Научно-исследовательский проект "Хоть пчёлка и не велика, но велики ее дела"
творческая работа учащихся на тему
Научно-исследовательский проект рассказывает о тайном мире пчел.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-_issledovatelskaya_rabota.odt | 29.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Научно-исследовательский проект
"Хоть пчёлка и не велика, но велики ее дела"
Лето - это великолепная пора, когда все живет и цветет. Часть своих летних каникул я провожу на даче, в городе Сосногорске – у бабушки и дедушки. Вы представляете, мой дедушка занялся разведением пчел на Севере? У нас на даче имеются пять домиков для пчел, то есть улья. Наблюдая за пчелами, я задался вопросом: «А как устроена их жизнь, есть ли у них семья? Чем питаются, как у них развиты органы зрения, обоняния, вкуса, как они летают? Что надо делать, чтобы пчёлы не кусали меня? И как же у них получается очень вкусный и полезный мёд?» Преодолевая страх, а я очень боюсь укуса пчелы, у меня появилось огромное желание исследовать тайный мир этих трудолюбивых насекомых. Большую помощь в моем исследовании оказал мне дедушка, отвечая на мои вопросы и показав мне жизнь пчел в обычной для них обстановке.
Цель работы: исследовать тайный мир этих трудолюбивых насекомых.
Для наблюдения и изучения материала я определил задачи своего исследования:
Узнать, как давно люди занимаются пчеловодством.
Исследовать, как устроена жизнь пчёл в улье. Провести наблюдение за медоносной пчелой.
Выяснить, какие продукты производят пчёлы.
Провести эксперимент по определению качества меда и собрать копилку интересных сведений о пчеле.
Для решения поставленных задач я определил методы исследования: изучение материала с помощью энциклопедий, различных печатных изданий, интернета; наблюдение, беседа; эксперимент, анкетирование.
Объектом исследования является пасека моего дедушки в городе Сосногорске.
Предмет исследования – медоносная пчела, продукты пчеловодства.
Начиная работу по теме, я выдвинул следующие гипотезы: предполагаю, что роль пчелы в природе очень велика, а продукты пчеловодства находят широкое применение.
Длительность работы над исследованием: апрель 2014 – февраль 2015г.
Актуальность: в нашем веке все актуальнее становится тема об использовании природных продуктов, одними из которых являются продукты пчеловодства.
ИЗ ИСТОРИИ ПЧЕЛОВОДСТВА
История пчелы и пчеловодства.Пчелы – древнейшие обитатели нашей планеты, а пчеловодство - одно из древнейших занятий человека. Пчелы существуют на Земле давно – их останки найдены среди окаменелостей других насекомых. Пчела появилась на 28 млн. лет раньше человека. Многие исторические памятники указывают на то, что первобытный человек знал и любил мед. Это подтверждают древние наскальные рисунки.
В Древнем Египте мёд ценили высоко: все египетские фараоны носили титул «Повелитель пчёл». Символическое изображение этого насекомого при жизни фараона украшало царскую эмблему, а после смерти — его гробницу. Египтяне видели в пчелах образец самоотверженности, бесстрашия, презрения к опасности и смерти, а также блюстительниц идеальной чистоты и порядка. В Древней Греции пчеловоды впервые научились вставлять в ульи перегородки и с их помощью изымать избыточные запасы мёда.
На Руси испокон веков занимались разведением пчёл, использовали продукты пчеловодства. Благодаря Петру I, появились стойкие связи с Европой, и первым из экспортных пчелопродуктов был воск.
По мнению древних, в том числе и наших предков, мед не земное вещество, а Божий дар. Падает он на Землю с неба утренней росой, а потом его светлые, как жемчуг, ароматные капли собирают с цветков пчелы.
Современное пчеловодство связано с тремя открытиями.
1)В 1815 году украинский пчеловод П.И. Прокопович изобрел разборный рамочный улей. В результате пчеловоды получили возможность осматривать и переставлять соты, воздействовать на пчелиную семью.
2)Немецкий пчеловод Меринг, наблюдая за строительством сотов в улье, заметил, что пчелы сначала строят из воска полоску для донышек с ячеек, а затем уже надстраивают стенки ячеек. Это навело на мысль давать пчелам готовые тонкие листки из воска с выгравированными на них шестиугольными донышками ячеек.
3)В 1865 году чешский пчеловод Грушка изобрел медогонку, которая дала возможность извлекать мед из сотов, не повреждая их.
