"Моя методическая система"
учебно-методический материал по теме

Теременцева Лиана Станиславовна

Материал содержит методические рекомендации по применению форм, методов и технгологий преподавания информатики для достижения высоких результатов в обучении школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_metodicheskaya_sistema.docx92.72 КБ

Предварительный просмотр:

Моя методическая система

Научно-технический прогресс, информационный прорыв развития технического окружения, требуют от человека способность ориентироваться в нарастающем потоке информации. Поэтому возрастает роль самостоятельной работы школьников, способствующей формированию навыков, творческой деятельности и информационной культуры.

Развитие современной целостной личности в мире цифровых технологий, повсеместной компьютеризации общества, комунникационных средств общения не возможно без свободного общения человека и компьютера, без общения человека с человеком с помощью компьютера. И это общение начинается в школе. С изучения предмета информатика и вычислительная техника. Где происходит обучение учащихся работе на компьютере, причем использование его как средства для развития ученика, то есть превращение компьютера в предмет, с помощью которого можно решать поставленные задачи, а также получать новые знания.

Множество образовательных технологий дают возможность каждому учителю плодотворно использовать в своей работе наиболее интересные и подходящие для него методики. В своей профессиональной деятельности я ставлю цель – создание условий, способствующих развитию разносторонней личности, способной осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам окружающего мира. Не первый год работаю над методической темой «Повышение интеллекта и практических навыков учащихся через внедрение современных педагогических  и ИКТ технологий в учебно-воспитательный процесс»    

Для формирования определенных знаний необходимо знание не только определенного содержания школьного курса информатики, но и знание методологических и методических основ преподавания. Благодаря которым, можно выстроить если не эффективную, то оптимальную модель обучения, когда последовательно решая ряд педагогических задач, можно прийти к планируемому результату. Так для реализации свое педагогической проблемы  изучаю и применяю в своей деятельности различные педагогические методики и технологии:

  • системно-деятельностный подход;
  • технологический подход;
  • здоровьесберегающие;
  •  игровые;
  •  групповые методы обучения;
  • развивающего обучения;
  • взаимообучения;
  • проектная деятельность;
  • технология критического мышления;

В своей профессиональной деятельности я применяю различные формы организации учебного процесса: индивидуальную и групповую. Часто применяю проблемные методы обучения (беседу, проблемную ситуацию, обобщение) и  поисково-исследовательские методы (наблюдение, самостоятельная работа, сбор информации, проектирование). Перед тем, как поставить перед обучающимися задачу, выдвинуть проблему, необходимо знать уровень развития каждого ученика, его потенциал. Для этого необходимо изучать и учитывать характер и темперамент обучающегося, его темп работы, его образовательные потребности. Проектная деятельность позволяет вовлечь в учебную работу всех учащихся, стимулируя учащихся к творческой деятельности, способствует возникновению и развитию активного взаимодействия между учителем, его учениками и средствами информационных технологий.        

Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:

  • как средство наглядности учебного процесса (презентации, моделирование),
  • для индивидуализации ученого процесса,
  • для организации коллективной и групповой работы (проекты),
  • как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы, интерактивные тесты и другие виды работ).

Перед обучающимися стараюсь ставить такие задачи, в ходе решения которых они:

  • учатся находить нужную информацию, используя все доступные источники (учебники, словари, энциклопедии, Интернет и др.);
  • приобретают навыки самостоятельной творческой работы;
  • учатся грамотно использовать в речи информатические термины;
  • приобретают навыки исследовательской работы, самоконтроля.

Для реализации рабочей программы использую следующие УМК:

  • УМК Н.В.Макаровой, начальный уровень, ПИТЕР, 2011г,
  • УМК Н.Г.Угриновича базовый уровень, БИНОМ. Лаборатория знаний,  2012г,
  • УМК Н.Г.Угриновича, профильный уровень. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012г.

Принимаю активное участие в работе школьного методического объединения учителей точного цикла и технологии: выступаю с докладами, представляю опыт своей работы, даю открытые уроки и  внеклассные мероприятия. В 2011 году стала победителем IV школьного методического фестиваля в номинации «Внеклассное мероприятие» и выступила с содокладом «Способы бесконфликтного общения» на педагогическом совете, посвященному  причинам школьных конфликтов.  Представила опыт своей работы на городской научно-практической конференция «Информационные технологии в образовании г. Таганрога-2012». С проектом «Чехов и Таганрог» приняла участие в  V региональном фестивале-конкурсе «Учитель профильной школы». В 2010 году приняла участие в работе школьного семинара «Сетевое сотрудничество учителей», на котором выступила с докладом «О работе творческой группы по внедрению информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс».

