Методическая разработка внеклассного мероприятия
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки
Краснодарского края
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Начального профессионального образования
Профессиональное училище № 58
Краснодарского края
Методическая разработка
ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Предмет: право.
Тема мероприятия: «Суд над Иваном Грозным».
Разработал:
преподаватель гуманитарных дисциплин
второй квалификационной категории
Сердюкова Александра Николаевна
Армавир 2012 г.
План мероприятия
Форма проведения мероприятия: ролевая игра.
Цель: обобщить знания учащихся, полученные при изучении темы по теории и истории государства и права «Россия в XVI веке», и через характеристику исторического деятеля сформировать представление об исторической эпохе, в которой он жил, осознать ее противоречивость.
Задачи мероприятия:
- Образовательная – сформировать у учащихся представление о политической деятельности Ивана Грозного, о роли его правления, о значении правления Ивана IV. Выявить положительные и отрицательные стороны правления Ивана Васильевича.
- развивающая – развитие навыков логической речи: умение правильно преподносить свою позицию по отношению к изучаемому Ивану Грозному, общего уровня интеллекта: умение формировать свою позицию по вопросу деяний царя; оперирование историческими понятиями: опричнина, реформа, земщина, смертная казнь, истязания, приказы, землевладение, кормления, местничество; умение играть роли исторических героев: царя, М. Скуратова, Сильвестра, Василисы Милетовны, судьи, прокурора, адвоката.
- воспитательная – привитие любви к изучаемому предмету, формирование навыков самостоятельной и групповой работы, воспитание патриотизма, уважения истории своей родины.
Общее оборудование: проектор, ноутбук, доска.
Специальное оборудование: репродукции картин на тему Ивана Грозного, кадры из фильма «Иван Грозный», снимки с изображением смертных казней.
Методы ведения внеклассного мероприятия:
- Самостоятельная работа с литературой.
- Исследовательская работа.
- Ролевая игра.
Методические указания по проведению урока
Опережающее задание: изучить необходимую литературу по эпохе Ивана Грозного:
- Н.М. Карамзин. История государства Российского. (Том VI. Глава VI. Стр. 171. Том VI глава VII. Стр. 215.)
- В.О. Ключевский. Курс русской истории. (Том седьмой. Глава первая. стр. 112, стр. 116-118)
- С.М. Соловьев. История России с древнейших времен. Лекция VII. Стр. 246 – 247.
Подготовка к уроку:
- Учитель заранее определяет роли для каждого учащегося. Для лучшего понимания учащимися процесса суда необходимо поговорить на уроке о судебных процессах. Для лучшего запоминания информации учитель дает задание на дом – подготовить информацию о правлении Ивана Грозного. Учащиеся должны оперативно отвечать на вопросы заданные в процессе игры.
Литература полностью и подробно раскрывает эпоху правления Ивана Васильевича.
2. В соответствии с программой, учащиеся должны самостоятельно выявлять особенности деятельности различных исторических личностей.
Учащиеся также должны –
- Быть подготовлены к вопросам присяжных заседателей, роли которых исполняют преподаватели.
- Иметь представление о судебных процессах,
- Ответственно отнестись к своим ролям в игре.
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Вводная часть игры. Учитель отмечает, что сегодня они еще раз обращаются к эпохе Ивана Грозного, вспоминают наиболее яркие и образные события его противоречивого царствования. Перед ребятами ставится задача: сформулировать оценку Ивана IV как государственного деятеля и человека, высказать собственное отношение к этому времени.
Вступительное слово.
Ведущая: Вашему вниманию представляется суд. Но суд необычный, исторический над Иваном Грозным. (Тема отображается на доске). Время Ивана Грозного давно привлекает к себе внимание ученых необычным в русской истории драматизмом положений и яркостью характеров. Факты его правления не всегда ясны, не всегда видна личная роль и значение самого Грозного. Именно поэтому на сегодняшнем суде мы попытаемся разобраться, в чем виновен царь, а в чем нет. Присяжным заседателям в лице педагогов нашего училища необходимо определить, где же нужно поставить запятую – «КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ!» (Фраза отображается на доске).
И так начинается суд.
Секретарь суда: всем встать! Суд идет.
Судья: Слушается дело №1. На скамье подсудимых Иван Васильевич четвертый. Он обвиняется в массовом убийстве невиновных людей, истязании народа варварскими методами, не исполнение своих служебных обязанностей.
На суде присутствуют:
- государственный обвинитель,
- государственный защитник.
- свидетели обвинения и защиты.
Для слушания дела вызывается государственный обвинитель.
