Постинтернатная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
статья на тему

Дудина Оксана Владимировна

Сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon postinternatnaya_adaptatsiya_detey.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Постинтернатная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

     

Введение

Сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях.

Сиротство, как социальное явление существует столько же, сколько существует человечеств, и является неотъемлемым элементом цивилизации.

На сегодняшний день кризисные потрясения в социально-политической, экономической сферах  сопровождаются вынужденными миграциями, падением общего уровня жизни, социальной нестабильностью, разрушением семей и, как следствие, ростом числа детей-сирот и так называемых “социальных сирот”. “Социальные сироты” – это дети, которые при живых родителях вынуждены жить в детских домах и интернатах.

Оглянемся на нашу историю уходящего столетия.

Японская и первая мировая войны…Революция 1905года и революция 1917 года, гражданская война, 30-е годы, репрессии, 40-е годы, вторая мировая война, новая борьба с инакомыслящими, а затем перестройка, перестройка, перестройка.

Зададим себе вопрос: сколько детей выросло без отца, матери или круглыми сиротами в интернатах, детдомах, тюрьмах, Гулагах?..Следы психических травм,  особенно детского возраста, остаются на всю жизнь, несмотря на защиту – вытеснение. Они не допущены до сознания, но, скапливаясь в подкорковых отделах головного мозга, уродуют душу, что сказывается на поведении.

Не имея опыта семейной жизни, дети-сироты становились неграмотными родителями. Разрушался материнский инстинкт. Потребности времени изменяли женщину. Кроме того: если в Крымскую войну официально числилась только одна медсестра  Даша Севастопольская, то перед первой мировой войной уже были курсы медсестер, а во вторую мировую войну женщины были не только медицинскими работниками, но и зенитчицами, пулеметчицами, летчицами, партизанками…Постепенно деформировалась женская психика.

Изменения, происходящие в жизни общества, претерпевающего существенные трансформации, безусловно, отражаются на семье и детях. Многочисленные  социологические и социально-психологические исследования показывают, что нестабильная социально-экономическая ситуация, приводящая к деградации части населении я, распаду семей, появлению социального сиротства, неизбежно поднимает пласт проблем, связанных с детьми, оставшимися без попечения родителей.

А детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому.

Чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. К сожалению, почти во всех учреждениях, где воспитываются дети-сироты, среда обитания, как правило, сиротская, приютская, казарменная. Конечно, известен опыт лучших детских домов и интернатов, где детям хорошо, выпускники которых сравнительно успешно вступают во взрослую жизнь.

Но вместе с тем, никуда не уйти от фактов иного рода. Ни для кого не секрет, что большинство воспитанников детских домов не сироты, а дети, имеющие родителей, чаще всего лишённых родительских прав. Это означает, что с точки зрения соматического и психического здоровья с учётом тёплой тяжелой наследственности, неблагоприятного протекания пренатального развития, тяжёлых условий жизни в раннем возрасте дети, родившиеся и выросшие в таких семьях, составляют «группу риска».

Наиболее грозным явлением в последние годы стало значительное увеличение размеров «социального» сиротства, появление его новых характеристик. Обнаруживается так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением её нравственных устоев и изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растёт беспризорность огромного количества детей и подростков. Социальное сиротство - явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения). В обязанности родителей входит: воспитывать детей, готовить их к общественно полезному труду, содержать несовершеннолетних детей, защищать их права и интересы во всех учреждениях и т. д.

В сложившихся за последние два десятилетия нестабильных социально-экономических условиях в нашей стране все более актуальным становится изучение психологических аспектов адаптации. Несомненную важность данная проблема приобретает в переходный период от подросткового к юношескому возрасту, который чрезвычайно важен для дальнейшего становления личности, но до сего времени остается наименее изученным этапом онтогенеза. Часто юноши и девушки в переходный период не готовы к новым жестким требованиям общества, не способны сделать самостоятельный выбор и взять на себя ответственность за свое поведение, за свое будущее, и поэтому вынуждены прибегать к различным способам психологической защиты и стратегиям преодоления.

"Ни одна сила на свете не сравнится с энергией,

 с которой многие защищают свои слабости".