 Являясь руководителем творческой группы по внедрению информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс, добилась хороших результатов по расширению информационного пространства нашей школы. Мною организованы:

  • семинары, на которых поднимались вопросы внедрения, расширения и использования ИКТ в ОУ;
  • мастер-классы по практическому применению навыков работы:
  • в сети Интернет,
  • с локальной компьютерной сетью в ОУ,
  • работа с сетевыми социальными сервисами Интернета;
  • с ЭОР и ЦОРами;
  • дистанционное обучение;
  • вебинары, как средство дистанционного общения педагогов.
  •  работа школьного сайта и его регулярное администрирование;

Организована,  структурирована и обновляема «копилка» школьных презентаций и электронных приложений; осуществляется  сотрудничество и взаимодействие между учителями-предметниками по вопросам реализации компьютерного мастерства в ОУ.

Руковожу работой компьютерных кружков для учащихся разного возраста: «Мир мультимедиа технологий, где учащиеся 7-8 классов имеют возможность глубоко погрузиться в фантастический мир компьютерной графики, видеомонтажа интерактивных презентаций; «Информатика первые шаги»  для учащихся 1-х классов, где младшие школьники в игровой форме знакомятся с различными логическими понятиями, свойствами предметов, их расположении, а так же составом компьютера и назначением основных  его устройств.

Я ставлю перед собой цель не просто научить детей, а помочь им раскрыть свои способности, научить работать творчески, получать от этого удовольствие, почувствовать уверенность в своих силах, когда получаешь   ожидаемый результат и желание самосовершенствоваться. Ребятам я даю возможность работать, именно так они реализуют свой творческий потенциал.  К праздникам «День Учителя», «День защитника отечества»,  «8 марта», «окончание школьного года» учащиеся  младших классах создают  поздравительные открытки, старшеклассники – презентации и видеоролики. Увлекающимся компьютерной графикой, даю возможность реализовать свои способности в создании и оформлении обложки для книги, написанной одноклассницей.  Увлекающимся журналистикой, даю возможность оформить свой репортаж в виде многоколончатой вёрстки с иллюстрациями. Метод проектов – одна из форм обучения, способствующая активизации самостоятельной познавательной деятельности школьников. На уроках информатики учениками были реализованы проекты «История письменности», (в 5 классе), «Нарисуй загадку» (в 6 классе), «Бизнес моей мечты» (в 11 классе) и др., в качестве зачетных работ принимаются рефераты – как исследование темы, выходящей за рамки учебника. За последние три года были созданы проекты «Самый классный, классный»,  «История моей семьи», «Наше море», «Чехов и Таганрог», которые были представлены на школьных конференциях, муниципальных конкурсах, региональных конкурсах-фестивалях интернет-конкурсах.  Почувствовав вкус успеха и побед, мои ученики охотно фантазируют и реализуют творческие порывы  в создании новых продуктов, презентаций, публикаций, видеороликов, и пр. С 2008 года мои ученики стабильно становятся призёрами городского конкурса по информатике и ИКТ: конкурс  творческих работ учащихся по информатике и ИТ  в номинации «Видеоролик» (2008 г., I место), конкурс презентаций «Наше море» (2010 г., I место), конкурс  творческих работ учащихся по информатике и ИТ  (2010 г., III место), конкурс презентаций «Экоазбука здоровья» (2010 г., II место),  конкурс творческих работ по информационным технологиям в номинации «Графическая разработка» (2010 г., III место), конкурс  творческих работ учащихся по информатике и ИТ, в номинации «Лучший электронный журнал», посвящённый «Дню  Учителя» (2010 г., II место),  фестиваль-конкурс «Здоровые истины», в номинации «Печатная реклама», (2011г. два I места). Учащиеся школы под моим руководством принимают участие в городской игре по информатике «Интеллектуальный ринг».  

Мои ученики в 2011 году заняли 1 и 2 место в олимпиаде по информатике, проводимой ФГБОУ ВПО ТГПИ,  приняли участие во Всероссийском дистанционном открытом интернет-конкурсе осенний марафон «Знание-сила» (2012 г., I место).

