Программа кружка Основы православной культуры
рабочая программа на тему

Небрат Елена Александровна

Цель программы: «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь студенту стать человеком нравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений, а так же воспитание духовно-нравственной личности ребенка через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях Православия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_opk.docx33.05 КБ
Файл ktp_.docx34.98 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Новизнаданной образовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта студента, его морально-волевых и духовно-нравственных качеств

Актуальностьпрограммы связана с острой необходимостью духовно-нравственного воспитания современных детей.  Без понимания «сегодняшних» детей и их проблем никакая педагогика невозможна. Первое, что сильно угнетает подрастающее поколение – это возросшая агрессивность среды. Речь идет о внутреннем состоянии нашего общества, которое породило поле недоверия человека к человеку. И если ребенка «загрузить» пораньше «жизнью» - потребления и удовольствия, на что направлены каналы СМИ, он станет приспосабливаться к жизни, будучи еще совершенно не сформированным ни в психологическом, ни в духовном смысле. А без высоких идеалов он человеком не станет. И начнет учиться не жить, а выживать. Таким образом, возрастает угроза падения творческой активности и воли у современных детей при укоренении конформизма. При этом отмечается пассивность детей при постоянном внешнем возбуждении, что свидетельствует об отсутствии гармонии жизни: «ничто не интересно», «нигде не хорошо».

Данная образовательная программа педагогически целесообразна,т.к. при ее реализации посещении музеев, храмов, церквей способствующим формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям, способствует привитию навыков профессиональной деятельности: исследовательской, поисковой, литературоведческой.

Цель программы: «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь студенту стать человеком нравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений, а так же воспитание духовно-нравственной личности ребенка через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях Православия. 

     

  Задачи:

-приобщение студентов к духовным, нравственным и культурным ценностям;

-формирование понимания смыслового содержания исторических событий страны, произведений художественной литературы и искусства;

-формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа;

-возрождение духовно-нравственных традиций семьи;

-укрепление физического, духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения.

– прививать уважительное отношение к Государственным символам России;

– познакомить с важнейшими страницами родной истории

– прививать уважительное отношение к памятникам Великих Побед, к священным местам великих сражений;

– познакомить с именами и подвигами выдающихся правителей Руси;

– познакомить с основными нравственными принципами, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также в выдающихся произведениях русской классической литературы;

– формировать основные нравственные понятия: добро, милосердие, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это — социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, честность, трудолюбие, милосердие;

– формировать навыки уважительного отношения к родителям, воспитателям, попечителям, учителям, старшим, а также навыков заботы о младших;

– воспитывать дружелюбное отношение к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям;

– формировать доброжелательное отношение к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения.

Программа кружка  «Основы православной культуры »  построена в соответствии с требованиями  нового поколения Федеральных Государственных образовательных стандартов второго поколения в сфере духовно-нравственного воспитания. В основу данной программы легло методическое пособие С. Ю. Афанасьевой «Основы христианкой культуры».

В программе кружка закладываются основы религиозно-эстетического восприятия и духовно-нравственных представлений об окружающей жизни, фундамент культурологических представлений, связи представлений учащегося о его жизни с православной культурой.

Программа «Основы православной культуры» рассчитана на 144 часа по 2 часа 2 раза неделю. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы,15-18 лет.

Наполняемость группы максимально15 человек, минимально 10 человек.

В кружок принимаются все желающие.Ограничений нет.

Формы организации: при проведении занятий применяются индивидуальные, групповые, коллективные, лекция, «мозговой штурм», наблюдение, олимпиада, открытое занятие, посиделки, поход, праздник, практическое занятие, представление, презентация, размышление, семинар, смотрины, экскурсия, экспедиция.

Формы работы:

-беседа (собеседование) с использованием мультимедийной презентации;

- просмотр фильмов с собеседованием;

- совместное чтение фрагментов из летописей и других исторических источников;

-прослушивание лучших произведений русской духовной хоровой музыки;

- создание проектов;

-посещение храмов и церквей Армавира.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Планируемые результаты освоения учащимися программы кружка «Основы православной культуры:

1. Личностные результаты:

–осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);

–чувство преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;

–знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;

-осознание необходимости для личностного развития таких черт характера, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

–умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

–настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

–уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

2. Метапредметные результаты:

–развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;

–любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

–умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;

–умение описывать памятные события родного края, школы, семьи.

