РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Дисциплины Практикум по решению задач на ЭВМ
рабочая программа на тему
Программа расчитана для применения в СПО для преподавателей программирования на Pascal и Delphi. Эта писалась для педколледжа, но может быть использована и в других ОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_praktikum_po_resheniyu_zadach_101-201-301_2010-2011.docx | 105.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
ГОУ СПО «Красноуфимский педагогический колледж»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины
Практикум по решению задач на ЭВМ
Специальность: 050202 «Информатика»
2010-2011 уч. год
Составители:
Игошев А.Д., преподаватель информатики
Шустикова О.В., преподаватель информатики
г. Красноуфимск
2009 2010 г.
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности, Региональным (областным) компонентом ГОС НПО и СПО Свердловской области на основании программ(ы) ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
(наименование типовой или примерной программы)
Одобрена на заседании кафедры / предметно-методического объединения _____________________________________________ протокол заседания кафедры № _______ от _________________ . Заведующий кафедрой ___________________________
Утверждена: «___» _______________ 200__ г. | Заместитель директора по РСО __________________________ |
Программа пролонгирована на 200__- 200__ уч. г. Протокол заседания кафедры № __ от __________ Заведующий кафедрой _______________________ | Заместитель директора по РСО «__» ________________ 200__ г. __________________________ |
Программа пролонгирована на 200__- 200__ уч. г. Протокол заседания кафедры № __ от __________ Заведующий кафедрой _______________________ | Заместитель директора по РСО «__» ________________ 200__ г. __________________________ |
Программа пролонгирована на 200__- 200__ уч. г. Протокол заседания кафедры № __ от __________ Заведующий кафедрой _______________________ | Заместитель директора по РСО «__» ________________ 200__ г. __________________________ |
Программа пролонгирована на 200__- 200__ уч. г. Протокол заседания кафедры № __ от __________ Заведующий кафедрой _______________________ | Заместитель директора по РСО «__» ________________ 200__ г. __________________________ |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Представленная программа курса предназначена для студентов дневного отделения специальности 050202 «Информатика».
Содержание ее соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта, Государственного стандарта среднего педагогического образования Свердловской области; определяется наличием и функциональными особенностями средств обучения (ПК и программного обеспечения).
Практикум по решению задач на ЭВМ – дисциплина блока предметной подготовки.
Важным направлением профессиональной подготовки учителя информатики является формирование умений решать задачи с использованием компьютера и его программного обеспечения. Программы всех дисциплин предметной подготовки Государственного образовательного стандарта специальности «Информатика» предполагают обучение студентов решению задач соответствующего раздела предметной области «информатика». Особое место среди задач в области информатики занимают задачи, связанные с составлением программ.
Следует учитывать и то важнейшее обстоятельство, что умения в области программирования, сформированные у будущих учителей информатики в процессе освоения «Практикума по решению задач ЭВМ», составят базу, на основе которой в дальнейшем могут быть эффективно решены задачи их методической подготовки. Объясняется это тем, что одним из важнейших разделов школьного курса информатики является раздел, посвященный алгоритмизации и программированию. У студентов в ходе изучения соответствующего учебного материала должны быть сформированы знания и практические умения, достаточные для самостоятельного составления типовых алгоритмов и программ. Подготовка будущего учителя информатики к реализации данного аспекта своей профессиональной деятельности должна осуществляться и в процессе выполнения заданий практикума по решению задач ЭВМ. Еще в большей степени умения в области составления программ необходимы учителю информатики в случае преподавания школьного курса информатики на этапе профильного обучения, особенно, если соответствующий профиль имеет программистскую направленность.
Основной целью курса является: формирование системы понятий, знаний, умений и навыков в области современного программирования, включающего в себя методы проектирования, анализа и создания программных продуктов, основанные на использовании объектно-ориентированной методологии.
