Организация тьюторского сопровождения образовательной деятельности студентов в ССУЗе.
статья по теме
Организация тьюторского сопровождения образовательной деятельности студентов в ССУЗе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tyutor_doklad.docx | 41.75 КБ |
tyutorstvo.pptx | 246.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация тьюторского сопровождения образовательной деятельности студентов в ССУЗе.
Н. В. Новолодская, заместитель директора по воспитательной работе КГБОУ СПО «Минусинский медицинский техникум»
Профессиональное педагогическое сообщество характеризуется сегодня многообразием позиций. Социальная ориентированность профессии, необходимость работать с процессами образования и развития, сопровождение обучающихся в поиске и освоении культуры, создание условий для развития у них техник понимания, мышления, действий, рефлексии усиливает многоплановость педагогического процесса. В динамичном образовательном пространстве ССУЗа многообразие педагогических позиций проявляется в наличии различных персонажей: директора, его заместителей по отдельным направлениям, преподавателей, методистов, социальных работников, психологов, организаторов дополнительного образования… Сегодня к ним присоединяется тьютор.
В настоящее время наметился переход к личностно-ориентированным стандартам образования, в которых учитываются индивидуальные особенности и личностные качества обучающихся. Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения являются модульно-дисциплинарными, их принятие знаменует первый шаг в организации модульного обучения. Модульное обучение представляет собой форму организации образовательной деятельности обучающихся, включающую в себя познавательный и практический аспекты, усвоение которых должно быть завершено соответствующей формой контроля ЗУН, сформированных в результате овладения обучаемыми данным модулем.
Новые социально-экономические условия, предполагающие развитие рынка труда, внедрение в производство передовой техники и инновационных технологий, предъявляют современному специалисту высокие требования. Конкурентоспособный специалист должен отвечать всем требованиям и мировым тенденциям развития рынка рабочей силы, уметь быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни, обладать набором необходимых компетентностей в разных областях человеческой деятельности. В связи с этим традиционные подходы в образовании, направленные на усвоение студентами определенной суммы знаний и умений, теряют свое значение. На первый план выступают инновационные личностно-ориентированные методы и технологии обучения и воспитания.
В системе профессионального образования России меняются нормативные и педагогические контексты:
- акцент на квалификации выпускника как совокупности компетенций, формирование национальных и отраслевых рамок квалификаций позволяют по-новому выстраивать представление о профессиональных перспективах, росте и развитии;
- понятие образовательной программы становится центральным, позволяя выстраивать варианты (индивидуальная образовательная программа, сетевая образовательная программа, дистанционная);
- за счет увеличения числа многоуровневых учреждений профессионального образования, роста сетей, информатизации расширяется ресурсная база, доступная для построения индивидуальных образовательных маршрутов, сценариев, программ;
- перестройка образовательного процесса, связанная с введением новых ФГОС, требует ответственности, самостоятельности и инициативы студента, которые можно выстраивать через призму понятия индивидуализации.
Индивидуализация как базовое понятие предполагает развитие и самореализацию человека в качестве субъекта образовательной, профессиональной, общественной жизни, характеризуется накоплением уникального отрефлексированного опыта, развитием инициативности, самостоятельности, осознанности, ответственности и свободы личности. Под индивидуальной образовательной программой понимается не линейный документ, а оформленная совокупность индивидуальных образовательных целей, средств и действий по их достижению.
Должность педагогического работника, который сопровождает формирование и реализацию индивидуальных образовательных программ обучающихся, получила название «тьютор». Тьютор (в переводе с англ.) «наставник», «опекун».
Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы (ИОП) - педагогическая деятельность по сопровождению процессов формирования и реализации ИОП, которая включает выявление образовательного запроса (интереса) и помощь в постановке образовательных целей; организацию проектирования образовательной деятельности, в том числе анализ и поиск образовательных ресурсов, содействие в реализации проекта образовательной деятельности в образовательной среде, организацию рефлексии и проектирования следующего шага в образовании.
Место тьюторского сопровождения в профессиональном образовании можно определить следующим образом:
- сопровождение построения общих представлений о квалификации, профессиональном росте, понимание личной и социальной значимости профессии/специальности;
- сопровождение построения и освоения ИОП, фиксации ее результатов в портфолио;
- сопровождение планирования и организации самостоятельной работы при освоении ИОП профессии/специальности, специально направленной на решение задач индивидуализации;
- сопровождение освоения профессиональных и общих компетенций при прохождении учебной, производственной практики в контексте решения задач индивидуализации;
- сопровождение студенческих исследований, проектов, участия в олимпиадах и конкурсах профмастерства;
- сопровождение подготовки выпускной квалификационной работы (проекта, исследования).
