"Моя методическая система"
учебно-методический материал по теме
Материал содержит методические рекомендации по применению форм, методов и технгологий преподавания информатики для достижения высоких результатов в обучении школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_metodicheskaya_sistema.docx | 92.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Моя методическая система
Научно-технический прогресс, информационный прорыв развития технического окружения, требуют от человека способность ориентироваться в нарастающем потоке информации. Поэтому возрастает роль самостоятельной работы школьников, способствующей формированию навыков, творческой деятельности и информационной культуры.
Развитие современной целостной личности в мире цифровых технологий, повсеместной компьютеризации общества, комунникационных средств общения не возможно без свободного общения человека и компьютера, без общения человека с человеком с помощью компьютера. И это общение начинается в школе. С изучения предмета информатика и вычислительная техника. Где происходит обучение учащихся работе на компьютере, причем использование его как средства для развития ученика, то есть превращение компьютера в предмет, с помощью которого можно решать поставленные задачи, а также получать новые знания.
Множество образовательных технологий дают возможность каждому учителю плодотворно использовать в своей работе наиболее интересные и подходящие для него методики. В своей профессиональной деятельности я ставлю цель – создание условий, способствующих развитию разносторонней личности, способной осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам окружающего мира. Не первый год работаю над методической темой «Повышение интеллекта и практических навыков учащихся через внедрение современных педагогических и ИКТ технологий в учебно-воспитательный процесс»
Для формирования определенных знаний необходимо знание не только определенного содержания школьного курса информатики, но и знание методологических и методических основ преподавания. Благодаря которым, можно выстроить если не эффективную, то оптимальную модель обучения, когда последовательно решая ряд педагогических задач, можно прийти к планируемому результату. Так для реализации свое педагогической проблемы изучаю и применяю в своей деятельности различные педагогические методики и технологии:
- системно-деятельностный подход;
- технологический подход;
- здоровьесберегающие;
- игровые;
- групповые методы обучения;
- развивающего обучения;
- взаимообучения;
- проектная деятельность;
- технология критического мышления;
В своей профессиональной деятельности я применяю различные формы организации учебного процесса: индивидуальную и групповую. Часто применяю проблемные методы обучения (беседу, проблемную ситуацию, обобщение) и поисково-исследовательские методы (наблюдение, самостоятельная работа, сбор информации, проектирование). Перед тем, как поставить перед обучающимися задачу, выдвинуть проблему, необходимо знать уровень развития каждого ученика, его потенциал. Для этого необходимо изучать и учитывать характер и темперамент обучающегося, его темп работы, его образовательные потребности. Проектная деятельность позволяет вовлечь в учебную работу всех учащихся, стимулируя учащихся к творческой деятельности, способствует возникновению и развитию активного взаимодействия между учителем, его учениками и средствами информационных технологий.
Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:
- как средство наглядности учебного процесса (презентации, моделирование),
- для индивидуализации ученого процесса,
- для организации коллективной и групповой работы (проекты),
- как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы, интерактивные тесты и другие виды работ).
Перед обучающимися стараюсь ставить такие задачи, в ходе решения которых они:
- учатся находить нужную информацию, используя все доступные источники (учебники, словари, энциклопедии, Интернет и др.);
- приобретают навыки самостоятельной творческой работы;
- учатся грамотно использовать в речи информатические термины;
- приобретают навыки исследовательской работы, самоконтроля.
Для реализации рабочей программы использую следующие УМК:
- УМК Н.В.Макаровой, начальный уровень, ПИТЕР, 2011г,
- УМК Н.Г.Угриновича базовый уровень, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012г,
- УМК Н.Г.Угриновича, профильный уровень. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012г.
Принимаю активное участие в работе школьного методического объединения учителей точного цикла и технологии: выступаю с докладами, представляю опыт своей работы, даю открытые уроки и внеклассные мероприятия. В 2011 году стала победителем IV школьного методического фестиваля в номинации «Внеклассное мероприятие» и выступила с содокладом «Способы бесконфликтного общения» на педагогическом совете, посвященному причинам школьных конфликтов. Представила опыт своей работы на городской научно-практической конференция «Информационные технологии в образовании г. Таганрога-2012». С проектом «Чехов и Таганрог» приняла участие в V региональном фестивале-конкурсе «Учитель профильной школы». В 2010 году приняла участие в работе школьного семинара «Сетевое сотрудничество учителей», на котором выступила с докладом «О работе творческой группы по внедрению информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс».
