Тренинг: Курить- здоровью вредить!
классный час по теме
Предварительный просмотр:
Воспитатель коррекционных групп Якушева Т.Ю.
Тренинг по профилактике курения
Цель: профилактика курения, формирования установки на здоровый образ жизни.
Задачи: 1. Информирование (просвещение) учащихся об истории распространения курения среди людей и последствия этой вредной привычки;
2. Активизация размышлений о вреде курения и его последствий;
3. Формирование установки на здоровый образ жизни и отказе от курения.
Используемая литература:
- Журнал «Школьный психолог» №6,2005.
- Здоровье: Учебно-методическое пособие для учителей 1-11классов. Под редакцией В.Н.Касаткина, Л.А. Щеплягиной. Ярославль: Аверс Пресс, 2005.
- Орлова Т.Г. как помочь подростку войти во взрослую жизнь.- М.:ЗАО Ценрполиграф,2005.
- Сазонов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака.5-11класс, ПТУ.М.: Дако;2004.
План:
Организационный блок:
- Знакомство с группой;
- Выработка правил работы в группе;
- Постановка целей;
- Приветствие;
- Разминка.
- Упражнение «Корзина покупателя»;
- Упражнение «Мое мнение»;
- Упражнение «Привычка и внешность»;
- Упражнение «Мы против курения»;
- Упражнение «Подведение итогов»;
- Упражнение «Прощания».
Организационный блок:
- Упражнение «Знакомство»
Цель: Знакомство с группой.
Время: 5 минут.
Материалы: не требуются
Обсуждение: не требуется.
Комментарии: Это упражнение носит информативных характер.
Объяснение ведущего:
Приветствие. Участникам предлагается называть свои имена и на первую букву имени назвать прилагательное. Например: «Меня зовут Ольга, Общительная».
- Упражнение «Правила группы»
Цель: Установление правил группы.
Время: 5 минут.
Материалы: доска, мел.
Обсуждение: не требуется.
Комментарии: Это упражнение носит регламентирующий характер.
Объяснение ведущего:
Давайте составим правила для работы в нашей группе, чтобы нам было легче работать, и мы уважали мнение друг друга.
Примеры правил:
- Уважение к другому участнику;
- Конфиденциальность информации;
- Правило «Здесь и сейчас»;
- Отключать мобильные телефоны;
- Не перебивать друг друга;
- Упражнение «Разминка»
Цель: Сплочение рабочей группы, практическая обработка навыков понимания человека на невербальном уровне.
Время: 10 минут.
Материалы: не требуется.
Обсуждение: чтобы было тяжело в этом упражнением, насколько важно понимать другого человека.
Объяснение ведущего:
Участники делятся на пары, выстроившись в шеренги. Предложена ситуации: «Вы и ваши знакомые едете в общественном транспорте в противоположные стороны. На светофоре оба автобуса остановились. Вы увидели друг друга, но между вами стекло, и вы не слышите друг друга. Вы не можете выйти, а вам надо договориться о встрече».
Один участник пытается назначить встречу, а другой пытается понять где, когда и во сколько назначена встреча. Затем участники меняются ролями.
Примеры ситуаций:
- В 20.00 в пиццерии;
- В 15.00 в кинотеатре;
- В 14.00 возле остановки;
- В 12.00 в столовой.
Задача:
- Развитие эмоциональной грамотности;
- Обучение снятию стрессового напряжения;
- Обучение эмоциональной разрядки;
- Обучение приемам эмоционального сдерживания.
Основная часть:
- Упражнение «Корзина потребителя»
Цель: Вводное упражнение.
Время: 10 минут.
Материалы: карточки с наименованием продуктов.
Объяснение ведущего:
Ведущий заготавливает карточки, на некоторых указаны семейные роли (муж, жена, сын, дочь, бабушка, дедушка, тетя и др.). Таких карточек- небольшое количество, остальные- пустые. Предлагается учащимся вытянуть карточки. Далее активно работают те, кому достались «роли», у кого пустые карточки - наблюдатели.
Таким образом, активные участники образуют «семью», которая идет в магазин за покупками. У них есть определенная сумма денег. Все члены семьи высказывают свои пожелания о том, что им хочется купить в магазине. В магазине имеются разные товары (на столе разложены карточки, на которых написаны названия товаров, в том числе и сигареты). Семья осуществляет покупки и обосновывает свой выбор или отказ от покупки.
Обсуждение:
Сегодня я предлагаю вам обсудить тему: Курение как угроза…Безусловно, выбор остается всегда за человеком , курить или нет, дружить или нет, учиться или работать, пить или вести здоровый образ жизни. Но прежде каждый человек и вы тоже должны владеть информацией о различных последствиях, отрицательных проявлений, сформировать отношение к социальным явлениям, как алкоголизм, табакокурение и т.п. Ответственное поведение, самоуважение, самоценность позволяет человеку обоснованно отказываться от опасных для здоровья и жизни действий (курение, алкоголь, наркотики). Наше занятие нацелено на то, чтобы вы все увидели в себе ресурсы для сохранения здоровья. Предлагаю продолжить обсуждение.