3. Предметные результаты:

-развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;

–знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;

–умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский — Ледовое побоище);

–умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;

–умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;

–приобщение к нравственным ценностям своего народа;

–усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;

–приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;

–формирование потребности в нравственном совершенствовании.

В ходе занятий учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры. Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997г.) подчеркивает «особую роль православия в истории России, в становлении её духовности и культуры».

Способы определения результативности:

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

  1. Начальный контроль (сентябрь);
  2. Текущий контроль (в  течение всего учебного года);
  3. Промежуточный контроль (январь);
  4. Итоговый контроль (май).

Для проведения педагогического мониторинга используютсяконтрольные задания и тесты, анкетирование, педагогические отзывы, журнал учета и др.

 Формой подведения итогов работы по теме, разделу:

-открытое занятие,

-взаимозачет,

-тест.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.


«ДРЕВНИЕ РЕЛИГИИ»

«ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ?»

Вера, роль веры в жизни человека. Религиозная вера, ее особенности. Религия как учение о назначении и месте человека в мире, о смысле бытия и о мироустройстве. Различные определения религии.

 «ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИЙ»

Историческая и общественная необходимость существования религии. Проблема происхождения первобытных религиозных верований. Научные трактовки генезиса религиозных верований.

Свидетельства существования религиозных представлений, магических обрядов в эпоху верхнего палеолита. Формы и элементы первобытных верований. Магия, тотемизм, фетишизм, анимизм.

 «КЛАССИФИКАЦИИ РЕЛИГИЙ»

Многообразие принципов классификации религии. Некоторые важнейшие схемы классификации религий: Гегеля, фон Гартмана, Тиле, Зибека.

 «МИФОЛОГИЯ»

Мифология как проявление человеческой мысли, имеющее в основании опыт.

Превращение мифа в аллегорию и историю. Источники мифа. Влияние языка на образование мифа.

Природные мифы, их происхождение, толкование. Небо и земля как всеобщие родители. Звезды, луна, созвездия и их место в мифологии и астрологии.

Философские мифы. Геологические мифы. Фантастические объяснительные мифы. Этимологически~ мифы О названиях племен, народов и стран.

 «АНИМИЗМ»

Анимизм как учение о духовных существах. Историческое развитие учения о душах от эфирной души перв06ытной биологии до невещественной души современного богословия. Учение о существовании души после смерти. Теория возмездия. Учение о нравственном воздаянии.

Фетишизм. Почитание камней и кусков дерева. Идолопоклонство. Остатки анимистической фразеологии в современном языке.

Почитание деревьев. Почитание животных. Тотемизм.

Высшие божества политеизма. Человеческие свойства, приписываемые божествам. Классификация божеств в соответствии с общим понятием о значении и функциях. Класс великих божеств политеизма, управляющих ходом природы и жизнью человека. Бог деторождения. Бог земледелия. Бог войны.

Отличие учения о верховной власти божества от монотеизма.

 «ОБРЯДЫ И ЦЕРЕМОНИИ»

Религиозные обряды: их практическое и символическое значение. Молитвы; непрерывное развитие этого обряда от низших ДО высших ступеней культуры. Жертвоприношения. Приношение крови. Передача жертвоприношений посредством огня. Курение. Мотивы жертвоприношений. Принцип замены в жертвоприношениях: часть вместо целого, жизнь низшего существа вместо высшего, приношение подобий. Остатки жертвоприношений в религиях и в народных поверьях.

Очищение огнем и водой.

Очищение в первобытном обществе людей, осквернившихся кровопролитием или прикосновением к покойнику. Религиозное очищение на высших ступенях культуры.

        «ВЕДИЙСКАЯ И БРАХМАНСКАЯ РЕЛИГИИ»

Время существования ведийской культуры. Ведийская литература. Происхождение Вед..

Ведийские божества: Адити, Митра, Варуна, Индра, Савит, Савитар, Вишну и др. Жертвенный огонь и божественный образ Агни. Сома. Культовые ведийские жертвоприношения.

