РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Дисциплины Практикум по решению задач на ЭВМ
рабочая программа на тему
Программа расчитана для применения в СПО для преподавателей программирования на Pascal и Delphi. Эта писалась для педколледжа, но может быть использована и в других ОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 105.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
ГОУ СПО «Красноуфимский педагогический колледж»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины
Практикум по решению задач на ЭВМ
Специальность: 050202 «Информатика»
2010-2011 уч. год
Составители:
Игошев А.Д., преподаватель информатики
Шустикова О.В., преподаватель информатики
г. Красноуфимск
2009 2010 г.
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности, Региональным (областным) компонентом ГОС НПО и СПО Свердловской области на основании программ(ы) ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
(наименование типовой или примерной программы)
Одобрена на заседании кафедры / предметно-методического объединения _____________________________________________ протокол заседания кафедры № _______ от _________________ . Заведующий кафедрой ___________________________
Утверждена: «___» _______________ 200__ г. | Заместитель директора по РСО __________________________ |
Программа пролонгирована на 200__- 200__ уч. г. Протокол заседания кафедры № __ от __________ Заведующий кафедрой _______________________ | Заместитель директора по РСО «__» ________________ 200__ г. __________________________ |
Программа пролонгирована на 200__- 200__ уч. г. Протокол заседания кафедры № __ от __________ Заведующий кафедрой _______________________ | Заместитель директора по РСО «__» ________________ 200__ г. __________________________ |
Программа пролонгирована на 200__- 200__ уч. г. Протокол заседания кафедры № __ от __________ Заведующий кафедрой _______________________ | Заместитель директора по РСО «__» ________________ 200__ г. __________________________ |
Программа пролонгирована на 200__- 200__ уч. г. Протокол заседания кафедры № __ от __________ Заведующий кафедрой _______________________ | Заместитель директора по РСО «__» ________________ 200__ г. __________________________ |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Представленная программа курса предназначена для студентов дневного отделения специальности 050202 «Информатика».
Содержание ее соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта, Государственного стандарта среднего педагогического образования Свердловской области; определяется наличием и функциональными особенностями средств обучения (ПК и программного обеспечения).
Практикум по решению задач на ЭВМ – дисциплина блока предметной подготовки.
Важным направлением профессиональной подготовки учителя информатики является формирование умений решать задачи с использованием компьютера и его программного обеспечения. Программы всех дисциплин предметной подготовки Государственного образовательного стандарта специальности «Информатика» предполагают обучение студентов решению задач соответствующего раздела предметной области «информатика». Особое место среди задач в области информатики занимают задачи, связанные с составлением программ.
Следует учитывать и то важнейшее обстоятельство, что умения в области программирования, сформированные у будущих учителей информатики в процессе освоения «Практикума по решению задач ЭВМ», составят базу, на основе которой в дальнейшем могут быть эффективно решены задачи их методической подготовки. Объясняется это тем, что одним из важнейших разделов школьного курса информатики является раздел, посвященный алгоритмизации и программированию. У студентов в ходе изучения соответствующего учебного материала должны быть сформированы знания и практические умения, достаточные для самостоятельного составления типовых алгоритмов и программ. Подготовка будущего учителя информатики к реализации данного аспекта своей профессиональной деятельности должна осуществляться и в процессе выполнения заданий практикума по решению задач ЭВМ. Еще в большей степени умения в области составления программ необходимы учителю информатики в случае преподавания школьного курса информатики на этапе профильного обучения, особенно, если соответствующий профиль имеет программистскую направленность.
Основной целью курса является: формирование системы понятий, знаний, умений и навыков в области современного программирования, включающего в себя методы проектирования, анализа и создания программных продуктов, основанные на использовании объектно-ориентированной методологии.