В настоящее время с пчеловодством тесно связаны такие науки, как химия и медицина.
Роль пчел
Медоносные пчелы – единственные общественные насекомые, которых человек приблизил к своему дому. Экзамен «на полезность» она выдержала благодаря доставляемым человеку продуктам – меду и воску, прополису, пчелиному яду, маточному молочку. Все эти продукты обладают целебными свойствами. Медоносные пчелы активно участвуют в перекрёстном опылении растений, повышают их урожайность и жизнестойкость, что способствует воспроизводству и увеличению поверхности зелёной массы земли. Послужной список «добрых дел» пчел этим не ограничивается. Пчела является кормом некоторым птицами, паукам - бокохорам.
Пчела не только дарит человеку самый сладкий продукт природы – мед, помогает решать экологические проблемы, но и дает возможность его любознательному и пытливому уму проникнуть в увлекательные тайны ее жизни. Люди тысячелетиями наблюдают жизнь пчел и не устают восхищаться свойственным им трудолюбием, самоотверженностью при обороне своих семей, запасливостью, совершенным качеством создаваемых продуктов.
ТАЙНА ЖИЗНИ ПЧЕЛ
Мой дедушка – пчеловод. Иметь пчел и ухаживать за ними – величайшее наслаждение. Чем больше их узнаешь, тем интереснее с ними работать. Общение с пчелами вызывает массу радостных эмоций, обогащает духовно и облагораживает, позволяет лучше узнать живую природу, вырабатывает наблюдательность, пытливость, стремление глубже познать жизнь этих насекомых.
Мой дед – Гордиенко Александр Павлович – пчеловод. За его плечами трудная и интересная жизнь. Он работал комбайнером, трактористом в совхозе, на заводе освоил профессию упаковщика сажи, работал водителем автобуса.По жизни он шагает уверенно, его большие сильные руки не боятся труда.В народе бытует пословица: «Трудится, как пчелка». Это про моего дедушку. Сейчас мой дедушка – заядлый пасечник, незаурядный человек, увлекающийся своим любимым делом. Пчеловодством он занимается давно. Сначала дедушка помогал моему прадеду– Макарову Григорию Андреевичу, который унаследовал увлечение пчелами от старшего брата. Это происходило на малой родине бабушки в деревне Выскребенково Орловской области. Председатель заметил трудолюбивого, увлеченного пасечника и пригласил его работать пчеловодом в колхоз «Мир».У прадедушки было около 30 пчелиных семей, и получал он около 600 кг меда за сезон. Так,мой дедушка, приезжая в деревню каждое лето, увлекся этим интересным ремеслом. Теперь, я с уверенностью могу сказать, что увлечение пчелами – это уже добрая семейная традиция, переходящая из поколения в поколение. Однажды я осмелился пойти на пасеку и помочь дедушке качать мед.
На первый взгляд может показаться, что разведение пчел и получение меда дело не хитрое, на самом деле это целая наука, требующая от пасечника знаний и опыта. Изучив теоретические сведения, факты, содержащиеся в разных источниках, я перешел к познанию тайн жизни пчел путем наблюдений.
Содержание пчел довольно не простое занятие. Необходимо иметь достаточно знаний и упорства для того, чтобы жизнь пчел была приятной, а разведение пчел успешным. Так и мой дедушка с большой заботой и любовью относится к этим маленьким, трудолюбивым насекомым. И пчелы ему платят тем же. Они чувствуют его неторопливую походку, светлую душу, редко, когда пчелы жалят своего хозяина.
Дедушка, применив изобретения П.И. Прокоповича, построил улья своими руками.Интересно, что там внутри?
Сняв крышку одного из них, я увидел «подушку». Оказывается, что это мешковина, которая необходима для утепления домика.
Затем располагаются верхние вынимающие рамки, в которых пчелки производят мед. Все рамки сделаны самим дедушкой – из деревянных реек, а в них вощина (искусственные соты).
Мой дедушка говорит, что за пчелами нужен особый уход. Осенью он готовится к зиме, утепляет улья и подкармливает пчел сахарным сиропом. Зимой наши пчелы находятся в помещении. Дедушка следит за температурой и влажностью, чтобы не было сквозняков и грызунов. Весной работа пчеловода заключается в том, чтобы правильно подготовить себя и пчел к новому рабочему периоду – к лету. В конце апреля дедушка расчищает снег на участке для того, чтобы выставить пчелиные улья. При этом он обязательно ориентируется на погоду, чтобы было тепло и сухо. Пчелы должны почистить и привести в порядок своё жилье, а дедушка им помогает. Он осматривает каждый пчелиный домик, чистит его от грязи, определяет количество пчел.