Жрец-чародей и священнослужитель браман, брахман. Значение СЛОj3а «браман». Смерть и загробная жизнь, обряд захоронения. Сведения о жизни и деятельности жрецов брахманского периода. Касты. Брахма как величайшее божество, чудодейственное слово и молитва Богиня Сарасвати. Философские сочинения веды - Упанишады.

Космогония Упанишад. Браманические философские школы, секты.

 «РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ»

Древнейшие культы и божества: Алфей, нимфы. Пан. Почитание священных растений и деревьев. Переход наследия древнего культа деревьев к Артемиде и Дионису. Культ животных: саламинская змея при служении Деметре в Элевсине, змея-хранитель в афинском Акрополе, змея - демон-покровитель Эллады и пр.

Поклонение подземным силам, существам, умершим. Греческая теогония и

мифология.

Древнегреческий культ богов. Полубоги, герои, демоны. Культовые обряды, архитектура, искусство.

 «РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО РИМА»

Божества древних римлян.

Государственная религия и чуждые культы в Древнем Риме. Жреческие

 коллегии. Искусство Древнего Рима, нравы и обычаи.

 «РЕЛИГИИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН»

Славянское язычество. Значение слова «язычество». Культ природы и культ предков. Божества и их взаимоотношения. Идолы, капища. Находки археологов.

Обряды погребения умерших.

Славянские празднования. Проявления язычества в современной жизни.

 «ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИЯ»

Государственные, официальные и привилегированные религии в разных странах. Культурообразующая религия. Духовно-исторические традиции России.

Стремление к свободомыслию, свободе вероисповедания и первые попытки отделения церкви от государства. Многообразие форм вероисповедания в США в XVIII веке и принцип отделения церкви от государства в Декларации о правах в 1789 г., поправка к конституции США.

Революционные преобразования в России, декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» в феврале 1918 г. Декларация прав народов России (дек. 1917). Новая государственная идеология. Проблема культов личностей. Антирелигиозные мероприятия в Советской России.

Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН в Вене 10 декабря 1948 г. с участием Великобритании, СССР, Франции и др. стран.

 «МИРОВЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ»

Современная конфессиональная картина мира. Мировые и национальные религии, их особенности.

 «ХРИСТИАНСТВО» 

История возникновения и распространения христианства. Раннее христианство. Возникновение и становление церковной организации.

Вселенские соборы. Основы христианского вероучения и богослужение. Никео-Цареградский Символ веры.

Монашество и его разновидности. Творения отцов Церкви.

Православие. 15 Автокефальных Церквей, сохраняющих общую для всех православную веру. Православный календарь.

Становление Русской Церкви как Автокефальной в 1448 г. Учреждение патриаршества в 1589 году.

Церковные реформы Петра 1. Причины возникновения старообрядчества. Несколько направлений старообрядчества. Замена патриаршества Духовной коллегией, затем Синодом. Восстановление патриаршества в 1917 г. Судьба Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви в ХХ веке.

Причины отделения Римской церкви. Католицизм в современном мире. особенности латинского вероучения, обрядовости и церковной организации.

Униатские церкви и их взаимоотношения с Ватиканом.

Протестантизм: история возникновения и распространения в мире. Особенности протестантизма.

 «БУДДИЗМ»

Происхождение названия. Возникновение учения Жизненный путь Готамы (Гаутомы), духовные поиски. Повествования о жизни и деяниях Будды. Политеизм буддизма.

Буддийская космогония и космология. Учение Будды о жизни и сознании как бесценном даре природы, о «колесе жизни», о сансарическом бытии. Культовая система буддизма.

История распространения буддизма в 18 странах Центральной, Южной, ЮгоВосточной и Восточной Азии. Буддийские общины, храмы и центры в странах Европы, Америки, в Бурятии, Читинской и Иркутской областях, в Калмыкии.

 ИСЛАМ»

Культурно-исторические условия возникновения ислама. Важнейший хозяйственный и идейный центр Аравии начала VII века. Языческий центр Кааба, святыня разных племен.

Рождение Мухаммада, жизнь и начало пророческой миссии. Написание священной книги мусульман - Корана. Суть учения Мухаммада, основные черты куль та. Система запретов и предписаний.