Задачи тьюторского сопровождения студента:
- помощь в стратегическом и тактическом планировании профессионального развития с учетом ресурсов (антропологических, предметных, социальных), их дефицитов и возможностей развития;
- помощь в реализации ИОП, то есть доступе к ресурсам, организации проб и т. п.;
обучение приемам работы с ИОП, в том числе навыкам самоорганизации, рефлексии.
С 2008 года должность тьютора официально закреплена в перечнях должностей в сфере образования. Краткое описание тьюторской деятельности можно найти в квалификационных характеристиках по данной должности. Тьюторам образовательных учреждений установлена продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю.
Из приложения к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. №761н «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих»
«ТЬЮТОР»
Организует: процесс индивидуальной работы с обучающимися; персональное сопровождение их в образовательном пространстве предпрофильной и профильной подготовки; взаимодействие обучающихся с учителями и другими педагогическими работниками на предмет коррекции ИОП; взамодействие с родителями на предмет коррректировки ИОП.
Координирует: самообразование обучающегося; взаимосвязь познавательных интересов и направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Система оплаты работы тьютора:
- внесение должности тьютора в штатное расписание за счет его пересмотра и оптимизации;
- внесение нагрузки педагога-тьютора во внеаудиторную нагрузку педагогов;
- разработка показателей качественной работы педагога (начисление баллов);
- организация платных образовательных услуг.
Тьютор профессия новая, говорят одни. Тьютору более 700 лет, продолжают другие. А что он будет делать в системе СПО? – спрашивают все. Эти вопросы далеко не праздные, и реальные тьюторы уже работают в отдельных колледжахи техникумах. Круг должностных обязанностей тьютора на языке квалификационного справочника выражается через глаголы действия - организует, координирует, распределяет, создает условия, способствует, участвует и т. д. Уникальность позиции тьютора и области его ответственности невозможно понять, вчитываясь только в содержание документа. Для этого нужен анализ контекста профессионального образования, который поможет понять причины, породившие необходимость появления тьютора и обнаружить силы, объективно заинтересованные в сохранении и развитии тьюторской позиции.
На уровне образовательного учреждения возможности введения тьюторского сопровождения определяются:
- ценностями и целями образовательного процесса, разделяемыми администрацией и членами педагогического коллектива. В них должно быть место индивидуализации как возможности построения индивидуальных образовательных программ (или их элементов) на основе индивидуальных образовательных запросов обучающихся. Индивидуализация этим отличается от индивидуального подхода, который призван обеспечить учет индивидуальных особенностей обучающихся при освоении унифицированной образовательной программы;
- наличием избыточной образовательной среды, богатой ресурсами для построения индивидуальных образовательных программ. Эта среда включает в себя не только ресурсы самого образовательного учреждения, но и ресурсы других учреждений и организаций населенного пункта, региона, а также доступные информационные ресурсы. В бедной, линейно заданной среде тьюторское сопровождение мало осуществимо;
- достаточным нормативным (на уровне локальных нормативных актов), методическим и документационным обеспечением работы педагогов, осуществляющих тьюторское сопровождение. Работа тьюторов должна быть вписана в общую систему работы образовательного учреждения и находить понимание и поддержку у других педагогов. Также необходимо разделять работу по тьюторскому сопровождению и психологическое сопровождение (поддержку) обучающихся. Тьюторам необходима своя рабочая документация (дневники, ресурсные карты и т. п.), формат которой можно обсуждать на уровне образовательного учреждения;
- особой работой с семьями и обучающимися. Начинать нужно с информирования родителей и обучающихся об особенностях педагогической позиции тьютора, возможностях тьюторского сопровождения. У значительной части родителей и обучающихся представления о тьюторстве не сформированы;
своевременным и в достаточном объеме обучением педагогов-тьюторов и их коллег.
Задачи тьютора: научить подопечного планировать собственную деятельность, осуществлять её анализ, самостоятельно ставить вопросы собственного развития, намечать перспективы роста, проводить воспитание через разные способы работы, учить осмысливать успехи и неудачи. Тьютор может помочь студенту выстроить индивидуальную траекторию продолжения образования, траекторию трудоустройства.
Тьюторское сопровождение – это сопровождение обучающегося в его индивидуальном движении, это проектирование и построение с подопечным его образовательной программы, обучение принятию оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.