Потом он начинает их подкармливать сахарной пудрой, смешанной с медом,потому что весной цветущих растений мало, и пчелы не могут добыть себе пищу.
В июне у пчел начинается процесс роения. В этот период мы всей семьей помогаем дедушке. У нас самое интересное задание - караулить пчел. Вылетевший рой дедушка собирает в роевник (специальный ящик) и обязательно ставит в темное место. И только через сутки дедушка отпускает рой в новый улей. Так появляется новая семья.После процесса роения, в июле у пчел наступает пора главного медосбора. Дедушка ставит в ульи «магазины» (один этаж с пустыми рамами). Когда «магазины» заполняются медом, он их снимает и откачивает мед. Мед обязательно должен быть зрелым.
Каждый пчеловод знает, когда это время приходит и определяет по количеству запечатанных сот в рамке. Должно быть запечатано не меньше 3/4 части рамки иначе мед будет не зрелым и начнет бродить.
Наконец-то, дедушка и мне разрешил осмотреть пчел и поучаствовать в трудоемком и интересном процессе - выкачка меда. Я был в восторге!
Дедушка – страстный пчеловод. Он говорит, что при работе с пчелами нужно учитывать некоторые их особенности. Это позволит меньше подвергаться нападению со стороны пчел. Чтобы подойти к ульям, мы оделись по всем правилам пчеловода. На голову – маску с защитной сеткой, тем самым закрыв лицо и голову.Одежда пчеловода обычно очень свободная. Шьется она из плотной хлопковой ткани. С одной стороны это защищает от укусов, с другой – одежда из натуральной ткани прекрасно «дышит» в жару. Она должна быть только белого цвета, чтобы не «разозлить» пчел. К белому пчелы относятся спокойно, ведь они очень легко раздражимые насекомые. Они не любят людей, которые резко машут руками, бегают по пасеке, их раздражает резкий запах духов, чеснока. Штаны мы заправили в обувь, а рукава – в специальные резиновые перчатки. Рукава должны быть с обтяжкой, чтобы под них не заползали пчелы. В таких костюмах, мы с дедушкой, стали похожи на сталеваров, или даже на инженеров-атомщиков! Но зато мы были надежно защищены от пчелиных укусов. Некоторые опытные пчеловоды даже шутят по поводу костюмов: «Вот видит пчела такое чудо на нее идет, так и норовит ужалить».
Технология извлечения мёда проста.Моей главной обязанностью было вовремя подымить из дымаря на пчел.Дымарь нужен для того, чтобы пчелы стали более спокойными и незлобивыми. Как это происходит, мне пояснил дедушка. Реакция на дым – это важная особенность пчёл. Запах дыма мгновенно приводит всю семью в сильное возбуждение. Пчелы набрасываются на мед и с жадностью напиваются им. Дым для пчел, очевидно, сигнал бедствия. За ним ведь некогда следовал огонь (лесные пожары) – самая страшная беда для всех обитателей леса, в том числе и для пчел. От дыма улетают все насекомые. Чтобы не погибнуть и улететь от огня, пчелы запасались самым необходимым – кормом, источником их пропитания в первые дни после того, как они оказывались вне своего жилища. Реакция на дым у пчел закрепилась и приобрела наследственный характер. Дым из дымаря пчеловода и теперь вызывает ответную реакцию у пчел, но своего улья они не покидают, так как за этим дымом огня не следует. Когда же брюшко пчелы заполнено медом, она не может пустить в ход жало и можно спокойно попасть в улей и извлечь рамку. Эту особенность подметили пчеловоды и с успехом ею пользуются.
Итак, мы извлекаем рамки с помощью «дымаря». Сначала стряхиваем с рамок пчел в улей, а те пчелы, которые остались, убираем при помощи щетки.
После изъятия рамок из улья, нужно закрыть пчелиную семью. Затем помещаем рамки в специальный ящик и катим к медогонке, обязательным приспособлением, без которой меда не накачаешь. А еще нам потребуется специальный нож с изгибом, бидон или другая посуда для меда и жестяное сито.