Первый крупный раскол в исламе, выделение трех основных направлений: суннизма, шиизма и хариджизма. Многочисленные шиитские течения и секты: имамиты, исмаилиты, друзы, алавиты и другие, их исторические корни и основные идеи. Суфитские братства.

Ислам в современном мире. Два современных направления исламской мысли. Мусульманские политические партии и общественные организации, сеть международных исламских организаций (Организация исламской конфедерации, Лига

исламского мира и др.)

 «НЕКОТОРЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ»

Основные этапы формирования индуизма. Представление об арийском цикле. Веды. Брахманизм, учение о кастах.

Упанишады, обоснование основных положений индуистского учения. Возникновение джайнизма. Влияние ислама в VIII-XVI вв. Разнообразие ритуалов, жертвоприношений, божеств, священных сил. Святилища и храмы индусов.

Китайские религии. Древняя государственная религия - синтоизм. Возникновение конфуцианства. Даосизм. Китайская философия.

Иудаизм. Обычаи и верования израильтян до Моисея. Ветхий Завет и история  народа. Иегова.

Моисей, его жизнь и выполнение пророческой миссии. Последующие пророки.

Отношение к учению Христа. Современный иудаизм.

 «СЕКТАНТСТВО»

История возникновения слова «секта», его значение. Современные секты, действующие на территории нашей страны. Тоталитарные секты, их особенности.

«ЛИТЕРАТУРА И ПРАВОСЛАВИЕ»

Книга как источник нравственного воспитания . Проблема сыновства в Новом Завете и художественной литературе. Образ Креста в ветхозаветной, новозаветной и святоотеческой литературе. Урок Славянской Письменности и культуры. Древнерусская литература как исторический источник познания

«ЗАЩИТНИКИ СВЯТОЙ РУСИ» Защитники Святой Руси. Защита Отечества: взаимосвязь Церкви и государства. Защита Православия в языческом мире. Физическая подготовка в православной народной традиции. Православные традиции почитания павших защитников Отечества. А.Невский, Д.Донской.

«ПРАВОСЛАВНЫЕ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРАЗДНИКИ»

Рождество. Крещение. Пасхалия. Традиция празднования Троицы на Руси. Благовещение как главная идея Священного Писания. «Рождество Богородицы – Успение Богородицы». Круг жизни. Покров Пресвятой Богородицы. Великий пост. Традиции празднования Дня Победы

«ЦЕРКОВНЫЕ ИСТИНЫ»

Молитва как разговор с Богом. Ценности истинные и ложные. Что такое паломничество. Аскетизм в Православной культуре. Любовь к Богу. Борьба за чистоту и сохранение Православия. Искушение – нравственная проблема. Молитвенный и жертвенный подвиг. Эмоциональные состояния человека: духовно-нравственные характеристики. Мир духовный и природный


Список литературы

Для преподавателя:

Бородина Д. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Учебное пособие. 2-е изд. Испр. и доп. - М.: Покров, 2003.

Бородина Д. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Учебно-методическое пособие для учителя. - М.: Православная педагогика,2004.

.Бородина Д. В. История религиозной культуры: Преподавание курса в средней  школе /1 Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). - N2 50, 12 декабря 2002.

Бородина Д. В. История религиозной культуры: Причины введения религиоведения в содержание образование/l Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). - N2 52, 26 декабря 2002.

Бородина Д. В. О возвращении к истокам духовности /1 Вторые Арзамасские Соборные встречи. - Арзамас, 2004.

Великие духовные пастыри России. - М.: Владос, 1999.

 Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования. Материалы научно-практической конференции (10-11 октября 2002 года). - М., 2003.

Ганичев В. Н. Духовный диалог I/Новая книга России. - NQ З, 2004.

Громыко М. М., Буганов Д. В. О воззрениях русского народа. - М.: Паломник,2000.

Протоиерей Г. С. Дебольский. Православная церковь в ее таинствах, бо -

гослужениях, обрядах и требах. - М.: Отчий Дом, 1994.

Краткое объяснение всенощной, литургии или обедни, последований таинств, погребения усопших, водоосвящения и молебнов. - М.: Вика, 1991.

