Великие физики
учебно-методический материал по теме

Биография великих физиков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл andre_mari_ammper.docx42.43 КБ

Предварительный просмотр:

Андре-Мари Ампер - французский физик, математик и химик. 
Он родился в Лионе в семье коммерсанта. В прекрасной библиотеке его отца были произведения известных философов, ученых и писателей. Юный Андре мог целыми днями просиживать там с книгой, благодаря чему он, никогда не посещавший школу, сумел приобрести обширные и глубокие знания. В 11 лет он уже принялся за чтение знаменитой 20-томной "Энциклопедии" Дидро и Д'Аламбера и за три года проштудировал ее всю. Юношу интересовала изящная словесность, и он даже писал стихи, но физико-математические науки оказались гораздо привлекательнее.
Когда книг отца стало недостаточно, Андре Ампер начал посещать библиотеку Лионского колледжа. Однако многие труды великих ученых были написаны на латинском языке, которого он не знал. В течение несколько месяцев Андре самостоятельно изучил латынь, и произведения классиков науки XVII-XVIII вв. стали ему доступны.
И вот результат упорных занятий. К 12 годам Ампер самостоятельно разобрался в основах высшей математики -- дифференциальном исчислении, научился интегрировать, а в возрасте 13 лет уже представил свои первые работы по математике в Лионскую академию!
В 1793 г. в Лионе вспыхнул мятеж, который был жестоко подавлен. За сочувствие бунтовщикам был казнен и отец Андре Ампера. Имущество семьи было конфисковано, и юноша стал зарабатывать на жизнь частными уроками математики. Чтобы продолжать научные занятия, ему приходилось работать, начиная с четырех часов утра.
В 1802 г. Андре Амперу исполнилось 27 лет. Он начинает преподавать физику и химию - сначала в Лионе, а через два года - в знаменитой Политехнической школе (Эколь политехник) в Париже. Еще через 10 лет Ампер избирается в Парижскую академию наук, а с 1824 г. он - профессор Нормальной школы (Эколь нормаль) - главного высшего учебного заведения Парижа. 
Начиная с 1820 года, когда приобрело известность открытие Эрстедом действия тока на магнитную стрелку, Ампер всецело посвящает себя проблемам электродинамики. В том же году он открывает магнитное взаимодействие токов, устанавливает закон этого взаимодействия (позднее названный законом Ампера) и делает вывод, что "все магнитные явления сводятся к чисто электрическим эффектам". Согласно гипотезе Ампера, любой магнит содержит внутри себя множество круговых электрических токов, действием которых и объясняются магнитные силы. 
Прошло еще два года, и Ампер открыл магнитный эффект катушки с током - "соленоида". Именно Амперу принадлежит заслуга введения в науку терминов "электростатика", "электродинамика", "электродвижущая сила", "напряжение", "гальванометр", "электрический ток" и даже… "кибернетика". Ампер предложил принять за направление постоянного электрического тока то, в котором перемещается "положительное электричество".
Классический труд Ампера "Теория электродинамических явлений, выведенная исключительно из опыта" (1826 г.) внес огромный вклад в науку об электричестве. Вот почему Ампера впоследствии стали называть "Ньютоном электричества".
В последние годы жизни Ампер увлекся геологией и биологией, активно участвовал в дискуссиях об эволюции в мире живых организмов. На вопрос одного из собеседников, действительно ли он считает, что человек произошел от улитки, Ампер ответил: "Я убедился в том, что человек возник по закону, общему для всех животных".
Ампер умер от воспаления легких в возрасте 61 года. На его надгробном памятнике высечены слова: "Он был так же добр и так же прост, как и велик".

Единица силы электрического тока, введенная в 1881 г., названа ампер (А) в честь Андре-Мари Ампера.

Бойль

Роберт БойльРобертБойль
(25.I. 1627 - 30.XII. 1691)

Он родился 25 января 1627 года в Лисморе (Ирландия), а образование получил в Итонском колледже (1635-1638) и в Женевской академии (1639-1644). После этого почти безвыездно жил в своем имении в Столбридже, там и проводил свои химические исследования в течение 12 лет. В 1656 году Бойль перебирается в Оксфорд, а в 1668 году переезжает в Лондон. 

Научная деятельность Роберта Бойля была основана на экспериментальном методе и в физике, и в химии, и развивала атомистическую теорию. В 1660 году он открыл закон изменения объема газов (в частности, воздуха) с изменением давления. Позднее он получил имя закона Бойля-Мариотта: независимо от Бойля этот закон сформулировал французский физик Эдм Мариотт.

Бойль много занимался изучением химических процессов -- например, протекающих при обжиге металлов, сухой перегонке древесины, превращениях солей, кислот и щелочей. В 1654 году он ввел в науку понятие анализа состава тел. p> Одна из книг Бойля носила название "Химик-скептик". В ней были определены элементы - как "первоначальные и простые, вполне не смешанные тела, которые не составлены друг из друга, но представляют собой те составные части, из которых составлены все так называемые смешанные тела и на которые последние могут быть в конце концов разложены". 

А в 1661 году Бойль формулирует понятие о "первичных корпускулах" как элементах и "вторичных корпускулах" как сложных телах.

Он также впервые дал объяснение различиям в агрегатном состоянии тел. В 1660 году Бойль получил ацетон, перегоняя ацетат калия, в 1663 году обнаружил и применил в исследованиях кислотно-основный индикатор лакмус в лакмусовом лишайнике, произрастающем в горах Шотландии. В 1680 году он разработал новый способ получения фосфора из костей, получил ортофосфорную кислоту и фосфин...

В Оксфорде Бойль принял деятельное участие в основании научного общества, которое в 1662 году было преобразовано в Лондонское Королевское общество (фактически это английская Академия наук).

