приёмы повышения мотивации
статья по теме
Приёмы стимулирования и мотивации
познавательной деятельности учащихся
Автор:
преподаватель БОУ ОО СПО ОКТЭС
Панкратова Г.В.
Создание комфортной среды для повышения мотивации познавательной деятельности учащихся предполагает:
1. Доброжелательные отношения между учащимися,
2. Общая атмосфера в классе, группе (установка на получение знаний),
3. Отношения сотрудничества «Учитель- ученик»,
4. Создание положительной эмоциональной сферы на уроке:
- культура общения;
- доброжелательный тон;
- искренность эмоций;
- эмпатия – умение чувствовать и помогать учащимся;
- чувство юмора;
- невербальные средства (взгляд, улыбка, поза, жесты, прикосновения);
- голосовые средства;
- интонация, умение чувствовать и держать паузу.
Положительные переживания, связанные с учением
1. Поощрение, зависящее от уровня реальных достижений учащихся.
2. Ситуация успеха.
3. Включение в групповую деятельность.
4. Радость от преодоления трудностей.
5. Разъяснение учащимся общественной и личной значимости.
6. Предъявление требований.
7. Приучение к выполнению требований.
8. Оперативный контроль за выполнением требований.
9. Удивление.
10. Привлечение учащихся к оценочной деятельности, формирование адекватной самооценки, осознание учащимися своих возможностей в достижении успеха.
11. Объективная оценка результатов учебного труда учащихся.
12. Использование разнообразных безоценочных форм поощрения.
Непосредственно познавательные мотивы
1. Связь изучаемого с жизнью, достижениями науки и техники.
2. Обращение к личному опыту, анализ жизненных ситуаций.
3. Показ недостаточности имеющихся знаний.
4. Разъяснение значимости З и У в настоящем и будущем;
5. Создание проблемных ситуаций;
6. Использование разноуровневых заданий (создание ситуации выбора);
7. Организация познавательных игр;
8. Вовлечение в дискуссию;
9. Привлечение занимательных примеров, опытов и парадоксов;
10. Планирование целей и задач обучения самим обучаемым;
11. Чередование форм и методов обучения;
12. Тестирование знаний и умений;
13. Использование интерактивных компьютерных средств.
Основными компонентами мотивационной сферы являются:
1. Смысл учения
- учёт возрастных особенностей учащихся;
- совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;
- вера учителя в возможности ученика
(сравнение его сегодняшнего с ним вчерашним);
- формирование адекватной самооценки у учащихся;
- выбор действия в соответствии с возможностями ученика.
2. Постановка целей
- совместная работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач
- совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели;
- выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
- использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий.
3. Эмоции
- создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
- использование коллективных и групповых форм организации учебной деятельности
- эмоциональная речь учителя;
- применение поощрения и порицания;
- использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
- использование игровых технологий.
Уровни учебной мотивации:
1 уровень – высокий уровеньмотивации, учебнойактивности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболееуспешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученикичетко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны,сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
2уровень – хорошая мотивация. ( Учащиеся успешносправляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивацииявляется средней нормой.
3 уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекаеттаких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучночувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Имнравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал,тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшейстепени, и учебный процесс их мало привлекает.
4 уровень – низкая мотивация. Эти дети посещаютшколу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках частозанимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезныезатруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации кшколе.
5 уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляютсяс учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении содноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередковоспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для нихневыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию,отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам иправилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно – психическиенарушения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priyomy_povysheniya_motivatsii.docx | 20.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы стимулирования и мотивации
познавательной деятельности учащихся
Автор:
преподаватель БОУ ОО СПО ОКТЭС
Панкратова Г.В.
Создание комфортной среды для повышения мотивации познавательной деятельности учащихся предполагает:
1. Доброжелательные отношения между учащимися,
2. Общая атмосфера в классе, группе (установка на получение знаний),
3. Отношения сотрудничества «Учитель- ученик»,
4. Создание положительной эмоциональной сферы на уроке:
- культура общения;
- доброжелательный тон;
- искренность эмоций;
- эмпатия – умение чувствовать и помогать учащимся;
- чувство юмора;
- невербальные средства (взгляд, улыбка, поза, жесты, прикосновения);
- голосовые средства;
- интонация, умение чувствовать и держать паузу.