                                                                                         Карл Краус

Приоритетными задачами социального воспитания детей-сирот являются те, которые обеспечивали бы им полноценное участие во всех сферах социальных отношений: экономической, политической, духовной. При этом отношения сироты в юношеском возрасте с людьми, обществом, государством и с миром в целом должны строиться на основе сформированной у него гуманистической направленности личности.

Постинтернатное сопровождение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – это комплекс мероприятий, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия участников сопровождения и направленных на успешную социальную адаптацию выпускника учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их самореализацию, снижение числа совершаемых лицами указанной категории, а также в их отношении правонарушений и преступлений.

Постинтернатная адаптация воспитанников детских домов является очень важной проблемой, т. к. переход от периода детства к периоду взрослости сложен для любого ребенка, а тем более сироты, который вырос в детском учреждении на полном государственном обеспечении в специфическом, полу изолированном мире, соприкасающимся с реальностью только отдельными сторонами.

В результате у воспитанников в той или иной степени формируются

- иждивенчество, (непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики даже в сугубо личных, частных масштабах),

- трудности в общении там, где это общение свободно, произвольно, где требуется строить отношения,

-инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и не приятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы,

- перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения — без достаточного противовеса положительных ценностей, социально-приемлемых возможностей и образцов успеха, которые должен бы, но не дает сегодня детский дом.

 Необходимо, помочь выпускнику интернатного учреждения перейти из упрощенного и специфического «мирка» детского дома в сложный и трудный современный мир, найти в нем свое место и обрести самостоятельность в различных сферах жизни. Создана соцально-психологическая служба, которая служит переходной формой из мира интерната во внешний мир, создает среду общения, положительные ценностные представления, помогает делать в жизни первые самостоятельные шаги, обеспечивать их успешность и запас положительного опыта, ведет работу по преодолению тяги к негативному образу жизни.

В последнее десятилетие в разных регионах России были организованы разные модели таких служб, проанализированы их положительные и отрицательные результаты деятельности.

Программа постинтернатной адаптации решает следующие задачи:
1) оказание социальной и психологической помощи бывшим воспитанникам детских домов на начальном этапе их самостоятельной жизни;
2) защита прав и интересов выпускников детских домов;
3) сбор статистических материалов, характеризующих постинтернатную жизнь воспитанников;
4) вскрытие причин неуспеха их самостоятельного обустройства в жизни;
5) разработка предложений по социально-педагогической коррекции опыта воспитанников с целью их подготовки к позитивному жизненному выбору.

Главная идея состоит в анализе системы мер, направленных, на преодоление трудностей и проблем, стоящих в настоящее время перед выпускником в плане его социализации, профессионально-трудовой реабилитации и всестороннего развития личности. В Конвенции ООН о правах ребенка подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечения его свободного развития, гарантий самоопределения, самореализации и самоутверждения.

В течение длительного времени дети-сироты, и, прежде всего выпускники не были объектом пристальных научных исследований, в то время как их проблемы в последние годы необычайно усложнились и приобрели острейшую социально-экономическую и социальную значимость.

Одна из проблем — проблема здоровья. Исследования детей в детских домах показали, что среди сирот нет совершенно здоровых детей. Их физические и психические нарушения часто связаны с факторами неблагоприятной наследственности. Неизбежны и психологические травмы, обусловленные отсутствием родителей.

Лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях, сказываются на их социальном, психическом, физическом здоровье. Проблемы медицинского характера обусловлены патологическими отклонениями в состоянии здоровья детей-сирот. Среди детей-сирот наиболее частой причиной патологии является поражение головного мозга.

В детских домах не удается обеспечить полноценное психическое развитие детей-сирот, так как:
1) дети приходят в детские дома с нарушением развития;
2) отсутствуют эффективные технологии воспитания детей-сирот;
3) не имеется достаточного числа специально подготовленных специалистов для работы с сиротами (воспитателей, психологов, социальных работников).

Исходя из понимания положения детей-сирот в нашем обществе и учитывая сложность для них в обучении по традиционным учебным технологиям считаем главной задачей: организацию системы воспитания и образования имеющей целью комплексную подготовку детей-сирот к полноценной самостоятельной жизни после выхода из детского дома.

Решение этой задачи предполагает удовлетворение потребности детей-сирот в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, получении профессионального образования и квалификации в избранной области деятельности, разработка и внедрение новых методов обучения, организация непрерывного образования (в т. ч., в системе реабилитации детей-сирот с отклонениями в развитии) по престижным и конкурентоспособным профессиям на рынке труда.

