Понятие сензитивного периода в биологии, медицине, психологии, педагогике
проект по теме
Понятие сензитивного периода в биологии, медицине, психологии, педагогике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экзаменационная работа | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А.И. ГЕРЦЕНА
Экзаменационная работа по дошкольной сурдопедагогике.
Тема: «Понятие сензитивного периода в биологии, медицине, психологии, педагогике»
Подготовили:
студентки заочного отделения,
3 курса Лузик Е. В., Лукичева А. Н.
Санкт-Петербург
2012-2013 уч. год.
Сензитивностъ- это характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям; обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т. д.
Возрастная сензитивность - это "присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психический свойств или процессов." "Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду возрастной сензитивности обучение может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики." (Психология. Словарь под общей ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. - М.:Изд-во полит, лит.- 1990).
Сензитивные периоды - термин описывает периоды развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Это периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики. Чрезмерно раннее начало обучения чему-либо может неблагоприятно сказаться на психическом развитии, так же как и очень позднее начало. Термин используется в различных областях научения, таких как формирование привязанности, овладение языковыми навыками С.п. не следует смешивать с критическими (переломными) периодами развития.. (М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г)
Сензитивный период в психологии: (от лат. sensus – чувство, ощущение) характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т.п.(Психология. Словарь под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко)
Сензитивный период в педагогике – периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенным влияниям окружающей среды. Это период оптимальных возможностей для наиболее эффективного развития к.-л. Сторон психики (памяти, речи, мышления и т.д.), а также для обучения и воспитания. Так, в возрасте от 1 года до 5 лет особенно чувствительны к развитию фонематитческого слуха и усвоению языков, а по прошествии данного С.п. эта чувствительность несколько падает. Младшие школьники сенситивны к учебной деятельности. Психологические особенности детей этого возраста – такие, как авторитетность для них учителя, вера в истинность всего, чему учат, доверчивая исполнительность – содействуют повышению восприимчивости: дети легко впитывают учение. Им умственная активность направлена на то, чтобы повторить, внутренне принять, подражая, учебные действия и высказывания. Младшие подростки сенситивны к внеучебным делам, которые им доступны и где они могут проявить свои новые возможности. Они склонны к деятельности со сверстниками. Наибольшее проявление у них имеет потребность в самоутверждении и безоглядная готовность действовать. Старший школьный возраст сенситивен к освоению своего внутреннего мира. Старшим школьникам свойственна не всегда замечаемая взрослыми огромная внутренняя работа :поиски перспективы жизненного пути, развитие чувства ответственности и стремление управлять собой, обогащение эмоциональной сферы.(Педагогика. Современная энциклопедия/Е. С. Рапацевич; под общ.ред. А. П. Астахов .-Минск: Современная школа, 2010)
Сензитивные периоды в анатомии и физиологии – процесс возрастного развития; проявляется в наличии особых периодов, когда обостряется чувчтвительность к определенным влияниям окружающей среды. Так, нормальный для ребенка возраст развития речи – 1-3 года; для развития ритмики и пластики – 4-6 лет; навыков чтения – 5-8 лет; навыков письма – 6-8 лет; для развития абстрактного мышления 10-14 лет.(Человек. Анатомия, физиология и психология под ред. А. С. Батуев, Е. П. Ильина, Л. В. Соколовой.)
Биологи и психофизиологи подчеркивают значение критических, или сенситивных периодов, когда организм повышенно восприимчив к определенным внешним или внутренним факторам, воздействие коих именно в этой и никакой другой точке развития производит в нем важные необратимые изменения.