Достижение этой цели предусматривает решение ряда задач, к которым относятся:
- подготовка к практическому использованию программирования в профессиональной деятельности;
- развитие системного, объектного, алгоритмического, операционального мышления, направленного на выбор оптимальных решений;
- создание условий для креативности и творчества в информационной сфере;
- воспитание у студентов стремления к самообразованию;
- формирование у студентов ценностного отношения к информационным знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию как особому информационному процессу;
Структура учебной работы студентов в рамках данного практикума предусматривает лабораторные занятия в компьютерном классе, в ходе которых под руководством преподавателя осуществляется разработка и реализация на компьютере конкретных программ в соответствии с предложенной тематикой. При этом в ходе самостоятельной индивидуальной работы студент должен осуществить полный цикл разработки программ, включая подготовку отчета по каждой из лабораторных работ.
Настоящая программа не предусматривает следование какому-либо конкретному языку программирования для использования при решении задач, однако можно рекомендовать на практике использовать язык Turbo Pascal. Это связано со следующим: во-первых, данный язык является очень распространенным, обладает мощными средствами для создания эффективных программ; набор операторов и управляющих конструкций данного языка аналогичен конструкциям, имеющихся в других языках программирования (C, Ada и др.). Во-вторых, этот язык является основой языка Object Pascal, на котором, в свою очередь, базируется среда разработки Delphi. И, в-третьих, с учетом профессионально-методического аспекта подготовки будущего учителя информатики следует указать на то, что язык Pascal и алгоритмический язык, изучаемый в школьном курсе информатики, имеют во многом схожие синтаксические конструкции, типы данных и механизмы подпрограмм.
Процесс формирования знаний и практических навыков целесообразно осуществлять в контексте лично-ориентированного и системно-деятельностного подхода к подготовке студентов.
Для проверки знаний и умений студентов предусмотрен текущий, тематический, итоговый контроль. Формы контроля – беседа; самостоятельные аудиторные и внеаудиторные работы; индивидуальные домашние работы. Преподаватель оценивает умения и навыки, приобретенные в процессе выполнения работ, студентами осуществляется самооценка, самоконтроль. Форма контроля знаний после изучения дисциплины: 1 семестр – контрольная работа, 2 семестр – экзамен…
Выписка из учебного плана:
Группа, специальность | Год обучения | Отчетность (зачет, | Количество часов в семестр | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
101 | 2010 - 2011 | Контр. раб. | 17(1ч) | |||||
101 | Экзамен | 68(4ч) | ||||||
201 | Контр. раб. | 48(3) | ||||||
201 | Экзамен | 28(2) | ||||||
301 | Контр. раб. | 32(2) | ||||||
301 | Творческий отчет | 33(3) |
По окончании трех семестров студенты должны уметь решать нижеперечисленные задачи:
Содержание практикума с примерами заданий
- Общеинформационный блок:
* информация и языки
* кодирование информации
* количество информации и вероятность
* позиционные системы счисления
* перевод чисел из одной системы в другую
* арифметика в позиционных системах счисления
* логические величины
* логические операции
* преобразования логических выражений
* задачи системологии
* графические модели (блок-схемы)
* табличные модели
* графический исполнитель
* «черепашка»
* школьный алгоритмический язык
Универсальный язык программирования высокого уровня Turbo Pascal v.7.01
1. ПРОГРАММЫ РАБОТЫ С ЧИСЛАМИ
- Найти все простые числа, не превосходящие заданное натуральное число.
- Разложить заданное натуральное число на простые множители.
- Найти все натуральные числа, которые не превосходят заданное натуральное число и при этом равны
сумме кубов своих цифр. - Найти наибольший общий делитель двух чисел
- Найти наименьшее общее кратное двух чисел.
- Определить является ли заданное число палиндромом.
- Найти все натуральные числа в заданном интервале, в записи которых цифры образуют возрастающую последовательность.
- Составить программу, которая среди всех трехзначных чисел находит числа, равные сумме факториалов своих цифр.
