Радость учительства
статья на тему
Я все годы учебы в институте и несколько лет после его окончания не могла ответить на вопрос: «Почему я стала учителем?» Объяснения конечно существовали. Я говорила, что была влюблена в своих учителей, и их пример подвигнул меня на это; что в душе я романтик и вижу пик романтики в общении с детьми; что «это же здорово – посвятить себя детям!» и многое другое. Но, говоря так, я сама чувствовала, что это не все, что есть еще нечто непонятое. И как-то однажды совершенно неожиданно для себя я поняла, что стала учительницей для того, чтобы создать альтернативу одному встретившемуся мне в детстве учителю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
radost_uchitelstva.docx | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кузнецова Ирина Николаевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Заинская СОШ №6»
Заинского муниципального района
Республики Татарстан
РАДОСТЬ УЧИТЕЛЬСТВА
Учителем я стала 1 сентября 1979 года. Я не помню этот день полностью. Настолько сильно было мое волнение, что в памяти удержались только отдельные эпизоды: двор школы №3; красивая – раскрасивая детвора; много цветов; что-то воодушевленно говорящая Зинаида Григорьевна; праздничная суета в школе; я – внешне спокойная, с видом умудренной опытом учительницы, а внутри – в полуобморочном состоянии. Не дали умереть мне от страха и волнения в тот день дети.
И с того дня, каждый день вот уже 34-ый год, все волнения и тревоги – из-за детей, но и радость, и спасение – тоже в них.
Я все годы учебы в институте и несколько лет после его окончания не могла ответить на вопрос: «Почему я стала учителем?» Объяснения конечно существовали. Я говорила, что была влюблена в своих учителей, и их пример подвигнул меня на это; что в душе я романтик и вижу пик романтики в общении с детьми; что «это же здорово – посвятить себя детям!» и многое другое. Но, говоря так, я сама чувствовала, что это не все, что есть еще нечто непонятое. И как-то однажды совершенно неожиданно для себя я поняла, что стала учительницей для того, чтобы создать альтернативу одному встретившемуся мне в детстве учителю. И без ложной скромности могу сознаться, что за тридцать лет работы в школе я создала эту альтернативу. Я состоялась. Я – учитель.
Сейчас с высоты своего тридцатилетнего учительского опыта хочу и могу дать совет молодым – девушкам и ребятам – идущим на работу в школу,- научите себя любить детей. Если вы этому не научитесь, вы рискуете стать еще одним заурядным учителем. А это уныло, серо, неинтересно. Почаще задавайте себе вопросы:
- Кто самые главные в школе?
- Для кого строятся и оборудуются школы и при них создаются немалые штаты из взрослых людей?
- Для кого мы, учителя получаем образование?
- Благодаря кому мы получаем награды и наказания?
- Из-за кого каждое утро, больные мы или здоровые, в настроении или нет, идем в школу?
Правильно: дети! Для детей! Благодаря детям! Из-за детей! Каждый из них - творение Божие. Каждый из них – личность. Каждый из них до бесконечности любим в семье. Я глубоко убеждена, что мы, учителя должны это помнить ежесекундно. И тогда мы сможем дать детям свою любовь и радость от общения с нами. А тогда и тяжесть усвоения знаний будет легче.
Обучение детей разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям, т.е. по способностям к рациональному мышлению, вниманию и свойствам памяти – пожалуй, самая сложная задача, стоящая перед учителем. И решить ее невозможно без индивидуального подхода к их обучению. Поэтому в своей методической работе я считаю самым главным поиск путей и методов, обеспечивающих индивидуальный подход учителя к каждому ребенку в условиях коллективного обучения в начальной школе.
Дети с пониженной обучаемостью требуют особой формы организации учебной деятельности. Ребенок, у которого неустойчиво внимание, не развита память, не сможет выполнить многие из традиционных заданий. В этом случае требуется особая форма преподнесения материала. А дети с повышенной обучаемостью? Они также нуждаются в особом внимании учителя для развития своих способностей. Значит, даже при полной успеваемости всех детей в первом классе требуется дифференцированный подход.
