Дифференцированная нагрузка на занятиях по физической культуре.
методическая разработка по теме

Матросов Виталий Петрович

Работа о индивидуально-дифференцированном подходе к студенту при выборе нагруки  на занятиях по физической культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differencirovannaya_nagruzka_na_zanyatiyah_f._k.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ НАГРУЗКА НА ЗАНЯТИЯХ ПО

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СО СТУДЕНТАМИ.

ВЫПОЛНИЛ  ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

МАТРОСОВ В.П.

Саратов  2012

Содержание.

1. Здоровье учащихся.

2. Физическая культура- здоровье.

3. Дифференцированный метод.

4. От репродуктивного к исследовательскому методу.

5. Результаты.

  1. Здоровье учащихся.

Состояние здоровья подрастающего поколения в последние годы неуклонно ухудшается, что вызывает обоснованную тревогу. Данные многих авторов [ 1, 2, 3  ]

свидетельствуют о том, что за время обучения в школе, училище, техникуме- численность здоровых учащихся сокращается в 4 - 5 раз. Различные патологические изменения обнаруживаются у 86 % учащихся I  класса и у 93 % - старшеклассников. Это объясняется низким исходным уровнем поступающих в техникум детей, что неблагоприятно отражается на процессе их адаптации к учебным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения их здоровья и плохой успеваемости.

Существует много причин «отрицательно влияющих на здоровье людей». И одна из них – неправильное, крайне расточительное отношение человека к самому себе, к своему организму, к заложенному в него природой. Необходимо повернуться лицом к своему здоровью. И начинать это надо с детей, школы, у нас со студентов 1го курса. Одним из важнейших слагаемых здорового образа жизни особенно в период обучения являются систематические занятия физической культурой и спортом. Их роль состоит не только в непосредственном влиянии на организм занимающихся, но и в воспитании ценностных ориентаций на здоровье, в формировании умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, использовать их в целях досуга, отдыха и самосовершенствования. В связи с этим физическое воспитание приобретает особенно важное значение в формировании привычек здорового образа жизни среди студентов.

 2.Физическая культура- здоровье.

Реализовать задачи, стоящие перед предметом «физическое воспитание» удается только в том случае, если обеспечивается хорошая посещаемость занятий. Только при хорошей посещаемости можно быть уверенными, что методически правильное, последовательное повышение учебных нагрузок в занятиях по физическому воспитанию не окажется чрезмерным «форсированным» воздействием. Поэтому именно посещаемость занятий создает важнейшие предпосылки для успеха всей проводимой преподавателем и врачом работы по физическому воспитанию. Крайне важно создавать заинтересованность студентов в занятиях, пробудить в них увлеченность делом освоения новых двигательных качеств и навыков. Важнейшим условием формирования правильного отношения студентов к физическому воспитанию является установление между преподавателем и студентами того необходимого контакта, который обеспечивает полное доверие студента к педагогу. Главное в организационных усилиях преподавателя состоит в том, чтобы вызвать у студентов реакцию, соответствующую его творческим талантам. Итогом этих усилий должно стать желание, готовность студента работать над собой.

Всех студентов на основании данных о состоянии здоровья и физическом состоянии распределяют на три группы: основную, подготовительную и специальную.

Причем нужно отметить, что распределение студентов на медицинские группы резких, четко ограниченных границ между группами не имеет. Это заставляет врача решать вопрос об отнесении студентов в ту или иную группу сугубо индивидуально, выясняя не только степень функциональных нарушений организма, но и уровень физической подготовленности. Существуют программные уровни – низкий, средний, высокий.

После выявления уровней физической подготовленности в начале года надо выяснить, кто же из ребят нуждается в особом к себе внимании, не снимая с контроля при этом и благополучных ребят. Результаты учета надо преподнести как стартовые, от которых пойдет отсчет изменений в последующих тестированиях. В дальнейшем будут фиксироваться не абсолютные результаты, а изменения в них по отношению к стартовым. Таким образом, главным станет победа над собой.