2. ПРОГРАММЫ РАБОТЫ С ЧИСЛОВЫМИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЯМИ
- Определить является ли заданная последовательность возрастающей.
- Найти в заданной последовательности самую длинную подпоследовательность, состоящую только из положительных чисел.
- Определить количество смен знака в заданной последовательности.
- Составить программу, которая из заданной последовательности чисел выбирает числа, встречающиеся в ней только один раз.
- Составить программу, которая в заданной последовательности натуральных чисел определяет максимальную длину подпоследовательности идущих подряд симметричных чисел, т.е. чисел, состоящих из двух одинаковых частей.
*
3. ПРОГРАММЫ РАБОТЫ СО СТРОКАМИ
Заменить в заданной строке знак «!» на сочетание «???».
Определить количество слов в заданном предложении..
Удалить из строки заданное слово.
- Поменять местами в предложении самое длинное и самое короткое слово.
- Определить количество слов в тексте, начинающихся и заканчивающихся на одну и ту же букву.
- Определить правильно ли расставлены скобки в арифметическом выражении.
- Найти самое короткое слово одного предложения, которого нет в другом предложении.
4. ПРОГРАММЫ ОБРАБОТКИ МАССИВОВ
- В заданном двумерном массиве из целых чисел найти строку с максимальным количеством идущих подряд четных чисел.
- Составить программу, проверяющую является ли целочисленный массив размером N х N "магическим квадратом" (это значит, что суммы чисел во всех вертикалях, горизонталях и двух диагоналях массива одинаковы).
- Составить программу перестановки строк в целочисленном массиве размером М х N в порядке убывания суммы элементов в каждой строке.
- Составить программу поиска максимального элемента в целочисленном массиве размером М х N среди элементов, расположенных в столбцах массива, упорядоченных по возрастанию.
*
5. ПРОГРАММЫ СОРТИРОВКИ И ПОИСКА
Составить программу сортировки элементов одномерного массива на основе заданного метода.
* Составить программу поиска элемента в массиве на основе заданного метода.
6. ЗАПИСИ
* Составить с использованием типа «запись» программу создания информационной базы данных о студентах группы и реализовать заданные запросы к этой базе.
7. МНОЖЕСТВА
- Составить с использованием множественного типа программу частотного анализа знаков в заданном тексте.
- Составить программу определения количества простых чисел в числовой последовательности, состоящей из элементов в заданном целом диапазоне.
8. ПОДПРОГРАММЫ. РЕКУРСИЯ.
- В заданной последовательности целых чисел определить количество подпоследовательностей, состоящих из идущих подряд четных чисел.
- Составить рекурсивную программу вычисления N!.
9. МОДУЛИ
- Разработать модуль, в котором размещены подпрограммы, обеспечивающие заданные действия над двумерными массивами.
- Разработать модуль, в котором размещены подпрограммы, реализующие функции инженерного калькулятора.
10. ФАЙЛЫ
- В файле, компонентами которого являются целые числа, найти сумму и произведение всех компонент.
- В заданном тестовом файле заменить все прописные буквы на строчные.
11. ЗАДАЧИ НА ГРАФИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ
- Составить программу построения кривой по заданному параметрическому представлению.
- Составить программу построения на экране компьютера области на плоскости, координаты точек которой удовлетворяют заданной системе неравенств.
- Организовать движение графического объекта на экране с использованием динамической памяти.
- Составить программу построения на экране поверхности заданной функции.
12. ПЕРЕСТАНОВКИ
- Составить программу генерации всех перестановок из N заданных элементов.
- Составить программу расстановки 8 ладей на шахматной доске так, что ни одна из ладей не угрожает другой.
13. УКАЗАТЕЛИ И ДИНАМИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ
* Составить программу, которая моделирует структуру данных «связанный список» и допустимые операции по отношению к элементам данной структуры.