Но попробуйте в начале года дать первоклассникам разные задания. Дело не пойдет. Ведь каждому придется индивидуально разъяснять инструкцию, что потребует много времени. Однако главный тормоз в том, что пока одному, даже группе учеников объясняешь задание, другие будут «стоять на голове». У первоклассников есть общая особенность, долгое время затрудняющая дифференциацию их по признаку обучаемости. Это почти полное отсутствие умений самостоятельной работы, а также импульсивность, проявляющаяся в поведении не только вне урока, но и на уроке. В связи с этим полезно знать, что существуют иные признаки для дифференцированного подхода, которые, возможно, более приемлемы для школьников начальных классов. В классах перед нами сидят дети, совершенно разные по характеру: застенчивые, робкие, сильно волнующиеся, излишне самоуверенные, с замедленной умственной реакцией, проявляющие лень или нерадивость в учебной работе. Ясно, что здесь названы не все категории учащихся класса, а только те, обучение которых представляет определенные трудности для учителя. Показательным же является выбор в качестве признака для дифференцированного подхода психологических особенностей детей.
Каждый учитель знает, что дети в любом возрасте отличаются типологическими чертами (сила воли, уравновешенность, подвижность нервной системы), образуя четыре известные группы темперамента: А – холерический тип, Б – сангвинический тип, В – флегматический тип, Г – меланхолический тип. Отсюда исходит, что разным ученикам требуется разное время, разный объем, разные формы и виды работы, разные приемы и способы, используемые учителем, чтобы овладеть программным учебным материалом. Дифференцированный подход состоит в том, чтобы учитывать тем или иным способом эту разницу.
Поэтому, используя все свои педагогические знания и способности, я стараюсь пополнить методическую копилку новыми методами, способами, приемами и разными ухищрениями в работе для того, чтобы найти ключик к каждому из моих учеников и сделать процесс обучения для каждого из них не только нужным и полезным, но еще радостным и увлекательным.
Мне очень нравится программа четырехлетнего обучения детей в начальной школе. Она дает возможность каждому ребенку-первокласснику укрепиться в роли ученика, знания которого не взвешивают и не оценивают целый год. Весь первый класс они у меня все стремятся получить только «пять» и получают! Каждому, кто потрудился, я даю красивую картиночку, которую дети ассоциируют с «пятеркой». Эти картиночки дети хранят, потому что в конце четверти мы их подсчитываем и хвалимся результатами. Первые настоящие оценки дети получают только во 2-м классе, да и то в первой четверти только «четыре» и «пять». Это очень нравится и мне, и моим детям. Оценка – это сильный стимул! Когда я говорю детям, что я хочу ставить им только оценку «пять», это действует магически и дает колоссальные результаты. Например, очень часто на уроках письма, работая в прописях, все без исключения 26 моих ученика получают «пять». Правда, все эти «пятерки» разного достоинства; придирчивый посторонний взрослый это сразу заметит. Но для нас с детьми они дорогого стоят: для детей это награда за их великое трудолюбие, проявленной в течении 30 минут, и для меня – это оценка моего труда.
Для того, чтобы активизировать работу детей и поддержать их интерес к трудоемкому процессу письма, я использую такой прием, который мы с детьми называем «конкурс красоты». Этот «конкурс» проводится среди написанных детьми букв. Из них выбирается самая красивая, ей присуждается звание «Мисс-буковка» или «принцесса» и она коронуется «золотой короной» (пририсовывается сверху красным или желтым карандашом).
На уроках математики мои дети очень любят считать «в темноте» (с закрытыми глазами), сигналя о правильном ответе поднятой рукой и замирая от ожидания моего прикосновения к этой поднятой руке. Ребята-третьеклассники обожают работу у доски «по секрету» (за шторкой). В пору золотой осени и цветущей весны дети ждут – не дождутся уроков окружающего мира, рисования и развития речи на природе. Эти и многие другие приемы, украшающие и облегчающие процесс усвоения знаний детьми, я позаимствовала из публикаций любимого мной Шалвы Александровича Амонашвили. В первые годы своего учительства я зачитывалась его статьями. Мне навсегда врезался в память его ответ на вопрос: «Почему детям могут не нравиться уроки? Потому что:
- уроки скучны, неинтересны;
- они не помогают всем, т.е. большинству учеников, разобраться в изучаемом предмете;
- держат ребят в страхе перед контрольными заданиями, перед вызовом для ответа;
- пугают отметками, особенно «двойками»;
- доставляют ученикам больше неприятностей, чем радостей;
- ущемляют их достоинство, самолюбие;
- не видят в ученике личность;
- заполнены непедагогическим шумом (криками, бранью);
- зависят от настроения учителя;
- делают ученика человеком, лишенным всех прав.
