Семинар-практикум для педагогов "Стресс! встретим его Достойно!"
материал на тему

Масенкина Наталья Александровна

Эффективно справляться с теми изменениями, которые преподносит жизнь - значит, быть сильнее, быть успешнее. Этому можно научиться и этому надо учиться. Развивая способности творчески обращаться с затруднениями "стрессовые факторы" превратятся в "движущие силы", а жизнь человека - из борьбы превратится в движение. Педагогическая деятельность - особая деятельность, она предъявляет к человеку повышенные требования, а особенно к состоянию его нервно - психического здоровья. На семинаре рассматриваются такие понятия как "стресс", "стрессоустойчивость", "синдром эмоционального выгорания", как с этим бороться, как противостоять стрессу. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов (классных руководителей)

«Стресс….встретим его достойно!»

Цель: оптимизация знаний педагогов о психологическом здоровье личности, факторов, влияющих на него;

  •  знакомство с понятиями Стресс, Синдром Эмоционального Сгорания,   Деформация Личности;
  •  самодиагностика  нервно-психического состояния;
  •  самораскрытие личности педагога.

Оборудование: бланки опросников («В этом году меня радовало/ огорчало на работе», Подвержены ли Вы СЭС?  Тест «Как вы заботитесь о себе); магнитофон с музыкой,  листы,  кисточки, краски по кол-ву участников, памятки, успокаивающие чаи, шоколад.

Ход занятия:

  1. Приветствие
  2. Разминка «Что такое стресс?»
  3. Мини-лекция «Что такое стресс»
  4. Тестирование
  5. Упражнение «Как я справляюсь со стрессом»
  6. Упражнение «Настроение».
  7. Рефлексия
  8. Подведение итогов.
  9. Памятки участникам

Приветствие.

Практически неизбежное последствие любого конфликта – стресс. Его неприятные признаки (повышенная возбудимость, невозможность сосредоточиться, а затем чувство беспричинной усталости и пр.) проявляются мгновенно и видны невооруженным глазом.

Слово «стресс» в переводе с английского означает «напряжение». В научный оборот этот термин введен в 1936 году канадским физиологом Гансом Селье, разработавшим общую концепцию стресса как приспособительной реакции организма на воздействие экстремальных факторов. Необыкновенная популярность, как самой концепции, так и самого понятия «стресс» возникла благодаря тому, что они помогают легко объяснить многие явления нашей повседневной жизни: реакции на возникающие трудности, конфликтные ситуации, неожиданные события.

По классическому определению Селье, стресс – это неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование. Этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям.

У любого стресса существует три фазы:

1) реакция тревоги, проявляющаяся в срочной мобилизации защитных сил и ресурсов организма;

2) фаза сопротивления, позволяющая организму успешно справляться с вызвавшими стресс воздействиями;

3) фаза истощения, если слишком затянувшаяся и чересчур интенсивная борьба приводит к снижению адаптационных возможностей организма.

Стрессовое состояние вызывает определенную биохимическую реакцию, связанную с выбросом адреналина. Ее физиологический смысл - мгновенная мобилизация всех сил организма, необходимых для борьбы с врагом или бегства от него. Но современный человек, в отличие от первобытного, не так уж часто решает свои проблемы с помощью физической силы или быстрого бега. Вот и циркулируют по нашей крови не нашедшие применения гормоны, которые будоражат организм и не дают успокоиться нервной системе. При этом стрессовое состояние опасно не само по себе, а тем, что способно провоцировать целый букет органических нарушений в виде сердечно-сосудистых, аллергических, иммунных и прочих заболеваний. Не говоря уже о том, что резко падает работоспособность человека, его жизненная и творческая активность. Беспричинная вроде бы вялость, пассивность, бессонница или не дающий отдыха сон, раздражительность, недовольство всем миром - типичные симптомы стресса. Здесь естественным образом возникает вопрос: а можно ли со всем этим что-нибудь поделать?   Можно ли избежать стрессов?

Увы, избежать стрессов невозможно в принципе. Это механизм приспособления к окружающей среде. Стресс может не только понизить, но и повысить устойчивость организма к негативным факторам. Для разведения этих полярных функций существует понятие стресса и дистресса.

  • стресс - это напряжение, мобилизующее, активизирующее организм для борьбы с источником негативных эмоций;
  • дистресс - это чрезмерное напряжение, понижающее возможности организма адекватно реагировать на требования внешней среды.

