ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ЛИТЕРАТУРА"
методическая разработка по теме
Программа учебной дисциплины «Литература» предназначена для изучения литературы в учреждениях начального профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих. При освоении профессий НПО технического профиля литература изучается как базовая общеобразовательная дисциплина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ЛИТЕРАТУРА" | 86.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
________________________________литература_______________________________________
2012г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «ЛИТЕРАТУРА» для профессий начального профессионального образования технического профиля.
Организация-разработчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Кузнецкий индустриальный техникум»
Разработчики:
ШАБАЛИНА Оксана Викторовна, преподаватель русского языка и литературы
Рассмотрено: на заседании методической группы филологических дисциплин
№ _______________ от ______________2012г.
Утверждено: зам. директора по учебной работе Теплякова Е. Б._______________________
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 19 |
| 20 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЛИТЕРАТУРА»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Литература» предназначена для изучения литературы в учреждениях начального профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих. При освоении профессий НПО технического профиля литература изучается как базовая общеобразовательная дисциплина.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общеобразовательный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение знаний о современном состоянии развития литературы и методах литературы как науки;
- знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русской литературы, оказавшими определяющее влияние на развитие мировой литературы и культуры;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;
- развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации;
- воспитание убежденности в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни;
- применение знаний по литературе в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
Знать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
Уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося___297____часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося ___195___ часов;
самостоятельной работы обучающегося ___102___ часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов | |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 297 | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 195 | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) В том числе: 1.Создание и подготовка к защите презентаций 2. Подготовка реферата | 102 70 29 | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы | Объем часов | Уровень освоения | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
Раздел I Введение | Содержание учебного материала | 1 | ||||||
1 | Общая характеристика русской литературы 19 века. Нравственно – философские течения | 1-2 | ||||||
Раздел II Русская литература первой половины 19 века | 14 |
| ||||||
Тема 2.1. А.С.Пушкин | Содержание учебного материала | 5 | ||||||
1. | Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина. Поэма «Медный всадник». Проблема личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина | 2-3 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся. Работа с базами данных, библиотечным фондом (учебной литературой, справочно-библиографическими и периодическими изданиями), информационными ресурсами сети «Интернет» для подготовки реферата по теме: «Развитие реализма в творчестве Пушкина» | 2 | |||||||
Тема 2.2 М.Ю. Лермонтов | . Содержание учебного материала | 5 | ||||||
2. | Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества. Основные мотивы лирики. Поэма «Демон». «Демон» как романтическая поэма. Противоречивость центрального образа произведения. Земное и космическое в поэме. Смысл финала поэмы, ее философское звучание | 2-3 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка выступлений, творческих заданий, рефератов: «Философское звучание поэмы « Демон». | 2 | |||||||
Тема 2.3 Н.В. Гоголь. | . Содержание учебного материала | 4 | ||||||
3. | Сведения из биографии. «Петербургские повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести. Авторская позиция. | 2-3 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка реферата по теме: «Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе.» | 2 | |||||||
Раздел III Русская литература второй половины 19 века | 74 | |||||||
