Структура сетевого взаимодействия при реализации тьюторского сопровождения в ГБПОУ МО «Подольский колледж имени А.В. Никулина»
статья на тему
Актуальность: одна из проблем, которая стоит перед преподавателем современного колледжа, это низкий уровень заинтересованности обучающихся и отсутствие мотиваций к получению знаний. Перед преподавателем стоит задача пробудить в студентах личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
struktura_setevogo_vzaimodeystviya_pri_realizatsii_tyutorskogo_soprovozhdeniya_v.docx | 24.93 КБ |
Предварительный просмотр:
«Структура сетевого взаимодействия при реализации тьюторского сопровождения в
ГБПОУ МО «Подольский колледж имени А.В. Никулина»
Выполнил: преподаватель Жабин Андрей Владимирович
Москва
2017 год
«Тьюторское сопровождение» - термин, несмотря на частое употребление, достаточно новый: в отечественной педагогической науке еще только формируется его четкое и однозначное понимание.
В дидактике «тьютор» – это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ. На языке простом тьютор – это наставник.
«Тьюторское сопровождение» – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов обучающегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии обучающегося.
Актуальность: Одна из проблем, которая стоит перед переподавателем современного колледжа, это низкий уровень заинтересованности обучающихся и отсутствие мотиваций к получению знаний. Перед преподавателем стоит задача пробудить в студентах личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни.
Возникновение тьюторского движения и оформление его как педагогической практики в России тесно связано с именем д.п.н. Ковалевой Татьяны Михайловны, которая создала в г. Томске школу «Эврика-развитие», где стали проводиться всероссийские тьюторские конференции.
Тьюторские технологии распространяются в России, но довольно медленно. Возникает впечатление, что далеко не в каждом образовательном учреждении тьюторство как технология образования может закрепиться и эффективно действовать.
Условия образовательного учреждения, необходимые для реализации тьюторского сопровождения:
1. Образовательное учреждение должно быть инновационного типа, тьютор как особая педагогическая позиция принципиально, качественно отличается от преподавателя. Главным образом это связано с совершенно иным взглядом тьютора на смысл и результат обучения. Для тьютора важны не конкретные усвоенные знания, а те изменения в отношении к учению, которые появляются у ребенка. Для тьютора важны не сформированные навыки и умения, а овладение обучающимися обобщенными способами познавательной деятельности. Соответственно, образовательное учреждение должно быть готово на уровне доминирующей педагогической позиции, на уровне концепции школы к «тьюторскому» взгляду на обучающегося. Хорошо соотносятся с идеями и принципами тьюторского сопровождения компетентностный подход в образовании, личностно-ориентированные модели образования, технологии развивающего обучения. Плохо – традиционная, классическая, советская классно-урочная система обучения. Совсем не обязательно, чтобы все 100% преподавателей колледжа разделяли идеи гуманитарного и гуманистического образования, существуют некоторые критические пороги – доля преподавателей, которая достаточна для развития тьюторства в колледже.
2. Наличие не просто «инновационной» администрации, но администрации профессиональной, эффективной и компетентной, т. к. появление тьютора в колледже всегда ведет к обострению управленческих проблем.
3. Наличие опыта командной работы. Тьюторы – это всегда команда, которая готова продвигать очень сложный проект «тьюторское сопровождение». Это команда, которая постоянно должна учиться, рефлексировать опыт своей деятельности, взаимодополнять и страховать друг друга.
4. Готовность администрации финансировать обучение тьюторов: отправлять на семинары и конференции, выделять время для внутрикомандных семинаров и индивидуальной самообразовательной деятельности, приглашать консультантов.
На практике хорошо себя показали следующие формы тьюторского сопровождения:
1. Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) - индивидуальная организационная форма тьюторского сопровождения, представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого учащегося.
2. Групповая тьюторская консультация.
Современная парадигма образования предполагает переход от социального партнерства к сетевому взаимодействию. Это обусловлено и внешними факторами, и внутренними. К внешним факторам относятся особенности демографической ситуации, неблагоприятные социально-экономические условия, особенности спроса и предложения рынка труда, социальный заказ на образовательные услуги. К внутренним факторам относятся: материально-техническая база (требует модернизации), человеческие ресурсы (половозрастная структура и недостаток высококвалифицированных кадров).
Сетевое взаимодействие рассматривается как система, основным свойством которой является структурность – наличие многосторонних связей между всеми составляющими (компонентами, объектами, субъектами, элементами).