Мы аккуратно обрезае мгорячим ножом на рамках запечатанные соты. Срезанные крышечки сот носят названия – забрус. Это и есть, так называемый жевательный мед.
Рамку устанавливаем в медогонку и начинаем вращать. Тяжелый мёд разбрызгивается по стенкам медогонки и стекает на дно.
Рамку надо обязательно перевернуть и выкачать с другой стороны.
Самая интересная работа закончена! Дедушка открывает кран медогонки и через сито медленно вытекает ароматный, аппетитный мед в большой бидон.Пустые рамки возвращаются обратно в улей.Чтобы предотвратить разнос болезней между семьями нужно возвращать откаченные рамки в свои улья.Хранить мед нужно в сухом помещении с влажностью воздуха 60-70% и температурой воздуха от +5 до 100 C.Повышение влажности может привести к закисанию мёда. Рядом нельзя хранить рыбу и другие сильно пахнущие продукты, так как мёд имеет свойства впитывать запахи.
Дедушка мне рассказывал, что в нашем городе живет еще один пчеловод. Сначала он был самым обыкновенным дачником, но познакомившись с дедушкой, заинтересовался разведением пчел. Теперь и у него есть свои ульи! Его пасека находится на третьих Сосногорских дачах. Пусть он и начинающий пчеловод, но уже вник в особенности разведения пчел. Мой дедушка охотно делится с ним знаниями, передает ему свой личный опыт. Пчеловодам полезно общение: обмен «секретами» ремесла способствует взаимному обогащению знаний.
Медоносная пчела.Самый распространенный и общественный вид пчел – обыкновенная пчела или пчела медоносная – перепончатое насекомое семейства настоящих пчел. Тело обычно чёрное, густо опушенное, иногда пестро окрашенное, покрыто тонким, но прочным веществом – хитином. Длина около 7-15 мм. Все тело пчелы ясно разделяется на три подвижно соединенных между собой части: голову, грудь и брюшко.
Всего в природе около 30 тыс. видов. Среди них самая интересная - медоносная пчела. Их можно обнаружить на всех континентах, кроме Антарктиды.
Пчелиная семья.Все медоносные пчёлы живут большими семьями, общинами, сообществами, поэтому их называют общественными насекомыми. Пчелиная семья, согласно образному определению пчеловода П.И. Прокоповича, «самодействующая фабрика». Изучая материал дальше, я узнал, что в каждой семье есть родители и дети.
Гармоничная семья состоит из:
- мамы (единственной полноценной самки),
- десятков тысяч рабочих пчел детей (медоносных пчёл),
- сотен трутней - пап.
Матка предназначена для откладывания яиц. Из оплодотворённых яиц развиваются рабочие пчёлы, а из неоплодотворённых – трутни. Матку легко отличить по внешнему виду от рабочих пчёл: она длиннее и больше их. В нормальной пчелиной семье матка одна.
Рабочие пчёлы – составляют основную часть пчелиной семьи. Все многочисленные работы в улье выполняют рабочие пчёлы. Они чистят, охраняют и вентилируют гнездо, строят соты, выкармливают расплод, собирают нектар и пыльцу, перерабатывают их в мёд и пергу и складывают в запас, поддерживают в гнезде необходимую температуру и влажность воздуха, приносят в улей воду, прополис (пчелиный клей), которым замазывают все щели в улье.
Трутни – пчелиные самцы, предназначены для оплодотворения самки, сбором меда они не занимаются. Трутня легко отличить от рабочей пчелы: он значительно большего размера.
Пчелиная семья – высокоорганизованное сообщество насекомых. Каждая из ее многочисленных особей выполняет работу, необходимую всей семье. Работа в семье не прекращается ни днем, ни ночью, не затихает ни на минуту. Казалось бы, каждая особь выполняет свою работу самостоятельно, независимо от других, но именно из этих отдельных действий и складывается общая гармония семьи как целого организма.
Улей.В далёкие времена медоносные пчёлы жили независимо от людей – в лесу, в дуплах деревьев. Постепенно люди стали разводить пчёл вблизи жилья на специальных участках – пасеках.На пасеках медоносные пчелы живут в ульях - домах для пчелиных семей, сделанных людьми. В пчелином улье проходит жизнь пчел, в нем они строят свое гнездо.Задача пчелиного улья - максимально приблизить условия существования в нем пчелиных семей к условиям дупла - естественного жилища пчел. Кроме этого пчелиный улей должен быть удобным для работы пчеловода.