М. Монтессори описывала следующие сенситивные стадии общего развития ребенка:
Стадии | Возраст | Описание |
«духовный эмбрион» | от 0 до 3 лет | В этот период идёт активное познание ребенком окружающего мира. Малыш впитывает в себя эмоциональное отношение окружающих его людей, в основном мамы, к самому себе, к другим людям и происходящим событиям. |
«строитель самого себя» | от 3 до 6 лет | В этот период идёт активное развитие органов чувств. Согласно М. Монтессори, ребенку необходимо создать богатую развивающую среду для подпитки активизирующихся в этот возрастной промежуток способностей: речевой, сенсорной, социальной, двигательной и др. Ближе к 5 годам ребенок систематизирует свои сенсорные впечатления в единый, целостный чувственный образ мира. А затем переходит в следующую стадию своего развития – познание самого себя как человека и как члена общества, нахождения своего места в нём. |
«исследователь» | от 6 до 9 лет | В этот период ребенок представляет собой настоящего исследователя, который пытается познать то, что «не лежит на поверхности»: как работают часы, откуда берётся вода, как зимуют лягушки, что там – в космосе. |
учёный | от 9 до 12 лет | В этот период ребёнок интересуется результатами деятельности предыдущих поколений и готовыми энциклопедическими знаниями и фактами. |
Основные сенситивные периоды развития детей, описываемые последователем М.Монтессори, доктором философии Полом Эпштейном:
Период | Возраст | Описание |
Период порядка | от 2 до 4 лет | Ребёнок стремиться к постоянству и повторениям. У него имеется страстная приверженность к установленному распорядку. Он глубоко страдает от беспорядка. Среда должна быть тщательно упорядочена, с определённым местом для каждой вещи и чётко установленными правилами. |
Период движения | от рождения до 1,5 лет | Беспорядочные движения ребенка становятся координированными и контролируемыми: хватание, прикосновение, откручивание, ползание, ходьба. |
Период маленьких предметов | от 1,5 до 4 лет | У ребёнка появляется интерес к мелким предметам и деталям. |
Период вежливости и этикета | от 2,5 до 6 лет | Сначала ребёнок подражает правилам вежливого поведения, а затем вежливость становится свойством личности. |
Период утончения чувств | от 2,5 до 6 лет | Притягательность сенсорных впечатлений (вкус, звук, прикосновение, вес, запах) приводит к тому, что ребёнок учится наблюдать и дифференцировать ощущения. |
Период письма | от 3,5 до 4,5 лет | У ребенка появляется стремление воспроизводить буквы и цифры карандашом или ручкой на бумаге. |
Период чтения | от 3 до 5,5 лет | У ребенка возникает спонтанный интерес к символическому обозначению звуков буквами и образованию слов. |
Период языка | от рождения до 6 лет | Использование слов для общения: продвижение от лепета к словам, фразам, предложениям. |
Период пространственных отношений | от 4 до 6 лет | Формирование представлений о расположении предметов в пространстве: план знакомого места, умение находить дорогу в окрестностях, возросшая способность составлять сложные мозаики. |
Период музыки | от 2 до 6 лет | Возникновение у ребенка спонтанного интереса к звучащей музыке и развитие музыкального слуха, чувства ритма и мелодии |
Период математики | от 4 до 6 лет | Формирование у ребёнка представления о количествах и операциях с ними, благодаря использованию простого и конкретного материала. |
Период для эмоционального развития | Благоприятный период - 0 - 24 месяца |
И ещё несколько общих характеристик сензитивных периодов по М.Монтессори.
- Они универсальны, т.е. возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т.д.
- Они индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребёнка. Отсюда следует необходимость диагностики развития детей, т.е. определения индивидуальных особенностей развития ребёнка.
Каждый сензитивный период это:
1. период особой чувствительности и психических отношений;
2. сверхмощная сила, интерес, стимул, направляющий ребёнка к особым качествам и элементам окружающей среды;
3. период, в течение которого ребёнок концентрирует внимание на отдельных аспектах окружающей среды, игнорируя остальные;
4. страсть и приверженность;
5. проистекающее из бессознательного и ведущее ребёнка к сознательной и творческой деятельности;
6. интенсивная и длительная работа, которая вызывает не усталость или скуку, но постоянную энергию и интерес;
Особенностям сензитивного периода уделяли внимание многие ученые:
Даниил Борисович Эльконин, Борис Герасимович Ананьев придерживаются следующей точки зрения. По их мнению, наверстать упущенное в сензитивный период можно в более позднем возрасте, хотя при этом придется столкнуться с некоторыми трудностями. Б.Г. Ананьев в лабораторных условиях установил благоприятные периоды для развития внимания, мышления, различных видов памяти и двигательных функций у детей и взрослых. Они имеют волнообразный характер, т. е. периоды активного развития сменяются небольшим спадом.
Лев Семенович Выготский писал: «В этот период определенные влияния оказывают чувствительное воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными или даже оказать обратное влияние на ход развития.
Борис Герасимович Ананьев отмечает: «Сензитивные периоды, о которых говорил Л. С. Выготский, несомненно, существуют, причем, прежде всего - в аналитической деятельности мозга. «Подобные оптимумы развития ребенка нельзя непосредственно вывести из процесса созревания (натуральный ряд) и нельзя объяснить лишь мастерством педагогического воздействия и культурными накоплениями ребенка (социальный ряд). Они относятся именно к тем сплетениям органического и социального рядов в целостном психическом развитии, о которых писал Выготский».
Алексей Николаевич Леонтьев, рассматривая вопрос о «функциональных органах» как физиологической основе способностей: «Для некоторых функциональных органов могут быть довольно точно указаны так называемые сензитивные периоды, т. е. периоды, когда их формирование происходит наиболее быстро и особенно эффективно. Известно, например, что речевой слух, артикуляция и вообще речь формируются в раннем детстве необыкновенно легко, производя даже впечатление как бы спонтанного развертывания; с другой стороны, если в силу каких-либо исключительных условий формирование речи задерживается на несколько лет, то ее развитие крайне затрудняется...».
Александр Владимирович Запорожец: «В каждом возрасте ребенок оказывается особо чувствительным, сенсибильным к определенного рода воздействиям, в связи с чем у него на данной генетической ступени, при наличии соответствующих социально-педагогических условий наиболее интенсивно развиваются определенные психические процессы и качества...». «Каждый возрастной период обладает своей возрастной чувствительностью, «сензитивностью», в связи с чем обучение некоторым знаниям и умениям в младших возрастах оказывается иногда более эффективным, чем в старших».