Для студентов:

Закон Божий / Сост. Серафим Слободской. - Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1993.

Знаменитые колокола России / СОСТ. Козлов В. Ф. - М.: Отечество –

Крайрут, 1994.

Колокола России /Авт.-СОСТ. Мишин В. В. - М.: Московский журнал, Красный звон., 1995.

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви от 13-16 августа 2000 г.

Перевезенцев С. В. Россия. Великая судьба. - М.: Белый город, 2003.

Перевезенцев С. В. Святорусское царство // Вторые Арзамасские Соборные встречи. - Арзамас, 2004.

Перевезенцев С. В. Смысл русской истории. - М., 2004.

Полный православный богословский энциклопедический словарь. - М., 1992.

 Понкин И. В. Правовые основания преподавания православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в вопросах и ответах. - М., 2003.

Православие для всех / Сост. Иеромонах Харитон (Просторов). - Кострома,20ОО.

Русские монастыри. - М.: Очарованный странник, 1995.

Русская икона: Детская энциклопедия. - М.: Белый город, 2002.

Святые земли Русской / Сост. С. С. Бычков.- М.: Белый город, 2002.

Священная библейская история: В изложении епископа Вениамина (Пушкаря) - Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2001.

Священная история в пересказе протоиерея Серафима Слободского

 Современное православное богослужение. - СПб., 1996.

Толковая Библия. - Стокгольм, 1987.

Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. - М., 1991.

Философия русского религиозного искусства XI-XX вв. 1 Сост. Н. К. Гаврюшин. - М.: Прогресс, 1993.

Флоренский П. Д. Иконостас. - М.: Искусство, 1994.

Христианство. Энциклопедический словарь. - М.: Большая энциклопедия, 1993.

Энциклопедия для детей. Т. 6. «Религии мира», ч. 2. - М.: Аванта +, 1999.

Энциклопедия православной иконы: Основы богословия иконы. - СПб.:2000


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ АРМАВИРСКИЙ ТЕХНИКУМ ОТРАСЛЕВЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Рассмотрено и одобрено на заседании                                                       Утверждаю:

Методического объединения                             И.о. директора ГБПОУ КК АТОиИТ

ГБПОУ КК АТОиИТ                                                            _________ А.А.Скоботков

Протокол № 1 от __.__.2017 г.

____________       Е.А.Небрат                                        «______» ___________ 2017г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ    ПРОГРАММА

Кружка «Основы православной культуры»

 Направленность     духовно-нравственное воспитание

 Уровень                  базовый

Рассчитана на детей   от 15 до 18лет

Срок реализации (общее количество часов)1год  (144 часа)

Разработчик:

педагог дополнительного образования

Небрат Елена Александровна

Армавир

2017 г.



Предварительный просмотр:

                                                                                    УТВЕРЖДАЮ

                                                                          И.о. директора ГБПОУ КК АТОиИТ

                                                                                                                                                                                   ____________А.А. Скоботков

«____»_____________2017г.                                                                  

№ п\п

Содержание темы занятия

Дата

Кол-во

часов

Примечание

1

Вводное занятие. Правила ТБ

3

1

1.1

Организационный сбор. Регистрация участников

1

2

1.2

Инструктаж по технике безопасности:правила поведения в местах массового скопления людей; ППД

1

3

1.3

Введение в образовательную программу

1

2.

Что такое религия?

3

4

2.1

Вера, роль веры в жизни человека. Различные определения религии.

1

5

2.2

Религиозная вера, ее особенности. Религия как учение о назначении и месте человека в мире, о смысле бытия и о мироустройстве.

1

6

2.3

Различные определения религии.

1

3.

Возникновение религий

3

7

3.1

Историческая и общественная необходимость существования религии. Проблема происхождения первобытных религиозных верований.

1

8

3.2

Свидетельства существования религиозных представлений, магических обрядов в эпоху верхнего палеолита.

1

9

3.3

Формы и элементы первобытных верований. Магия, тотемизм, фетишизм, анимизм.

1

4.

Классификация религий

2

10

4.1

Многообразие принципов классификации религии.

1

11

4.2

Некоторые важнейшие схемы классификации религий: Гегеля, фон Гартмана, Тиле.