В гнезде пчелы поддерживают необходимую температуру и определенную влажность.Пчелиный улей должен надежно защищать гнездо пчел от всех неблагоприятных погодных условий, а также от врагов пчел - мышей, птиц, муравьев и других. Улей должен обеспечивать пчелиную семью пространством для ее роста и местом для накопления больших запасов кормов, а это значит, что гнездо семьи в пчелином улье должно иметь возможность увеличиваться и уменьшаться в зависимости от времени года и потребности.
Всего в улье 60 000 – 120 000 пчел. У пчел много врагов и нахлебников, поэтому вход в улей надежно охраняется сторожами, готовыми в любой момент броситься на незваного гостя. Ни одна пчела не может проникнуть в чужой улей. Каждому улью присущ особый запах, не улавливаемый человеком. Каждая пчела хранит этот запах в особом углублении тела. Подлетая к летку, пчела открывает его и предъявляет запах стражам как свою визитную карточку или пропуск.
Обоняние.Можно сказать, что пчелы – «чемпионы» по обонянию. Способность пчел находить среди массы различных схожих между собою цветков цветки определенного вида и даже сорта позволяет говорить о необычайно остром и тонком обонянии медоносных пчел. Они в 1 тыс. раз сильнее чувствуют запахи, чем человек. Пчелы способны улавливать аромат цветов на расстоянии более, чем 1 км. Эти органы находятся у пчёл на усиках. Обоняние имеет большое значение в жизни пчёл: по запаху они отличают чужих пчёл от пчёл своей семьи, разыскивают нектар и т. д. Они способны различать огромное количество запахов. Некоторые запахи действуют на них как сигнал опасности. Больше всего пчёл раздражает запах собственного яда. Поэтому, если только одна пчела ужалит человека, то другие пчёлы, чувствуя запах, немедленно устремляются на помощь своей подруге и тоже пускают в ход жало, нападая на врага. Точно также действует на них запах раздавленной пчелы. Ещё их очень раздражают резкие запахи чеснока, сельди, одеколона, бензина, пота, запёкшейся крови.[5]
Хоботок и усики.Пчёлы имеют длинный хоботок, которым они пользуются для высасывания нектара растений.Хоботок служит пчелам-работницам не только для собирания нектара и воды, но и для других целей. При помощи хоботка работницы кормят трутней, хоботками они раскладывают корм в ячейки, в которых помещаются воспитываемые ими личинки, хоботком пчелы-приемщицы принимают нектар от пчел-сборщиц и т. д.
У них также имеются усики,их ещё называют антеннами.У всех особей пчелиного семейства их два. В усиках пчелы размещены органы осязания, обоняния и, возможно, слуха.
Крылья и глаза.У пчел пять глаз. Три в верхней части головы и два спереди.Пчелы различают шесть цветов: ультрафиолетовый, фиолетовый, пурпурный, желтый, синий и сине-зеленый.
У пчелы две пары крыльев — передняя и задняя. Передняя пара больше и сильнее задней. Тоненькие, прозрачные и хрупкие на вид крылья позволяют пчеле развивать большую скорость и переносить груз, собранный с цветов. А иногда случается, что вес груза вдвое превышает вес самой пчелы. Пчела при полете делает 190—440 взмахов в секунду. Ей нужно сделать 11400 взмахов в минуту, чтобы получилось характерное ей жужжание.
Полет и танец пчел.Из энциклопедии о насекомых я узнал, что пчела - это идеальный биоробот. Всё её тельце буквально напичкано сложной летательной, звуковой и обонятельной аппаратурой, необходимой для покорения воздушного пространства. Скорость полёта пчелы около 60 км/час. Пчела может абсолютно неподвижно зависать в воздухе, летать задним ходом.
Наблюдая за жизнью пчелиной семьи нельзя не заметить удивительную способность их передавать друг другу информацию. После того, как пчела нашла хорошее место для сбора пыльцы, она возвращается в улей, чтобы сообщить о его местоположении другим пчелам. Информация передается с помощью особого танца на сотах.Если корм находится близко, то исполняется круговой танец – пчела двигается по кругу. Если же расстояние до корма более 100 м, то исполняется виляющий танец. С помощью танца пчела-разведчица сообщает не только расстояние, но и направление полета пчелам-сборщицам. Ориентиром для этого служит солнце, ультрафиолетовые лучи которого пчелы различают даже, если небо затянуто тучами. Хорошо известно, что пчелы могут ощущать запах растений медоносов на расстоянии километра. Поэтому пчелы сборщицы не только наблюдают за танцем пчелы-разведчицы, но и запоминают запах нектара и пыльцы на ней и соответственно безошибочно находят по имеющимся ориентирам их источник.