Существуют и другие классификации сенситивных периодов, например, Пэма Скиллера.
В приведенной ниже классификации Пэма Скиллера «благоприятный период» показывает самый стремительный этап развития умственных способностей человека в данном направлении, «следующий благоприятный период» указывает на новое усиление соответствующей активности мозга, «дальнейший возможный период» указывает на возможность развить данную способность еще в некоторой степени в ходе приспособления, адаптации к новым жизненным обстоятельствам.
Период для: | Благоприятный период | Следующий благоприятный период | Дальнейший возможный благоприятный период |
эмоционального развития | 0 - 24 месяца | 2 - 5 лет | любой возраст |
двигательной активности | 0 - 24 месяца | 2 - 5 лет | уменьшается с возрастом |
развития зрения | 0 - 24 месяца | 2 - 5 лет |
|
способности говорить | 4 - 8 месяцев | 8 месяцев - 5 лет | любой возраст |
музыкальных способностей | 0 - 36 месяцев | 3 - 10 лет | любой возраст |
умственных способностей | 0 - 48 месяцев | 4 - 10 лет | любой возраст |
изучения иностранного языка | 5 - 10 лет |
|
Протекание каждого сенситивного периода характеризуется:
Началом – начало сенситивного периода заметить довольно сложно, особенно если не предвидеть наступления этого этапа и не заниматься с ребенком в «зоне его ближайшего развития»;
Пиком - сенситивный период имеет ярко выраженный взлёт интенсивности, который сложно не заметить;
Спадом - более или менее медленным завершением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентации по психологиии и истории медицины
Психологические особенности подростков...
программы по психологии и историии медицины
программы...
Учебно-методическая разработка для преподавателей "Выдающиеся ученые Великобритании и России в области медицины и психологии"
Интегрированный урок-конференция по английскому языку и психологии...
Поликлиника. Профилактическая медицина. Концепции здоровья. Сестринские технологии в профилактической медицине. Профилактика: понятие, виды, формы и уровни воздействия. Организационные формы и методы работы по формированию ЗОЖ. Группы здоровья.
Профилактическая медицина. Концепции здоровья. Сестринские технологии в профилактической медицине. Профилактика: понятие, виды, формы и уровни воздействия. Организационные формы и методы рабо...
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ профильного образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11» на период с 2017 по 2021 годы. «Призвание - Медицина»
Программа развития профильного образованиямуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11»на период с 2017 по 2021 годы «Призвание -...
Методическая разработка интегрированного урока (химия+биология) по теме: «Спирты. Их значение в биологии и медицине»
Моделирование явлений различной природы составляет суть нашего мышления. Дедуктивные структуры, которые активно развиваются в современной математике в целом и формальной логике в частности, игра...
Методическая разработка урока по теме: «Предмет и основные понятия психологии развития и возрастной психологии" представляет собой опыт преподавателя по проведению лекционного занятия по учебной дисциплине ОП. 02. "Психология"
Методическая разработка урока по теме: «Предмет и основные понятия психологии развития и возрастной психологии" представляет собой опыт преподавателя по проведению лекционного з...
Комментарии
Спасибо, помогли при
Спасибо, помогли при подготовке к тестированию!
В описании стоит указать
В описании стоит указать авторов работы.
В описании стоит указать
В. С. Юркевич в книге «Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность» пишет: «Скажем, наиболее ранний сензитивный период, видимо, у музыкальных способностей - до трех лет. Иначе говоря, чтобы у ребенка были развиты музыкальные способности, нужно, чтобы до трех лет он жил в музыкально богатой среде - вокруг него должна звучать настоящая музыка, ему должны петь песенки (те же колыбельные), он сам должен попробовать спеть что-либо. Есть даже данные, что развитие музыкальных способностей начинается уже в утробе матери - серьезные эксперименты и вполне заслуживающие внимания результаты. В очередной раз были правы древние, считавшие, что будущей матери надо слушать хорошую музыку и смотреть на прекрасные картины природы. После сензитивного периода, т. е. после трех лет, развитие музыкальных способностей возможно, но уже куда более затруднительно. Именно поэтому по-настоящему одаренные музыканты появляются, как правило, в семьях музыкантов, или уж во всяком случае там, где в семье любят музыку.
Такие сензитивные периоды есть для всех способностей без исключения. Но в таком случае, каков сензитивный период для развития общих способностей, общей одаренности? Поскольку сколько-нибудь серьезных исследований в этом отношении пока не существует, ответ можно дать пока лишь приблизительно. Опыт показывает, что, начиная с 3-4 лет и до периода 7 лет идет бурное овладение ребенком своими умственными возможностями. В этот период ребенок приобретает определенное направление: либо по пути одаренного ребенка, либо по пути обыкновенного».