психолого-педагогические рекомендации для подготовки к экзамену
статья по теме
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОМСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТОРГОВЛИ, ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
к подготовке к экзамену студентов
Автор:
преподаватель
Панкратова Г.В.
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНАМ
Накануне экзамена очень важно создать ощущение самоуверенности и комфорта и для этого следует помнить о некоторых психологических правилах:
1. Необходимо объяснить себе, что лёгкое волнение перед экзаменом – это естественное состояние. Оно мобилизует, дисциплинирует, настраивает на интенсивную умственную работу. Ощущение полного незнания перед экзаменом – это нормально.
2. Не бойтесь приближения экзамена. Рассматривайте экзамен как возможность показать обширность своих знаний и получить вознаграждение за проделанную вами работу.
3. Хорошо выспитесь в ночь перед экзаменом. Отведите себе время с запасом, особенно для дел, которые надо выполнить непосредственно перед экзаменом, и приходите на экзамен незадолго до начала.
4. Необходимо понять, что уверенность в себе приходит от сознания того, что вы хорошо подготовлены к экзамену. Необходимо сосредоточиться не на своей тревоге и ожидании, а на подготовке и самопроверке перед экзаменом.
5. За несколько дней до экзамена стоит мысленно проиграть экзаменационную ситуацию, представить себе обстановку учебной аудитории, преподавателей в экзаменационной комиссии и себя в обычном состоянии. Например: Вхожу в аудиторию. Приветствую присутствующих. Уверенно отвечаю на различные вопросы. Сажусь за стол, сосредотачиваюсь на задании. Для меня больше ничего не существует. Вспоминаю содержание материала. Оформляю записи ответа. Уверенно подхожу к экзаменатору и отвечаю по готовой чёткой схеме.
6. Стоит помнить о том, что экзаменаторы – тоже люди, которые выполняют свои должностные обязанности. Экзаменаторы задают вопросы с целью проверки глубины ваших знаний. Если ваш ответ звучит уныло, неуверенно и невыразительно, это повлияет на внимательность преподавателя и его оценку ваших знаний.
7. Готовясь к экзамену, студенты всегда мечтают найти какое-нибудь чудодейственное средство, помогающее победить лень, улучшить память, отогнать сон и усталость. Но таких препаратов не существует. И молодежь нередко использует вместо них лекарством с возбуждающим действием, а иногда, перед самым ответственным моментом, и с подавляющим — для успокоения нервов. Делать этого не стоит. Такие средства могут стать причиной постоянного ощущения беспокойства и даже психических нарушений. А некоторые из них могут привести к неверной оценке собственных возможностей и познаний. Кроме того, случается и так, что сведения, усвоенные после приема таких препаратов, могут вспомниться только в присутствии в организме этого вещества. Вместо искусственных стимуляторов пользуйтесь естественными методами для эффективной учебы и запоминания: учите материал по частям, составляйте планы и конспекты, по которым готовитесь к экзаменам, ищите взаимосвязь между различными темами, используйте для запоминания ассоциативный метод. Очень помогает и составление шпаргалок в качестве справочника для повторения материалов.
8. Ошибка на экзамене - это не катастрофа, а стимул для дальнейшего поиска.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНАМ
Кроме позитивного психологического настроя необходимо правильно организовать процесс подготовки к экзамену и в этом помогут следующие рекомендации:
1. Заранее приготовьте перечень основных тем и вопросов, составленных преподавателем.
2. Заблаговременно приобретите необходимый комплект учебных пособий, соответствующий содержанию и объёму изучаемой дисциплины.
3. Распределите учебный материал во времени, отведённом для подготовки к экзамену, оставив последние дни только для повторения, а не для изучения.
4. Выделяйте те вопросы, которые требуют особого внимания
5. Не стоит повторять вопросы по порядку. Лучше написать номера на листочках и тянуть, как на экзаменах.
6. В экзаменационных вопросах выделяйте главную мысль. Устанавливайте взаимосвязь повторяемого вопроса с другими темами курса. Составляйте план-конспект ответа на вопрос.
7. Тем студентам, которым не нужно много времени «на раскачку», начинать подготовку следует с более трудных вопросов и тем. Обычно такие студенты обладают способностью быстро сосредотачиваться и долгое время удерживать сконцентрированное внимание. Если же работоспособность нарастает постепенно, лучше не терять времени и сначала быстро повторить более легкий материал.