Таким образом, избегать стрессов вообще – неверная политика. Равно как и искать их на свою голову нарочно.

 Каждый  из участников получает бланк, разделенный пополам красно-черной чертой. На красной половине написано: «В этом учебном году меня радовало на работе», на черной «В этом учебном году меня огорчило». Участники заполняют бланк, а психолог фиксирует качество негативных и позитивных исследований.

Анализируя количество ответов, ведущий обращает внимание участников на состояние нервной системы.

И больше всего ей подвержены те педагоги, которые являются случайными людьми в профессии.

Анализ анкетирования, проведенного заранее (сообщение психолога)

II. Динамика современной жизни диктует нам свои условия: бешеные темпы, обилие негативной информации, сложности в работе, материальные затруднения. Первой на эти жесткие условия реагирует нервная система.

Педагогическая деятельность - особая деятельность, она предъявляет к человеку повышенные требования, а особенно к состоянию его нервно - психического здоровья. Недаром за рубежом проводят предварительный профессиональный отбор кандидатов при приеме на педагогические факультеты с выявлением явных противопоказаний к профессии учителя - эмоциональной нестабильности, невротизма, негативного самовоспитания.

Любая деятельность оказывает свое влияние на личность человека, а педагогическая - особенно. Не так давно в науке был введен термин «синдром эмоционального сгорания» или «синдром психофизиологического истощения». В идеале он должен наступать после 25 лет работы в школе, однако на практике дело обстоит несколько иначе. По разным оценкам СЭС страдают от 20% до 75% педагогов со стажем, не превышающим 10 лет.

Ссылаясь на известного психолога Е. Малера, можно привести перечень основных и факультативных признаков этого синдрома:

1) усталость, нервное истощение

2) психосоматические осложнения

3) бессонница

4) негативная установка к ученикам

5) негативная установка к работе

6) пренебрежение своими обязанностями

7) увеличение приема психостимуляторов (кофе, табак, алкоголь, лекарства)

8) нарушение аппетита

9) негативная самооценка

10)усиление агрессивности, раздражительности

11)усиление пассивности (цинизм, пессимизм, апатия)

12)чувство вины

При этом он предполагает, что СЭС проявляется сильнее у учителей, демонстрирующих профнепригодность.

III.  Тестирование педагогов.

Для того чтобы понять, в какой мере вы подвержены СЭС, ответьте на вопросы теста. За каждый утвердительный ответ начислите себе одно очко, а за каждый отрицательный - пять очков.

  1. Успеваете ли вы каждый день обедать?
  2. Спите ли по 7-8 часов в сутки?
  3. Спокойно ли протекает ваша семейная жизнь?
  4. Есть ли у вас друг, готовый помочь в трудную минуту?
  5. Занимаетесь ли вы регулярно спортом?
  6. Утром вы с радостью идете на работу?
  7. Соответствует ваш вес вашему росту?
  8. Посещение уроков коллег доставляет вам удовольствие?
  9. Хватает ли вашей зарплаты на покрытие ваших расходов?
  10. Имеете ли вы твердые убеждения?
  11. Регулярно ли вы ходите в кино или в театр?
  12. Много ли у вас знакомых и друзей?
  13. Делитесь ли вы с ними наболевшими проблемами?
  14. Вы регулярно повышаете свой профессионализм на соответствующих курсах?
  15. Сохраняете ли вы спокойствие во время ссоры, конфликта?
  16. Вам нравятся ваши коллеги?
  17. Умеете ли вы рационально организовать свое время?
  18. Находите ли вы время для отдыха?
  19. Пьете ли вы ежедневно крепкий чай или кофе?

Менее 30 очков - отсутствие СЭС

30-49 очков - возможно проявление некоторых симптомов

50-75 - вы с трудом справляетесь с СЭС

Упражнение  «Как я справляюсь со стрессом»

Педагогам предлагается назвать способы, как они справляются с переживаниями, со стрессом.

Упражнение «Настроение».

Возьмите чистый лист бумаги, кисти, краски. Расслабьтесь и левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет: линии, цветовые пятна, фигуры. Полностью погрузитесь в свои переживания. Выберите цвет и проводите линии так как хочется вам хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Представьте, что вы свое настроение переносите на бумагу, как бы материализуете его.

 Когда все закончат рисовать, участникам предлагается написать – 5-7 слов, отражающих их настроение.