Студенты, отнесенные к подготовительной  - медицинской группе, оцениваются на общих основаниях, за исключением тех видов двигательных  действий, которые им противопоказаны по состоянию здоровья.

Студенты специальной медицинской группы оцениваются по овладению ими разделом. «Основы знаний» умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность и выполнение доступных для них двигательных действий.

Многолетняя практика физического воспитания показала, что методика работы, рассчитанная на так называемого среднего студента, приводит к стандартности урока физической культуры, снижает интерес к нему у студентов [4].

  1. Дифференцированный подход.

Поэтому необходимо при обучении к каждому студенту  проявлять дифференцированный подход.

При осуществлении дифференцированного обучения урок проводится по общепринятой структуре. Главное различие заключается в дозировке физической нагрузки, в некотором изменении содержания учебного материала в каждой из частей урока и методике обучения. При этом соблюдается главное: для слабо подготовленных подбираются более простые подводящие и подготовительные упражнения и в несколько большем объеме, чем для сильных студентов; ребятам с пониженной работоспособностью постепенно увеличивают физическую нагрузку, паузы отдыха между повторениями заданий делают более частыми и длительными.

Подготовительная часть урока.  

Простые, легкие упражнения, не вызывающие сильного напряжения,  все студенты проделывают в одинаковой дозировке. Это относится к построениям, перестроениям, ходьбе, которыми начинается обычно вводная часть. Затем, как правило, дается бег в медленном или среднем темпе и следом – общеразвивающие упражнения. Выполнение их требует проявления силы, быстроты, выносливости, вызывает резкие сдвиги в системах кровообращения и дыхания, особенно бег. Поэтому для слабо подготовленных студентов нужно снизить нагрузку. Сделать это  можно так. Преподаватель, наблюдая за ребятами, не прерывая общего выполнения заданий, предлагает слабо подготовленным, закончить упражняться примерно после того, как все студенты выполнят половину намеченной нагрузки. Снизить нагрузку при выполнении общеразвивающие упражнений можно и по-другому: разрешить делать их в произвольном темпе, под индивидуальный счет. Менее подготовленные студенты будут упражняться медленнее, значит и в меньшем объеме.

Основная часть урока. 

Здесь создаются лучшие условия для работы, если группа разбита на отделения в зависимости от подготовленности к освоению конкретного раздела. Однако организация студентов в основной части может быть различной в зависимости от этапа подготовки.

I этап – ознакомления с новым учебным материалом. Занятия целесообразно вести одновременно со всей группой. Все отделения получают одинаковое задание: выполнить новые упражнения, показанные учителем.

II этап – усвоение и закрепление учебного материала. Наиболее рационально давать разные учебные задания каждой группе: одной – подготовительные упражнения или подводящие, выполняемые в облегченных условиях, другой – усложненные подводящие упражнения, третьей – действие в целом, но в облегченном варианте и т.д.  

III этап – совершенствование в выполнении разученного двигательного действия. Может случиться так, что для студентов, подготовленных  наиболее слабо, третьего этапа не будет – они недостаточно хорошо освоили учебный материал. Эти ребята продолжают работу (хотя и несколько усложненную), которую они выполняли во втором этапе.

При проведении упражнений в игровой или соревновательной форме более правильно распределять слабых студентов по всем командам.

Заключительная часть урока. Отделения объединяют в одну группу, все студенты выполняют одинаковые упражнения. Исключение представляют те случаи, когда по расписанию урок физической культуры последний и в конце его преподаватель проводит игру большой подвижности. Участие в такой игре ребят, менее подготовленных, целесообразно ограничить.

Деление группы на отделения в зависимости от уровня физической подготовленности дает возможность преподавателю дифференцированно проводить занятия по развитию двигательных качеств. Обычно эти занятия планируют на конец основной части урока. Содержание их – несложные, хорошо знакомые студентам упражнения. Они могут быть одинаковыми и для слабых, и для сильных, но число повторений каждого упражнения, увеличение общего объема нагрузки дифференцируют.