Прокурор: Уважаемый суд! Господа присяжные! Участники судебного процесса! Вам предстоит сегодня рассмотреть дело о виновности царя Иоанна Грозного и вынести свое решение по нему. Обвинители намерены доказать вам, что, будучи деспотом по натуре, человеком безбожным и жестоким, подсудимый прямо способствовал и отдавал приказы об убийствах своих подданных, служивших ему верою и правдою. Он поощрял взяточничество, ограничивал и нарушал вековые традиции и оставил к концу своего правления страну в состоянии разорения и на краю пропасти. (На экране отображается портрет Ивана Грозного).
Судья: Для слушания дела вызывается государственный защитник.
Защитник: Уважаемый суд! Господа присяжные! Мы намерены опровергнуть поступки, в которых обвиняется подзащитный. Мы докажем вам, что действия обвиняемого были следствием его тяжелого характера, который сформировался в условиях чрезвычайных. Мы намерены доказать, что, приняв страну в состоянии нестабильном, когда занятые борьбой за власть и сведением личных счетов, бояре особо не обременяли себя делами государственными, царь Иван Васильевич оставил потомкам Россию сильную, окончательно независимую от Орды и значительно расширившую свою территорию, и в своих действиях руководствовался он единственными соображениями пользы государственной.
Судья: для дачи показаний вызывается подсудимый – царь Иван Васильевич.
Иван встает.
Судья: вы предупреждаетесь об уголовной ответственности за дачу ложных показаний. Что вы можете сказать по сути предъявленных вам обвинений.
Иван: Мой отец Василий умер, когда мне было три года. Моя мать Елена Глинская правила от моего имени и по внушению Боярской Думы, которая творила беззакония. Именно по ее наущению были убиты братья отца моего, дядя моей матери, мой внучатый брат. После того, как мою мать отравили в 1538 году, бояре и вовсе перестали считаться со мной. Князь В.В. Шуйский уморил голодом мою воспитательницу боярыню Агриппину, ее брата и князя И. Телепнева.
Заручившись поддержкой митрополита, я созвал бояр и объявил им, что они употребляют во зло юность мою, беззаконничают, убивают людей и грабят землю русскую. Я велел казнить Андрея Шуйского. В январе 1547 года я венчался на царство, а в марте женился на Анастасии Романовне Юрьевой. С 1549 года, опираясь на преданных мне людей, я провел реформы, дабы улучшить положение в своем государстве. Я принял новый судебник, в котором установил наказания для взяточников, отменил кормления, ограничил местничество, провел военные реформы.
Я оградил Россию от нападок ханских войск, захватив Казанское и Астраханское ханства. Поволжье и Сибирь присоединены в мое правление к России. Я навел порядок в стране, увеличил ее территорию и сделал Русь великой державой. Предъявленные мне обвинения считаю возмутительной крамолой, не соответствующей действительности.
Судья: Для допроса подсудимого вызывается государственный обвинитель.
Прокурор: Почему вы решили принять царский титул?
Иван: Я хотел показать полную независимость Российского государства.
Прокурор: Что вы можете сказать о том, как умерла ваша шестая жена Василиса?
Иван: она умерла от болезни.
Прокурор: у меня нет больше вопросов к подсудимому.
Судья: адвокат, можете преступать к допросу.
Адвокат: Спасибо. Я уже говорил о том, что Иван IV много сделал для России. Расскажите нам о том, какие реформы вы провели.
Иван: Когда меня венчали на царство, я сделал много для страны. Были проведены различные реформы. Созданы приказы – органы управления государством. Был принят «Стоглав» - документ, регулирующий деятельность церкви и направленный на установление единства обрядов. А главное произвелось объединение русских земель и их увеличение.
Адвокат: у меня больше нет вопросов.
Прокурор: я хотел бы пригласить для допроса свидетеля Василису Мелентьеву – седьмую жену царя.
Судья: не возражаю.
Секретарь суда: в зал суда приглашается свидетель обвинения Василиса Мелентьева.
Судья: вы предупреждаетесь об уголовной ответственности за дачу ложных показаний.
Василиса Мелентьева: я поняла.
Судья: прокурор, можете приступать к допросу.
Прокурор: спасибо. Скажите от чего на вас разозлился Иван IV, ваш муж.
Василиса Мелентьева: он обвинил меня в измене. После чего обвязал меня веревками, крепко заткнул рот, положил в гроб и приказал живую закопать.
Он был самым жестоким человеком, которого я знала.
Прокурор: спасибо, у меня нет больше вопросов.
Судья: Присаживайтесь. Адвокат, вы можете задать свидетелю вопросы.