Достижение этой цели предусматривает решение ряда задач, к которым относятся:
- подготовка к практическому использованию программирования в профессиональной деятельности;
- развитие системного, объектного, алгоритмического, операционального мышления, направленного на выбор оптимальных решений;
- создание условий для креативности и творчества в информационной сфере;
- воспитание у студентов стремления к самообразованию;
- формирование у студентов ценностного отношения к информационным знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию как особому информационному процессу;
Структура учебной работы студентов в рамках данного практикума предусматривает лабораторные занятия в компьютерном классе, в ходе которых под руководством преподавателя осуществляется разработка и реализация на компьютере конкретных программ в соответствии с предложенной тематикой. При этом в ходе самостоятельной индивидуальной работы студент должен осуществить полный цикл разработки программ, включая подготовку отчета по каждой из лабораторных работ.
Настоящая программа не предусматривает следование какому-либо конкретному языку программирования для использования при решении задач, однако можно рекомендовать на практике использовать язык Turbo Pascal. Это связано со следующим: во-первых, данный язык является очень распространенным, обладает мощными средствами для создания эффективных программ; набор операторов и управляющих конструкций данного языка аналогичен конструкциям, имеющихся в других языках программирования (C, Ada и др.). Во-вторых, этот язык является основой языка Object Pascal, на котором, в свою очередь, базируется среда разработки Delphi. И, в-третьих, с учетом профессионально-методического аспекта подготовки будущего учителя информатики следует указать на то, что язык Pascal и алгоритмический язык, изучаемый в школьном курсе информатики, имеют во многом схожие синтаксические конструкции, типы данных и механизмы подпрограмм.
Процесс формирования знаний и практических навыков целесообразно осуществлять в контексте лично-ориентированного и системно-деятельностного подхода к подготовке студентов.
Для проверки знаний и умений студентов предусмотрен текущий, тематический, итоговый контроль. Формы контроля – беседа; самостоятельные аудиторные и внеаудиторные работы; индивидуальные домашние работы. Преподаватель оценивает умения и навыки, приобретенные в процессе выполнения работ, студентами осуществляется самооценка, самоконтроль. Форма контроля знаний после изучения дисциплины: 1 семестр – контрольная работа, 2 семестр – экзамен…
Выписка из учебного плана:
Группа, специальность | Год обучения | Отчетность (зачет, | Количество часов в семестр | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
101 | 2010 - 2011 | Контр. раб. | 17(1ч) | |||||
101 | Экзамен | 68(4ч) | ||||||
201 | Контр. раб. | 48(3) | ||||||
201 | Экзамен | 28(2) | ||||||
301 | Контр. раб. | 32(2) | ||||||
301 | Творческий отчет | 33(3) |
По окончании трех семестров студенты должны уметь решать нижеперечисленные задачи:
Содержание практикума с примерами заданий
- Общеинформационный блок:
* информация и языки
* кодирование информации
* количество информации и вероятность
* позиционные системы счисления
* перевод чисел из одной системы в другую
* арифметика в позиционных системах счисления
* логические величины
* логические операции
* преобразования логических выражений
* задачи системологии
* графические модели (блок-схемы)
* табличные модели
* графический исполнитель
* «черепашка»
* школьный алгоритмический язык
Универсальный язык программирования высокого уровня Turbo Pascal v.7.01
1. ПРОГРАММЫ РАБОТЫ С ЧИСЛАМИ
- Найти все простые числа, не превосходящие заданное натуральное число.
- Разложить заданное натуральное число на простые множители.
- Найти все натуральные числа, которые не превосходят заданное натуральное число и при этом равны
сумме кубов своих цифр. - Найти наибольший общий делитель двух чисел
- Найти наименьшее общее кратное двух чисел.
- Определить является ли заданное число палиндромом.
- Найти все натуральные числа в заданном интервале, в записи которых цифры образуют возрастающую последовательность.
- Составить программу, которая среди всех трехзначных чисел находит числа, равные сумме факториалов своих цифр.
2. ПРОГРАММЫ РАБОТЫ С ЧИСЛОВЫМИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЯМИ
- Определить является ли заданная последовательность возрастающей.
