Народное творчество Хабаровского края и Дальнего востока
презентация урока для интерактивной доски на тему
На территории Хабаровского края российского Дальнего Востока издревле проживают восемь коренных малочисленных народов: нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, ульчи, эвенки, эвены.
Образ жизни и система хозяйства коренных народов Приамурья определяются географической средой и климатическими условиями. Традиционные занятия: рыболовство, таежная и морская охота, собирательство.
Сама по себе культура Дальнего Востока существует в самой неразрывной связи с её этническими носителями - с жителями Дальнего Востока. Этнос Дальнего Востока развивался в течении веков в условиях жёсткого диктата суровых погодных условий на протяжении практически всего года. И народы, народности Дальнего Востока сформировали ряд специфических, культурных новообразований, в которые были включены и религия, и шаманские традиции, и нравственные нормы и морали, и творческие инициативы отдельных людей и древних племён.
Культура Дальнего Востока - это огромный пласт, значительный срез этногенеза народа в самом чистом и неразбавленном массовыми явлениями проявлениях. Изучение её в различных сферах и срезах, пристальное рассмотрение народных традиций и культурного наследия даёт возможность глубже и полнее погрузиться в изучение таинственности самого Дальнего Востока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnoe_tvorchestvo_khabarovskogo_kraya.pptx | 1.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Над Амуром чайка- птица Снега первого белей, С кем, с кем мне поделиться Светлой радостью своей ? Над Амуром чайка- птица Белый вышила узор. С кем, с кем мне поделиться Красотою рек и гор? Над Амуром чайка- птица, Словно перышко, легка. С кем, с кем мне поделиться Сказкой древней, как века? Пусть она не лисья шкура, И не будешь ею сыт,- Сказка с древнего Амура Вам, друзья, принадлежит . Сказку в памяти держите, От забвения храня. Коль придётся, расскажите Тем, кто не был у меня!» ( В.Шульжик )
Национальное достояние Хабаровского края Когда-то давно в этих местах жили далекие предки малых народностей Дальнего Востока, или как ещё их называют дальневосточные аборигены: нанайцы и удэгейцы, орочи и эвенки, нивхи и чукчи, эскимосы и айни , ительмены и коряки, юкагиры и якуты. В основном они занимались охотой, рыбной ловлей. Эти предки бережно относились к природе. Они не убивали много зверей, не ловили рыбы много. А делали это с таким расчетом, чтобы им хватило еды на определенный срок. И прежде, чем пойти на охоту или рыбную ловлю, мужчины совершали ритуал жертвоприношения, «кормили» хозяев воды и тайги разными кушаньями, чтобы они на них не разгневались, просили, чтобы добыча была богатой.
Культура народов Хабаровского края Культура и быт малых народов имели свои отличительные черты. Так у них богат и разнообразен художественный мир. Предметы домашней утвари, камни и валуны с рисунками древних людей (птицы, звери, люди), найденные археологами, говорят об их высокой культуре. Стоит вспомнить орнаменты на халатах нанайцев. Древние люди любили в орнаментах изображать птиц и зверей. И эта особенность переходила из поколения в поколение, и сейчас возрождается .
До нас дошли легенды, мифы, сказки , которые рассказывают нам о возникновении мира в понимании древнего человека, о любви к природе, о зле и добре, о взаимоотношениях между людьми. В сказках о животных основные персонажи это: лиса, белка- летяга, лягушка, мышь, сова, дятел, нерпа, ворон и т.д. Иногда в таких сказках большую роль играет человек .
В волшебных сказках выделяются сказки о героях с чудесными превращениями. В новеллах Дмитрия Нагишкина показан фольклор нивхов, нанайцев , ульчей , удэге и других. В них воплотился тысячелетний опыт жизни лесных людей , а вместе с ним и могучая сила воображения, которая вела этих людей вперед , поднимала их над миром и утверждала все возраставшую власть человека над природой. Все его сказки и новеллы иллюстрированы Геннадием Павлишиным известным художником.
Нанайцы один из народов Хабаровского края живут в Нанайском, Комсомольском, Амурском районах . Нанайцы относятся к коренным народам Приамурья с древней историей и самобытной культурой. Традиционно они занимаются рыбной ловлей, охотой, собирательством. Реки, в первую очередь Амур, и окружающая тайга кормили и одевали нанайцев, обеспечивали семьи всем необходимым. Орудиями охоты были лук со стрелами, копье, различные самострелы, петли, сетки на мелких пушных зверей. Ружья на охоте стали использоваться только в начале ХХ века . Ковер из ткани украшенный орнаментом в виде аппликации был главным украшением их жилища.