1

5.

Мифология

4

12

5.1

Мифология как проявление человеческой мысли, имеющее в основании опыт.

Превращение мифа в аллегорию и историю. Источники мифа. Влияние языка на образование мифа.

1

13

5.2

Природные мифы, их происхождение, толкование. Небо и земля как всеобщие родители. Звезды, луна, созвездия и их место в мифологии и астрологии.

1

14

5.3

Философские мифы. Геологические мифы. Фантастические объяснительные мифы.

1

15

5.4

Этимологические мифы о названиях племен, народов и стран.

1

6.

Анимизм

4

16

6.1

Анимизм как учение о духовных существах. Учение о существовании души после смерти. Теория возмездия. Учение о нравственном воздаянии.

1

17

6.2

Фетишизм. Почитание камней и кусков дерева. Идолопоклонство. Остатки анимистической фразеологии в современном языке. Почитание деревьев.

1

18

6.3

Почитание животных. Тотемизм.Высшие божества политеизма.

Человеческие свойства, приписываемые божествам.

1

19

6.4

Классификация божеств в соответствии с общим понятием о значении и функциях. Класс великих божеств политеизма, управляющих ходом природы и жизнью человека. Бог деторождения. Бог земледелия. Бог войны.

1

20

6.5

Отличие учения о верховной власти божества от монотеизма.

1

7

Обряды и церемонии

3

21

7.1

Религиозные обряды: их практическое и символическое значение. Молитвы; непрерывное развитие этого обряда от низших до высших ступеней культуры.

1

22

7.2

Жертвоприношения. Приношение крови. Передача жертвоприношений посредством огня. Курение. Мотивы жертвоприношений.

1

23

7.3

Очищение в первобытном обществе людей, осквернившихся кровопролитием или прикосновением к покойнику. Религиозное очищение на высших ступенях культуры.

1

8

Ведийская и брахманская религии

5

24

8.1

Время существования ведийской культуры. Происхождение Вед.

Ведийские божества. Жертвенный огонь и божественный образ Агни. Сома. Культовые ведийские жертвоприношения.

1

25

8.2

Жрец-чародей и священнослужитель браман, брахман. Значение слова «браман».

1

26

8.3

Смерть и загробная жизнь, обряд захоронения.

1

27

8.4

Сведения о жизни и деятельности жрецов брахманского периода. Касты.

1

28

8.5

Философские сочинения веды - Упанишады

1

9

Религии Древней Греции

6

29

9.1

Древнейшие культы и божества: Алфей, нимфы. Пан

1

30

9.2

Культ животных

1

31

9.3

Поклонение подземным силам, существам, умершим.

1

32

9.4

Греческая теогония и мифология.

1

33

9.5

Древнегреческий культ богов. Полубоги, герои, демоны.

1

34

9.6

Культовые обряды, архитектура, искусство.

1

10

Религия Древнего Рима

3

35

10.1

Божества древних римлян.

Государственная религия и чуждые культы в Древнем Риме.

1

36

10.2

Жреческие коллегии.

1

37

10.3

Искусство Древнего Рима, нравы и обычаи.

1

11

Религия древних славян

7

38

11.1

Славянское язычество. Значение слова «язычество».

1

39

11.2

Культы  природы и культ предков.

1

40

11.3

Божества и их взаимоотношения.

1

41

11.4

Идолы, капища. Находки археологов.

1

42

11.5

Обряды погребения умерших.

1

43

11.6

Славянские празднования.

1

44

11.7

Проявления язычества в современной жизни.

1

12

Государство и религия

8

45

12.1

Государственные, официальные и привилегированные религии в разных странах. Культурообразующая религия.

1

46

12.2

Духовно-исторические традиции России.Стремление к свободомыслию, свободе вероисповедания и первые попытки отделения церкви от государства.

1

47

12.3

Многообразие форм вероисповедания в США в XVIII веке и принцип отделения церкви от государства в Декларации о правах в 1789 г.

48

12.4

Революционные преобразования в России, декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» в феврале 1918 г

1

49

12.5

Декларация прав народов России (дек. 1917). Новая государственная идеология.

1

50

12.6

Проблема культов личностей.