Для того чтобы определить исходный уровень повторения  упражнений можно использовать рекомендации по установлению максимальных тестов при круговой тренировке: предлагается всем студентам выполнять заданное упражнение в течении 30 – 40 сек., считается число повторений; исходной величиной считается половина этого числа; в дальнейшем число повторений движения постепенно увеличивают.

Студентам с низким уровнем подготовленности необходимо выполнять эти упражнения не долго. Чтобы эта работа проходила успешно, важно наладить соответствующий контроль на нагрузку. Основное отличие заданий для сильных студентов – усложнение упражнений и увеличение нагрузки.

Нужно обратить особое внимание на ребят с ослабленным здоровьем. Важно разъяснить студентам, что практически каждый из них – при условии систематических занятий физическими упражнениями в сочетании с закаливанием и на основе рационального режима сможет постепенно освоить рекомендуемые объемы физической нагрузки.

  1. От репродуктивного к исследовательскому методу.

Если раньше на уроке больше применялся репродуктивный метод, то на сегодня больше применяется метод- исследовательский. Студенту даются знания о законах воздействия физической нагрузки на организм, об утомлении, перенапряжении, о способах контроля  за реакцией организма и учим пользоваться этими знаниями в работе.

Студенту основной медицинской группы дается задание, которое  должно выполняться в пределах 130- 160 ударов пульса в минуту. Работа в данном режиме дает самые эффективные, положительные результаты в освоении нагрузки на организм.

Чтоб не было перенапряжения организма при работе. Студента учим пользоваться таблицей ( Внешние признаки утомления) по В. К. Вличко.

Внешние признаки утомления В. К. Велитченко

Признаки

Небольшое физиологическое утомление

Значительное утомление (острое переутомление I степени)

Резкое переутомление (острое переутомление II степени)

Окраска кожи

Небольшое покраснение

Значительное покраснение

Резкое покраснение, побледнение, синюшность

Потливость

Небольшая

Большая( выше пояса)

Резкая (ниже пояса), выступление солей на коже

Дыхание

Учащенное(до 22-26 в 1 мин. на равнине и до 36 при подъеме в гору)

Учащенное (38-46 в 1 мин), поверхностное

Очень учащенное ( более 50-60 в 1 мин ), через рот, переходящее в отдельные вдохи, сменяющимся беспорядочным дыханием.

Движение

Бодрая походка

Неуверенный шаг, легкое покачивание при ходьбе. отставание на марше.

Резкие покачивания при ходьбе, появление некоординированных движений, отказ от дальнейшего движения

Общий вид ощущения

Обычный

Усталое выражение лица, небольшая сутулость. Снижение интереса к окружающему

Изможденное выражение лица, сильная сутулость(«вот-вот упадет»).Апатия. жалобы на очень сильную слабость( до прострации).Учащенное сердцебиение, головная боль, жжение в груди, тошнота, рвота

Мимика

Спокойная

Напряжение

Искажение

Внимание

Четкое, безошибочное выполнение указаний

Неточность в выполнении команд, ошибки при смене направления движения

Замедленное, неправильное выполнение команд. Воспринимаются только громкие команды.