- Упражнение «Мое мнение»
Цель: выявление отношения к курению, мотивов, побуждающих к курению.
Время: 5 минут.
Материалы: карточки с неоконченными предложениями
Объяснение ведущего:
Участниками выбираются карточки с неоконченными предложениями, которые им нужно продолжить. (прил. 2)
- Упражнение «Привычка и внешность»
Цель: выявление личностных особенностей курящих людей.
Время: 10 минут
Материалы: не требуется
Объяснение ведущего: Участникам предлагается изобразить курящего человека, используя жесты и мимику.
Обсуждение:
Вы, очевидно, заметили, что у курящих людей изменяются привычки, жесты, мимика. Это происходит из-за возникающей зависимости от курения. Такое аддиктивное, т.е. зависимое поведение, не может приносить положительных результатов в деятельности. Появляется нервозность, раздражительность, легко возбудимость, нетерпеливость, частая смена настроения и сильно выраженная тяга к курению.
Рассмотрим развитие привыкания к курению:
- Преклиническая стадия
В преклинической стадии человек курит достаточно редко, в основном в компании курильщиков. Он может полностью воздерживаться от курения, а если курит, то количество выкуриваемых им сигарет не превышает 2—5 в день.
Начальная стадия курения характеризуется прежде всего нестойким влечением к табаку. Со стороны центральной нервной системы и внутренних органов патологических изменений у курильщиков в этот период не отмечается. Иногда могут иметь место лишь функциональные, легко обратимые нарушения (например, вегетативная дистония). Количество выкуриваемых сигарет или папирос курильщиками не превышает 5—10 штук в сутки. При известном усилии воли такие люди в состоянии самостоятельно прекратить курение. Они могут не курить даже по нескольку дней, не испытывая при этом какого-либо неудобства. У них иногда возникает влечение к курению, но оно не носит стойкого характера. Эти люди обычно прибегают к сигарете лишь в компании курящих. Следовательно, в указанной стадии не отмечается выраженных абстинентных явлений.
- Вторая стадия (развернутая, или выраженная стадия} “хронической интоксикации” табаком
О второй стадии хронической интоксикации табаком можно говорить тогда, когда тяга к сигарете становится стойкой. В этой стадии прекращение курения приводит к развитию абстинентного синдрома. Степень его интенсивности выражается в зависимости от длительности курения, количества выкуриваемых сигарет и динамической реакции на него. Во внутренних органах курильщика могут возникать различные патологические изменения, которые все более нарастают. Никотин в таком случае вредно влияет на нервную систему.
В описываемой стадии отмечается повышенная раздражительность, неуравновешенность, головные боли, головокружения, расстройство сна. Нарушения в функционировании сердечно-сосудистой системы проявляются учащением сердцебиений, повышением артериального давления, иногда нередко выраженными симптомами стенокардии. Поражается дыхательная система — развиваются бронхит, ларингит, фарингит. Указанные заболевания, если они не приняли хроническую форму после прекращения курения могут претерпевать обратное развитие.
Во второй стадии человек обычно выкуривает от 15 до 20 сигарет в сутки.
- Тяжелая стадия хронической интоксикации табаком.
Тяжелая стадия хронической интоксикации табаком наблюдается у людей со «стажем» курения свыше 30— 40 лет. Наряду с резко выраженной тягой к курению и абстинентным синдромом, протекающим более тяжело, отмечается высокая толерантность к табаку. Эти люди выкуривают по 40—50 сигарет в день. Со стороны соматической сферы у части из них наблюдаются серьезные нарушения, нередко оказывающиеся необратимыми: хронический бронхит («бронхит курильщиков»), атеросклероз (общий и коронарных сосудов сердца), гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка, патологические изменения в сосудах печени, поджелудочной железы, мочеполовой системы.
В молодом возрасте эти болезни могут быть невыраженными, но в среднем, пожилом и старческом возрасте они дают себя знать — проявляются в той или иной патологии.
- Упражнение «Мы против курения»
Цель: Определение список важных причин, чтобы не курить.
Время: 10 минут
Материалы: лист бумаги.
Объяснение ведущего: Участникам предлагается придумать слоган о вреде курения, предложить на каком продукте потребления он может быть использован. А так же написать список важных причин из-за которых стоит отказать от курения.
Обсуждение: Самопрезентация в группе «проекта».
- Упражнение «Подведение итогов»
- Упражнение «Прощание»
Объяснение ведущего:
Участники тренинга прощаются и говорят пожелания друг другу.
Приложение №1
Список продуктов:
Приложение №2
Список неоконченных предложений
Люди курят, потому что…
Сигарета в руке- это…
Для того, чтобы бросить курить, надо…
Курение дает возможность…
Когда мне предлагают закурить, я говорю…
Если мне предлагают закурить, я говорю…
Когда я смотрю на курящих, то…
Удержаться от сигарет можно, если…
Свобода от вредных привычек- это…
Жизнь без табака- это…
Если возникают мысли о курении, то…
Замах сигарет вызывает у меня…
«Курильщики» теряют…
Реклама сигарет- это…
Курящий человек похож на….
