УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
рабочая программа по теме
Учебная программа по предмету "Народное творчество" 3-5 классы ДМШ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnoe_tvorchestvo.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная задача музыкального воспитания и образования – воспитание художественного и эстетического вкуса на лучших примерах народной музыки и классики.
В учебных планах детских музыкальных школ не было предмета «Народное творчество», хотя краткое знакомство с жанрами народных песен присутствует в курсе первого года обучения по предмету «Музыкальная литература».
Открывая отделение «Народное хоровое пение», пришли к выводу, что необходимо подробное, детальное изучение фольклора. Так появился предмет «Народное творчество».
Народное музыкальное творчество – одна из важных областей художественной культуры каждой страны, каждого народа. Культура – это то, что накапливается веками самое лучшее у человечества. Песенное творчество отражает черты национального характера народа, отношение людей к окружающей действительности, к родной природе, семье, к товарищам по труду.
Понятие «народное музыкальное творчество» охватывает круг разнообразных по содержанию и особенностям музыкального языка произведений устной традиции. Во все времена народное творчество привлекало к себе внимание передовых ученых, писателей, поэтов и композиторов.
Изучая народное музыкальное творчество, учащиеся научатся лучше понимать классическую музыку, откроют для себя богатство национальной духовной культуры, а это имеет большое значение в нравственном, патриотическом, интернациональном, эстетическом воспитании.
Знакомство детей с народным творчеством сформирует их художественный вкус, что особенно важно в наши дни, когда слушатель оглушен музыкой очень разного – и далеко не всегда самого высокого – качества.
Цель предмета:
- теоретическое и практическое ознакомление учащихся с жанрами русской народной музыки, многообразием ее содержания и форм, своеобразное использование народной музыки профессиональными композиторами;
- формирование у учеников любви к народному искусству, стойкого интереса к нему.
Задачи предмета «Народное творчество»: постижение учениками духовного опыта русского народа.
В связи с этим необходимо знакомство не только с музыкальным материалом, но и с историческими данными о жизни, быте народа, знакомство с отдельными известными представителями музыкального фольклора.
Методику занятия следует направить на решение основных задач: целенаправленного развития творческих способностей учащихся, их познавательной и эмоциональной активности. Освоению этих задач наиболее соответствует проблемное обучение. Виды занятия могут быть разнообразными ( рассказ, беседа, экскурсия, лекция и др.), как и формы работы учеников (работа с книгой, сочинение, импровизация, творческие работы и т. д.).
Большего развития требуют самостоятельные суждения учеников о прослушанных музыкальных примерах.
Музыкальный материал подразделяется на :
- материал для слушания
- материал для исполнения
Материал для слушания включает два вида записей: подлинное звучание народной песни (материалы фольклорных экспедиций). Произведения музыкальной классики, использующие народные мелодии.
Материал для пения подразделяется на: песни, непосредственно связанные с изучаемым материалом и обязательные для заучивания наизусть; песни, используемые педагогом с целью разъяснения, иллюстрации, напоминания. Заучивать их наизусть необязательно.
Дополнительный материал представляет собой:
- Этнографические сведения.
- Произведения художественной литературы.
- Рассказ об отношении композиторов-классиков к народной песне. Цитирование высказываний композиторов о народной песне.
- Отношение педагога к изучаемому предмету, его умение объяснить детям, чем именно ему нравятся народные песни. Заинтересованность педагога вызывает интерес детей.
Большое значение для творческого овладения предметом имеют тетради учеников. В них отражается работа ученика как в рамках курса, так и вне его. Тетради должны систематически проверяться преподавателем.
Форма занятий – групповая 1 раз в неделю по 45 минут.
Форма контроля – в конце каждой четверти контрольный урок.
Курс предмета «Народное творчество» рассчитан на три года обучения в классе «Народное хоровое пение».
