Разработка урока по теме: "Причастие"
методическая разработка по теме
Материал - обобщение по теме: "Прчастие".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka._prichastie.docx | 60.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка открытого урока по русскому языку: «Закрепление и совершенствование знаний по теме: «Причастие»». (Урок – практикум)
Класс : 6 Урапина Тамара Михайловна, учитель русского языка и литературы, 1 категории.
Современное педагогическое сообщество находится на переходном этапе от использования существующего стандарта общего образования к новому практико-ориентированному стандарту второго поколения. Стандарты первого поколения включают два компонента: обязательный минимум содержания и требования к уровню подготовки выпускников. Структура стандартов второго поколения включает три группы требований: к структуре основных образовательных программ, к результатам освоения основных общеобразовательных программ, к условиям их реализации.
На первый план выходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих формирование коммуникативных, познавательных, результативных качеств личности. Это происходит в результате включения учащихся в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблему, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям. Этому ученик может научиться на уроках закрепления и совершенствования знаний по изученным темам. Современное педагогическое сообщество находится на переходном этапе от использования существующего стандарта общего образования к новому практико-ориентированному стандарту второго поколения. Стандарты первого поколения включают два компонента: обязательный минимум содержания и требования к уровню подготовки выпускников. Структура стандартов второго поколения включает три группы требований: к структуре основных образовательных программ, к результатам освоения основных общеобразовательных программ, к условиям их реализации.
Представленный урок соответствует современным методическим требованиям. Цели обучения формулируются в результате деятельности учащихся. Урок включает материал проверки прочности орфографических и пунктуационных навыков; закрепление умения находить причастие и определять его грамматические признаки; совершенствование умения видеть и правильно решать орфографические задачи в конкретном причастии; совершенствование умения видеть и при необходимости выделять запятыми причастный оборот; установление степени сознательного усвоения причастия в единстве его семантических, морфологических и синтаксических свойств. Присутствует самостоятельная поисковая деятельность. Структура урока содержит вопросы проверки знаний, физкультминутку, вопросы для учащихся. Данный урок позволяет учителю организовать разные виды деятельности учащихся; работать самостоятельно с источником информации, обобщать, делать выводы.
Важную роль играет не только познавательная деятельность, но и умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, предоставлять и сообщать в устной и письменной форме результаты своей работы, вступать в диалог.
ТИП УРОКА: совершенствование знаний, умений и навыков.
Форма урока: комбинированный.
Технология: урок - практикум
Уровень образования школьников: учащиеся общеобразовательных классов среднего звена.
Цели урока:
- обучающая – систематизация и обобщение знаний по теме «Причастие», совершенствование орфографических и пунктуационных навыков;
- развивающая – развитие логического мышления и языкового чутья;
развитие умения работать в группе;
- воспитывающая - способствовать повышению мотивации в изучении русского языка.
Задачи урока:
- проверка прочности орфографических и пунктуационных навыков;
- закрепление умения находить причастие и определять его грамматические признаки;
- совершенствование умения видеть и правильно решать орфографические задачи в конкретном причастии;
- совершенствование умения видеть и при необходимости выделять запятыми причастный оборот;
- установление степени сознательного усвоения причастия в единстве его семантических, морфологических и синтаксических свойств.
Зрительный ряд: слайды с использованием компьютерных технологий , репродукции картин
Структура урока:
I.Организационный момент.
2 Постановка цели урока.
3. Повторение и обобщение.
4.Подведение итогов.
Оборудование: мультимедийная система, ПК, карточки с дифференцированными заданиями, портрет В.И. Даля, картины Б.М. Кустодиева , И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”, Г. Г. Нисского “Февраль». Подмосковье (Малая Абашевская школьная галерея), диск с мелодией П.И. Чайковского «Времена года. Зима».
"Причастие-это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного"
В.Даль
Ход урока
Актуализация знаний. Формирование мотивации.
Организация класса, приветствие учителя.
