Компетентностная физкультура
методическая разработка по теме

Размышления преподавателя физического воспитания

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА

Трусков А.П., преподаватель

ОГБОУ НПО ПУ №59 п. Усть-Ордынский

Во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. “Будьте здоровы!” говорят люди друг другу. По большому счету здоровье всегда было и остается дороже всех богатств на свете. 

 Предмет физическая культура - это единственный учебный предмет, который формирует у учащихся грамотное отношение к себе, к своему телу, содействует воспитанию новых волевых и моральных качеств, необходимости укрепления здоровья и самосовершенствования, формирует общие и профессиональные компетенции.

В физическом воспитании необходимо основываться на духовном фундаменте личности, развивая у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию. Компетентностный подход в области физической культуры поможет реализовать эти и другие задачи современного урока, способствуя формированию ключевых компетенций обучающихся.

Физическая культура – одна из составляющих общей культуры человека, которая во многом определяет его отношение к учебе, поведение в быту, в общении. Модернизация системы российского образования требует коренной перестройки физического воспитания. В настоящее время деятельность преподавателя физической культуры основана на решении следующих задач:

•формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков;

•развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности учащихся;

•воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личности;
      •формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта;

•воспитание моральных и волевых качеств;

•развитие опыта межличностного общения.

Так как же проявляются ключевые компетенции в процессе образования в области физической культуры?

Рассмотрим компетенции, их социальную и личностную значимость.

Общекультурная компетенция - познание культурно-исторических основ физической культуры, осознание роли физической культуры в формировании способности к достижению всестороннего физического и духовного развития, здорового образа жизни; сохранение здоровья и высокой работоспособности; подготовка к труду и защите Отечества (социальная значимость); определение значения систематических занятий физкультурой для улучшения здоровья, повышения уровня физической подготовленности и профилактики заболеваний; развитие интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом (личностная значимость).

Учебно-познавательная - познание основ физического развития и воспитания с целью формирования духовно богатой и физически здоровой личности (социальная значимость); приобретение знаний, необходимых для занятий физической культурой и спортом; знание основ личной и общественной гигиены; владение знаниями о правилах регулирования физической нагрузки в условиях проведения утренней зарядки, регулярных занятий спортом  (личностная значимость).

Коммуникативная - владение разными видами информации; умение вести дискуссию по проблемам развития спорта и занятий физической культурой; выработка собственной позиции по данным вопросам (социальная значимость); умение анализировать и оценивать деятельность друзей, одногруппников; умение давать рекомендации для самостоятельных занятий физкультурой, опираясь на современные физкультурно-оздоровительные технологии (личностная значимость).

Социальная - понимание пользы занятий физическими упражнениями для здоровья человека, повышения его трудоспособности и увеличения продолжительности жизни, а также роли физических упражнений в профилактике профессиональных заболеваний, в борьбе с производственным травматизмом (социальная значимость); умение использовать средства физической культуры для подготовки к профессиональной деятельности; владение современными требованиями к научной организации труда и отдыха (личностная значимость).

Личностная - владение приемами самореализации; личное и жизненное самоопределение (социальная значимость); владение приемами личностного самовыражения и саморазвития; умение контролировать физическое состояние организма (личностная значимость).

Развитие коммуникативной компетенции осуществляется на всех уроках физической культуры.

В основу деятельности преподавателя физической культуры по формированию ключевых компетенций обучающихся заложен образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре, где в основных требованиях к уровню подготовки выпускников старшей школы указано, что учащийся должен приобрести следующие компетентности: в сфере оздоровительно-реабилитационной, двигательной деятельности, самоконтроля и индивидуального физического развития (см. Таблица1).

Таблица 1

Деятельность преподавателя физической культуры

 по формированию ключевых компетенций обучающихся 

Цели физического воспитания

Средства физической культуры, умения
и знания, обеспечивающие индивидуальное здоровье

Формируемые компетенции

1. Воспитание бережного отношения к собственному здоровью, приобретение умений и навыков в индивидуальных занятиях физической культурой, ориентированных на повышение работоспособности, предупреждение заболеваний

Понимание значения здорового образа жизни, профилактика вредных привычек средствами физической культуры.

Оказание первой помощи при травмах.
Определение индивидуальных особенностей физического развития и подготовленности.

Личностная

2. Овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания

Комплексы профессионально-прикладных физических упражнений.
Простейшие приемы аутогенной тренировки и релаксации для снятия утомления и повышения работоспособности.
Знание особенностей физической работоспособности человека, факторов положительного влияния физических упражнений на здоровье и формирование здорового образа жизни

Социальная,
компетентность в оздоровительно-реабилитационной деятельности

3. Обогащение двигательного опыта профессионально-прикладными упражнениями, ориентированными на подготовку к предстоящей жизнедеятельности

Общая и прикладная физическая подготовка.
Владение способами двигательной деятельности.
Умение выполнять тестовые задания, определяющие индивидуальный уровень физической подготовленности

Учебно-познавательная, компетентность в двигательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей физического развития и медицинских показаний

4. Усвоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальной ориентации

Знание особенностей индивидуального здоровья, физического развития, возможностей их коррекции посредством занятий физическими упражнениями; умение выполнять индивидуальные комплексы упражнений, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Общекультурная, личностная

 

Деятельность преподавателя физической культуры по формированию ключевых компетенций обучающихся  поможет сформировать у обучающихся:

• способность работать без постоянного руководства, брать на себя ответственность по собственной инициативе;

• умение проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать;

• готовность замечать проблемы и искать пути их решения;

• умение анализировать новые ситуации и применять в них уже имеющиеся знания;

• умение уживаться с другими;

• готовность приобретать новые знания по собственной инициативе (учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими)

Литература:

•Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма  обсуждения доклада А.В.Хуторского в РАО // Интернет-журнал "Эйдос". -  2002. - 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423-1.htm. - В  надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru

•ЛебедевО.Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные технологии.-2004.

•Полищук В. Обучение и воспитание: комплексный подход//Высшее образование в России. – 2005. -№4.

•Ярмакеев И. Воспитательный потенциал учебных дисциплин// Высшее образование в России.-2004.-№9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа и календарно- тематическое планирование дополнительного образования по физкультуре

Программа для внеклассных занятий, название " Оздоровительная гимнастика", включает в себя кроме гимнастики: Йогу, подвижные и спортивные игры, ОФП...

Внеклассное мероприятие по физкультуре «Весёлый муравейник»

Сцена рий  спортивного меоприятия для 1-2 классов....

Рабочая программа по физкультуре для специальностей СПО

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС по физической культуре для технических специальностей....

Бинарный урок (математика и физкультура) в 4 классе для детей со сложной структурой дефекта

Урок построен на основе сюжета сказки, сочинённой учителем  с элементами сказки А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях". Задания по математике чередуются с заданиями по физкульту...

Урок физкультуры в 5 классе по спортивным играм (Баскетбол)

Урок физкультуры в 5-м классе по спортивным играм (баскетбол). Тема: "Обучение технике перемещений"Задачи урока:Обучение технике перемещений, стойке баскетболиста.Развитие быстроты, ло...

Презентация по физической культуре "Физкультура в режиме онлайн"

Презентация рассказывает об применении компьютера в обучении, на основе опыта учителя физической культуры . Цель:повышение эффективности обучения используя компьютер. Данная разработка будет интересна...