Сетевое взаимодействие - как система – динамично, мобильно и адаптивно. Связи – многосторонние, взаимовыгодные и лабильные. Компоненты – взаимодействующие, взаимозависимые, взаимовлияющие. Компоненты составляют единое ресурсное пространство: информационно-коммуникационное, научно-методическое, содержательно-технологическое, психолого-диагностическое, социально-партнерское, кадровое (трудовое), финансово-правовое, материально-техническое. Единство ресурсного пространства необходимо для создания условий, обеспечивающих доступное качественное, непрерывное образование школьников, содействовующее развитию осознанного личностного и профессионального самоопределения учащихся на основе адекватной оценки их возможностей и способностей и успешности социальной и профессиональной адаптации и личностной самореализации субъектов образовательного пространства.
Законом «Об образовании в Российской Федерации» урегулирована сетевая форма реализации образовательных программ. Сетевая форма реализации образовательных программ осуществляется на основании договора, в котором указывается:
- вид;
- уровень и (или) направленность образовательной программы (ее части);
- статус обучающихся;
- правила приема, условия и порядок осуществления образовательной деятельности, в том числе, распределение обязанностей между участниками сетевого взаимодействия, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией;
- выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации;
- срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.
В настоящее время исследователи выделяют пять основных характеристик сетевой организации:
1. Независимость членов сети – члены организации имеют определенную степень свободы, достаточную для возможности определять приоритеты по характеру и направленности собственной деятельности, и нести ответственность за конечный результат.
2. Множественность лидеров – понятие лидерства в сети не совпадает с понятием лидерства в организациях, построенных по принципу административной иерархии. Лидер в сетевой организации – это любой человек или компания, являющаяся носителем финансового, производственного, коммуникативного, экспертного или любого иного ресурса. Необходимым условием лидерства в сети является готовность члена сети к использованию своего ресурса для достижения общих целей сети, естественно параллельно с реализацией его собственных целей.
3. Объединяющая цель. Объединяющая цель в сетевой организации строится на индивидуальном прогрессе каждого члена сети, недостижимом вне сети. Как правило, объединяющая цель основана на заинтересованности членов сети в использовании совместных статусных, материальных, маркетинговых и информационных ресурсов сети. Относительно независимая компания вступает в сетевую организацию, переходя из поля конкуренции в поле конкурентного сотрудничества с другими независимыми членами сети только потому, что видит конкретную прагматическую пользу для себя в рамках сети, недостижимую вне её поля деятельности.
4. Добровольность связей – принимает разные формы в зависимости от типа сетевой организации и степени независимости её участников. Подразумевается, что сотрудники компании, опираясь на ограниченное, но реально присутствующее право выбора партнеров по проектной команде и принятие ответственности за свою ресурсную позицию, достаточно самостоятельно определяют структуру своего взаимодействия в рамках организации по конкретным проектам.
5. Множественность уровней взаимодействия – взаимодействие в рамках сети осуществляется не по административным каналам, и напрямую, между теми компаниями и людьми, которые и должны реально вместе решать необходимые вопросы. Взаимодействие возникает непосредственно по линиям актуальной потребности во взаимодействии.
В настоящее время в ГБПОУ МО «Подольский колледж имени А.В. Никулина» активно используются две модели реализации сетевой образовательной программы.
Первая модель - это последовательная поэтапная (ступенчатая) реализация ОПОП НПО (получение рабочей профессии) и последующее освоение сокращенной ОПОП СПО. Каждый уровень профессионального образования завершается обязательной государственной итоговой аттестацией обучающихся с присвоением соответствующей квалификации и выдачей документа государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.
Вторая модель - это параллельное освоение ОПОП СПО с одновременным получением рабочей профессии. В результате выпускники получают дипломы о среднем профессиональном образовании и/или свидетельство о профессиональной подготовке и уровне квалификации.
Первая модель реализации сетевой образовательной программы
строится на том, что процесс обучения строится на базе двух и более образовательных организаций, реализующих ОПОП НПО/СПО, структура которых включает отдельные профессиональные модули. Вторая модель реализации сетевой программы действует, когда процесс обучения строится на базе одной (базовой) образовательной организации, а для ее реализации привлекаются другие учебные заведения.
Введение ФГОС нового поколения создает предпосылки для активной реализации основных профессиональных образовательных программ в сетевом режиме. Этому способствует структурирование ОПОП по профессиональным модулям.