Сбор пыльцы.Нектар, собираемый пчёлами, через ротовые органы и пищевод поступает в медовый зобик пчелы, в котором она доставляет нектар в улей, где передаёт его молодым пчёлам-приёмщицам. Помимо нектара, пчелы собирают с растений цветочную пыльцу, являющуюся их белковым кормом. Тело пчелы густо опушено волосками. При посещении пчёлами цветков между волосками накапливается большое количество пыльцевых зёрен. Их пчелы счищают щёточками ножек и укладывают в корзиночки (углубления на задних ножках). Пыльцу при сборе пчелы увлажняют нектаром, благодаря чему пыльцевые зерна надёжнее удерживаются в корзиночках в виде плотных шариков, называемых обножкой.
Вернувшись в улей с обножкой, пчёлы сбрасывают принесённые комочки пыльцы в ячейки сотов. Молодые пчёлы тут же утрамбовывают пыльцу головой, а когда ячейка будет почти заполнена, заливают её доверху мёдом. Пыльца, сложенная в ячейки сотов, утрамбованная и залитая мёдом, называется пергой.
Укус пчелы.Человеку свойственно бояться пчел. Даже смелые и мужественные люди могут теряться, когда к ним случайно подлетит пчела.Пчелы очень восприимчивы к резким запахам, от которых они приходят в сильное возбуждение. Кроме того, раздражают пчел резкие и быстрые движения, которые воспринимаются ими как угроза.
Для борьбы с наиболее опасными врагами природа наделила пчел грозным оружием – жалом со смертельным ядом. В каком-то смысле, жалящая пчела – это одноразовый шприц или насекомое-камикадзе. Жало устроено так, что после укуса его зазубринки цепляются за подкожную клетчатку и кожу и вытащить его назад без усилий невозможно. Пчела, правда, старается вернуть себе свое орудие, но в этом действии она и погибает, так как жало отрывается от тела, причем вместе с железами и внутренними микроскопическими органами насекомого.Только от одного укуса пчелы погибают любое насекомое и мелкие животные – грызуны, от укусов сотен пчел — и крупные четвероногие. При этом нападение и укус пчел – естественная оборонительная реакция. Если пчела начинает кружиться вокруг вас, то не отмахивайтесь от нее, а остановитесь и подождите, пока она не улетит.
ПРОДУКТЫ ПЧЕЛОВОДСТВА
Пчела является не только единственным насекомым, но и единственным живым существом, пожалуй, которое полезно абсолютно. Все продукты жизнедеятельности пчелиной семьи, без исключения, имеют пищевую и лечебную ценность.
Мед
Мёд - продукт жизнедеятельности растений, состоящий из переработанного пчелами нектара цветков с добавлением ферментов и цветочной пыльцы.Для того чтобы произвести 500 г меда, одной пчеле необходимо 10 млн. раз слетать от улья к цветку и обратно. А чтобы получился 1 кг меда, пчеле надо собрать нектар с 19 млн. цветов. Конечно, килограмм меда собирает много пчел. Но и у одной пчелы немало работы: в день рабочая пчела посещает в среднем 7 тысяч цветов. За сезон улей заготовляет от 150 до 300 кг меда.
Использование меда как эффективного лекарственного средства основывается на многих его свойствах, в том числе антибактериальном, бактерицидном, противовоспалительном и противоаллергическом действии. Мед используют как общеукрепляющее, тонизирующее, восстанавливающее силы средство. Его применяют для лечения ран и ожогов.
Прополис.
Прополис - это пчелиный клей, которым пчелы заделывают щели в улье. У прополиса приятный аромат, горьковатый вкус. Установлено, что прополисом можно лечить многие заболевания кожи и слизистых оболочек. Под воздействием прополиса хорошо заживают простые резаные и долго не заживающие раны. Прополис содержит эфирные масла, воск, пыльцу. Лечебные свойства: обезболивающее, противозудное, противомикробное, тонизирует организм, повышает иммунитет, укрепляет эмаль зубов.