Формы работы тьютора – индивидуальная работа, индивидуальные и групповые консультации, тьюторский семинар (тьюториал), тренинги, образовательное событие
Содержание работы тьютора: диагностика, проектирование предстоящей работы, реализация образовательного поиска и демонстрация результатов, анализ и самоанализ пройденного пути, достигнутых результатов.
Чем тьютор отличается от куратора (классного руководителя)?
- Куратор выполняет задания завуча. Тьютор работает на образовательный заказ студента.
- Куратор для усиления позиции педагога. Тьютор для поддержки студента.
Тьютор - преподаватель нового типа, играющего роль консультанта, наставника, организатора самостоятельной учебной деятельности обучающихся по освоению содержания курса и личностно-профессиональному развитию. При этом тьюторство рассматривается как разновидность педагогической деятельности, качественное отличие которой определяется, прежде всего, выстраиванием пространства совместной деятельности педагога-тьютора и обучаемого. Преподаватель - тьютор помогает студентам в организации самостоятельной деятельности, в подборе конкретных учебников, средств, образовательных ресурсов приемов и методов самостоятельной работы, а также способствует развитию у них способности к самоанализу и самооценке. При такой технологии обучения студентов с учетом их индивидуальных особенностей, каждый обучающийся сможет продвигаться по индивидуальным образовательным маршрутам во всех образовательных областях.
Что же происходит сегодня в колледже (техникуме)?
Введение ФГОС явилось катализатором запуска процессов социально-педагогической поддержки студентов в их личностно-профессиональном становлении. Современное образование и его курс на индивидуализацию поставили перед профессиональным образованием задачи создания открытой практикоориентированной среды, необходимости сопровождать образовательные траектории студентов, обеспечив качественное руководство их самостоятельной работой, разрабатывать в командном режиме междисциплинарные курсы. Тьютор воспринят в СПО как педагог нового типа, который сопровождает процесс индивидуализации студентов в открытом образовательном пространстве. В деятельности тьютора реализуются ценности свободы, профессионализма, индивидуализации, самоопределения, уважения к личности и ее правам.
Анализ практики начального и среднего профессионального образования в таком контексте понимания тьюторской позиции позволяет зафиксировать появление примеров тьюторского сопровождения обучающихся ССУЗов и выделить основные зоны ответственности тьютора. На сегодняшний день опыт сопровождения индивидуальных образовательных траекторий учащихся начал формироваться параллельно во многих учреждениях СПО.
В силу разнообразия образовательных потребностей студентов в одних учреждениях активно развивается направление тьюторского сопровождения дистанционного обучения, в других – сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья, в третьих – сопровождение внеучебной деятельности студентов и создания площадок для удовлетворения образовательных потребностей студентов и т. д.. Каждое из направлений имеет свои особенности, но объединяет их общее понимание идеи и целей тьюторства, позиции тьютора, обеспечивающего сопровождение индивидуальных образовательных траекторий студентов. Такой тьютор не ставит цели за студентов, не везет их «у себя на шее», он раскрывает альтернативные пути движения в образовательном пространстве, создает условия для развития компетенции через практическую деятельность, он моделирует учебные ситуации, активно применяет в своей деятельности проблемное обучение, помогает самообразованию и поддерживает мотивацию обучающихся. В основе взаимодействия тьютора и студента в данном случае лежит субъектная активность обучающихся, а ключевыми точками ответственности тьютора в образовательном процессе могут стать:
- профориентационная работа с абитуриентами на предмет актуализации из образовательных потребностей;
- сопровождение адаптации абитуриента (первокурсника) к условиям обучения в колледже;
- формирование у студентов представлений о профессиональной карьере, профессиональном росте, личной и социальной ответственности, формирование понимания значимости осваиваемой профессии/специальности и развитие учебной мотивации;
- обеспечение личного участия студента в конструировании индивидуальной образовательной программы;
- создание условий для максимального использования имеющихся и привлечения потенциально возможных ресурсов, создание дополнительных ресурсов для обеспечения образовательных потребностей студентов;
- сопровождение самостоятельной работы при освоении ОПОП профессии / специальности;
- создание условий для освоения профессиональных и общих компетенций при прохождении учебной, производственной практики;
- курирование учебных исследований, проектов, участия студентов в олимпиадах и конкурсах профмастерства;
- помощь в выстраивании концепции портфолио студентов и фиксации его достижений (результатов) в портфолио;
- сопровождение подготовки выпускной квалификационной работы (проекта, исследования);
- консультационная поддержка по вопросам дальнейшего профессионального развития (по окончании колледжа).