Являясь руководителем творческой группы по внедрению информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс, добилась хороших результатов по расширению информационного пространства нашей школы. Мною организованы:
- семинары, на которых поднимались вопросы внедрения, расширения и использования ИКТ в ОУ;
- мастер-классы по практическому применению навыков работы:
- в сети Интернет,
- с локальной компьютерной сетью в ОУ,
- работа с сетевыми социальными сервисами Интернета;
- с ЭОР и ЦОРами;
- дистанционное обучение;
- вебинары, как средство дистанционного общения педагогов.
- работа школьного сайта и его регулярное администрирование;
Организована, структурирована и обновляема «копилка» школьных презентаций и электронных приложений; осуществляется сотрудничество и взаимодействие между учителями-предметниками по вопросам реализации компьютерного мастерства в ОУ.
Руковожу работой компьютерных кружков для учащихся разного возраста: «Мир мультимедиа технологий, где учащиеся 7-8 классов имеют возможность глубоко погрузиться в фантастический мир компьютерной графики, видеомонтажа интерактивных презентаций; «Информатика первые шаги» для учащихся 1-х классов, где младшие школьники в игровой форме знакомятся с различными логическими понятиями, свойствами предметов, их расположении, а так же составом компьютера и назначением основных его устройств.
Я ставлю перед собой цель не просто научить детей, а помочь им раскрыть свои способности, научить работать творчески, получать от этого удовольствие, почувствовать уверенность в своих силах, когда получаешь ожидаемый результат и желание самосовершенствоваться. Ребятам я даю возможность работать, именно так они реализуют свой творческий потенциал. К праздникам «День Учителя», «День защитника отечества», «8 марта», «окончание школьного года» учащиеся младших классах создают поздравительные открытки, старшеклассники – презентации и видеоролики. Увлекающимся компьютерной графикой, даю возможность реализовать свои способности в создании и оформлении обложки для книги, написанной одноклассницей. Увлекающимся журналистикой, даю возможность оформить свой репортаж в виде многоколончатой вёрстки с иллюстрациями. Метод проектов – одна из форм обучения, способствующая активизации самостоятельной познавательной деятельности школьников. На уроках информатики учениками были реализованы проекты «История письменности», (в 5 классе), «Нарисуй загадку» (в 6 классе), «Бизнес моей мечты» (в 11 классе) и др., в качестве зачетных работ принимаются рефераты – как исследование темы, выходящей за рамки учебника. За последние три года были созданы проекты «Самый классный, классный», «История моей семьи», «Наше море», «Чехов и Таганрог», которые были представлены на школьных конференциях, муниципальных конкурсах, региональных конкурсах-фестивалях интернет-конкурсах. Почувствовав вкус успеха и побед, мои ученики охотно фантазируют и реализуют творческие порывы в создании новых продуктов, презентаций, публикаций, видеороликов, и пр. С 2008 года мои ученики стабильно становятся призёрами городского конкурса по информатике и ИКТ: конкурс творческих работ учащихся по информатике и ИТ в номинации «Видеоролик» (2008 г., I место), конкурс презентаций «Наше море» (2010 г., I место), конкурс творческих работ учащихся по информатике и ИТ (2010 г., III место), конкурс презентаций «Экоазбука здоровья» (2010 г., II место), конкурс творческих работ по информационным технологиям в номинации «Графическая разработка» (2010 г., III место), конкурс творческих работ учащихся по информатике и ИТ, в номинации «Лучший электронный журнал», посвящённый «Дню Учителя» (2010 г., II место), фестиваль-конкурс «Здоровые истины», в номинации «Печатная реклама», (2011г. два I места). Учащиеся школы под моим руководством принимают участие в городской игре по информатике «Интеллектуальный ринг».
Мои ученики в 2011 году заняли 1 и 2 место в олимпиаде по информатике, проводимой ФГБОУ ВПО ТГПИ, приняли участие во Всероссийском дистанционном открытом интернет-конкурсе осенний марафон «Знание-сила» (2012 г., I место).
Современные электронные средства образовательного назначения позволяют создавать презентации к урокам, тестирующие работы по математике и информатике, а также предоставляют широкие возможности для проектной деятельности
В работе с учащимися использую активные формы работы, придерживаясь демократического стиля общения. Являясь классным руководителем, стремлюсь создать условия комфортности для каждого ученика в классе. Уделяю большое внимание развитию самоуправления в детском коллективе, активно привлекаю к совместной деятельности в делах класса и школы всех учащихся, стараюсь вывести каждого ученика на высокий уровень самоорганизации и самореализации. Ребята с удовольствием принимают участие в классных и общешкольных мероприятиях. Результатом такой работы является микроклимат в классе, в котором учащиеся чувствуют себя психологически и эмоционально комфортно, уверены в себе, чувствуют себя нужными коллективу. Ежегодно проводится мониторинг уровня воспитанности в классах школы, в моем классе уровень воспитанности учащихся находится на высоком уровне.