Слово учителя.
Сегодня мы подведём итоги тому, о чем говорили на предыдущих уроках, будет готовиться к контрольной работе по изученной теме.
Все мы родом из детства, и всем нравятся сказки. И сегодня мы начнем наш урок с необычной мифологической сказки, которая называется «Диковинные плоды» (Тихо звучит музыка, и ученица начинает читать сказку ).
Диковинные плоды.
Старый учёный языковед служил в морфологическом саду, он выращивал не фрукты, а звуки, морфемы, части речи и члены предложения, и вывел уже несколько новых сортов. Может быть, к стволу глагола привить почку прилагательного – размышлял как-то учёный… Но сказано - сделано. Через несколько лет выросли плоды: не глаголы, не прилагательные, а назвали их как? Учащиеся дают ответ: (причастием). Почему назвали их причастием? Давайте ответим, почему назвали «диковинные плоды» причастиями?
Подберите однокоренные слова к слову причастие и запишите их. (Причастие, причастность, причастный». Выясните по словарю Ожегова значение слова «причастный» и огласите его. «ПРИЧАСТНЫЙ» - имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-нибудь.)
Причастие непосредственно причастно к каким частям речи? Ответить на вопрос поможет эпиграф нашего урока, записанный на доске «часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». (т. е. причастная к глаголу и прилагательному.
Учитель: Ребята, а как вы понимаете смысл этого высказывания?
Что значит причастная? (ответы учеников).
Учитель: Давайте сформулируем тему урока. Учащиеся предлагают варианты: повторение изученного о причастии; проверка знаний, полученных по теме: «Причастие».
Учитель: Вы правы, ребята. Мы будем говорить о причастии, и тема урока звучит так: «Закрепление и совершенствование знаний по теме: «Причастие»».
Презентация ученика, выполненная дома(2-3 мин)
Слайд.
"Причастие - особая форма глагола ":
а) значение,
б) вопросы,
в) морфологические признаки,
г) роль в предложении.
(В презентации учащийся на примерах показывает, что общего и чем отличается причастие от прилагательного и глагола):
Причастия обозначают временный признак, а прилагательные постоянный; причастия можно заменить сочетанием местоимение Который +Глагол, а с прилагательным такой замены совершить нельзя.
Общее у причастий и прилагательных:
1 вопросы,
2 изменяются по родам, падежам, числам,
3 в предложении выполняют чаще всего роль определений.
В отличие от глагола причастия не спрягаются
Общее у причастий и глаголов:
- вид, время, возвратность,
2 имеют зависимые слова.
Учитель: А сейчас я предлагаю вам проверить это на практике и закрепить полученные знания.
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.
Работа в группах (в каждой из них, можно поделить класс на 3-4 группы, подготовленные консультанты, ученики 9 класса).
В бочонках (из-под киндера) содержатся вопросы, ваша задача, ребята, правильно ответить. Любой из группы вытаскивает бочонок, открывает и оглашает вопрос, все записывают вопрос, составляют опорный план ответа и приводят примеры. Оценка выставляется в листе учёта знаний.
Вопросы для зачёта теоретических знаний были даны заранее.
ВОПРОСЫ:
1. Что называется причастием? Отметьте признаки прилагательного и глагола у причастия.
2. Что такое причастный оборот? Знаки препинания при причастном обороте? Чем отличается одиночное причастие от причастного оборота?
3. В чём заключается разница между действительными и страдательными причастиями? Приведите примеры. Какой из морфемных признаков свидетельствует о том, что это причастие?
На экране два словосочетания:
ОТОРВАННАЯ ПУГОВИЦА РИСУЮЩИЙ УЧЕНИк
4. Рассказать, как образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени? О правописании гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени? Приведите примеры.