Многообразие потенциальных «точек ответственности» закономерно актуализирует вопрос о том, сколько тьюторов нужно в техникуме (колледже), нужны ли дополнения в наименовании должности тьютора, проясняющие «точки его ответственности»? Сегодня ответов на эти вопросы ни теория, ни педагогическая практика еще не дала. Тьютор в колледже (техникуме) осуществляет сопровождение, как отдельного студента, так и учебной группы, специальности или профессии в целом. В этой связи, наименование его должности дополняют поясняющие слова: тьютор курса, тьютор группы, тьютор отделения. Однако, зона его ответственности не выходит за рамки сопровождения индивидуальных образовательных траекторий студентов, а эффективная деятельность строится на основе утвержденных образовательным учреждением тьюторских программ.
Не нужно пребывать в иллюзии, что введение должности тьютора в одночасье решило проблему индивидуализации образовательного процесса во всех ССУЗах, которые его осуществили. К сожалению, построение и реализация индивидуальных образовательных траекторий студентов еще долгое время может оставаться проблемной точкой в практике образовательных учреждений. Главных причин несколько:
- неготовность вчерашних школьников и студентов взять на себя ответственность за образование, за предъявление своих образовательных потребностей, за совершение выбора;
- неготовность педагогов занять тьюторскую позицию и отдать ответственность за процесс и результаты образования студенту;
- отсутствие достаточных ресурсов для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий при освоении ОПОП;
- слабость кооперативных связей внутри системы образования и образовательных учреждений с социальными партнерами, не позволяющая эффективно использовать имеющиеся ресурсы и создавать новые на основе их сочетаний.
Начать решение данных проблем возможно только с себя – с педагогов. Педагоги-тьюторы, способные к исследовательской деятельности, владеющие тьюторскими технологиями и умеющие создать развивающую образовательную среду смогут осуществить переход от индивидуального подхода к индивидуализированному процессу обучения.
Итак, внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов, предоставляющих возможность выстраивания индивидуальных образовательных траекторий студентам, понимание того, что в стенах колледжа (техникума) дать образование на всю жизнь невозможно и гораздо важнее научить студента учиться самостоятельно, «вооружить» инструментами познания и самопознания «широко открыло» тьюторству двери в учреждения СПО. Введение должности тьютора опирается на традиции педагогики развития, новые квалификационные характеристики должностей работников образования. Для того, чтобы тьютор стал тем звеном в образовательном процессе, с помощью которого студент сможет расширить свои права и возможности для наиболее полного удовлетворения индивидуальных образовательных запросов нужна еще большая работа по научно - методическому и нормативному, обеспечению его деятельности.
Литература
- Мамардашвили М. К. Этика мышления. М.: 2001.- 216 с.
- Ильинский И. М. Негосударственные вузы России: опыт самоидентификации. – М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2004. – 352 с.
- Цирульников А. М. История образования в портретах и документах. М.: Владос, 2001. – 272 с.
- Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М.: ТЦ Сфера, 2003. – 160 с.
- Анисимов О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. – М.: Экономика, 1991. – 415с
- Ковалева Т. М. Тьютор-школе. //Директор школы. – 2011. – №8.– С. 87-90
- Башкатов И. П., Сергеева Т. А. Механизмы внедрения инноваций в практику профессионального образования столицы // Приложение «Научные исследования в образовании» к журналу «Профессиональное образование. Столица».- 2011.- №9.- С.13-18
- Старостина Е. А., Щеглова Е. М. Индивидуализация подготовки обучающихся колледжа к участию в профессиональных творческих колледжах./Материалы IVМеждународной научно-практической и 16 научно-практической Межрегиональной тьюторской конференции 9-10 ноября 2011 г. – М.: МПГУ; АПК и ППРО, 2011. – 248 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Образовательное пространство ССУЗа директор Заместители директора по отдельным направлениям преподаватели методисты психологи с оциальные педагоги Организаторы дополнительного образования ТЬЮТОР
Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения Первый шаг в организации модульного обучения Модульное обучение включает в себя познавательный и практический аспекты, усвоение которых должно быть завершено соответствующей формой контроля ЗУН, сформированных в результате овладения обучаемыми данным модулем.