Тема 3.1 А.Н. Островский. | Содержание учебного материала | |||||||
1. | Сведения из биографии. Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского. «Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы. Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт личности с укладом жизни. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме. Позиция автора и его идеал. | 6 | 2-3 | |||||
Практическое занятие № 1 Сочинение по теме: Драма «Гроза» | 2 | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся Создание и подготовка к защите презентации по теме: «А. Н. Островский – создатель русского театра XIX века.» | 4 | |||||||
Тема 3.2 И.А. Гончаров. | . Содержание учебного материала | 4 | ||||||
2. | Сведения из биографии. «Обломов». Творческая история романа. Сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романа. Противоречивость характера. Прошлое и будущее России-«Обломов». | 2-3 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Создание и подготовка к защите презентации по теме: «Творческая история романа. «Обломов» | 3 | |||||||
Тема 3.3 И.С. Тургенев | Содержание учебного материала | 4 | ||||||
3. | Сведения из биографии. «Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа. Базаров в системе образов. Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Тема любви в романе. Образ Базарова | 2-3 | ||||||
Практическое занятие № 2 Сочинение по теме: Роман «Отцы и дети» | 2 | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся - Работа с базами данных, библиотечным фондом (учебной литературой, справочно-библиографическими и периодическими изданиями), информационными ресурсами сети «Интернет» для подготовки презентации по теме: «Особенности поэтики Тургенева.» | 4 | |||||||
Тема 3.4 Ф.И. Тютчев. | Содержание учебного материала | 1 | ||||||
4. | Сведения из биографии. Философичность – основа лирики поэта. Символичность образов поэзии Тютчева | 2-3 | ||||||
Тема 3.5 А.А. Фет. | Содержание учебного материала | |||||||
5. | Сведения из биографии. Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета. Лирический герой в поэзии А.А. Фета. | 1 | 2-3 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся - Создание и подготовка к защите презентации по теме: Лирический герой в поэзии А.А. Фета. | 4 | |||||||
Тема 3.6 Н.А. Некрасов. | Содержание учебного материала | 8 | ||||||
6. | Сведения из биографии. Гражданский пафос лирики. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Народная поэзия как источник своеобразия поэзии Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. | 2-3 | ||||||
Практическое занятие № 3 Сочинение по теме: Поэма « Кому на Руси жить хорошо» | 2 | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся Создание и подготовка к защите презентации по теме: «Поэма Некрасова – энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века.» | 5 | |||||||
Тема 3.7 Н.С. Лесков. | Содержание учебного материала | 4 | ||||||
7. | Сведения из биографии. Повесть «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности. Смысл названия повести.. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. | 2-3 | ||||||
Практическое занятие № 4 Сочинение по теме: Повесть «Очарованный странник». | 2 | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся - Создание и подготовка к защите презентации по теме: «Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова.» | 5 | |||||||
Тема 3.8 М.Е. Салтыков-Щедрин. | Содержание учебного материала | 6 | ||||||
8. | Сведения из биографии. «История одного города» Тематика и проблематика произведения. Проблема совести и нравственного возрождения человека. Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приемы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. | 2-3 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с базами данных, библиотечным фондом (учебной литературой, справочно-библиографическими и периодическими изданиями), информационными ресурсами сети «Интернет» для подготовки презентации по теме: « Своеобразие писательской манеры М. Е. Салтыкова – Щедрина» | 6 | |||||||
Тема 3.9 Ф.М. Достоевский. | Содержание учебного материала | 6 | ||||||
9. | Сведения из биографии. «Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Символические образы в романе. Роль пейзажа. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе. | 2-3 | ||||||
Практическое занятие № 5 Сочинение по теме: Роман «Преступление и наказание» | 2 | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с базами данных, библиотечным фондом (учебной литературой, справочно-библиографическими и периодическими изданиями), информационными ресурсами сети «Интернет» для подготовки презентации по теме: « Полифонизм романов Ф.М. Достоевского.» | 5 | |||||||