Адвокат: Скажите, свидетель, Иван IV всех своих жен убивал?
Василиса Мелентьева: не знаю.
Адвокат: Как вы думаете он всегда был таким жестоким или его жесткость была следствием болезни, сложной жизни.
Василиса Мелентьева: он всегда насторожено относился к людям, на него сильно подействовало его детство.
Адвокат: спасибо свидетель, присаживайтесь.
Прокурор: я хочу пригласить следующего свидетеля – Сильвестра – священника московского Благовещенского собора, член Избранной рады.
Судья: разрешаю.
Секретарь суда: в зал суда приглашается свидетель обвинения Сильвестр.
Судья: вы предупреждаетесь об уголовной ответственности за дачу ложных показаний. Прокурор, приступайте к допросу.
Прокурор: Свидетель, расскажите суду в чем есть проявления вашего влияния на Ивана Грозного.
Сильвестр: мое влияние выражалось в том, что я собрал вокруг царя особый круг людей, которые советовали ему как вести политическую деятельность. Когда действовала «Избранная рада» были проведены реформы, способствующие укреплению и централизации государства, крупные успехи на военном поприще. Был принят новый Судебник. Но уже через десятилетие деятельности «Избранной рады» царь перешел от реформ к насильственной централизации государства. И тут началась борьба с изменниками.
Прокурор: скажите свидетель, что вы знаете о массовом терроре Ивана Грозного и опричников?
Сильвестр: В Новгороде во время опричной экспедиции по приказу царя были казнены сотни людей. При разгроме новгородцев погибли тысячи невиновных людей. Грозный изощрялся в придумывании способов смертной казни. Одно из его изобретений заключалось в том, что человека зашивали в медвежью шкуру и затем затравливали собаками. (На экране отображается картина казней.)
Прокурор: скажите, вы могли бы назвать какое – либо наказание, которое придумал царь самостоятельно?
Сильвестр: Он приказал привязать двух монахов к бочке с порохом, чтобы они, цитирую «быстрее летели на небеса». Одного из министров царь приказал привязать к столбу, после чего опричники отрезали от его тела по куску мяса. Применялось опричниками вырезание из живой кожи ремней, сдирание кожи полностью, разрезание человека на куски, и другие варварские методы умерщвления.
Прокурор: Спасибо, у меня нет больше вопросов.
Судья: адвокат, у вас есть вопросы к свидетелю.
Адвокат: нет.
Судья: присаживайтесь свидетель.
Адвокат: я хотел бы вызвать свидетеля защиты Малюту Скуратова – думного дворянина, приближенного царя, глава опричного войска.
Судья: не возражаю.
Секретарь суда: в зал суда приглашается всидетель защиты Малюта Скуратов.
Судья: вы предупреждаетесь об уголовной ответственности за дачу ложных показаний.
Адвокат: что вы можете сказать о своей деятельности.
М.Скуратов: ПРОВОДЯ ПОЛИТИКУ ОПРИЧНИНЫ, ТО ЕСТЬ ДЕЛЕНИЯ СТРАНЫ НА ДВЕ ЧАСТИ была вынужденной мерой, это было необходимо для подчинения месных властей. Мы – опричники лишь подчинялись приказу царя по сбору налогов, наказанию преступников. Невиновных людей не было нами убито, все кто пострадал от опричнины были преступниками совершившими преступления против государства и государя.
Адвокат: у меня нет больше вопросов.
Судья: прокурор, имеются ли у вас вопросы к свидетелю.
Прокурор: да. Свидетель, а что вы можете сказать по поводу проводимого массового террора в Новгороде и вашего отчета по убитым там людям.
М. Скуратов: как я уже сказал, все кого мы убивали были преступниками, которых нужно было наказать путем смертной казни.
Прокурор: спасибо. У меня нет больше вопросов.
Судья. У вас есть еще свидетели?
Адвокат: нет.
Прокурор: нет.
Судья: приступаем к судебным прениям.
Прокурор: Уважаемый суд! Господа присяжные! Участники судебного процесса! Кто такой Иван Васильевич? Сегодняшнее рассмотренное дело доказало, что Иван IV был прозван в народе Грозным не с проста. В своем правлении царь использовал не гуманные методы борьбы с преступностью и инакомыслием. (На экране изображаются казни).