1

51

12.7

Антирелигиозные мероприятия в Советской России.

1

52

12.8

Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН

1

13

Мировые и национальные религии

2

53

13.1

Современная конфессиональная картина мира.

1

54

13.2

Мировые и национальные религии, их особенности

1

14

Христианство

15

55

14.1

История возникновения и распространения христианства.

1

56

14.2

Основы христианского вероучения и богослужение. Никео-Цареградский Символ веры.

1

57

14.3

Монашество и его разновидности.

1

58

14.4

Православие.

1

59

14.5

15 Автокефальных Церквей, сохраняющих общую для всех православную веру. Православный календарь.

1

60

14.6

Становление Русской Церкви как Автокефальной в 1448 г. Учреждение патриаршества в 1589 году.

1

61

14.7

Церковные реформы Петра 1. Причины возникновения старообрядчества..

1

62

14.8

Несколько направлений старообрядчества.

1

63

14.9

Замена патриаршества Духовной коллегией, затем Синодом

1

64

14.10

Восстановление патриаршества в 1917 г. Судьба Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви в ХХ веке.

1

65

14.11

Причины отделения Римской церкви.

1

66

14.12

Католицизм в современном мире. особенности латинского вероучения, обрядовости и церковной организации.

1

67

14.13

Униатские церкви и их взаимоотношения с Ватиканом.

1

68

14.14

Протестантизм: история возникновения и распространения в мире.

1

69

14.15

Итоговое занятие за 1 полугодие

1

15

Буддизм

7

70

15.1

Происхождение названия. Возникновение учения Жизненный путь Готамы (Гаутомы), духовные поиски.

1

71

15.2

Повествования о жизни и деяниях Будды. Политеизм буддизма.

1

72

15.3

Буддийская космогония и космология.

1

73

15.4

Учение Будды о жизни и сознании как бесценном даре природы, о «колесе жизни», О сансарическом бытии.

1

74

15.5

Культовая система буддизма.

1

75

15.6

История распространения буддизма в 18 странах Центральной, Южной, ЮгоВосточной и Восточной Азии., в Калмыкии.

1

76

15.7

Буддийские общины, храмы и центры в странах Европы, Америки, в Бурятии, Читинской и Иркутской областях

1

16

Ислам

7

77

16.1

Культурно-исторические условия возникновения ислама. Важнейший хозяйственный и идейный центр Аравии начала VII века. Языческий центр Кааба, святыня разных племен.

1

78

16.2

Рождение Мухаммада, жизнь и начало пророческой миссии. Написание священной книги мусульман - Корана.

1

79

16.3

Суть учения Мухаммада, основные черты куль та. Система запретов и предписаний.

1

80

16.4

Первый крупный раскол в исламе, выделение трех основных направлений: суннизма, шиизма и хариджизма

1

81

16.5

Многочисленные шиитские течения и секты: имамиты, исмаилиты, друзы, алавиты и другие, их исторические корни и основные идеи. Суфитские братства.

1

82

16.6

Ислам в современном мире. Два современных направления исламской мысли.

1

83

16.7

Мусульманские политические партии и общественные организации, сеть международных исламских организаций .

1

17

Некоторые национальные религии

10

84

17.1

Основные этапы формирования индуизма. Представление об арийском цикле.

1

85

17.2

Веды. Брахманизм, учение о кастах.

1

86

17.3

Возникновение джайнизма.

1

87

17.4

Святилища и храмы индусов.

1

88

17.5

Китайские религии. Древняя государственная религия - синтоизм.

1

89

17.6

Возникновение конфуцианства.

1

90

17.7

Даосизм.

1

91

17.8

Китайская философия.

1

92

17.9

Ветхий Завет и история  народа. Иегова.

1

93

17.10

Современный иудаизм.

1

18.

Сектанство

4

94

18.1

История возникновения слова «секта», его значение.

1

95

18.2

Современные секты, действующие на территории нашей страны.

1

96

18.3

Тоталитарные секты, их особенности.

1

97

18.4

Сектанство как еретическое воззрение

1

Литература и православие

10

98

19.1

Книга как источник нравственного воспитания

1

99

19.2

Бытие святых

1

100

19.3

Библия

1

101

19.4

Православие в художественной литературе.

