«Преодоление у обучающихся колледжа негативных последствий учебных факторов риска»
статья
Необходимым условием успешной деятельности обучающегося является освоение новых для него особенностей учебы в колледже, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publichnoe_vystuplenie_preodalenie_negativnyh_faktorov_riska.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской области «Сергиево-Посадский колледж»
Публичное выступление
На тему: «Преодоление у обучающихся колледжа негативных последствий учебных факторов риска»
Разработал _______________ Е.В. Лапшина.
2023г
Необходимым условием успешной деятельности обучающегося является освоение новых для него особенностей учебы в колледже, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой. На начальном этапе обучения складывается новый коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознаётся призвание к выбранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, развиваются и воспитываются профессионально значимые качества личности. Процесс адаптации протекает на нескольких уровнях как приспособление к новой системе обучения, к изменению учебного режима, к вхождению в коллектив, отличный от школьного. Все это сопровождается существенной перестройкой жизни и психических, физиологических состояний учащихся, оказывающих непосредственное влияние на их здоровье.
Для оптимальной адаптации учащегося к колледжу важно знать жизненные планы и интересы первокурсника, уровень притязаний, самооценку, способность к сознательной саморегуляции поведения. Успешное решение этой проблемы связано с внедрением такой формы взаимодействия с обучающимися, которая бы способствовала более эффективной адаптации на разных уровнях (ускорению процессов эффективного межличностного взаимодействия, адаптации к учебной деятельности, развитию мотивации к обучению и т.д.).
Выделяя учебным фактором риска смену образовательного учреждения и начало профессионального обучения, связанного с адаптационными трудностями, мы проводим «Месячник адаптационного периода» в группах учащихся первого курса, которая призвана решить задачу адаптации в определённой мере. Это помогает стабилизировать психическое состояние обучающихся, сформировать необходимые навыки учебной деятельности и адекватное представление о профессии, а также является катализатором успешных межличностных связей.
Основной целью данного периода является помощь учащимся колледжа в адаптации к учебной деятельности и освоении навыков межличностного общения. В процессе мероприятий решались следующие задачи:
- Осуществить знакомство студентов-первокурсников друг с другом, с отделением и колледжем.
- Способствовать развитию групповой сплоченности.
- Способствовать адаптации студентов к учебной деятельности.
- Выяснить представления о студенческой жизни.
- Сформировать представление о структуре учебного процесса, о вне учебной деятельности.
Цели адаптационного периода:
- знакомство группы друг с другом, с преподавателями, с новой учебной ситуацией, с колледжем и его распорядком;
- создать доброжелательную атмосферу сотрудничества в группе;
- настроиться на учебу;
- создать во время совместной работы с преподавателями атмосферу взаимной поддержки.
- выяснение ожиданий обучающихся;
- поиск личностной мотивации обучения в колледже;
- прояснение позиции «ученик-студент».
Ожидаемые результаты адаптационного периода:
- снижение тревожности преподавателя и обучающихся; привыкание к новой группе;
- создание доброжелательной атмосферы, в которой комфортно чувствуют себя и студенты, и педагоги, и такая обстановка благоприятна для учебы;
- приобретение опыта взаимодействия с обучающимися, способствующего взаимному личностному раскрытию, узнаванию и принятию друг друга.
В соответствии с решением проблемы адаптации в колледже организована деятельность психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса, которое мы понимаем как создание социально-психологических условий для успешного профессионального обучения и развития конкурентоспособной в условиях рыночной экономики личности специалиста, сохранения его здоровья.
Исследование адаптационного периода выявило особенности в деятельности первокурсников:
- не все первокурсники имеют четкое представление о выбранной профессии;
- мотивы получения профессии у значительной части студентов еще не включены в структуру реально выполняемой деятельности;
- ведущая психологическая подструктура деятельности - способ ее выполнения - сформирована недостаточно;
- в качестве результата деятельности на I курсе можно рассматривать успеваемость, в связи с недостаточной базовой подготовкой и неумением студентов преодолевать трудности, она невысока.
- Особенности общения первокурсников опосредованы взаимоотношениями с разными группами лиц.
- Родители. Влияние родителей на первокурсников велико, они могут оказывать самое серьезное влияние на успеваемость и результаты учебно-профессиональной деятельности обучающихся.
- Сверстники. Сохраняется влияние сверстников по месту жительства в сфере досуга, но оно уступает место общению со сверстниками в колледже, связанному с определением профессионального будущего. Важнейший коллектив, к которому принадлежит обучающийся и под влиянием которого формируется его личность, - это его учебная группа. Деловые и эмоциональные связи не всегда совпадают, что сказывается на социально-психологическом климате в группе, а он влияет на успешность учебной деятельности.
- Преподаватели. Общение преподавателей и первокурсников во многом опосредовано взаимными ожиданиями. Причём, поле ожидания преподавательского коллектива перекрывает реальное поле первокурсника, а первокурсники оценивают роль преподавателя чаще всего лишь как источник знаний, но не как товарища и друга. Несоответствие взаимных экспектаций может служить причиной некорректных взаимоотношений в системе «преподаватель - студент».
Принцип индивидуального подхода - основной принцип работы кабинета психолого-педагогической коррекции колледжа. Исходя из него, мы находим специфические для каждого обучающегося способы оптимального развития его интересов, способностей личности в целом, возможностей в самовоспитании, самоорганизации и сохранении здоровья.
Средства изучения учащихся и воздействия на них с целью профилактики и коррекции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факторы риска, влияющие на развитие заболеваний
На человека воздействуют многочисленные факторы, одни из которых отражаются на здоровье положительно, другие - отрицательно. Зная факторы, которые отрицательно действуют на организм человек...
Факторы риска влияющие на развитие заболеваний
Факторы риска , которые влияют на здоровье человека могут быть положительными и отрицательными. Зная отрицательные факторы риска можно предотварить развитие многих неинфекционных заболеваний....
Классный час на тему: Курение как фактор риска
Методическая разработка классного часа...
Научная статья на тему: "Факторы риска, оказывающие непосредственное влияние на студентов средних специальных учебных учреждений". автор : Руководитель физической культуры Прокопов В.В.
Научная статья на тему: "Факторы риска, оказывающие непосредственное влияние на студентов средних специальных учебных учреждений". Статья содержит обзор научно - исследовательского материала за послед...
ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА В РАМКАХ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРОПЕДЕВТИКЕ ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ
...
«ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ. ФАКТОРЫ РИСКА ЗДОРОВЬЮ»
Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по теме «Здоровье населения» в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине ОП.08. Общественное здор...
Студенческий проект на тему: "Характеристика и распространенность факторов риска инсульта среди студентов колледжа"
Студенческий проект на тему: "Характеристика и распространенность факторов риска инсульта среди студентов колледжа"...