Самое главное — это преодоление психологических трудностей, которые заключаются в привычке жить в замкнутом, закрытом обществе, неумении интегрироваться в открытое, создавать новые контакты с людьми, с которыми им предстоим общаться.

Личностные проблемы воспитанников детских домов в жизненном и профессиональном самоопределении испытывают значительные трудности, связанные с отсутствием опыта решения житейских проблем которые другие дети получают в семье, наблюдая за тем, как поступают в подобных ситуациях их родители или окружающие.

Педагоги могут помочь своим воспитанникам сформировать комплекс качеств, благодаря которым они совершают осознанный выбор и адаптируются в новой ситуации. К таким качествам можно отнести – автономность, информированность и соотнесение информации со своими особенностями, умение принимать решения, умение планировать, положительное эмоциональное отношение к необходимости сделать выбор и принять решение.

Большинство выпускников интернатных учреждений обладают особенностями, которые значительно осложняют их самостоятельную жизнь:
1) отсутствие опыта социальных контактов с людьми на работе, в сфере обслуживания, здравоохранения.
2) трудности в общении — там, где это общение свободно, где требуется строить отношения.
3) несформировавность потребности и способности трудиться.
4) иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, отношений собственности.
5) отсутствие личного опыта нормальной жизни в семье, тесных эмоциональных отношений.
6) недостаточное развитие индивидуальности, что характеризуется низким уровнем сознания, сниженной собственной активностью.
7) отсутствие нравственного иммунитета к условиям той среды, из которой большинство из них происходит.
8) плохое состояние здоровья.

Система требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов не соответствует тому потенциалу, на который способны подростки-выпускники детского дома, что провоцирует их на не всегда адекватную реакцию и поступки.

Достаточно часто этой категории воспитанников свойственно нежелание приспосабливаться к социальному окружению, отсутствие стремления учитывать мнение других людей, дефицит искренних эмоциональных отношений, замкнутость. Очевидно, что подростки испытывают значительные трудности в общении не только с взрослыми, но и со сверстниками, при этом имеющиеся контакты «бедны» по содержанию, и эмоционально не насыщены. Более того, мотивация к изменению поведения у подростков низкая, поскольку окружающая среда сформировала оптимальный для них стиль поведения, и одностороннее изменение этого стиля может иметь для них неконтролируемые последствия.

Все это способствует ориентации молодых людей на асоциальный и криминальный образ жизни, либо, наоборот, делает их первыми жертвами различного рода преступлений.

Воспитание в изолированной среде детского дома ведет к формированию групповой специфической субкультуры низкого уровня. Ее представитель характеризуется слабым осмыслением своего жизненного опыта, пассивностью, интуитивностью своих поступков, отсутствием индивидуальных жизненных ориентиров и ценностей. Поэтому он не самостоятелен и нуждается в опоре для принятия решений.

Преодоление сложившейся ситуации может быть достигнуто специальными мерами, связанными с психолого-педагогическим сопровождением в процессе обучения, воспитания. Специфика коррекционной работы с этой категорией подростков, по мнению психологов, состоит в приобретении ими личного опыта «проживания» новых способов взаимодействия с окружающими и иного ощущения внешнего мира с помощью тренингов, проводимых в малых группах. Эта работа помогает изменить последовательно всю группу в целом, поднимая ее на новую ступень взаимодействия.

Так же выделяется понятие «социально-трудовая адаптация». Данное понятие определяется как процесс личностного становления, который приводит поведение и трудовую деятельность человека в соответствие с существующими в нашем обществе и трудовых коллективах нормами, правилами и традициями.

Выделены следующие принципы социально-трудовой адаптации:
1) более точный учет условий, в которых она происходит;
2) всестороннее изучение особенностей аномального ребенка, а также сохранных личностных и деятельностных образований для разработки путей коррекции и развития;
3) прогностический характер коррекционно-педагогической работы с учеником с целью достижения конкретного уровня социально-трудовой адаптации и полной интеграции выпускников в трудовых коллективах;
4) включение учащихся в доступные формы и виды человеческой деятельности и общения в процессе школьного обучения;
5) оказание социальной помощи и поддержки нуждающимся в этом после окончания школы с целью достижения более высокого уровня социально-трудовой адаптации и полной интеграции выпускников в общество.