- Найти в заданной последовательности самую длинную подпоследовательность, состоящую только из положительных чисел.
- Определить количество смен знака в заданной последовательности.
- Составить программу, которая из заданной последовательности чисел выбирает числа, встречающиеся в ней только один раз.
- Составить программу, которая в заданной последовательности натуральных чисел определяет максимальную длину подпоследовательности идущих подряд симметричных чисел, т.е. чисел, состоящих из двух одинаковых частей.
*
3. ПРОГРАММЫ РАБОТЫ СО СТРОКАМИ
Заменить в заданной строке знак «!» на сочетание «???».
Определить количество слов в заданном предложении..
Удалить из строки заданное слово.
- Поменять местами в предложении самое длинное и самое короткое слово.
- Определить количество слов в тексте, начинающихся и заканчивающихся на одну и ту же букву.
- Определить правильно ли расставлены скобки в арифметическом выражении.
- Найти самое короткое слово одного предложения, которого нет в другом предложении.
4. ПРОГРАММЫ ОБРАБОТКИ МАССИВОВ
- В заданном двумерном массиве из целых чисел найти строку с максимальным количеством идущих подряд четных чисел.
- Составить программу, проверяющую является ли целочисленный массив размером N х N "магическим квадратом" (это значит, что суммы чисел во всех вертикалях, горизонталях и двух диагоналях массива одинаковы).
- Составить программу перестановки строк в целочисленном массиве размером М х N в порядке убывания суммы элементов в каждой строке.
- Составить программу поиска максимального элемента в целочисленном массиве размером М х N среди элементов, расположенных в столбцах массива, упорядоченных по возрастанию.
*
5. ПРОГРАММЫ СОРТИРОВКИ И ПОИСКА
Составить программу сортировки элементов одномерного массива на основе заданного метода.
* Составить программу поиска элемента в массиве на основе заданного метода.
6. ЗАПИСИ
* Составить с использованием типа «запись» программу создания информационной базы данных о студентах группы и реализовать заданные запросы к этой базе.
7. МНОЖЕСТВА
- Составить с использованием множественного типа программу частотного анализа знаков в заданном тексте.
- Составить программу определения количества простых чисел в числовой последовательности, состоящей из элементов в заданном целом диапазоне.
8. ПОДПРОГРАММЫ. РЕКУРСИЯ.
- В заданной последовательности целых чисел определить количество подпоследовательностей, состоящих из идущих подряд четных чисел.
- Составить рекурсивную программу вычисления N!.
9. МОДУЛИ
- Разработать модуль, в котором размещены подпрограммы, обеспечивающие заданные действия над двумерными массивами.
- Разработать модуль, в котором размещены подпрограммы, реализующие функции инженерного калькулятора.
10. ФАЙЛЫ
- В файле, компонентами которого являются целые числа, найти сумму и произведение всех компонент.
- В заданном тестовом файле заменить все прописные буквы на строчные.
11. ЗАДАЧИ НА ГРАФИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ
- Составить программу построения кривой по заданному параметрическому представлению.
- Составить программу построения на экране компьютера области на плоскости, координаты точек которой удовлетворяют заданной системе неравенств.
- Организовать движение графического объекта на экране с использованием динамической памяти.
- Составить программу построения на экране поверхности заданной функции.
12. ПЕРЕСТАНОВКИ
- Составить программу генерации всех перестановок из N заданных элементов.
- Составить программу расстановки 8 ладей на шахматной доске так, что ни одна из ладей не угрожает другой.
13. УКАЗАТЕЛИ И ДИНАМИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ
* Составить программу, которая моделирует структуру данных «связанный список» и допустимые операции по отношению к элементам данной структуры.