Тема 3.10. Л.Н. Толстой. | Содержание учебного материала | 14 | ||||||
10. | Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя. «Севастопольские рассказы». Отражение перелома во взглядах писателя на жизнь в севастопольский период. Проблема истинного и ложного патриотизма в рассказах. Утверждение духовного начала в человеке. Обличение жестокости войны. Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение «войны» и «мира». Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи. Значение образа Платона Каратаева. «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе. Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя. Светское общество в изображении Толстого. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма. Идейные искания Толстого. Обзор творчества позднего периода: «Анна Каренина». | 2-3 | ||||||
Практическое занятие № 6 Сочинение по теме: Роман – эпопея « Война и мир» | 2 | |||||||
Тема 3.11. А.П. Чехов. | Содержание учебного материала | 6 | ||||||
11. | Сведения из биографии. «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», Комедия «Вишневый сад». Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа в журналах. Чехов – репортер. Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова. | 2-3 | ||||||
Практическое занятие №7 Сочинение по теме: « Вишневый сад» | 2 | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с базами данных, библиотечным фондом (учебной литературой, справочно-библиографическими и периодическими изданиями), информационными ресурсами сети «Интернет» для подготовки презентации по теме: «Своеобразие Чехова-драматурга.» | 6 | |||||||
IV. Литература XX века | 29 | |||||||
Тема 4.1 | Содержание учебного материала | 2 | 2-3 | |||||
1. | Введение. Мировое значение русской литературы начала 20 века Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. Неповторимость развития русской культуры | |||||||
Тема 4.2. М. И. Цветаева | 2. | Сведения из биографии. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…») | 2 | 2-3 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Создание и подготовка к защите презентаций по темам: Своеобразие стиля М. И. Цветаевой | 5 | |||||||
Тема 4.3 О.Э. Мандельштам. | 3. | Сведения из биографии. «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Петербургские строфы», «Концерт на вокзале», «Рим». | 2 | 2-3 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка выступлений, творческих заданий, рефератов: «Теория поэтического слова О. Мандельштама. | 3 | |||||||
Тема 4.4. И.А. Бунин | Содержание учебного материала | 2 | ||||||
4. | Сведения из биографии. Философичность лирики Бунина. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого.. Рассказы: «Деревня», «Антоновские яблоки», «Чаша жизни», «Легкое дыхание», «Грамматика любви», «Чистый понедельник», «Митина любовь», «Господин из Сан-Франциско», «Темные аллеи». | 2-3 | ||||||
Тема 4.5. А.И. Куприн. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||
5. | Сведения из биографии. Рассказы: «Олеся», «Поединок», «Гранатовый браслет». Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. Осуждение пороков современного общества. Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения. | 2-3 | ||||||
Тема 4.6. Поэзия начала ХХ века. | Содержание учебного материала | 1 | ||||||
6. | Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX – начала XX в. | 2-3 | ||||||
Тема 4.7. Литературные течения. | Содержание учебного материала | 4 | ||||||
7. | Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века; формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов. | 2-3 | ||||||
Тема 4.8. М. Горький. | Содержание учебного материала | 8 | ||||||
8. | Сведения из биографии. Ранние рассказы: «Челкаш «Старуха Изергиль». Пьеса «На дне». Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения. «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека | 2-3 | ||||||
Практическое занятие № 8 Сочинение по теме: Пьеса « На дне» | 2 | |||||||
Тема 4.9. А.А. Блок | Содержание учебного материала | 4 | ||||||
9. | Сведения из биографии. Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы», «Незнакомка», «Коршун», «Россия», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На железной дороге», «Река раскинулась. Течет…», «О, я хочу безумно жить…», цикл «Кармен» «Скифы». Поэма «Двенадцать». Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России. Поэма «Двенадцать»: Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы. | 2-3 | ||||||
