Использование ИКТ на уроках математики
статья по теме

Елена Васильевна Балинова

В данной статье рассматриваются всевозможноые применения компьютера на уроках математики и во внеклассной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл balinova_ikt_na_yrokah_matematiki.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Балинова Елена Васильевна  (ele8168@yandex.ru), учитель математики, высшая квалификационная категория,  муниципальное образовательное учреждение «Пинежская общеобразовательная средняя школа №117» (МОУ «Пинежская  средняя школа №117»), п. Пинега.

Использование ИКТ на уроках математики.

Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса – развитие познавательного интереса у школьников. Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации.

Несомненно важную роль играет личность педагога, его увлеченность предметом и любовь к детям, стремление к усовершенствованию, поиску новых форм, методов и средств обучения.

          Применение ИКТ позволяет решать эту задачу за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой - использование мультимедийных возможностей современных компьютеров позволяет сделать обучение увлекательным,  ярким и  разнообразным. ИКТ помогает  осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала; индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы; раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т.ч. без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки; самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля; осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность. 

Кабинет математики сельской «Пинежской средней школы №117» хорошо оснащен: 15 компьютеров, мультимедийный проектор, графический планшет, документ камера, Интернет. Кроме этого у большинства учеников есть компьютер и Интернет дома, что позволяет создать все условия для повышения процесса обучения. Введение новых информационных технологий в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения.

Поэтому многие возможности ИКТ реализуются в обучении математике.

          Компьютер можно использовать  на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом можно выполнять различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения.
         Чтобы процесс обучения был эффективным, использую различные приёмы активизации учащихся на уроке. Остановлюсь на некоторых из них.

  1.  В 5-6 классах наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль, в то же время использование  компьютерной графики в обучении оказывается чрезвычайно эффективным. Дети, манипулируя различными объектами на экране монитора, меняя скорость  движения различных предметов (например при решении задач на скорость, работу и т.д.), их размеры,  цвет,  незаметно для себя усваивают учебный материал.
  2. Практика работы в 7-8 классах показала, что уроки целесообразно проводить  в форме семинара, где ребята с удовольствием обсуждают разные способы решения задач. На стенде постоянно вывешивается «задача недели» с интересным содержанием. Например, был объявлен конкурс на лучший графический портрет любимого героя мультика. Некоторые  работы ребят  содержали до сорока графиков. По каждой теме учащимся предлагаются творческие задания в виде  буклетов и презентаций.

При изучении новой темы  эффективны уроки-лекции с применением мультимедийной презентации, что позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации.
  3. В 10-11 классах проходит углубленное изучение математики, учащиеся занимаются исследовательской деятельностью (в районной научно-практической конференции «Юность Поморья») проекты по различным темам, презентации.

Для подготовки к экзаменам в кабинете имеется много различных компьютерных тестов и программ.

В кабинете имеется Интернет, с помощью которого провожу тренировочные тестирования при подготовке к ЕГЭ. Интернет-тесты дают хорошую возможность для самопроверки, решая их в классе, ученики получают помощь и консультацию учителя. С помощью Интернет в 2008-2009 уч. г. мы вместе с учениками приняли активное участие в VII Международной Интернет – олимпиаде студентов и школьников «Эрудиты планеты – 2008» (сертификат № 08-0148).

Большой эффект в обучении дает живое слово учителя в сочетании с наглядностью. Программное обеспечение кабинета математики очень разнообразно: программы-учебники, программы-тренажёры,  энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий, тесты по темам для итогового повторения, различные презентации, созданные мной и  учениками по различным темам и к отдельным урокам.

Возможности компьютера  использую в предметном обучении в следующих вариантах:

  1. частичная замена деятельности учителя при объяснении нового материала и проверке тестовых заданий;
 2.  выборочное использование дополнительного материала (материала из Интернета, создание буклетов и презентаций)
 3. использование тестовых  программ (по навыках вычислительной технике в 5-6 классах, подготовке к контрольным работам и к экзаменам)
 4. использование диагностических и  контролирующих материалов;
 5. выполнение домашних самостоятельных и  творческих заданий;
 6. использование компьютера для вычислений, построения  графиков;
 7. использование программ, исследовательских и  лабораторных работ;
 8. использование игровых и занимательных программ.

Улучшения восприятия изучаемого материала по предмету можно попытаться достигнуть, используя определенные программные продукты.  Изучение учащимися новых тем по математике и контроль знаний мною проводятся с применением тестов и задач, предлагаемых в доступных мне версиях обучающих программ.

На уроках использую ресурсы динамической программы «Живая геометрия», учебный комплект серии «Кирилл и Мефодий», программные продукты «Математика 5-6 классы», «Алгебра 7-9 классы», «Алгебра и начала анализа, 10-11 классы», «Репетитор по математике Кирилла и Мефодия» «Математика 7-11 классы, TeachPro». В кабинете имеется интерактивная доска, что позволяет уроки сделать еще интереснее. Дети с гораздо большим интересом выполняют различные упражнения, тесты, чем отвечают на обычные теоретические вопросы. Для оживления урока, для поддержания интереса к предмету, для привлечения учащихся к проектной деятельности, на уроках использую свои презентации, а также ресурсы сайта http://portfolio.1september.ru/, архив учебных программ информационного образовательного портала RusEdu! http://www.rusedu.ru/, а также презентации выполненные учащимися.

Применяя ИКТ на уроках математики в сочетании с другими формами  имею следующие результаты:

2006-07 уч.г. – 11 класс  информационно-технологический класс - качество - 95% (в вуз на бюджетную основу поступило 14человек из 21);  9 класс – ГИА – качество – 71%;

2007-08 уч.г. 11 класс - социально-экономический класс – качество -91% (в вуз на бюджетную основу поступило -16 из 21; гуманитарный – 60 %;

   2008-09 уч.г.  11 класс - физико-математический класс – качество 100 % (в вуз на бюджетную основу поступило 15 из 16);

2009-2010 уч. г. – 11 класс – качество – 86%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ОПТИМИЗАЦИИ

Презентация к выступрению на педагогических чтениях об интеграции математики и информатики в рамках учебного плана специальности "Гостиничный сервис".Содержит описание опыта внедрения проектной деятел...

Использование ИКТ на уроках математики и во внеурочной деятельности

В статье рассматриваются плюсы и минусы использования информационно-коммуникационных технологий на уроках математики и во внеурочной деятельности....

Использование ИКТ на уроках математики в колледже

Библиографическая ссылка pk18.esrae.ru/19-306...

Презентация "Использование ИКТ на уроках математики"

Презентация "Использование ИКТ на уроках математики"...

Статья по теме: "Проектная деятельность на уроках математики с использованием сведений из истории науки, как средство повышения интереса учащихся к изучению математики"

Статья посвящена теме проектной деятельности на уроках математики с использованием сведений из истории науки, как средство повышения интереса учащихся к изучению математики....

Открытый урок по математике на тему"Показательные уравнения. Метод приведения к одному основанию.Использование современных технологий на уроках математики"

Открытый урок по математике на тему"Показательные уравнения. Метод приведения к одному основанию.Использование современных технологий на уроках математики"...

Использование ИКТ на уроках математики в начальных классах

В настоящее время общество особенно тем, что его характеристика состоит в исключительно быстром развитии информационных и коммуникационных технологий, а их возможности становятся беспрецедентными для ...