Среда разработки Delphi 7 Professional
Уметь решать нижеперечисленные задачи:
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование | Количество аудиторных часов | ||
Всего | Теоретических занятий | Практических занятий | |
Раздел 1. Общеинформационный блок | 17 | 14 | 3 |
Тема 1. Представление информации. | 6 | 4 | 2 |
Тема 2. Информационные модели: системы и структура данных. | 4 | 4 | |
Тема 3. Алгоритмизация. | 7 | 6 | 1 |
Раздел 2. Программирование на языке Turbo Pascal 7.0. | 100 | 100 | |
Тема 1. Основные понятия языка ТР. Работа в редакторе. | 8 | 8 | |
Тема 2. Организация алгоритмических структур | 92 | 92 | |
Раздел 3. Среда разработки Делфи | 141 | 141 | |
Всего по дисциплине | 258 | 14 | 244 |
Содержание практикума с примерами заданий
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование учебной дисциплины «Практикум по решению задач»
Специальность Информатика Группа 101, 201 и 301.
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Сроки изучения | Форма занятия | Вид, форма контроля (к.т.) | Самостоятельная работа студентов |
1.1 | Представление информации | 6 | 1-6 недели 1 семестра | Комбинированный уроки | Работа с конспектом и доп. Литерат. | |
1.1.1 | Измерение информации | 1 | 1 нед 1 семестра | Комбинированный урок | ||
1.1.2 | Системы счисления | 1 | 2 нед 1 семестра | Комбинированный урок | ||
1.1.3 | Перевод чисел из одной системы в другую | 1 | 3 нед 1 семестра | Комбинированный урок | ||
1.1.4 | Арифметика в позиционных системах счисления | 1 | 4 нед 1 семестра | Комбинированный урок | ||
1.1.5 | Логические величины, операции, выражения | 1 | 5 нед 1 семестра | Комбинированный урок | ||
1.1.6 | Преобразование логических выражений | 1 | 6 нед 1 семестра | Комбинированный урок | Контрольная работа №1 | |
1.2 | Информационные модели: системы и структура данных. | 4 | 7-10 нед 1 семестра | Комбинированный урок | Работа с конспектом и доп. литерат. | |
1.2.1 | Основы системологии. Декомпозиция | 1 | 7 нед 1 семестра | Комбинированный урок | ||
1.2.2 | Графы | 1 | 8 нед 1 семестра | Комбинированный урок | ||
1.2.3 | Блок- схемы | 1 | 7 нед 1 семестра | Комбинированный урок | ||
1.2.4 | Таблицы | 1 | 8 нед 1 семестра | Комбинированный урок | Контрольная работа №2 | Домашняя контрольная работа |
1.3 | Алгоритмизация | 6 | 11-16 нед 1 семестра | Комбинированный урок | Работа с конспектом и доп. Литерат. | |
1.3.1 | Свойства алгоритма | 11нед 1 семестра | Комбинированный урок | |||
1.3.2 | Управление учебными исполнителями | 12 нед 1 семестра | Комбинированный урок | |||
1.3.3 | Работа с величинами. Линейный влгоритм | 13 нед 1 семестра | Комбинированный урок | |||
1.3.4 | Ветвление | 14 нед 1 семестра | Комбинированный урок | |||
1.3.5 | Циклы | 15 нед 1 семестра | Комбинированный урок | |||
1.3.6 | Ряды | 16 нед 1 семестра | Комбинированный урок | Контрольная работа №3 | ||
Резерв времени | 1 | |||||
2.1 | Работа в редакторе. Главное меню | 4 | 1 нед 2 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.2 | Структура программы. Линейные программы. Модуль Graph | 4 | 2 нед 2 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.3 | Организация интерфейса. Диалог. Вычисления | 4 | 3 нед 2 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.4 | Команда ветвления. Сравнение чисел, строк | 4 | 4 нед 2 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.5 | Циклы. «Звездное небо». Палитра | 4 | 5 нед 2 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.6 | Циклы. Опрос клавиатуры | 4 | 6 нед 2 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.7 | Выбор. Комментарии к оценке | 4 | 7 нед 2 