Компетентностная физкультура
методическая разработка по теме
Размышления преподавателя физического воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
новый взгяд на преподавание физической культуры | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
Трусков А.П., преподаватель
ОГБОУ НПО ПУ №59 п. Усть-Ордынский
Во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. “Будьте здоровы!” говорят люди друг другу. По большому счету здоровье всегда было и остается дороже всех богатств на свете.
Предмет физическая культура - это единственный учебный предмет, который формирует у учащихся грамотное отношение к себе, к своему телу, содействует воспитанию новых волевых и моральных качеств, необходимости укрепления здоровья и самосовершенствования, формирует общие и профессиональные компетенции.
В физическом воспитании необходимо основываться на духовном фундаменте личности, развивая у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию. Компетентностный подход в области физической культуры поможет реализовать эти и другие задачи современного урока, способствуя формированию ключевых компетенций обучающихся.
Физическая культура – одна из составляющих общей культуры человека, которая во многом определяет его отношение к учебе, поведение в быту, в общении. Модернизация системы российского образования требует коренной перестройки физического воспитания. В настоящее время деятельность преподавателя физической культуры основана на решении следующих задач:
•формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков;
•развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности учащихся;
•воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личности;
•формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта;
•воспитание моральных и волевых качеств;
•развитие опыта межличностного общения.
Так как же проявляются ключевые компетенции в процессе образования в области физической культуры?
Рассмотрим компетенции, их социальную и личностную значимость.
Общекультурная компетенция - познание культурно-исторических основ физической культуры, осознание роли физической культуры в формировании способности к достижению всестороннего физического и духовного развития, здорового образа жизни; сохранение здоровья и высокой работоспособности; подготовка к труду и защите Отечества (социальная значимость); определение значения систематических занятий физкультурой для улучшения здоровья, повышения уровня физической подготовленности и профилактики заболеваний; развитие интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом (личностная значимость).
Учебно-познавательная - познание основ физического развития и воспитания с целью формирования духовно богатой и физически здоровой личности (социальная значимость); приобретение знаний, необходимых для занятий физической культурой и спортом; знание основ личной и общественной гигиены; владение знаниями о правилах регулирования физической нагрузки в условиях проведения утренней зарядки, регулярных занятий спортом (личностная значимость).
Коммуникативная - владение разными видами информации; умение вести дискуссию по проблемам развития спорта и занятий физической культурой; выработка собственной позиции по данным вопросам (социальная значимость); умение анализировать и оценивать деятельность друзей, одногруппников; умение давать рекомендации для самостоятельных занятий физкультурой, опираясь на современные физкультурно-оздоровительные технологии (личностная значимость).
Социальная - понимание пользы занятий физическими упражнениями для здоровья человека, повышения его трудоспособности и увеличения продолжительности жизни, а также роли физических упражнений в профилактике профессиональных заболеваний, в борьбе с производственным травматизмом (социальная значимость); умение использовать средства физической культуры для подготовки к профессиональной деятельности; владение современными требованиями к научной организации труда и отдыха (личностная значимость).
Личностная - владение приемами самореализации; личное и жизненное самоопределение (социальная значимость); владение приемами личностного самовыражения и саморазвития; умение контролировать физическое состояние организма (личностная значимость).
Развитие коммуникативной компетенции осуществляется на всех уроках физической культуры.
В основу деятельности преподавателя физической культуры по формированию ключевых компетенций обучающихся заложен образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре, где в основных требованиях к уровню подготовки выпускников старшей школы указано, что учащийся должен приобрести следующие компетентности: в сфере оздоровительно-реабилитационной, двигательной деятельности, самоконтроля и индивидуального физического развития (см. Таблица1).
Таблица 1
Деятельность преподавателя физической культуры по формированию ключевых компетенций обучающихся | ||
Цели физического воспитания | Средства физической культуры, умения | Формируемые компетенции |
1. Воспитание бережного отношения к собственному здоровью, приобретение умений и навыков в индивидуальных занятиях физической культурой, ориентированных на повышение работоспособности, предупреждение заболеваний | Понимание значения здорового образа жизни, профилактика вредных привычек средствами физической культуры. Оказание первой помощи при травмах. | Личностная |
2. Овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания | Комплексы профессионально-прикладных физических упражнений. | Социальная, |
3. Обогащение двигательного опыта профессионально-прикладными упражнениями, ориентированными на подготовку к предстоящей жизнедеятельности | Общая и прикладная физическая подготовка. | Учебно-познавательная, компетентность в двигательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей физического развития и медицинских показаний |
4. Усвоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальной ориентации | Знание особенностей индивидуального здоровья, физического развития, возможностей их коррекции посредством занятий физическими упражнениями; умение выполнять индивидуальные комплексы упражнений, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | Общекультурная, личностная |
Деятельность преподавателя физической культуры по формированию ключевых компетенций обучающихся поможет сформировать у обучающихся:
• способность работать без постоянного руководства, брать на себя ответственность по собственной инициативе;
• умение проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать;
• готовность замечать проблемы и искать пути их решения;
• умение анализировать новые ситуации и применять в них уже имеющиеся знания;
• умение уживаться с другими;
• готовность приобретать новые знания по собственной инициативе (учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими)
Литература:
•Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А.В.Хуторского в РАО // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423-1.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru
•ЛебедевО.Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные технологии.-2004.
•Полищук В. Обучение и воспитание: комплексный подход//Высшее образование в России. – 2005. -№4.
•Ярмакеев И. Воспитательный потенциал учебных дисциплин// Высшее образование в России.-2004.-№9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа и календарно- тематическое планирование дополнительного образования по физкультуре
Программа для внеклассных занятий, название " Оздоровительная гимнастика", включает в себя кроме гимнастики: Йогу, подвижные и спортивные игры, ОФП...
Внеклассное мероприятие по физкультуре «Весёлый муравейник»
Сцена рий спортивного меоприятия для 1-2 классов....
Рабочая программа по физкультуре для специальностей СПО
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС по физической культуре для технических специальностей....
Бинарный урок (математика и физкультура) в 4 классе для детей со сложной структурой дефекта
Урок построен на основе сюжета сказки, сочинённой учителем с элементами сказки А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях". Задания по математике чередуются с заданиями по физкульту...
Урок физкультуры в 5 классе по спортивным играм (Баскетбол)
Урок физкультуры в 5-м классе по спортивным играм (баскетбол). Тема: "Обучение технике перемещений"Задачи урока:Обучение технике перемещений, стойке баскетболиста.Развитие быстроты, ло...
Презентация по физической культуре "Физкультура в режиме онлайн"
Презентация рассказывает об применении компьютера в обучении, на основе опыта учителя физической культуры . Цель:повышение эффективности обучения используя компьютер. Данная разработка будет интересна...
Интегрированный урок английского языка и физкультуры
План интерированного урока...