Человека от сигареты может уберечь…
Курить-это…
Не курить-это…
Если я отведаю вкус табака, то…
Я думаю людей волнует проблема курения, потому что…
Опаснее курения может быть…
Зависимость от курения можно победить, если…
Люди начинают курить тогда, когда…
Люди, которые курят, знают о вреде сигарет, но продолжают курить, потому что…
Последствиями курения являются…
Бросить курить можно, если…
Приложение №3
Последствия курения
НИКОТИН | |
Активное вещество, содержащееся в табаке, в чистом виде –смертельный яд. Его употребление быстро приводит к зависимости. | |
Немедленное воздействие на организм | Долгосрочное воздействие на организм |
Человек испытывает чувство тревоги сразу же после употребления табака, а затем наступает релаксация. Происходит увеличение частоты сокращений и временное повышение кровяного давления. Возникают так же головокружения, тошнота и уменьшение аппетита. | Включает: заболевание сердца и легких, закупорку артерий (заболевание периферических сосудов), гипертензию, бронхит, рак легких, раковые заболевания полости рта. |
ЧАСТИ ТЕЛА | ВЛИЯНИЕ КУРЕНИЯ |
Сердце | Сужает кровеносные сосуды |
Легкие | Затрудняет нормальное дыхание |
Уши | Поражает нервы и сосуды уха |
Глаза | Делает глаза красными |
Рот | Повреждает слизистую оболочку, изменяет вкусовую чувствительность, приводит к кашлю, приводит к неприятному запаху изо рта, способствует инфекциям полости рта. |
Нос | Снижает способность воспринимать запахи |
Кожа | Температура кожи падает, раньше появляются морщины. |
Приложение №4
ПОСЛЕДСТВИЯ ОТВЫКАНИЯ ОТ КУРЕНИЯ
СИМПТОМЫ | ПРИЧИНА | НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ |
Усиливающийся кашель | В ваших легких начался процесс очищения. Реснички в дыхательных путях выметают все смолы и мелкий сор, а также избыточную слизь, вырабатываемую организмом для защиты дыхательных путей. Кашель длится обычно от нескольких дней до недели. Если после этого кашель не проходит, обратитесь к врачу. | Пейте больше жидкости (воды или соков) для прекращения кашля. Таблетки от кашля стоит принимать только по необходимости. |
Головная боль | Ваш организм привык к постоянной дозе никотина, поступление которого все уменьшается и уменьшается. Кроме того, вы можете испытывать большее раздражение, чем обычно. | Больше отдыхайте, дышите глубже, чтобы расслабиться. |
Трудности концентрации внимания | Вы испытываете повышенный стресс в силу того, что организм недополучает привычное количество никотина. | Занимайтесь физической деятельностью. Попытайтесь дышать глубже, чтобы мозг получал больше кислорода. Не употребляйте алкоголь. |
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ Боль или сухость в горле | Наряду с тем, что табак раздражает горло, он вызывает его онемение, которое прекращается с прекращением курения. | Пейте больше жидкости (апельсиновый сок, вода). Пользуйтесь таблетками и аэрозолями только когда это действительно необходимо. |
Повышенная нервозность | Мучительный процесс отвыкания от никотина, которого требует организм. | Пейте больше жидкости, чтобы «вымывать» из организма никотин и другие химикаты. |
Запор | Присутствие никотина в организме ускоряет прохождение пищевых масс через пищеварительную систему. Это движение может замедлиться, пока организм не привыкнет функционировать без никотина. | Немедленно увеличьте количество грубой клетчатки в своем рационе. Ешьте больше овощей, свежих фруктов, чернослива и отрубей каждый день, до исчезновения симптомов. Это поможет восстановить нормальную деятельность пищеварительной системы. |
Утомляемость | Ваш организм избавляется от никотина. Никотин обладает возбуждающим, стимулирующим действием, поэтому неудивительно, что большинство бросающих курить на первых порах чувствуют утомление. | Постарайтесь немного увеличить продолжительность сна и больше двигайтесь. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курить -здоровью вредить!
Брось курить и займися спортом!...
Курить - здоровью вредить
Просветительская работа по предупреждению и негативному влиянию курения на организм человека....
Открытое мероприятие «Курить – здоровью вредить», посвященное Международному Дню отказа от курения
Цель: развитие у обучающихся ценностного отношения к своему здоровью на основе знакомства с вредными воздействиями курения на организм. Задачи: 1. познакомить воспитанников с последствиями...
Буклет "Курить - здоровью вредить!"
Материал буклета: "Курить -здоровью вредить!" поможет предотвратить распространение вредной привычки в молодежной среде. В нём находится простые и в тоже время, действенные советы как бросит...
Тренинг-классный час :"О вреде алкоголя"
Классный час для подростков о вреде алкоголя....
Внеклассное мероприятие "Пить, курить-здоровью вредить!"
Прошёл показ презентации на тему о вреде алкоголя и курения в подростковом возрасте. На мероприятии принимали участие обучающиеся объединения "Выжигание". Также проведено обсуждение презента...
Методическая разработка "Курить - здоровью вредить!"
Курить - здоровью вредить!...