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.8 | Одномерный ряд. Ввод-вывод | 4 | 8 нед 2 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.9 | Одномерный ряд. Поиск. Экстремумы. Упорядочение | 4 | 9 нед 2 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.10 | Матрица. Ввод-вывод | 4 | 10 нед 2 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.11 | Матрица. Поиск. Экстремумы. Упорядочение | 4 | 11 нед 2 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.12 | Матрица. Сумма. Произведение… | 4 | 12 нед 2 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.13 | Проект: игра, тест, обучение… | 4 | 13 нед 2 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.14 | Проект: игра, тест, обучение… | 4 | 14 нед 2 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.15 | Проект: игра, тест, обучение… | 4 | 15 нед 2 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.16 | Итоговое занятие | 4 | 16 нед 2 семестра | Лабораторная работа | Семинар | Создание отчета |
Резерв времени | 1 | |||||
Экзамен ПРЗ | ||||||
2.18 | Вводное занятие. Тестирование. Контрольная работа | 3 | 1 нед 3 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.19 | Рекурсия. «Снежинка». «Окружности» | 3 | 2 нед 3 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.20 | Множество Задача о ферзях | 3 | 3 нед 3 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.21 | Запись. Адресная книга | 3 | 4 нед 3 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.22 | Файлы. Работа с диском. Чтение-запись | 3 | 5 нед 3 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.23 | Текстовые файлы. Решение олимпиадных задач | 3 | 6 нед 3 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.24 | Модули. Модульное проектирование | 3 | 7 нед 3 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.25 | Ссылочный тип данных. Динамическое программирование | 3 | 8 нед 3 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.26 | Выбор темы для проекта. Работа над проектом | 3 | 9 нед 3 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.27 | Работа над проектом | 3 | 10 нед 3 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.28 | Работа над проектом | 3 | 11 нед 3 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.29 | Работа над проектом | 3 | 12 нед 3 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.30 | Работа над проектом | 3 | 13 нед 3 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.31 | Работа над проектом | 3 | 14 нед 3 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.32 | Работа над проектом | 3 | 15 нед 3 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
2.33 | Защита проекта | 3 | 16 нед 3 семестра | Лабораторная работа | Отчет | Создание отчета |
Календарно-тематический план. Delphi. ПРЗ | |||||
4й семестр | |||||
№ п/п | Тема | Количество часов | Форма занятия | Вид, форма контроля (к.т.) | Самостоятельная работа студентов |
6 | Практикум | Текущий. Отчеты по ЛР и ИДР | Работа с учебной литературой, видеоуроками, фрагментами программ. | ||
1 | |||||
2 | |||||
1 | |||||
1 | |||||
12 | |||||
1 | Практикум | Текущий. Отчеты по ЛР и ИДР | Работа с учебной литературой, видеоуроками, фрагментами программ. | ||
Отладка 11 | 1 | ||||
2 | |||||
2 | |||||
2 | |||||
2 | |||||
1 | |||||
1 | |||||
Тематический КТ №1 | Работа над проектом. Подготовка к семинару | ||||
6 | |||||
1 | Практикум | Текущий. Отчеты по ЛР и ИДР | Работа с учебной литературой, видеоуроками, фрагментами программ. | ||
1 | |||||
2 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
1 | |||||
2 | Тематический. КТ №2 | ||||
12 | |||||
1 | Практикум | Текущий. Отчеты по ЛР и ИДР | Работа с учебной литературой, видеоуроками, фрагментами программ. | ||