Среда разработки Delphi 7 Professional
Уметь решать нижеперечисленные задачи:
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование | Количество аудиторных часов | ||
Всего | Теоретических занятий | Практических занятий | |
Раздел 1. Общеинформационный блок | 17 | 14 | 3 |
Тема 1. Представление информации. | 6 | 4 | 2 |
Тема 2. Информационные модели: системы и структура данных. | 4 | 4 | |
Тема 3. Алгоритмизация. | 7 | 6 | 1 |
Раздел 2. Программирование на языке Turbo Pascal 7.0. | 100 | 100 | |
Тема 1. Основные понятия языка ТР. Работа в редакторе. | 8 | 8 | |
Тема 2. Организация алгоритмических структур | 92 | 92 | |
Раздел 3. Среда разработки Делфи | 141 | 141 | |
Всего по дисциплине | 258 | 14 | 244 |
Содержание практикума с примерами заданий
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование учебной дисциплины «Практикум по решению задач»
Специальность Информатика Группа 101, 201 и 301.
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Сроки изучения | Форма занятия | Вид, форма контроля (к.т.) | Самостоятельная работа студентов |
1.1 | Представление информации | 6 | 1-6 недели 1 семестра | Комбинированный уроки | Работа с конспектом и доп. Литерат. | |
1.1.1 | Измерение информации | 1 | 1 нед 1 семестра | Комбинированный урок | ||
1.1.2 | Системы счисления | 1 | 2 нед 1 семестра | Комбинированный урок | ||
1.1.3 | Перевод чисел из одной системы в другую | 1 | 3 нед 1 семестра | Комбинированный урок | ||
1.1.4 | Арифметика в позиционных системах счисления | 1 | 4 нед 1 семестра | Комбинированный урок | ||
1.1.5 | Логические величины, операции, выражения | 1 | 5 нед 1 семестра | Комбинированный урок | ||
1.1.6 | Преобразование логических выражений | 1 | 6 нед 1 семестра | Комбинированный урок | Контрольная работа №1 | |
1.2 | Информационные модели: системы и структура данных. | 4 | 7-10 нед 1 семестра | Комбинированный урок | Работа с конспектом и доп. литерат. | |
1.2.1 | Основы системологии. Декомпозиция | 1 | 7 нед 1 семестра | Комбинированный урок | ||
1.2.2 | Графы | 1 | 8 нед 1 семестра | Комбинированный урок | ||
1.2.3 | Блок- схемы | 1 | 7 нед 1 семестра | Комбинированный урок | ||
1.2.4 | Таблицы | 1 | 8 нед 1 семестра | Комбинированный урок | Контрольная работа №2 | Домашняя контрольная работа |
1.3 | Алгоритмизация | 6 | 11-16 нед 1 семестра | Комбинированный урок | Работа с конспектом и доп. Литерат. | |
1.3.1 | Свойства алгоритма | 11нед 1 семестра | Комбинированный урок | |||
1.3.2 | Управление учебными исполнителями | 12 нед 1 семестра | Комбинированный урок | |||
1.3.3 | Работа с величинами. Линейный влгоритм | 13 нед 1 семестра | Комбинированный урок | |||
1.3.4 | Ветвление | 14 нед 1 семестра | Комбинированный урок | |||
1.3.5 | Циклы | 15 нед 1 семестра | Комбинированный урок | |||
1.3.6 | Ряды | 16 нед 1 семестра | Комбинированный урок | Контрольная работа №3 | ||
Резерв времени | 1 | |||||
