит от возрастных и профессиональных кризисов человека. Также на развитие синдрома оказывают влияние личностные и организационные характеристики.

Не секрет, что профессия   учителя чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверхстресса, то есть стресса превышающего “посвседневный” психический потенциал человека. Однако стресс, по мнению ученых, не только беда, но и благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь превратилась бы в бесцветное прозябание. Стресс – это важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо он помогает повышать сопротивляемость организма. Стресс может способствовать возникновению не только тяжелого страдания, но и большой радости. Он способен привести человека к вершинам творчества. Профессия учителя относится к одной из профессий, в которой часто возникают стрессовые ситуации.

5.Упражнение «Я – дома, я – на работе»

Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома», «Я – на работе». Как вариант можно предложить составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления.

Проанализировать:

- похожие черты,

- противоположные черты

- одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях

- отсутствие общих черт

- какой список было составлять легче; какой получился объемнее?

- каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т. д.

Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.

6. Упражнение “Огонь - лед”

Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Упражнение выполняется, стоя в кругу. По команде “Огонь” вы начинаете интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбирается каждым участником произвольно. По команде “Лед”  вы застываете в позе, в которой вас застигла  команда, напрягая до предела все тело. Далее команды чередуются.

- Какие ощущения и эмоции вызвало это упражнение?

- Молодцы! Но согласитесь, что на эмоциональное состояние каждого из нас влияет и показатель сплоченности коллектива. Т.е. то, насколько комфортно мы себя чувствуем среди коллег, насколько мы можем рассчитывать на их помощь. И у каждого из нас есть свое представление о понятии ”коллектив”, например, НАШЕГО ТЕХНИКУМА.

В любом случае, стремиться к единству нужно. Но, думаю вы согласитесь, что в некоторых ситуациях должен быть и дух соперничества.

 В связи с этим я предлагаю вам выполнить Упражнение ”Вавилонская башня”. 

Оно направлено на сплочение коллектива, но носит соревновательный характер. Вам нужно разделиться на 2 команды. Каждой команде выдается набор бумаги, степлер, ножницы.

Ваша задача – в течение 15 минут построить башню. Принцип строительства вы определяете сами. Внутри каждой команды вы разрабатываете стратегию работы, обсуждаете идеи  и т.д. Можно использовать только то, что вам дали. По истечению времени вы должны представить высокое творение, которое должно держаться без вашей помощи.

- Какие эмоции вызвало это упражнение? Сделали ли вы для себя какие-либо выводы?

7. Релаксация "Отдых на море"

 Цель: Эмоциональный отдых, осознание своих проблем и их преодоление, получение положительных эмоций.

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

 “Лягте в удобном положении, закройте глаза и слушайте мой голос. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Появлятся ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется вставать и двигаться. Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день”.

- Помните,  любой человек в течение жизни сталкивается с трудными в эмоциональном отношении ситуациями, и вырабатывает собственные  приемы восстановления. Наверняка, эти приемы есть у вас. Может кто-то хочет поделиться ими с коллегами?

А я хочу поделиться еще несколькими способами саморегуляции организма (слайды) 

 

ПРИТЧА ПРО СТАКАН

      В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем спросил: "Сколько, по-вашему, весит этот стакан?"

- "50 грамм!", "100 грамм!", "125 грамм!" - предполагали студенты.

- Я и сам не знаю, - продолжил профессор, - чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?

- Ничего, - ответили студенты.

- Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? - снова спросил профессор.

- У вас заболит рука, - ответил один из студентов.

- Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?

- Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, - сказал студент под всеобщий смех аудитории.

- Очень хорошо, - невозмутимо продолжал профессор, - однако изменился ли вес стакана в течении этого времени?

- Нет, - был ответ. - Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?

Студенты были удивлены и обескуражены.

- Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? - Спросил профессор.

- Опустить стакан, - последовал ответ из аудитории.

- Вот, - воскликнул профессор, - точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами.

Будете держать их в голове несколько минут - это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т.е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика употребления психоактивных веществ в молодежной среде

Слайд 5

Если вы хотите бросить курить, то: - желание (великое); -уменьшить количество выкуренных сигарет; - уменьшить свое общение среди курильщиков.

