ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕРЧЕНДАЙЗИНГ: УПРАВЛЕНИЕ ЖЕЛАНИЕМ КУПИТЬ.
учебно-методический материал по теме

Архипова Татьяна Юрьевна

При помощи этого буклета можно узнать о мерчендайзинге ,его понятие и использование в торговле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnik_pot_kursu_merchendayzing.docx349.14 КБ

Предварительный просмотр:

Курсы по теме:

ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕРЧЕНДАЙЗИНГ: УПРАВЛЕНИЕ ЖЕЛАНИЕМ КУПИТЬ.

2013 год КГБОУ НПО ПУ № 68

Мерчандайзинг делает товар легко доступным для потребителя и продавца. Правильная выкладка товара и рекламные материалы напоминают покупателю о товарах фирмы и влияют на решение о покупке. Мерчандайзинг - комплекс мер, направленный на продвижение и сбыт товаров в магазине.

Мерчандайзинг - (термин merchandaising (от английского merchandise - товар; to merchandise - торговать) переводится как «искусство розничной торговли» сбытовая политика розничного торговца, продвижение и сбыт определенных товаров в собственном магазине. С точки зрения профессии мерчандайзинг - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности по управлению поведением покупателей, основанный на анализе распределения познавательных ресурсов человека.

Задачи мерчандайзинга:

- Информирование покупателя о месте нахождении выкладки товара

- Предоставление максимально полной информации о сути товара и цене.

- Привлечение максимального внимание к конкретному месту выкладки товара

- Воздействие на покупателя с целью убеждения его сделать покупку немедленно, «Здесь и сейчас!».

- Предотвращение наступления товара-конкурента методами повсеместного брэндирования.

- Управление сбытом: продажу дополнительных инвестиций.

Основные подходы к организации мерчандайзинга для розничного торгового предприятия.

1. Ассортиментный подход. Для каждого типа розничного торгового предприятия характерны определенные значения показателей ассортимента (в частности, минимально допустимый набор ассортиментных позиций, которые должны быть у продавца) с учетом установленных руководством предприятия-изготовителя или продавца широты и глубины торгового ассортимента.

2. Количественный подход. В розничном торговом предприятии необходимо поддерживать оптимальный уровень товарного запаса, т.е. такой, который обеспечивает наличие достаточного количества товаров необходимого ассортимента в торговом зале. Кроме того, товары, выставлены в витрине, должны быть в продаже.

3. Управленческий подход. Организация размещения товаров в торговом зале магазина должна основываться на управлении движением покупательского потока и начинаться с планировки торгового зала магазина.

4. Демонстрационный подход. Выбор способов представления товаров в торговом зале магазина, вида товара, упаковки, а также прибыли от товара, имиджа магазина, покупательской аудитории.

5. Коммуникационный подход. Рекламные материалы на месте продажи являются существенной частью коммуникационной политики розничного торгового предприятия и конструктивно-техническим элементом мерчандайзинга.

Место продаж - Point of Sales (POS). Основной задачей POS материалов является увеличение объемов продаж по отдельному товару, группе товаров, либо по торговой марке в целом. При этом особенность POS материалов в том, что их воздействие на потребителя носит кратковременный, ограниченный характер и должны нести идею не «Подумай и купи», а «Купи немедленно!». Именно этим POS материалы принципиально отличаются от ТВ и других СМИ, в которых размещаются информирующие статьи и программы для первичного ознакомления с продуктом.

Специалисты по мерчандайзингу утверждают, что реклама в местах продажи должна напоминать потребителю о существовании данной марки, освежить в его памяти образы персонажей, которые ассоциируются с ее рекламой.

Распределение площади торгового зала. Традиционный подход, концепция сбалансированного магазина, основывается на том, что площади, отводимые под каждый отдел, должны быть пропорциональны объемам продаж, и соответствовать потребностям в торговом пространстве. Мерчандайзинговый подход к планировке торгового зала основывается на выполнении следующих основных требований к последовательному размещению отделов и товарных групп.

1. Направление движения потоков покупателей.

2. Совместное приобретение.

3. Частота покупок и характер спроса.

4. Продолжительность отбора товаров.

5. Свобода и удобство передвижения покупателей.

6. Трудоемкость перемещения товаров из складских помещений.

Среди наиболее важных аспектов современного визуального мерчандайзинга следует выделить следующие:

1. Управление вниманием потребителей. Деятельность по управлению этим поведением будет эффективной и не приводить к раздражению со стороны покупателя, если будут учтены природная система самого человека и её составляющие: рефлексы, внимание, восприятие, иллюзии восприятия.

