Социальное партнерство - основа улучшения качества подготовки молодых специалистов
статья на тему
Предварительный просмотр:
Безбородова Наталья Владимировна
ГБУ ПО РМ «РЖПТ им. А.П. Байкузова»,
мастер производственного обучения, г. Рузаевка
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО – ОСНОВА УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Качество подготовки молодых специалистов в образовательных учреждениях находится в прямой зависимости от глубины полученных студентами знаний в ходе теоретического курса обучения, отработки и закрепления практических навыков в процессе производственного обучения и производственной практики, в том числе и на предприятии.
Имеющийся в образовательных учреждениях инженерно - педагогический потенциал, методическое обеспечение, применение современных педагогических технологий позволяет в целом успешно осуществлять теоретическую и практическую подготовку учащихся. При этом возможности учебного заведения для отработки и закрепления практических навыков учащихся в настоящее время существенно ограничены.
Связано это с тем, что в течение многих лет образовательные учреждения практически не имели возможности обновлять оборудование учебно-производственных мастерских. Одновременно с этим существенно ослабла роль и влияние государственных структур всех уровней в профессиональной подготовке кадров.
Несколько лет учебные заведения Республики вынуждены были самостоятельно решать все вопросы, возникающие в ходе учебно-производственного процесса. За это время профессиональные образовательные учреждения не только не утратили своей инфраструктуры, не растеряли инженерно – педагогические кадры, но и в определенной степени за счет собственной деятельности обновили материальную базу производственного обучения. Вместе с тем совершенно очевидно, что данная деятельность не может и не должна заменять работодателей и государство в процессе профессиональной подготовки граждан Республики.
Для развития социального партнерства необходимо проводить встречи руководителей, педагогов, студентов техникума, представителей администрации. По итогам встреч необходимо подготовить предложения, направленные на улучшение организации теоретического и производственного обучения, производственной практики студентов.
Развитие социального партнерства – одна из главных задач нашего учебного заведения. Социальное партнерство выступает и средством, и результатом высокого уровня развития учебного заведения. Вся работа с предприятиями, которых можно считать социальными партнерами, ведется на основании заключенных договоров.
На сегодня наш коллектив Рузаевского железнодорожно-промышленного техникума имени А.П.Байкузова заключил договора с предприятиями города о социальном партнерстве в деле подготовки молодых специалистов.
Основными партнерами являются:
- Пензенский центр организации работы железнодорожных станций – структурное подразделение Куйбышевской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО « РЖД»;
- ОАО Типография «Рузаевский печатник»;
- ОАО «Рузаевский завод керамических изделий»;
- служба коммунального хозяйства ОАО «Коммунальник».
Заключая договор и направляя студентов на практику, мы в соответствии с учебной программой четко определяем какие приемы и навыки, изученные на теоретических и практических занятиях в техникуме, должен отработать студент на производстве. Затем мы на экзамены приглашаем представителей базовых предприятий, где эти знания закреплялись, и вместе оцениваем результаты нашей совместной работы. Студентам техникума присваиваются квалификация и рабочий разряд, выдается соответствующее свидетельство. Таким образом, работодатель не только оценивает эффективность работы учебного заведения, но и эффективность собственного участия в процессе подготовки специалиста, тем самым уменьшается поле для взаимных претензий и расширяется для углубления сотрудничества.
Основными направлениями взаимодействия техникума и наших социальных партнеров являются:
- реализация государственных программ по подготовке компетентных рабочих кадров и специалистов профессионального образования для предприятий;
- организация производственной практики студентов;
- трудоустройство выпускников;
- совершенствование содержания образования и мониторинг качества подготовки специалистов;
- анализ рынка труда и потребностей в обучении;
- внесение предложений по изменению и дополнению содержания обучения;
- участие студентов и работников - наставников в конференциях и круглых столах, проводимых студентами;
- привлечение ведущих специалистов для чтения спецкурсов;
- стажировки преподавателей на предприятиях;
- укрепление и развитие учебно-материальной базы техникума.
Проводимая в этом направлении работа оказывает положительный эффект и на уже работающие на предприятиях кадры.
Социальное партнерство это не только целевая подготовка кадров для данного предприятия, но и сотрудничество в иных взаимовыгодных сферах деятельности, которые влияют на качество работы учебного заведения, а, следовательно, и на качество подготовки кадров.
Привлечение наибольшего количества желающих получить специальность возможно лишь при проведении продуманной профориентационной работы и популяризации рабочих профессий.
Одним из возможных приемов социального партнерства является также организация конкурсов профессионального мастерства, где студенты закрепляют и углубляют полученные знания в процессе обучения; развивается творческое мышление и способность применять на практике полученные знания, умения и навыки; прививается уважение к избранной профессии.
Развитие социального партнерства в области кадрового обеспечения образовательного процесса может осуществляться путем привлечения к преподаванию специалистов предприятий, имеющих опыт профессиональной деятельности в соответствующих отраслях производства. Такие специалисты могут привлекаться для следующих видов деятельности:
- проведение теоретических и практических занятий;
- руководство курсовым проектированием;
- руководство практикой по профилю специальности;
- руководство преддипломной практикой.