Пульс уд/мин

110-150

160-180

180-200 и более

Обучаемый обязан вести дневник самоконтроля. Контроль позволит быстро и эффективно установить уровень работоспособности (утомления), внести поправку в тренировочную работу. Корректировка в исполнении нагрузки убережет от переутомления ( физического и психического), сохранит хорошую дальнейшую работоспособность, настроение на уроках и самостоятельных  тренировках

Данный подход к обучению на уроках физкультуры нацелен прежде всего на укрепление здоровья и развития двигательной активности студентов. Основные результаты занятий – профилактика заболеваемости у ребят, а также повышение интереса к занятиям физическими упражнениями. Главная цель направлена на то, чтобы найти оптимальный уровень физической активности для каждого студента.                                                                               

ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНОШЕЙ ОСНОВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

Тесты

Оценка в баллах

5

4

3

  1. Бег 3000 м (мин, с) 

12,30

14,00

б/вр

  1. Бег на лыжах 5 км (мин, с) 

25,50

27,20

б/вр

  1. Плавание 50 м (мин, с) 

45,00

52,00

б/вр

  1. Приседание на одной ноге с опорой о стену (количество раз на каждой ноге)

10

8

5

  1. Прыжок в длину с места (см)

230

210

190

  1. Бросок набивного мяча 2 кг из-за головы (м) 

9,5

7,5

6,5

  1. Силовой тест — подтягивание на высокой перекладине (количество раз) 

13

11

8

  1. Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (количество раз) 

12

9

7

  1. Координационный тест — челночный бег 310 м (с) 

7,3

8,0

8,3

  1. Поднимание ног в висе до касания перекладины (количество раз) 

7

5

3

  1. Гимнастический комплекс упражнений:

– утренней гимнастики;

– производственной гимнастики;

– релаксационной гимнастики 

(из 10 баллов)

до 9

до 8

до 7,5

Примечание. Упражнения и тесты по профессионально-прикладной подготовке разрабатываются кафедрами физического воспитания с учетом специфики профессий (специальностей) профессионального образования.

ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

ДЕВУШЕК ОСНОВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

Тесты

Оценка в баллах

5

4

3

  1. Бег 2000 м (мин, с) 

11,00

13,00

б/вр

  1. Бег на лыжах 3 км (мин, с) 

19.00

21,00

б/вр

  1. Плавание 50 м (мин, с) 

1,00

1,20

б/вр

  1. Прыжки в длину с места (см) 

190

175

160

  1. Приседание на одной ноге,

опора о стену (количество раз на каждой ноге) 

8

6

4

  1. Силовой тест — подтягивание на низкой перекладине (количество раз) 

20

10

5

  1. Координационный тест — челночный бег 310 м (с) 

8,4

9,3

9,7

  1. Бросок набивного мяча 1 кг из-за головы (м) 

10,5

6,5

5,0

  1. Гимнастический комплекс упражнений:

– утренней гимнастики

– производственной гимнастики

– релаксационной гимнастики 

(из 10 баллов)

до 9

до 8

до 7,5

Примечание. Упражнения и тесты по профессионально-прикладной подготовке разрабатываются кафедрами физического воспитания с учетом специфики профессий (специальностей) профессионального образования.


Нормативы для учащихся (юноши),

имеющих высокий уровень физической подготовленности

№ п/п

Контрольное упражнение

Высокий

Средний

Низкий

1.

Бег 30 м (сек.)

3.9

4.2

4.5

2.

Бег 60 м (сек.)

7.9

8.1

8.4

3.

Бег 3000 м (мин, сек)

12.10

13.00

14.00

4.

Подтягивание из виса на перекладине (кол-во раз)

15

13

12

5.

Прыжки в длину с места (см)

245

235

220

6.

Наклоны вперед из положения сидя, ноги врозь (см)


+26


+20


+14

7.

Прыжки со скакалкой за 1 мин. (кол-во вращений)

150

140

130

Нормативы для учащихся (юноши),

имеющих средний уровень физической подготовленности

№ п/п

Контрольное упражнение

Высокий

Средний

Низкий

1.

Бег 30 м (сек.)

4.6

4.8

5.0

2.

Бег 60 м (сек.)

8.5

8.8

9.2

3.

Бег 3000 м (мин, сек)

14.20

15.20

16.00

4.

Подтягивание из виса на перекладине (кол-во раз)

10

9

8

5.

Прыжки в длину с места (см)

210

200

190

6.