8. Иногда кажется: выучить все, что нужно, просто невозможно. Тогда стоит отделить легкие вопросы от труднопонимаемых и труднозапоминаемых и посмотреть, нельзя ли перекинуть мостик от более легкого материала к трудному. Осознанному пониманию и запоминанию способствует ассоциативное восприятие.
9. Повторять материал нужно не «про себя». Такой способ подготовки и самопроверки неэффективен. Кажется, что помнишь, знаешь, а начинаешь ответ, он получается скомканным, отрывочным. Лучше составить развёрнутый план, схему ответа, в котором полно и последовательно перечислены основные понятия изучаемого вопроса.
10. Работая с книгой, учитесь выделять главное. Старайтесь не зазубривать, а понимать сущность излагаемого материала. Разбивайте повторяемый материал на смысловые части. Пользуйтесь предложенными таблицами, схемами, иллюстрациями и др. дополнительным материалом. По мере работы с информацией, вырабатывайте собственное мнение. Не пренебрегайте малозначимой информацией, деталями. На экзамене любое знание может оказаться полезным. При изучении теоретических положений постарайтесь осознать их практическое значение.
11. Прорепетируйте ответы на самые трудные вопросы, возможно – рассказать дома внимательному слушателю или запишите ответ на магнитофон (диктофон), а потом послушайте себя со стороны. Перед устным экзаменом можно проверять свою готовность, рассказывая свой ответ вслух перед зеркалом. Тогда включается особый вид памяти – речедвигательная память. На экзамене этот материал легко вспомнится.
12. Хорошим помощником при подготовке к экзамену может стать зрительная память. Для этого нужно постараться запомнить не только повторяемый материал, но и сам источник – конспект, учебник и пр. При воспроизведении текста вспомнить номер главы (раздела, параграфа), расположение абзаца в определённой части страницы (верхняя или нижняя).
13. Во время подготовки к экзамену не стоит сокращать время сна. Просыпаться и ложиться лучше в привычное время. Рациональнее пересмотреть свой привычный режим и по возможности сократить время вечерних прогулок, телефонных разговоров, просмотра телевизионных программ и выполнения бытовых дел. Не пытайтесь наверстать упущенное время для самоподготовки вечером – эффективность такой работы очень мала.
14. Продолжительность самостоятельных занятий накануне экзамена следует увеличивать постепенно. Первое время, через каждые 50 – 60 минут занятий необходимо делать перерыв на 10 минут. Затем, после 2 – 3 часов работы сделать перерыв на 30 минут для отдыха. Потом можно позаниматься еще 3 – 4 часа и отдохнуть не меньше 2 часов. После отдыха – еще 2,5 – 3 часа работы. Необходима правильная организация времени отдыха. Исключена любая умственная деятельность, требующая сосредоточения и концентрации внимания. Любое дополнительное напряжение увеличит и без того интенсивную нагрузку на психику. Активный отдых совместим с состоянием полного покоя.
15. При подготовке к экзамену следует понаблюдать за своими биоритмами и часами наивысшей физической и умственной активности. Это поможет определить время суток, когда вы лучше усваиваете и запоминаете информацию и правильно спланировать режим работы и отдыха.
16. Используйте возможность получения консультаций у преподавателя, который ответит на возникающие в процессе подготовки вопросы. Не стесняйтесь задавать вопросы преподавателям и сокурсникам. Помните, что одинакового для всех способа подготовки к экзаменам не существует. Это зависит от ваших индивидуальных особенностей, от содержания дисциплины, наличия учебных пособий, возможностей консультирования.
17. Подготовка к экзамену требует равномерного напряжения в течение всего семестра, а не аврального заучивания быстро забываемой информации перед экзаменом.
3. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ЭКЗАМЕНЕ
На успешную сдачу экзамена влияет и самоорганизация студента непосредственно в день сдачи экзамена, которая обеспечивается соблюдением следующих рекомендаций:
1. Перед тем как войти в аудиторию, где проходит экзамен, следует проверить необходимые письменные и канцелярские принадлежности, студенческий билет, бейдж, направление на экзамен, зачётную книжку. Зайдя в аудиторию, следует негромко поприветствовать присутствующих, назвать сою фамилию и имя, предложить экзаменатору свой студенческий билет.
2. Получив задание, сядьте удобно, внимательно прочитайте задание.