В системе профессионального образования России меняются нормативные и педагогические контексты:
ТЬЮТОР (наставник, опекун) сопровождает формирование и реализацию индивидуальных образовательных программ (ИОП) обучающихся Тьюторское сопровождение ИОП - педагогическая деятельность по сопровождению процессов формирования и реализации ИОП, которая включает: выявление образовательного запроса (интереса) и помощь в постановке образовательных целей; организацию проектирования образовательной деятельности, в том числе анализ и поиск образовательных ресурсов, содействие в реализации проекта образовательной деятельности в образовательной среде, организацию рефлексии и проектирования следующего шага в образовании .
Место тьюторского сопровождения в профессиональном образовании
Задачи тьюторского сопровождения студента:
Из приложения к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. №761н «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» « ТЬЮТОР » Организует: процесс индивидуальной работы с обучающимися; персональное сопровождение их в образовательном пространстве предпрофильной и профильной подготовки; взаимодействие обучающихся с учителями и другими педагогическими работниками на предмет коррекции ИОП; взамодействие с родителями на предмет коррректировки ИОП. Координирует: самообразование обучающегося; взаимосвязь познавательных интересов и направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения. Система оплаты работы тьютора : внесение должности тьютора в штатное расписание за счет его пересмотра и оптимизации; внесение нагрузки педагога- тьютора во внеаудиторную нагрузку педагогов; разработка показателей качественной работы педагога (начисление дополнительных баллов ); организация платных образовательных услуг.
Тьютор Организует Координирует Распределяет Создает условия Способствует Участвует Т.д.
На уровне образовательного учреждения возможности введения тьюторского сопровождения определяются:
ТЬЮТОР Задачи: научить подопечного планировать собственную деятельность, осуществлять её анализ, самостоятельно ставить вопросы собственного развития, намечать перспективы роста, проводить воспитание через разные способы работы, учить осмысливать успехи и неудачи. Формы работы тьютора : индивидуальная работа, и ндивидуальные и групповые консультации , Тьюториал ( тьюторский семинар) тренинги. Образовательное событие Содержание работы тьютора : диагностика, проектирование предстоящей работы, реализация образовательного поиска и демонстрация результатов, анализ и самоанализ пройденного пути, достигнутых результатов
Чем тьютор отличается от куратора (классного руководителя)? Тьютор - преподаватель нового типа, играющего роль консультанта, наставника, организатора самостоятельной учебной деятельности обучающихся по освоению содержания курса и личностно-профессиональному развитию.
Ключевые точки ответственности тьютора в образовательном процессе:
Ключевые точки ответственности тьютора в образовательном процессе:
Ключевые точки ответственности тьютора в образовательном процессе:
Построение и реализация индивидуальных образовательных траекторий студентов еще долгое время может оставаться проблемной точкой в практике образовательных учреждений. Причины:
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация модели тьюторского сопровождения при организации летней школы для одаренных детей
В статье описан опыт работы с одеренными детьми в летней школе с тьюторской позиции....
Структура сетевого взаимодействия при реализации тьюторского сопровождения в ГБПОУ МО «Подольский колледж имени А.В. Никулина»
Актуальность: одна из проблем, которая стоит перед преподавателем современного колледжа, это низкий уровень заинтересованности обучающихся и отсутствие мотиваций к получению знаний. Перед препода...
Выпускная аттестационная работа на тему: «Особенности организации и осуществления образовательной деятельности с обучающимися в учебных центрах профессиональных квалификаций ОАО «РЖД» с использованием дистанционных образовательных технологий»
Методическая разработка на тему: «Особенности организации и осуществления образовательной деятельности с обучающимися в учебных центрах профессиональных квалификаций ОАО «РЖД» с...
Методическая разработка на тему «Особенности организации и осуществления образовательной деятельности с обучающимися в учебных центрах профессиональных квалификаций ОАО «РЖД» с использованием дистанционных образовательных технологий»
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ……………………………………….… 6...
Организация и управление внеурочной деятельностью студентов
В настоящее время в педагогической теории и практике актуальным является формирование познавательной мотивации личности, развитие творческой активности....
Предметные результаты образовательной деятельности студента и пути их достижения на занятии в колледже
Преподавание и обучение, которые происходят за пределами стен классной комнаты, имеют ряд преимуществ как для студентов, так и для преподавателей. Когда студентов просят применить на практике «в...
Педагогические технологии в образовательной деятельности студентов СПб ГБПОУ «Медицинский колледж №3», используемые на занятиях по биологии.
Понятие педагогических технологий. Методика и способы образовательных технологий, используемые на занятиях по биологии. Организационные формы обучения, применяемые на занятиях по ...