курсовая "Организация домашней работы по математике в условиях группы продленного дня"
статья по теме

Белова Юлия Алексевна

Домашняя работа по математике в условиях группы продлённого дня содействует вооружению учащихся умением самостоятельно овладевать знаниями, дает возможность учителю и родителям быть в курсе успехов школьника, помогает организовать свободное время детей дома, содействует воспитанию у них ценных качеств: трудолюбия, организованности, дисциплинированности, аккуратности.

Руководство домашней работой в группе продлённого дня осуществляет через инструктирование учащихся и через проверку выполненной работы. Важно, чтобы ученику была ясна цель домашнего задания, тогда он может с увлечением проделать неинтересную, но нужную работу. Ученику необходимо знать, что ему задано на дом и как он будет выполнять это задание. Поэтому, предлагая выполнить задания в группе продлённого дня, нужно обязательно говорить, что надо сделать, и разъяснять, как это делать, переходя от подробной инструкции к более краткой.

Для правильной организации домашней учебной работы детей в группе продлённого дня необходимо тесное сотрудничество воспитателя группы продленного дня с учителем, а также с семьёй ученика. Учителю надо разъяснять воспитателям и родителям, как оказывать учащимся разумную помощь в выполнении домашних заданий.

Проблема задавания домашних заданий по математике в начальных классах требует особого внимания. Учителя не всегда используют возможности выполнения домашнего задания как форму организации учебной деятельности учащихся. По этой причине домашняя работа как форма обучения не играет той роли, которая ей отведена.

Актуальность этой проблемы подтверждается в современных нормативных документах. Проблеме, связанной с этой темой, мы и решили посвятить свое исследование. Все выше изложенное позволило нам определить объект, предмет, цель и задачи исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_chernovik_2.doc251 КБ

Предварительный просмотр:

                       ВВЕДЕНИЕ

Домашняя работа по математике в условиях группы продлённого дня содействует вооружению учащихся умением самостоятельно овладевать знаниями, дает возможность учителю и родителям быть в курсе успехов школьника, помогает организовать свободное время детей дома, содействует воспитанию у них ценных качеств: трудолюбия, организованности, дисциплинированности, аккуратности.

Руководство домашней работой в группе продлённого дня осуществляет через инструктирование учащихся и через проверку выполненной работы. Важно, чтобы ученику была ясна цель домашнего задания, тогда он может с увлечением проделать неинтересную, но нужную работу. Ученику необходимо знать, что ему задано на дом и как он будет выполнять это задание. Поэтому, предлагая выполнить задания в группе продлённого дня, нужно обязательно говорить, что надо сделать, и разъяснять, как это делать, переходя от подробной инструкции к более краткой.

Для правильной организации домашней учебной работы детей в группе продлённого дня необходимо тесное сотрудничество воспитателя группы продленного дня с учителем, а также с семьёй ученика. Учителю надо разъяснять воспитателям и родителям, как оказывать учащимся разумную помощь в выполнении домашних заданий.

Проблема задавания домашних заданий по математике в начальных классах требует особого внимания. Учителя не всегда используют возможности выполнения домашнего задания как форму организации учебной деятельности учащихся. По этой причине домашняя работа как форма обучения не играет той роли, которая ей отведена.

Актуальность этой проблемы подтверждается в современных нормативных документах. Проблеме, связанной с этой темой, мы и решили посвятить свое исследование. Все выше изложенное позволило нам определить объект, предмет, цель и задачи исследования.

Объект исследования процесс организации выполнения домашнего задания по математике в группе продлённого дня.

Предмет исследования приёмы и формы выполнения домашней работы по математике в условиях группы продлённого дня. 

Гипотеза исследования состоит в следующем: повышение уровня самостоятельности при выполнении домашнего задания по математике в режиме группы продленного дня у младших школьников.

Цель курсовой работы раскрыть возможности выполнения домашних заданий в условиях группы продлённого дня.

Были выделены следующие задачи исследования:

- изучить психолого-педагогическую литературу, - возрастные особенности учащихся начальной школы, - особенности организации самоподготовки в условиях группы продлённого дня;

- особенности организации выполнения домашней работы по математики;

- провести в условиях группы продлённого дня опытно-экспериментальную работу в МБОУ «СОШ  с. Большая  Гусиха  Базарно-Карабулакского  района Саратовской области».

Методы исследования - анализ теоретической литературы, наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, педагогический эксперимент.

Курсовая работа состоит из введения, двух частей, заключения, списка использованной литературы и приложения.

В первом разделе мы раскрываем особенности организации выполнения домашних заданий по математике; виды домашних заданий по математике в начальных классах; недостатки организации домашней работы.

Во втором разделе мы раскрываем особенности организации выполнения домашней работы по математике в группе продлённого дня: организация самоподготовки по математике;

Список использованной литературы включает  31 источник. В приложении представлены примерные домашние задания учащимся по математике  в начальных классах.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО МАТЕМАТИКЕ

1. 1. Особенности организации выполнения домашних заданий по математике

Последние десятилетия ознаменованы пересмотром целесообразности домашней самостоятельной работы школьников. Распространились призывы работать без домашних заданий, которые многими учителями были восприняты как прогрессивный шаг в гуманизации школьных отношений. Однако серьезных доказательств бесполезности домашних заданий нет. Наоборот, есть многовековая практика и педагогические законы, доказывающие, что если дома знания, приобретенные на уроке, не повторяются, то они забываются.

Психологами было установлено, что полноценное усвоение знаний, умений и навыков происходит только в том случае, если оно рассредоточено во времени. Любой новый материал, который учащийся усвоил на уроке, необходимо закрепить и выработать соответствующие ему умения и навыки. На уроках, как бы хорошо они ни проводились, имеет место концентрированное запоминание и перевод знаний в оперативную, кратковременную память. Для перевода знаний в долговременную память учащимся необходимо последующее повторение, т. е. рассредоточенное усвоение, что требует выполнения работы определенного объема. Чаще всего такую работу задают на дом. (Калмыкова З.И.: 2009).

Как бы ни был эффективен урок, знания, полученные на нем, должны быть повторены и закреплены потом, так как они должны «улечься» в общую систему знаний человека. Для этого их необходимо обдумать, сопоставить с уже имеющимися, творчески переработать, а на это требуется время. Огромное значение домашняя работа имеет также для воспитания учащихся, поскольку способствует формированию навыков самостоятельной деятельности. Конечно, можно не задавать домашних заданий, но тогда процесс отработки должен проходить в классе и на это надо выделить дополнительное время. (Окунев А.А.: 2008).