 Роберт Бойль умер 30 декабря 1691 года, оставив будущим поколениям богатое научное наследие. Бойлем было написано множество книг, некоторые из них вышли в свет уже после смерти ученого: часть рукописей была найдена в архивах Королевского общества...

Джеймс ЧЕДВИК (Chadwick, James)

(20.10.1891 - 24.7.1974)

Джеймс Чедвик - английский физик, член Лондонского королевского общества (1927 г.). Ученик Эрнеста Резерфорда.

Родился в Манчестере, окончил Манчестерский и Кембриджский университеты, стажировался в Высшей технической школе у Г. Гейгера. С 1923 г. работал в Кавендишской лаборатории, в 1923-35 гг. преподавал в Кембриджском университете и был заместителем директора Кавендишской лаборатории. В 1935-48 гг. Чедвик - профессор Ливерпульского университета, с 1948 г. - директор колледжа Гонвилл и Киз Кембриджского университета.

В 1943-1945 гг. Джеймс Чедвик возглавлял группу английских ученых, работавших в Лос-Аламосской лаборатории над созданием атомной бомбы.

Работы Чедвика были посвящены проблемам ядерной физики. В 1914 г. в одной из ранних работ он показал непрерывность спектра бета-излучения. В 1920 г., исследуя рассеяние альфа-частиц на ядрах платины, серебра и меди, измерил заряды этих ядер и подтвердил равенство их порядковому номеру элемента в Периодической системе Д.И. Менделеева.

Вместе с П. Блэккетом и Дж. Оккиалини Чедвик изучал образование электронно-позитронных пар из гамма-квантов. В 1932 г., исследуя излучение, возникающее при бомбардировке бериллиевой мишени альфа-частицами, Чедвик показал, что оно представляет собой поток нейтральных частиц - нейтронов.

В 1934-35 гг. совместно с М. Гольдхабером Чедвик поставил опыты по фотодиссоциации дейтрона на нейтрон и протон под действием гамма-квантов.

Кроме того, он занимался исследованием цепной ядерной реакции; одним из первых рассчитал критическую массу для урана-235.

Чедвик был награжден медалями Д. Юза (1932 г.), Копли (1950 г.), М. Фарадея (1950 г.), Б. Фраклина (1951 г.). В 1945 г. был возведен в дворянское звание. В 1935 г. он был удостоен Нобелевской премии за открытие нейтрона.

Умер Чедвик в Кембридже 24 июля 1974 г.

http://fiz.do.am/Fiziki/Arago_4.jpgДоминик-Франсуа Араго (Arago)

(26.2.1786 - 2.10.1853)

Доминик-Франсуа Араго, французский астроном, физик и политический деятель, член Парижской АН (с 1809). Родился в Париже в 1786 г., учился в Политехнической школе в Париже. 

С 1805 г. работал секретарем Бюро долгот в Париже. В 1809-31гг. Араго -- профессор Политехнической школы, с 1830 г. -- непременный секретарь Парижской АН и директор Парижской обсерватории. В 1830-48 гг. Араго был членом палаты депутатов, примыкал к буржуазной республиканской оппозиции. После Февральской революции 1848 г. он вошёл в состав Временного правительства и занял пост морского министра. Высказывался за подавление Июньского восстания 1848 года. В 1852 году отказался от присяги правительству Наполеона III. 
Араго оказал большое влияние на французскую науку. По его указаниям У. Леверье произвёл математический анализ неправильностей движения планеты Уран, приведший к открытию Нептуна, а И. Физо и Л. Фуко измерили скорость света и получили первые фотографии Солнца и др. 
Научные труды Араго относятся к астрономии, оптике, электромагнетизму, метеорологии. Он изобрёл полярископ и исследовал поляризацию света, впервые получил искусственного магниты из стали. В 1824 г. Араго открыл "магнетизм вращения" - действие вращающейся металлические пластинки на магнитную стрелку, установил связь между полярными сияниями и магнитными бурями. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Вклад ученых-физиков Красноярска в Великой Отечественной Войне" к научно-практической конференции "Красноярский край в годы Великой Отечественной Войны"

Новейшая российская историография Великой Отечественной войны охватывает примерно последние двадцать  лет. За это время историки России приложили немало усилий, чтобы восстановить подлинную истор...

Урок с применением игровых технологий по дисциплине «История» «Великая война и Великая победа » посвящённый 70-летию Победы в ВОВ 1941-1945г.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Брюховецкий аграрный колледж»         Урок с применением...

Методическая разработка классного часа, посвященного Великим Победам и Великим Героям Великой России Тема: «Г.К. Жуков и его битва за Москву...»

Данная методическая разработка может использоваться для проведения классных часов и внеклассных мероприятий....

Урок с применением игровых технологий по дисциплине «История» «Великая война и Великая победа » посвящённый 70-летию Победы в ВОВ 1941-1945г.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Брюховецкий аграрный колледж»         Урок с применением...

Авторская разработка , посвященная 70- летию Победы в Великой Отечественной Войне на тему: " Поклонимся великим тем годам....."

Данная авторская разработка предназначена для преподавателей, студентов и всех , заинтересованных лиц в тематике Великой Отечественной войны. В данной разработке предусмотрены песни по тематике, к каж...

Научно-исследовательский проект "Хоть пчёлка и не велика, но велики ее дела"

Научно-исследовательский проект рассказывает о тайном мире пчел....

"сверхпроводимость". Ученическая научно практическая конференция "Великие умы России-великие открытия"

Сегодня сверхпроводимость-одна из наиболее изучаемых областей физики. Большое распространение получили приборы, основанные на сверхпроводимости....