Для развития нашего техникума проблема социального партнерства приобретает актуальность, так как нам, как и любому учебному заведению, жизненно необходимо создать эффективный диалог между профессиональным образованием и предприятиями – работодателями.
Социальное партнерство мы понимаем как особый тип взаимодействия образовательного учреждения со всем субъектами рынка труда, территориальными органами управления, нацеленного на максимальную реализацию интересов всех участников этого процесса.
Совершенно очевидно, что подготовить современного специалиста невозможно в отрыве от реального производства, без обеспечения возможности знакомиться и начинать осваивать то оборудование и технологии, с которыми выпускники встретятся, придя на предприятие по окончании образовательного учреждения.
В нашем учебном заведении цель социального партнерства заключается в успешном решении основной задачи учебного заведения – подготовка высококвалифицированных компетентных специалистов, отвечающих требованиями работодателей.
Партнерские отношения открывают для образовательного учреждения дополнительные возможности:
- постоянный доступ к информации о рынке труда, что позволяет уточнить структуру специальностей и профессий, объем подготовки кадров;
- организация практики студентов на оборудовании, задействованном на предприятии;
- систематическая стажировка педагогов техникума на предприятиях для ознакомления с новейшим оборудованием;
- совершенствование и укрепление материально-технической базы;
- трудоустройство выпускников техникума;
- профориентация учащихся школ города и района;
- разработка компетентностных требований в рамках реализуемых специальностей и профессий по стандартам 3 поколения.
К настоящему моменту в техникуме проделана определенная работа:
- заключены договора по закреплению баз производственных (профессиональных) практик по всем обучаемым профессиям;
- студенты техникума получили реальную возможность проведения занятий производственного обучения на предприятиях социальных партнеров;
- представители базовых предприятий проводят профессиональные экскурсии, раскрывая секреты профессионального мастерства, они готовы предоставить возможность знакомиться с новейшим оборудованием, передовыми производственными технологиями;
- работники предприятий являются наставниками при прохождении практики студентами;
- получены отзывы работодателей о качестве выпускников (специалистов) по всем обучаемым профессиям и специальностям – благодарственные письма от руководителей предприятий в сторону педагогического коллектива;
- выпускникам, положительно зарекомендовавшим себя во время прохождения практики, предоставляются рабочие места.
В современно социально-экономических условиях образовательные учреждения профессионального образования только в тесном контакте с работодателями – непосредственными потребителями образовательных услуг, смогут выполнять свою главную задачу – осуществлять подготовку высококвалифицированных кадров по специальностям, востребованным на рынке труда.
Список использованной литературы:
1. Государственно-частное партнерство в образовании: сборник / научные редакторы О. П. Молчанова, А. Я. Лившин. – М. : КДУ, 2009. – 242 с.
2. Медведева Н. В. Социальное партнерство в системе среднего профессионального образования: проблемы и перспективы / Н. В. Медведева // Среднее профессиональное образование. – 2008. - №7. – С. 31-32.
3. Котенков А. В. Социальное партнерство в сфере профессионального образования: зарубежный и российский опыт / А. В. Котенков // Проблемы современной экономики. – 2008. - №4(28). – С. 460-463.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЛИЯНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
О роли современных учреждений СПО в работе над моделью подготовки конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста, обладающего достаточным уровнем компетенции, способного быстро ада...
Влияние учебной работы, проводимой за рамками учебных занятий, на качество подготовки будущих специалистов
Данная статья является материалом Всероссийской научно-практической конференции работников ОУ СПО "Педагогическая стратегия: образовательные процессы для формирования высококвалифицированных спе...
Научно-исследовательская работа и её роль в подготовке молодого специалиста.
Круглова С.В.мастер производственного обучения Научно-исследовательская работа и её роль в подготовке молодого специалиста. Задачи, выдвигаемые современным производством перед ра...
Роль самостоятельной работы в повышении качества подготовки молодых специалистов
Опыт преподавателя...
«Подготовка молодых специалистов для холодильной промышленности с применением стандартов «WorldSkills Russia в ГАПОУ МОК им.В.Талалихина»
ВТОРАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ РОССОЮЗХОЛОДПРОМА «БИЗНЕС И ОБРАЗОВАНИЕ»...
Доклад "Демоэкзамен и стандарты Worldskills как новая форма оценки качества подготовки молодых профессионалов".
Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс – это форма государственной итоговой аттестации выпускников по программам среднего профессионального образования образовательных организац...
Выявление особенностей подготовки молодых специалистов специальности «Начальное образование» в контексте профессионально-психологической адаптации
В реализации стратегических целей образования учитель остаётся ключевой фигурой. Выпускники Пинского колледжа УО «БрГУ имени А.С. Пушкина» ежегодно пополняют ряды педагогического сообществ...