Рефлексия

VI. Заключение. Рекомендации педагогам.

Рекомендации педагогам как справиться с СЭС и Деформацией Личности.

- Выделите для себя главные жизненные цели  и сосредоточьте свои усилия на их достижении. Даже самые скромные достижения на пути к поставленной цели повышают уверенность в себе и улучшают душевное самочувствие.

- Не пренебрегайте общением  с друзьями.

- Позаботьтесь об обстановке, которая вас окружает.. В оформлении своего жилища, школьного кабинета не используйте красный и желтый цвет. Наиболее благоприятными для нервной системы является пастельные тона зелено - голубой гаммы.

- Если вы постоянно ощущаете нехватку времени, научитесь рационально организовывать свою жизнь, планировать свой день.

-Больше внимания уделяйте своему профессиональному и личностному росту. Пройдите курс повышения квалификации, займитесь самообразованием.

- Пусть в вашей жизни найдется место юмору и смеху. Просмотр комедий (особенно всей семьей) заметно снимает нервное  напряжение.

- Больше общайтесь с природой. Это общение быстро успокаивает, благотворно влияет  на состояние нервной системы. Не забывайте про спорт.

- Посещение театра, музея, выставок, прослушивание любимой музыки также хорошо успокаивает, отвлекает внимание от грустной ситуации.

- Возьмите на себя ответственность за свою жизнь. Думайте о будущем и заранее планируйте его, Признайте, что ваши успехи зависят только от вас.

А если вам придется столкнуться с неприятностями, следуйте следующим советам:

Ищите внутренние ресурсы: Внутренние ресурсы помогают эффективно справляться со стрессом. Благоприятное реагирование на стресс расходится на две половины - как защитить уязвимые места и как произвольно использовать скрытые возможности.

  1. Потратьте несколько минут для того, что бы ранжировать ситуации, привычно вызывающие стресс. Пусть этих ситуаций будет не меньше десяти.
  2. Прономеруйте их в степени значимости для Вас. Рассмотрите их с другой стороны, - на какие уязвимые места они действуют (неуверенность в отношениях с женой, недовольство своим жильём, профессиональные проблемы и т.п.).
  3. Обозначьте, какую пользу они Вам приносят. Например, помогли понять, что в ваших близких отношениях назревает проблема, или, что пора делать ремонт, что надо повысить квалификацию.

Повышайте самооценку:

  1. Вспомните, что Вам удалось сделать самому, несмотря на неблагоприятные условия. Чему Вы обязаны только себе, своей настойчивости или другим качествам. Перечислите эти качества.
  2. Подумайте, какие из них и в каких условиях Вам могут помочь в данной ситуации.
  3. Представьте, что эти качества, это Ваши подчиненные. Дайте им конкретные задания с конкретным сроком исполнения, убедитесь, что эти задания правильно поняты, и сроки реальные.
  4. Установите признаки, по которым Вы будете определять - всё ли идет, как намечено, какое действие будет первым.

Эффективно справляться с теми изменениями, которые преподносит жизнь - значит, быть сильнее, быть успешнее. Этому можно научиться и этому надо учиться. Развивая способности творчески обращаться с затруднениями "стрессовые факторы" превратятся в "движущие силы", а жизнь человека - из борьбы превратится в движение. Почувствуйте разницу.

А сейчас всех приглашаю на чашечку ароматного чая.

Участникам раздаются памятки.



Предварительный просмотр:

Тест « Как Вы заботитесь о себе?»

1

Временами я покупаю себе что-нибудь приятное, как, например, подарок, сувенир, безделушку.

2

Я нахожу время, чтобы отдохнуть, расслабиться.

3

Я считаю, что имею право быть эгоистичным (ой)

4

Если  Я себя плохо чувствую, мне нравится позволять другим заботиться обо мне.

5

Я заранее планирую приятные события, такие как каникулы, поход в театр или ресторан.

6

Каждый день я уверен(а) в том, что имею немного времени, чтобы потратить его на себя, сделать себе ,что-нибудь приятное

7

Для меня важно следить за своей внешностью и здоровьем

8

Я могу сказать «нет», когда люди требуют от меня что-то, что я не хочу делать.

9

Я хвалю себя после того, как сделаю что-нибудь хорошее.

10

Я стараюсь не употреблять алкоголь в большом количестве

11

Я делаю специальные упражнения, чтобы сохранить здоровье.