Однако это не единственный недостаток работы без домашнего задания. Усвоение материала и отработка навыков в силу индивидуальных особенностей у каждого учащегося идут в своем темпе. В результате научных исследований определено, что учащиеся приблизительно одинаковой успеваемости тратят на домашние задания разное количество времени. Разница может быть очень велика: 20-минутное занятие одного может другим проводиться в течение 40 мин и даже 1 ч. Поэтому каждому из учеников, обучающихся в одном классе, понадобится разное количество времени на их усвоение и отработку. Это приводит к сложностям при определении времени, необходимого для усвоения материала и отработки учебных навыков, если их проводить в классе (Манвелов С.Г.: 2009).

Домашняя самостоятельная работа учеников — важная и неотъемлемая часть учебного процесса. Ее цель — расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учеников.

Домашняя самостоятельная работа выполняет важные дидактические функции, а именно:

-   закрепление знаний, умений, полученных на уроках;

-   расширение, углубление учебного материала, проработанного в классе;

-   формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений;

-   развитие самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающего возможностям учеников;

-   выполнение индивидуальных наблюдений, опытов; сбор и подготовка учебных пособий, таких, как гербарии, природные образцы, открытки, иллюстрации, газетные и журнальные вырезки и т. п., для изучения новых тем на уроках (Древелов Х. и др.: 2009).

Поскольку содержанием домашних заданий является обычно учебный материал урока, виды домашних учебных занятий аналогичны сложившимся видам классных самостоятельных работ учащихся.

Домашняя работа учащихся при обучении математике необходима. В ходе домашней работы закрепляются формируемые навыки, создаются условия для тренировки детей в самостоятельном применении приобретенных под руководством учителя знаний.

Однако, изучая опыт, приходится констатировать, что одним из типичнейших недостатков в постановке обучения математике в начальных классах школы является перегрузка учащихся домашними заданиями. Перегрузка эта проявляется в двух формах:

а)        задания на дом оказываются чрезмерно большими по объему;

б)        задания оказываются чрезмерно трудными для детей, не могут быть выполнены ими без посторонней помощи.

Объем домашних заданий не должен быть слишком большим. Установлены примерные нормы времени на выполнение домашних заданий учащимся по всем предметам (русскому языку, чтению, а по математике нет домашних заданий) во втором полугодии I класса до 1 часа, во II классе - до 1,5 ч.; в III классе – до 2 ч. В первом классе в первое полугодие домашние задания разрешается давать только по чтению, в субботу домашние задания в начальных классах давать запрещается.

Чтобы избежать такого положения, необходимо, систематически работая над развитием у детей умений, связанных с вполне самостоятельным выполнением учебных заданий, время от времени проверять, какие задания могут быть ими выполнены самостоятельно и за какое время. Эта задача не требует проведения специальных проверок.

Важно только иметь в виду эту цель при проведении обычных повседневных самостоятельных работ на уроке, фиксируя время, затраченное на выполнение того или иного задания, отмечая задания, с которыми успешно справляются все дети. Предлагая задание на дом, учитель должен быть уверен, что оно посильно и что оно потребует в среднем около 20 мин. Поскольку умения и навыки, связанные с выполнением самостоятельной работы, развиваются постепенно, задания на дом могут предлагаться, только начиная с того момента, когда существуют необходимые для этого условия. Иначе, как это и сейчас еще довольно часто бывает, задания на дом оказываются заданиями не для учащихся, а для их родителей. Именно такого рода злоупотребления домашними заданиями привели к специальному распоряжению МП РСФСР о запрещении домашних заданий для первоклассников в течение первого полугодия ( Пойа Д.: 1985).

Важен вопрос о содержании заданий для самостоятельной работы учащихся при обучении математике.

Это могут быть задания всех тех видов, которые и в классе выполняются детьми в ходе самостоятельной работы: вычисления, сравнение выражений, решение уравнений, задания геометрического содержания (в частности, работы по вырезыванию каких-либо геометрических фигур, составлению геометрических орнаментов и пр.), это могут быть и текстовые задачи и др. Однако предлагаться они должны после соответствующей подготовки в классе.

В связи с этим возникает вопрос о том, в какой связи с материалом урока должны находиться задания для домашней работы детей. Этот вопрос следует решать в каждом конкретном случае по-разному. Пусть, например, на уроке рассмотрен новый, но относительно легкий вычислительный прием, причем на уроке учителю удалось обеспечить закрепление введенного приема. Учитель убедился, что дети поняли новый материал и могут справиться с аналогичными упражнениями самостоятельно. В этом случае вполне целесообразным будет ввести в домашнее задание упражнения именно того вида, которые разбирались на самом уроке. Домашняя работа учащихся будет естественным логическим продолжением работы, проведенной на уроке, и послужит закреплению приобретенных на нем знаний. Проверка этой работы на следующем уроке создаст условия для развития, совершенствования приобретенных знаний на основе применения их в несколько измененных условиях, на упражнениях новых видов (Окунев А.А.: 2008).

Иное дело, если на уроке рассматривалось впервые какое-то новое, относительно трудное для восприятия детей понятие, правило, задача, для усвоения которых требуется длительная работа под руководством учителя. В этом случае, включив сразу же новый материал в упражнения для домашней работы детей, учитель допустил бы ошибку. Оказавшись недостаточно подготовленными к сознательному выполнению задания, дети либо выполнят его формально, либо обратятся за помощью к старшим. Помощь родителей в таких случаях нередко может оказаться не только не полезной, но даже вредной, если их пояснения не совпадут с тем подходом, который был избран учителем. Очевидно, в случае, когда новый материал еще не может быть включен в домашнее, содержанием этого задания должны стать упражнения из пройденного ранее. Отбирая упражнения для домашней работы, в этом случае особенно важно подумать, что из ранее пройденного может особенно понадобиться на следующем уроке (или на ближайших уроках), что может послужить основой для лучшего понимания рассматриваемых в данное время вопросов. В этой связи можно говорить о необходимости при составлении тематического плана планировать домашнюю работу детей.

Проверка домашней работы детей необходимо всегда, но формы ее осуществления могут быть весьма различны, и решение этого вопроса также требует учета конкретного содержания проверяемой работы, той цели, которую она преследовала.