На экране таблица:
Действительные причастия | Страдательные причастия | ||
Настоящего времени | Прошедшего времени | Настоящего времени | Прошедшего времени |
От глагола несов.вида I спр. + -ущ-(-ющ-) II спр.+- ащ-(-ящ-) | От глаголов сов. И несов. вида; переход. и непереходн. Н.ф. глагола (с основой на гласную)+ -вш- Н.ф глагола (с основой на согласную)+ -ш- | От глагола I спр.+ -ем- От глаголов несов.вида II спр.+-им- | От переходн. глаголов сов. и несов. вида + -нн- -т- -енн- |
5. Как образуются страдательные причастия настоящего и прошедшего времени? Рассказать о правописании гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени? Приведите примеры.
6. Что общего и чем различаются полные и краткие причастия? Приведите примеры.
7. Расскажите о правописании НЕ с причастиями? Приведите примеры.
Физкультминутка.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА.
После того, как мы повторили теоретический материал, проведём интеллектуальную разминку. (Для консультантов будет дано задание повышенной трудности).
КАРТОЧКА ДЛЯ КОНСУЛЬТАНТОВ.
1. В каких случаях перед вами причастие, докажите. Например:
Блестящий паркет - блестящий ум.
(паркет, который блестит (от глагола). (прилагательное дано в переносном смысле, можно подобрать синонимы: великолепный, превосходный.)
Причастие или прилагательное, докажите.
1. Память у него была блестящая.
2. Подходящие к перрону поезда.
Остальные участники групп работают вместе с учителем.
ЗАДАНИЕ № 1. Замените одни сочетания слов другими с причастиями. Например: Работа, которую выполнили добросовестно.
Добросовестно выполненная работа.
Обратите внимание: причастие и глагол, от которого они образованы должны быть одного времени.)
Учитель читает каждой группе по одному предложению. (Отвечать может любой желающий в группе).
1. Лес, который зеленел вдали. (Лес, зеленеющий вдали).
2. Сад, который посадили в прошлом году. (Сад, посаженный в прошлом году).
3. Картина, которую написал художник. ( Картина, написанная художником.)
4. Доклад, который подготовил ученик. (доклад, подготовленный учеником.)
ЗАДАНИЕ №2. От данных глаголов образуйте все возможные формы действительных и страдательных причастий. Огласите их и назовите суффиксы. (Каждая группа получает карточку, где записан один глагол.)
Карточка № 1. Карточка №2. Карточка № 3 Карточка № 4. Карточка № 5.
Изображает. Достигает. Вдохновляет. Побеждает. Прославляет.
ПРОВЕРКА КОНСУЛЬТАНТОВ. (Проверяются карточки с заданиями.)
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Условие работы: Консультанты получают конверты с практической частью и раздают участникам групп карточки.
Проверять практическую часть и оценивать работу ученика может консультант или учитель.
КАРТОЧКА № 1.
Задание: Обозначьте окончания причастий; определите род, падеж, число, вид и время. Найдите имена прилагательные, обозначьте их окончания. Объясните правописание окончаний имён прилагательных и причастий.
1. Близился закат Слышалось далёкое звяканье бубенцов, возвращающегося стада коз, которых в Арзамасе бе(с, з)численное множество.
2. Нал…тевшие порывы ветра со свистом поднимали с земли целые груды засохших листьев, несколько крупных капель брызнуло мне в лицо.
3. С серого, насупившегося неба посыпались крупинки первого снега. ( А. Гайдар).
КАРТОЧКА № 2.
Задание: Спишите, обозначая границы причастного оборота, расставляя пропущенные запятые. Объясните правописание вставленных орфограмм.
1. На елов… ветке унизан… бурыми шишками сидит зверёк с красив… пышн… хвостом.
2. В д…лине главной р…ки окруженной горными хребтами защища… щей от постоянных циклонов, есть все необходимые условия для жизни белки.
3. Леса из б…рёзы преоблада…щие на Камчатк… оказались плохими угодьями для белки.
( Из журнала « Юный натуралист».)
КАРТОЧКА № 3.
