«Преодоление у обучающихся колледжа негативных последствий учебных факторов риска»
статья

Лапшина Елена Валерьевна

 Необходимым условием успешной деятельности обучающегося является освоение новых для него особенностей учебы в колледже, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Московской области  «Сергиево-Посадский колледж»

Публичное выступление

На тему: «Преодоление у обучающихся колледжа негативных последствий учебных факторов риска»

Разработал    _______________   Е.В. Лапшина.

2023г

 Необходимым условием успешной деятельности обучающегося является освоение новых для него особенностей учебы в колледже, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой. На начальном этапе обучения складывается новый коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознаётся призвание к выбранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, развиваются и воспитываются профессионально значимые качества личности. Процесс адаптации протекает на нескольких уровнях как приспособление к новой системе обучения, к изменению учебного режима, к вхождению в коллектив, отличный от школьного. Все это сопровождается существенной перестройкой жизни и психических, физиологических состояний учащихся, оказывающих непосредственное влияние на их здоровье.

Для оптимальной адаптации учащегося к колледжу важно знать жизненные планы и интересы первокурсника, уровень притязаний, самооценку, способность к сознательной саморегуляции поведения. Успешное решение этой проблемы связано с внедрением такой формы взаимодействия с обучающимися, которая бы способствовала более эффективной адаптации на разных уровнях (ускорению процессов эффективного межличностного взаимодействия, адаптации к учебной деятельности, развитию мотивации к обучению и т.д.).

Выделяя учебным фактором риска смену образовательного учреждения и начало профессионального обучения, связанного с адаптационными трудностями, мы проводим «Месячник адаптационного периода» в группах учащихся первого курса, которая призвана решить задачу адаптации в определённой мере. Это помогает стабилизировать психическое состояние обучающихся, сформировать необходимые навыки учебной деятельности и адекватное представление о профессии, а также является катализатором успешных межличностных связей.

Основной целью данного периода является помощь учащимся колледжа в адаптации к учебной деятельности и освоении навыков межличностного общения. В процессе мероприятий решались следующие задачи:

- Осуществить знакомство студентов-первокурсников друг с другом, с отделением и колледжем.

- Способствовать развитию групповой сплоченности.

- Способствовать адаптации студентов к учебной деятельности.

- Выяснить представления о студенческой жизни.

- Сформировать представление о структуре учебного процесса, о вне учебной деятельности.

Цели адаптационного периода:

- знакомство группы друг с другом, с преподавателями, с новой учебной ситуацией, с колледжем и его распорядком;

- создать доброжелательную атмосферу сотрудничества в группе;

- настроиться на учебу;

- создать во время совместной работы с преподавателями атмосферу взаимной поддержки.

- выяснение ожиданий обучающихся;

- поиск личностной мотивации обучения в колледже;

- прояснение позиции «ученик-студент».

Ожидаемые результаты адаптационного периода:

- снижение тревожности преподавателя и обучающихся; привыкание к новой группе;

- создание доброжелательной атмосферы, в которой комфортно чувствуют себя и студенты, и педагоги, и такая обстановка благоприятна для учебы;

- приобретение опыта взаимодействия с обучающимися, способствующего взаимному личностному раскрытию, узнаванию и принятию друг друга.

В соответствии с решением проблемы адаптации в колледже организована деятельность психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса, которое мы понимаем как создание социально-психологических условий для успешного профессионального обучения и развития конкурентоспособной в условиях рыночной экономики личности специалиста, сохранения его здоровья.

Исследование адаптационного периода выявило особенности в деятельности первокурсников:

- не все первокурсники имеют четкое представление о выбранной профессии;

- мотивы получения профессии у значительной части студентов еще не включены в структуру реально выполняемой деятельности;

- ведущая психологическая подструктура деятельности - способ ее выполнения - сформирована недостаточно;

- в качестве результата деятельности на I курсе можно рассматривать успеваемость, в связи с недостаточной базовой подготовкой и неумением студентов преодолевать трудности, она невысока.

- Особенности общения первокурсников опосредованы взаимоотношениями с разными группами лиц.

- Родители. Влияние родителей на первокурсников велико, они могут оказывать самое серьезное влияние на успеваемость и результаты учебно-профессиональной деятельности обучающихся.

- Сверстники. Сохраняется влияние сверстников по месту жительства в сфере досуга, но оно уступает место общению со сверстниками в колледже, связанному с определением профессионального будущего. Важнейший коллектив, к которому принадлежит обучающийся и под влиянием которого формируется его личность, - это его учебная группа. Деловые и эмоциональные связи не всегда совпадают, что сказывается на социально-психологическом климате в группе, а он влияет на успешность учебной деятельности.

- Преподаватели. Общение преподавателей и первокурсников во многом опосредовано взаимными ожиданиями. Причём, поле ожидания преподавательского коллектива перекрывает реальное поле первокурсника, а первокурсники оценивают роль преподавателя чаще всего лишь как источник знаний, но не как товарища и друга. Несоответствие взаимных экспектаций может служить причиной некорректных взаимоотношений в системе «преподаватель - студент».

Принцип индивидуального подхода - основной принцип работы кабинета психолого-педагогической коррекции колледжа. Исходя из него, мы находим специфические для каждого обучающегося способы оптимального развития его интересов, способностей личности в целом, возможностей в самовоспитании, самоорганизации и сохранении здоровья.

Средства изучения учащихся и воздействия на них с целью профилактики и коррекции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факторы риска, влияющие на развитие заболеваний

На человека воздействуют многочисленные факторы, одни из которых отражаются на здоровье положительно, другие - отрицательно. Зная  факторы, которые отрицательно действуют на организм человек...

Факторы риска влияющие на развитие заболеваний

Факторы риска , которые влияют на здоровье человека могут быть положительными и отрицательными. Зная отрицательные факторы риска можно предотварить развитие многих неинфекционных заболеваний....

Классный час на тему: Курение как фактор риска

Методическая разработка классного часа...

Научная статья на тему: "Факторы риска, оказывающие непосредственное влияние на студентов средних специальных учебных учреждений". автор : Руководитель физической культуры Прокопов В.В.

Научная статья на тему: "Факторы риска, оказывающие непосредственное влияние на студентов средних специальных учебных учреждений". Статья содержит обзор научно - исследовательского материала за послед...

«ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ. ФАКТОРЫ РИСКА ЗДОРОВЬЮ»

Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по теме «Здоровье населения» в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине ОП.08. Общественное здор...

Студенческий проект на тему: "Характеристика и распространенность факторов риска инсульта среди студентов колледжа"

Студенческий проект на тему: "Характеристика и распространенность факторов риска инсульта среди студентов колледжа"...