Так, если домашняя работа детей не было органически связана с материалом предыдущего урока и не связана непосредственно с задачами данного урока, то коллективная проверка ее в классе могла бы только отвлечь внимание детей от главного. В таких случаях целесообразно ограничиться проверкой фактического выполнения задания учащимися (с помощью беглого просмотра тетрадей на уроке), а правильность выполнения заданных упражнений проверить во внеурочное время.

Если же домашняя работа детей была построена на материале, представляющим интерес в свете целей данного урока, то ее проверку можно использовать в качестве своего рода мостика между тем, что говорилось на предыдущем уроке, и тем, чему будет посвящен данный урок. В таких случаях часто бывает полезным не только проверить, скажем, правильность полученных ответов, но и прослушать объяснения выполненных действий, решения задач и т.п. при проверке домашнего задания в этом случае часто должны звучать вопросы вида: «Почему?», «Как рассуждал?», «Что узнал?», «Как проверил правильность решения?» и т.п. (Моро М.И.: 2010).

Довольно часто используется выборочная проверка домашней работы детей, при которой проверяется только самое важное, особенно то, что может помочь перейти к материалу данного урока.

Если домашнее задание связано органически с той частью урока, которая была посвящена закреплению и совершенствованию приобретенных ранее знаний, то оно предлагается после этого этапа урока. Наконец, если задание для домашней работы не связано с материалом данного урока, но связано с материалом предыдущего, то оно может быть предложено в начале урока. То же относится и к проверке домашней работы – ее место определяется возможностью установления связи между вопросами, рассматривавшимися при выполнении домашнего задания, и теми, которые служат предметом рассмотрения на данном уроке.

Проверка домашней работы учащихся может сочетаться с текущей проверкой знаний учащихся. В этом случае устные ответы на вопросы, позволяющие выяснить сознательность выполнения учеником работы, выполнение задания, аналогичного тому, которое предлагалось на дом, могут служить хорошим материалом для оценки уровня усвоения материала учеником. (Чередов И.М.: 2008).

Виды домашних заданий по математике в начальных классах

Существует очень много видов домашних работ. Домашние задания могут быть общие, индивидуальные и групповые, когда группа учащихся выполняют какое-то задание, являющиеся частью общего классного задания. Например, групповое домашнее задание, при сборе числового материала одна группа узнает цены учебных принадлежностей, другая – цены продуктов, третья – цены игрушек и т.д. Групповые домашние задания содействуют воспитанию учащихся в духе коллективизма, формированию у детей чувства ответственности за порученное дело.

Индивидуальные домашние задания, например: на кормушке было 5 голубей. К ним подлетели 4 воробья и 2 синицы. Сколько всего птиц стало на кормушке?

Общие домашние задания. Придумать из геометрических фигур «Страну математиков». А также бывают такие виды домашних заданий, как:

- домашняя работа: геометрического содержания.

- домашняя работа на решение уравнений.

- домашняя работа творческого характера

- устная домашняя работа.

- домашняя работа исследовательского характера.

Учителя часто задают домашние задания не по пройденной теме, а по теме, которую прошли ранее. Учителям при задавании домашней работы следует учесть, чтобы они были аналогичными тем заданиям, которые решали на уроке, так как если задавать не соответствующие по сложности примеры дети будут затрудняться решать их. И надо обратить внимание на то, что класс делиться на три группы: сильных, средних и слабых учеников. Поэтому учителю нужно заранее готовить примеры, соответствующие по уровню их развития. Если слабому ученику задавать сложные задачи, то решить ему их не реально, а сильному ученику решать легкие задачи будет просто неинтересно.

Домашняя самостоятельная работа выполняет важные дидактические функции, а именно:

-   закрепление знаний, умений, полученных на уроках;

-   расширение, углубление учебного материала, проработанного в классе;

-   формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений;

-   развитие самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающего возможностям учеников;

-   выполнение индивидуальных наблюдений, опытов; сбор и подготовка учебных пособий, таких, как гербарии, природные образцы, открытки, иллюстрации, газетные и журнальные вырезки и т. п., для изучения новых тем на уроках.

Поскольку содержанием домашних заданий является обычно учебный материал урока, виды домашних учебных занятий аналогичны сложившимся видам классных самостоятельных работ учащихся.

Все домашние учебные занятия могут быть разбиты на три группы: устные, письменные и учебно-практические. В начальной школе:

к устным заданиям относятся: изучение и закрепление правил по учебнику, заучивание стихотворений, чтение текста и пересказ прочитанного и т. д;

к письменным заданиям относятся: выполнение письменных упражнений, решение задач, написание сочинений и изложений и т. п.

Важная роль в обучении принадлежит заданиям учебно-практического характера, требующим проведения наблюдений, опытов, применения физического труда, измерений, разборки и монтажа моделей, механизмов и т. п. В 3—4-х классах целесообразно вводить доступные для учеников проблемные и исследовательские задания. У младших школьников это может быть ведение дневников наблюдений за погодой, выполнение различных поделок и несложных опытов, выращивание растений и т.п.

Домашняя самостоятельная работа учеников требует тщательного руководства со стороны учителя. Определение характера и объема задания составляет сложную и важную часть учебной работы. Домашнее задание должно быть учителем хорошо продумано и строго взвешено.

В 1-м классе домашние задания во многих школах не задаются, а в 3-м классе их выполнение должно отнимать у детей не больше 1-2 часов времени. Домашняя самостоятельная работа, как правило, закрепляет изученное в классе. Учителю необходимо позаботиться, чтобы она не была механической, не сводилась к повторному выполнению уже известных упражнений.

Планируя домашнюю самостоятельную работу, учителю необходимо:

-   предусмотреть ее место в структуре урока;

-   подумать, как она будет сочетаться с другими методами и формами учебной деятельности;

-   определить ее оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности своих учеников, а также сложности изучаемого материала;

-   предусмотреть затруднения, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы;

-   определить форму заданий;

-   установить оптимальную длительность работы;

-   подобрать соответствующий дидактический материал;

-   предусмотреть рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников.

Рассмотрим поподробнее некоторые из этих пунктов.

Успех домашней учебной работы школьников зависит, прежде всего, от того, как прошел урок и какое дано задание на дом. Чем основательнее школьники усваивают знания на уроке и чем организованнее поставлена их самостоятельная работа в классе, тем успешней и плодотворней оказывается их домашняя учебная работа.

Домашние учебные занятия являются продолжением классной работы на уроке и определяются ею.