2.1 | Работа в редакторе. Главное меню | 4 | 1 нед 2 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.2 | Структура программы. Линейные программы. Модуль Graph | 4 | 2 нед 2 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.3 | Организация интерфейса. Диалог. Вычисления | 4 | 3 нед 2 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.4 | Команда ветвления. Сравнение чисел, строк | 4 | 4 нед 2 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.5 | Циклы. «Звездное небо». Палитра | 4 | 5 нед 2 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.6 | Циклы. Опрос клавиатуры | 4 | 6 нед 2 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.7 | Выбор. Комментарии к оценке | 4 | 7 нед 2 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.8 | Одномерный ряд. Ввод-вывод | 4 | 8 нед 2 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.9 | Одномерный ряд. Поиск. Экстремумы. Упорядочение | 4 | 9 нед 2 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.10 | Матрица. Ввод-вывод | 4 | 10 нед 2 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.11 | Матрица. Поиск. Экстремумы. Упорядочение | 4 | 11 нед 2 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.12 | Матрица. Сумма. Произведение… | 4 | 12 нед 2 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.13 | Проект: игра, тест, обучение… | 4 | 13 нед 2 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.14 | Проект: игра, тест, обучение… | 4 | 14 нед 2 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.15 | Проект: игра, тест, обучение… | 4 | 15 нед 2 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.16 | Итоговое занятие | 4 | 16 нед 2 семестра | Лабораторная работа | Семинар | Создание отчета |
Резерв времени | 1 | |||||
Экзамен ПРЗ | ||||||
2.18 | Вводное занятие. Тестирование. Контрольная работа | 3 | 1 нед 3 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.19 | Рекурсия. «Снежинка». «Окружности» | 3 | 2 нед 3 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.20 | Множество Задача о ферзях | 3 | 3 нед 3 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.21 | Запись. Адресная книга | 3 | 4 нед 3 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.22 | Файлы. Работа с диском. Чтение-запись | 3 | 5 нед 3 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.23 | Текстовые файлы. Решение олимпиадных задач | 3 | 6 нед 3 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.24 | Модули. Модульное проектирование | 3 | 7 нед 3 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.25 | Ссылочный тип данных. Динамическое программирование | 3 | 8 нед 3 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.26 | Выбор темы для проекта. Работа над проектом | 3 | 9 нед 3 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.27 | Работа над проектом | 3 | 10 нед 3 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.28 | Работа над проектом | 3 | 11 нед 3 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.29 | Работа над проектом | 3 | 12 нед 3 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.30 | Работа над проектом | 3 | 13 нед 3 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.31 | Работа над проектом | 3 | 14 нед 3 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.32 | Работа над проектом | 3 | 15 нед 3 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.33 | Защита проекта | 3 | 16 нед 3 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
Календарно-тематический план. Delphi. ПРЗ | |||||
4й семестр | |||||
№ п/п | Тема | Количество часов | Форма занятия | Вид, форма контроля (к.т.) | Самостоятельная работа студентов |
6 | Практикум | Текущий. Отчеты по ЛР и ИДР | Работа с учебной литературой, видеоуроками, фрагментами программ. | ||
1 | |||||
2 | |||||
1 | |||||
1 | |||||
12 | |||||