3. Распределите время на выполнение всех заданий. Не тратьте слишком много времени на подробные ответы по первым вопросам, иначе другие задания останутся невыполненными.
4. Если вы не знаете ответа на какой-то вопрос, пропустите его и приступайте к следующему. Начините готовиться с более легкого вопроса или задания.
5. Если вы отвечаете на вопрос, требующий подробного ответа, и не можете сразу ответить на него, выберите отдельный пункт вопроса и начинайте писать. Это даст толчок к формированию ответа.
6. На устном экзамене обязательно сначала составьте план (схему) ответа.
7. Пишите разборчиво, в расчете на экзаменатора, подчеркните в ответе главные мысли и даты, имена и географические названия, чтобы это бросалось в глаза.
8. Убедитесь, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение.
9. Не сдавайте письменные работы без проверки орфографической, пунктуационной и стилистической грамотности.
10. Часть вопросов постарайтесь изложить в таблично-схематичной форме.
11. При подготовке к ответу используйте разрешённые преподавателем издания: карты, статистические сведения, словари, справочники, нормативные акты и пр.
12. Если вы нуждается в помощи преподавателя, вопросы следует задавать коротко и чётко.
13. Не старайтесь повторить весь материал в последнюю минуту.
14. Не паникуйте, когда другие экзаменующиеся начинают сдавать свои работы. Те, кто первым выполнил задание, не получат за это дополнительных баллов. У вас есть реальные возможности качественно ответить на все вопросы и получить высокий общий балл.
15. Не пытайтесь обмануть преподавателей, не рассчитывайте на подсказку и списывание. Преподаватели сами сдавали экзамены и знают все уловки.
У вас все получится!
Ваша заслуженная хорошая оценка
порадует вашего преподавателя не меньше, чем вас!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekom_po_podgot_k_ek-nu.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОМСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТОРГОВЛИ, ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
к подготовке к экзамену студентов
Автор:
преподаватель
Панкратова Г.В.
- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНАМ
Накануне экзамена очень важно создать ощущение самоуверенности и комфорта и для этого следует помнить о некоторых психологических правилах:
- Необходимо объяснить себе, что лёгкое волнение перед экзаменом – это естественное состояние. Оно мобилизует, дисциплинирует, настраивает на интенсивную умственную работу. Ощущение полного незнания перед экзаменом – это нормально.
2. Не бойтесь приближения экзамена. Рассматривайте экзамен как возможность показать обширность своих знаний и получить вознаграждение за проделанную вами работу.
3. Хорошо выспитесь в ночь перед экзаменом. Отведите себе время с запасом, особенно для дел, которые надо выполнить непосредственно перед экзаменом, и приходите на экзамен незадолго до начала.
4. Необходимо понять, что уверенность в себе приходит от сознания того, что вы хорошо подготовлены к экзамену. Необходимо сосредоточиться не на своей тревоге и ожидании, а на подготовке и самопроверке перед экзаменом.
5. За несколько дней до экзамена стоит мысленно проиграть экзаменационную ситуацию, представить себе обстановку учебной аудитории, преподавателей в экзаменационной комиссии и себя в обычном состоянии. Например: Вхожу в аудиторию. Приветствую присутствующих. Уверенно отвечаю на различные вопросы. Сажусь за стол, сосредотачиваюсь на задании. Для меня больше ничего не существует. Вспоминаю содержание материала. Оформляю записи ответа. Уверенно подхожу к экзаменатору и отвечаю по готовой чёткой схеме.
6. Стоит помнить о том, что экзаменаторы – тоже люди, которые выполняют свои должностные обязанности. Экзаменаторы задают вопросы с целью проверки глубины ваших знаний. Если ваш ответ звучит уныло, неуверенно и невыразительно, это повлияет на внимательность преподавателя и его оценку ваших знаний.
7. Готовясь к экзамену, студенты всегда мечтают найти какое-нибудь чудодейственное средство, помогающее победить лень, улучшить память, отогнать сон и усталость. Но таких препаратов не существует. И молодежь нередко использует вместо них лекарством с возбуждающим действием, а иногда, перед самым ответственным моментом, и с подавляющим — для успокоения нервов. Делать этого не стоит. Такие средства могут стать причиной постоянного ощущения беспокойства и даже психических нарушений. А некоторые из них могут привести к неверной оценке собственных возможностей и познаний. Кроме того, случается и так, что сведения, усвоенные после приема таких препаратов, могут вспомниться только в присутствии в организме этого вещества. Вместо искусственных стимуляторов пользуйтесь естественными методами для эффективной учебы и запоминания: учите материал по частям, составляйте планы и конспекты, по которым готовитесь к экзаменам, ищите взаимосвязь между различными темами, используйте для запоминания ассоциативный метод. Очень помогает и составление шпаргалок в качестве справочника для повторения материалов.