В I классе, как показывает опыт, можно давать задания, конечно, очень простые, легкие, интересные. При этом следует строго придерживаться правила: научить на уроке ребенка хорошо выполнять ту работу, которая поручается на дом. Нельзя, например, давать задания по письму преждевременно, когда у детей не выработаны прочные навыки правильно держать ручку, сохранять надлежащую позу за столом и т. п. Домашние задания как в I, так и во II классе должны быть очень небольшими по объему и рассчитанными не более как на 25—30 минут в день. Дети дома выполняют обычно лишь то, что они делали в классе и чему уже научились на уроке.

Но и здесь учитель стремится внести в работу детей посильную степень самостоятельности. Например, когда дети уже научатся пересказывать по плану небольшие рассказики на уроках, учитель дает им на дом задание провести работу такого же характера. Заданный рассказ прочитывается в классе; домашнее задание учитель формулирует так: «Прочитать дома внимательно этот рассказ два раза и пересказать прочитанное; пересказать надо так, как это делали на уроках: сначала назвать заглавие рассказа, затем пересказывать рассказ по частям в строгом порядке, как в книге». В данном случае дети в домашней работе применяют те умения и навыки, которые они вполне прочно усвоили на уроках, но на новом по содержанию материале. Овладение умениями и навыками на уроках под непосредственным руководством учителя и использование этих умений и навыков в домашней работе на новом несложном материале — таково обычное соотношение между классной и домашней работой в начальных классах.

Большое значение для домашней учебной работы школьников имеет методика задавания уроков на дом. Поэтому во всех методических пособиях указывается, что домашнее задание нельзя задавать наспех, для этого нужно отводить специальное время урока. К сожалению, этим кратким указанием дело обычно и ограничивается. Между тем этап задавания уроков на дом должен быть специальным пунктом, разделом поурочного плана; его методика должна продумываться так же тщательно, как и методы объяснения нового материала.

Успешное выполнение домашних заданий учащимися зависит также от того, в какой форме они даются учителем на уроке. Чем младше возраст учащихся, тем более детальными и исчерпывающими должны быть для них инструктивные указания. Характер разъяснений зависит от того, насколько тесно содержание домашнего задания связано с учебной работой школьников на уроке.

В начальных классах урок обычно заканчивается подробным разъяснением содержания домашнего задания, способов его выполнения. Учитель обязательно выясняет, все ли правильно поняли и записали задание («Прочитай, как ты записал»; «Повтори, какое наблюдение ты сделаешь дома»).

Основное требование состоит в том, чтобы задание давалось в спокойной обстановке, чтобы оно было понято учащимися, чтобы учитель записал задание на доске, а учащиеся переписали его в свои дневники. На уроках, посвященных изучению нового материала, домашнее задание дается после объяснения нового, закрепления и проверки правильности первоначального усвоения учащимися основных положений, изложенных учителем. Однако и на этих уроках не следует относить объяснение задания на самый конец урока с риском сформулировать его под звонок. Как правило, домашнее задание учитель дает после завершения той части урока, с которой оно логически связано.

Недостатки организации домашней работы

На качество домашней работы учащихся большое влияние оказывает постановка учителем проверки выполнения домашних заданий.

Важнейшее дидактическое правило проверки домашних заданий заключается в том, чтобы охватить проверкой всех учащихся и чтобы, проверяя каждого школьника в строго индивидуальном порядке, вызвать активность всех учащихся класса и руководить ею. Проверка письменных домашних работ учащихся производится учителем или в классе с участием самих учащихся, или на дому.

Не всякая домашняя работа дает хороший результат. «Задавание на дом уроков – палка о двух концах, и если оно методически не продумано, оно может приводить как раз к обратным результатам: научит халтурить, недобросовестно относиться к выполнению своих обязанностей, приобретать отрицательные навыки, мешающие учебе, обманывать. Оно может чрезмерно нагружать ребят без всякой надобности», – писала Н.К. Крупская [25, 203].

Если учащиеся не усвоили основ работы с учебником, не накопили опыта самостоятельной работы, выполненное домашнее задание не достигает своего результата. Основными недостатками домашней учебной работы являются следующие:

-   полумеханическое чтение изучаемого материала, без разделения его на отдельные смысловые части (учащиеся, запомнив материал, не понимают его смысла);

-   неумение организовать свое рабочее время, часто связанное с отсутствием твердо установленного режима жизни школьника дома - (это ведет к постоянной спешке, ребенок переживает, что не успеет выполнить работу, и, как следствие, к серьезным стрессам);

-   выполнение письменных заданий без предварительного усвоения теоретического материала (в этом случае школьники просто не осмысливают и не усваивают материал).

Для того чтобы домашняя работа выполняла свойственные ей функции необходимо придерживаться следующих правил.

Правила выполнения домашних заданий

1. Домашние задания необходимо выполнять в день их получения. Любой материал, полученный на уроке, быстро забывается. Чтобы предупредить забывание знаний, усвоенных на уроке, необходимо сразу же провести работу по их закреплению. Именно поэтому во всех методических пособиях настоятельно рекомендуется выполнять домашние учебные задания в день их получения.

Учебный материал, закрепленный в день его восприятия, дольше сохраняется в памяти. Поэтому большая часть работы по усвоению и закреплению в памяти изучаемого материала должна проводиться в день его восприятия с последующим повторением накануне очередного урока.

2. Выполнение письменных заданий нужно начинать с повторения теоретического материала, т.е. с работы над учебником.

Повторение теоретического материала, необходимого для выполнения письменных заданий, вызвано в основном двумя причинами.

Во-первых, перед выполнением письменных заданий всегда хорошо вспомнить теоретический материал, для того чтобы проще было найти способ решения письменных заданий и обосновать свой выбор.

Во-вторых, повторение материала в результате устной и письменной работы повышает прочность закрепления материала.

При работе с учебником порядок действий учащихся следующий:

-вспомнить то, что осталось в памяти от урока (по записям в тетради и рисункам в учебнике);

-прочитать заданный на дом параграф учебника, выделяя в нем основную мысль текста, выделенные правила;

-попытаться воспроизвести материал (пересказать вслух или про себя, составить план прочитанного, ответить на вопросы учебника);

-в случае возникновения затруднений необходимо еще раз проштудировать учебник и добиться свободного воспроизведения материала.