1 | Практикум | Текущий. Отчеты по ЛР и ИДР | Работа с учебной литературой, видеоуроками, фрагментами программ. | ||
Отладка 11 | 1 | ||||
2 | |||||
2 | |||||
2 | |||||
2 | |||||
1 | |||||
1 | |||||
Тематический КТ №1 | Работа над проектом. Подготовка к семинару | ||||
6 | |||||
1 | Практикум | Текущий. Отчеты по ЛР и ИДР | Работа с учебной литературой, видеоуроками, фрагментами программ. | ||
1 | |||||
2 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
1 | |||||
2 | Тематический. КТ №2 | ||||
12 | |||||
1 | Практикум | Текущий. Отчеты по ЛР и ИДР | Работа с учебной литературой, видеоуроками, фрагментами программ. | ||
2 | |||||
2 | |||||
2 | |||||
1 | |||||
2 | |||||
1 | |||||
1 | |||||
Тематический КТ №3 | |||||
5й семестр | |||||
6 | Практикум | Текущий. Отчеты по ЛР и ИДР | Работа с учебной литературой, видеоуроками, фрагментами программ. | ||
1 | |||||
1 | |||||
3 | |||||
1 | |||||
6 | |||||
1 | |||||
1 | |||||
1 | |||||
1 | |||||
1 | |||||
1 | |||||
Тематический КТ №4 | |||||
8 | |||||
1 | Практикум | Текущий. Отчеты по ЛР и ИДР | Работа с учебной литературой, видеоуроками, фрагментами программ. | ||
1 | |||||
1 | |||||
1 | Практикум | Текущий. Отчеты по ЛР и ИДР | |||
1 | |||||
1 | |||||
1 | |||||
1 | |||||
4 | |||||
1 | |||||
1 | |||||
1 | |||||
1 | |||||
8 | |||||
1 | |||||
Практикум | Текущий. Отчеты по ЛР и ИДР | Работа с учебной литературой, видеоуроками, фрагментами программ. | |||
1 | |||||
1 | |||||
1 | Лекции. Практикум | Текущий. Отчеты по ЛР и ИДР | Работа с учебной литературой, видеоуроками, фрагментами программ. | ||
1 | |||||
Практикум | Текущий. Отчеты по ЛР и ИДР | Работа с учебной литературой, видеоуроками, фрагментами программ. | |||
1 | |||||
1 | |||||
1 | |||||
Тематический КТ №5 | |||||
4 | Практикум | Текущий. Отчеты по ЛР и ИДР | Работа с учебной литературой, видеоуроками, фрагментами программ | ||
1 | |||||
1 | |||||
1 | |||||
1 | |||||
Экзамен Программирование | |||||
6й семестр | |||||
3 | Практикум | Текущий. Отчеты по ЛР и ИДР | Работа с учебной литературой, видеоуроками, фрагментами программ | ||
1 | |||||
2 | |||||
Тематический КТ №6 | |||||
3 | Практикум | Текущий. Отчеты по ЛР и ИДР | Работа с учебной литературой, видеоуроками, фрагментами программ | ||
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
1 | |||||
Назначение числовых значений идентификаторам разделов справки | |||||
2 | |||||
6 | |||||
1 | |||||
2 | |||||
2 | |||||
1 | |||||
Тематический КТ №7 | |||||
6 | Практикум | Текущий. Отчеты по ЛР и ИДР | Работа с учебной литературой, видеоуроками, фрагментами программ | ||
2 | |||||
1 | |||||
1 | |||||
2 | Практикум | ||||
18 | Подготовка и сдача творческих отчетов | 12 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к уровню подготовки студентов по дисциплине
(выписка из ФК ГОС СПО по специальности)
Программирование:
программное управление работой компьютера;
понятие о машинном язьже и язьжах программирования высокого уровня;
понятие о системе программирования;
интерпретаторы и компиляторы;
понятие синтаксиса языка;
организация данных,
переменные;
основные алгоритмические структуры и их реализация;
обработка числовой и текстовой информации,
программирование графики;
структуры данных: основные виды и способы реализации;
типовые задачи обработки структурированных данных;
создание программ на Паскале и Делфи.