Воск пчелиный
Этот продукт вырабатывается восковыми железами пчелы. Выделяют его только молодые пчелы. Состав воска сложный и до конца не выяснен. Воск очень богат витамином А, необходимым для развития эпителия кожи, слизистой бронхов, горла, носа, желудка и кишечника, для остроты зрения. Пчелиный воск находит применение в медицине. Он входит в состав некоторых пластырей, мазей, кремов.
Пчелиный яд
Пчелиный яд - это своеобразный продукт жизнедеятельности пчел, весьма древнее целебное средство. Пчелиный яд прозрачен, имеет резкий запах, напоминающий запах меда, горький и жгучий вкус. В последнее время в медицинской практике стали применять препараты пчелиного яда для подкожных инъекций, а также мази для втирания. Лечебное действие: противовоспалительное, обезболивающее, противомикробное.
Маточное молочко
Маточное молочко вырабатывается молодыми рабочими пчелами и предназначается для кормления личинки, из которой развивается молодая матка, и самой матки. Маточное молочко в свежем виде представляет желеобразную массу, по консистенции похожую на крем или кисель. «Королевское желе» содержит минеральные соли, микроэлементы, витамины. Лечебное действие: повышает содержание эритроцитов и гемоглобина в крови,повышает аппетит, стимулирует рост волос, улучшает память и зрение, повышает иммунитет.
Пыльца
Пыльца используется в медицине для лечения малокровия у детей. Она повышает содержание эритроцитов и гемоглобина. А ещё пыльца – биологический стимулятор. Пыльцу собирают при помощи специальных пыльцеуловителей.
Забрус
Забрус - это срезанные полоской верхние крышечки запечатанных медовых сотов. Исследования показали, что забрус является высокоэффективным средством при лечении бактериальных и вирусных заболеваний носоглотки и верхних дыхательных путей, при этом не вызывает аллергии.
Анкетирование одноклассников, родителей и учителей
Мне стало интересно, а знают ли мои одноклассники что-либо о жизни пчел и ее продуктах. С целью выяснения я провел анкетирование, в котором приняли участие учащиеся, родители и учителя. По результатам анкетирования, в котором приняли участие 37 учащихся (9-10 лет) и 24 взрослых (30-60 лет), мы пришли к следующим выводам:
Большинство опрошенных (77%) любят мед.
16% учащихся не знают о полезных свойствах меда. А взрослые назвали даже несколько полезных свойств меда.
43% участников опроса покупают мед на рынке, 39% - в магазине, 34% - у знакомого пчеловода.
Только 8% сталкивались с некачественным медом.
В основном (69%) участники опроса распознают мед по вкусовым качествам и используют мед в качестве лекарства (82%).
97% участников опроса чаще всего из продуктов пчеловодства используют мед.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ БИОЛОГИИ
С началом нового тысячелетия становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с науч...
Методическая разработка классного часа, посвященного Великим Победам и Великим Героям Великой России Тема: «Г.К. Жуков и его битва за Москву...»
Данная методическая разработка может использоваться для проведения классных часов и внеклассных мероприятий....
Организация учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности как способ повышения качества подготовки специалистов среднего звена
Исследоватеьскй подод в обучении -это путь знакомства учащихся с методам научного познания.Сопоставление НИРС и УИРС....
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ к выступлению на городской научно-практической конференции для преподавателей «Научно-исследовательская работа как часть процесса обучения» 14 декабря 2016 г
На городской научно-практической конференции для преподавателей «Научно-исследовательская работа как часть процесса обучения» 14 декабря 2016 г представлены: стендовый доклад...
Достижения, образовательная деятельность 2018 - 2019. Музейно-историческая интернет-викторина, III этап "Великие вехи великой войны". Сертификаты участников
Сертификаты участников Музейно-исторической интернет-викторины 2018 - 2019, III этап "Великие вехи великой войны"...
Исследовательский студенческий проект "Научно-исследовательская деятельность: Terra Incognito или Земля Обетованная"
Исследовательский студенческий проект "Научно-исследовательская деятельность: Terra Incognito или Земля Обетованная"...
Внеурочное мероприятие, посвященное 200-летию со дня рождения И.С.Тургенева "Великий писатель великой России"
Целью методической разработки «Великий писатель великой России», посвященной 200-летию со дня рождения И.С.Тургенева, является пропаганда тв...