2 | |||||
2 | |||||
2 | |||||
1 | |||||
2 | |||||
1 | |||||
1 | |||||
Тематический КТ №3 | |||||
5й семестр | |||||
6 | Практикум | Текущий. Отчеты по ЛР и ИДР | Работа с учебной литературой, видеоуроками, фрагментами программ. | ||
1 | |||||
1 | |||||
3 | |||||
1 | |||||
6 | |||||
1 | |||||
1 | |||||
1 | |||||
1 | |||||
1 | |||||
1 | |||||
Тематический КТ №4 | |||||
8 | |||||
1 | Практикум | Текущий. Отчеты по ЛР и ИДР | Работа с учебной литературой, видеоуроками, фрагментами программ. | ||
1 | |||||
1 | |||||
1 | Практикум | Текущий. Отчеты по ЛР и ИДР | |||
1 | |||||
1 | |||||
1 | |||||
1 | |||||
4 | |||||
1 | |||||
1 | |||||
1 | |||||
1 | |||||
8 | |||||
1 | |||||
Практикум | Текущий. Отчеты по ЛР и ИДР | Работа с учебной литературой, видеоуроками, фрагментами программ. | |||
1 | |||||
1 | |||||
1 | Лекции. Практикум | Текущий. Отчеты по ЛР и ИДР | Работа с учебной литературой, видеоуроками, фрагментами программ. | ||
1 | |||||
Практикум | Текущий. Отчеты по ЛР и ИДР | Работа с учебной литературой, видеоуроками, фрагментами программ. | |||
1 | |||||
1 | |||||
1 | |||||
Тематический КТ №5 | |||||
4 | Практикум | Текущий. Отчеты по ЛР и ИДР | Работа с учебной литературой, видеоуроками, фрагментами программ | ||
1 | |||||
1 | |||||
1 | |||||
1 | |||||
Экзамен Программирование | |||||
6й семестр | |||||
3 | Практикум | Текущий. Отчеты по ЛР и ИДР | Работа с учебной литературой, видеоуроками, фрагментами программ | ||
1 | |||||
2 | |||||
Тематический КТ №6 | |||||
3 | Практикум | Текущий. Отчеты по ЛР и ИДР | Работа с учебной литературой, видеоуроками, фрагментами программ | ||
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
1 | |||||
Назначение числовых значений идентификаторам разделов справки | |||||
2 | |||||
6 | |||||
1 | |||||
2 | |||||
2 | |||||
1 | |||||
Тематический КТ №7 | |||||
6 | Практикум | Текущий. Отчеты по ЛР и ИДР | Работа с учебной литературой, видеоуроками, фрагментами программ | ||
2 | |||||
1 | |||||
1 | |||||
2 | Практикум | ||||
18 | Подготовка и сдача творческих отчетов | 12 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к уровню подготовки студентов по дисциплине
(выписка из ФК ГОС СПО по специальности)
Программирование:
программное управление работой компьютера;
понятие о машинном язьже и язьжах программирования высокого уровня;
понятие о системе программирования;
интерпретаторы и компиляторы;
понятие синтаксиса языка;
организация данных,
переменные;
основные алгоритмические структуры и их реализация;
обработка числовой и текстовой информации,
программирование графики;
структуры данных: основные виды и способы реализации;
типовые задачи обработки структурированных данных;
создание программ на Паскале и Делфи.
Освоение обучающимися ключевых, полипрофессиональных и специальных компетенций
(на основе Р(О)К ГОС НПО и СПО Свердловской области)
Раздел курса / семестр | Вид компетенции (КК, ППК, СК) | Основа компетенции (обобщенный вид деятельности, функция, профессиональное умение) | Признаки проявления основы компетенции | Компонент стандарта (ФК, Р(О)К, КОУ) | ||
Умения, которыми обучающийся должен овладеть | Знания, которыми обучающийся должен обладать | Позиция по отношению к умению | ||||
Раздел 1. Общеинформационный. «Безмашинный» вариант | К - 1 | Сбор информа- ции о состоя-нии объекта педагогичес-кой деятель-ности, его ком-понентах и результатах деятельности. | Ориентироваться в профессиональном информационном поле, обладать широким кругозо-ром. Уметь получать, обрабатывать и хранить информацию. Работать с числами в различных системах счисления. Строить блок-схемы . | Информация и ее свойства. Арифметику в различных системах счисления. Теорию и практику алгоритмизации. Основы системологии | Осознать значимость информации и работы с ней. | ФК |