Освоение обучающимися ключевых, полипрофессиональных и специальных компетенций
(на основе Р(О)К ГОС НПО и СПО Свердловской области)
Раздел курса / семестр | Вид компетенции (КК, ППК, СК) | Основа компетенции (обобщенный вид деятельности, функция, профессиональное умение) | Признаки проявления основы компетенции | Компонент стандарта (ФК, Р(О)К, КОУ) | ||
Умения, которыми обучающийся должен овладеть | Знания, которыми обучающийся должен обладать | Позиция по отношению к умению | ||||
Раздел 1. Общеинформационный. «Безмашинный» вариант | К - 1 | Сбор информа- ции о состоя-нии объекта педагогичес-кой деятель-ности, его ком-понентах и результатах деятельности. | Ориентироваться в профессиональном информационном поле, обладать широким кругозо-ром. Уметь получать, обрабатывать и хранить информацию. Работать с числами в различных системах счисления. Строить блок-схемы . | Информация и ее свойства. Арифметику в различных системах счисления. Теорию и практику алгоритмизации. Основы системологии | Осознать значимость информации и работы с ней. | ФК |
Раздел 2. Программирование на языке Turbo Pascal 7 | К - 1 | Сбор информа- ции о состоя-нии объекта педагогичес-кой деятель-ности, его ком-понентах и результатах деятельности. | Ориентироваться в профессиональном информационном поле, обладать широким кругозо-ром. Уметь:формализовать задачу, строить модель, алгоритм, создавать программы на Паскале | Знать: программное управление работой компьютера; понятие о машинном язьже и язьжах программирования высокого уровня; понятие о системе программирования; интерпретаторы и компиляторы; понятие синтаксиса языка; организация данных, переменные; основные алгоритмические структуры и их реализация; обработка числовой и текстовой информации, программирование графики; структуры данных: основные виды и способы реализации; типовые задачи обработки структурированных данных; | Осознать важность умения программировать на алгоритмических языках | ФК |
Раздел 3. Программирование в среде разработки Delphi 7 | К - 1 | Анализ информации о состоянии | Осуществлять ана-литико-синтети-ческую обработку информации. Уметь разрабатывать проекты на Делфи. Оформлять форму. Организовать дружеский интерфейс | Знать порядок разработки проекта. Основные компоненты. Методы ООП | Осознать значимость полученных навыков для разработки собственных проектов | ФК |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Электронная библиотека:
- ППО;
- Электронные учебники, задачник;
- Образцы готовых программ на Паскале и Делфи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
- Вирт Н. Алгоритмы и структуры данных. Москва. Мир. 1989
- Залогова Л.А. и др. Информатика. Задачник—практикум. Москва. БИНОМ. 2007
- Игошев А.Д. Turbo Pascal v.6.0, 7.0 Екатеринбург. ИУУ. 1996 г.
- Поспелов Д.А.Информатика. Энциклопедический словарь для начинающих. Москва. Педагогика-Пресс. 1994
- Д. А. Емельянов. Введение в Delphi. Екатеринбург. 2005. Часть 1.
- Д. А. Емельянов. Введение в Delphi. Екатеринбург. 2005. Часть 2.
- Н. Б. Культин. Программирование в Turbo Pascal 7.0 и Delphi. Санкт-Петербург. Bhv. 1998
- Н. Б. Культин. Delphi в задачах и примерах. Санкт-Петербург. Bhv. 2007
Дополнительная литература
- Брудно А., Каплан Л.. Московские математические олимпиады по программированию. Москва. Наука. 1990.
- Дагене В. и др. 100 задач по программированию. Москва.Просвещение. 1993 г.
- Джонс Ж., Харроу К.. Решение задач в системе Турбо Паскаль. Москва. ФиС. 1991.
- Епанешников А.М., Епанешников В.А.. ПРОГРАММИРОВАНИЕ В СРЕДЕ TURBO PASCAL 7.0.Москва. Диалог МИФИ. 1995
- Зуев Е.. Программирование на языке TURBO PASCAL 6.0 и 7.0. Москва. РиС. 1993.
- Игошев А.Д. Учебно--методическое пособие ”Среда программирования Turbo Pascal7”. Екатеринбург. ИУУ. 1995
- Игошев А.Д., Кузнецова Г.Н. EXPRESS PASCAL для КУВТ "Корвет".
- Красовский Н.. Школьник и КОМПЬЮТЕР: Учимся друг у друга. Москва. Наука. 1993 г.
- Ляхович В. Руководство к решению задач по основам информатики и вычислительной техники. М.: Высшая школа , 1994 .
- Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.; Педагогика, 1988.
- Пильщиков В.. Сборник упражнений по языку Паскаль. Москва.Наука. 1989.
- Поддубная Т. Фукс И. Информатика в задачах и упражнениях. Томск. МП "Раско". 1992 г.
- Попков А. Введение в практическую информатику. Томск: радио и связь. , 1990 .