Задание: Спишите, обозначая границы причастного оборота и вставляя пропущенные запятые. Объясните расстановку знаков препинания и правописание сопутствующих орфограмм.
1. Запах цв…тущих яблонь и ноч(?)ных цв…тов лился по всей земле.
2. По временам только в стороне синели в…рхушки отдалённого леса т…нувшегося по берегам Днепра.
3. На берёзе ра(с,з)кинувшейся в небе (не)шевелит(?) ся ни один лист.
КАРТОЧКА № 4.
Задание: Выписать из данных словосочетаний в один столбик словосочетания «действит. причастие + существ.»; в другой- «страдат. причастие + существ.» Объяснить правописание суффиксов причастий.
Та…щий на со…нце снег; весело щебеч…щими птицами; к едва вид…мому лесу; шепч…щие на ветру берёзы; разреза…мую гладь реки; море, ласкаемое восход…щими лучами солнца; вдали стел…щийся туман; налетевшие порывы ветра.
КАРТОЧКА № 5.
Задание: Объяснить правописание НЕ с причастиями, глаголами. Обозначьте вид и время причастий.
В эту осень (не)было золотых деньков, (не)сияли берёзовые лепестки под (не)греющим солнышком, (не)полыхали багрянцем осины; (не)заметало тележные колеи шуршащей листвой.
Короткие осенние дни замелькали передо мною, как никогда (не)виданные станции, сверкающие огнями.
КАРТОЧКА № 6.
Задание: Спишите. Вставьте пропущенные буквы в суффиксах причастий, объясните их. В скобках укажите, от каких глаголов образованы и какого спряжения.
Образец: думающий-думать (1спряж.)
Раст…щий, слыш…щий (звук), стро…щий, избира…мый, завис…мый, рассматрива…мое, перелива…щийся, разраста…щийся, скач…щая, бег…щий.
КАРТОЧКА № 7.
Задание: Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и запятые.
1. Ещё (не)тронутые увяданием георгины гордо высились перед окном.
2. (Не)засыпай старого колодца, пока новый не выкопан. (Пословица).
3. Подросток никогда (не)бывавший на охоте упустил зайца.
4. Друг (не)испытанный, что орех (не)расколотый. (Пословица)
5. Груши (не)куплены, а выращены в нашем саду.
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
Ребята, мы с вами знаем, что слова, заключающие «в себе имени и глагола силу», широко используются в письменной речи. Картины природы, портретные характеристики, внутренние переживания героев очень часто передаются писателями с помощью причастия. Давайте вспомним, что нам эта работа уже знакома. Мы писали сочинения, описывая внешность человека, местность, пейзаж.
Вспомните и назовите картины, связанные с описанием природы зимой (они представлены в нашей Малой картинной школьной галерее в экспозиции: «Зима»).
Учащиеся называют репродукции картин Б.М.Кустодиева И. И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”, Г. Г. Нисского “Февраль». Подмосковье.
(Звучит стихотворение)
На стёклах, сплошь заиндевелых,
Февральский выписал мороз
Сплетенье трав молочно-белых
И серебристо-синих роз.
Пейзаж тропического лета
Рисует стужа на окне…
Историческая справка.
Название месяца “февраль” - латинское по происхождению. Февраль в Древнем Риме заканчивал год, поэтому в конце месяца древние римляне устраивали большой праздник, на котором приносили жертвы покровителю стад богу Фебресу.
Отсюда и название месяца – февраль. Древнерусское название февраля - “лютый”. Как вы думаете, почему? В феврале выпадает много снега, стоят лютые морозы.
С 24 февраля начнутся так называемые Власьевские морозы – последние, завершающие зиму.
Какие ещё знаете названия у февраля? (лютень, снежень, бокогрей, вьюговей.)
Знаете ли вы приметы, связанные с февралём?
В феврале сильные морозы – короткая зима.
Тёплый февраль приносит холодную весну.