Примерный тематический план курса
I год обучения
№ | Наименование тем курса | Количество часов |
1. | Введение. О значении народного творчества (фольклор, фольклористика, вариантность) | 1 |
2. | Детский фольклор (колыбельные, пестушки, потешки, игровые песенки и приговоры, заклички, прибаутки и небылицы, считалки, загадки, пословицы и поговорки, сказки) | 6 |
3. | Сказания древних славян | 1 |
4. | Трудовые земледельческие песни (зажиночные, дожиночные, жатвенные, покосные, жнивные) | 3 |
5. | Календарные обряды и песни. Святки, колядки, подблюдные. | 5 |
6. | Масленица. | 4 |
7. | Праздник Весны. Плющиха. Веснянки. | 2 |
8. | Летние праздники (Троица /Зеленые святки/. Семик. Похороны Костромы. Купала. Медовый спас. Яблочный спас. Ореховый спас) | 2 |
9. | Русские народные инструменты (струнные, духовые, ударные) | 4 |
10. | Значение народного творчества для профессиональной музыки. А. К. Лядов «8 р. н. п. для оркестра», «Кикимора» | 2/ 30 |
II год обучения
№ | Наименование тем курса | Количество часов |
1. | Эпос. Былины. | 3 |
2. | Исторические песни. | 2 |
3. | Хороводные и плясовые песни. | 2 |
4. | Протяжные лирические песни. | 2 |
5. | Семейно-обрядовые песни. Свадебные обряды и песни. | 5 |
6. | Причитания, плачи. | 1 |
7. | Городская песня (городской фольклор) | 2 |
8. | Частушка. | 1 |
9. | Региональные традиции. | 2 |
10. | Собирание и изучение р. н. п. | 3 |
11. | Сказители. | 1 |
12. | Русская народная инструментальная музыка. | 2 |
13. | Значение народного творчества для профессиональной музыки. Аренский «Фантазия на тему Рябинина» | 2 |
14. | Прикладное народное творчество. | 2/ 30 |
III год обучения
№ | Наименование тем курса | Количество часов |
1. | Русский музыкальный фольклор (повторение жанров р. н. п. ) | 4 |
2. | Русская музыкальная культура 18 века. | 1 |
3. | М. И. Глинка. Краткий обзор биографии и творчества. Симфоническое произведение «Камаринская». Опера «Иван Сусанин». | 5 |
4. | А. С. Даргомыжский. Краткий обзор биографии и творчества. Опера «Русалка» | 2 |
5. | Русская музыкальная культура 2-ой половины 19 века. М. Балакирев. Краткий обзор биографии и творчества. «Увертюра на 3 русские песни». Сборник «40 р. н. п.». | 2 |
6. | А. Бородин. Краткий обзор биографии и творчества. Романсы. Опера «Князь Игорь». | 5 |
7. | Н. Римский-Корсаков. Краткий обзор биографии и творчества. Оперное творчество. | 6 |
8. | П. Чайковский. Краткий обзор биографии и творчества. Симфоническое творчество. Оперное творчество | 5/ 30 |
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- В. Бахтин «От былины до считалки», Ленинград, «Детская литература, 1982 г.
- «Русская народная поэзия /обрядовая поэзия/», Ленинград, «Художественная литература», 1984 г.
- «От прибаутки до былины», Москва, «Художественная литература», 1991 г.
- «Онежские былины», Архангельск, «Северо-Западное книжное издательство»,1983 г.
- И. Федосова «Избранное», Петрозаводск, «Карелия», 1981 г.
- Е. Дьякова «Перед праздником», Москва, «Центр гуманистического образования», 1996 г.
- Ю. Рябцев «История русской культуры», Москва, «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997 г.
- И. Морозов, И. Слепцова «Забавы вокруг печки», Москва, «Роман-газета», 1994 г.
- О. Левашова, Ю. Келдыш, А. Кандинский «История русской музыки», Москва, «Музыка», 1973 г.
- Т. Попова «Основы русской народной музыки», Москва, «Музыка», 1977 г.
- Сказания древних славян», СПб, «Респекс», 1998 г.
- С Черноскутова «Про Семена-летопроводца, про Синичкин праздник, про зимних богатырей и многое другое…»
- Н. Головин «Моя первая русская история», Москва, «Терра», 1993 г.
- М. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», Москва, «Советская Россия», 1984 г.
- «Жаворонушки» вып. 3, 4, Москва, «Музыка», 1984,1986 г.