Раздел 2. Программирование на языке Turbo Pascal 7 | К - 1 | Сбор информа- ции о состоя-нии объекта педагогичес-кой деятель-ности, его ком-понентах и результатах деятельности. | Ориентироваться в профессиональном информационном поле, обладать широким кругозо-ром. Уметь:формализовать задачу, строить модель, алгоритм, создавать программы на Паскале | Знать: программное управление работой компьютера; понятие о машинном язьже и язьжах программирования высокого уровня; понятие о системе программирования; интерпретаторы и компиляторы; понятие синтаксиса языка; организация данных, переменные; основные алгоритмические структуры и их реализация; обработка числовой и текстовой информации, программирование графики; структуры данных: основные виды и способы реализации; типовые задачи обработки структурированных данных; | Осознать важность умения программировать на алгоритмических языках | ФК |
Раздел 3. Программирование в среде разработки Delphi 7 | К - 1 | Анализ информации о состоянии | Осуществлять ана-литико-синтети-ческую обработку информации. Уметь разрабатывать проекты на Делфи. Оформлять форму. Организовать дружеский интерфейс | Знать порядок разработки проекта. Основные компоненты. Методы ООП | Осознать значимость полученных навыков для разработки собственных проектов | ФК |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Электронная библиотека:
- ППО;
- Электронные учебники, задачник;
- Образцы готовых программ на Паскале и Делфи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
- Вирт Н. Алгоритмы и структуры данных. Москва. Мир. 1989
- Залогова Л.А. и др. Информатика. Задачник—практикум. Москва. БИНОМ. 2007
- Игошев А.Д. Turbo Pascal v.6.0, 7.0 Екатеринбург. ИУУ. 1996 г.
- Поспелов Д.А.Информатика. Энциклопедический словарь для начинающих. Москва. Педагогика-Пресс. 1994
- Д. А. Емельянов. Введение в Delphi. Екатеринбург. 2005. Часть 1.
- Д. А. Емельянов. Введение в Delphi. Екатеринбург. 2005. Часть 2.
- Н. Б. Культин. Программирование в Turbo Pascal 7.0 и Delphi. Санкт-Петербург. Bhv. 1998
- Н. Б. Культин. Delphi в задачах и примерах. Санкт-Петербург. Bhv. 2007
Дополнительная литература
- Брудно А., Каплан Л.. Московские математические олимпиады по программированию. Москва. Наука. 1990.
- Дагене В. и др. 100 задач по программированию. Москва.Просвещение. 1993 г.
- Джонс Ж., Харроу К.. Решение задач в системе Турбо Паскаль. Москва. ФиС. 1991.
- Епанешников А.М., Епанешников В.А.. ПРОГРАММИРОВАНИЕ В СРЕДЕ TURBO PASCAL 7.0.Москва. Диалог МИФИ. 1995
- Зуев Е.. Программирование на языке TURBO PASCAL 6.0 и 7.0. Москва. РиС. 1993.
- Игошев А.Д. Учебно--методическое пособие ”Среда программирования Turbo Pascal7”. Екатеринбург. ИУУ. 1995
- Игошев А.Д., Кузнецова Г.Н. EXPRESS PASCAL для КУВТ "Корвет".
- Красовский Н.. Школьник и КОМПЬЮТЕР: Учимся друг у друга. Москва. Наука. 1993 г.
- Ляхович В. Руководство к решению задач по основам информатики и вычислительной техники. М.: Высшая школа , 1994 .
- Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.; Педагогика, 1988.
- Пильщиков В.. Сборник упражнений по языку Паскаль. Москва.Наука. 1989.
- Поддубная Т. Фукс И. Информатика в задачах и упражнениях. Томск. МП "Раско". 1992 г.
- Попков А. Введение в практическую информатику. Томск: радио и связь. , 1990 .
- Рубенкинг Н. ТУРБО ПАСКАЛЬ для WINDOWS.
- Сергиевский М.В., Шалашев А.В.. ТУРБО ПАСКАЛЬ 7.0, язык, Среда программирования. Москва. Машиностроение. 1994 г.