Как же (можно представить!) трудно учиться детям, если они не любят уроки! Но если школьники так отрицательно относятся к урокам, стало быть, имеют в виду не только сами уроки, но главным образом – учителей, которые проводят их». (Ш.А.Амонашвили «Хвала уроку», Воспитание школьников №2 за 1990 год)
Я считаю этого незаурядного педагога своим наставником. Он многому меня научил: любить детей, общаться с ними на равных, уважать их и соучаствовать с ними в любом процессе познания. Я заметила, что мои уроки, в которых использовались приемы Амонашвили, проходят на подъеме, с радостью. Радость на них во всем: и в общении учителя с детьми, и в работе над учебным материалом, и в результатах этой работы, и в отзывах об уроке по приходу домой. Это приподнятое настроение на уроке и стало моим педагогическим кредо – обучение с радостью!
Эта фраза так коротко произносится: «Обучение с радостью». А какой по значимости смысл в ней заложен?! А какого труда стоит тот урок, про который можно сказать, что – «на нем было обучение с радостью!». Но про это, как правило, не думается до и во время урока. Да даже и после урока нет ощущения усталости или чувства выполненной тяжелой работы. Остается только теплота в душе от радости ученичества и учительства.
Все те причины, по которым детям могут не нравиться уроки, исчезают при условии, что учитель пришел на урок исполнить свою любимую работу, которую он делает с радостью.
Все учителя и родители часто задают себе и друг другу вопрос: «Почему у ребенка пропадает желание учиться?». Вспомните, кто из детей не играет в «школу» в ожидании, когда его поведут в настоящую школу. Общеизвестно, что ребенок идет в школу с огромным желанием. Что же происходит потом? Возможно, что один из ответов состоит в том, что у ребенка «отобрали» право учить. Я считают – необходимо вернуть его детям! Если понаблюдать за детьми в процессе игры в «школу», то можно заметить, что многие наши мальчики и девочки – талантливые учителя. С какой ответственностью они относятся к своим обязанностям «учителя», как пристрастно и принципиально оценивают своих «учеников»! На своих уроках я часто стала использовать (даже в первых классах) желание детей учить и оценивать работы. Этот прием оживляет любую работу. Надо видеть, как начинают светиться гордостью глаза детей, когда я обращаюсь к ним как к учителям – по имени-отчеству или: «Уважаемые коллеги».
В своей работе я большое внимание уделяю внеурочным взаимоотношениям с детьми. Они дают возможность детям выйти из рамок деловых отношений с учителем. Каждому ребенку этого хочется, и, как правило, этого всегда не хватает. Детям хочется увидеть в нас не только «тетю, которая все знает», но и «кого-то», кому можно все рассказать, обо всем спросить, а иногда просто прижаться, делясь чувствами их переполняющими.
Все теоретики школьного обучения и мы, учителя-практики, знаем о важности взаимоотношений семьи и школы. Но особую остроту, особое значение они имеют в первые годы пребывания ребенка в школе. В эти годы ребенок еще очень тесно связан с семьей, он еще не умеет сам управлять своими чувствами, своим поведением, и пытается отождествлять семью со школой, школу с семьей. Хорошо, если его положение в семье нормальное, а отношения в ней разумные, добрые. Тогда он будет вносить в школу доброту и разумность отношений. А если его положение в семье ненормальное, а отношения в ней неразумные, конфликтные или еще какие-либо плохие? И родители, не справляясь с воспитанием своего чада, ждут, когда можно будет переложить эту обязанность на школу. Невольно приходит на ум четверостишие Эллен Нийт:
«Этот хлеб недопеченный,
Недоваренную кашу -
Недоделки кухни нашей
Отдаем на кухню вашу».
Тогда мы, учителя, должны как-то компенсировать эту духовную ущербность, чтобы ребенок, вопреки семейным отношениям, вырос хорошим человеком, здоровой культурной личностью. Для этого необходимо наладить дружеские, партнерские отношения с семьей. Это непросто, Это отдельный фронт педагогической деятельности, но ведь цели у нас одни и те же – воспитать ребенка добрым, хорошим человеком, нравственной и творчески активной личностью.
Для того, чтобы связи школы с родителями были дружескими, я руководствуюсь драгоценными для меня принципами:
- уважение личности ученика;
- родители моих учеников – мои соратники;
- «не ябедничать» родителям на их детей;
- все делать и говорить только во благо детей, вызывая при этом только положительные эмоции;
- не считать, что я умнее их, не стесняться советоваться.