- Н. Гилярова «Хрестоматия по русскому народному творчеству», Москва
- сост. Т. Гавришина «Масленица» , СПб, 1998 г.
- сост. Т. Гавришина «Святки», СПб, 1997 г.
- Т. Гавришина «Через игру в народную традицию», СПб, 1995 г.
- «Заинька, попляши», Киев, «Музична Украина», 1983 г.
- «Гармошечка-говорушечка» вып. 7, Москва, «Музыка», 1989 г.
- сост. Л. Мекалина «Хрестоматия р.н.п.», Москва, «Музыка», 1985 г.
- «Музыкальный фольклор и дети», Москва, 1997 г.
- «Масленица», СПб, «Композитор», 1996 г.
- Т. Камаева «Детские музыкальные праздники. Русский фольклор», Москва, «Лайда», 1994 г.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ЗАКРЕПЛЕНИИ МАТЕРИАЛА:
- Что такое календарные обряды?
- Какие календарные обряды вы знаете?
- Что такое святки? Какому событию посвящается этот праздник?
- Когда отмечались святки? Какие совершались магические действия?
- Что такое колядование?
- Что такое колядки?
- Расскажите о святочных гаданиях.
- Что такое подблюдные песни?
- Выучите наизусть колядку и подблюдную.
- Когда праздновали масленицу?
- Какие развлечения устраивали на масленицу?
- Расскажите о проводах масленицы.
- Выучите наизусть масленичную песню.
- Что вы знаете о веснянках?
- Каковы особенности строения веснянок? Каков их диапазон?
- О чем повествуется в былинах? В какой манере они исполняются?
- Расскажите о знакомых вам исторических песнях, спойте их.
- Почему лирические песни называют протяжными?
- Выучите лирическую песню.
- Сочините колыбельную песню, запишите ее в тетрадь. Спойте ее.
- Связаны ли хороводы с каким-нибудь определенным временем года?
- Как можно подразделить хороводы по темпу движения, по расположению его участников?
- В каком темпе исполняются хороводные песни?
- Записать хороводную песню.
- Выучить наизусть хороводные песни. Определить к какому типу хоровода – медленному или быстрому – относится каждая из них?
- На какие части подразделялся старинный русский свадебный обычай?
- Каков был порядок действий в старинной свадьбе? С чего она начиналась? Что происходило до венчанья, после венчанья?
- Какие принимали меры предосторожности против злых духов?
- Выучите наизусть свадебную песню.
- Назовите первые сборники русских народных песен. Расскажите о них.
- Какие устройства использовались и используются для записи народных песен? Какие собиратели-фольклористы пользовались фонографом?
- Назовите композиторов XIX века, составивших сборники народных песен.
- В чем состоит неточность записи народных песен в сборниках XVIII – XIX веков? Почему обычное нотное письмо неточно отражает звучание песни?
- Каково значение тактовой черты при записи народной песни?
- Почему при записи народных песен используется переменный размер?
- Каких народных исполнителей, сказителей вы знаете?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI веках
Презентация по теме "Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI веках" может использоваться на уроках истории отделении "Сестринское дело"...
Формирование музыкального вкуса ребенка посредством уроков по «Народному творчеству»
После окончания Санкт-Петербургского Колледжа Культуры и Искусств я вернулась работать в свою родную музыкальную школу, расположенную в небольшом городке Пикалево Ленинградской области. Здесь все родн...
Народное творчество Хабаровского края и Дальнего востока
На территории Хабаровского края российского Дальнего Востока издревле проживают восемь коренных малочисленных народов: нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, ульчи, эвенки, эвены.Образ жиз...
Учебная программа "Народное художественное творчество". Два года обучения.
Программа включает материалы о народной кукле, ее видах, назначении, способах изготовления, основы ткачества....
Тест по предмету «Народное творчество» «Жанры народной песни» (автор - Нагорная Л.Н., Московское военно-музыкальное училище)
Тест по предмету «Народное творчество» «Жанры народной песни» (автор - Нагорная Л.Н., Московское военно-музыкальное училище)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности" Народное творчество". 5 класс
Народное искусство...