В стратегическом плане важно определить основные направления трудовой подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Одно из направлений — труд по самообслуживанию. При решении этой задачи у воспитанников сформируется комплексный навык ухода за телом» формирование своего внешнего вида, здорового образа жизни; — организация личной жизни и деятельности. Содержанием деятельности педагогов по данному направлению является, формирование навыка самоорганизации ребенка в процессе собственной жизни и деятельности как средство более успешной адаптации к самостоятельной жизни.

Результатом работы является формирование умения выбрать оптимальный режим жизни и деятельности, в том числе и трудовой, т. е. умение приготовить пищу, ухаживать за обувью и одеждой, организовать, оборудовать, оформить место своей деятельности и проживания, формирование культуры взаимодействия со средой проживания и т. д.

Другое направление — достижение оптимальных результатов в своем жизненном становлении как личности, семьянина, гражданина, профессионала. Работа по формированию умений и навыков труда в домашнем хозяйстве. Прежде чем пояснить содержание работы по данному направлению, необходимо отметить, что подготовка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе и к труду в домашнем хозяйстве) осуществляется на фоне крайне негативного представления о семье как причине их нынешнего социального статуса. В соответствии с этим необходимо в процессе работы по выделенному направлению формировать положительный образ семьи, постоянно формировать представления собственной будущей семьи, жилища, отношений в процессе формирования первичных знаний о видах жилых помещений в городе и деревне, гигиене жилища, уход за жильем.

Психологическая адаптация выпускников сиротских учреждений крайне важна при вступлении в самостоятельную жизнь. При продолжении ими обучения в системе начального профессионального образования, необходимо помочь им преодолеть переходную ступень от детства к взрослости, от проживания в полностью защищенных условиях интернатного учреждения к самостоятельному существованию, к возможности адаптироваться при учебе в училище, получить профессию и связанные с этим гарантии трудоустройства.

Сформированные в условиях общественного воспитания личностные особенности детей-сирот влияют, на их психологическую адаптацию после выпуска.

Выпускники детского дома больше, чем учащиеся из семей, зависят от мнений и оценок других людей, успешная адаптация выпускников практически не зависит от личностных (характерологических) качеств, как и у учащихся, воспитывавшихся в семьях, важное значение для приспособления бывших воспитанников сиротских учреждений имеют показатели эмоционального состояния, уровня психического здоровья, определяющим в психологической адаптации выпускников детского дома является умение управлять собой и контролировать свою жизненную ситуацию.

Сравнение личностных особенностей учащихся первого и последующих курсов училища показало, что у первокурсников ниже самооценка и общая активность и готовность к действиям. Для учащихся, воспитывавшихся в условиях сиротского учреждения, в начальный период адаптации характерно повышение общей тревожности и недоверчивости, скептическое отношение к окружению, а у первокурсников, воспитывавшихся в семьях, адаптация проявляется в сложностях внутри и межличностного взаимодействия (расхождение образов Я-реальное и Я-идеальное и желание быть более дружелюбным). То есть адаптация учащихся-сирот больше похожа на «выживание», а у учащихся из семей на «приспособление, модификацию» (Н. Г. Травникова, 1999).

Разнообразный совместный досуг создает иную атмосферу общения среди учеников — возможность эмоционально-позитивных связей в противовес функциональному стилю отношений, сформировавшемуся на базе интернатского опыта. Дружба, не связанная с жизненной необходимостью, способствует развитию потребности в общении, смысл которой в созвучии другому человеку, а не в использовании его для себя, в созидании, а не в разрушении.

Опыт такого общения (сотрудничества) на уровне самоощущения создает уверенность в собственном импонировании другим людям: «Я могу нравиться».

Иной уровень общения, способствует благоприятному разрешению собственных жизненных проблем и создает ощущение успешности и уверенности в своих силах — в противовес изначальной беспомощности и робости, возникающее чувство собственной значимости является — основой созидательного отношения к собственной судьбе.

Одной из самых сложных проблем жизни выпускников детских домов является трудовая адаптация. Проведя всю жизнь или большую ее часть в условиях государственного обеспечения, молодой человек часто не воспринимает трудовую деятельность как средство существования, а значит, и не настроен на этот архиважный вид жизнедеятельности.