Наклоны вперед из положения сидя, ноги врозь (см)


+ 13


+10


+7

7.

Прыжки со скакалкой за 1 мин. (кол-во вращений)

125

115

110

Нормативы для учащихся (юноши),

имеющих низкий уровень физической подготовленности

№ п/п

Контрольное упражнение

Высокий

Средний

Низкий

1.

Бег 30 м (сек.)

5.1

5.2

5.3

2.

Бег 60 м (сек.)

9.5

9.7

10.2

3.

Бег 3000 м (мин, сек)

16.10

17.00

18.00

4.

Подтягивание из виса на перекладине (кол-во раз)

7

5

4

5.

Прыжки в длину с места (см)

180

170

160

6.

Наклоны вперед из положения сидя, ноги врозь (см)


+ 6


+2


-5

7.

Прыжки со скакалкой за 1 мин. (кол-во вращений)

105

95

80

  1. Результаты.

В 2010-2011 учебном году данная методика была опробирована на студентах 1го курса. В начале года студенты были протестированы по основным видам двигательной деятельности и был выявлен уровень физической деятельности студентов. Аналогичное тестирование было проведено и в конце учебного года. В результате,  к концу учебного года количество студентов с «низким и ниже среднего уровнями развития» уменьшилось  в среднем на 25%, а  количество студентов с «высоким и выше среднего уровнями развития» увеличилось на 28%и студентов со «средним уровнем развития» стало на 15% больше.

Также в течение года наблюдения проводились за посещаемостью занятий. Студенты почти не стали пропускать занятия без уважительных причин, на 7% увеличилась их посещаемость. Эти результаты привели к положительным сдвигам в успеваемости студентов.

От совместных усилий ребят, врача и педагога зависит воспримут ли студены занятия физическими упражнениями  не только как полезное, но и увлекательное дело, приобретает ли в процессе этих занятий потребность в физической культуре на всю жизнь или же эти занятия останутся для него лишь одним из обязательных предметов в расписании.  

Список литературы

1

  1. В.И. Дубровский «Движение для здоровья» :М.: Знание, 2009г.,
  2. Ю.А.Орешкин. «Здоровье через физкультуру» :М.: Медицина, 2010г. – 171с
  3. Журнал «Физическая культура в школе» № 3 за 2011год, стр. 8.
  4. А.С. Извекова «Отношение детей школьного возраста к различным формам занятий физическими упражнениями : М.: ФиС, 2011г – 75 с.

 .    5.  В.В.Роженцев; М.М.Полещиков (Утомление при занятиях физической культурой и спортом). Из. Советский спорт. М.2009. 

          6. Интернет-статья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по физической культуре на тему: «Типовое занятие по аэробике силовой направленности»

Представлена разработка по проведению занятия по физкультуре по теме проведения занятия по аэробике....

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Выступление на педагогическом совете колледжа.В докладе отражены проблемы формирования у студентов образовательного уччреждения мотивации к занятиям физической культурой....

Конспект занятия по физической культуре. Раздел: «Атлетическая гимнастика»

Аннотация.В наше время все больше возникает беспокойство физического здоровья школьников и подростков, которые до и после окончания школы, техникумов практически не интересуются своим физическим состо...

Технологическая карта учебного занятия по физической культуре по теме: Техника передвижений, передач и подач мяча в игре волейбол

В технологической карте представлены тема, цели занятия, указаны тип занятия, форма и методы обучения, содержание и структура учебного занятия...

Презентация на тему: Занятие по физической культуре в детском саду.

I. ВВЕДЕНИЕ Структура занятия определяется поставленными задачами и особенностями организма ребенка. Исходя из этого , в физкультурном занятии выделяют условно три основные части: вводную, основную, з...

4.2 ПОЛИКЛИНИКА ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП ДЛЯ ЗАНЯТИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

1.7. ПОЛИКЛИНИКА 4.2_ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП ДЛЯ ЗАНЯТИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ...