УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
рабочая программа по теме

Учебная программа по предмету "Народное творчество" 3-5 классы ДМШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnoe_tvorchestvo.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Основная задача музыкального воспитания и образования – воспитание художественного и эстетического вкуса на лучших примерах народной музыки и классики.

        В учебных планах детских музыкальных школ не было предмета «Народное творчество», хотя краткое знакомство с жанрами народных песен присутствует в курсе первого года обучения по предмету «Музыкальная литература».

        Открывая отделение «Народное хоровое пение», пришли к выводу, что необходимо подробное, детальное изучение фольклора. Так появился предмет «Народное творчество».

        Народное музыкальное творчество – одна из важных областей художественной культуры каждой страны, каждого народа. Культура – это то, что накапливается веками самое лучшее у человечества. Песенное творчество отражает черты национального характера народа, отношение людей к окружающей действительности, к родной природе, семье, к товарищам по труду.

        Понятие «народное музыкальное творчество» охватывает круг разнообразных по содержанию и особенностям музыкального языка произведений устной традиции. Во все времена народное творчество привлекало к себе внимание передовых ученых, писателей, поэтов и композиторов.

        Изучая народное музыкальное творчество, учащиеся научатся лучше понимать классическую музыку, откроют для себя богатство национальной духовной культуры, а это имеет большое значение в нравственном, патриотическом, интернациональном, эстетическом воспитании.

        Знакомство детей с народным творчеством сформирует их художественный вкус, что особенно важно в наши дни, когда слушатель оглушен музыкой очень разного – и далеко не всегда самого высокого – качества.

Цель предмета:

  • теоретическое и практическое ознакомление учащихся с жанрами русской народной музыки, многообразием ее содержания и форм, своеобразное использование народной музыки профессиональными композиторами;
  • формирование у учеников любви к народному искусству, стойкого интереса к нему.

 Задачи предмета «Народное творчество»: постижение учениками духовного опыта русского народа.

В связи с этим необходимо знакомство не только с музыкальным материалом, но и с историческими данными о жизни, быте народа, знакомство с отдельными известными представителями музыкального фольклора.

        Методику занятия следует направить на решение основных задач: целенаправленного развития творческих способностей учащихся, их познавательной и эмоциональной активности. Освоению этих задач наиболее соответствует проблемное обучение. Виды занятия могут быть разнообразными ( рассказ, беседа, экскурсия, лекция и др.), как и формы работы учеников (работа с книгой, сочинение, импровизация, творческие работы и т. д.).

Большего развития требуют самостоятельные суждения учеников о прослушанных музыкальных примерах.

Музыкальный материал подразделяется на :

  • материал для слушания
  • материал для исполнения

Материал для слушания включает два вида записей: подлинное звучание народной песни (материалы фольклорных экспедиций). Произведения музыкальной классики, использующие народные мелодии.

Материал для пения подразделяется на: песни, непосредственно связанные с изучаемым материалом и обязательные для заучивания наизусть; песни, используемые педагогом с целью разъяснения, иллюстрации, напоминания. Заучивать их наизусть необязательно.

Дополнительный материал представляет собой:

  1. Этнографические сведения.
  2. Произведения художественной литературы.
  3. Рассказ об отношении композиторов-классиков к народной песне. Цитирование высказываний композиторов о народной песне.
  4. Отношение педагога к изучаемому предмету, его умение объяснить детям, чем именно ему нравятся народные песни. Заинтересованность педагога вызывает интерес детей.

Большое значение для творческого овладения предметом имеют тетради учеников. В них отражается работа ученика как в рамках курса, так и вне его. Тетради должны систематически проверяться преподавателем.

Форма занятий – групповая 1 раз в неделю по 45 минут.

Форма контроля – в конце каждой четверти контрольный урок.

Курс предмета «Народное творчество» рассчитан на три года обучения в классе «Народное хоровое пение».

Примерный тематический план курса

I год обучения

Наименование тем курса

Количество часов

1.

Введение. О значении народного творчества (фольклор, фольклористика, вариантность)

1

2.

Детский фольклор (колыбельные, пестушки, потешки, игровые песенки и приговоры, заклички, прибаутки и небылицы, считалки, загадки, пословицы и поговорки, сказки)

6

3.

Сказания древних славян

1

4.

Трудовые земледельческие песни (зажиночные, дожиночные, жатвенные, покосные, жнивные)

3

5.

Календарные обряды и песни. Святки, колядки, подблюдные.

5

6.

Масленица.

4

7.

Праздник Весны. Плющиха. Веснянки.

2

8.

Летние праздники (Троица /Зеленые святки/. Семик. Похороны Костромы. Купала. Медовый спас. Яблочный спас. Ореховый спас)

2

9.

Русские народные инструменты (струнные, духовые, ударные)

4

10.

Значение народного творчества для профессиональной музыки.

А. К. Лядов «8 р. н. п.  для оркестра», «Кикимора»

2/ 30

II год обучения

Наименование тем курса

Количество часов

1.

Эпос. Былины.

3

2.

Исторические песни.

2

3.

Хороводные и плясовые песни.

2

4.

Протяжные лирические песни.

2

5.

Семейно-обрядовые песни. Свадебные обряды и песни.

5

6.

Причитания, плачи.

1

7.

Городская песня (городской фольклор)

2

8.

Частушка.

1

9.

Региональные традиции.

2

10.

Собирание и изучение р. н. п.

3

11.

Сказители.

1

12.

Русская народная инструментальная музыка.

2

13.

Значение народного творчества для профессиональной музыки. Аренский «Фантазия на тему Рябинина»

2

14.

Прикладное народное творчество.

2/ 30

III год обучения

Наименование тем курса

Количество часов

1.

Русский музыкальный фольклор (повторение жанров р. н. п. )

4

2.

Русская музыкальная культура 18 века.

1

3.

М. И. Глинка. Краткий обзор биографии и творчества. Симфоническое произведение «Камаринская». Опера «Иван Сусанин».

5

4.

А. С. Даргомыжский. Краткий обзор биографии и творчества. Опера «Русалка»

2

5.

Русская музыкальная культура 2-ой половины 19 века. М. Балакирев. Краткий обзор биографии и творчества. «Увертюра на 3 русские песни». Сборник «40 р. н. п.».

2

6.

А. Бородин. Краткий обзор биографии и творчества. Романсы. Опера «Князь Игорь».

5

7.

Н. Римский-Корсаков. Краткий обзор биографии и творчества. Оперное творчество.

6

8.

П. Чайковский. Краткий обзор биографии и творчества. Симфоническое творчество. Оперное творчество

5/ 30

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. В. Бахтин «От былины до считалки», Ленинград, «Детская литература, 1982 г.
  2. «Русская народная поэзия /обрядовая поэзия/», Ленинград, «Художественная литература», 1984 г.
  3. «От прибаутки до былины», Москва, «Художественная литература», 1991 г.
  4. «Онежские былины», Архангельск, «Северо-Западное книжное издательство»,1983 г.
  5. И. Федосова «Избранное», Петрозаводск, «Карелия», 1981 г.
  6. Е. Дьякова «Перед праздником», Москва, «Центр гуманистического образования», 1996 г.
  7. Ю. Рябцев «История русской культуры», Москва, «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997 г.
  8. И. Морозов, И. Слепцова «Забавы вокруг печки», Москва, «Роман-газета», 1994 г.
  9. О. Левашова, Ю. Келдыш, А. Кандинский «История русской музыки», Москва, «Музыка», 1973 г.
  10. Т. Попова «Основы русской народной музыки», Москва, «Музыка», 1977 г.
  11. Сказания древних славян», СПб, «Респекс», 1998 г.
  12. С Черноскутова «Про Семена-летопроводца, про Синичкин праздник, про зимних богатырей и многое другое…»
  13. Н. Головин «Моя первая русская история», Москва, «Терра», 1993 г.
  14. М. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», Москва, «Советская Россия», 1984 г.
  15. «Жаворонушки» вып. 3, 4, Москва, «Музыка», 1984,1986 г.
  16. Н. Гилярова «Хрестоматия по русскому народному творчеству», Москва
  17. сост. Т. Гавришина «Масленица» , СПб, 1998 г.
  18. сост. Т. Гавришина «Святки», СПб, 1997 г.
  19. Т. Гавришина «Через игру в народную традицию», СПб, 1995 г.
  20. «Заинька, попляши», Киев, «Музична Украина», 1983 г.
  21. «Гармошечка-говорушечка» вып. 7, Москва, «Музыка», 1989 г.
  22. сост. Л. Мекалина «Хрестоматия р.н.п.», Москва, «Музыка», 1985 г.
  23. «Музыкальный фольклор и дети», Москва, 1997 г.
  24. «Масленица», СПб, «Композитор», 1996 г.
  25. Т. Камаева «Детские музыкальные праздники. Русский фольклор», Москва, «Лайда», 1994 г.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ЗАКРЕПЛЕНИИ МАТЕРИАЛА:

  • Что такое календарные обряды?
  • Какие календарные обряды вы знаете?
  • Что такое святки? Какому событию посвящается этот праздник?
  • Когда отмечались святки? Какие совершались магические действия?
  • Что такое колядование?
  • Что такое колядки?
  • Расскажите о святочных гаданиях.
  • Что такое подблюдные песни?
  • Выучите наизусть колядку и подблюдную.
  • Когда праздновали масленицу?
  • Какие развлечения устраивали на масленицу?
  • Расскажите о проводах масленицы.
  • Выучите наизусть масленичную песню.
  • Что вы знаете о веснянках?
  • Каковы особенности строения веснянок? Каков их диапазон?
  • О чем повествуется в былинах? В какой манере они исполняются?
  • Расскажите о знакомых вам исторических песнях, спойте их.
  • Почему лирические песни называют протяжными?
  • Выучите лирическую песню.
  • Сочините колыбельную песню, запишите ее в тетрадь. Спойте ее.
  • Связаны ли хороводы с каким-нибудь определенным временем года?
  • Как можно подразделить хороводы по темпу движения, по расположению его участников?
  • В каком темпе исполняются хороводные песни?
  • Записать хороводную песню.
  • Выучить наизусть хороводные песни. Определить к какому типу хоровода – медленному или быстрому – относится каждая из них?
  • На какие части подразделялся старинный русский свадебный обычай?
  • Каков был порядок действий в старинной свадьбе? С чего она начиналась? Что происходило до венчанья, после венчанья?
  • Какие принимали меры предосторожности против злых духов?
  • Выучите наизусть свадебную песню.
  • Назовите первые сборники русских народных песен. Расскажите о них.
  • Какие устройства использовались и используются для записи народных песен? Какие собиратели-фольклористы пользовались фонографом?
  • Назовите композиторов XIX века, составивших сборники народных песен.
  • В чем состоит неточность записи народных песен в сборниках  XVIII – XIX веков? Почему обычное нотное письмо неточно отражает звучание песни?
  • Каково значение тактовой черты при записи народной песни?
  • Почему при записи народных песен используется переменный размер?
  • Каких народных исполнителей, сказителей вы знаете?

                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI веках

Презентация по теме "Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI веках" может использоваться на уроках истории отделении "Сестринское дело"...

Формирование музыкального вкуса ребенка посредством уроков по «Народному творчеству»

После окончания Санкт-Петербургского Колледжа Культуры и Искусств я вернулась работать в свою родную музыкальную школу, расположенную в небольшом городке Пикалево Ленинградской области. Здесь все родн...

Народное творчество Хабаровского края и Дальнего востока

На территории Хабаровского края российского Дальнего Востока издревле проживают восемь коренных малочисленных народов: нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, ульчи, эвенки, эвены.Образ жиз...

Учебная программа "Народное художественное творчество". Два года обучения.

Программа включает материалы о народной кукле, ее видах, назначении, способах изготовления, основы ткачества....

Тест по предмету «Народное творчество» «Жанры народной песни» (автор - Нагорная Л.Н., Московское военно-музыкальное училище)

Тест по предмету «Народное творчество» «Жанры народной песни» (автор - Нагорная Л.Н., Московское военно-музыкальное училище)...