Методическая разработка применения групповых технологий на уроках физики в системе СПО и оценка их эффективности
методическая разработка по теме
В работе излагаются основные методические приемы использования групповых педагогических технологий на уроках физики в системе СПО. Учитываются особенности системы СПО и требования действующего ФГОС по физике. На конкретных примерах произведена оценка эффективности указанных технологий и сделан вывод об их перспективности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.1-metod.razr_.-sayt.docx | 24.48 КБ |
Предварительный просмотр:
СПб ГБПОУ «Автодорожный колледж»
Аниконов Александр Сергеевич
преподаватель физики
Методическая разработка
''Методическая разработка применения групповых технологий на уроках физики в системе СПО и оценка их эффективности''
Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач. Групповая форма работы обеспечивает учет индивидуальных особенностей учеников, открывает большие возможности для кооперирования и возникновения коллективной познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость и закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.
Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным ученикам или группе в целом. Указанные технологии обладают большой гибкостью в плане учета специфики системы СПО.
Для оценки практической значимости групповых технологий мы провели экспериментальные уроки по физике в разных по уровню учебных группах Автодорожного колледжа СПб. Характеристики одной из них даны в Таблице 1.
На основе групповых технологий был составлен план урока физики на тему «Развитие представлений о природе света. Скорость света ». Работа над этой темой не требует демонстрационных приборов, что существенно снижает влияние фактора материально-технического обеспечения учебного процесса по физике.
Таблица 1
Характеристики Группы
Специальность | Сварщики |
Количество учеников | 24 |
Курс | 2 |
Средний балл по физике по аттестату | 3.0 |
Средний балл «нулевого среза» по физике | 2.0 |
Изменение среднего балла по физике | 1 курс: 1 полугодие – 2.7 2 полугодие – 2.8 2 курс: 1 полугодие – 2.9 |
План урока составлен таким образом, чтобы минимизировать работу учителя и максимизировать деятельность самих учеников, что является требованием ФГОС по физике и одной из существенных особенностей групповых технологий.
Класс (24 чел.) делится на шесть гетерогенных групп для решения конкретных дифференцированных учебных задач, которые выполняются под руководством лидеров групп, а также при помощи консультаций с учителем.
Учебные задачи разделены на три типа, соответственно которым каждой группе присваивается свой буквенно-цифровой код:
Учебные задачи
Наблюдаемые Корпускулярная Волновая
световые явления теория света теория света
Две группы по 4 чел Две группы по 4 чел Две группы по 4 чел
Н1,Н2 К1,К2 В1,В2
Учебные задачи распределены по группам следующим образом:
Световые явления Группы
1. Прямолинейное распространение Н1, К1, В1
света
2. Отражение и преломление света Н2, К2, В2
3. Дисперсия света Н1, К1, В1
4. Интерференция света Н2, К2, В2
5. Дифракция света Н1, К1, В1
6. Скорость света Н2, К2, В2
Таким образом, каждая группа имеет конкретные учебные задания по трем световым явлениям.
Порядок работы групп: световые явления рассматриваются последовательно, в указанном выше порядке. Для каждого явления сначала дается сообщение группы Н, затем группы К и ,наконец, группы В. Учитель организует дискуссию по этим сообщениям и дает краткую итоговую формулировку для записи в соответствующие позиции рабочей таблицы.
В самом начале урока была задана мотивация деятельности учеников в виде трех финальных оценок (в журнал) каждому ученику:
1) за активное участие в работе группы;
2) за активную работу группы в целом;
3) за тестовую контрольную работу по пройденному материалу.
Результаты экспериментального урока представлены в таблицах 2 и 3 в различных формах оценки деятельности учеников. Заметим, что «выступлением» считается сообщение учебной информации, полноценный вопрос или развернутый ответ при обсуждении конкретного материала в ходе урока.
Структура этих таблиц позволяет, в частности, сравнить деятельность учеников в рамках традиционной и групповой технологий.
Таблица 2
Показатели деятельности учеников
№ п/п | Показатель | Традиционный урок (одна группа – 24 чел) | Групповая Технология (шесть групп по 4 чел) |
1 | Количество выступлений | Всего - 12 | Всего – 42 В том числе: группа Н1 – 6 группа Н2 –8 группа К1 – 6 группа К2 – 8 группа В1 – 7 группа В2 – 7 |
2 | Активность (%) = Число выступлений/Число учеников в группе* 100% | 50 % | Класс – 170 % В том числе: группа Н1 – 150 % группа Н2 – 200 % группа К1 – 150 % группа К2 – 200 % группа В1 – 175 % группа В2 - 175% |
3 | частота индивидуальных выступлений: минимум | 0 | 1
|
4 | частота индивидуальных выступлений: максимум | 2 | Класс – 3 В том числе: группа Н1 – 2 группа Н2 – 3 группа К1 – 2 группа К2 – 3 группа В1 – 3 группа В2 - 2 |
Рассмотрим сначала показатели активности учеников (таблица 2). Из самой схемы проведения урока по групповой технологии следует, что каждый ученик имеет в своем активе хотя бы одно выступление (сообщение учебной информации) (показатель №3). Кроме того, некоторые ученики задают вопросы или отвечают на вопросы в ходе дискуссий по конкретным материалам (показатель №4). Так как раскрытие темы урока проводится, в основном, силами самих учеников при групповой технологии, то заметное различие количества выступлений и активности (показатели № 1 и №2) в сравнении с традиционным уроком становится понятным.
