Особенности применения индивидуального подхода в перевоспитании трудных обучающихся
статья по теме

ШУЛЬГИНА  ИРИНА  АНАТОЛЬЕВНА

Процесс перевоспитания имеет те же методы и средства, что и индивидуализация воспитания: наблюдение, составление психолого -педагогической характеристики, выработки индивидуальной воспитательной программы, а затем – ее осуществление. Рассмотрены причины трудновоспитуемости учащихся, характеристика психологических типов подростков. Предложены основные направления индивидуальной работы с «трудными» учащимися на основе личностно - деятельностного подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ind_podkhod.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности применения индивидуального подхода

в перевоспитании трудных обучающихся»

Ирина Анатольевна Шульгина,

преподаватель экономических дисциплин

ОГАОУ СПО «Губкинский горно-политехнический колледж»

Нравится это нам или нет, но ребенок, с которым труднее всего управиться — именно тот, которым впоследствии

мы больше всего гордимся.

Миньон Маклофлин

         

         Проблема перевоспитания трудных  обучающихся является составной частью индивидуализации как тенденции воспитания личности в ученическом коллективе. Универсальной теорией перевоспитания не существует (да и существовать не может).

         Как отмечал А.С.Макаренко,  «существует не проблема воспитания правонарушителей, а проблема воспитания вообще… Очень часто для воспитания правонарушителей люди мудрили, хитрили, придумывали разные фокусы. Почему? Только потому, что мало еще опыта, мало людей, знающих, как нужно вести себя с детьми, а не только с правонарушителями»

         Решая проблему трудновоспитуемости, исследователи определили рамки самого понятия «трудновоспитуемость». В глубине психики подростков проявляется устойчивое недовольство родителями, своим положением в ученической группе, однообразием учебной и домашней жизни. Они стараются противопоставить свою личность всему укладу режима, не слушаются. Самые трудные из них (нередко под руководством более старших) становятся правонарушителями.

         Как психологически проходит этот процесс? Применимы ли к перевоспитанию трудновоспитуемых те же педагогические отношения и действия, что и ко всем остальным?

         У многих студентов самооценка не соответствует оценке их окружающих. Подросток считает, что он хороший, ничего плохого не делает, а родители и педагоги видят в нем множество недостатков. Ему делают замечания, его наказывают, на него жалуются другие, и – что особенно он переживает – многие не хотят дружить с ним. Ответная реакция такого учащегося  разнообразна: удивление своим положением; привычность к тому, что он сам плохой; чувство неполноценности, огорчение; мстительное стремление сделать все назло. Защитой или нападением он пытается утвердить себя в глазах других, но не всегда это умеет. Жалобы одногруппников, отрицательное отношение родителей, замечания преподавателей  приучают его к иной точки зрения: «Я – плохой, ну и пусть». Не исключено, что его просто не понимают и необъективно оценивают, ибо чаще всего подросток переживает свою отчужденность. Это состояние в психологии называют аффектом неадекватности оценки и самооценки.

         Аффекту неадекватности склонны очень многие учащиеся – подвижные, шаловливые, неусидчивые. Оценка их поведения и прилежания зависит, в основном, от педагога. Преподаватель требует, чтобы они не крутились на уроке, не смеялись, не позволяли себе лишних слов и движений, разговоров. А эти ребята либо не приучены, либо не в состоянии выполнить такие требования. Сам по себе, аффект неадекватности – еще не трудновоспитуемость, но уже ее предпосылка.

         Постепенно у большинства «нетрудных» учащихся вырабатывается произвольность – умение управлять своим поведением. А у некоторой части ребят, наоборот, шаловливое, раскованное поведение в коллективе и дома становится устойчивым динамическим стереотипом. Чаще всего это связано либо с  их коммуникативной направленностью, либо с негативной ролью в студенческом коллективе, с устоявшимся отрицательным отношением к ним, либо с недостатками семейного воспитания. Это – когнитивный диссонанс, то есть разрыв между сознанием и поведением. Если в младшем возрасте, на «доморальном уровне», дети не полностью осознали негативность своего поведения, то в подростковом – на уровне «хорошего мальчика», они уже достаточно четко представляют, «что такое хорошо и что такое плохо», но ведут себя по стандарту «плохо».