8. Ошибка на экзамене - это не катастрофа, а стимул для дальнейшего поиска.
- ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНАМ
Кроме позитивного психологического настроя необходимо правильно организовать процесс подготовки к экзамену и в этом помогут следующие рекомендации:
1. Заранее приготовьте перечень основных тем и вопросов, составленных преподавателем.
2. Заблаговременно приобретите необходимый комплект учебных пособий, соответствующий содержанию и объёму изучаемой дисциплины.
3. Распределите учебный материал во времени, отведённом для подготовки к экзамену, оставив последние дни только для повторения, а не для изучения.
4. Выделяйте те вопросы, которые требуют особого внимания
5. Не стоит повторять вопросы по порядку. Лучше написать номера на листочках и тянуть, как на экзаменах.
6. В экзаменационных вопросах выделяйте главную мысль. Устанавливайте взаимосвязь повторяемого вопроса с другими темами курса. Составляйте план-конспект ответа на вопрос.
7. Тем студентам, которым не нужно много времени «на раскачку», начинать подготовку следует с более трудных вопросов и тем. Обычно такие студенты обладают способностью быстро сосредотачиваться и долгое время удерживать сконцентрированное внимание. Если же работоспособность нарастает постепенно, лучше не терять времени и сначала быстро повторить более легкий материал.
8. Иногда кажется: выучить все, что нужно, просто невозможно. Тогда стоит отделить легкие вопросы от труднопонимаемых и труднозапоминаемых и посмотреть, нельзя ли перекинуть мостик от более легкого материала к трудному. Осознанному пониманию и запоминанию способствует ассоциативное восприятие.
9. Повторять материал нужно не «про себя». Такой способ подготовки и самопроверки неэффективен. Кажется, что помнишь, знаешь, а начинаешь ответ, он получается скомканным, отрывочным. Лучше составить развёрнутый план, схему ответа, в котором полно и последовательно перечислены основные понятия изучаемого вопроса.
10. Работая с книгой, учитесь выделять главное. Старайтесь не зазубривать, а понимать сущность излагаемого материала. Разбивайте повторяемый материал на смысловые части. Пользуйтесь предложенными таблицами, схемами, иллюстрациями и др. дополнительным материалом. По мере работы с информацией, вырабатывайте собственное мнение. Не пренебрегайте малозначимой информацией, деталями. На экзамене любое знание может оказаться полезным. При изучении теоретических положений постарайтесь осознать их практическое значение.
11. Прорепетируйте ответы на самые трудные вопросы, возможно – рассказать дома внимательному слушателю или запишите ответ на магнитофон (диктофон), а потом послушайте себя со стороны. Перед устным экзаменом можно проверять свою готовность, рассказывая свой ответ вслух перед зеркалом. Тогда включается особый вид памяти – речедвигательная память. На экзамене этот материал легко вспомнится.
12. Хорошим помощником при подготовке к экзамену может стать зрительная память. Для этого нужно постараться запомнить не только повторяемый материал, но и сам источник – конспект, учебник и пр. При воспроизведении текста вспомнить номер главы (раздела, параграфа), расположение абзаца в определённой части страницы (верхняя или нижняя).
13. Во время подготовки к экзамену не стоит сокращать время сна. Просыпаться и ложиться лучше в привычное время. Рациональнее пересмотреть свой привычный режим и по возможности сократить время вечерних прогулок, телефонных разговоров, просмотра телевизионных программ и выполнения бытовых дел. Не пытайтесь наверстать упущенное время для самоподготовки вечером – эффективность такой работы очень мала.
14. Продолжительность самостоятельных занятий накануне экзамена следует увеличивать постепенно. Первое время, через каждые 50 – 60 минут занятий необходимо делать перерыв на 10 минут. Затем, после 2 – 3 часов работы сделать перерыв на 30 минут для отдыха. Потом можно позаниматься еще 3 – 4 часа и отдохнуть не меньше 2 часов. После отдыха – еще 2,5 – 3 часа работы. Необходима правильная организация времени отдыха. Исключена любая умственная деятельность, требующая сосредоточения и концентрации внимания. Любое дополнительное напряжение увеличит и без того интенсивную нагрузку на психику. Активный отдых совместим с состоянием полного покоя.