Раздел V Литература 20-х годов | 13 | |||||||
Тема 5.1. Литературные группировки | 1. | Противоречивость развития культуры в 20-е годы Политика партии в 20 –е годы в области литературы | 2 | 2-3 | ||||
Тема 5.2. В.В. Маяковский | Содержание учебного материала | 3 | 2-3 | |||||
1. | Сведения из биографии. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…»,поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных». Поэма «Во весь голос». Тема поэта и поэзии. Новаторство поэзии Маяковского. Образ поэта-гражданина. | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся Создание и подготовка к защите презентаций по теме: «Новаторство поэзии Маяковского. Образ поэта-гражданина». | 5 | |||||||
Тема 5.3. С.А. Есенин. | Содержание учебного материала | 3 | ||||||
2. | Сведения из биографии. Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов. Поэма «Анна Снегина»– поэма о судьбе человека и Родины. Лирическое и эпическое в поэме. | 2-3 | ||||||
Зачет. | 1 | |||||||
Практическое занятие №9 Сочинение по теме: «Творчество В. В. Маяковского и С. А. Есенина» | 2 | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся Создание и подготовка к защите презентаций по темам: Проблема человека и революции в творчестве Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России. | 9 | |||||||
Содержание учебного материала | 2 | |||||||
Тема 5.4. А.А. Фадеев | 3. | Сведения из биографии. «Разгром». Гуманистическая направленность романа. Долг и преданность идее. Проблема человека и революции. Новаторский характер романа. Психологическая глубина изображения характеров. Революционная романтика. Полемика вокруг романа. | 2-3 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Создание и подготовка к защите презентаций по темам: Проблема человека и революции в творчестве а. А. Фадеева | 2 | |||||||
Раздел VI Литература 30-х – начала 40-х годов (обзор) | 24 | |||||||
Тема 6.1. Становление новой культуры 30 – х годов | 1. | Поворот к патриотизму в середине 30 – х годов (в культуре, искусстве и литературе). Единство и многообразие русской литературы. Отражение индустриализации и коллективизации в литературе | 2 | 2-3 | ||||
Тема 6.2 Е. И. Замятин | 2. | Развитие жанра антиутопии в творчестве Е И. Замятина | 2 | 2-3 | ||||
Тема 6.3. А.П. Платонов. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||
3. | Сведения из биографии. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Повесть «Котлован». Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров. Социально-философское содержание творчества. Социально-философское содержание творчества А. Платонова | 2-3 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка выступлений, творческих заданий, рефератов по теме: Социально-философское содержание творчества А. Платонова | 2 | |||||||
Тема 6.4. И.Э. Бабель. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||
4. | Сведения из биографии. Изображение событий гражданской войны в книге рассказов «Конармия». Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах Бабеля. | 2-3 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка выступлений, творческих заданий, рефератов по теме: «Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах Бабеля.» | 2 | |||||||
Тема 6.5. М.А. Булгаков. | Содержание учебного материала | 4 | ||||||
5. | Сведения из биографии. «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы. Москва 30-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской манеры. | 2-3 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка выступлений, творческих заданий, рефератов по теме: «Традиции русской литературы в творчестве М. Булгакова. | 2 | |||||||
Тема 6.6. А.Н. Толстой | Содержание учебного материала | 2 | ||||||
6. | Сведения из биографии.«Петр Первый». Тема русской истории в творчестве писателя. «Петр Первый» – художественная история России XVIII века. Единство исторического материала и художественного вымысла в романе. | 2-3 | ||||||
Тема 6.7. М.А. Шолохов | Содержание учебного материала | 8 | ||||||
7. | Сведения из биографии. «Донские рассказы», роман «Тихий Дон» (обзор). Мир и человек в рассказах М. Шолохова. Глубина реалистических обобщений. Трагический пафос «Донских рассказов». Поэтика раннего творчества М. Шолохова. «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа. Образ Григория Мелехова. | 2-3 | ||||||
Практическое занятие № 10 Сочинение по теме: Роман « Тихий Дон» | 2 | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка выступлений, творческих заданий, рефератов по теме: Традиции Л.Н. Толстого в романе М. Шолохова. | 9 | |||||||
Раздел VII Литература русского Зарубежья. | 4 | |||||||