Кровавые расправы и массовые репрессии обрушивались и на верхушку общества и на десятки тысяч крестьян, холопов, посадских людей. Мнительность и недоверчивость характера царя с годами усиливались. Это выражалось в мании преследования, садистских наклонностях, вспышках необузданного гнева. Когда Анастасия – жена Ивана Васильевича умерла, Иоанн открывает ряд мероприятий, против подозреваемых в ее отравлении бояр. С 1561 г. он берет записи знатных бояр о неотъезде в Литву и иные места и связывает их поручными записями друг за друга. Пошли многочисленные казни и опалы без суда, сопровождавшиеся конфискацией земельных владений пострадавших. Памятником душевного состояния Иоанна может служить Духовная, в которой царь изображен безвинно гонимым в стране своей грешником погрязшим в грехах. Устанавливаются страшные жестокости по отношению не только к определенным лицам, но и к массам, страдавшим от безнаказанных опричников царя. Наиболее крупный эпизод — новгородский погром 1570 г., произведенный Иоанном лично по подозрению в измене и захвативший весь путь от Москвы. По произведенному следствию поплатились головой не только чины новгородской администрации, но и видные опричники, как отец и сын Басмановы, Афанасий Вяземский и др. Тогда же казнен двоюродный брат Иоанна, Владимир Андреевич.
Поэтому я считаю, что подсудимый виновен по всем предъявленным обвинениям. Спасибо за внимание.
Адвокат: Уважаемый суд! Господа присяжные! Участники судебного процесса! Несмотря на мрачную память о себе Иван IV вошел в историю не только как тиран. Он был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью, был эрудитом в богословии. В историю русской литературы он вошел как незаурядный автор многочисленных посланий (в частности к Курбскому, В. Грязному). Царь написал музыку и текст службы праздника Владимирской богоматери, канон архангелу Михаилу. Вероятно он оказывал значительное влияние на составление ряда литературных памятников середины 16 века (летописные своды; «Государев родословец», 1555; «Государев разряд», 1556); сыграл важную роль в организации книгопечатания; по его инициативе было осуществлено строительство храма Василия Блаженного на Красной площади в Москве, созданы росписи Грановитой палаты. Иван IV сыграл большую роль в разработке идеологии «самодержавства», которой придерживался сам в отношениях с подданными, в переговорах с иностранными послами, и которая в дальнейшем стала основой мировоззрения всех русских царей. (На экране изображаются реформы Ивана Васильевича).
В замыслах и действиях Ивана IV дальновидность, энергия и целеустремленность сочетались с крупными политическими промахами, узостью мышления, самонадеянностью, импульсивными порывами, депрессией. Не зная семейной ласки, страдая до перепуга от насилий в окружавшей среде в житейские будни, Иоанн с 5 лет выступал в роли могущественного монарха в церемониях и придворных праздниках: превращение собственной позы сопровождалось таким же превращением ненавидимой среды — первые наглядные и незабываемые уроки самодержавствования. Направляя мысль они воспитывали литературные вкусы и читательскую нетерпеливость. (На экране изображается карта объединения русских земель во время правления Ивана Грозного).
Я считаю, что предъявленные обвинения беспочвенные, из этого следует, что обвиняемого необходимо освободить из под стражи. Спасибо за внимание.
Судья: выслушав мнение сторон судебного процесса необходимо выслушать и мнение независимого эксперта.
Секретарь суда: в зал судебных заседаний приглашается независимый эксперт.
Судья: скажите пожалуйста, как вы считаете, насколько противоречивой личностью был Иван Васильевич?
Эксперт: ИВАН IV Васильевич Грозный (25 августа 1530, село Коломенское под Москвой — 18 марта 1584, Москва), великий князь московский (с 1533), первый русский царь (с 1547), сын великого князя Василия III Ивановича и Елены Васильевны Глинской.
После смерти отца трехлетний Иван остался на попечении матери, умершей через пять лет в 1538. Характер Ивана IV складывался в годы боярского правления (1538-1548), мальчик рос в обстановке дворцовых переворотов, борьбы за власть враждующих между собой боярских родов Шуйских и Бельских. Убийства, интриги и насилия, окружавшие его, способствовали развитию в нем подозрительности, мстительности и жестокости. Склонность мучить живые существа проявилась у Ивана в детстве уже в юности, он безжалостно расправлялся с неугодными лицами из своего окружения.
Излюбленной идеей царя, осознанной с юных лет, стало убеждение о неограниченной самодержавной власти.
Иван стремился к укреплению самодержавной власти и усилению централизации государства. В этих целях в 1549-1560 был проведен ряд реформ. Укреплению централизации управления государством способствовали Земская и Губная реформы, формирование важнейших приказов. В армии было ограничено местничество и созданы основы стрелецкого войска.