3. Приступая к выполнению практических заданий, следует просмотреть упражнения, которые выполнялись в классе, и вспомнить, как они выполнялись и почему именно так. Этот прием помогает учащимся устанавливать связь домашней работы с тренировочными упражнениями в классе, быстрее вспомнить особенности выполнения заданий данного типа.

4. Выполнять домашнее задание лучше всего несколькими циклами.

Это означает, что после выполнения заданий по всем предметам необходимо сделать перерыв на 10-15 мин, и после этого повторить выполненные задания, воспроизводя их в той же последовательности, что и в первый раз. Такое отсроченное повторение повышает степень запоминания материала и способствует выработке у учащегося навыка быстрого переключения с одной темы на другую.

Циклы особенно эффективны при выполнении заданий высокой степени сложности или творческих заданий, когда ребенок не может сразу решить задачу. Обычно такие задания учащиеся младших классов оставляют «для родителей» и обращаются к ним за помощью. Родители (бабушки с дедушками), видя, что ребенок не знает решения этой задачи, решают ее за него и затем объясняют способ решения или (что бывает значительно реже, так как не у всех родителей есть развитые педагогические способности) «наводят» учащегося на правильный способ решения задания. Такой способ выполнения задания тоже имеет позитивное значение, однако если бы это задание учащийся выполнил самостоятельно, эффект был бы значительно выше. Поэтому надо предложить учащимся циклический способ выполнения сложных заданий.

5. Очень важно, чтобы для выполнения домашних заданий у ребенка было свое постоянное место и отводилось для этого одно и то же время дня. Это правило при всей кажущейся простоте имеет существенное значение для эффективности домашней работы. Постоянные место и время способствуют быстрому сосредоточению внимания учащегося, приучают к дисциплине процесса учения.

Многообразие и сложность правил выполнения домашней работы обусловливают необходимость проведения специальной работы с учащимися по формированию у них соответствующих умений и навыков. Учащимся следует помочь обрести навыки работы с учебником и правильной последовательности выполнения письменных и устных заданий, освоить приемы повторения и самоконтроля, выработки рационального режима работы и отдыха и т. д.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ В ГРУППЕ ПРДЛЁННОГО ДНЯ

2.1. Организация самоподготовки в группе продлённого дня

Самоподготовка – одна и форм организации учебного процесса в группе продленного дня.

Цель самоподготовки: 

привить учащимся навыки самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается огромное значение. При этом учитывается возраст школьников, их самообразовательные возможности, эффективность закрепления знаний, полученных на уроках, и упражнения в их практическом применении.

Задачи самоподготовки:

расширение границ учебной работы;

углубление содержания учебных предметов;

получение доступных для самостоятельного усвоения знаний, умений и навыков;

закрепление и повторение изученного на уроках материала;

упражнение в применении знаний, умений и навыков для их прочного усвоения;

развитие интереса к учению;

приобретение школьниками навыков самостоятельной работы;

формирование исполнительских навыков.

Ведущие формы учебной деятельности на самоподготовке:

коллективная деятельность;

самостоятельная деятельность.

Учитель может варьировать различные формы учебной деятельности учащихся в процессе самоподготовки: индивидуальная самостоятельная работа, работа в парах и группах и т.д., т.е. управлять формами взаимодействия, сотрудничества учащихся в условиях учебного общения.

Организация учебной деятельности на самоподготовке предполагает регуляцию общения между учителем и учащимися, между учениками, внутри группы, между учителем и одним учеником во время консультации и в ходе самостоятельной работы ученика с книгой, а также систематическую работу педагога по преодолению трудностей объективного и субъективного характера, с которыми сталкивается ученик при самостоятельном выполнении домашних заданий.

 К этим трудностям можно отнести:

неумение владеть приемами рациональной организации самостоятельной работы, распределить свое время;

отрицательное отношение к учебной деятельности, отсутствие интереса к учению,

непонимание целей, содержания домашних заданий;

общая неорганизованность и отсутствие достаточных волевых качеств, а также помощи и стимулирования со стороны взрослых (учителей).

Основные этапы самоподготовки:

Подготовка детей к работе (организационный этап).

Самостоятельное изучение материала.

Самоконтроль и самооценка.

Заключительный педагогический контроль.

Гигиенические требования к организации самоподготовки.

Равномерная и достаточная освещенность всего помещения

Регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более освещенную в течение недели, месяца.

Чистота оконных стекол.

Недопустимость затемнения окон шторами, цветами и близкорастущими деревьями.

Использование в весеннее время просвечивающих штор на окнах для защиты от прямых солнечных лучей.

Поддержание нормального температурного режима.

Регулярное проветривание классных комнат.

Использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников.

Недопустимость эксплуатации вышедшей из строя мебели.

Влажная уборка помещения перед самоподготовкой.

Поддержание чистоты и порядка в классе.

Соблюдение школьниками личной гигиены.

Сохранение у детей правильной позы во время работы.

Проведение «физкультминуток»,особое отношение к детям с ослабленным здоровьем.

Устранение шумовых раздражителей.

Предоставление детям при длительной самоподготовке перерывов на неорганизованный отдых.

Дидактические требования к самоподготовке.

Занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно и то же время, имеют определенную продолжительность.

Задания ученики выполняют самостоятельно.

Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем).

Производится первичная поэтапная оценка выполненной работы (самооценка, взаимооценка, оценка воспитателем).

Планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками.

Объем и характер заданий регулируются с помощью обоюдных контактов учителей и воспитателей.

Воспитательные требования к самоподготовке.

Отказ от применения каких-либо мер наказания.

Использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания.

Содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе.

Недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками, замечаний, отвлекающих учеников от работы, выражение принуждения в скрытой форме.

Разъяснение ведется в крайних случаях и в ограниченном объеме.

Терпимое отношение к промахам учащихся во время работы.

Привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.

Организация выполнения домашних заданий.

В плане воспитателя обязательно должна быть связь с уроком (1-я половина дня) - кто, что не усвоил на уроке, кому, в чем нужна помощь.

Анализ домашнего задания:

- Что задано? (Докладывает ответственный или староста группы. Обязательна запись на доске)

- Какие трудности встретили при выполнении домашнего задания?

Обоснование трудностей выполнения, т.е. какие правила, схемы, теоремы и другие виды заданий надо выполнить, повторить, чтобы правильно выполнить задание.

Выполнение (самостоятельно).

Индивидуальный подход воспитателя (помощь тем, кто в ней нуждает ся). Можно, и нужно, использовать взаимопомощь учащихся.