Чем холоднее последняя неделя февраля, тем теплее в марте.
Творческое задание.
Инвентизация слов, словосочетаний к творческой работе.
Подобрать и записать причастия для описания этих картин:
–голубеющий -гуляющие дети
-сверкающий -изумленные снегири
-отражающий -заснеженные деревья
-багровеющий –золоченные купола
-завершающий - улыбающиеся люди
- катающиеся
Учитель: Предлагаю написать каждому в группе сочинение – миниатюру.
Задание: Используйте в речи причастия, правильно их употребив.
Учитель: А пробуждению творческого вдохновения вам помогут музыка (звучит мелодия П.И. Чайковского «Времена года. Зима» и картины Б.М.Кустодиева, И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”, Г. Г. Нисского “Февраль. Подмосковье».
. Ребята пишут сочинение, проверяют и сдают на проверку учителю.
Подводим итог урока.
РЕЛАКСАЦИЯ.
Учитель: Чему научил нас урок по теме «Причастие»?
Готовы вы к контрольной работе?
Домашнее задание: выписать из художественной литературы предложения с причастиями и причастными оборотами
Оценки за урок.
Список литература.
1.Русский язык 6 класс Учебник для общеобразовательных
учреждений . Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. М.: Дрофа, 2005.
2.Методические рекомендации к учебнику «Русский язык.6 класс». Под ред. М.М.Разумовской. М., Дрофа, 2002.
3.Фраза/Электронная программа-тренажер по орфографии/.
5.Школьный курс русского языка /электронный учебник..
6.Руденко-Моргун О.И., Дунаева Л.А. и др. Русский язык. Репетитор. /электронный учебник.
7.Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс.
Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5-6 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий.
8. Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку: книга для учителя. -2-е изд., дораб. –М.: Просвещение, 2000.
9. Русский язык 6 класс. Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта. –М.: Дрофа, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме: Причастие настоящего времени
Открытый урок на уроке татарского языка по теме : Хэзерге заман сыйфат фигель с использованием обучающих структур методического коучинга...
Методическое пособие разработка урока производственного обучения Комплексная разработка урока-конкурса по производственному обучению Гордиенко Елена Григорьевна - мастер производственного обучения СПБ ГБПОУ «Техникум «Автосервис» (МЦПК)»
Данный урок производственного обучения является заключительным в профессии «повар» и поскольку учащиеся уже получили определённый профессиональный опыт, на уроке организуется осмысление, формулировани...
Методическая разработка урока по русскому языку Преподавателя русского языка и литературы ГБПОУ «Сосновский агропромышленный техникум» Ионовой Нины Викторовны. Тема: «Причастие и деепричастие- обобщение изученного».
Тема: «Причастие и деепричастие- обобщение изученного».Цель: обобщение знаний по теме «Деепричастие» и «Причастие».Задачи:Обучающие:повторить:общее значение деепричастия и причастия...
Презентация к уроку "В царстве Глагола" (проверь свою подготовку по теме "Причастие, деепричастие"
Данный материал является вспомогательным к разработке урока " В царстве Глагола" по теме "Причастие. Деепричастие " ( проверь свою подготовку, обобщение и ситематизация материала) в 6 классе....
Тесты по теме: "Причастие"
Тестовые задания предназначены для закрепления/контроля знаний студентов по теме "Причастие". В содержании тестов присутствуют лексические единицы на тему: "Программирование"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Урок – игра «Счастливый случай» по профессиональному модулю ПМ. 01 Участие в проектировании зданий и сооружений Раздел 2. ПМ. 01. Разработка проекта производства работ. МДК. 01.02 Проект производства работ. по теме Инженерн
В настоящее время наиболее актуальными являются активные формы и методы обучения. В процессе таких занятий каждый студент непрерывно побуждается к активной деятельности,...
проверочная работа по теме "Причастие. Причастный оборот"
задание на правописание орфограмм в причастии, знаков препинани при причастном обороте...