- Рубенкинг Н. ТУРБО ПАСКАЛЬ для WINDOWS.
- Сергиевский М.В., Шалашев А.В.. ТУРБО ПАСКАЛЬ 7.0, язык, Среда программирования. Москва. Машиностроение. 1994 г.
- Тумасонис В. и др. ПАСКАЛЬ. Руководство для программиста. Москва. РиС. 1992.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Примерная тематика рефератов
- Сравнение эффективности различных алгоритмов сортировки.
- Преимущества и недостатки использования рекурсивных подпрограмм.
- Модульное программирование.
- Способы проектирования программ.
- Способы графического представления программ.
- Классификация языков программирования.
- Моделирование динамических структур данных.
- Алгоритмы представления на экране графических объектов.
- Организация работы с файлами в системах программирования.
- Создание программ-тестировщиков.
- Создание обучающих программ
- Создание игровых программ
- Программирование анимационных эффектов.
Вопросы для подготовки к зачету, экзамену
…
- Представление информации
- Измерение информации
- Свойства информации
- Алфавитный и вероятностный подходы
- Информационные модели: системы и структура данных
- Системология
- декомпозиция
- Алгоритмизация
- Основные виды алгоритмов
- Программирование Turbo Pascal и Делфи по контексту задач.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Программа авторская. При ее создании использованы предыдущие разработки по программированию, апробированные в различных образовательных учреждениях РФ и Украины. Раздел Делфи создается впервые и, конечно, подлежит модификации.
Программа неразрывно связана с программой
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины «Программирование»
Для специальности 050202
ИНФОРМАТИКА
Составители:
Игошев Александр Данилович, преподаватель информатики.
Шустикова Ольга Владимировна., преподаватель информатики
Сведения об авторах
Игошев Александр Данилович.
Образование:
- Уфимский техникум механизации учета, электромеханик по ремонту счетных машин;
- СГПИ 1978 год, учитель математики;
Аттестационная категория высшая с 2001 года. Последняя переаттестация с января 2006 года.
Основное место работы: ГОУ СПО «Красноуфимский педколледж»
Домашний адрес: п. Заря Ачитского района, ул. Победы 18
Мобильный : +79126165347. Домашний 83439175126
Шустикова Ольга Владимировна, преподаватель информатики
Образование:
- Красноуфимский педколледж, ____ год;
- СГПИ ____ год, учитель математики;
Аттестационная категория первая с ____ года. Последняя переаттестация с января ____ года.
Основное место работы: ГОУ СПО «Красноуфимский педколледж»
Домашний адрес: г. Красноуфимск, ул.
Мобильный : 89045483054. Домашний
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Графическое решение задач линейного программирования"
Данное учебное пособие написано на основе занятий, проводимых автором в течение 5 лет в Санкт-Петербургском техническом колледже для студентов направления «Гостиничный сервис». В пособии рассматривают...
Рабочая программа «Практикум по решению математических задач»
Аннотация рабочей программы «Практикум по решению математических задач» Программа «Практикум по решению математических задач» имеет естественнонау...
Проект учебного занятия по теме: Методика обучения решению задач на нахождение дроби от числа.
Подробный проект учебного занятия по теме "Методика обучения решению задач на нахождение дроби от числа" поможет преподавателям СПО качественно подготовится к его проведению. Данное занятие проводится...
Разработка по физике "АЛГОРИТМИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ»
Данная разработка ориентирована на преподавателя физики старших классов....
разработка "Алгоритмизация учебной деятельности при решении задач по физике"
Данная разработка расчитана на преподавателей техникума....
Учебно-методическое пособие. Применение современных педагогических технологий в решении задач по генетике.
Данное учебно-методическое пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности «Сестринское дело». Пособие предназна...
Рабочая тетрадь "Методика обучения решению задач"
Данная рабочая тетрадь используется на первых занятиях изучения методики обучения решению задач в рамках МДК 01.04 Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания. Методическ...