Современные электронные средства образовательного назначения позволяют создавать презентации к урокам, тестирующие работы по математике и информатике, а также предоставляют широкие возможности для проектной деятельности

В работе с учащимися использую активные формы работы, придерживаясь демократического стиля общения. Являясь классным руководителем, стремлюсь создать условия комфортности для каждого ученика в классе. Уделяю большое внимание развитию самоуправления в детском коллективе, активно привлекаю к совместной деятельности в делах класса и школы всех учащихся, стараюсь вывести каждого ученика на высокий уровень самоорганизации и самореализации. Ребята с удовольствием принимают участие в классных и общешкольных мероприятиях. Результатом такой работы является микроклимат в классе, в котором учащиеся чувствуют себя психологически и эмоционально комфортно, уверены в себе, чувствуют себя нужными коллективу. Ежегодно проводится мониторинг уровня воспитанности в классах школы, в моем классе уровень воспитанности учащихся находится на высоком уровне.

Можно говорить о положительном решении проблемы удовлетворения образовательных потребностей отдельных учеников, с отличающимися возможностями или склонностями.

Организация учебного процесса с учетом результатов диагностики содержит:

  1. диагностику интеллектуального потенциала;
  2. своевременную диагностику уровня знаний, умений, навыков учащихся;
  3. индивидуальный подход к каждому ученику;
  4. дифференцированность измерительных материалов;
  5. дополнительные индивидуальные занятия во внеурочное время (с сильными учениками –  задания повышенной трудности, со слабыми – базовый уровень).

Наблюдается положительная динамика качества знаний по информатике. Уровень обученности во всех классах стабилен. Уровень обученности моих выпускников составляет 100%, качество обученности в девятых классах от 65 до 83%, в одиннадцатых от 71 до 86%.  Данные представлены в таблице и проиллюстрированы диаграммами.

Классы

Годы исследования

2009

2010

2011

2012

9 классы

% уровня обученности

100%

100%

100%

100%

% качества знаний

65%

76%

83%

81%

11 классы

% уровня обученности

100%

100%

100%

100%

% качества знаний

80%

71%

82%

86%

9 классы

11 классы

Мониторинг индивидуальных достижений обучающихся является важным компонентом учебного процесса. Своевременная проверка результатов позволяет внести изменения в содержание и методы обучения и осуществлять коррекцию знаний, умений и навыков учащихся. Контролирующие мероприятия направлены на формирование у учащихся чувства ответственности за результаты обучения, стремление к достижению более высоких результатов. Формы контроля разнообразны. Это и постоянный текущий контроль ЗУН в виде практических, самостоятельных работ, тестовых заданий, и рубежный контроль в виде проведения зачетов, творческих работ, контрольных работ, итоговых тестов (в том числе и на компьютере) и др. Простроенная система работы позволяет прогнозировать образовательный процесс, планировать хорошие результаты.

Для повышения уровня педагогической подготовки, занимаюсь самообразованием, участвую в интернет-сообществах, прохожу обучение на  курсах повышения квалификации в Государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Ростовский областной институт повышения квалификации и подготовки работников образования» по проблеме «Применение пакета свободного программного обеспечения» в объёме 72 часов, 2009 г., удостоверение № 3857;  по проблеме «Развитие инновационного потенциала современного учителя математики в условиях реализации ФГОС-2» в объёме 72 часов, 2009 г., удостоверение № 3984;  по проблеме «Информатика и ИКТ» в объёме 72 часов, 2010г., удостоверение №380.

Награждена: Благодарственное письмо Мэра г.Таганрога, 2011г.; грамота Управления образования г. Таганрога, 2012г.; благодарность ТГПИ, факультета информатики и управления, 2011г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по выполнению практического занятия №1 "Изучение структуры операционной системы" по дисциплине "Операционные системы и среды" для специальности 230113 Компьютерные системы и комплексы

Методическое пособие создано для реализации основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы (базовой подгото...

Методическое пособие по выполнению практического занятия №2 "Работа с основными командами операционной системы" по дисциплине "Операционные системы и среды" для специальности 230113 Компьютерные системы и комплексы

Методическое пособие создано для реализации основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы (базовой подгото...

Методическое пособие по выполнению практического занятия №4-5 Работа с каталогами в операционных системах. Работа с файлами в операционных системах" по дисциплине "Операционные системы и среды" для специальности 230113 Компьютерные системы и комплексы

Методическое пособие создано для реализации основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы (базовой подгото...

Методическая система работы учителя математики в условиях личностно-ориентированного образования

ведущая педагогическая идея: воспитание через личностно-ориентированный подход в обучении и многообразие форм деятельности студента...

Методическая система работы учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №1 г.о.Люберцы Пронкиной Ирины Борисовны «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русск...

Методическая система работы преподавателя

В настоящее время одним из приоритетов развития России является качественное образование. Сегодня время диктует, чтобы выпускники СПО были конкурентоспособными на рынке труда. Для этого необходимо не ...