Методическая разработка к урокам ИЗО по программе Б.М. Неменского "Внутренний мир русской избы"
методическая разработка
Данная работа будет полезна учителю при составлении уроков по программе "Изобразительное искусство и художественный труд" Б.М. Неменского. Материал содержит объемную презентацию и подробное описание каждого слайда. Видеослайды объеденены в логические разделы, которые учитель при желании может разделить на отдельные тематические блоки. Это обширная интегрированная наглядность, дающая ребенку целостное представление изучаемой темы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическое обеспечение уроков ИЗО | 2.72 МБ |
Методическое обеспечение уроков ИЗО | 789.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предки наши до конца Х века не знали православной христианской веры, были язычниками.
Истинного Бога не знали, а поклонялись обожествленным силам природы и душам усопших.
10 слайд
Язычество – это идолопоклонство, вообще — религия, основанная на поклонении многим богам, в отличие от христианства. Сам термин язычество литературного происхождения, произошёл он от церковнославянского слова «языци», т.е. «народы», «этносы». Славянское язычество берет свое начало в глубокой древности и основывается на первобытных воззрениях, верованиях, обрядах, общих для всего человечества. На основе подобных воззрений развились все позднейшие мировые религии. Около полутора столетий Киевская Русь была государством с языческой системой, нередко противостоящей проникновению христианства. В киевской Руси IX - X вв. сложилось влиятельное сословие жрецов («волхвов»), руководившие обрядами, сохранявшие давнюю мифологию и разрабатывавшие продуманную аграрно-заклинательную символику.
Подлинные и точно датируемые археологические материалы, раскрывают самую суть языческого культа: идолы богов, святилища, кладбища без внешних наземных признаков («поля погребений», «поля погребательных урн»), а также и с сохранившимися насыпями древних Курганов. Кроме того, это - находимые в курганах, в кладах и просто в культурных слоях городов многообразные изделия прикладного искусства, насыщенных архиальной языческой символикой. Из них наибольшую ценность представляют женские украшения, часто являющимися в погребательных комплексах свадебными гарнитурами и в силу этого особенно насыщенные магическими заклинательными сюжетами и амулетами - оберегами.
Славянское язычество не является чем-то замкнутым, раз и навсегда застывшим. Менялся жизненный уклад славян, их занятия, а вместе с ними – и их представления о происхождении мира и человека. На протяжении своего существования эволюционировало и язычество – поклонение силам природы.
11 слайд
Древние люди ощущали себя частью природы, замечали взаимосвязь её явлений. Их манила таинственная сила и непостижимость космоса, вглядываясь в небо, человек пытался объяснить происходящее в нем, что порождало многочисленные теории и мифы.
12 слайд
Космическое дерево (мировое дерево) – славянский образ, воплощающий универсальную концепцию мира. Образ Космического дерева засвидетельствован практически повсеместно и выявлен на основе космологических представлений, зафиксированных в словесных текстах, а также в памятниках изобразительного искусства (живопись, орнамент, скульптура, глиптика, вышивка и т.п.), архитектурных сооружениях (прежде всего культовых), утвари в широком смысле слова, ритуальных действиях и т.д.
Символ мирового дерева
Чем же на самом деле является Мировое дерево - это Основа Миров.
Для того, чтобы нам с вами было легче понять основой каких же миров является мировое дерево, давайте представим себе самое обычное дерево.
Давайте представим его себе немножко по-другому. Корни будут у нас символизировать подземное царство, ствол - землю, а крона - небесное царство. Похоже, правда?
А можно представить его еще и так: прошлое - настоящее - будущее (предки - нынешнее поколение - потомки). Славяне верили, что крона Мирового дерева достигает небес. Его вершина связывалась с Богом и Солнцем, а корни спускаются в преисподнюю.
Это верование отразилось в сказочном сюжете о дереве, по которому человек попадает на небо:
Жил да был себе старик со старухой, бедные-бедные! Хлеба-то у них не было; вот они поехали в лес, набрали желудей, привезли домой, и начали, есть. Долго ли коротко ли они ели, только старуха уронила один желудь в подполье. Пустил желудь росток и в небольшое время дорос до полу. Старуха заприметила и говорит: "Старик! Надобно пол - то прорубить; пускай дуб растет выше; как вырастет, не станем за желудями в лес ездить, станем в избе рвать". Старик прорубил пол; деревце росло - росло и выросло до потолка. Старик разобрал и потолок, а после и крышу снял; дерево все растет да растет, и доросло до самого неба. Не стало у старика со старухой желудей, взял он мешок и полез на дуб. Лез-лез, и взобрался на небо.
Почему славяне выбрали именно дерево за основу миров? Чем им не угодил камень или еще что-нибудь?..
Все дело в том, что славянские племена, обитая вблизи дремучих лесов (где произрастали дуб, ясень, береза, сосна, ель и другие, широколиственные и хвойные деревья) не могли не заметить, что дерево не является простым растением. Дерево в совокупности с другими организмами, зависящими от него (насекомыми, травами, грибами и т. д.), составляет сложную биосистему, в которой жизнь каждого организма, второго и последующих уровней зависит от состояния дерева.
Все это было замечено и описано языком мифа, а универсальность природных моделей дала возможность описать свои представления о духовном устройстве Вселенной наиболее простым образом. Таким образом, возникла естественная модель мироустройства, происходящая из законов самой Природы.