1

102

19.5

Проблема сыновства в Новом Завете и художественной литературе.

1

103

19.6

Образ Креста в ветхозаветной, новозаветной и святоотеческой литературе.

1

104

19.7

Урок Славянской Письменности и культуры.

1

105

19.8

Древнерусская литература как исторический источник познания

1

106

19.9

Посещение музея им. С. Донгулова

1

107

19.10

Урок игра «Литература и Православие»

1

20

Защитники Святой Руси

13

108

20.1

Защита Отечества: взаимосвязь Церкви и государства.

1

109

20.2

Защита Православия в языческом мире.

1

110

20.3

Физическая подготовка в православной народной традиции.

1

111

20.4

Православные традиции почитания павших защитников Отечества

1

112

20.5

Владимир Красное Солнышко

1

113

20.6

Сергий Радонежский

1

114

20.7

Серафим Саровский

1

115

20.8

Казачество и Православие

1

116

20.9

А.Невский

1

117

20.10

Д.Донской.

1

118

20.11

Национальные герои- Минин и Пожарский.

1

119

20.12

Национальные герои- Суворов, Кутузов, Ушаков

1

120

20.13

Посещение Армавирского краеведческого музея

1

21

Православные и государственные праздники

17

121

21.1

Рождество .

1

122

21.2

Крещение.

1

123

21.3

Сретение Господне

1

124

21.4

Благовещение как главная идея Священного Писания .

1

125

21. 5

Преображение  Господне

1

126

21.6

Пасхалия..

1

127

21.7

Традиция празднования Троицы на Руси

1

128

21.8

«Рождество Богородицы»

1

129

21.9

«Успение Богородицы». Круг жизни.

1

130

21.10

Покров Пресвятой Богородицы .

1

131

21.11

Воздвижение Креста Господня

1

132

21.12

Рождество Иоанна Предтечи

1

133

21.13

Первоверховные апостол Петра и Павла

1

134

21.14

Великий пост.

1

135

21.15

Постные недели

1

136

21.16

День народного Единства

1

137

21.17

Традиции празднования Дня Победы

1

22

Церковные истины

8

138

22.1

Молитва как разговор с Богом. Ценности истинные и ложные. Что такое паломничество.

1

139

22.2

Аскетизм в Православной культуре. Любовь к Богу.

1

140

22.3

Борьба за чистоту и сохранение Православия.

1

141

22.4

Искушение – нравственная проблема

1

142

22.5

Молитвенный и жертвенный подвиг.

1

143

22.6

Эмоциональные состояния человека: духовно-нравственные характеристики.

1

143

22.7

Мир духовный и природный

1

144

22.8

Итоговое занятие

1

Итого

144


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по православной культуре 2 класс ФГОС

Программа составлена в соответствии с положением МБОУ "Гимназия №18" на 2013-2014 учебный год...

Основы православной культуры тест

Основы православной культуры тест...

1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения учебной дисциплины. ОГСЭ. 07 Основы православной культуры

Настоящие методические указания для выполнения  самостоятельной  работы по дисциплине «Основы православной культуры»    представляют собой структурно-технологическ...

2. Методические рекомендации по организации практической работы студентов в процессе изучения учебной дисциплины ОГСЭ. 07 Основы православной культуры

Методические указания представляют собой структурно-технологическую карту, план и программу работы каждого студента очной формы обуче...

3. Методическая разработка внеурочного мероприятия по УД ОГСЭ07. Основы православной культуры Тема: «Сохрани жизнь!»

Цель мероприятия: раскрыть сущность аморальных явлений жизни; показать негативную роль зависимости; развивать навыки самопознания; раскрыть значение влияния дурной компании на современного подростка; ...

Учебно-планирующая документация для обучающихся с ОВЗ:"История родного края", "Основы трудового законодательства", "Основы православной культуры", "ПДД"

Программа факультативного предмета «История родного края» предназначена для изучения истории в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу для обуч...

Основы Православной культуры под редакцией протоиерея Виктора Дорофеева

тесты к учебнику Основы Православной культуры под редакцией протоиерея Виктора Дорофеева, диакона Ильи Кокина 2019 год....