Слайд 17

Рекомендации по отказу от наркотиков: Если вы заявляете что вам это не нужно – вас будут уважать больше, чем человека не имеющего своего мнения. Постарайтесь получить отсрочку. Перейдите к нападению, если на вас давят. Предложите компромисс или альтернативу. Задумайтесь о ценности для вас отношений, построенных на насилии и принуждении.

Слайд 18

Телефон доверия:

Слайд 19

Телефон доверия: 395- 2-200-0-49



Подписи к слайдам:

Профилактика употребления психоактивных веществ в молодежной среде
Если вы хотите бросить курить, то:- желание (великое);-уменьшить количество выкуренных сигарет;- уменьшить свое общение среди курильщиков.
Рекомендации по отказу от наркотиков:
Если вы заявляете что вам это не нужно – вас будут уважать больше, чем человека не имеющего своего мнения.Постарайтесь получить отсрочку.Перейдите к нападению, если на вас давят.Предложите компромисс или альтернативу.Задумайтесь о ценности для вас отношений, построенных на насилии и принуждении.
Телефон доверия:
Телефон доверия:
395- 2-200-0-49


Предварительный просмотр:

Тренинг: «Освобождение»

   Эмоции и разум вместе не работают. Эмоции преобладают.  Эмоциями необходимо разумно управлять тогда, когда речь идёт не о выживании, а о повседневном общении, когда бурные переживания или апатия мешают взаимопониманию. Управление эмоциями, это отнюдь не их подавление. Выход эмоций необходим человеку.  Как сказала А.Д.  невозможность выразить чувства негативно отражается на психическом и физическом здоровье.   Застарелые обиды, скрытый гнев, невыплаканные слёзы — психосоматические причины многих заболеваний. Если человек стремится любой ценой сохранять внешнее спокойствие, он рискует всерьез заболеть.    Если вы время от времени испытываете неконтролируемые чувства: гнев, раздражение, обиду, вину, тревогу, и вам хотелось избавиться от этих разрушительных эмоций, научитесь управлять своим эмоциональным состоянием, овладейте практическими навыками быстрого восстановления и сохранения внутреннего душевного равновесия в любых жизненных ситуациях. . Мы можем полноценно существовать, только если 2 системы нашего мозга - эмоции и разум - взаимодействуют друг с другом. Это взаимодействие, сопровождающее нас почти всегда, что бы мы не делали, и является сутью эмоционального интеллект. Также существенным плюсом умения управлять переживаниями является успешность в жизни. Способность человека понимать и контролировать свои эмоции, а также эмоции окружающих, психологи называют эмоциональным интеллектом (ЭИ)

Упражнение: «Освобождение»  

Цель: поиск личностных ресурсов для освобождения от нежелательных качеств личности. Перечень чувств и перечень эмоций.

   Эмоции даны нам природой и ими  надо уметь управлять, но не все они появляются сразу:

  • Смех на лице другого человека дети начинают различать с 3-х лет.
  • Боль душевную  с 5, 6 лет
  • Ужас  с 9 лет
  • Гнев с 7 лет
  • Презрение начинают узнавать с 14 лет
  • Совесть до 5 лет можете не говорить, что у него нет совести
  • Любовь может и не родиться

Участники называют качество, которое мешает ему самореализоваться (неуверенность - какая она   - рыхлая, твердая, мягкая, огромная и т.д.)

Рефлексия: какие ощущения,

Упражнение: «Что мне мешает»

Цель:    

На листе бумаги выразите все свои обиды на кого то, напишите какой он (плохой, мерзкий).

Затем прочитайте от первого лица.

 Рефлексия: какое чувство? Как ты это сделал?

Диагностика любви

 



Подписи к слайдам:

Психоэмоциональное истощение не должно достигать критических значений!!!
Деперсонализация
Сворачивание
личных достижений
Ослабление
защиты
организма
Потеря
трудоспособности!
САМОВНУШЕНИЕ И САМОПООЩРЕНИЕ
Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня
не менее 3–5 раз.
В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря:
«МОЛОДЕЦ!», «УМНИЦА!», «ЗДОРОВО ПОЛУЧИЛОСЬ!», «Я ОТЛИЧНО СПРАВИЛАСЬ!», «КАК Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ!».
Дарите себе подарочки и милые безделушки.
Немного истории

Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил
Г. Фрейденбергер в 1974 г.
для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих
в системе профессий
«человек-человек».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Стадии эмоционального выгорания:
1 .