Класс или группа разбивается на пары или группы (по желанию или усмотрению учителя).

Во время самоподготовки учащиеся друг другу помогают (но не списы вают).

Итоги выполнения домашних заданий.

Кто ошибся?

Как исправить? (http://dreamynight.blog.tut.by/2011/11/04/harakteristika-samopodgotovki-mladshih-shkolnikov-v-gpd)

2.3 Описание хода и результатов экспериментальной работы

Целью нашего эксперимента является выявление наиболее эффективных форм и методов проведения самоподготовки по математике в условиях группы продлённого дня.

В качестве экспериментальной базы нами были выделены 2 класса - 3А (экспериментальный) и 3Б (контрольный) МБОУ «СОШ с.Большая Гусиха». В экспериментальной  работе принимали участие 20 учеников. Нами проведено 3 среза. Первый срез способствовал отбору классов для эксперимента, самоподготовка в обоих классах проводились по одной и той же методической разработке. Нами выделены следующие показатели: самостоятельно, обращался за помощью 1-2 раза, обращался за помощью больше 2 раз;  разработаны критерии оценивания  сформированности  самостоятельного выполнения домашего задания:

5 баллов – самостоятельно;

4 балла – обращался за помощью.

Результаты первого среза изложены в таблицах  /см. таблицы 1, 2/.

                                                                                               

 Таблица 1

Уровни сформированности самостоятельного выполнения домашнего задания / срез 1 /

   Класс


Ф.И.

учеников

экспериментальный

   Класс


Ф.И.

учеников

Контрольный

показатели/критерии

показатели/критерии

Самостоятельно

Обращался за помощью 1-2 раза

Обращался за помощью больше 2 раз

Самостоятельно

Обращался за помощью 1-2 раза

Обращался за помощью больше 2 раз

Брашовяну Д.

4

4

4

Беляков И.

5

4

5

Спиридонова К.

5

4

4

Геранин Е.

4

5

4

Спиридонова Е.

4

5

5

Ночевная В.

5

5

5

Кузьмина Л.

5

4

5

Седнев С.

4

4

4

Галактионов К.

4

5

4

Тарентьева М.

5

4

4

Орлов И.

4

4

5

Блохин М.

5

5

4

Тугушева А.

5

5

4

Толстопят В.

4

4

4

Белова М.

5

5

5

Спиридонова М.

4

5

5

Быков И.

5

4

5

Спиридонова Д.

4

4

5

Исламов Р.

5

4

4

Подлеснов О.

5

4

4

Таблица 2

Уровни сформированности самостоятельного выполнения домашнего задания учащимися  / срез 1, в % /

      Критерии

Класс      

Самостоятельно    

Обращался за помощью 1-2 раза

Обращался за помощью больше 2 раз

«5»

«4»

«5»

«4»

«5»

«4»

экспериментальный

60%

40%

40%

60%

50%

50%

контрольный

50%

50%

40%

60%

40%

60%

В результате анализа проведенного среза мы пришли к выводу, сформированность самостоятельного выполнения домашнего задания в экспериментальном и контрольном классах находятся на одном уровне. Классы к эксперименту готовы. Обучение продолжается.

В ходе эксперимента нами проведен второй срез. Цель -               определить влияние введения в урок специально разработанной наглядности на усвоение учащимися трудовых операций. Уроки в обоих классах проводились по одной и той же теме, но в экспериментальном классе использовалась подготовленная наглядность.

Результаты второго среза эксперимента мы занесли в таблицу /см. таблицу 3, 4/.

                                                                             

                                                                               Таблица 3

Уровни сформированности самостоятельного выполнения домашнего задания / срез 2 /

    Класс


Ф.И.

учеников

экспериментальный

   Класс


Ф.И.

учеников

контрольный

показатели

показатели

Самостоятельно

Обращался за помощью 1-2 раза

Обращался за помощью больше 2 раз

Самостоятельно

Обращался за помощью 1-2 раза

Обращался за помощью больше 2 раз

Брашовяну Д.

5

4

5

Беляков И.

5

4

5

Спиридонова К.

5

5

4

Геранин Е.

4

5

4

Спиридонова Е.

4

5

5

Ночевная В.

5

5

5

Кузьмина Л.

5

4

5

Седнев С.

4

4

4

Галактионов К.

4

5

5

Тарентьева М.

5

4

4

Орлов И.

4

4

5

Блохин М.

5

4

5

Тугушева А.

5

5

4

Толстопят В.

5

4

4

Белова М.

5

5

5

Спиридонова М.

4

5

5

Быков И.

5

5

5

Спиридонова Д.

4

5

5

Исламов Р.

5

4

5

Подлеснов О.

5

4

5

Уровни сформированности самостоятельного выполнения домашнего задания / срез 2, в % /

       Операции


Класс      

Самостоятельно      

Обращался за помощью 1-2 раза

Обращался за помощью больше 2 раз

«5»

«4»

«5»

«4»

«5»

«4»

экспериментальный

70%

30%

60%

40%

80%

20%

контрольный

60%

40%

40%

60%

60%

40%

В результате анализа второго среза мы пришли к выводу: сформированность самостоятельного выполнения домашнего задания по математике в условиях группы продлённого дня у учащихся экспериментального класса гораздо выше. Обучение продолжалось, постоянно вводилась специально разработанная наглядность и новые формы проведения самоподготовки в группе продлённого дня экспериментального класса.

 В продолжение эксперимента сделан третий срез. Цель: убедиться, что при грамотном подборе разнообразных форм и методов проведения самоподготовки по математике, введения наглядности, значительно повышаются возможности успешного формирования самостоятельного выполнения домашних заданий у учащихся начальной школы. 

Результаты третьего среза эксперимента мы занесли в таблицу /см. таблицу 5, 6/.

Таблица5

Уровни сформированности самостоятельного выполнения домашнего задания / срез 3 /


    Класс


Ф.И.

учеников

экспериментальный

   Класс


Ф.И.

учеников

Контрольный

показатели

Показатели

Самостоятельно

Обращался за помощью 1-2 раза

Обращался за помощью больше 2 раз

Самостоятельно

Обращался за помощью 1-2 раза

Обращался за помощью больше 2 раз

Брашовяну Д.

5

5

5

Беляков И.

5

4

5

Спиридонова К.

5

5

5

Геранин Е.

4

5

4

Спиридонова Е.

5

5

5

Ночевная В.