- Тумасонис В. и др. ПАСКАЛЬ. Руководство для программиста. Москва. РиС. 1992.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Примерная тематика рефератов
- Сравнение эффективности различных алгоритмов сортировки.
- Преимущества и недостатки использования рекурсивных подпрограмм.
- Модульное программирование.
- Способы проектирования программ.
- Способы графического представления программ.
- Классификация языков программирования.
- Моделирование динамических структур данных.
- Алгоритмы представления на экране графических объектов.
- Организация работы с файлами в системах программирования.
- Создание программ-тестировщиков.
- Создание обучающих программ
- Создание игровых программ
- Программирование анимационных эффектов.
Вопросы для подготовки к зачету, экзамену
…
- Представление информации
- Измерение информации
- Свойства информации
- Алфавитный и вероятностный подходы
- Информационные модели: системы и структура данных
- Системология
- декомпозиция
- Алгоритмизация
- Основные виды алгоритмов
- Программирование Turbo Pascal и Делфи по контексту задач.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Программа авторская. При ее создании использованы предыдущие разработки по программированию, апробированные в различных образовательных учреждениях РФ и Украины. Раздел Делфи создается впервые и, конечно, подлежит модификации.
Программа неразрывно связана с программой
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины «Программирование»
Для специальности 050202
ИНФОРМАТИКА
Составители:
Игошев Александр Данилович, преподаватель информатики.
Шустикова Ольга Владимировна., преподаватель информатики
Сведения об авторах
Игошев Александр Данилович.
Образование:
- Уфимский техникум механизации учета, электромеханик по ремонту счетных машин;
- СГПИ 1978 год, учитель математики;
Аттестационная категория высшая с 2001 года. Последняя переаттестация с января 2006 года.
Основное место работы: ГОУ СПО «Красноуфимский педколледж»
Домашний адрес: п. Заря Ачитского района, ул. Победы 18
Мобильный : +79126165347. Домашний 83439175126
Шустикова Ольга Владимировна, преподаватель информатики
Образование:
- Красноуфимский педколледж, ____ год;
- СГПИ ____ год, учитель математики;
Аттестационная категория первая с ____ года. Последняя переаттестация с января ____ года.
Основное место работы: ГОУ СПО «Красноуфимский педколледж»
Домашний адрес: г. Красноуфимск, ул.
Мобильный : 89045483054. Домашний
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Графическое решение задач линейного программирования"
Данное учебное пособие написано на основе занятий, проводимых автором в течение 5 лет в Санкт-Петербургском техническом колледже для студентов направления «Гостиничный сервис». В пособии рассматривают...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/20/picture-680658-1603213563.jpg)
Рабочая программа «Практикум по решению математических задач»
Аннотация рабочей программы «Практикум по решению математических задач» Программа «Практикум по решению математических задач» имеет естественнонау...
Проект учебного занятия по теме: Методика обучения решению задач на нахождение дроби от числа.
Подробный проект учебного занятия по теме "Методика обучения решению задач на нахождение дроби от числа" поможет преподавателям СПО качественно подготовится к его проведению. Данное занятие проводится...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/15/picture-783367-1571156752.jpg)
Разработка по физике "АЛГОРИТМИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ»
Данная разработка ориентирована на преподавателя физики старших классов....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/15/picture-783367-1571156752.jpg)
разработка "Алгоритмизация учебной деятельности при решении задач по физике"
Данная разработка расчитана на преподавателей техникума....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/18/picture-828852-1476811939.png)
Учебно-методическое пособие. Применение современных педагогических технологий в решении задач по генетике.
Данное учебно-методическое пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности «Сестринское дело». Пособие предназна...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/06/picture-1327347-1617716648.jpg)
Рабочая тетрадь "Методика обучения решению задач"
Данная рабочая тетрадь используется на первых занятиях изучения методики обучения решению задач в рамках МДК 01.04 Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания. Методическ...