Игры и упражнения, используемые на логопедических занятиях
методическая разработка по теме
Данный материал помогает в вформировании связанной речи при использовании игровой формы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игры | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Составила учитель-логопед
Аппель З.С. МБОУС(К)ОШ № 18
Г. Новый Уренгой ЯНАО
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ , ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ
ЗАНЯТИЯХ С УЧАЩИМИСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА.
У детей , с которыми я работаю, отмечается недостаточность логического понимания и слабая слуховая и зрительная память. Следовательно , большую роль в коррекционной работе будет играть эмоциональное переживание ребенка, а точнее положительное эмоциональное переживание.
Пробуждение интереса детей к логопедическим занятиям могут способствовать разнообразные занимательные формы: грамматические игры , сигнальные карточки , викторины , загадки , вопросы шутки.
Для коррекции при тяжелых нарушениях речи я использую регуляцию речевого дыхания, как один из ведущих приемов установления плавности речи. Цель дыхательных игр , упражнений: увеличение жизненной емкости легких. Я показываю детям правильный короткий вдох и длительный постепенный выдох. Например: делаем короткий вдох и , открыв рот , плавно , протяжно выдыхаем, произносим один из гласных звуков.(А-а-а-а-….)
- При выдохе счет веду от 1-10-15;
- Обратный счет от 10 до 1;
- Чтение пословиц , поговорок , скороговорок на одном выдохе;
а) Капля – и камень долбит.
б) Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.
Мы видим увеличение слов. Так же способствуют развитию речевого дыхания свистульки, игрушечные дудочки , губные гармошки.
в) «Приятный запах» . Дети подходят к вазе со цветами , нюхают их , на выдохе произносят с выражением и удовольствием: «Очень приятно!» «Очень ароматные цветы!» Все происходит играя.
г) Игры и упражнения на развитие сенсомоторики:
- Шнуровка;
- Положи семена в свой домик;
- Упражнения с узлами;
- Разноцветные капли;
- Аквариум;
- Прищепки в корзинке.
Игровые формы использую на занятиях при помощи игровых приемов и ситуаций. Для развития фонематического слуха – умение вслушиваться в звучание слов - использую такие методы как: Найди в комнате предметы , в названии которых второй звук У( Бумага , дудочка,Буратино).
Игры на развитие слухового внимания:
«Найди и назови нужное слово». Учитель предлагает выделять и называть только те слова ,в которых есть заданные звуки.
С Папа купил санки.
По дороге движется автобус.
Весной оживает природа.
З На двери висит замок.
На небе появились грозовые тучи.
Почему собака лает
На того , кого не знает?
Потому она и лает -
Познакомиться желает.
Игра «Кто лучше слушает».
а) Учитель вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной друг к другу. Задание: я буду называть слова , а Саша будет поднимать руку лишь тогда , когда услышит слова со звуком Ш. А Лариса – звук Ж. ( по 5 звуков на ребенка)
б) Два ребенка выходят и называют слова. Один со звуком Ш , другой со звуком Ж.
Игры для развития внимания и памяти,
- «Что исчезло?» Инструкция. Логопед ставит на стол 10 игрушек. Ребенок рассматривает их и закрывает глаза. Логопед убирает одну игрушку. Ребенок открывает глаза и определяет , что исчезло.
- «Что изменилось?» Инструкция. Эта игра похожа на предыдущую. Только игрушки не убирают, а меняют местами.
- «Слушай хлопки». Инструкция. Если звучит один хлопок, нужно маршировать на месте , два хлопка – стоять на одной ноге (как аист), три хлопка – прыгать как лягушка.
- «Игрушку рассмотри, а потом её опиши». Инструкция. Логопед показывает ребенку игрушку (на несколько секунд) , затем прячет её, ребенок описывает игрушку так , как её запомнил.
Игры на развитие фонематического слуха. «Назови первый звук».
- Игра «Назови первый звук в слове».
- «Назови последний звук в слове.»
- «Какой звук есть во всех словах?»
- «Какое получится слово, если к -НО прибавит один звук.»(Нож,нос)
- Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука М.(Мама моет Машу мочалкой).
Серпантин одной фразы.
В игре отрабатывается умение пользоваться распростаненными предложениями, умение строить сложные предложения. Учитель-логопед предлагает фразу. Задача ученика – продолжить её в пределах одного предложения. Например ,
1. Я читаю книгу.
2. Я читаю интересную книгу.
3. Я читаю интересную книгу по вечерам.
Игры и упражнения в комплексе в коррекционной школе с учащимися VIII вида пробуждают у учащихся интерес к логопедическим занятиям, учат творчески подходить к своим знаниям, быть активными на всех занятиях и мероприятиях школы и класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения по формированию лексико-грамматических средств и связной речи детей
Подборка игр с учетом речевых возможностей детей...
Игры и упражнения по формированию пространственного восприятия.
Умение ориентироваться в пространстве — важнейший навык для каждого человека. Ведь для успешного обучения в школе ребёнку важно свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространствен...
Игры и упражнения на переменах.Развитие творческих способностей.
В студии керамики я часто провожу игры и упражнения с детьми 8-12 лет. Упражнения несложные и их можно вполне выполнять в перерывах между занятиями, на переменах. Предлагаемые игровы...
ВКР: Игры и упражнения как средство формирования лексики детей с ОНР седьмого года жизни
Проведенная опытно - экспериментальная работа по теме: "Игры и упражнения как средство формирования лексики детей с ОНР 7 г. жизни" позволила...
Игры и упражнения на уроках изобразительного искусства
Игры и упражнения на уроках изобразительного искусства Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью кото...
Игровые программы, используемых при проведении занятий по БДД в объединениях «Юный пешеход», «Пешеходная грамота», «Школьник-дорога-автомобиль»
В работе представлен перечень игр, используемых при проведении занятий по образовательным программам «Юный пешеход», «Пешеходная грамота», «Школьник-дорога-автомобил...
Конспект подгруппового занятия по теме: «Использование программы Microsoft PowerPoint на логопедическом занятии при автоматизации звука [C] в 1 классе».
Цель: Автоматизация звука [С] изолировано, в слогах, в словах....