5

5

5

Кузьмина Л.

5

5

5

Седнев С.

4

5

4

Галактионов К.

5

5

5

Тарентьева М.

5

4

5

Орлов И.

4

5

5

Блохин М.

5

4

5

Тугушева А.

5

5

4

Толстопят В.

5

4

4

Белова М.

5

5

5

Спиридонова М.

4

5

5

Быков И.

5

5

5

Спиридонова Д.

5

5

5

Исламов Р.

5

4

5

Подлеснов О.

5

5

5

Таблица6

Уровни сформированности самостоятельного выполнения домашнего задания / срез 3, в % /

       Операции

Класс      

Самостоятельно      

Обращался за помощью 1-2 раза

Обращался за помощью больше 2 раз

«5»

«4»

«5»

«4»

«5»

«4»

экспериментальный

90%

10%

90%

10%

90%

10%

контрольный

70%

30%

60%

40%

70%

30%

Анализируя третий срез эксперимента, мы убедились: при грамотном подборе разнообразных форм и методов проведения самоподготовки по математике, введения наглядности, значительно повышаются возможности успешного формирования самостоятельного выполнения домашних заданий у учащихся начальной школы. 

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Задавание домашней работы важно для того, чтобы учащиеся, выполняя домашнее задание в условиях группы продлённого дня, учились самостоятельно овладевать знаниями, и при этом закрепляли пройденную тему, также воспитание в них трудолюбия.

Для воспитателей группы продлённого дня особенно важно, чтобы учителя умели правильно задавать объем домашних заданий, с учетом того чтобы они были интересными для учеников, и не создавали трудностей при выполнении на самоподготовке. Так как было констатировано то, что многие учащиеся домашние задания выполняют с помощью воспитателя группы продлённого дня. И этим они не помогали своим детям, а наоборот вредили тем, что ученики становились ленивыми, неорганизованными и не способными к самостоятельному выполнению математических упражнений.

Самым распространенным и самым эффективным видом домашних заданий по математике является групповые домашние задания, целью которых является воспитание в детях чувства ответственности и коллективизма.

И в заключении можно сказать, что самым главным при задавании домашних заданий является содержание заданий, нормы времени на их выполнение в условиях группы продлённого дня.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Анкудинова Т.Д. Воспитание самостоятельности при подготовке домашних заданий. // Начальная школа.- 2011.-№4.-С.45-47.

Арсенов В.М. Успехи и задачи групп продленного дня. //Народное образование. –  2010.- №10.-С.23-27.

Анцибор М.М., Голованова Н.Ф. Особенности организации педагогического процесса в начальных классах с продленным днем. - М.: Просвещение, 2005.

Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. – М.: Просвещение, 2009.

Богданова Г.П. Игры и развлечения в группах продленного дня. – М.: Просвещение, 2008.

Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. – М.: Просвещение, 2007.

Болховитин С.М., Огородников А.А. Содержание и методика воспитательной работы в группах продленного дня - // Начальная школа.- 2008.- №2.-С.24-25.

Голованова Н.Ф. Воспитательное пространство продленного дня. – СПБ.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2002. – С.160-164.

Гондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2010. С.87.

Горина Л.В., Кошкина И.В. Теоретические основы обучения младших школьников. // Учебное пособие. – Саратов: ИЦ «Наука», 2008, С. 56.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: 2009, С323.

Древелов Х. и др. Домашние задания. – М.: Просвещение, 2009.

Зазулина Н.П. В группах продленного дня - // Начальная школа.- 2009.- №5.-С.21-24.

Занков Л.З. Дидактика и жизнь. – М.: Просвещение, 2006.

Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. // Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2011.

Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. – М.: Просвещение, 2009.

Карп А.П. Даю уроки математики. – М.: Просвещение, 2010.

Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – М.: Просвещение, 2009.

Ковинько Л.В. Воспитание младшего школьника. – М.: Просвещение, 2010.

Кошкарева О.С. Группа продленного дня - //Начальная школа.- 2010.-№7.-С.34-36.

Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики. – М.: Просвещение, 2009.

Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. – М.: Просвещение,  2011.

Моро М.И. Карточки с математическими заданиями 4 кл. – М.: Просвещение, 2010.

Овсянникова Е.А. Подготовка домашних заданий в условиях группы продлённого дня. // Начальная школа. – 2011.-№2.-С.12-14.

Окунев А.А. Спасибо за урок, дети! – М.: Просвещение, 2008.

Пойа Д. Как решать задачу? //  Гос. учебно-педагогическое издательство –  Минпроса РСФСР, 1985.

Продленный день в школе: режим и организация досуга. /Под ред. О.А. Лосевой. - М.: просвещение, 2007.

Стойлова Л.Т. Математика: учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009, С. 424.

Чередов И.М. Формы учебной работы в школе. – М.: Просвещение, 2008.

Шашкова В.Ф. В группе продленного дня. // Начальная школа. – 2006.-№8.- С.37-39.

 Якуба Т.В. Из опыта преподавания математики в 4-5 классах. –  М.: Просвещение, 2002.

http://dreamynight.blog.tut.by/2011/11/04/harakteristika-samopodgotovki-mladshih-shkolnikov-v-gpd 

http://plotnikova.ucoz.ru/load/gruppa_prodlennogo_dnja/struktura_samopodgotovki/18-1-0-112

ПРИЛОЖЕНИЕ «А»

Конспект самоподготовки по математике  в 3 классе

Цель: Формирование научной организации труда.

Задачи:

 Развивать самостоятельность в выполнении д\з.,

Учить  рационально, использовать время на самоподготовке.

Корректировать речь, память, внимание.

Воспитывать собранность, трудолюбие, аккуратность, интерес к учению

Вводная часть

 Релаксация – установка. Правая рука на лоб, левая на затылок, глаза закрыты. Мысленно повторяем за мной.

«Я здесь и сейчас, мне хорошо и спокойно, я всё умею, всё могу, у меня все получиться»

Дидактическая игра

«Зажги» свою  звезду на небе с наибольшим ответом. Надо поставить в данных примерах математическое действие.

50       30                         90         10                 16            2                       6            3

        15        5                          70           50                18            9                        4            3

          60      40                        101         1                100            1                       10        10

Посмотрите на числа.

 Что можно сказать о них?

Чем они похожи?

Назовите двузначные числа?

Однозначные?

Трехзначные?

