Изменение функций современного учителя начальной школы
методическая разработка на тему
Эта работа - попытка осмысления изменений в работе учителя с введением ФГОС второго поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izmenenie_funkciy_sovremennogo_uchitelya.zip | 720.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Изменение функций
современного учителя начальной школы
План
- Объективная необходимость введения ФГОС второго поколения.
- Изменение функций учителя в условиях системно-деятельностного урока.
- Мотивирование – как один из самых действенных приёмов обучения.
- Воспитывающий характер обучения.
- Заключение.
Сегодня российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые, в свою очередь, определяют основные направления государственной образовательной политики. Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. Резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были основными источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной. Соответственно, возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего поколения первоклассников.
Наряду с возрастающей категорией одаренных и способных детей все больше становится ребят, не умеющих работать самостоятельно, «интеллектуально пассивных», с трудностями в обучении, и просто проблемных детей. Поэтому успешная реализация новой образовательной программы начального общего образования невозможна без организации развивающей образовательной среды, личностной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса.
СМОТРИ слайд 2 Утверждение в РФ нового стандарта, основанного на системно-деятельностном подходе к организации обучения, направленного на образовательные результаты в начальной школе как на систему трех типов компетенций: личностных, метапредметных и предметных — создает принципиально новую ситуацию в отечественном образовании. Такой стандарт предполагает переход российской системы образования в начальной школе от традиционной модели обучения к обучению, построенному по типу учебной деятельности обучающихся.
СМОТРИ слайд 3 - 6 (ДАЮ ИНФОРМАЦИЮ ИЗ СЛАЙДОВ – краткое ознакомление со структурой системно-деятельностного подхода)
СМОТРИ слайд 7 (ДАЮ ИНФОРМАЦИЮ ИЗ СЛАЙДА – сравнение методических приёмов при разном характере обучения)
К современному уроку в начальной школе предъявляются многочисленные требования. Он должен быть обучающим, в максимальной степени развивающим, воспитывающим, личностно-ориентированным. Опыт работы показывает, что одним из вариантов реализации многоцелевой направленности урока является личностно-ориентированный подход совместно с информационно-коммуникативными технологиями.
СМОТРИ слайд 8 (ДАЮ ИНФОРМАЦИЮ ИЗ СЛАЙДА – очень коротко)
Направленность процесса обучения на поисковую, творческую деятельность детей — это то новое, что пришло в школу вместе с новыми технологиями.
СМОТРИ слайд 9 (ДАЮ ИНФОРМАЦИЮ ИЗ СЛАЙДА – очень коротко)
Личностно-ориентированная развивающая модель обучения дает высокий результат, но она рассчитана на учителя творческого, не жалеющего сил и времени для ее реализации. У такого учителя учащиеся нестандартно и четко мыслят, с удовольствием, обоснованно, аргументированно строят свою речь. Не надо менять программы и учебно-методические комплекты, не надо менять типы и структурные этапы урока. Изменяются функции ученика и учителя и статус каждого из них в учебном процессе. Школьник становится не только объектом, но и субъектом обучения. А учитель принимает на себя более «пассивную» на первый взгляд роль: организатора, координатора, советчика. Если раньше одной из важнейших задач учителя было сообщать новый, неизвестный, порой отсутствующий в учебнике материал, то теперь главной задачей становится – учить, подсказать, где его взять; как к нему относиться, как с ним работать; какой материал хорош, а какой требует размышлений и критического осмысления; как кратчайшим путём решить познавательную задачу.
СМОТРИ слайд 10 -11 (ДАЮ ИНФОРМАЦИЮ ИЗ СЛАЙДА – очень коротко)
Как видим, при личностно-ориентированном деятельностном обучении роль учителя остается очень существенной: он ведет дискуссию, задает наводящие вопросы, подсказывает, но для учащихся он в данном случае – равноправный партнер по учебному общению. Ученики получают роль исследователей, под скрытым руководством учителя они открывают для себя новые знания.
Обучение в «старой» школе построено на заучивании знаний, на вдалбливании, вталкивании их в сознание детей, а вовсе не на собственном познании и исследовании. Учитывая, что обязательный набор школьных знаний вырос за последние десятилетия неимоверно и что, в то же время, проблеме мотивации учения ни в школах, ни в педагогических вузах традиционно не уделяется должного внимания, не приходится удивляться, что многие школьники стараются избежать напряжённой познавательной деятельности, а то и сопротивляются учению!
СМОТРИ слайд 12
В связи с этим одной из функций учителя является создание условий для того, чтобы обучение, всегда сочетающееся с напряженной мыслительной деятельностью, поиском, творческой работой, привлекало самого ученика к процессу учения.