Образ Мирового дерева часто используется в загадках и заговорах. В заговорах оно помещается в центре мира, на острове среди океана - моря, где на камне Алатыре стоит "булатный дуб". Своими волшебными свойствами Мировое дерево обязано тому, что оно находится в священном месте - сакральном центре мира. (Если кто-то не знает, то напоминаю - бел-горючь камень Алатырь и является сакральным центром мира или вселенной). Так что, именно отсюда создается вселенная, здесь протекают главные события эпохи начала мира.
У славян дуб соотносится с верхним миром. Ему приписываются положительные значения. В сакральной практике именно дуб выполнял ряд культовых функций, в фольклоре дуб выступает в образе трехчастного мирового дерева моделирующего вселенную
Повсеместно запрещалось рубить и причинять ущерб священным дубам.
Следует вспомнить традиционную символику дуба. Дуб у славян воспринимался, как самое священное и обладающее наиболее сильной магией дерево. Он символизировал мощь, силу, мудрость, мужское начало и духовную силу, связываясь в мифологических представлениях с верховным божеством.
Следуя примеру богов, собиравшихся решать судьбы человечества под Мировым деревом, славяне связывали важнейшие события своей жизни (жертвоприношения, суд, свадьбы и собрания) со старыми дубами и глубоко верили, что все свершенное под их сенью происходило по внушению божества.
Известно, что славяне часто устраивали капища именно в дубравах, а иногда приносили жертвы непосредственно дереву.
Кроме того, человек знакомый с биоэнергетикой деревьев может отметить, что дуб относится к группе деревьев, "излучающих" положительную биоэнергию.
Древние, наверняка, знали о таких свойствах деревьев и в качестве Основы Миров представляли Дерево "делящееся" своей энергией, а не "отнимающее" ее.
Вспомним, дома (а дома в древности воспринимались как миниатюрная модель Вселенной) никогда не строились, например, из осины. Колодцы же (ведущие в глубь земли - в Мир Мертвых), наоборот, делались исключительно из нее, в чем был, несомненно, и чисто практический аспект: осина, "излучая" отрицательную биоэнергию, убивала в воде бактерии и микроорганизмы, что значительно снижало вероятность эпидемий, свирепствующих в средневековой Европе, где колодцы строились преимущественно из камня.
Время общности славянской культуры приходится приблизительно на V—IX вв. Хорошо известно, как в этот период славяне почитали своих богов.
Устройство мира
Древние уцелевшие представления славян о мире доносят до наших дней трёхчастную картину мира. Земля (средний мир) представлялась покоящейся на трёх головах Владыки преисподней, среди вод океана. В недрах земли, в нижнем мире горит неугасимый огонь (пекло). Небеса (Верхний мир) простираются над землёй несколькими сводами. На каждом ярусе небес пребывают разные светила и воплощения стихий. Обитель высших сил — вечно сияющее «седьмое» небо.
Землю окружает Мировой океан, посреди которого покоится «пуп земли» — священный камень. Чаще всего описывается, что он лежит у корней священного Мирового древа — дуба на острове Буян, в центре всего мироздания. Мировое дерево (иногда — Святые горы) древние славяне считали своеобразной осью, скрепляющей мир. В ветвях древа живут Солнце, Месяц и звёзды, у его корней — Змей. Иногда древо называют Ирий, т. е. древо блаженной страны Ир. Она лежала на юге, где зимуют птицы и живёт Весна. В самых древних представлениях славян о мире блаженный Ир помещался на дне моря. Именно там высшие силы решали судьбы людей.
13 слайд изображает мировое дерево
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока "Праведница земли русской" (по повести А.И.Солженицына "Матренин двор")
Произведения А.И.Солженицына читаются на одном дыхании, а после прочтения – вопросы, вопросы – к самому себе. В.Астафьев назвал «Матрёнин двор» «вершиной русской новеллистики». Рассказ «Матрёнин дв...
Методическая разработка открытого урока по теме: «Из глубины веков. Русская кухня часть национальной культуры».
· Знакомство с понятиями: традиция, обычай, праздник;· Знакомство с некоторыми традиционными русскими праздниками;·...
Методическая разработка открытого урока "Вареники в русской литературе"
Урок конкурс состоит из: приветствия, разминки, практической работы, конкурса капитанов, кросворда и дегустации блюда....
Методическая разработка открытого урока по русскому языку «Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов».
Слово - удивительный дар, которым обладает только человек. Оно имеет способность обобщать и в то же время обозначать индивидуальное, неповторимое. «Слово дано человеку не для самоудовлетво...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока учебной практики по профессии « Повар, кондитер» ПМ.04. Приготовление блюд из рыбы Тема урока: «Приготовление блюд из запеченной рыбы», «Рыба запеченная по -русски»
Приготовление блюд из запеченной рыбы...
Методическая разработка интегрированного урока по дисциплинам «Обществознание» и «Русский язык».
Тема данного интегрированного учебного занятия по данным дисциплинами разработана соответственно рабочим программам в соответствии «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего...
методическая разработка интегрированного урока по предметам русский язык и основы делопроизводства .Тема урока "Деловые бумаги".
Методическое обоснование урокаВ профессионально-техническом учебном заведении преподаватель любой общеобразовательной дисциплины должен быть готов интегрировать свой предмет с профессионально-теоретич...