Ульчи живут по соседству с нанайцами в нижнем течении Амура. Ульчи называют себя нани , что в переводе означает «люди земли». С давних времен ульчи занимаются охотой, рыболовством, собаководством, для одежды и обуви использовалась рыбья кожа. Женщины шили из рыбьей кожи свадебные халаты, вышивали изысканные орнаменты. На многих ульчских халатах встречается изображение древа жизни. Искусно сделанные из рыбьей кожи халаты, вышитые красочные ковры, плетенные из лозы ульчские соро (корзинки), орнаментированные берестяные туеса составляют гордость традиционной ульчской культуры.
Негидальцы живут в низовьях рек Амгуни и Амура на территории районов имени Полины Осипенко и Ульчского . Эвенки населяют верховья реки Амгунь , правого притока Амура — реки Буреи, а также долины рек, впадающих в Охотское море к северу от устья Амура. Орочи проживают на побережье Татарского пролива в районе города Советская Гавань. Большинство из них расселено по реке Тумнин , в селах Новое Омми , Гурское (Комсомольского района).
Удэгейцы живут по склонам Сихотэ - Алиньского хребта. В.К.Арсеньев — знаменитый путешественник и исследователь Дальнего Востока называл удэгейцев «лесными людьми». Наиболее значительные поселения удэгейцев в Хабаровском крае — село Гвасюги , в Приморском крае — села Агзу , Красный Яр и Олон . Нивхи живут вдоль Амурского лимана и на острове Сахалин.
Традиционные формы религии народов Приамурья были тесно связаны с их промысловой культурой. Основу их составляли представления о животном мире, очень близком человеку. Считалось, что человек происходит от зверя или птицы; что звери в тайге все слышат и понимают. Исследователи отмечали, что народы Приамурья — виртуозы художественной обработки дерева. Ульчи знали множество технических приемов резьбы и росписи. На ульчской посуде для медвежьего праздника выполнялась наиболее богатая орнаментика, ибо медвежий праздник был именно тем центром, вокруг которого вращалась жизнь всей общины.
Традиционная одежда народов Приамурья — один из самых массовых видов художественного творчества, сочетающий в себе искусство кроя, аппликации, обработки кожи, металла, камня. Наиболее интересны халаты из рыбьей кожи. Их носили весной, количество украшений в виде подвесок, орнамента, меховой опушки. Обязательно изображение на халате родового дерева, которое символизирует продолжение рода. Сидящие на ветвях птички — это души не родившихся детей.
У нанайцев имелся определенный орнамент для каждого вида одежды. Многие мастера находили вдохновение в резьбе по дереву и кости. Во многих селах выезд на охоту становился своеобразным конкурсом: чья одежда лучше расшита, чья лодка, нарты сделаны красивее, лучше украшены резьбой.
В Сахалинской области живут коренные малочисленные народы Севера: нивхи, эвенки, уильта ( ороки ) и нанайцы. У людей еще в глубокой древности сложилось много обычаев и обрядов поклонения добрым духам. От них зависят удача на охоте и рыбной ловле, спокойствие и благополучие семьи. Богатства морей, рек, озер и лесов издавна были основными источниками существования аборигенов Сахалина и Курильских островов. Люди поэтому обожествляли природу. Нивхи представляли Сахалин живым существом – огромной нерпой. Полуостров Шмидта — головой этой нерпы, мысы Анива и Крильон — ее задними ластами. Охотское море они сравнивали с большим стойбищем, которым управляет «хозяин воды». Бог моря в пучинах Охотского моря имеет юрту. Если он добр к людям, то посылает много рыбы и морских зверей.
Культура и образ жизни этих народов являются неотъемлемой частью нашего общероссийского духовного наследия. Сохранение самобытности, этнической идентичности и поддержка традиционного образа жизни коренных народов — одна из основных задач нашего общества. Поэтому человечество обязано сохранять основы традиционной культуры и искусства народов Севера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Учебная программа по предмету "Народное творчество" 3-5 классы ДМШ...
Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI веках
Презентация по теме "Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI веках" может использоваться на уроках истории отделении "Сестринское дело"...
Формирование музыкального вкуса ребенка посредством уроков по «Народному творчеству»
После окончания Санкт-Петербургского Колледжа Культуры и Искусств я вернулась работать в свою родную музыкальную школу, расположенную в небольшом городке Пикалево Ленинградской области. Здесь все родн...
Тест по предмету «Народное творчество» «Жанры народной песни» (автор - Нагорная Л.Н., Московское военно-музыкальное училище)
Тест по предмету «Народное творчество» «Жанры народной песни» (автор - Нагорная Л.Н., Московское военно-музыкальное училище)...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКА по проведению внеклассного мероприятия «Экологический конкурс» на тему: "Природоохранные объекты Хабаровского края»
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Экологический конкурс" на тему «Охраняемые территории Хабаровского края», посвященный всемирному дню охраны окружающей среды, по...
Гражданская война и интервенция на российском Дальнем Востоке: к 100-летию окончания гражданской войны
Материалы данного проекта можно использовать в качестве образовательных целях для школьников и студентов, увлекающихся историей на Дальнем Востоке....