12

Я обычно нахожу время, чтобы поддерживать отношения с людьми, с которыми мне приятны

13

Я предпочитаю здоровую пищу, а не сухие пойки.

14

У меня есть время для занятий увлекательным хобби.

15

Иногда я могу поставить свои интересы выше интересов других, даже если это кому-то может не понравиться

16

Я считаю, что каждый сам должен, отвечать за решение своих проблем

17

Я предпочитаю работать в удобном мне темпе, чем сразу выкладываться на все 100%

18

Я могу сам(а) принимать решения, а не ждать совета окружающих

19

Я избегаю употребления наркотиков и табака

20

Я способен(на) признавать и доказывать другим свои достоинства

ΣΣ

итого

Тест « Как Вы заботитесь о себе?»

1

Временами я покупаю себе что-нибудь приятное, как, например, подарок, сувенир, безделушку.

2

Я нахожу время, чтобы отдохнуть, расслабиться.

3

Я считаю, что имею право быть эгоистичным (ой)

4

Если  Я себя плохо чувствую, мне нравится позволять другим заботиться обо мне.

5

Я заранее планирую приятные события, такие как каникулы, поход в театр или ресторан.

6

Каждый день я уверен(а) в том, что имею немного времени, чтобы потратить его на себя, сделать себе ,что-нибудь приятное

7

Для меня важно следить за своей внешностью и здоровьем

8

Я могу сказать «нет», когда люди требуют от меня что-то, что я не хочу делать.

9

Я хвалю себя после того, как сделаю что-нибудь хорошее.

10

Я стараюсь не употреблять алкоголь в большом количестве

11

Я делаю специальные упражнения, чтобы сохранить здоровье.

12

Я обычно нахожу время, чтобы поддерживать отношения с людьми, с которыми мне приятны

13

Я предпочитаю здоровую пищу, а не сухие пойки.

14

У меня есть время для занятий увлекательным хобби.

15

Иногда я могу поставить свои интересы выше интересов других, даже если это кому-то может не понравиться

16

Я считаю, что каждый сам должен, отвечать за решение своих проблем

17

Я предпочитаю работать в удобном мне темпе, чем сразу выкладываться на все 100%

18

Я могу сам(а) принимать решения, а не ждать совета окружающих

19

Я избегаю употребления наркотиков и табака

20

Я способен(на) признавать и доказывать другим свои достоинства

ΣΣ

итого



Предварительный просмотр:

Для того чтобы понять, в какой мере вы подвержены СЭС, ответьте на вопросы теста. За каждый утвердительный ответ начислите себе одно очко, а за каждый отрицательный - пять очков.

  1. Успеваете ли вы каждый день обедать?
  2. Спите ли по 7-8 часов в сутки?
  3. Спокойно ли протекает ваша семейная жизнь?
  4. Есть ли у вас друг, готовый помочь в трудную минуту?
  5. Занимаетесь ли вы регулярно спортом?
  6. Утром вы с радостью идете на работу?
  7. Соответствует ваш вес вашему росту?
  8. Посещение уроков коллег доставляет вам удовольствие?
  9. Хватает ли вашей зарплаты на покрытие ваших расходов?
  10. Имеете ли вы твердые убеждения?
  11. Регулярно ли вы ходите в кино или в театр?
  12. Много ли у вас знакомых и друзей?
  13. Делитесь ли вы с ними наболевшими проблемами?
  14. Вы регулярно повышаете свой профессионализм на соответствующих курсах?
  15. Сохраняете ли вы спокойствие во время ссоры, конфликта?
  16. Вам нравятся ваши коллеги?
  17. Умеете ли вы рационально организовать свое время?
  18. Находите ли вы время для отдыха?
  19. Пьете ли вы ежедневно крепкий чай или кофе?

Для того чтобы понять, в какой мере вы подвержены СЭС, ответьте на вопросы теста. За каждый утвердительный ответ начислите себе одно очко, а за каждый отрицательный - пять очков.