С годами сознанием царя все больше овладевала мысль о необходимости установления режима личной, ничем не сдерживаемой диктатуры. Во внутренне политике царь берет курс на уничтожение всех действительных и мнимых противников. В 1565 он объявил о введении в стране опричнины. Страна делилась на две части: территории, не вошедшие в опричнину, назывались земщиной, каждый опричник приносил клятву на верность царю и обязывался не общаться с земскими. Опричники одевались в черную одежду, подобную монашеской, имели особые знаки отличия, к седлам их коней прикреплялись опричные символы: метла — чтобы выметать измену и собачьи головы — чтобы выгрызать измену. С помощью опричников, которые были освобождены от судебной ответственности, Иван IV конфисковывал боярские вотчины, передавая их дворянам-опричникам. Казни и опалы сопровождались террором и грабежом населения. В 1569 был казнен вместе с семьей один из последних удельных князей Владимир Андреевич Старицкий (двоюродный брат царя).
Периоды покаяния и молитвы нередко сменялись приступами ярости. 9 ноября 1582 в Александровской слободе царь во время ссоры случайно убил своего сына Ивана Ивановича, попав посохом с железным наконечником ему в висок. Смерть наследника повергла царя в отчаяние, следующий по старшинству сын Федор Иванович был неспособен управлять страной. Иван Грозный отправил в монастырь большой вклад на помин души сына, сам подумывал уйти в монастырь.
В исторической науке деятельность Ивана IV получила разноречивую оценку. Дореволюционные историки Н.М. Карамзин, М.Н. Погодин, В.О. Ключевский, Н.Г. Устрялов, Н. И. Костомаров отрицательно характеризовали царя. Советские историки Р.Ю. Виппер, С.В. Бахрушин, И.И. Смирнов, П.А. Садиков усиленно подчеркивали положительные стороны в его деятельности. Более глубокое и конкретное изучение внутренней и внешней политики Ивана IV началось в послесталинское время С.Б. Веселовским, М.Н. Тихомировым, А.А. Зиминым, С.О. Шмидтом. Образ Ивана IV нашел отражение в фольклоре, в произведениях М.Ю. Лермонтова, А.К. Толстого, А.Н. Толстого, в живописи и скульптуре И.Е. Репина, В.М. Васнецова, М.М. Антокольского.
В эпохе Грозного много содержания: бурное детство великого князя; период светлых реформ и счастливых войн на востоке; ссора с советниками и опалы на них; опричнина, которая была, в сущности, глубоким государственным переворотом; сложный общественный кризис, приведший к опустению государственного центра; тяжелая и неудачная борьба за балтийский берег - вот главнейшие факты, подлежащие нашему вниманию в царствование Ивана Грозного. Но нельзя сказать, чтобы мы хорошо знали эти факты. Материалы для истории Грозного далеко не полны, и люди, не имевшие с ним прямого знакомства, могут удивиться, если узнают, что в биографии Грозного есть годы, даже целые ряды лет без малейших сведений о его личной жизни и делах.
Ведущий: Теперь присяжным необходимо вынести приговор царю Ивану Васильевичу четвертому. Поставьте запятую в этом сложном вопросе – КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ! (На экране изображается фраза).
Присяжные заседатели выносят приговор.
Секретарь суда: судья удаляется для вынесения приговора.
Судья: (зависит от приговора присяжных заседателей).
Ведущий: на этом наш урок заканчивается. В нем принимали участие:
- Судья – Хоханова Алина
- Адвокат – Попенко Анастасия
- Прокурор – Шиховцова Алина
- Секретарь суда – Агеева Виктория
- Царь – Адаменко Виктор
- Скуратов – Кравцов Николай
- Жена царя – Шинкоренко Ольга
- Сильвестр – Смирнов Вячеслав
- Эксперт – Сердюкова Александра Николаевна
- Ведущая – Савина Алина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Химия в моей будущей профессии"
В данной методической разработке представлен сценарий мероприятия "Химия в моей будущей професии". Мероприятие проводится с целью активизации интереса студентов к химии посредством раскрытия ее роли в...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Экологическая тропа"
В данной методической разработке предлагается сценарий внеклассного мероприятия "Экологическая тропа". Мероприятие проводится в форме заочного путешествия, в ходе которого команды выполняют различные ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Любви все возрасты покорны"
Вашему вниманию предлагается внеклассное мероприятие "Любви все возрасты покорны", можно использовать как для учащихся 9-11 классов, так и для учащихся училищ, техникумов, колледжей....
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Девушка и сигарета"
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия "Девушка и сигарета" подходит для проведения мероприятия в среднем, старшем звене школы, а также для учащихся училищ....