2. Внутренняя планировка магазина. К факторам, формирующим
планировку магазина, относят:

конфигурацию торгового зала;

размещение входов и выходов;

последовательность размещения отделов, секций и товаров;

учет степени новизны оборудования;

систему установки оборудования и размещение узлов расчета;

-особенности поведения покупателей в торговом зале, учет «холодных» и «горячих» зон.

Виды POS – материалов  

Мобили –

большие картонные конструкции, подвешиваемые к потолку над тем местом, где продается товар, для того чтобы покупатель, желающий приобрести бутылку минеральной воды, не блуждал среди полок с алкогольными напитками.

Джумби –

объемные коробки (бутылки, банки), имитирующие продукт в увеличенном масштабе. Они используются, как правило, в больших магазинах. Их подвешивают под потолок, либо размещают на витринах или ставят на полки. Есть варианты джумби в виде огромных упаковок сока или огромных надувных бутылок, которые зрительно доминируют как в торговом зале, так и в подсознании покупателей.

Шелфтолкеры (от англ. shelf – полка, to talk – говорить) –

длинные уголки, прикрепляемые к полкам с целью выделить товарный ряд одной фирмы среди других. Эти уголки представляют собой недорогой рекламный материал. Преимущество - маленький размер, удобство и абсолютно четкий призыв.

Воблеры (от англ. to wobble – вибрировать) –

специальные приспособления, прикрепляемые к полкам. Они имеют свойство вибрировать благодаря гибкой пластмассовой «ножке», привлекая этим внимание посетителей магазина к товарной полке. Воблеры имеют большое преимущество в том, что их можно вешать непосредственно на кассу или весы, т.е. в «горячих»  местах.

Постеры

большие плакаты разных размеров.

Стикеры

плакаты на клейкой основе.

Листовки и буклеты  -

недорогой, но очень действенный рекламно-информационный материал в розничной торговой точке. Они должны находиться рядом с товаром, чтобы потребитель смог получить информацию о продукте еще до того, как определится с покупкой.

Напольные наклейки –

достаточно эффективная форма рекламы, которая крайне редко используется в наших магазинах. Зачастую пол в супермаркетах свободен и его стоит использовать, чтобы задать покупателю направление до нужной вашей компании полки.

Фирменные ценники

Отечественные компании очень редко используют фирменные ценники, хотя это достаточно эффективный способ выделить товар на полке среди товаров-конкурентов. Именно фирменные ценники могут стать важным элементом стратегии дифференцирования. К сожалению, многие предприятия недооценивают эффективность своих фирменных промо-материалов, которые могут способствовать увеличению объема продаж в магазинах. Такие надписи на полках как «Самая низкая цена в  городе», «Ваша лучшая покупка недели», «Скидка 10%» и т.д. могут стать хорошим способом стимулирования сбыта продукции.  

Информация в POS – материалах

POS-материалы должны быть разработаны по принципу  KISS — «Keep It Short and Simple» - (доставлять простые и лаконичные сообщения, призывающие купить здесь и сейчас). Принцип KISS предполагает понимание информации, которую вы хотите донести до клиентов вашего магазина, 14-летним ребенком со средним уровнем образования и интеллекта. В целом, POS-материалы не должны вызывать раздражения, неприятия, недоумения, отторжения и прочих негативных эмоций, причину которых покупатель часто не может или не считает нужным объяснить.

 

При расположении товаров в торговом зале учитывается несколько факторов:

  • оптимальное использование пространства торгового зала,
  • оптимальное расположение товарных групп,
  • расположение основных и дополнительных точек продажи,
  • способы замедления потока покупателей

Типы расположения торгового оборудования внутри торгового зала

Итак, приоритетные места в торговом зале:

Разделение товарных групп

В большинстве случаев при планировании покупки потребитель четко определяет, какие товарные группы он хочет приобрести (хлеб, молоко, макароны, одежда, обувь, посуда и т.д.) Поэтому весь ассортимент магазина можно разделить на три группы:

  • Товары повседневного спроса. Покупка этих товаров является целью практически каждого визита покупателя в торговую точку. Их еще называют магазинообразующими товарными группами.
  • Товары периодического спроса . Покупка этих товаров планируется один раз в несколько визитов.
  • Товары импульсного спроса. Покупка этих товаров обычно не планируется.

На примере продуктового магазина продемонстрируем эффективное расположение товарных групп в торговом зале.