Основная часть

Выяснение  д\з

Виды проверки:

Математика - самопроверка (решение примеров)

Чтение – фронтальный опрос (пересказ сказки «Лягушка-путешественница»)

Физминутка - разминка для кистей рук.

"Замок"

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?
Потянули:
Покрутили:
Постучали:
И открыли:
Пальцы расцепить:

Самостоятельная работа

Математика

Инд. работа: карточки сильным, помощь слабым.

Дыхательная гимнастика

"Ветерок"

Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову на грудь, выдох (подул тихий ветерок)

Чтение самостоятельно

Физминутка

На болоте две подружки

Две зеленые лягушки

Рано утром просыпались

Полотенцем обтирались

Ножками топали, ручками хлопали

Вот здоровья в чем секрет!

Всем друзьям – физкультпривет

Чтение вслух

 Зарядка для глаз.

Головку держим ровно, посмотрели наверх, налево, направо, вниз.

Глазками начертили на доске круг, треугольник, квадрат.

Закройте глазки.

Откройте глазки.

Задание по чтению

Пересказ

Какие пословицы подходят к сказке?

Хвастовство само себя накажет.

Кто хвалится, тот с горы свалится.

Коли хорош, так не хвастай: тебя и так заметят.

Итог с\п

Что вам больше всего понравилось на с\п?

Что удалось выполнить быстро и правильно?

Какие были затруднения?

У кого осталось время, и на что он его потратил?

Кто не успел выполнить и по каким причинам?

ПРИЛОЖЕНИЕ «Б»

Примерные домашние задания учащимся по математике  в начальных классах

Числа от 1 до 100

Сложение и вычитание

Вычисли, представляя, где удобно, слагаемые или заменяя соседние слагаемые их суммой.

65 + 9 + 5 36 + 8+12 20 + 27 + 3 + 30

76 + 8 + 4 47 + 6 + 24 50+19+1+20

Вычисли, записывая решение столбиком

75 – 49 64 + 28 93-57 56+16

Числа от 1 до 100

Умножение и деление

(продолжение)

Легковое такси может взять 4 пассажира. Сколько пассажиров могут взять 3 такие машины? Составь 2 задачи, обратные данной, и реши их.

2·6 16:2 18:9 12:2·3 14:2·3

9·2 10:2 14:7 16:8·4 18:2·3

Порядок выполнения действий

Рассмотри выражения, установи порядок действий и выполни вычисления

76-27+9-10 80:8:5 75-(35-30)·7

43-(20-7)+15 21:7·9 60: (4+6) ·3

32+9·(19-16) 27:3·4 2·9 – 18:3

Умножение на 1

7·1 52·(48-47) 86·1 28:4·1

1·12 (62+24) ·1 1·27 1·8·3

89·1 (70-69) ·14 0·99 32-(0-57)

Круг. Окружность

Рассмотри на сколько равных частей разделен каждый круг. Назови, какие доли круги получились на каждом чертеже.

Сравни, какая доля больше: одна восьмая или одна четвертая; одна третья или одна шестая?

Числа от 1 до 100

Внетабличное умножение и деление

1) 60:3 100:5 2·40 80:8

10·4 30·3 6·0 5·20

2) 90 яиц разложили в 3 коробки поровну. Сколько яиц в 2 таких коробках?

 Умножение суммы на число

100:50 7·2+7·8 30·3 - 10·4 8·9 – 48

60:10 4·6+6·6 20·4+60:3 56 - 7·6

70:10 3·8 - 7·2 40·2 – 90:3 63 - 8·7

Деление суммы на число

94 – (18+9) ·2 45 – 90:3 14·3 12·1

16+(14+7) ·9 76 – 80:2 5·16 12·0

Проверка деления

Вычисли и проверь решение умножением:

81:3 96:6 51:3 58:29

Проверка умножения

Вычисли и проверь решение делением:

27·3 32·2 17·5 16·6

Деление с остатком

В трех одинаковых тетрадях 54 листа бумаги. Сколько таких тетрадей получится из 90 листов?

Числа от 1 до 1000

Нумерация

8 сот. + 1 сот. 3 сот. · 3 1 тыс. – 1 сот.

9 сот. – 6 сот. 8 сот.:4 1 тыс. – 5 сот.

Сложение и вычитание

Приемы устных вычислений

Вычисли с устным объяснением:

300-200 400-300 90+80 160-70

900+100 800-500 60+70 150-90

Приемы письменного сложения и вычитания

Вычисли, используя запись столбиком, и сделай проверку.

208+629 356-238 846-37

Задача

В городе 156 школ, а детских садов на 30 меньше. Сколько детских садов в городе?

Единицы массы

Какие гири надо взять, чтобы получить 7 г? 80? 300г? 745? 900?

Задача

Какова длина одной стороны песочницы квадратной формы, если ее периметр равен 800 см?

ПРИЛОЖЕНИЕ «В»

Памятка детям
1. Найди в учебнике нужную страницу.

2. Прочитай правило, примеры. Выучи правило.

3. Повтори правило, приведи свои примеры.

4. Открой тетрадь, прочитай всё, что писали в классе.

5. Посмотри упражнение, заданное на дом.

6. Устно выполни его.

7.Запиши число, слова «Домашняя работа».

8. Пропиши образцы. Старайся!

9. Выполни упражнение.

10. Прочитай! Проверь! Ошибок нет?

11. Выполни задания.

12. Повтори правило.

14. Теперь ты готов! Умница!


18

8

80

80

100

100

20

2

12

20

100

100


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная домашняя работа по математике для заочного отделения

Представлена домашняя контрольная работа для студентов заочного отделения...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ "ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ"

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ...

Домашняя работа по ОКЖД для студентов группы №111

Уважаемые студенты!Отчитаться по домашним заданиям и самостоятельной работе можно в электронном виде.Работы высылайте на электронную почту: sabina.bagdashkina@mail.ru Тема: "Ограждение мест ...

Методическая система работы учителя математики в условиях личностно-ориентированного образования

ведущая педагогическая идея: воспитание через личностно-ориентированный подход в обучении и многообразие форм деятельности студента...

Календарно-тематический план работы воспитателя группы продленного дня

На основе программы воспитателя группы продленного дня составляется тематический план на четверть. В плане прописывается воспитательское занятие, практикумы, прогулки на свежем воздухе с подвижными иг...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО дня

В группах продлённого дня организацией образования комплексно решаются проблемы своевременной подготовки доиашних заданий в сочетании с продуманной досуговой деятельностью позволяющей ребёнку преодоле...