15. При подготовке к экзамену следует понаблюдать за своими биоритмами и часами наивысшей физической и умственной активности. Это поможет определить время суток, когда вы лучше усваиваете и запоминаете информацию и правильно спланировать режим работы и отдыха.
16. Используйте возможность получения консультаций у преподавателя, который ответит на возникающие в процессе подготовки вопросы. Не стесняйтесь задавать вопросы преподавателям и сокурсникам. Помните, что одинакового для всех способа подготовки к экзаменам не существует. Это зависит от ваших индивидуальных особенностей, от содержания дисциплины, наличия учебных пособий, возможностей консультирования.
17. Подготовка к экзамену требует равномерного напряжения в течение всего семестра, а не аврального заучивания быстро забываемой информации перед экзаменом.
3. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ЭКЗАМЕНЕ
На успешную сдачу экзамена влияет и самоорганизация студента непосредственно в день сдачи экзамена, которая обеспечивается соблюдением следующих рекомендаций:
1. Перед тем как войти в аудиторию, где проходит экзамен, следует проверить необходимые письменные и канцелярские принадлежности, студенческий билет, бейдж, направление на экзамен, зачётную книжку. Зайдя в аудиторию, следует негромко поприветствовать присутствующих, назвать сою фамилию и имя, предложить экзаменатору свой студенческий билет.
2. Получив задание, сядьте удобно, внимательно прочитайте задание.
3. Распределите время на выполнение всех заданий. Не тратьте слишком много времени на подробные ответы по первым вопросам, иначе другие задания останутся невыполненными.
4. Если вы не знаете ответа на какой-то вопрос, пропустите его и приступайте к следующему. Начините готовиться с более легкого вопроса или задания.
5. Если вы отвечаете на вопрос, требующий подробного ответа, и не можете сразу ответить на него, выберите отдельный пункт вопроса и начинайте писать. Это даст толчок к формированию ответа.
6. На устном экзамене обязательно сначала составьте план (схему) ответа.
7. Пишите разборчиво, в расчете на экзаменатора, подчеркните в ответе главные мысли и даты, имена и географические названия, чтобы это бросалось в глаза.
8. Убедитесь, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение.
9. Не сдавайте письменные работы без проверки орфографической, пунктуационной и стилистической грамотности.
10. Часть вопросов постарайтесь изложить в таблично-схематичной форме.
11. При подготовке к ответу используйте разрешённые преподавателем издания: карты, статистические сведения, словари, справочники, нормативные акты и пр.
12. Если вы нуждается в помощи преподавателя, вопросы следует задавать коротко и чётко.
13. Не старайтесь повторить весь материал в последнюю минуту.
14. Не паникуйте, когда другие экзаменующиеся начинают сдавать свои работы. Те, кто первым выполнил задание, не получат за это дополнительных баллов. У вас есть реальные возможности качественно ответить на все вопросы и получить высокий общий балл.
15. Не пытайтесь обмануть преподавателей, не рассчитывайте на подсказку и списывание. Преподаватели сами сдавали экзамены и знают все уловки.
У вас все получится!
Ваша заслуженная хорошая оценка
порадует вашего преподавателя не меньше, чем вас!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
психолого-педагогические рекомендации для подготовки к экзамену
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИСРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ОМСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТОРГОВЛИ, ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»...
Методические рекомендации для подготовки к экзамену по дисциплине «Экономика организации»
Методические указания составлены на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника по спе...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: «Составление биографии детского писателя (поэта) в процессе изучения психолого – педагогических дисциплин и прохождения педагогической практики в ДОО»
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: «Изучение и обобщение педагогического опыта в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла и прохождения педагогической практики в ДОО»
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: «Подготовка к дифференцированному зачету в процессе изучения предметов психолого-педагогического цикла»
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: "Подготовка информационного сообщения к уроку в процессе изучения психолого – педагогических дисциплин"
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...
Методические рекомендации при подготовке к экзамену по физике
Статья посвящена современным методам подготовки к ЕГЭ по физике. Автор подчеркивает важность использования сайта ФИПИ, который предоставляет актуальную информацию о структуре экзамена, типовых задания...