Из этой таблицы видно, что групповая технология существенно повышает активность учеников в сравнении с традиционным уроком.
В Таблице 3 даны различные виды оценки деятельности учеников, которые мы сейчас и рассмотрим.
№1. Групповой балл (=сумма баллов/полное число учеников в группе) – это оценка работы группы в целом, которая определяется качеством работы каждого члена этой группы. Для традиционного урока этот показатель имеет, как правило, небольшое числовое значение, так как не все ученики класса охвачены активной деятельностью. Групповой балл округляется до целого значения и является одной из финальных оценок для каждого члена группы. Наблюдаемые довольно высокие групповые баллы отражают заданную в начале урока мотивацию.
№2. Индивидуальный балл в группе – это оценка личной работы ученика в группе по частоте и качеству его выступлений. В таблице дан также средний индивидуальный балл для всего класса (=сумма баллов/количество учеников, получивших оценку ), чтобы сравнить традиционный урок и групповую технологию.
№3. Индивидуальный балл по результатам тестовой контрольной работы – это классический контроль усвоения материала урока в современной форме тестов, которые были специально разработаны для данного экспериментального урока
Таблица 3
Оценка деятельности учеников
№ п/п | тип оценки | Традиционный Урок (одна группа – 24 чел) | Групповая Технология (шесть групп по 4 чел) |
1 | групповой балл | Средний – 1.2 | Средний – 3.8 В том числе: группа Н1 – 3.5 группа Н2 – 4.0 группа К1 – 3.5 группа К2 – 4.0 группа В1 – 3.8 группа В2 – 3.8 |
2 | индивидуальный балл в группе | Средний – 3.1 | Средний – 3.7 В том числе: группа Н1 – 3,3,4,4 группа Н2 – 3,4,4,5 группа К1 – 3,3,4,4 группа К2 – 3,4,4,5 группа В1 – 3,3,4,5 группа В2 - 3,4,4,4 |
3 | индивидуальный балл по результатам тестовой контрольной работы | Средний – 3.2 | Средний – 3.7 В том числе: группа Н1 – 3,3,4,4 группа Н2 – 3,3,4,5 группа К1 – 3,3,4,4 группа К2 – 3,4,4,5 группа В1 – 3,3,4,4 группа В2 – 3,4,4,4 |
Анализ приведенных в таблице 3 данных показывает, что групповая технология обеспечивает существенное повышение активности деятельности и качества полученных знаний в сравнении с традиционным уроком.
К приведенным выше количественным показателям деятельности учеников следует добавить и наблюдаемые внешние признаки изменения качества работы учащихся при групповой технологии:
1) взаимопомощь на различных этапах деятельности группы;
2) развитие коммуникационных способностей учеников при работе в группе и в ходе дискуссий с другими группами;
3) раскрытие неформальных лидеров на разных этапах работы группы;
4) спортивная состязательность групп между собой в борьбе за лучшие результаты.
Заключительные замечания.
Теоретический анализ и проведенные эксперименты позволяют сделать вывод о том, что групповые технологии с их акцентом на развивающее обучение и активную деятельность учеников действительно являются одним из эффективных современных инструментов реализации действующего ФГОС по физике в системе СПО.
Эти технологии развивают коммуникативные способности учащихся, существенно улучшают качество и повышают активность деятельности учеников на уроках физики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Применение информационных технологий в образовательном учреждении СПО»
Методическая разработка «Применение информационных технологий в образовательном учреждении СПО» подготовлена для защиты на курсах повышения квалификации в ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квал...
Методическая разработка «Применение информационных технологий в образовательном учреждении СПО»
Методическая разработка «Применение информационных технологий в образовательном учреждении СПО» подготовлена для защиты на курсах повышения квалификации в ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квал...
Методическая разработка Применение кейс-технологии обучения на уроках по предмету «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей спецдисциплин, ведущих предмет «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля», для ознакомления и применения кейс-технологий...
Статья на тему: "Применение групповой технологии на уроках учебной практики (из опыта работы мастера производственного обучения)"
Данная статья будет полезна при организации работы студентов во время учебной практики при создании коллекций или подготовке для участия в различных конкурсах....
Применение кейс - технологии на уроках физики как средство формирования компетентностей
В современном мире процветают только те, кого можно назвать конкурентно способными. Исходя из этого – одной из задач нынешнего образования является воспитание компетентной личности, способной со...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Применение компьютерных технологий в процессе обучения по программе «Дополнительное музыкальное образование студентов »
Использование возможностей ИКТ в дополнительном(музыкальном) образовании студентов СПО...
Методическая разработка Применение лазерных технологий на занятиях автомоделизмом
Лазерные технологии являются одной из приоритетных и быстро развивающихся областей современной науки и техники. Лазер может решать различные задачи, в зависимости от области его применения. Он очень т...