Отсутствие в детских домах систематической работы по развитию собственной активности ребенка, спектра его потребностей приводит к апатичному состоянию пассивности и потребительства. На этом фоне не формируется потребность в труде и индивидуальной профессиональной самореализации. Вопрос о трудоустройстве выпускника — один из сложнейших по причинам разного свойства. Во-первых, из-за неподготовленности выпускника по общему правилу к более или менее квалифицированному труду, что в сочетании с неумением, а иногда и нежеланием трудиться существенно затрудняет устройство его на работу. Во-вторых, из-за нежелания администрации учреждения, предприятия взять к себе такого работника. Если представить, что все это ложится на непростой социальный фон, когда увеличивается безработица, изменяются условия труда всех без исключения учреждений, предприятий, растет прямая заинтересованность в доходах, станет ясно, что налицо весьма существенное противоречие между усилиями государства по охране прав детей-сирот и его экономической политикой. И ничего не остается делать, как превратить это противоречие в преодолимое путем установления обязательных для всех учреждений, предприятий разного рода льгот, в том числе и налоговых, при использовании труда бывших воспитанников детских интернатных учреждений. Тем более что устройством в детское учреждение лишившихся родительского попечения несовершеннолетних не ограничивается охрана их прав. Эта задача будет выполненной лишь тогда, когда он сможет жить самостоятельно.

Для многих выпускников детских домов затруднителен даже момент принятия решения о начале работы. К этому их следует подводить постепенно в процессе индивидуального общения в течение всего периода обучения в училище.

Сам процесс трудоустройства не проходит гладко! Устроенные на работу - зачастую там не удерживаются. Случаются срывы в процессе трудоустройства: договорились, а выпускник не явился и таким образом трудоустройство не состоялось.

Бывает, что трудоустройство состоялось, человек проработал какое-то время, и уходит. Некоторых подопечных приходится устраивать на работу три, четыре, пять раз подряд.

Наблюдения за выпускниками, говорят о том, что таким подросткам необходимо, как минимум два года, чтобы адаптироваться в социальной среде.

Литература

1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223 ФЗ (с изменениями от 02.01.2000) // Российская газета. – 1996.— № 4. – с. 6.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.07. 1998 г. № 867 «Об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого – педагогической и медико – социальной помощи». Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого – педагогческой и медико – социальной помощи. // Российская газета. – 1998. -
№ 163.- с. 3.

3. Васильев Б. Н. Социальное обслуживание семьи и детей в России / Б. Н Васильев // Социальное обеспечение. 2001. № 3. – с. 8.

4. Колпакова О. П. Использование инновационных социальных технологий реабилитации детей в летний период / О. П. Колпакова // Социальное обеспечение. 2002.— № 10. – с. 5.

5. Постинтернатная адаптация детей-сирот. Коллективная монография / Под науч. ред. Л. М. Шипициной и И. Г. Абрамовой.— СПб., Институт специальной педагогики и психологии, 2001. – 96 с.

6.Технологии постинтернатной адаптации, обучение и воспитание учащихся сирот. Иванова Т. А.,к.с.н., доцент КФ РГСУ,зав. кафедрой Социальной работы. “Вестник “-2006г.

                        Педагог психолог  Дудина О.В.

 Разработано для применения в работе:                                                                              классных  руководителей,                                                                             мастеров производственного обучения,                                                                      в группах, которых обучаются дети-сироты                                                  и дети, оставшиеся без попечения родителей.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа по социальной педагогике. Адаптация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в учреждениях социальной защиты детства

Адаптация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в учереждениях социальной защиты детства. Выполнила Савкова Светлана Алексеевна ученица Вешенского педагогического колледжа имини М.А Ш...

Особенности социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся ьез попечения родителей

Что такое социальная адапртация. Типы и показатели социальной адаптации. Алгоритм работы по социальной адаптации в учебном заведении. Трудовая и профессиональная адаптация....

Социальная и профессиональная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ГБПОУ МО «ИПТ»

    Доклад адресован руководителям, преподавателям, мастерам производственного обучения профессиональных  образовательных учреждений. Также особый интерес доклад может представля...

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в студенческом общежитии.

Данная меиодическая разработка вводит в актуальные темы воспитательной деятельности, в частности, в процесс профессионального обучения в колледже и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без поп...

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в СПО.

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в СПО.          Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей одна и...