Игры и упражнения, используемые на логопедических занятиях
методическая разработка по теме

Данный материал помогает в вформировании связанной речи при использовании игровой формы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Игры37.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                     

        Составила учитель-логопед

        Аппель З.С. МБОУС(К)ОШ № 18

        Г. Новый Уренгой ЯНАО

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ , ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ

        ЗАНЯТИЯХ С УЧАЩИМИСЯ ШКОЛЫ VIII  ВИДА.

       У детей , с которыми я работаю, отмечается недостаточность логического понимания  и слабая слуховая и зрительная память. Следовательно , большую роль в коррекционной работе будет играть эмоциональное переживание ребенка, а точнее положительное эмоциональное переживание.

       Пробуждение интереса детей к логопедическим занятиям могут способствовать разнообразные занимательные формы: грамматические игры , сигнальные карточки , викторины , загадки , вопросы шутки.

       Для коррекции при тяжелых нарушениях речи я использую регуляцию речевого дыхания, как один из ведущих приемов установления плавности речи. Цель дыхательных игр , упражнений: увеличение жизненной емкости легких. Я показываю детям правильный короткий вдох и длительный постепенный выдох. Например: делаем короткий вдох и , открыв рот , плавно , протяжно выдыхаем, произносим один из гласных звуков.(А-а-а-а-….)

       - При выдохе счет веду от 1-10-15;

       - Обратный счет от 10 до 1;

       - Чтение пословиц , поговорок , скороговорок на одном выдохе;

       а) Капля – и камень долбит.

       б) Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.

       Мы видим увеличение слов. Так же способствуют развитию речевого дыхания свистульки, игрушечные дудочки , губные гармошки.

       в) «Приятный запах» . Дети подходят к вазе со цветами , нюхают их , на выдохе произносят с выражением и удовольствием:  «Очень приятно!» «Очень ароматные цветы!» Все происходит играя.

        г) Игры и упражнения на развитие сенсомоторики:

          - Шнуровка;

          - Положи семена в свой домик;

          - Упражнения с узлами;

          - Разноцветные капли;

          - Аквариум;

          - Прищепки в корзинке.

    Игровые формы использую на занятиях при помощи игровых приемов и ситуаций. Для развития фонематического слуха – умение вслушиваться в звучание слов - использую такие методы как: Найди в комнате предметы , в названии которых второй звук У( Бумага , дудочка,Буратино).

                   Игры на развитие слухового внимания:

  «Найди и назови нужное слово». Учитель предлагает выделять и называть только те слова ,в которых есть заданные звуки.

  С                       Папа купил санки.

                            По  дороге движется автобус.

                            Весной оживает природа.

  З                       На двери висит замок.

                           На небе появились грозовые тучи.

                           Почему собака лает

                           На того , кого не знает?

                           Потому она и лает  -

                           Познакомиться желает.

    Игра «Кто лучше слушает».

        а) Учитель вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной друг к другу. Задание: я буду называть слова , а Саша будет поднимать руку лишь тогда , когда услышит слова со звуком Ш. А Лариса – звук Ж. ( по 5 звуков на ребенка)

        б) Два ребенка выходят и называют слова. Один со звуком Ш , другой со звуком Ж.

                  Игры для развития внимания и памяти,

  1. «Что исчезло?» Инструкция. Логопед ставит на стол 10 игрушек. Ребенок рассматривает их и закрывает глаза. Логопед убирает одну игрушку. Ребенок открывает глаза и определяет , что исчезло.
  2. «Что изменилось?» Инструкция. Эта игра похожа на предыдущую. Только игрушки не убирают, а меняют местами.
  3. «Слушай хлопки». Инструкция. Если звучит один хлопок, нужно маршировать на месте , два хлопка – стоять на одной ноге (как аист), три хлопка – прыгать как лягушка.
  4. «Игрушку рассмотри, а потом её опиши». Инструкция. Логопед показывает ребенку игрушку (на несколько секунд) , затем прячет её, ребенок описывает игрушку так , как её запомнил.

                       Игры на развитие фонематического слуха. «Назови первый звук».

  1. Игра «Назови первый звук в слове».
  2. «Назови последний звук в слове.»
  3. «Какой звук есть во всех словах?»
  4. «Какое получится слово, если к  -НО прибавит один звук.»(Нож,нос)
  5. Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука М.(Мама моет Машу мочалкой).

    Серпантин одной фразы.

            В игре отрабатывается умение пользоваться распростаненными предложениями, умение строить сложные предложения. Учитель-логопед предлагает фразу. Задача ученика – продолжить её в пределах одного предложения. Например ,

          1. Я читаю книгу.

          2. Я читаю интересную книгу.

          3. Я читаю интересную книгу по вечерам.

 Игры и упражнения в комплексе  в коррекционной школе с учащимися VIII вида  пробуждают у  учащихся  интерес к логопедическим занятиям, учат творчески подходить к своим  знаниям, быть активными на всех занятиях и мероприятиях школы и класса.

           

         

                 

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения по формированию пространственного восприятия.

Умение ориентироваться в пространстве — важнейший навык для каждого человека. Ведь для успешного обучения в школе ребёнку важно свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространствен...

Игры и упражнения на переменах.Развитие творческих способностей.

В студии керамики я часто провожу игры и упражнения с детьми 8-12 лет.    Упражнения несложные и их можно вполне выполнять в перерывах между занятиями, на переменах. Предлагаемые игровы...

ВКР: Игры и упражнения как средство формирования лексики детей с ОНР седьмого года жизни

Проведенная опытно - экспериментальная   работа по теме: "Игры и упражнения как средство формирования лексики детей с ОНР 7 г. жизни" позволила...

Игры и упражнения на уроках изобразительного искусства

Игры и упражнения на уроках изобразительного искусства  Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью кото...

Игровые программы, используемых при проведении занятий по БДД в объединениях «Юный пешеход», «Пешеходная грамота», «Школьник-дорога-автомобиль»

В работе представлен перечень игр, используемых при проведении занятий по образовательным программам «Юный пешеход», «Пешеходная грамота», «Школьник-дорога-автомобил...