Рекомендации:

  • Товары повседневного спроса – мясо, овощи, молочная продукция, хлебобулочные изделия. Следует избегать расположения этих товаров друг с другом. Покупатель чаще всего планирует покупку продуктов всех этих групп. Следовательно, основные точки продажи данных продуктов должны находиться в различных местах периметра торгового зала, между ними располагаются остальные товары. В этом случае покупатель будет вынужден осмотреть весь торговый зал.
  • Очевидно, что при планировании размещения товарных групп следует также обращать внимание на специфику товаров: мясопродукты, молочные продукты, фрукты и овощи, свежемороженые продукты. Учитываются особенности хранения каждого типа товара, (температура, влажность, возможность размещения запаса на полках), а также "несовместимость" некоторых товарных групп (рыбные и молочные продукты).
  • Выгодное расположение в торговом зале:

 Мерчендайзинг товара-новинки

При выводе нового товара производители вкладывают значительные средства в рекламу (средства массовой информации, рекламные щиты и т.д.). Этот этап занимает силы отдела маркетинга, стоит значительных денег, и компании в большинстве случаев понимают всю важность и серьезность этих работ.

Внедрение элементов мерчандайзинга оказывает эффективное воздействие как на обеспечение населения товарами, так и на финансово-экономическую деятельность предприятий торговли. Раскладка товаров с учетом мерчандайзинга позволяет не только значительно расширить объем продаж, но и более рационально управлять торговыми запасами.

Расширенная информация о товарах в условиях значительного ассортиментного перечня реализуемой продукции позволяет улучшить качество обслуживания и повысить реализацию товаров.

Данные решения включают в себя выполнение рекомендаций, согласно разделам мерчендайзинга:

- выкладка товара, т.е. расположение товара в магазине (торговый зал и склад), включает в себя "зонирование магазина", "планограммы", "стандарты выкладки";

- изготовление и размещение торгового оборудования, важно, чтобы оно совмещало две функции - красоту и практичность;

- товарный запас, сколько товара необходимо держать в магазине, чтобы потребность покупателей была удовлетворена;

- ассортимент, сколько товаров нужно предлагать покупателю? - некоторые магазины считают, что чем больше, тем лучше, на самом деле ассортимент должен быть оптимальным с точки зрения постоянных покупателей;

- рекламно-информационные материалы в местах продаж, продажи на товары не снабженные ценниками в супермаркетах падают в несколько раз;

- витринистика, как правильно оформить витрину, чтобы привлечь внимание покупателей - это уже смесь технологии с искусством;

- упаковка, от дизайна упаковки и ее формы зависит как она будет видна на полках магазина;

- цвет, свет, запах, звук - исследования показали, что покупатели гораздо комфортнее чувствуют себя в магазинах, где звучит фоновая музыка, от ритма музыки зависит скорость движения покупателей по залу;

- запах - голодный покупатель закупает продуктов в 3 раза больше, чем сытый, а запах заставляет ощутить голод.

Нередко в бизнесе мы предпочитаем иметь дело с партнером, более приятным в общении, даже если он предлагает нам менее выгодные условия. Точно на тех же принципах строится отношение потребителя к магазину.

Реформирование розничной торговли в сторону потребителя, основанное на применение принципов мерчендайзинга, изменит менталитет российского торговца, повысит прибыльность торговых предприятий, а, следовательно, увеличит поступления в бюджеты разных уровней и таким образом повысит благосостояние страны.

Разработали материал для освоения курса  :

Мастер п/о –Архипова Татьяна Юрьевна

Мастер п/о- Колесникова Наталья Александровна

2013 год КГБОУ НПО ПУ № 68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы учителям для эффективного управления классом

Дискуссии о реформах образовательной сферы с каждым днем становятся все жарче, но учителям нужно делать свою работу каждый день и подчас нужно использовать свои маленькие хитрости, чтобы держать ситуа...

Управление коммуникациями - эффективное общение

Ответственность педагогов, родителей и взрослых по отношению к детям – огромна. Они должны трепетать от мысли, что их плохие слова и поступки повлияют на ребёнка. ...

Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы для специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) на тему: Повышение эффективности пассажирских перевозок на пригородных и городских маршрутах

Методическое пособие предназначено для выполнения выпускной квалификационной работы для обучающихся по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) на тему: "...

ходе работы с детьми седьмого года жизни особое внимание должно уделяться развитию желания и умения будущих школьников проявлять любознательность и инициативу с целью получения новых знаний. Для этого необходимо создать эффективную речевую среду. Это и р

Подразумевает интенсивную работу по углублению знаний детей о различных предметах. Пассивный и активный словарь дошкольников обогащается за счет слов – названий частей и деталей предметов, их ка...

Удостоверение о повышении квалифика-ции ГАУ ДПО РБ «БРИОП» «Проектное управление как инструмент эффективного управления» 48 ч дата выдачи 08.06.2019 г

Удостоверение о повышении квалификации  ГАУ ДПО РБ «БРИОП» «Проектное управление как инструмент эффективного управления» 48 ч   дата выдачи 08.06.2019 г...

Презентация проекта "Семейное купе"

Командой компетенции «Управление железнодорожным транспортом» разработали проект: «Семейное купе» (демонстрационный плакат формата А2). Многие из нас совершают поездки на поезд...