Положительные переживания, связанные с учением
1. Поощрение, зависящее от уровня реальных достижений учащихся.
2. Ситуация успеха.
3. Включение в групповую деятельность.
4. Радость от преодоления трудностей.
5. Разъяснение учащимся общественной и личной значимости.
6. Предъявление требований.
7. Приучение к выполнению требований.
8. Оперативный контроль за выполнением требований.
9. Удивление.
10. Привлечение учащихся к оценочной деятельности, формирование адекватной самооценки, осознание учащимися своих возможностей в достижении успеха.
11. Объективная оценка результатов учебного труда учащихся.
12. Использование разнообразных безоценочных форм поощрения.
Непосредственно познавательные мотивы
1. Связь изучаемого с жизнью, достижениями науки и техники.
2. Обращение к личному опыту, анализ жизненных ситуаций.
3. Показ недостаточности имеющихся знаний.
4. Разъяснение значимости З и У в настоящем и будущем;
5. Создание проблемных ситуаций;
6. Использование разноуровневых заданий (создание ситуации выбора);
7. Организация познавательных игр;
8. Вовлечение в дискуссию;
9. Привлечение занимательных примеров, опытов и парадоксов;
10. Планирование целей и задач обучения самим обучаемым;
11. Чередование форм и методов обучения;
12. Тестирование знаний и умений;
13. Использование интерактивных компьютерных средств.
Основными компонентами мотивационной сферы являются:
1. Смысл учения
- учёт возрастных особенностей учащихся;
- совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;
- вера учителя в возможности ученика
(сравнение его сегодняшнего с ним вчерашним);
- формирование адекватной самооценки у учащихся;
- выбор действия в соответствии с возможностями ученика.
2. Постановка целей
- совместная работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач
- совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели;
- выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
- использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий.
3. Эмоции
- создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
- использование коллективных и групповых форм организации учебной деятельности
- эмоциональная речь учителя;
- применение поощрения и порицания;
- использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
- использование игровых технологий.
Уровни учебной мотивации:
1 уровень – высокий уровеньмотивации, учебнойактивности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболееуспешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученикичетко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны,сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
2уровень – хорошая мотивация. ( Учащиеся успешносправляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивацииявляется средней нормой.
3 уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекаеттаких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучночувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Имнравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал,тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшейстепени, и учебный процесс их мало привлекает.
4 уровень – низкая мотивация. Эти дети посещаютшколу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках частозанимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезныезатруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации кшколе.
5 уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляютсяс учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении содноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередковоспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для нихневыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию,отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам иправилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно – психическиенарушения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Методическая разработка для преподавателей иностранных языковДанная методическая разработка содержит материал для проведения внеклассного мероприятия, олимпиады, ви...
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Методическая разработка для преподавателей иностранных языковДанная методическая разработка содержит материал для проведения внеклассного мероприятия, олимпиады, ви...
Презентация "Способы и приёмы развития мотивации учебной деятельности"
Что более всего мешает учителю создать здоровую мотивационную сферу на уроке, как вызвать интерес к предмету. Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников....
Использование активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50
В настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Следовательно, я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более...
РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку по использованию активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50, разработанные преподавателем В
Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.П.Я. ГальперинВ настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогическо...
«Повышение учебной мотивации как средство повышения эффективности учебного процесса. Приемы, формы и методы повышения мотивации студентов на уроках математики».
Мотивация (от латинского motus – движение, поворот) – это процессы, методы, средства побуждения к активной деятельности. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет заду...
Приёмы повышения мотивации на занятиях по иностранному языку в профессиональных образовательных организациях.
В образовательной деятельности познавательный мотив к изучению иностранного языка -это интерес к самому языку,культуре страны, возможность использования иностранного языка как средства коммуникации. б...