Снижение самооценки.
2. Стадия одиночества.
3. Эмоциональное истощение,
соматизация
, ПОТЕРЯ ТРУДОСПОСОБНОСТИ!
Способы
ф
изиологическ
ой
саморегуляции
:
РЕЛАКСАЦИЯ
— это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.
Способы эмоциональной саморегуляции:
«купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
вдыхание свежего воздуха;
чтение стихов;
высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Занятие любимым делом - хобби .
Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов
Подготовила педагог
-
психолог
ПТТ г. ТАЙШЕТ

БРЮХАНОВА ТАМАРА ПАВЛОВНА
3. Способы эмоциональной саморегуляции:
смех, улыбка, юмор;
размышления о хорошем, приятном;
рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;
мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ

УЛЫБКА!!!

Проявление СЭВ у педагогов
(по стажу работы):
Чаще всего у педагогов со стажем работы от 5 до 7 и от 7 до 10 лет
8–11% – от 1 года до 3 лет, и у педагогов с 10-летним стажем (адаптация в ОУ, у педагогов со стажем более 10 лет выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты)
22% – от 15 до 20 лет
Способы ф
изиологическ
ой
саморегуляции
:
Различные движения потягивания и расслабления мышц
Посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой и т.д.
Причины напряженности педагога
Особая ответственность педагога за выполнение своих профессиональных функций
Загруженность рабочего дня
Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки
Чувствительность к имеющимся
трудностям (конфликты, контроль)
Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка дома или на работе
Требование творческого отношения к профессиональной деятельности
Нестабильность заработной платы
ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА
баня, сауна, массаж;
горячая ванна
с пеной;
SPA-
процедуры.
1.
Физиологическая

саморегуляция
.
«
Болезни

души

неотделимы

от

болезней

тела
»
Спутник

стресса

это

мышечный

зажим
.
Мышечный

зажим

остаточное

явление

напряжения
,
появившееся

из-за

отрицательных

эмоций
и
нереализованных

желаний
.

«
М
ышечный

панцирь
».
Он

образуется
у
людей
,
не

умеющих

отдыхать
,
то

есть

снимать

стресс
.
ВЫВОДЫ:
ЗАБОТЬТЕСЬ О СВОЕМ ПСИХИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ, КОЛЛЕГИ!
НЕ ДОВОДИТЕ УРОВЕНЬ ПСИХИЧЕСКИХ НАРУЗОК ДО КРИТИЧЕСКИХ!
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ выгорание –
это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Способы профилактики эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов.

2. ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ
РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА

длительный сон,
вкусная еда,
общение с
природой и
животными,
движение,
танцы,
музыка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕПЛО СЕМЬИ Занятие для родителей с элементами тренинга

ТЕПЛО СЕМЬИЗанятие для родителей с элементами тренинга Цель: знакомство, сплочение родителей, определение круга общих проблем, возникающих в семьях, повышение уровня родительской компетентности.П...

План-конспект тренинга "Путешествие в страну чувств"

Тип занятия: закреплениеВид: комбинированное Цели:Продолжать знакомство детей с эмоциями радости, удивления, грусти.Закрепить полученные на предыдущих занятиях знания и умения.Расширить представл...

Тренинг. Как выявить лидеров.

Тренинговые упражнения является программой самообучения группы....

Тренинг: Курить- здоровью вредить!

Профилактика курения...

Тренинг-психодрама для подростков по формированию навыка уверенного поведения в опасных ситуациях "Сказка ложь, да в ней намек"

Тренинг для  подростков  формирует навык противостояния давлению, повышению стрессоустойчивости, сплочению коллектива, может использоваться в рамках антинаркотических акций, профилактики нас...

Тренинг общения

Данное занятие построено в русле телесно-ориентированного подхода. Помогает преодолеть напряжение, снять барьер и доверять своим однокурсникам....

тренинг для подростков "Нет значит нет!" профилактика пав

Цель: обсуждение проблемы употребления ПАВ и  вредных привычек в аспекте  осуществления жизненного выбора и его влияния на будущее учащихся. Формирование  у подростков  осознанной ...