Компетентностный подход и «размытие» уровней профобразования НПО и СПО при подготовке высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов требует разработки модульных учебных планов и программ. Каждый модуль должен быть автономным, привязанным к определенному виду профессиональной деятельности и уровню квалификации в соответствии с потребностями рынка труда.
Сочетание с современного оборудования и компьютерной техники позволяет сделать процесс обучения максимально эффективным, наглядным и информационно насыщенным.
В настоящее время возрастает актуальность организации системы аттестации по профессиональным модулям в форме квалификационного экзамена как необходимое условие эффективного сетевого взаимодействия. Для этого необходимо разработать рекомендации по разработке контрольно-оценочных материалов, механизмам экспертизы на соответствие заявленным компетенциями и квалификационным требованиям, определить источники средств на проведение выездных аттестаций на базе ресурсных центров и центров сертификации.
Реализация основного принципа организации сети - создание системы связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать педагогическому сообществу инновационные модели образовательных программ.
В связи с отсутствием в экономике большинства регионов явно выраженной доминирующей отрасли целесообразна такая организация сети учреждений профессионального образования, которая бы позволила обеспечить максимальное соответствие спроса и предложения рабочих кадров и специалистов требованиям регионального рынка труда и перспективам социально-экономического развития.
В этой связи необходимо создание особого органа, уполномоченного управлять данными инфраструктурами, консолидировать всех участников сети, координировать их деятельность для достижения главной цели – качественной подготовки конкурентоспособных кадров для экономики региона и высококвалифицированных инженерно-педагогических кадров для самой сети.
В заключение хотелось бы отметить ряд недостатков и достоинств:
1. Недостаток - отсутствует дифференцированный подход, т.е. необходимо разработать разноуровневые программы (начальный, средний и продвинутый).
2. Достоинство - есть оперативный доступ к образовательным ресурсам в специальной программе управления учебным контентом СДО и возможность самостоятельного изучения материала.
В целом работа в колледже только начата, в частности в 2016 году была закуплена система дистанционного образования колледжа, а с декабря 2016 года началась активная работа педагогов и студентов через данную систему. Так же работа по линии работодателей активно стала осуществляться только с 2016 года.
ГБПОУ МО «Подольский колледж имени А.В. Никулина» представляющий из себя образовательное учреждение, совмещающее как подразделения НПО, так и подразделения СПО потенциально готов принять самое активное участие в проектах Федеральной целевой программы развития образования. Уже разработаны новые и внесены коррективы в действующие учебные планы по заявкам работодателей, заключены соглашения о сотрудничестве с центрами занятости и другими заинтересованными лицами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Прикладной бакалавриат. Среднее профессиональное образование в структуре ВПО. Система сетевого взаимодействия в организациях профессионального образования
Министерство образования планирует решить проблему нехватки квалифицированных кадров и в технических областях путем развития прикладного бакалавриата. Пилотная апробация проекта выявила как преимущест...
Реализация модели тьюторского сопровождения при организации летней школы для одаренных детей
В статье описан опыт работы с одеренными детьми в летней школе с тьюторской позиции....
Реализация раздела: «Дефектация сварных швов» в рамках сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями
В целях развития сетевого взаимодействия выезжаю в разные города Республики Хакасия со своими наработками. Предсавтляю вашему вниманию одну из разработок в рамках реализации раздела: «Дефектация сварн...
Публикации студентов ГБПОУ МО Подольский колледж имени АВ Никулина
Презентации и доклады являются элементом самостоятельной работы студентов для подготовки и участия в научно – исследовательских семинарах. Создание презентации позволяет студенту еще раз б...
Особенности сетевого взаимодействия при организации психолого-педагогического сопровождения и педагогической поддержки тяжелобольных детей
В статье представлен опыт сетевого взаимодействия учреждения здравоохранения и учреждения дополнительного образования по организации психолого-педагогического сопровождения и педагогической поддержки ...
Проект из опыта работы "«Развитие сетевого взаимодействия ДОУ с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО»
Основная идея проекта:• Построение инновационной модели организации образовательного процесса, основанной на сетевом взаимодействии участников педагогического процесса.• Повышение внимания к...
Доклад "Реализация программы сетевого взаимодействия «Школа-техникум -предприятие»"
Доклад "Реализация программы сетевого взаимодействия«Школа-техникум -предприятие»"...