         Оторванность от студенческого коллектива, отсутствие друзей, самоустраненность от общественной жизни формируют замкнутый мирок,  где в зависимости от личностных качеств и ориентаций  учащегося   устанавливается своеобразный тип поведения трудного подростка.

         Условно можно выделить четыре психологических типа:

  1. «Циник» - подросток с выраженной асоциальной направленностью, со сложившейся  аморальной системой взглядов, интересов и потребностей. Как правило, это – лидер компании, планирующий ее действия и вырабатывающий ее «идеологию». Он отрицательно настроен к учебному заведению, милиции, общественности. Вокруг него концентрируются остальные члены  группы, многие из которых попадают в зависимость и уже не рады ей, но не знают, как выбраться.
  2. «Неустойчивый» - подросток с не сложившейся, колеблющейся системой взглядов, ориентаций и поступков. Он находится в процессе «выбора» линии поведения; и эта линия чаще всего зависит от ситуации: от влияния коллектива, педагогов, родителей. Бывают моменты, когда такой подросток искренне хочет исправиться, но при своей неустойчивости и безволии попадает на прежнюю стезю. Обычно (в противовес педагогическому влиянию) на него «давит» циник-лидер. Страх и неуверенность создают фон для затягивания его в плохие компании.
  3. «Романтик» - подросток с сильно развитым воображением, слабо управляющий своим поведением. Он ищет «интересного», «роскошной жизни», «красивой любви», «богатства» и т.п. В  большинстве это девушки - подростки легкого поведения. Непосредственные устремления «романтиков» направлены на получение удовольствия от свободного времяпрепровождения, а участие в преступлениях связано с желанием «острых ощущений». «Романтики» редко выступают в роли лидеров, но часто являются инициаторами различных затей.
  4. «Аффективный» - подросток с четко выраженным отрицательным отношением к окружающим, которые его «обижают». Чаще всего такой тип не сживается с коллективом из - за агрессивности, импульсивной расторможенности поведения. Обычно он бросает учебу, иногда бродяжничает. Становясь взрослее, затевает драки по всякому поводу, готов и на внезапное, безмотивное преступление. Рано привыкает к алкоголю и курению, считая жизнь неудачной, пропащей, о себе говорит с надрывом,  изображает непонятого, неоцененного человека. Но вместе с тем быстро реагирует на хорошее отношение, быстро «оттаивает». Положительные реакции у таких подростков очень устойчивы.

         В зависимости от того, к какому психологическому типу относится подросток,  определяется его роль в микросреде, противостоящей воспитанию. Интересны исследования внутренней структуры взаимоотношений в этих «антиколлективах»: среди трудновоспитуемых выделяются «вожаки», «претенденты», «шестерки» (младшие подростки, обслуживающие старших и беспрекословно выполняющие их волю).

         Очень важно изучить семью трудновоспитуемого студента. Чаще всего эти дети их неблагополучных семей. Родительский индивидуализм порождает индивидуализм  детский. Изучение микроклимата семьи позволяет понять причины когнитивного диссонанса обучающихся.

         Основным в установлении причин трудновоспитуемости является углубленное изучение самого подростка. При этом следует четко разграничивать трудновоспитуемых подростков и детей с  повышенной невротичностью или  с замедленным темпом умственной деятельности.

         Процесс перевоспитания имеет те же методы и средства, что и индивидуализация воспитания: наблюдение, составление психолого-педагогической характеристики, выработки индивидуальной воспитательной программы, а затем – ее осуществление. Только вестись он должен интенсивнее.