Можно говорить о положительном решении проблемы удовлетворения образовательных потребностей отдельных учеников, с отличающимися возможностями или склонностями.
Организация учебного процесса с учетом результатов диагностики содержит:
- диагностику интеллектуального потенциала;
- своевременную диагностику уровня знаний, умений, навыков учащихся;
- индивидуальный подход к каждому ученику;
- дифференцированность измерительных материалов;
- дополнительные индивидуальные занятия во внеурочное время (с сильными учениками – задания повышенной трудности, со слабыми – базовый уровень).
Наблюдается положительная динамика качества знаний по информатике. Уровень обученности во всех классах стабилен. Уровень обученности моих выпускников составляет 100%, качество обученности в девятых классах от 65 до 83%, в одиннадцатых от 71 до 86%. Данные представлены в таблице и проиллюстрированы диаграммами.
Классы | Годы исследования | ||||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | ||
9 классы | % уровня обученности | 100% | 100% | 100% | 100% |
% качества знаний | 65% | 76% | 83% | 81% | |
11 классы | % уровня обученности | 100% | 100% | 100% | 100% |
% качества знаний | 80% | 71% | 82% | 86% |
9 классы
11 классы
Мониторинг индивидуальных достижений обучающихся является важным компонентом учебного процесса. Своевременная проверка результатов позволяет внести изменения в содержание и методы обучения и осуществлять коррекцию знаний, умений и навыков учащихся. Контролирующие мероприятия направлены на формирование у учащихся чувства ответственности за результаты обучения, стремление к достижению более высоких результатов. Формы контроля разнообразны. Это и постоянный текущий контроль ЗУН в виде практических, самостоятельных работ, тестовых заданий, и рубежный контроль в виде проведения зачетов, творческих работ, контрольных работ, итоговых тестов (в том числе и на компьютере) и др. Простроенная система работы позволяет прогнозировать образовательный процесс, планировать хорошие результаты.
Для повышения уровня педагогической подготовки, занимаюсь самообразованием, участвую в интернет-сообществах, прохожу обучение на курсах повышения квалификации в Государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Ростовский областной институт повышения квалификации и подготовки работников образования» по проблеме «Применение пакета свободного программного обеспечения» в объёме 72 часов, 2009 г., удостоверение № 3857; по проблеме «Развитие инновационного потенциала современного учителя математики в условиях реализации ФГОС-2» в объёме 72 часов, 2009 г., удостоверение № 3984; по проблеме «Информатика и ИКТ» в объёме 72 часов, 2010г., удостоверение №380.
Награждена: Благодарственное письмо Мэра г.Таганрога, 2011г.; грамота Управления образования г. Таганрога, 2012г.; благодарность ТГПИ, факультета информатики и управления, 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие по выполнению практического занятия №1 "Изучение структуры операционной системы" по дисциплине "Операционные системы и среды" для специальности 230113 Компьютерные системы и комплексы
Методическое пособие создано для реализации основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы (базовой подгото...
Методическое пособие по выполнению практического занятия №2 "Работа с основными командами операционной системы" по дисциплине "Операционные системы и среды" для специальности 230113 Компьютерные системы и комплексы
Методическое пособие создано для реализации основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы (базовой подгото...
Методическое пособие по выполнению практического занятия №4-5 Работа с каталогами в операционных системах. Работа с файлами в операционных системах" по дисциплине "Операционные системы и среды" для специальности 230113 Компьютерные системы и комплексы
Методическое пособие создано для реализации основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы (базовой подгото...
Методическая система работы учителя математики в условиях личностно-ориентированного образования
ведущая педагогическая идея: воспитание через личностно-ориентированный подход в обучении и многообразие форм деятельности студента...
Методическая система работы учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №1 г.о.Люберцы Пронкиной Ирины Борисовны «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»
Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русск...
Методическая система работы
Абрамова Г.М....
Методическая система работы преподавателя
В настоящее время одним из приоритетов развития России является качественное образование. Сегодня время диктует, чтобы выпускники СПО были конкурентоспособными на рынке труда. Для этого необходимо не ...