Учитель, если он хочет быть конкурентно-способным, должен постоянно пополнять копилку мотивационных приёмов, использовать мотивирование на каждом этапе урока, в каждом виде деятельности всего класса и для каждого своего ученика в отдельности. Использование приёмов мотивации и совершенствование их сообразно действительности я считаю «высшим пилотажем» в педагогической практике, поскольку это может стать ключиком к желанию или нежеланию ребёнка учиться.
СМОТРИ слайд 14 (молчаливый просмотр слушателей без моих комментариев)
При изучении конкретного предмета в рамках урока учитель должен ставить перед собой задачу научить не только предмету, но, используя его содержание, сформировать учебную деятельность учащегося, мотивировать его интерес к продолжению обучения, к получению знаний вообще, а не только по конкретному предмету. Каждая разработанная для изучения предмета методика, система заданий, организация деятельности ученика на уроке должна формировать учебную деятельность, то есть умение учиться. Формирование у младшего школьника умения учиться поможет ему находить разные способы решения учебной задачи и определять наиболее целесообразные и оптимальные из них.
Третья группа функций современного учителя «в эпоху прагматического отношения к образованию выступает скорее как заклинание, как обуза. О ней, как о недостижимых мирах, принято больше говорить, чем делать… Но она-то, и, являясь единственно верной (поскольку может противостоять и коррупции, и преступности, и терроризму, и невежеству, и эгоизму,… и пошлости бытия, и безверию, и ответственности перед вчера-сегодня-завтра, и высокому служению, и толерантности, и эмпатии – всему тому, что есть культура, нравственность, интеллигентность) – может на минуточку спасти не только школу, но и общество, страну, мир!» Речь идёт о педагогике, когда предметное или познавательное обучение выступает как повод, смысл, основное содержание для воспитания подрастающего поколения. Т.е. функция учителя - быть воспитателем. Обратите внимание – не «классный руководитель – воспитатель», а «учитель предметник - воспитатель»! СМОТРИ слайд 13 Изучение предметов не имеет никакого смысла, если оно не соувязано с воспитанием ребёнка, где под воспитанием понимается создание условий и ограничений в развитии личности ученика. Предмет значим только тогда, когда «личность учителя значит всё в деле воспитания», а учебный процесс организован так, что и сам учитель, и то, как и что он делает, чрезвычайно привлекательны для ребёнка.
СМОТРИ слайд 15 Учитель – профессия полифоническая, несущая в себе и божественное, и дьявольское; он бог и царь, и воинский начальник, и от него зависит в будущей и настоящей жизни детей весьма многое. Вот почему учителю можно всё, кроме нетерпимости и злобы, недобросовестности и безразличия.
Будем надеяться, что новый стандарт поможет максимально раскрыть потенциал каждого ученика и даст ему возможность не только определять наиболее целесообразные и оптимальные решения для образовательных задач, но и уверенно ориентироваться в окружающем его мире.
Список используемой литературы:
- Гликман И.З. Новая школа вырастает из старой. Научно-практический журнал «Управление современной школой. Завуч» №4 2011г стр.94-104.
- Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
- Лизинский В.М. Курс лекций. Лекция 4. Изменение функций современного учителя. Научно-практический журнал «Управление современной школой. Завуч» №5 2011г стр.114-128.
- Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
- Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
- Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/
- Щуркова Н.Е. Педагогический ключ успешного обучения. Научно-практический журнал «Управление современной школой. Завуч» №5 2011г стр.83-109.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО: ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ АСПК НА БАЗЕ МБОУ Г. АСТРАХАНИ «ГИМНАЗИЯ №1»
Статья по данной теме....
Передовой опыт учителей начальной школы – студентам педколледжа в период практики “Первые дни ребенка в школе”
За годы существования в педагогическом колледже изменилось многое. Но в одном колледж остался верным своему первоначальному назначению: он готовит учителей. Учителей, готовых к тяжёлой работе, не теря...
Презентация "Интерактивные методы и формы работы учителя начальной школы"
Презентация "Интерактивные методы и формы работы учителя начальной школы"...
Преемственность основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях ФГОС ООО
Переход учащихся из начальной школы в основную, считается одной из наиболее сложных и значимых педагогических проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из трудных периодов процесса обучения...
Доклад на МО учителей начальной школы
Доклад на МО учителей начальной школы«Организация работы с детьми сОВЗ в условиях реализации ФГОС»...
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (из опыта работы учителя)
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ(из опыта работы учителя)...
Педагогический проект - Современной школе-современный учитель 2020-2023гг
Профессионально-ориентированный проект по специальности 44.2.02 Преподавание в начальных классах "Современной школе-современный учитель" 2020-2023гг.Цель: создание профессионально ориентиров...