        Подбирая трудновоспитуемому общественное поручения, нужно учитывать содержательность этого поручения. Оно должно занять у такого студента значительную часть свободного времени и потребовать от него немало труда. При этом необходимо выявить его истинное отношение к организаторскому поручению, чтобы не ставить коллектив в неверное положение по отношению к своему «трудному» подростку. Известно, что часто ответственное поручение перевоспитывало трудного подростка, и он переключал свою энергию на полезные дела. Так поступал иногда А.С.Макаренко. В коллективах, руководимых им, быстро преодолевался индивидуализм, в коллективе не было случаев уклонения от общественной деятельности или сопротивления общественному мнению. Но некоторую часть воспитанников А.С.Макаренко, как известно, называл «гниющим активом»: … «У меня было несколько человек гниющего актива… Он командир, он член комиссии, он член бюро комсомола, но мы видим, я и ребята видим просто по глазам, по походке – и для них, и для меня даже не нужны были факты, - мы видим некоторую тонкую дипломатию, - там интрига, там клевета, уклонился от работы, там станок не убрал, а за него убирает какой-нибудь малыш, назавтра опять то же самое; и гниение начинается с пользования привилегиями…».  

         Отдавать коллектив группы во власть такого активиста – большой педагогический риск: возможны и рецидивы, и совращение неустойчивых, и вообще – вместо формирования здоровых отношений могут развиваться суррогаты товарищества: круговая порука, всеобщий индивидуализм, дезорганизация стиля жизни группы. Если в группе формируется «ядро сопротивления» (по терминологии А.С.Макаренко), то учащиеся попадут в их руки и на смогут им сопротивляться. Если же, наоборот, трудный окружен хорошими ребятами, появляется больше шансов, что коллектив справляется с его перевоспитанием.

         Работа с трудновоспитуемыми не ограничивается подбором общественного поручения, она требует включения  его в жизнь коллектива. Отношение к нему должно быть ровное, простое. Лучше всего исправляет трудновоспитуемого здоровое общественное мнение.

         Общественное мнение коллектива – лучший воспитатель. Но не менее важно постепенно вовлечь трудных подростков в самовоспитание. Создание вокруг трудновоспитуемых микроклимата, где бы в отношении к нему сочетались внимательность с требовательностью и принципиальностью, дает положительный результат. Индивидуальный подход педагогов к изучению, проектированию личности и осуществлению  программ ее воспитания становится той направляющей линией, в соответствии с которой создается система педагогических и коллективных воспитательных действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный подход на уроках физической культуры.

Учителю физкультуры необходимо планировать работу, учитывая  возрастные, типовые и индивидуальные особенности детей, и проводить обучение так, чтобы приобретение знаний, умений и навыков стало дл...

Методический доклад Индивидуальный подход к ученику

Методический доклад:  «Индивидуальный подход к ученику»   Доклад «Индивидуальный подход к ученику» представлен на методический совет МОУ ДОД «ДМШ» г. Покачи. В начале доклада даются реком...

« Методика применения дифференцированного подхода к обучающимся на уроках производственного обучения»

Цель: Повышение качества профессиональной подготовки обучающихся ПУ при использовании дифференцированного подхода.Задачи:изучить основные понятия дифференцированного подхода в теории профессиональной ...

Статья "Особенности применения системно-деятельностного подхода в достижении результатов освоения обучающимися образовательных программ"

В статье раскрываются особенности системно-деятельностного подхода, лежащего в основе новой образовательной парадигмы. Системно-деятельностный подход способствует становлению личности обучающегося как...

Методическая разработка "Рекомендации педагогам по взаимодействию с "трудными" обучающимися"

Рекомендации педагогам по работе с обучающимися, имеющими отклонения в поведении....

Индивидуальный подход на уроках физической культуры с учетом физической подготовленности и состояния здоровья обучающихся.

Индивидуальный подход к учащемуся можно обеспечить, если педагог точно определит исходный уровень его обученности, индивидуальные способности, что возможно только на основе проведения тщательного тест...