Хочется подробнее остановиться на этом. В создании дружеских, уважительных отношений пример должен подать учитель. Учителя никогда не должны жаловаться родителям на детей, призывать и требовать принятия «соответствующих мер». В необходимых случаях встреча с родителями может проходить лишь как деловое дружеское обсуждение конкретных проблем, связанных с поведением ученика или с необходимостью развития его личностных качеств.
Учителя не должны писать какие-либо замечания в дневники учащихся, не должны выставлять там «двойки», даже если ученик их получил. Жаловаться на ученика – это признаваться в своем бессилии. Да и что может сделать родитель, если, например, «Вася разговаривал на уроке»? А «двойка» - это лишь предупреждение ученику, что у него образовался пробел в знаниях и он (а не родители) должен его ликвидировать. Нужно, если это требуется, помочь ученику в этом: дать срок для исправления «двойки» или позаниматься с ним дополнительно, разобрав все, что он упустил.
Встречи с родителями и родительские собрания я стараюсь проводить как встречи соратников и единомышленников. Стараюсь рассказать, что было проделано за прошедший период, каких успехов добился класс, какие возникли общие проблемы, прошу родителей обсудить пути разрешения этих проблем. Я считаю своим долгом информировать родителей о том, что пройдено по каждому учебному предмету, с какими трудностями встретились ученики, чем могут помочь родители своим детям. Сообщаю, какие учебные темы будут изучаться в ближайшее время, какие мероприятия намечены, какое участие могут принять родители в их проведении.
Вопросы, касающиеся личности отдельных учеников, на этих встречах не обсуждаются. Они обсуждаются в личной беседе с родителями. Здесь, как правило, сообщаю родителям результаты личностного развития ученика, какие трудности возникли у этого ребенка, стараюсь обсудить с родителями все, что надо сделать для того, чтобы развить у ученика нужные качества.
Я глубоко убеждена в том, что не только с родителями надо разговаривать об их детях, но и с детьми – об их родителях. Надо рассказать детям, как они должны вести себя дома, в семье, что значит – любить родителей, чем они могут помочь родителям. Вообще в школе нужно воспитывать у детей уважение к своим родителям, к родным и близким. Надо развивать у детей интерес к изучению своей родословной, к своим предкам, их делам и свершениям.
Уважая родителей, любя их детей, которых я считаю и своими, щадя самолюбие каждой семьи и советуясь с ней по многим вопросам, за тридцать лет работы в школе я не имела ни одной конфликтной ситуации с родителями моих учеников. В их лице я имею мудрых, заинтересованных, благодарных и отзывчивых соратников.
Мне очень нравится высказывание о том, что «Нам воистину принадлежит только то, что мы смогли отдать». Мы – учителя самые богатые люди. Учитель отдает свою любовь, деля ее поровну (обязательное условие учительства) на всех детей в классе, получает несоизмеримо больше. Тридцать лучиков учительского тепла, отражаясь от благодарной детской души, возвращаются к учителю потоками добра, признательности и желания учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация-конспект "История создания музыкального произведения" - Л.Бетховен, Ф.Шиллер Ода "К радости"
Презентация была подготовлена к открытому уроку в Детской школе искусств по теме "Формы работы и виды деятельности на уроке вокального ансамбля". Использовалось как наглядное пособие для раскрытия пун...
Классный час "Школа радости"
Классный час "Школа радости" направлен на развитие у студентов педагогической направленности, мотивации профессиональной педагогической деятельности, воспитание профессионально значи...
ЭССЕ «СВЕЖЕСТЬ РАДОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ»
Современный мир стремительно меняется, меняются запросы общества, повышаются требования к компетентности учащихся. Всем известно, что учение – это тяжелый умственный труд, постоянные усилия – понять, ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Радость" с 6 до 14 лет художественной направленности Хореография
Пояснительная записка. Мы окружены множеством различных видов культурного общения людей, одним из таких является хореография. Вся творческая деятельность связана с общением, с передачей энергии м...
Методическая разработка акции к Международному Дню семьи «МОЯ СЕМЬЯ - МОЯ РАДОСТЬ
О семье много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их...
Педагогическое эссе на тему: «Раннее обучение на фортепиано, музыка – в радость»
Игра на фортепиано только так называется "игра", на самом деле это кропотливый, каждодневный труд. Как не отвратить ребенка от занятий на самом раннем этапе рассказывается в этом эссе....
Конспект занятия "Радость,грусть"
Конспект занятия на эмоциональное развитие старшей группы "Радость,грусть"...