  1. Успеваете ли вы каждый день обедать?
  2. Спите ли по 7-8 часов в сутки?
  3. Спокойно ли протекает ваша семейная жизнь?
  4. Есть ли у вас друг, готовый помочь в трудную минуту?
  5. Занимаетесь ли вы регулярно спортом?
  6. Утром вы с радостью идете на работу?
  7. Соответствует ваш вес вашему росту?
  8. Посещение уроков коллег доставляет вам удовольствие?
  9. Хватает ли вашей зарплаты на покрытие ваших расходов?
  10. Имеете ли вы твердые убеждения?
  11. Регулярно ли вы ходите в кино или в театр?
  12. Много ли у вас знакомых и друзей?
  13. Делитесь ли вы с ними наболевшими проблемами?
  14. Вы регулярно повышаете свой профессионализм на соответствующих курсах?
  15. Сохраняете ли вы спокойствие во время ссоры, конфликта?
  16. Вам нравятся ваши коллеги?
  17. Умеете ли вы рационально организовать свое время?
  18. Находите ли вы время для отдыха?
  19. Пьете ли вы ежедневно крепкий чай или кофе?

Для того чтобы понять, в какой мере вы подвержены СЭС, ответьте на вопросы теста. За каждый утвердительный ответ начислите себе одно очко, а за каждый отрицательный - пять очков.

  1. Успеваете ли вы каждый день обедать?
  2. Спите ли по 7-8 часов в сутки?
  3. Спокойно ли протекает ваша семейная жизнь?
  4. Есть ли у вас друг, готовый помочь в трудную минуту?
  5. Занимаетесь ли вы регулярно спортом?
  6. Утром вы с радостью идете на работу?
  7. Соответствует ваш вес вашему росту?
  8. Посещение уроков коллег доставляет вам удовольствие?
  9. Хватает ли вашей зарплаты на покрытие ваших расходов?
  10. Имеете ли вы твердые убеждения?
  11. Регулярно ли вы ходите в кино или в театр?
  12. Много ли у вас знакомых и друзей?
  13. Делитесь ли вы с ними наболевшими проблемами?
  14. Вы регулярно повышаете свой профессионализм на соответствующих курсах?
  15. Сохраняете ли вы спокойствие во время ссоры, конфликта?
  16. Вам нравятся ваши коллеги?
  17. Умеете ли вы рационально организовать свое время?
  18. Находите ли вы время для отдыха?
  19. Пьете ли вы ежедневно крепкий чай или кофе?



Предварительный просмотр:

 

ПРИЗНАКИ СТРЕССА


Физические

Эмоциональные

Поведенческие

Бессонница

Боли в груди, спине

Высокое кровяное давление

Диарея

Головные боли

Головокружение

Тики

Хроническая усталость

Тошнота

Частые простуды


Излишняя агрессивность

Повышенная возбудимость

Депрессия

Импульсивное поведение

Нарушение памяти и концентрации внимания

Истерики

Ночные кошмары


Злоупотребление алкоголем

Постоянный поиск у себя различных заболеваний

Потеря интереса к своему внешнему виду

Привычка кусать или грызть ногти

Усиленное курение


 

Способы снятия СТРЕССА




































 

   


        Врач может выписать рецепт, может приготовить лекарство, но выпить должен его сам пациент, даже если оно горькое. Насколько ты участвуешь в решении проблемы – настолько ТЫ сам себе поможешь!


Мне не нужны крылья, мне нужны люди, которые не дадут упасть!





Если есть «зачем»,

 вынесешь любое «как»! 






________________________________________

Педагог-психолог Масенкина Н.А.

 

   











Семинар-практикум








Г.Октябрьский рб

2010 г



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум по теме: "Этноигры"

В семинаре-практикуме раскрыта тема: "Этноигры", где говорится о значение этноигр, об основных задачах,об условии организации, о методах и приемах педагогического воздействия, а также о видах традицио...

Методическая разработка семинара-практикума для родителей обучающихся: «Легко ли быть подростком?»

В условиях значительных изменений в социальной жизни нашей страны проблемы взаимодействия семьи и школы-интерната являются особенно актуальными. В сложных современных условиях семье требуется си...

Методическая разработка семинара-практикума для родителей обучающихся: «Легко ли быть подростком?»

В условиях значительных изменений в социальной жизни нашей страны проблемы взаимодействия семьи и школы-интерната являются особенно актуальными. В сложных современных условиях семье требуется си...

семинар-практикум "Культура делового общения"

Психологическое просвещение участников семинара – практикума; создание условий для сплочения группы, развития мотивов межличностных отношений....

Семинар-практикум "Ваш ребенок - будущий первоклассник"

Семинар-практикум предназанчен помочь родителям разобратьс и понять особенности психологической готовности детей к школе. На практике отработать игры и методы, которые помогут дома развить необходимые...