Тема 7.1 В.В. Набоков. | Содержание учебного материала | 2 | 2-3 | |||||
1. | Сведения биографии Тема России в творчестве Набокова | |||||||
Тема 7.2 Н.А. Заболоцкий. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||
2. | Сведения биографии Стихотворения: «Завещание», «Читая стихи», «О красоте человеческих лиц». Утверждение непреходящих нравственных ценностей, неразрывной связи поколений, философская углубленность, художественная неповторимость стихотворений поэта. Своеобразие художественного воплощения темы природы в лирике Заболоцкого. | 2-3 | ||||||
Раздел VIII Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет | 12 | |||||||
Тема 8. 1 | Содержание учебного материала | 3 | 2-3 | |||||
1. | Произведения военных лет (проза, поэзия, публицистика). Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях | |||||||
Тема 8.2 А.А.Ахматова. | Содержание учебного материала | 3 | ||||||
2. | Жизненный и творческий путь. Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой | 2-3 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Создание и подготовка к защите презентаций по теме: «Своеобразие лирики Ахматовой» | 2 | |||||||
Тема 8. 3 Б.Л. Пастернак | Содержание учебного материала | 2 | ||||||
3. | Сведения из биографии. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать...», эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике. Философичность лирики. | 2-3 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Создание и подготовка к защите презентаций по теме: Философичность лирики Б. Л.Пастернака | 2 | |||||||
Тема 8.4 А.Т. Твардовский | Содержание учебного материала | 4 | ||||||
4. | Сведения из биографии. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…», «К обидам горьким собственной персоны...», «В тот день, когда кончилась война…», «Ты, дура смерть, грозишься людям». Поэма «По праву памяти». Тема войны и памяти в лирике А. Твардовского. Утверждение нравственных ценностей | 2-3 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Создание и подготовка к защите презентаций по теме: Тема войны и памяти в лирике А. Твардовского. | 2 | |||||||
Раздел IX Литература 50–80-х годов (обзор) | 20 | |||||||
Тема 9. 1. Новые тенденции в литературе. | Содержание учебного материала | 1 | 2-3 | |||||
1. | Изменения в общественной и культурной жизни страны. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов. Литература периода «Оттепели» | |||||||
Тема 9.2. | 2. | Новое осмысление проблемы человека на войне Ю. Бондарев «Горячий снег», | 2 | 2-3 | ||||
Тема 9.3. | 3. | Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации в произведении В. Быкова «Сотников» | 2 | 2-3 | ||||
Тема 9.4. Поэзия 60-х годов. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||
4. | Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии Б.Ахмадуллиной, Е.Винокурова, Р.Рождественского, А.Вознесенского, Е.Евтушенко, Б.Окуджавы и др. Развитие традиций русской классики | 2-3 | ||||||
Тема 9.5. «Городская проза». | Содержание учебного материала | 1 | ||||||
5. | Тематика, нравственная проблематика, художественные особенности произведений В. Аксенова, Д. Гранина, Ю. Трифонова, В. Дудинцева и др. | 2-3 | ||||||
Тема 9.6. «Деревенская проза» | 6. | Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира в произведениях Ф. Абрамова, Б. Можаева | 1 | 2-3 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Создание и подготовка к защите презентаций -Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии | 2 | |||||||
Тема 9.7. Драматургия | 7. | Нравственная проблематика пьес А. Вампилова «Утиная охота» Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности и утраты исторической памяти В. Распутин « Прощание с Матерой» | 2 | 2-3 | ||||
Тема 9.8. Авторская песня. | Содержание учебного материала | 1 | ||||||
8. | Ее место в историко-культурном процессе (содержательность, искренность, внимание к личности). Значение творчества А. Галича, В. Высоцкого, Ю. Визбора, Б. Окуджавы и др. в развитии жанра авторской песни. | 2-3 | ||||||
Практическое занятие № 11 Сочинение по теме: Литература второй половины XX века» | 2 | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся Создание и подготовка к защите презентаций по теме: «Значение творчества В. Высоцкого» | 2 | |||||||
Тема 9. 9. А.И. Солженицын. | Содержание учебного материала | 2 | 2-3 | |||||
9. | Сведения из биографии. «Один день Ивана Денисовича». Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести. Мастерство А. Солженицына – психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя. | |||||||
Тема 9.10. В.Т. Шаламов. | Содержание учебного материала | 2 | 2-3 | |||||
