АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ
статья на тему
Предварительный просмотр:
АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ
Процесс адаптации студентов в колледже непосредственно связан с социальными изменениями в современном обществе различных аспектов жизнедеятельности. Главными компонентами адаптации являются новая социальная среда, новый коллектив, система учебных отношений и новая роль, которые оказывают положительное и отрицательное влияние на процесс приспособления студентов. Процесс адаптации студентов имеет свои механизмы и осложнения.
В психолого-педагогической литературе адаптация трактуется как многосторонний динамичный процесс, обусловленный взаимодействием психологических, социально-психологических, субъективных и объективно- социальных факторов. Адаптация связана с трудностями принятия новых норм, установления и поддержания определенного статуса в новом коллективе. Сам процесс адаптации предполагает осознание статуса, ролевого поведения в системе межличностных отношений. Будем определять адаптацию как процесс включения студента в новую среду.
При первом знакомстве с группой классный руководитель выясняет, что знают студенты о выбранной профессии, как к ней относятся, кто из родственников связан с сельским хозяйством и каких успехов достигли. Определяет, на кого будет можно потом положиться, кто может помочь.
При выборе актива группы и распределении обязанностей создаются комиссии:
- историко-патриотическая – знакомить приезжих студентов с достопримечательностями нашего города;
- учебно-воспитательная – ведется персональный учет успеваемости, подведение итогов учебы и посещаемости;
- спортивная – приобщение к ведению здорового образа жизни, укрепление физической и нравственной закалки молодежи;
- культурно-массовая – организация активного отдыха студентов;
- трудовая – поддержание порядка в колледже, общежитии и близлежащей территории.
Процессы адаптации происходят постоянно, т. к непрерывно возникают изменения и в условиях нашего существования, и в нас самих. Наши студенты попадают иногда под несколько вариантов адаптации:
- адаптация сельского жителя в городе,
- вживание в иную культурную среду,
- необходимость в которой возникает в результате смены обстановки при поступлении в колледж,
- новый коллектив,
- проживание в общежитии,
- переезд из Москвы в Коломну,
- любовь.
Для нас должны быть значимыми все варианты адаптационного процесса, которые связаны с резкой ломкой стереотипов вчерашних школьников при вступлении в новую для них социальную среду с новым статусом - студента.
Очень важным элементом является первый выход на сельхозработы, на уборку урожая. Здесь проявляется комплекс воспитательных моментов. Для одних - это первое знакомство с тяжелым физическим трудом, с сельскохозяйственным производством. Для других - возможность показать себя, свои способности, выделиться среди остальных.
Формирование первых профессиональных умений и навыков, отношения к выполнению, понимания важности и необходимости этой работы. Отношение к труду не очень хорошее. Вот здесь-то и приходится проявлять свои способности классному руководителю. Доказывать, что качественное выполнение задания является обязательным для студента, это часть образовательного процесса.
Студенчество определяется как мобильная социальная группа, цель деятельности которой - организованная по определенной программе подготовка к выполнению профессиональных и социальных ролей.
На этапе вхождения в новую социальную среду общения с окружающими людьми происходит адаптация личности к определенным образцам поведения, действующим в данной микросфере, подчинение требованиям и контролю.
Студенчество является самой веселой и важной частью в жизни каждого человека. Это переход от беспечного школьника к самостоятельному человеку, уверенного в себе и отвечающего за свои поступки.
И в этот момент самое главное выбрать правильный путь и не свернуть на скользкую тропинку. Во всех ситуациях оставаться твердым, решительным и принимать правильные решения, независимо от обстоятельств.
У нынешних студентов очень много проблем и много соблазнов. Самые страшные соблазны - это курение, алкоголь. Студенты оказываются беспомощными и не подготовленными к каким-либо трудностям и от бессилия перед проблемой теряются и не найдя нужного решения, выбирают тот путь, который принуждает их прибегать к легкому, как им кажется, решению проблемы, расслабиться и эта необдуманная слабость приводит их к совершению глупостей.
Общение является составной частью учебной деятельности, кроме того, потребность в неформальном общении со своими сверстниками, понимании и признании в среде составляет отличительную особенность юношеского возраста.
Мы видим, что период адаптации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, а также возникновение ряда трудностей студентов, таких как:
- отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного коллектива,
- неопределенность мотивации выбора профессии,
- неумение регулировать поведение, усугубляемое отсутствием контроля со стороны родителей,
- отсутствие навыков самостоятельной работы,
- неумение конспектировать, писать лекции, работать с книгой,
- поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях,
- налаживание быта самообслуживания при переходе из домашних условий в общежитие.
Основной трудностью, возникающей на первых порах пребывания в студенческом коллективе, является неумение общаться и налаживать контакты со сверстниками и взрослыми.
На первых классных часах проводится тестирование. Цель тестирования - определение степени сознательности, гражданственности, зрелости студентов.
1-й курс - это особый курс, здесь происходит проверка сил, способностей, настойчивости студентов в овладении знаниями, умениями, выявляется уровень нравственных и волевых качеств и навыков общения. Адаптируясь, студент выбирает поведение к конкретным событиям. Результатом адаптации становится изменение личностных черт.
К трудностям адаптации сами студенты 1 курса относят:
- не проявление инициативы, ощущение стеснения и неуверенности в новом коллективе,
- утомление и нервное перенапряжение,
- большой объем и трудное усвоение материала,
- резкое увеличение нагрузки.
Студенты старших курсов отмечают, что им помогло в свое время справиться с этими проблемами: умение общаться, сложившиеся в группе отношения, умение вести себя в коллективе, работа классного руководителя, подготовка и участие в общих мероприятиях, спортивные секции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по адаптации студентов нового набора к обучению в колледже
Материал для программы «Адаптация» (программа колледжа, план психолога, вариант анкеты, результаты опроса)....
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА В ГБОУ СПО «ШАХУНСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ВЫПУСКНИКАМИ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ)
Социальная адаптация выпускников сельской школы...
Психологическое сопровождение процесса адаптации студентов
Статья. Психологическое сопровождение процесса адаптации студентов....
Социальная адаптация студентов-первокурсников
Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебного процесса в новом учебном заведении. Это процесс «вхождения» вчерашнего школьника в нову...
Адаптация студентов-первокурсников
Опыт нашей работы с первокурсниками в большей степени позволяет достигать результативности в их адаптации, успешно сданная сессия позволяет это предположить....
Адаптация студентов в условиях общежития.
Процесс профессионального обучения в колледже и адаптация студентов к новым условиям обучения и проживания в общежитии, последующая интеграция в общество, протекают с большими трудностями. В связи с э...
Методическая разработка. Мероприятие по адаптации студентов первого курса к новым условиям обучения.
Квест-новая и интересная форма для работы с подростками. Сценарий данного квеста-основа для увлекательного мероприятия по адаптации студентов-первокурсников....