10. | «Колымские рассказы» (два рассказа по выбору). Художественное своеобразие прозы Шаламова: отсутствие деклараций, простота, ясность. | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся Создание и подготовка к защите презентаций: «Художественное своеобразие прозы Шаламова» | 2 | |||||||
Тема 9.11. В. М. Шукшин | Содержание учебного материала | 2 | 2-3 | |||||
11. | Сведения из биографии. Рассказы « Чудик» и д.р. | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся Создание и подготовка к защите презентации по теме: «Художественные особенности прозы В. Шукшина.» | 2 | |||||||
Раздел X Русская литература последних лет (обзор) | 1 | |||||||
Тема10. 1. | Содержание учебного материала | 1 | 2-3 | |||||
1. | Обзор произведений, опубликованных в последние годы в журналах и отдельными изданиями. Позиция современных журналов. Споры о путях развития культуры. | |||||||
Раздел XI Зарубежная литература (обзор) Тема 11.1 | Содержание учебного материала | 1 | ||||||
2. | И. В.Гете. «Фауст». Э. Хемингуэй. «Старик и море». Э.- М. Ремарк. «Три товарища» | 2-3 | ||||||
Раздел XII Тема 12.1. Произведения для бесед по современной литературе | Содержание учебного материала | 1 | ||||||
3. | А. Арбузов «Годы странствий». В. Розов «В поисках радости». А. Вампилов «Прошлым летом в Чулимске». В. Шукшин «До третьих петухов», «Думы» .В. Ерофеев «Москва – Петушки» | 2-3 | ||||||
Дифференцированный зачет | 1 | |||||||
Итого | 297 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
- интерактивный комплекс преподавателя с лицензионным программным обеспечением.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Обернихина, Г.А Русская литература XIX в. [Текст]: учебник для среднего проф. образования – М., 2007. - 656 с.
Дополнительные источники:
1.Агеносов, В.В. Русская литература ХХ в. [Текст]: учебник для курса среднего полного образования – М., 2005. - 512с.
2.Лысой, Ю.И. Русская литература XIX в. [Текст]: учебник-практикум– М., 2003. – 480с.
3.Журавлев, В.П. Русская литература ХХв. [Текст]: учебник для курса среднего полного образования – М., 2002. -334 с.
4.Лебедев, Ю.В. Русская литература XIX в [Текст]: учебник для курса среднего полного образования – М., 2003. -320 с.
4.Контроль и оценка результатов Освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
ЗНАНИЯ:
УМЕНИЯ:
| Анализ и оценка результатов комплексного экзамена по дисциплине. Анализ и оценка выделения актуальных аспектов содержания произведения. Экспертная оценка нахождение основных фактов биографии писателей Экспертная оценка нахождение основных фактов биографии писателей Экспертная оценка нахождение основных фактов биографии писателей Интерпретация результатов наблюдения за деятельностью Интерпретация результатов наблюдения за деятельностью Экспертная оценка внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся Анализ и оценка результатов комплексного экзамена по дисциплине. Оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы. Оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы. Оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы. Оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы. Оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы. Оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы. Анализ и экспертная оценка сочинений . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД 02 Психология «Профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.01. Лечебное дело углубленная подготовка
Разработчик: Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Походяева Т.Н., методист ГБОУ СПО НО «НМБК» Ветлужский филиалСодержательная экспертиза: Слюзина...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВЧ.ОПД.08 Психология «профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.02 Акушерское дело базовой подготовки
Разработчик: Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Мулюкина О.С., методист, ГБОУ СПО НО «НМК"Содержательная экспертиза: Вяжевич Л.П., председатель ЦМК ОПД и пс...
Рабочая программа учебной программы ОП 08. Основы экономики основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 08. Основы экономики основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальност...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.03 МАТЕМАТИКА программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилейПрограмма общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является
Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего обр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык. Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...